Понятие конфликт интересов: Статья 10. Конфликт интересов \ КонсультантПлюс

Содержание

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ООО «М-Инвест»

1. Общие положения

1.1. Аннотация.
1.1.1. Цель разработки документа.

Положение об урегулировании конфликта интересов в ООО «М-Инвест» (далее — Положение) разработано с целью определения процедуры предупреждения, своевременного выявления и урегулирования конфликта интересов, а также координации действий всех работников в случае возникновения или возможности возникновения конфликтов интересов.

1.1.2. Краткое содержание документа.
В настоящем документе определены:
  • понятие конфликта интересов, субъекты конфликта интересов;
  • причины и условия возникновения конфликта интересов;
  • процедуры выявления конфликта интересов и раскрытия информации о конфликте интересов;
  • меры по предупреждению конфликта интересов;
  • порядок и формы урегулирования конфликта интересов;
  • ответственность за нарушение условий настоящего Положения.
1.
1.3. Целевой пользователь документа.

Положение предназначено для использования работниками ООО «М-Инвест»

1.1.4. Ответственный за разработку документа.

Ответственным за разработку и изменение настоящего Положения является Исполнительный директор.

1.2. Основные понятия.
Руководитель

Генеральный директор, Исполнительный директор, Коммерческий директор.

Закупка

Совокупность действий, направленных на своевременное и полное удовлетворение потребностей Общества в продукции на основе договора с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Не являются закупками действия Общества, связанные с осуществлением обязательных платежей, компенсационных выплат, а также приобретение продукции в случаях, установленных законодательством Российской Федерации вне зависимости от волеизъявления Общества.

Контрагент

Юридическое или физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), органы государственной власти и местного самоуправления, являющиеся стороной по договору (документу, акту), заключенному с Обществом.

Конфликт интересов

Ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) руководителя/работника, влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью руководителя/работника и правами и законными интересами Общества, способное привести к причинению вреда интересам Общества.

Личная заинтересованность

Возможность получения руководителем/работником при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, личной выгоды непосредственно для работника или руководителя, членов их семей или лиц, находящихся в близком родстве или свойстве с работником или руководителем, а также для граждан или организаций, с которыми работник или руководитель связан финансовыми или иными обязательствами имущественного характера.

Материальная выгода

Экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Личная выгода

Выгода, не являющаяся материальной выгодой, выразившаяся в достижении работником/руководителем очевидных личных целей, даже, если такая выгода не привела к получению материальной выгоды.

Лица, находящиеся в близком родстве или свойстве с руководителем/ работником

Родители, супруги, дети, братья, сестры, руководителя/ работника.

Общество

Общество с ограниченной ответственностью «М-Инвест».

Предконфликтная ситуация

Ситуация, при которой у руководителей/работников Общества, при осуществлении ими своей служебной или профессиональной деятельности может возникнуть личная заинтересованность, приводящая к конфликту интересов.

Субъекты конфликта интересов

Руководители Общества, работники Общества.

Урегулирование конфликта интересов

Процесс осуществления комплекса мер и мероприятий, направленных на разрешение конфликта интересов.

Работники Общества

Физические лица, находящиеся в трудовых отношениях с Обществом.

Работники управленческого состава

Работники Общества, относящиеся к категории административно-управленческого и производственного персонала (не относящиеся к категории Рабочие).

Работники категории Рабочие

Водители, операторы, уборщики, электромонтеры, подсобные рабочие.

Цепочка собственников

Данные об участниках (в отношении участников, являющихся юридическими лицами, — данные об их участниках и т.д.), включая бенефициаров (в том числе конечных), а также сведения о составе исполнительных органов контрагентов.

1.3. Основные принципы урегулирования конфликтов интересов.

1.3.1. Приоритет прав и законных интересов Общества перед личными интересами.
Урегулирование конфликта интересов должно максимально отвечать интересам Общества, в равной мере обеспечивать соблюдение и охрану прав Общества, защиту имущественных интересов и деловой репутации Общества.

1.3.2. Приоритет предупредительных мер.
Общество придает большое значение своевременному предупреждению и справедливому урегулированию конфликтов интересов.

1.3.3. Индивидуальное рассмотрение каждого конфликта интересов и урегулирование каждого случая конфликта интересов.

1.3.4. Конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования.

2. Причины возникновения конфликта интересов. Ситуации, при которых возникает конфликт интересов

2.1. Причины возникновения конфликта интересов:

1) Нарушение и неисполнение требований законодательства Российской Федерации, Устава Общества, локальных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Общества.

2) Несоблюдения норм и принципов корпоративной этики, стандартов корпоративного поведения.

3) Наличие у работников управленческого состава Общества, а также относящихся к категории «руководители» Общества финансовых интересов в других юридических лицах, с которыми Общество поддерживает деловые отношения.

4) Предоставление работниками управленческого состава Общества, а также относящимися к категории «руководители» деловых возможностей другим юридическим лицам в ущерб интересам Общества в силу личных интересов.

5) Не разрешение предконфликтных ситуаций, возникающих в Обществе.

6) Неисполнение договорных обязательств, как со стороны Общества, так и со стороны контрагентов Общества.

2.2. Ситуации возникновения конфликта интересов.
2.2.1. Конфликт интересов может возникнуть:

а) При осуществлении Обществом закупочной деятельности, взаимодействии с контрагентами в случае, когда:

  • руководители/работники Общества, Организатор закупок, лица, находящиеся с ними в близком родстве или свойстве, владеют (единолично или в совокупности) долями участия в капитале, паями, акциями, облигациями и иными ценными бумагами, эмитентами которых являются юридические лица, принимающие участие в закупках, и/или юридические лица, являющиеся контрагентами Общества;
  • руководители/работники Общества, Организатор закупок или лица, находящиеся с ними в близком родстве или свойстве, в течение последних 12 месяцев состояли в трудовых (на основании договоров) или гражданско-правовых (на основании договоров, предметом которых, является выполнение работ, оказание услуг) отношениях с юридическими или физическими лицами, принимающими участие в закупках, и/или лицами, являющимися контрагентами Общества;
  • руководители/работники Общества или лица, находящиеся с ними в близком родстве или свойстве, получали в течение последних 12 месяцев вознаграждения (денежную плату, призы, подарки, скидки, безвозмездно оказанные услуги и т. п.) и/или иную выгоду от юридических или физических лиц, принимающих участие в закупках, и/или лиц, являющихся контрагентами Общества;
  • руководители/работники Общества или лица, находящиеся с ними в близком родстве или свойстве, имеют обязательства имущественного характера в отношении юридических лиц или физических лиц, принимающих участие в закупках, и/или лиц, являющихся контрагентами Общества;
  • руководители/работники Общества или лица, находящиеся с ними в близком родстве или свойстве, заключают сделки с Обществом или его филиалами, не связанные с исполнением трудовых и иных обязанностей по отношению к Обществу.

б) При использовании работниками/руководителями Общества своего служебного положения в личных целях, например, для получения подарков, вознаграждений или иных выгод для себя лично или других лиц, в том числе в обмен на поставку Обществом продукции, выполнение работ или оказание услуг либо в обмен на предоставление конфиденциальной информации.

в) При таком использовании (распространении) инсайдерской информации, которое повлекло наличие у работников/руководителей Общества материальной и/или личной выгоды и как следствие — возникновение противоречий между личной заинтересованностью работника/руководителя и правами и законными интересами Общества.

г) При участии (владении акциями, долями, паями) руководителей/работников Общества или лиц, находящихся с ними в близком родстве или свойстве, в юридических лицах, прямо или косвенно конкурирующих с Обществом.

д) При нарушении руководителями/работниками установленных в Обществе правил поведения при принятии, дарении подарков, приглашений на мероприятия в связи с их деятельностью, протокольными мероприятиями и командировками, которое может повлечь возникновение у руководителя/работника Общества материальной и/или личной выгоды, противоречащей правам и законным интересам Общества.

е) При осуществлении Обществом благотворительной и спонсорской деятельности в случае, когда:

  • руководители/работники Общества или лица, находящиеся с ними в близком родстве или свойстве, являются единственными учредителями или членами благотворительных фондов, союзов, ассоциаций и иных юридических лиц, которым оказывается благотворительная или спонсорская помощь;
  • руководители/работники Общества или лица, находящиеся с ними в близком родстве или свойстве, имеют обязательства имущественного характера в отношении благотворительных фондов, союзов, ассоциаций и иных юридических лиц, которым Общество оказывает благотворительную или спонсорскую помощь;
  • руководителем/работником Общества допущены нарушения установленных в Обществе правил оказания благотворительной или спонсорской помощи, которые могут повлечь возникновение у работника или руководителя материальной и/или личной выгоды, противоречащей правам и законным интересам Общества.
2.2.2. Иные случаи нарушения руководителями/работниками Общества законодательства Российской Федерации,

локальных нормативных правовых актов и/или организационно-распорядительных документов Общества, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) руководителей/работников Общества влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью руководителя/работника и правами и законными интересами Общества, в том числе, способное привести к причинению вреда интересам Общества.

2.2.3. Указанный выше перечень случаев, при которых может возникнуть конфликт интересов, не является исчерпывающим.

Конфликт интересов может также возникнуть в иных случаях, при которых возникает или может возникнуть противоречие интересов Общества и его руководителей/работников.

3. Предупреждение конфликта интересов

3.1. Одним из действенных механизмов соблюдения, охраны и защиты имущественных интересов и деловой репутации Общества является предупреждение конфликтов интересов.
3.2. Меры предупреждения конфликта интересов.

3.2.1. Соблюдение руководителями/работниками Общества требований законодательства Российской Федерации, Уставов Общества, локальных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Общества и стандартов корпоративного поведения.

3.2.2. Осуществление руководителями/работниками своих полномочий, функций и должностных обязанностей в отношении Общества только исходя из интересов Общества.

3.2.3. Недопущение заключения сделок и возникновения ситуаций, в которых личные интересы руководителя/работника могут вступить в конфликт или войти в противоречие с интересами Общества.

3.2.4. Отказ руководителей/работников от участия во взаимоотношениях с деловыми партнерами Общества, за исключением ведения дел от имени и в интересах Общества.

3.2.5. Недопущение случаев оказания влияния на решения руководителей структурных подразделений Общества с целью содействия приему на работу, переводу работников на вышестоящие должности.

3.2.6. Отказ от осуществления деятельности конкурентной по отношению к интересам Общества.

3.2.7. Осуществление Обществом деятельности по сбору и анализу информации о цепочках собственников контрагентов и участников закупочных процедур (потенциальных контрагентов).

3.2.8. Своевременное разрешение каждой возникшей предконфликтной ситуации.
Разрешение предконфликтных ситуаций производится в порядке, предусмотренном разделом 5 настоящего Положения.

3.2.9. Обеспечение при взаимодействии с контрагентами Общества:
1) своевременности расчетов по контрактам и договорам;
2) соблюдения коммерческой тайны Общества;
3) взимания с контрагентов оплаты за товары, работы, услуги в размере, установленном на взаимно согласованной основе в контракте (договоре), или по тарифам, информация о которых является публичной;
4) оказания услуг профессионально, добросовестно и в полном объеме;
5) своевременной, в соответствии с условиями контракта (договора), оплаты приобретаемых товаров, работ, услуг.

3.2.11. Совершенствование процедур по предупреждению использования в личных целях имеющейся в Обществе информации лицами, имеющими доступ к такой информации (порядок использования инсайдерской информации).

3.2.12. Обеспечение своевременного рассмотрения негативной информации об Обществе в средствах массовой информации и иных источниках и осуществление своевременного реагирования по каждому факту появления такой информации.

4. Выявление конфликта интересов

4.1. Методы выявления конфликта интересов.

4.1.1. Анализ, оценка и проверка генеральным директором информации о конфликте интересов, поступившей от руководителей, работников Общества, от физических и/или юридических лиц.

4.1.2 Анализ и оценка результатов проверочных мероприятий, проводимых структурными подразделениями Общества, а также анализ результатов проверочных мероприятий, проводимых органами внешнего контроля.

4.1.3. Экспертиза, анализ, оценка документов и информации, представляемых в рамках осуществления закупочной деятельности.

4.1.4. Анализ, проверка и оценка информации о цепочке собственников потенциальных контрагентов и контрагентов Общества.

4.1.5. Анализ, проверка и оценка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, лиц, претендующих на замещение руководящих должностей и работников, замещающих руководящие должности в Обществе и членов их семей.

4.1.6. Иные способы и методы, предусмотренные организационно-распорядительными документами Общества.

4.2. В Обществе устанавливается следующая система раскрытия сведений о наличии конфликта интересов (декларирование конфликта интересов):

  • первоначальное раскрытие сведений о наличии конфликта интересов при приеме на работу;

4.2.1. К категориям работников, подлежащих первоначальному декларированию, относятся:

  • руководители Общества;
  • работники управленческого состава Общества.

4.2.2. Не подлежат декларированию работники категории Рабочие Общества.

4.2.3. Первоначальное раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу.
При трудоустройстве на работу кандидат на занятие вакантной должности в Обществе заполняет Декларацию конфликта интересов кандидата (далее — декларация) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
На основании письменного согласия кандидата на занятие вакантной должности информация, им задекларированная, проходит проверку.

В случае, если кандидат соответствует требованиям, предъявляемым Обществом, и с ним заключается трудовой договор, заполненная декларация хранится в личной папке сотрудника в соответствии с требованиями о защите сведений, являющихся персональными данными.

5. Разрешение предконфликтных ситуаций

5.1. Руководители/работники Общества, Организатор закупок обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

5.2. В случае возникновения предконфликтной ситуации, работники Общества должны направить соответствующую информацию руководителю в течение того рабочего дня, в котором возникла или была выявлена предконфликтная ситуация.

5.2.1. Руководство предпринимает возможные меры для ликвидации предконфликтной ситуации и предотвращения возможного конфликта интересов в Обществе.

5.3. Генеральный директор рассматривает, проверяет и анализирует поступившую информацию в течение пяти рабочих дней с момента поступления информации.

5.4. При получении информации о предконфликтной ситуации в закупочной сфере, в течение одного рабочего дня.

5.5. Руководство Общества предпринимает возможные меры для ликвидации предконфликтной ситуации и предотвращения возможного конфликта интересов.

6. Урегулирование конфликтов интересов

6.1. Руководители/работники Общества, Организатор закупок обязаны письменно сообщить сведения о возникновении конфликта интересов в течение одного рабочего дня с момента его возникновения или выявления.

6.2. Формы урегулирования конфликта интересов.

6.2.1. Отстранение руководителя/работника постоянно или временно от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут находиться под влиянием конфликта интересов.

6.2.2. Пересмотр или изменение круга обязанностей и трудовых функций руководителя/работника Общества в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

6.2.3. Перевод руководителя или работника в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке на должность, предусматривающую выполнение трудовых функций, не связанных с конфликтом интересов.

6.2.4. Увольнение руководителя/работника по инициативе Обществ за дисциплинарные проступки при наличии оснований, в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
Данный перечень форм урегулирования конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае могут быть найдены иные формы урегулирования конфликта.

6.3. Результаты рассмотрения фактов возникновения конфликтов интересов анализируются и обобщаются Обществом в целях выявления причин и условий, способствующих возникновению конфликтов интересов в Обществе, и выработки механизмов их предупреждения и предотвращения.

7. Ответственность

7.1. Соблюдение требований настоящего Положения является непременной обязанностью каждого руководителя/работника Общества.

7.2. Сокрытие и/или намеренно несвоевременное либо неполное раскрытие руководителем/работником информации о конфликте интересов по любым причинам рассматривается как злоупотребление доверием и обман Общества, вне зависимости от того, повлекло ли сокрытие негативные последствия для деятельности Общества или нет.

7.3. В случае обнаружения признаков предконфликтной ситуации и/или конфликта интересов, о которой руководитель/работник Общества знал, но не сообщил, а также в случае допущения иных нарушений настоящего Положения в процессе исполнения трудовой деятельности, выразившиеся в неисполнении/ненадлежащем исполнении должностных обязанностей и/или причинении ущерба Обществу, к указанному лицу применяются меры ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Минтруд предложил увольнять начальников за конфликт интересов подчиненных — РБК

Минтруд предложил ужесточить антикоррупционные нормы и увольнять начальников за конфликт интересов подчиненных, узнал РБК. Требование будет относиться к чиновникам и силовикам

Фото: Владислав Шатило / РБК

Минтруд предложил изменить правила противодействия и урегулирования конфликта интересов у должностных лиц. Ведомство подготовило изменения в закон «О противодействии коррупции» (а также в отдельные законодательные акты), которые возлагают на руководителей обязанность принимать меры для исключения конфликта интересов у подчиненных. Проект поправок есть в распоряжении РБК, их подлинность подтвердил собеседник, знакомый с текстом. Если начальнику было известно о конфликте интересов и он бездействовал, то он подлежит увольнению в связи с утратой доверия, следует из документа.

Законопроект был вынесен на обсуждение общественного совета при Минтруде 25 января, следует из повестки заседания совета. Он прошел межведомственное согласование и внесен в правительство, сообщили РБК в пресс-службе ведомства.

adv.rbc.ru

Уточнение ряда антикоррупционных норм было запланировано Национальным планом противодействия коррупции на 2021–2024 годы, который президент Владимир Путин утвердил в 2021 году. В частности, правительство должно было до 30 марта 2023 года рассмотреть вопрос о внесении поправок, предусматривающих «возложение на непосредственного руководителя обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных». Именно на введение этой нормы направлен новый законопроект Минтруда, который затронет государственных и муниципальных служащих, сотрудников таможенных органов, уголовно-исполнительной системы и Следственного комитета, а также МВД и Противопожарной службы.

adv.rbc.ru

Согласно документу, должностные лица обязаны сообщать своим непосредственным руководителям о возникновении «личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов». Получив такую информацию, руководитель, в свою очередь, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию этого конфликта. В случае если он не обладает необходимыми для этого полномочиями, его обязанностью будет сообщить о проблеме вышестоящему должностному лицу, которое обладает требуемыми рычагами власти.

Если меры не были приняты или же сообщение не было передано высокопоставленному начальству, руководящий сотрудник подлежит увольнению «в связи с утратой доверия».

Под конфликтом интересов в российском законодательстве понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных или служебных обязанностей. Личная заинтересованность, в свою очередь, означает возможность получения доходов в виде денег, имущества, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо еще выгод самим лицом или его родственниками.

Минтруд выделяет два аргумента, почему предлагаемое регулирование будет эффективным:

  • оно позволит незамедлительно информировать лиц, уполномоченных на принятие необходимых мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
  • оно даст возможность оперативно принимать указанные меры.

Общественный совет поддержал законопроект Минтруда, сообщила РБК член совета, зампред Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Нина Кузьмина. По ее словам, ведомству было рекомендовано проработать возможность внесения изменений в Трудовой кодекс, с тем чтобы раскрыть понятие «непосредственный руководитель».

Как правило, «непосредственное руководство» характеризуется прямым руководством над лицом и отсутствием между такими лицами в рамках административной или организационно-штатной структуры других руководителей, указывает Минтруд в пояснительной записке. Соответствующие положения применимы, например, к государственным гражданским служащим и закрепляются в их должностном регламенте. Таким образом, непосредственный руководитель определяется исходя из локальных правовых и иных актов, заключают в Минтруде.

В большинстве случаев решение проблемы может состоять в перераспределении (перепоручении) задач, например в передаче исполнительного производства другому должностному лицу, считают в Минтруде. Кроме того, к возможным мерам в ведомстве относят следующие:

  • предложение подчиненному отказаться от полученной или предполагаемой к получению выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

  • усиление контроля за исполнением подчиненным должностных обязанностей, при выполнении которых может возникнуть или возникает конфликт интересов;

  • ограничение доступа подчиненного к конкретной информации, обладание которой может привести или уже приводит к конфликту интересов;

  • отстранение подчиненного от исполнения поручения, которое приводит или может привести к конфликту интересов, а также от участия в обсуждении и процессе принятия решений по указанному поручению.

Кроме того, по мнению Минтруда, целесообразно регламентировать порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности отдельным указом президента. В частности, предлагается предусмотреть визирование такого уведомления сотрудником подразделения по профилактике коррупционных правонарушений и приобщение его к личному делу.

По действующему законодательству работодатель и непосредственный руководитель также обязаны принимать меры к разрешению конфликта интересов, отметил партнер BGP Litigation Анатолий Логинов. Если они не исполняют эту обязанность или исполняют ее ненадлежащим образом, такие лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

«На данный момент наказанием необязательно будет увольнение. Оно может быть альтернативным и выбираться из тех видов наказаний, которые предусмотрены конкретным законом, регулирующим тот или иной вид государственной, муниципальной службы, в зависимости от степени тяжести нарушения. В то же время после принятия поправок таким наказанием императивно будет увольнение», — поясняет эксперт.

Норма будущего закона сформулирована так, что руководитель должен быть проинформирован (уведомлен) о наличии конфликта интересов, чтобы его возможно было привлечь к ответственности и, как результат, уволить, если такой конфликт не был урегулирован, говорит Логинов. Если же он не был надлежащим образом проинформирован о наличии конфликта, он не подлежит привлечению к ответственности.

В целом можно сказать, что инициатива может стать эффективной мерой, так как будет стимулировать лиц, имеющих полномочия разрешать конфликт интересов, принимать необходимые меры, а не оставлять все на откуп ответственности или безответственности конкретных сотрудников, полагает эксперт. С ним согласен вице-президент Ассоциации юристов и юридических компаний по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов: по его мнению, «централизация» ответственности позволит повысить эффективность законодательного регулирования.

Понимание природы конфликта интересов

Однако следует отметить, что рассмотрение характера конфликта интересов усложняется тем фактом, что относительно незначительные изменения в отношениях могут привести к глубокому изменению типа конфликта, подлежащего рассмотрению. идентифицировано. Следовательно, важно отметить некоторые важные различия.

Как правило, конфликт интересов возникает, когда два или более лица (стороны) ищут:

  • тот же неделимый товар или выгода, или
  • часть делимого товара или выгоды в таком количестве или таким образом, что резерва недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний другой стороны или сторон, или
  • , когда товары или выгоды, к которым стремится каждая сторона, имеют такой характер, что они не могут принадлежать этим сторонам без причинения какого-либо ущерба одной или другой стороне.

Прямые и косвенные конфликты интересов

Конфликты интересов могут быть прямыми или косвенными. Прямой конфликт интересов возникает всякий раз, когда два или более лица стремятся получить товар или выгоду в условиях, подобных тем, которые определены выше.

Косвенный конфликт интересов возникает, когда лицо обязано защищать или продвигать интересы двух или более других лиц, которые совместно или по отдельности стремятся получить товар или выгоду на условиях, подобных тем, которые определены выше. Косвенный конфликт интересов может быть лучше назван «конфликтом обязанностей».

Для простоты аргументации, когда речь идет о косвенном конфликте интересов, лицо, обязанное продвигать или защищать интересы другого лица, будет называться «поставщиком услуг», а лицо, на котором лежит обязанность, будет называться «поставщиком услуг». клиент’.

Для целей данного совета соответствующие отношения должны быть такими, чтобы обязанность защищать или продвигать интересы клиента брал на себя поставщик услуг. Это исключит наиболее распространенные коммерческие отношения.

Например, владелец супермаркета не обязан защищать или продвигать интересы тех, чьи товары продаются в магазине. Помимо обычной обязанности заботиться о себе, владелец супермаркета обязан только предоставить место, где товары могут быть выставлены и проданы в товарном состоянии. С другой стороны, те, у кого есть фидуциарные обязанности, или, например, те, кто действует в качестве агентов других лиц, могут столкнуться с косвенным конфликтом интересов (или конфликтом обязанностей).

Следует отметить, что у физического лица в отношении одной и той же ситуации может быть как прямой, так и косвенный конфликт интересов. Например, в обстоятельствах, когда юрист желает действовать от имени двух конкурентов в одной и той же отрасли, солиситор будет prima facie заинтересован в получении вознаграждения от обеих сторон. В этом случае может возникнуть прямой конфликт интересов между желанием солиситора получить вознаграждение и желанием или необходимостью клиента обеспечить, чтобы солиситор не действовал в интересах конкурента. Юрист также может иметь косвенный конфликт интересов (или конфликт обязанностей), который возникает из-за конфликта между интересами каждого конкурента. То есть солиситор не сможет выполнять свои обязанности перед обеими сторонами.

Во многих случаях лучше сохранить отношения, несмотря на конфликт интересов

Можно ли разрешить конфликты интересов?

Прежде чем непосредственно обратиться к этому вопросу, важно отметить одно из ключевых предположений, на котором основывается аргументация этого мнения. Это то, что люди имеют право принимать решения по вопросам, влияющим на их собственное благополучие.

В некоторых случаях от этого права можно отказаться добровольно, в других случаях оно может быть передано другому лицу, которое может осуществлять его от имени лица. Если специально не запрошено, не предлагается выдвигать философские аргументы, которые оправдывают это предположение.

Права сторон с прямым конфликтом интересов являются «симметричными» (принципиально равными и однотипными). Однако в случае непрямых конфликтов возникает «асимметрия» прав клиентов и поставщиков услуг. Как правило, поставщик услуг заключает соглашение, по которому он или она соглашается защищать или продвигать интересы клиента.

Поставщик услуг заключает это соглашение добровольно и обычно за вознаграждение. Хотя вознаграждение выплачивается частично за доступ к товарам, навыкам или советам поставщика услуг, часть платежа также производится для обеспечения лояльности поставщика услуг. Следовательно, ожидается, что интересы клиента будут поставлены выше интересов других (включая интересы поставщика услуг). По отношению к поставщику услуг и в контексте условий авансового платежа права клиентов имеют первостепенное значение.

На этом основана асимметрия прав, выявленная в случае косвенных конфликтов. Следствием этого является то, что поставщик услуг не имеет права влиять или определять решение косвенного конфликта интересов, за исключением прекращения одного или нескольких отношений, порождающих конфликт.

Следует отметить, что прямой конфликт интересов может быть урегулирован только в том случае, если одна или несколько сторон уступят место другой. В лучшем случае прямой конфликт интересов будет разрешен путем компромисса, при котором каждая сторона получит нечто меньшее, чем считалось бы идеальным. Каждая сторона, вовлеченная в прямой конфликт интересов, имеет право наравне со всеми другими непосредственно затронутыми сторонами принимать самостоятельное решение.

В случае косвенного конфликта интересов (или конфликта обязанностей) каждая сторона имеет возможность разрешить конфликт. Например, поставщик услуг может решить прекратить одно или несколько отношений, вызвавших конфликт.

Тем не менее, поставщик услуг нередко желает сохранить все отношения нетронутыми. Это может быть вызвано желанием сохранить ощутимые выгоды, вытекающие из множественных отношений. В таких случаях потеря одного клиента или клиента редко компенсируется соответствующим увеличением выгод, вытекающих из остальных.

Однако для поставщика услуг существуют равные трудности, связанные с обязанностью действовать в интересах каждого клиента. Для поставщика услуг прекращение отношений с клиентом в одностороннем порядке может нанести ущерб клиенту. В таких обстоятельствах поставщик услуг может столкнуться с настоящей дилеммой относительно того, как выйти из конфликта. Затем те, чьи интересы должны быть защищены или продвигаемы, должны решить, как будет решаться этот вопрос.

Одним из очевидных решений этого типа конфликтов является прекращение отношений с поставщиком услуг для одного или нескольких клиентов (или, по крайней мере, ослабление их до степени, достаточной для разрешения конфликта). Однако следует отметить, что наличие конфликта обязанностей НЕ обязательно означает, что поставщик услуг должен разорвать отношения со всеми сторонами, кроме одной. Вместо этого всегда существует возможность того, что каждый клиент добровольно даст свое информированное согласие на то, чтобы поставщик услуг продолжал действовать как в своих интересах, так и (косвенно) в интересах тех, с кем его интересы конфликтуют. Как отметил профессор Пол Финн из Австралийского национального университета:

Важный урок общего права состоит в том, что конфликты обязанностей и интересов как таковые не вызывают возражений сами по себе. Что вызывает возражения, прежде всего, так это нераскрытые конфликты.

(Финн, 1993, стр. 97)

Для разрешения конфликта обязанностей каждый клиент должен:

  • Быть компетентным для принятия обоснованного решения
  • Быть свободным в принятии решений (свободным от какого-либо влияния или ограничений, прямо или косвенно исходящих от поставщика услуг)
  • Знание о существовании, характере и степени косвенного конфликта интересов поставщика услуг
  • Знать характер (а иногда и степень) любого соответствующего прямого конфликта интересов
  • При необходимости воспользуйтесь независимой консультацией
  • Согласие поставщика услуг продолжать действовать от его имени

Таким образом, каждая из сторон должна в конечном итоге решить, продолжать ли поддерживать отношения с поставщиком услуг, у которого возник конфликт обязанностей. Абсолютного запрета на поддержание таких отношений нет.

Скорее каждая из сторон должна взвесить вероятные издержки и выгоды продолжения отношений. В этом отношении клиент, как правило, хочет оценить как «непосредственные», так и «отдалённые» преимущества и вред. То есть предусмотрительный клиент пожелает в полной мере оценить обстоятельства своих взаимоотношений с поставщиком услуг. С практической точки зрения это означает задавать вопросы следующего типа:

  • Какой основной интерес должны служить эти отношения?
  • Наносится ли каким-либо образом вред реализации этого интереса, если эти отношения продолжаются в его нынешней форме (соответствуют ли средства цели)?
  • Существуют ли какие-либо реалистичные альтернативы этим отношениям (могут ли какие-либо другие отношения решить настоящую проблему, не порождая уравновешивающих трудностей равной или большей значимости)? Принесет ли какая-либо из альтернатив чистую прибыль?
  • Существуют ли какие-либо релевантные «случайные» интересы, на которые может негативно повлиять сохранение текущих отношений? Если да, то являются ли эти «случайные» интересы настолько важными, что они сводят на нет чистую выгоду от сохранения нынешних отношений?

Возможность ответить на эти вопросы может быть ограничена при наличии соответствующей информации. Например, некоторая информация может быть коммерчески важной или строго конфиденциальной по другим причинам. В некоторых случаях может быть необходимо получить разрешение от существующего клиента, прежде чем раскрывать информацию, которая потребуется потенциальному клиенту для принятия обоснованного решения о том, вступать или нет в отношения с поставщиком услуг.

Все это можно продемонстрировать на несколько надуманном гипотетическом примере. Предположим, что две стороны желают нанять одного и того же юриста для оказания услуг, связанных с передачей земельного участка давнему соседу продавца. Предположим также, что адвокат является родственником одной из сторон. В данном случае явно имеет место целый ряд конфликтов интересов. Могли ли стороны разумно согласиться с тем, чтобы советник продолжал действовать в интересах обеих сторон? Вопрос может быть рассмотрен с точки зрения одной из сторон, поставщика.

  • Основной интерес продавца будет заключаться в обеспечении наилучшей возможной цены и условий продажи своей собственности, а затем в беспроблемной передаче.
  • Эта цель может быть поставлена ​​под угрозу, если переговоры сорвутся или если другой клиент попытается получить несправедливое преимущество от поставщика. Сможет ли в такой ситуации юрист защищать интересы продавца и в то же время обслуживать интересы покупателя (который также является родственником адвоката)? На первый взгляд, есть основания для прекращения отношений.
  • Есть и другие юристы, которые могут помочь, однако они находятся в другом городе за много миль отсюда. Таким образом, существует практическая стоимость альтернативы.
  • Что касается других «случайных» интересов, продавец также очень высоко ценит возможность продолжать пользоваться услугами адвоката, который проработал с семьей около тридцати лет. И продавец, и покупатель установили доверительные отношения на протяжении многих лет, и каждый из них вполне доволен тем, что может положиться на другого в честной торговле. Почему каждый из них должен нести расходы по оплате другого набора сборов? Наконец, некоторым местным жителям может показаться немного странным, что адвокат заступился за ее родственника. Такое восприятие может быть чем-то вроде проблемы (по крайней мере, для другой стороны). И восприятие имеет значение в провинциальных городах. Несмотря на это, у адвоката прекрасная репутация добросовестного практикующего врача.
  • В итоге продавец вполне может заключить, что адвокату дано согласие на продолжение деятельности.

Еще раз следует отметить, что любой клиент может прекратить отношения (тем самым разрешив конфликт). Сказав это, при условии, что информированное согласие было дано добровольно, клиент может вступить в договорные отношения, которые будут иметь обязательную силу до тех пор, пока не истечет срок действия договора. Отсюда важность того, чтобы клиент усердно оценивал свои интересы и то, как они могут быть обслужены поставщиком услуг (несмотря на конфликт обязанностей).

Сказав это, следует отметить, что тип гипотетической оценки, описанный выше, кажется примером консеквенциалистского рассуждения. То есть он предполагает, что правомерно решать вопрос в соответствии с тем, что считается «наилучшим» исходом.

Некоторые могут возразить против всего этого подхода, утверждая, что определенные действия запрещены, независимо от их последствий. Один из таких альтернативных подходов направлен на оценку предлагаемых действий путем их проверки на предмет того, могут ли они быть выражены в виде максимы, отвечающей форме «категорического императива». И есть другие подобные тесты, которые могут быть применены.

Я не собираюсь заниматься этим вопросом. Это потому, что дебаты, подобные этим, ценны, когда они концентрируются на качестве причин, на которые опираются люди при оценке того, что они должны делать. Однако они не имеют строгого отношения к обсуждению способов разрешения конфликта интересов. Как отмечалось выше, предполагается, что люди должны быть свободны в решении затрагивающих их вопросов. Частью уважения личной автономии является признание того, что люди в целом должны иметь возможность действовать в соответствии с причинами, которые они считают убедительными. Хотя независимый наблюдатель может подвергнуть сомнению обоснованность или разумность любого решения, которое может принять человек, это совершенно не связано с процессом принятия решений.

Восприятие конфликта интересов

Следует отметить, что восприятие другими людьми конфликта интересов часто может вызывать озабоченность, равную или большую, чем сам фактический конфликт интересов. Обычно это происходит потому, что те, кто замечает конфликт интересов, обычно приходят к выводу, что некоторые должности или обязанности вряд ли (или менее вероятны) будут выполняться справедливо или беспристрастно.

Это вызывает особую озабоченность, когда одна из сторон в конфликте занимает какую-либо государственную должность. В таких обстоятельствах необходимость поддерживать общественное доверие к честности процессов принятия решений считается достаточно важной, чтобы сделать вопрос о конфликте интересов одним из значительных.

Однако следует отметить, что благо сохранения общественного доверия само по себе постоянно уравновешивается другими благами, такими как права государственных служащих на владение собственностью, участие в политическом процессе и так далее. Как и в других ситуациях, сам по себе факт конфликта интересов не влечет за собой требования о прекращении «нарушающих» отношений. Скорее, доступно множество мер, начиная от раскрытия информации и заканчивая изъятием инвестиций. Эти меры могут включать, при соответствующих обстоятельствах, использование «китайских стен» и раскрытие ограниченной информации (достаточной для разрешения конфликта).

Любое решение о том, как урегулировать конфликт интересов (включая последствия восприятия конфликта интересов), в конечном счете, должно быть основано на восприятии собственного мнения сторон о том, как будут соблюдены их интересы.

Во многих случаях лучше поддерживать отношения, несмотря на конфликт интересов. Это может быть так по ряду причин, в том числе: отсутствие подходящей альтернативы, общая «стоимость» внесения изменений и так далее. Как указывалось выше, то, что считается «уважительной» причиной при решении таких вопросов, в конечном итоге будет зависеть от сторон, осуществляющих право принятия решения.

В случае с правительствами и связанными с ними учреждениями руководящим стандартом всегда будут общественные интересы. Принимая это во внимание, совсем не ясно, что прекращение отношений всегда будет служить общественным интересам из-за реального или предполагаемого конфликта интересов. Например, общественные интересы требуют, чтобы члены сообщества баллотировались на выборах в парламент. Не обязательно в общественных интересах, чтобы все члены парламента разорвали связи с семьей и другими интересами. Более важно, чтобы интересы были раскрыты, чтобы преобладала мера прозрачности.

Точно так же общественным интересам может лучше всего служить существование государственной службы, члены которой верно служат правительству дня. Казалось бы, prima facie конфликт интересов возникает в тех случаях, когда государственные служащие являются активными членами политических партий, выступающих против правительства. Тем не менее, общественным интересам лучше всего послужить, если позволить этому конфликту существовать в контексте демократического государства. В конечном счете, решение о конфликте интересов с участием государственных органов должно быть основано на сбалансированной оценке относительных благ, которые должны быть обеспечены на службе общественных интересов в целом.

Мнение профессора Финна снова поучительно. В целом, он позволил бы государственному должностному лицу продолжать действовать, несмотря на конфликт, где:

(a) … конфликт носит второстепенный характер или является чисто гипотетическим или формальным, (b) когда участие должностного лица или ответственности за то, что рассматриваемый вопрос несущественен, или (c) когда личный интерес считается неотличимым от интереса общества в целом или его значительной части.

(Финн, там же, стр. 100 и 101)

При других обстоятельствах государственное должностное лицо должно иметь возможность действовать, несмотря на конфликт, где:

… заинтересованное должностное лицо принесет такие явные преимущества в рассматриваемом вопросе , что интересам общественности, вероятно, будет нанесен ущерб в результате дисквалификации этого лица — предубеждение, которое перевешивает то, что может возникнуть в результате видимости, созданной его или ее продолжением деятельности; или (ii) рассматриваемая официальная функция не могла быть выполнена надлежащим образом или вообще не могла выполняться из-за отсутствия лиц, которые могли бы действовать вместо заинтересованного должностного лица – соображение, которое может, например, быть уместным в установленном законом органе, где дисквалификация нескольких членов, заинтересованных в одном и том же вопросе, может помешать формированию кворума.

(Финн, там же, стр. 101)

При этом следует отметить, что Финн обсуждает ситуацию, с которой столкнулся государственный чиновник.

Часто задаваемые вопросы: Конфликт интересов / Конфликт обязательств

В: Каково юридическое значение терминов «конфликт интересов» и «конфликт обязательств»?

A: Концепции конфликта интересов и конфликта обязательств возникают из фидуциарных обязанностей, которые работник несет перед своим работодателем. Все сотрудники UM, будь то преподаватели или сотрудники, несут фидуциарные обязательства перед своим работодателем, регентами Мичиганского университета. Это означает, что когда мы принимаем решения как сотрудники UM, мы должны принимать это решение, руководствуясь интересами организации UM в качестве руководства. Точно так же, когда мы соглашаемся на работу в UM, будь то в качестве преподавателей или сотрудников, мы обязуемся полностью выполнять работу, которую мы принимаем. Когда внешний интерес или обязательства мешают нам в полной мере выполнять работу, которую мы взяли на себя, или не позволяют нам использовать только организационные интересы UM для принятия решений в качестве сотрудников, возникает конфликт интересов или конфликт обязательств.

В: Технические юридические значения конфликта интересов и обязательств кажутся трудно применимыми. Есть ли у UM какие-либо рекомендации по их применению в UM?

О: Да, в июле 2005 г. президент, проректор и исполнительный вице-президент по академическим вопросам пересмотрели SPG 201.65-1, чтобы обеспечить основу для разрешения потенциальных конфликтных ситуаций. Подход UM заключается в том, чтобы предпринять шаги, которые гарантировали бы объективному наблюдателю, что сотрудники принимают решения, связанные с UM, без конфликта и что приверженность сотрудника своей работе соизмерима с процентным назначением этого сотрудника. Эти шаги называются планами управления конфликтами.

В: Существуют ли особые правила для моего учебного или бизнес-подразделения?

О: Да. SPG 201.65-1 требует, чтобы каждое академическое, исследовательское и бизнес-подразделение разработало процедуры реализации, применимые к их конкретным потребностям. Более подробную информацию о разработке этих процедур можно найти на веб-сайте офиса проректора и исполнительного вице-президента по академическим вопросам. В процедурах на уровне подразделения должно быть указано, кому следует сообщать о любом потенциальном конфликте и кто несет ответственность за разработку плана управления конфликтом, если таковой требуется. Процедуры на уровне подразделения также должны содержать больше указаний относительно тех потенциальных конфликтных ситуаций, которые обычно возникают в контексте этого конкретного подразделения.

В: Когда требуется или создается план управления?

О: Каждый преподаватель или сотрудник обязан сообщать назначенному лицу о любом потенциальном конфликте. Уполномоченный будет варьироваться от одного академического или бизнес-подразделения к другому, и его можно найти в процедурах внедрения SPG 201.65-1 каждого подразделения. Если в соответствии с процедурами и политиками подразделения деятельность сотрудника, не относящаяся к UM, создает потенциальный конфликт, то подразделение должно разработать план управления либо для устранения потенциального конфликта, либо для корректировки UM и/или деятельности сотрудников, чтобы гарантировать, что только U-M Интересы -M будут определять решения и действия, связанные с потенциальным конфликтом.

В: Какую роль играет офис вице-президента и главного юрисконсульта в рассмотрении потенциальных конфликтов или планов управления?

A: Адвокаты в канцелярии вице-президента и главного юрисконсульта предоставляют юридические консультации администраторам и руководству UM. Например, если у декана или конфликтного администратора в академическом подразделении есть вопросы, связанные с потенциальной конфликтной ситуацией или планом урегулирования конфликта, он или она может получить юридическую консультацию и совет от OGC. OGC может и помогает отдельным преподавателям или сотрудникам сообщать о конфликтах соответствующим руководителям или понимать политику UM. Однако OGC запрещено выступать в качестве личного юрисконсульта отдельного преподавателя или сотрудника в отношении его или ее индивидуальных прав.

В: Какова роль офиса проректора и исполнительного вице-президента по академическим вопросам в соответствии с SPG201.65-1?

A: Офис ректора и исполнительного вице-президента по академическим вопросам взял на себя основные административные задачи, связанные с внедрением SPG 201. 65-1, и создал обширную веб-страницу для материалов о конфликте интересов и конфликте обязательств. Ссылки на SPG вместе с процедурами реализации доступны на этой веб-странице. Кроме того, на веб-странице представлены часто задаваемые вопросы, в которых подробно объясняется SPG; полезные инструменты для академических и административных подразделений, включая образовательные программы и шаблоны для разработки планов управления конфликтами; и множество ссылок и перекрестных ссылок на другие политики и процедуры UM, связанные с конфликтами интересов и обязательств, с гиперссылками на исходные материалы.

В: Какую роль играет отдел кадров в управлении конфликтами?

A: Роль центрального офиса UM Human Resources (UHR) в этой области несколько аналогична роли офиса главного юрисконсульта. UHR предоставляет советы и рекомендации администрации и руководству UM. UHR может помочь академическим и бизнес-подразделениям в оценке уместности различных вариантов плана управления. UHR также может помочь сотрудникам — преподавателям или персоналу — определить, кому следует раскрывать информацию, или помочь сотрудникам понять различные политики UM. Однако UHR не выступает в качестве личного советника отдельного сотрудника в отношении его или ее индивидуальных прав. Тем не менее, сотрудник или преподаватель может обратиться к представителю UHR своего подразделения за консультацией по политике и процедурам подразделения. Кроме того, любые проблемы или вопросы, которые могут привести к дисциплинарным взысканиям, должны обсуждаться с центральным офисом UHR.

В: Что делать, если я узнаю о конфликте с другим, неуправляемым?

О: Хотя все конфликты должны регулироваться, маловероятно, что какой-либо конкретный человек будет знать, как управляется каждый из них. Вполне возможно, даже вероятно, что конфликт был должным образом раскрыт и урегулирован, даже если этот план управления может быть неизвестен другим в бизнес-подразделении или академическом подразделении. Безусловно, уместно довести ситуацию до сведения руководителя бизнес- или академического подразделения. Тем не менее, могут быть ситуации, когда потенциальный конфликт существует, но не раскрыт и не урегулирован. Если вам стало известно о такой ситуации, вы можете сообщить об этом в UM, позвонив на горячую линию по соблюдению требований: 1-866-9.90-0111 или сообщите об этом онлайн. Сообщение может быть сделано анонимно, хотя анонимность может помешать проведению некоторых расследований. Отчет предоставляется внешнему поставщику, который, в свою очередь, направляет отчет соответствующему персоналу UM, который обычно занимается данным вопросом.

В: В некоторых случаях конфликта интересов требуется разрешение Регента. Кто они такие?

О: В соответствии с законодательством штата большинство контрактов (прямых и косвенных) между UM и сотрудником UM требуют одобрения Регентов, включая контракты на покупку товаров и услуг.

В качестве примера прямого контракта, если UM хочет приобрести продукт, который нынешний сотрудник UM производит в своем подвале, потребуется пункт действия Regents, который информирует Regents о предлагаемой покупке, прежде чем UM сможет завершить контракт. . В качестве примера косвенного контракта, если UM хочет приобрести продукт у корпорации, в которой нынешний сотрудник UM имеет единоличное владение или является должностным лицом, потребуется пункт действия Regents, поскольку контракт будет заключен с сотрудником UM, хотя и косвенно.

Служба закупок обрабатывает предметы действий Regents для контрактов на покупку товаров и услуг. Офис вице-президента по исследованиям занимается вопросами Regents Action Items для контрактов, связанных с спонсируемыми исследованиями или лицензированием авторских и патентных прав UM.

В: Я планирую посетить конференцию, спонсируемую корпорацией, и спонсор хочет, чтобы я предоставил подтверждение того, что мое участие не нарушает конфликт интересов или политику этики UM. Кто подписывает этот сертификат для меня?

О: Обычно любой вопрос, связанный с потенциальным конфликтом, должен быть сначала раскрыт соответствующему руководителю или менеджеру по конфликту интересов; и, во-вторых, супервайзер или менеджер должны изучить раскрытие информации и решить, разрешено оно или нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *