Понятие конфликтной ситуации и конфликта: Понятие конфликта и конфликтные ситуации.

1. Понятие конфликтной ситуации.

Тема: Конфликт и конфликтные ситуации.

План.

1. Понятие конфликтной ситуации.

2. Понятие конфликта; динамика его развития.

3. Стили поведения педагога в конфликтной ситуации.

Способы разрешения конфликтов.

4. Управление конфликтными ситуациями.

5.

6.

Литература.

1. Гребенюк О.С. Общая педагогика.- Калининград.:1996, с77-105.

2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.:2001,

с.106-118.

3. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.

-с. 164-169.

4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- М.: 2000.,

-с.90-99.

5. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М.: 1999.

6. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликт.- М.: 1992.

7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М.:2001., с.1006-119.

8. Сергеева В.

П. Классное руководство: планирование и организация работы от А до Я.- стр.56-58.

9. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… .- стр.64-90.

10. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.-

М.: 2004.

«Конфликтная ситуация –это ситуация, в которойучастники (оппоненты)отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объектаконфликта».

Оппоненты (участники, субъекты конфликта- противники в споре)- отличаются друг от друга позицией, «силой», рангом (т.е. социальными характеристиками). Каждый оппонент имеет свои цели и интересы. У каждого – свои мотивы и своё отношение к объекту конфликта и друг к другу. У них уже сложены определённые отношения друг с другом.

Объект конфликта— это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию; это то, по поводу чего возникло(ли) непонимание или раздражение.

Конфликтная ситуация:

-Цели — ОП-ОБ КОН —ОП- —Цели

-Мотивы ПО- ЪЕ ФЛИ —ПО- -Мотивы

-Интересы НЕ- КТ КТА -НЕ- -Интересы

НТ-1 -НТ-2

О Т Н О Ш Е Н И Я.

Среди потенциально конфликтных ситуаций выделяют-

(виды потенциально конфликтных ситуаций):

— ситуации деятельности;

— ситуации поведения;

— ситуации отношений.

Ситуации ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (конфликтные) — возникают по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и не учебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникать в случае отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя, и пр.

Ситуации ПОВЕДЕНИЯ(конфликтные) – возникают в связи с нарушением правил поведения при условии, когда учитель, не выяснив мотивов и не вникнув в ситуацию, делает поспешный и ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся.

Ситуации ОТНОШЕНИЙ(конфликтные) – возникают тогда, когда затрагиваются эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности; когда деловые отношения подменяются межличностными; когда даются отрицательные оценки не поступку, а личности ученика.

Возможно ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? –НЕТ! Конфликтные ситуации имманентно(т.е. внутренне, объективно) присущи всему процессу обучения и воспитания.

Сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектоммогут выступать, например, право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий; право учащихся распоряжаться своим свободным временем; право и учащихся и учителей на чувство собственного достоинства, и т.п. Другими словами, возможность конфликтных ситуаций заложена … в должностных функциях учителя (!).

Конфликтная ситуация может существовать долго, НЕ переходя в открытый конфликт.

В то же время, конфликтная ситуация – это своеобразный сигнал (звонок, набат) какого-то непонимания или нарушения. Поэтому, не замечать этот сигнал – конфликтную ситуацию – нельзя!

Надо стремиться ПРОЖИВАТЬ конфликтную ситуацию НЕ доводя её до конфликта.

Обществознание 4.5

 


1. Понятие конфликта.
2. Типы и причины конфликтов.
3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
4. Разрешение конфликтных ситуаций.


 

Неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности и т. д. приводят к обострению обществен¬ных противоречий и как следствие — к конфликтам, конфликтным ситуациям.

Конфликтная ситуация — это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения проблемы.

Предметом спора могут быть территория проживания, деньги, жилище, власть и т.д. Участники конфликта называются субъектами конфликта.

Предмет конфликта — вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие. Конфликт принимает разные формы и масштабы.

Самая распространенная форма конфликта — повседневная ссора друзей, родственни¬ков, незнакомых людей дома, на улице, в транспорте. Это межличностный конфликт.

Более серьезная форма — забастовка, бунт, мятеж — массовая форма про-теста. Они могут завершиться революцией, войной, переворотом.

Различают следующие типы конфликтов:
— недовольство, разногласие, противоречие, размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, вражда, война;
— управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и др.;
— внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межколлективные, межпартийные, межгосударственные.

Причины конфликтов — это противоречия, которые возникают между индивидами, группами, организациями, государствами.

Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов.

Рис. 1. Стратегии поведения в
конфликтных ситуациях

Если индивид попал в конфликтную ситуацию, то ему надо определить форму поведения. Специалисты-психологи различают пять типов стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
1. Приспособление — сглаживание противоречий, даже в ущерб своим интересам.
2. Компромисс — взаимные уступки.
3. Сотрудничество — совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы сторон.
4. Игнорирование — попытка (стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая ее.
5. Соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Конфликт так же, как и болезнь, легче предупредить, чем разрешить (лечить). Конечно, понятно, что необходимо поддерживать в коллективе здоровый нравственно-психологический климат. Для него характерны уважение достоинства личности, доброжелательность. Такой климат создает ощущение душевного комфорта. Невозможно переоценить значимость личного примера руководителя.

Во всех конфликтных ситуациях, прежде чем принимать решительные меры, необходимо попытаться понять причины возбужденного состояния собеседника и попытаться успокоить его.

Наиболее эффективным средством является устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника.

Еще одним эффективным средством предупреждения конфликтных ситуаций является недопущение спора, ибо всякий спор может привести к конфликту.

Действенным средством предупреждения конфликтных ситуаций является умение слушать собеседника.

Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта, то есть это устранение причины конфликтной ситуации.

Разрешение социального конфликта возможно путем изменения требований одной из сторон, в результате истощения сил сторон или вмешательства третьей силы, а иногда и в результате полного подавления или даже устранения соперника.

Вообще конфликт имеет и положительное значение, он определяет выход из сложных ситуаций, разрешает проблемы, ведет к заключению союзов, приводит к консенсусу. Однако, чтобы добиться положительных результатов, конфликтом надо управлять.



 

Учебник:

Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 7
§ 1-2 стр. 131-137

Предложите решение конфликтной ситуации:

Вас оскорбили. Нам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при разрешении конфликта?

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Что такое «конфликт»?
2. Каковы причины (источники) конфликтной ситуации?
3. Какими могут быть последствия конфликта?
4. Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?
5. Укажите объект, субъект, причины и способы разрешения конфликта.

6. Приведите классификацию конфликтов.
7. Что такое «социальное, протестное, движение»?
8. Охарактеризуйте типы социальных движений, приведите примеры.
9. Приведите примеры разрешения конфликтных ситуаций из своей практики.
10. Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство его правоты или хорошие человеческие отношения? Сделайте выбор и обоснуйте его.

Концепции и стратегии управления конфликтами для наставников

Конфликт неизбежно возникает в отношениях между PHN и клиентом. Конфликты возникают из-за различий в убеждениях, идеях или интересах. Несмотря на трудности, конфликт дает возможность объединиться и рассмотреть различные подходы для достижения общих целей. В разное время подходят разные стили управления конфликтами, и у каждого стиля есть свои плюсы и минусы.

 

Подходы к разрешению конфликтов

При определении того, какой стиль управления конфликтами использовать в конкретной ситуации, определите свой обычный стиль разрешения конфликтов и будьте готовы использовать другой стиль, когда это необходимо. В литературе описаны пять основных стилей управления конфликтами (Lambert, 2018):

  1. Конкуренция : Конфликт рассматривается как сложный и захватывающий опыт. Человек верит в правильность своей позиции и активно следует этим убеждениям в соревновательной манере.
  2. Приспособление : Конфликтные ситуации разрешаются по согласованию с другой стороной. Поддержание дружеских отношений с другими людьми является основной целью.
  3. Избегание : Конфликт не решается, и доминирующим поведением является отстранение. Отступник не преследует свои или чьи-либо интересы.
  4. Компромисс : Конфликт рассматривается как возможность вести переговоры, используя идею о том, что «половина буханки лучше, чем ничего». Компромисс предполагает готовность от чего-то отказаться, если другая сторона тоже от чего-то откажется.
  5. Сотрудничество : Конфликт воспринимается как совместное решение проблем, при котором нужды и интересы всех сторон учитываются в равной степени. Цель состоит в том, чтобы достичь решения, с которым все согласны.

 

Советы/навыки разрешения конфликтов

Ключом к успешному результату является сохранение спокойствия и стремление понять корень конфликта. Время имеет важное значение — разрешение конфликта требует времени. Чтобы разрешить конфликт, начните с общения с человеком или людьми, вовлеченными в конфликт. Создание соединения помогает снизить защиту. Чтобы разрешить конфликт, рассмотрите возможность использования аббревиатуры PEARLA для создания соединения:

  • P Ресурс
  • E эмпатия
  • A подтверждение
  • R эффект или рефрейминг
  • L открыто
  • A задать вопрос
    (Gerardi, 2015)

Как только вы определите причины и проблемы конфликта, вы можете попробовать методы мотивационного интервьюирования, такие как открытые вопросы, утверждение, рефлексивное слушание и подведение итогов. Для получения дополнительной информации о мотивационном интервью см. Мотивационное интервью: лучшая практика общения, начиная с Американская медсестра .

 

Ссылки

Lambert, J. (2018). Управление конфликтами [сеанс конференции]. Когорта лидеров Карлтона, Миннеаполис, Миннесота.

Джерарди, Д. (2015). Участие в конфликте: создание связи и развитие любопытства. Американский журнал медсестер, 115 (9), 60–65. Онлайн: https://doi.org/10.1097/01.NAJ.0000471251.58766.39

Анализ конфликтов: Вопросы и ответы с автором

Поиск экспертов, проектов, публикаций, курсов и т. д.

Расширенный поиск

Поиск USIP.org

Тип контента ЦентрОбсуждения GC — Academy LandingГлоссарий ТерминЛендинг PagePersonPublicationLibrary ResourceSite NotificationBlog PostCourseSouth Sudan Peace Process Digital Library ItemEventExternal NewsFellowshipGlobal Campus CourseGC — EventGrantINPROL PublicationNewsOnline CoursePageProjectsPublic Education Page

страны Африка-Ангола-Бенин-Ботсвана-Буркина-Фасо-Бурунди-Камерун-Кабо-Верде-Центральноафриканская Республика-Чад-Коморские Острова-Кот-д’Ивуар-Демократическая Республика Конго-Джибути-Экваториальная Гвинея-Эритрея-Эфиопия-Габон-Гана- Гвинея-Гвинея-Бисау-Кения-Лесото-Либерия-Мадагаскар-Малави-Мали-Мавритания-Маврикий-Мозамбик-Намибия-Нигер-Нигерия-Руанда-Сан-Томе и Принсипи-Сенегал-Сейшельские острова-Сьерра-Леоне-Сомали-Южная Африка-Юг Судан-Судан-Свазиленд-Танзания-Гамбия-Республика Конго-Того-Уганда-Замбия-ЗимбабвеАмерика-Антигуа и Барбуда-Аргентина-Багамы-Барбадос-Белиз-Боливия-Бразилия-Канада-Чили-Колумбия-Коста-Рика- Куба-Доминика-Доминиканская Республика-Эквадор-Сальвадор-Гренада-Гватемала-Гайана-Гаити-Гондурас-Ямайка-Мексика-Никарагуа-Панама-Парагвай-Перу-Сент-Китс и Невис-Сент-Люсия-Сент-Винсент и Гренадины-Тринидад и Тобаго-США-Уругвай-ВенесуэлаАзия-Афганистан-Австралия-Бангладеш-Бутан-Бруней-Бирма-Камбоджа-Китай-Федеративные Штаты Микронезии-Фиджи-Индия-Индонезия-J Апан-Казахстан-Кирибати-Кыргызстан-Лаос-Малайзия-Мальдивы-Маршалловы Острова-Монголия-Науру-Непал-Новая Зеландия-Северная Корея-Пакистан-Палау-Папуа-Новая Гвинея-Филиппины-Самоа-Сингапур-Соломоновы Острова-Южная Корея-Шри Ланка-Суринам-Таджикистан-Таиланд-Тимор-Лешти-Тонга-Туркменистан-Тувалу-Узбекистан-Вануату-ВьетнамЕвропа-Албания-Андорра-Армения-Австрия-Азербайджан-Беларусь-Бельгия-Босния-Герцеговина-Болгария-Хорватия-Кипр-Чехия- Дания-Эстония-Финляндия-Франция-Грузия-Германия-Греция-Гренландия-Святой Престол (Ватикан)-Венгрия-Исландия-Ирландия-Италия-Косово-Латвия-Лихтенштейн-Литва-Люксембург-Македония-Мальта-Молдова-Монако-Черногория -Нидерланды-Норвегия-Польша-Португалия-Румыния-Россия-Сан-Марино-Сербия-Словакия-Словения-Испания-Швеция-Швейцария-Турция-Украина-Великобритания Ближний Восток и Северная Африка-Алжир-Бахрейн-Египет-Иран-Ирак-Израиль и палестинские территории-Иордания-Кувейт-Ливан-Ливия-Марокко-Оман-Катар-Саудовская Аравия-Сирия-Тунис-Объединенные Арабские Эмираты-Йемен

Области проблем Гражданско-военные отношенияЭкономикаАнализ и предотвращение конфликтовДемократия и управлениеОкружающая средаОбразование и обучениеНасилие на выборахХрупкость и устойчивостьГендерГлобальное здоровьеГлобальная политикаПрава человекаПравосудие, безопасность и верховенство законаПосредничество, переговоры и диалогНенасильственные действияМирные процессыПримирениеРелигияНасильственный экстремизмМолодежь

Сортировать

Актуальность

Дата

Нет содержимого, соответствующего критериям фильтрации.

Дом ▶ Публикации

Тип публикации: Анализ и комментарии

Поделиться

Распечатать страницу

Мэтью Левинджер, автор книги «Анализ конфликтов: понимание причин, поиск решений», дает определение анализу конфликтов и обсуждает его важную роль в предотвращении смертоносных конфликтов.

Как мы определяем термин конфликт в контексте международных отношений? Что такое анализ конфликтов и какую пользу он может принести организациям или отдельным лицам в районах, подверженных насилию или беспорядкам?

Конфликт возникает, когда два или более человека или группы воспринимают свои интересы как противоречащие друг другу и действуют в соответствии с этим восприятием. Конфликт – это устойчивая черта человеческого существования. Хотя иногда это может быть конструктивным, это также может привести к насилию. Эта книга посвящена смертоносный конфликт , или крупномасштабное организованное насилие, осуществляемое правительствами или негосударственными субъектами. Конфликт, приведший к гибели сотен тысяч людей по всему миру и обошедшийся в триллионы долларов, оказал мрачное влияние на 21 век. В ответ организации по всему миру сосредоточили внимание на предотвращении смертоносных конфликтов и реагировании на них.

После окончания холодной войны природа международных конфликтов стала более сложной. Политические союзы между государствами становятся все более аморфными, а негосударственные субъекты, такие как воинствующие движения и международные преступные сети, все больше разжигают конфликты. В то же время другие негосударственные субъекты, такие как неправительственные организации (НПО) и корпорации, делают упор на предотвращение и урегулирование насильственных конфликтов.

Анализ конфликта — это структурированное исследование причин и потенциального направления конфликта. Он направлен на выявление возможностей для урегулирования или разрешения споров, не прибегая к насильственным действиям. Он может включать множество аналитических методов, и в этом томе собраны наиболее полезные из них. Глобальная среда безопасности, вероятно, станет еще более сложной для следующего поколения, и анализ конфликтов является важным навыком для специалистов-практиков, на работу которых влияют эти сложные проблемы.

Кто проводит анализ конфликтов и при каких обстоятельствах? Какую пользу может принести анализ конфликтов организациям или отдельным лицам, направленным в уязвимые районы?

Существует распространенное заблуждение, что анализ конфликтов — это тайное искусство, которым занимаются только специалисты по разведке и специалисты по стратегическому прогнозированию, или что он отнимает много времени и требует специальных знаний. Анализ конфликтов должен стать привычным занятием для всех практиков, работающих в регионах, подверженных риску насилия или нестабильности. Люди естественным образом опираются на свой личный опыт и культурные знания, чтобы анализировать свое окружение и принимать обоснованные решения. Мы можем опираться на этот интуитивный процесс, когда занимаемся более формальным исследованием конфликта.

Структурированный подход к анализу конфликта необходим для выявления и изучения наших предположений о причинах и характере конфликта. Этот тип исследовательского подхода учитывает все ключевые аспекты и обеспечивает общий словарь для описания динамики конфликта. Различные аналитические инструменты, описанные в этом руководстве, могут помочь выявить новые тенденции в сложных, нестабильных и неоднозначных условиях. Они могут позволить практикующим специалистам лучше предвидеть угрозы и возможности и реагировать на непредвиденные события с большей гибкостью и проницательностью. Анализ конфликтов также должен предоставить лицам, принимающим решения, и исполнителям программ действенную информацию о том, как реагировать на меняющиеся условия.

Инструменты и тематические исследования в этом томе будут полезны специалистам-практикам, на чью работу могут отрицательно повлиять конфликты или политическая нестабильность. Представители правительств, межправительственных организаций, НПО или фирм частного сектора могут использовать эту книгу в качестве полевого руководства в зонах конфликтов. Студенты и другие граждане найдут в ней полезный и интересный взгляд на конфликты в современном мире.

Чем отличается взгляд на анализ конфликта в этом томе?

Том имеет три отличительные особенности.

Во-первых, он объединяет теоретические и практические знания, чтобы упростить концепции без потери важных деталей. Исследования по другим академическим дисциплинам, тематические исследования и рекомендации по применению результатов анализа делают эту книгу еще более полезной. Каждая глава включает ключевые вопросы, которые помогут направить процесс и сфокусировать разговор.

Во-вторых, подчеркивается необходимость анализа причин мира в дополнение к причинам войны. Мир — это не статичное состояние, определяемое отсутствием войны, а динамический процесс управления конфликтом без применения насилия. Это требует стратегий миростроительства, которые выявляют и укрепляют элементы, создающие позитивные связи внутри сообщества.

В-третьих, в книге подчеркивается, что анализ конфликта является не только интеллектуальным, но и социальным процессом. При совместном использовании аналитические инструменты, обсуждаемые в этом томе, могут помочь специалистам-практикам разработать общий словарь и общее стратегическое повествование, которые могут способствовать лучшей координации усилий различных организаций.

Какие инструменты включены в эту книгу? Какую информацию они предназначены для получения и как их можно использовать для обоснования решений?

Важно выработать гибкое отношение к анализу конфликтов, поскольку универсального подхода для всех не существует. Вместо этого том предлагает набор количественных и качественных подходов, которые позволяют сотрудничать и поощряют альтернативные точки зрения. Выбор аналитических методов для использования в данной ситуации будет зависеть от потребностей и целей тех, кто проводит анализ.

В первой части этой книги рассматриваются стратегические, социально-экономические, психологические и культурные аспекты насильственного конфликта. В нем также обсуждаются количественные инструменты для оценки риска конфликтов и раннего предупреждения, такие как Индекс несостоявшихся государств и Регистр нестабильности мира и конфликтов. Такие инструменты могут предоставить ценный первоначальный доступ к данным, помогая определить регионы с наибольшим риском конфликтов. Но количественные подходы, как правило, имеют ограниченную полезность при определении конкретных движущих сил конфликта и возможных вариантов стратегий смягчения последствий конфликта. По этой причине основная часть руководства посвящена качественным аналитическим инструментам, таким как рамки оценки конфликтов, описательный анализ, картирование систем, планирование на основе сценариев и анализ ситуации. Эти аналитические подходы могут помочь получить более тонкое представление о динамике данного конфликта.

Последние публикации

Когда в октябре лидер Чада Махамат Идрисс Деби объявил, что переходный период в стране будет продлен еще на 24 месяца, демонстранты вышли на улицы в знак протеста, где они были встречены жестокими репрессиями со стороны сил безопасности Чада. Когда пыль улеглась, власти Чада первоначально сообщили, что было убито 50 человек, но оппозиционные группы и независимые наблюдатели заявляют гораздо большую цифру.

Тип: Анализ и комментарии

Демократия и управление; Права человека

Спустя почти 12 лет после свержения многолетнего диктатора Ливии Муаммара Каддафи страна остается разделенной, что создает возможности для злонамеренного иностранного вмешательства. Европейские и ближневосточные правительства использовали ливийский конфликт для продвижения узких личных интересов — часто за счет ливийского народа. На этом фоне Организация Объединенных Наций через свою миссию поддержки в Ливии (МООНПЛ) работала над тем, чтобы найти способ сбалансировать интересы ливийского народа, политических элит и влиятельных внешних игроков для разработки политического урегулирования и разрешения конфликта.

Тип: Анализ и комментарии

Анализ и предотвращение конфликтов

Когда 2022 год подошел к концу, Биньямин Нетаньяху снова возглавил правительство Израиля всего через 18 месяцев после потери власти в результате серии зашедших в тупик выборов. Уже самый продолжительный срок премьер-министра Израиля, подход Нетаньяху к внешней политике, а также к конфликту с палестинцами и их оккупации в какой-то степени известен. Однако, поскольку его возвращение и правящая коалиция зависят от поддержки и партнерства некогда маргинальных экстремистских партий и политиков, 2023 год может привести к срыву конфликта. Люси Курцер-Элленбоген из USIP обсуждает возможные последствия нового правительства Израиля для израильско-палестинского конфликта, а также для региональных и международных отношений Израиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *