13. Психологическая структура личности. Шпаргалка по общей психологии
13. Психологическая структура личности. Шпаргалка по общей психологииВикиЧтение
Шпаргалка по общей психологии
Резепов Ильдар Шамильевич
Содержание
13. Психологическая структура личности
Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.
Первый компонент структуры характеризует направленность личности или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельности личности.
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.
Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.
Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.
В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные, во вторую очередь – волевые качества, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния.
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Под психическим состоянием
2. Структура черт характера Психологическая инерция
2. Структура черт характера Психологическая инерция Приводя в порядок список дискрипторов энеа-типа IX, классифицируя их в соответствии с ощущаемой психологической общностью, я обнаружил, что один из концептуальных кластеров предполагает черту характера, которую можно
72. Психологическая структура общества
72. Психологическая структура общества Общество является сложнейшей системной социально-психологической реальностью, имеющей иерархическое строение. Оно состоит из слоев (страт, подсистем), в границах которых обнаруживаются и взаимодействуют разные
Структура личности
Структура личности Далее будет представлена попытка интеграции вышеописанных разнородных подходов в единую психоаналитическую модель, охватывающую этиологию, динамику и структуру шизофренных психозов. В русле этого подхода динамические процессы, которые могут
Глава XII. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Глава XII. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ §74. Психические свойства личности Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства,
9. Структура личности
19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная
Структура личности
Структура личности 1.Уровни достоверности.Крутым поворотом в понимании человека были открытия Фрейда, получившие широкую известность в начале этого века, особенно в двадцатые годы. Споры вокруг имени Фрейда все еще продолжаются в некоторых общественных средах. Особенно
Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека[14] . Б. Г. Ананьев
Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека[14]. Б. Г. Ананьев Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и
Психологическая структура общения
Психологическая структура общения Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки, так же как и категории «отражение» и «деятельность». Данные категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они опосредуются психическими, т. е. познавательными
Структура личности
Структура личности
Структура личности Структурная модель человека, будучи фундаментальным положением антропософии и учения Генделя, была освещена нами в «Основных понятиях». В настоящем разделе будут рассмотрены те элементы человеческого существа, которых мы коснулись лишь мельком или
§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности
§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства
6.1. Социально-психологическая структура семьи
6.1. Социально-психологическая структура семьи У нас в годы застоя довольно часто произносили, и не без основания, цитату Ф. Энгельса: «Семья — ячейка государства». Взгляните на рис. 5. Рис. 5. Социально-психологические связи семьиЕсли семья прочная, если между мужем и женой
Понятие личности в психологии — презентация онлайн
1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
Понятиеличности в
психологии
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Обеспечить условия для формирования у студентов
общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные
различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Обеспечить условия для усвоения студентами
вопросов лекционного материала;
Создать условия для формирования понятия у
студентов о личности, о её структуре и психических
свойствах, о движущих силах её психического развития, об
уровнях развития личности;
Обеспечить условия усвоения студентами учебной
информации о культуральном, психологическом, социальном
аспекте личностной организации человека, об основных
факторах его личностного развития;
Создать условия для развития у студентов
познавательного интереса к изучаемой дисциплине;
Создать условия для воспитания у студентов
ответственного отношения к вопросам самообразования,
профессионального и личностного развития.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Личность и три её основных смысла в культуре;
Психологическое и личностное;
Психотип и тип личности;
Психологический профиль и психологический портрет личности;
Структура личности;
Черта личности;
Сущностная характеристика личности;
Ядро и периферия личности;
Психические свойства личности;
Тип ВНД, темперамент, характер, направленность, способности;
Развитие личности;
Движущие силы, предпосылки, факторы, уровни психического развития личности;
Базовые понятия психологии личности;
Индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Общее понятие о личности в культуре.
«Психологическое» и «Личностное»
Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии
Психология личности
1) Психотип и тип личности
2) Психологический профиль и психологический портрет личности
5. Структура личности
1) Теория личностных черт
2) Сущностная характеристика личности
3) Ядро и периферия личности
4) Личностная база
5) Психологическая структура личности
6. Психические свойства личности
1) Психологическая характеристика темперамента
2) Сущность характера
3) Направленность личности
4) Сущность способностей
7. Развитие личности
1) Движущие силы психического развития личности
2) Уровни развития личности
3) Управление собой
4) Человек организм и человек личность
5) Классификация базовых понятий: индивид, субъект, личность,
индивидуальность как уровней развития человека
1.
2.
3.
4.
Не видеть за деревьями леса
значит обращать внимание лишь на
второстепенное, не замечая главного.
Частное, второстепенное не должно
заслонять существенное, главное. Частный
факт, частный случай должен быть увязан с
общим взглядом на мир.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ЭТО ТО
ЧТО ПРОИСХОДИЛО
КОГДА ВЫ СТАРАЛИСЬ ПОНЯТЬ
ТО НА ЧТО СМОТРИТЕ
ГЛАВНОЕ ЭТО ТО ЧТО ВЫ ПРИОБРЕЛИ ВО ВСЁМ
ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.
Личность — это совокупность психобиологических и
социально-психических
особенностей
конкретного
человека,
живущего
в
определенных
социальноисторических
условиях;
это
человеческая
индивидуальность, выступающая как субъект познания и
преобразования мира.
ТРИ СМЫСЛА ЛИЧНОСТИ В
КУЛЬТУРЕ.
Как характеристика внутренней жизни
человека, личность — это то внутреннее,
которое организует и объясняет
внутреннюю жизнь и поведение человека.
Личность — это просто индивид,
описываемый в рамках психологии
индивидуальных различий.
«Личность» — это понятие ценностное,
личностью называют человека за те или иные
заслуги.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ
«Психологическое», как понятие, задается
тремя ключевыми словами:
— внутреннее,
— не рациональное,
— ситуативное.
«Личностное», как понятие, задается
следующими ключевыми словами:
— социальное,
— глубинное,
— направленность жизни,
— автор.
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В
ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В
ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Социогенетический подход
старается объяснить особенности личности исходя
из структуры общества, способов социализации,
взаимоотношений с окружающими людьми.
Биогенетический подход
ставит в основу развития личности биологические
процессы созревания организма.
Психогенетический подход
не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на
первый план выдвигает развитие собственно
психических процессов.
4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Психология личности
раздел психологии, изучающий личность
и различные индивидуальные процессы:
всё то, что делает нас личностью.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Психология
индивидуальных
различий
Развитие
личности
Структура
личности
Саморегуляция
личности
Психология индивидуальных различий
раздел дифференциальной психологии, изучающий индивидуальные
внутренние особенности людей и их проявления.
Психотип (психологический тип)
характеристика человека с точки зрения психологии.
Тип личности
психологические и социальные особенности (черты) личности (образ
жизни человека, его философия, ценности и его привычки),
определяющие направленность, способ и стиль его жизни.
КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОТИПОВ
Типы темпераментов по Гиппократу:
холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
• Типы характера по Э. Кречмеру:
астеник, атлетик, пикник.
• Личностные типы по Карлу Юнгу:
экстраверт — интроверт.
Психотипы по А. Е. Личко:
Параноик, Эпилептоид, Шизоид, Истероид, Гипертим, Психастеник,
Сенситив и другие.
КЛАССИФИКАЦИИ ТИПОВ ЛИЧНОСТЕЙ
Э. Шпрангер
1) теоретический тип – ориентированность на
получение новых знаний;
2) экономический тип – основой поведения
выступает прагматическая ориентация;
3) социальный – стремление к общению,
направленность на социальное окружение;
4) эстетический – склонность к впечатлениям,
переживаниям и самовыражению;
5) политический – стремление к господству и
распределению социальных ролей, а также
склонность к подчинению;
6) религиозный – ориентация на поиск высшего
смысла жизни, общение с Богом.
Психологический профиль личности — совокупность основных,
типичных
черт,
характеризующих
индивидуальные
психологические особенности конкретной личности.
Психологический портрет
это комплексная психологическая характеристика человека,
содержащая описание его внутреннего склада и возможных
поступков в определенных значимых обстоятельствах.
Компоненты психологического портрета личности
темперамент
характер
способности
направленность
эмоциональность
волевые качества
умение общаться
самооценка
уровень самоконтроля
5. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Черты личности (свойства личности, личностные черты) черты и характеристики человека, описывающие его
внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
ЛИЧНОСТИ
«Личность
—
это
динамическая
организация психофизических систем
индивида,
которая
обусловливает
характерное для него поведение и
мышление».
Под общими чертами понимаются такие
универсальные
признаки,
которые
присущи всем людям, но в различной
степени, по которым людей можно
сравнивать друг с другом, которые можно
измерять номотетическими методами.
Личностные диспозиции — такие
уникальные
индивидуальные
особенности
поведения,
которые
устойчиво
повторяются
у
данной
личности,
но
отсутствуют
у
подавляющего
большинства
других
людей.
Го́рдон Уи́ллард О́лпорт
(1897 — 1967)
американский психолог,
разработчик теории черт
личности.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Г. Олпорт предложил выделять три типа диспозиций:
кардинальные, центральные и вторичные.
Кардинальные диспозиции
выражают черту настолько всепроникающую и оказывающую столь сильное
влияние на поведение человека, что практически в каждом поступке, каждом
действии можно проследить её влияние.
Центральные диспозиции
(такие как доброта, приветливость, напористость) проявляются в ограниченном
спектре ситуаций. Они наиболее типичны для индивидов.
Вторичные диспозиции
представляют собой черты, которые наименее заметны, обобщены и
согласованны. Менее важные, но регулярно проявляющиеся характеристики.
Личные диспозиции
помогают нам создать полную картину поведения личности, её индивидуальность и
своеобразие.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРТ
ЛИЧНОСТИ
Черта — это некоторая ментальная
сущность,
отвечающая
за
согласованность
наблюдаемого
поведения.
Личность – это то, что позволяет нам
предсказать поведение человека в
данной ситуации.
R = f (S, Р)
Природа специфической ответной
реакции человека (R), означающей, Рэ́ймонд Бе́рнард Кэ́ттелл
что он делает, или думает, или (1905 — 1998) британский
и американский психолог
выражает
словами,
есть
некая внесший
существенный вклад
неопределенная
функция
(f)
от
в развитие
дифференциальной
стимулирующей
ситуации
(S)
в
конкретный момент времени и от психологии в областях черт
личности, способностей и
структуры личности (P).
мотивации.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
Классификация личностных черт по Кеттеллу Р. Б.
Поверхностные черты – исходные черты.
Поверхностная черта
представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при
наблюдении выступают в «неразрывном» единстве.
Исходные черты,
напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как
считает Кеттелл, образуют блоки самого здания личности.
исходные черты можно разделить на два подтипа – в зависимости от их источника.
На конституциональные черты которые развиваются из биологических и
физиологических данных индивидуума
и черты, сформированные окружающей средой
С модальной точки зрения ученый различает черты:
Динамические (приводящие к действию в определённом направлении), чертыспособности (определяющие эффективность достижения цели) и
темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций).
Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела
«Шестнадцать личностных факторов» (16 PF)
Обознач
ение
фактора
Название фактора по Кеттелу
Качество, соответствующее
высокой оценке по фактору
Качество, соответствующее
низкой оценке по фактору
A
Отзывчивость-отчужденность
Добродушный, предприимчивый,
сердечный
Циничный, жестокий, безразличный
B
Интеллект
Сообразительный, абстрактно мыслящий
Глупый, конкретно мыслящий
C
Эмоциональная устойчивость –
эмоциональная неустойчивость
Зрелый, реалистичный, спокойный
Неустойчивый, нереалистичный,
неконтролируемый
E
Доминантность-подчиненность
Уверенный, конкурирующий, упрямый
Застенчивый, скромный, покорный
F
Рассудительность-беспечность
Серьезный, молчаливый
Беззаботный, полный энтузиазма
G
Сознательность-безответственность
Ответственный, моралистический,
стоический
Пренебрегающий правилами, нерадивый,
непостоянный
H
Смелость-робость
Предприимчивый, раскованный
Неуверенный, замкнутый
I
Жесткость-мягкость
Опирающийся на свои силы, независимый
Цепляющийся за других, зависимый
L
Доверчивость-подозрительность
Принимающий условия
Упорный на грани глупости
M
Мечтательность-практичность
Творческий, артистичный
Консервативный, приземленный
N
Дипломатичность-прямолинейность
Социально опытный, сообразительный
Социально неуклюжий, непретенциозный
O
Склонность к опасениям – спокойствие
Беспокойный, озабоченный
Спокойный, самодовольный
Q1
Радикализм-консерватизм
Вольнодумно либеральный
Уважающий традиционные идеи
Q2
Самодостаточность-конформизм
Предпочитающий собственные решения
Беспрекословно следующий за другими
Q3
Недисциплинированностьконтролируемость
Следующий собственным побуждениям
Пунктуальный
Q4
Расслабленность-напряженность
Сдержанный, спокойный
Переутомленный, возбужденный
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Трёхфакторная теория личности
Для
объяснения
большей
части
поведенческих проявлений человека
необходимо не более трех суперчерт
(которые он называет типами).
Каждая из этих суперчерт построена из
нескольких составных черт.
Элементы
личности
могут
расположены иерархически.
быть
Черты состоят из многочисленных
привычных реакций, которые, в свою
очередь, формируются из множества
специфических реакций.
Ганс Юрген Айзенк
(1916-1997,) — британский
учёный-психолог, один из
лидеров биологического
направления в
психологии, создатель
факторной теории
личности, автор
популярного теста
интеллекта.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Трёхфакторная теория личности
Интроверт
Экстраверт
Стабильный
Невротичный
Спокойный,
уравновешенный,
надежный,
контролируемый,
миролюбивый,
внимательный, заботливый,
пассивный
Легко поддающийся
переменам настроения,
тревожный, ригидный,
рассудительный,
пессимистичный,
замкнутый,
необщительный, тихий
Лидер, беззаботный,
Ранимый, беспокойный,
веселый, покладистый,
агрессивный, возбудимый,
отзывчивый, разговорчивый,
непостоянный,
дружелюбный,
импульсивный,
общительный
оптимистичный, активный
Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения
личности, который он назвал психотизм – сила Сверх-Я (1976)
Психотизм – это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать
психотической либо психопатической личностью.
Сущностная характеристика личности
ЯДРО И ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ
В структуре личности удобно
выделять следующие
(метафорические) части:
• Ядро личности — те структуры в
человеке, которые являются
источником собственных мотивов,
внутренней активности и
самостоятельности личности.
• Периферия личности инструментарий или обоз
личности.
• Обстоятельства жизни личности
— человеческое окружение и
жизненные обстоятельства
.
РАЗВИТИЕ ЯДРА ЛИЧНОСТИ
КУЛЬТУРНОЕ
ЯДРО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЯДРО
БИОЛОГИЧЕСКОЕ
ЯДРО
Нет никаких оснований
утверждать, что у человека есть
только одно его личностное ядро.
У человека может быть несколько
его биологических ядер
(врожденных черт характера,
утверждающих его как личность)
и несколько, сменяющих друг
друга с возрастом и развитием
его культуры – культурных ядер.
Изначально ядром личности
(будет выполнять функцию ядра)
является Биологическое Я, далее
по мере развития к этому ядру
добавляется Психологическое Я,
затем Культурное Я.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО ЗИГМУНДУ ФРЕЙДУ
Зи́гмунд Фрейд (18561939) — австрийский
психолог, психиатр и
невролог. Основатель
психоанализа, который
оказал значительное
влияние на психологию,
медицину, социологию,
антропологию,
литературу и
искусство XX века.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО ЭРИКУ БЕРНУ
Берн сосредоточил внимание на
«трансакциях» (от англ. trans- —
приставки,
обозначающей
движение от чего-то к чему-либо,
и англ. action — «действие»),
лежащих
в
основе
межличностных отношений.
• «Родитель» представляет собой
авторитарные тенденции
индивида;
• «Ребенок» — подчиненную
позицию;
• «Взрослый» — умение
отстаивать собственное мнение
и организовать взаимоотношения
с другими на основе
равноправного партнерства.
Э́рик Ле́ннард Берн
(1910, Монреаль, 1970)
— американский
психолог и психиатр.
Известен, прежде
всего, как
разработчик
трансакционного
анализа и сценарного
анализа.
Психологическая структура личности
(Крысько В. Г.)
Структура личности по Козлову Н. И.
6. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
темперамент
ХАРАКТЕР
НАПРАВЛЕННОСТЬ
СПОСОБНОСТИ
Психологическая характеристика темперамента
Темперамент — это психическое свойство личности, характеризующееся
динамикой протекания психических процессов.
Сангвиник
Холерик
Флегматик
Меланхолик
ИНТРОВЕРСИЯ
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
СТАБИЛЬНОСТЬ
ЭКСТРАВЕРСИЯ
И.П. Павлов считал, что темперамент это — генотип, т.е.
прирожденная,
природная
особенность
нервной
системы.
Высшая нервная деятельность характеризуется
различным соотношением двух основных процессов:
возбуждения и торможения.
Возбуждение — это функциональная активность нервных
клеток и центров коры головного мозга.
Торможение- это затухание активности нервных клеток и
центров коры головного мозга.
Ива́н Петро́вич
Па́влов (18491936) русский учёный,
первый русский
нобелевский
лауреат, физиолог,
создатель науки
о высшей нервной
деятельности
Нервные процессы возбуждения и торможения
характеризуются силой, уравновешенностью и
подвижностью.
Сила нервных процессов характеризует нервную
систему человека
с точки зрения способности
выдерживать влияние раздражителей внешней среды.
Уравновешенность нервных процессов указывает на
особенности соотношения процессов возбуждения и
торможения у человека.
Подвижность
нервных
способность
возбуждения
сменяться один другим.
процессов
показывает
и
торможения
быстро
Четыре типа ВНД по Павлову И. П.
Типы высшей
нервной
Характеристика нервных процессов
возбуждения и торможения
по
подвижности
Вид
темперамента
деятельности
по силе
по
уравновешенности
Сильный
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
Сангвинический
Безудержный
Сильный
Неуравновешенный
Подвижный
Холерический
Инертный
Сильный
Уравновешенный
Малоподвижный
Флегматический
Слабый
Слабый
Неуравновешенный
Малоподвижный
Меланхолический
Сущность характера
Характер
— это психическое свойство личности, определяющее
линию поведения человека и выражающееся в его
отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям,
к самому себе.
Характер представляет собой совокупность
сравнительно устойчивых и постоянных проявляющихся
черт и качеств личности, которые обусловливают
особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.
Направленность личности
это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности,
мотивы, мировоззрение, установки и цели её жизни и деятельности.
Сущность способностей
Способности — это психическое свойство личности, отражающее
проявления таких её особенностей, которые позволяют успешно
заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
7. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Развитие
это процесс, направленный на изменение материальных и
духовных объектов с целью их усовершенствования.
Развитие личности
это изменение ее количественных и качественных свойств.
Развитие личности — это развитие ее мировоззрения,
самосознания, отношений к действительности, характера,
способностей, психических процессов, накопление опыта.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют
друг
друга
этапами.
Это
напоминает
чередование
горизонтального и вертикального движения: происходит
накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом
происходит резкий скачок, переход на новый уровень
(произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого
уровня (рост как горизонтальное движение)
Основные вопросы
психологии развития личности
Каковы механизмы и динамика развития личности?
(развитие личности как процесс)
Что достигает личность в своем развитии?
(уровень развития личности, результат развития)
Какими способами и средствами родители и
общество могут формировать из ребенка личность?
(Формирование личности)
Как, какими способами человеку развивать себя, как
личность?
(самосовершенствование личности)
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ
УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Уровень развития личности
определяется двумя основными характеристиками:
направленностью личности и ресурсами личностной базы
человека.
Основные показатели
способности быть личностью:
Показателям развитости
личностной базы личности:
Выбор и развитость авторской
жизненной позиции.
Уровень душевного здоровья
Развитость позиций восприятия
Уровень ответственности
Уровни взрослости
Способы жизни
Уровень культуры
Уровень интеллекта
Уровень эмоционального
интеллекта
Саморегуляция личности
это управление человеком своим собственным
физическим и психическим состоянием и поступками
(поведением, деятельностью).
Саморегуляция личности
это волевое изменение отдельных действий, мыслей,
мотивов, чувств, настроений.
Этому вполне можно научиться
через
самоконтроль, самоанализ, самооценку,
самовнушение, самодетерминацию, самодисциплину.
Саморегуляция личности заканчивается,
когда не человек управляет своим состоянием, а состояние управляет
им, когда ощущения, эмоции, мысли овладели человеком настолько,
что он уже не способен себя контролировать.
Взаимодействуя с внешним миром,
человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность.
ЧЕЛОВЕК- ОРГАНИЗМ
Организм — это более простой способ
существования, как по функциям, так и по
используемому инструментарию.
Основная задача организма поддерживать свою жизнедеятельность
Дополнительные задачи — безопасность
(выживание) и комфорт
ЧЕЛОВЕК- ЛИЧНОСТЬ
Человек как личность — это человек,
имеющий свое, живущий по-своему.
Это человек, который сам строит и
контролирует свою жизнь, человек как
ответственный субъект волеизъявления.
У человека-личности, кроме эмоций и
потребностей, есть разум и воля, он
думает и принимает решения.
Жизнь человека, как организма,
определяется привычками и
обстоятельствами, внешними и
внутренними, а именно потребностями,
чувствами и состояниями.
Чувства, эмоции и потребности для
личности – это только фон, который может
помогать, может мешать, но не более.
Внешняя среда задает организму рамки,
человек-организм к внешней среде
приспосабливается, адаптируется.
Для человека-личности свою внутреннюю
жизнь осознавать – мало, свою внутреннюю
жизнь нужно налаживать.
Человек как организм — не свободен, им
управляют его потребности.
У развитой личности есть то, что ей дорого:
ее ценности, из ценностей вытекают ее
цели,
цели разворачиваются в планы,
планы конкретизируются в порядок дел,
после чего личность – действует.
КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, СУБЪЕКТ,
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, УНИВЕРСУМ.
Индивид — человек,
как отдельный
представитель
человеческого
рода, имеющий
врождённые
природные
свойства; телесное
бытие человека.
Субъект — человек,
как носитель
предметнопрактической
деятельности,
распорядитель
своих физических,
психических и
духовных сил.
личность
человек
Личность — человек,
как представитель
общества,
определяющий
свободно и
ответственно свою
позицию среди
других.
Индивидуальность человек, как
уникальная,
самобытная
личность,
реализующий себя
в творческой
деятельности.
Универсум высшая ступень
духовного развития
человека,
осознающего своё
бытие и место в
мире.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Найти и повторить основные понятия
лекции в рекомендованных источниках.
Психоаналитическая теория личности: значение
Вы когда-нибудь видели изображение человека, лежащего на кушетке и разговаривающего с терапевтом? Вы можете поблагодарить за это психоанализ!
- Что такое психоаналитическая теория личности?
- Каковы уровни сознания/разума Фрейда?
- Каковы три компонента личности по Фрейду?
- Как психосексуальные стадии Фрейда влияют на личность?
- Кто такие другие психоаналитики?
Психоаналитическая теория личности: определение
Хотя в настоящее время психоанализ не всегда включает в себя выражение своих чувств лежа, все началось именно так.
Психоаналитическая теория личности: психоаналитический подход, фокусирующийся на бессознательных мыслях, убеждениях и воспоминаниях каждого человека. В нем говорится, что эти черты влияют на нашу личность и поведение.
Если вы что-нибудь знаете о психоанализе, скорее всего, есть один человек, о котором вы сразу же думаете, — Зигмунд Фрейд. Вы правы, что думаете о нем в первую очередь! Фрейд был первым человеком, разработавшим эту теорию, и он, безусловно, больше всего открыто заявлял о своих убеждениях в ней. Именно на его теориях многие другие основывали свои собственные исследования.
Психоаналитическая теория личности Фрейда
Итак, какое именно утверждение Зигмунда Фрейда привело его к разработке совершенно новой теории и прославлению?
Уровни Сознания/Разума
Для начала давайте рассмотрим, что говорил Фрейд о трех уровнях сознания (или уровнях разума), которыми обладает каждый человек: сознание , предсознание и бессознательное .
Сознание
Фрейд утверждал, что у всех людей есть сознательный разум, который содержит все происходящее, о чем они знают. Сознательный разум включает в себя любые чувства, мысли и даже воспоминания, которые легко запомнить. Это все, что мы знаем и осознаем.
Предсознание
Предсознание — это уровень прямо под сознанием. Предсознательный разум состоит из всего, что не находится в сознании, но может быть очень легко вызвано и осознано.
Представьте, что вы забыли записать определенный ингредиент в свой список покупок, но не забыли купить его в супермаркете. В этой ситуации сработало предсознание. Хотя вы забыли включить его в свой список, когда вы пришли в супермаркет, вы легко перетащили его из подсознания в сознание.
Бессознательное
Третий и последний уровень сознания — это бессознательное. Бессознательный ум — это все, что подавлено, кажется забытым, или любое чувство или мысль, которые не находятся на сознательном уровне. Это может включать в себя детскую враждебность по отношению к родителям, издевательства или жестокое обращение. Фрейд считал, что бессознательное существенно влияет на человеческое поведение, выбор и мысли.
Три уровня сознания легко сравнить с айсбергом. Известно, что айсберги имеют меньшую видимую часть по сравнению с тем, что находится в водах (извините, Титаник):
Фг. 1 Айсберг теории личности Фрейда, Wikimedia Commons.
Три системы личности Фрейда
Одной из самых известных теорий Фрейда является теория личности. Фрейд считал, что личность каждого человека состоит из трех отдельных частей: ид , эго и суперэго . Эти три части работают вместе, чтобы создать личность человека. Фрейд также заявил, что если эти три аспекта личности не работают вместе, то человек останется с неадекватной личностью.
Неадекватная личность: Если у кого-то неадекватная личность, он испытывает трудности в общении с отношениями, адаптацией к новым ситуациям и своим психическим здоровьем в целом.
Id
id — это то, с чем рождается каждый человек. Оно совершенно бессознательно и содержит всю силу, питающую нашу личность. Фрейд утверждал, что идентификатор каждого человека является последователем принципа удовольствия — избегать напряжения и делать только то, что приносит удовольствие. Идентификатор каждого человека полностью эгоцентричен и нелогичен.
Вы можете думать об id как о своем суперэгоистичном друге. Они заботятся только о себе и делают то, что делает их счастливыми, и их совершенно не волнует что-либо или кто-либо еще.
Суперэго
Суперэго — это частично сознательный, частично бессознательный аспект нашей личности, ответственный за принятие правильных решений. Согласно Фрейду, суперэго — это последний аспект нашей личности, который развивается. Она движима нашей совестью и заставляет нас чувствовать себя виноватыми, когда мы принимаем неправильные решения. Эго-идеал — это часть суперэго, отвечающая за то, чтобы мы гордились собой.
Вы можете думать о суперэго как о своем друге, который всегда пытается заставить вас поступать правильно.
Эго
Последним компонентом фрейдовской теории личности является Эго . Эго, как и суперэго, частично сознательно и частично бессознательно. Он отвечает за то, чтобы действовать как посредник между Ид и Супер-Эго, пытаясь держать под контролем оба этих аспекта нашей личности. Эго следит за тем, чтобы мы уравновешивали наши импульсы теми частями нашей жизни, которые сосредоточены на долгосрочной перспективе.
Вы можете думать об эго как о своем друге, который всегда действует как терапевт или посредник между другими друзьями, когда возникает ссора.
Фг. 2 Ид (дьявол), эго (человек) и суперэго (ангел), Pixabay.
Эго может быть перегружено угрозами, например, чем-то, что вызовет снижение самооценки или плохое представление о себе в обществе. Когда это происходит, эго активирует защитный механизм, чтобы защитить себя. Наиболее распространенным защитным механизмом является вытеснение . Подавление означает, что кто-то активно пытается вытеснить воспоминания, мысли или эмоции из своего сознательного (или предсознательного) разума в бессознательный. Его еще называют бессознательное забывание или мотивированное забывание .
Психосексуальное развитие личности Фрейда
Фрейд также считал, что в процессе взросления мы проходим этапы, которые также влияют на нашу личность. Каждая стадия имеет фиксацию, которую необходимо преодолеть, чтобы человек перешел на следующую стадию. Если кто-то не преодолевает эту фиксацию, она становится частью его личности.
Первая стадия Фрейда — это оральная стадия, которая длится от рождения до одного года. В это время ребенок исследует окружающую среду ртом, кусая, сосая и жуя. Неизбежно, что в какой-то момент времени, когда ребенок находится на грудном вскармливании, мать постепенно остановит ребенка от этого.
Если этот отказ от грудного вскармливания расстраивает и беспокоит ребенка, это может привести к необратимым последствиям для его взрослой личности. Позднее ребенок может переедать, вести себя орально-агрессивно (оскорбительно, саркастично или враждебно) или спорить.
У каждой стадии есть своя потенциальная фиксация, которая в дальнейшем может повлиять на личность человека.
Чтобы узнать больше о психосексуальном развитии Фрейда, нажмите здесь !
Сильные стороны психоаналитической теории личности Фрейда
Одной из самых сильных сторон психоаналитической теории Фрейда является та роль, которую детство играет во взрослой жизни. Он выделил этапы и трудности, с которыми могут столкнуться дети в это время. Этот акцент на идее о том, что психическое здоровье в детстве позже влияет на психическое здоровье во взрослой жизни, помог развить понимание важности психического здоровья в детстве.
Еще одна сильная сторона этой теории — поощрение самоанализа. Поскольку такое внимание сосредоточено на наших уровнях ума и воспоминаний, это может заставить людей обратиться внутрь себя и внимательнее взглянуть на свои собственные мысли, опыт и прошлые воспоминания.
Психоанализ оказал положительное влияние на область психологии, поощряя обсуждение проблем. Хотя психоанализ известен (или, может быть, даже печально известен) изображением пациента, лежащего на кушетке и говорящего о своих чувствах, он действительно открыл двери для видов терапии, которые до сих пор остаются влиятельными.
Фг. 3 Психоанализ известен изображением пациента, лежащего на кушетке, Pixabay.
Психоаналитическая теория личности Примеры
Хотя Фрейд, безусловно, был человеком, который сделал психоанализ мейнстримом, были и другие психологи, которые также внесли свой вклад в исследования психоаналитической теории, такие как Карл Юнг , Альфред Адлер и Карен Хорни.
Карл Юнг
Теория Карла Юнга относится к психоаналитической категории, но его мысли относятся скорее к аналитической стороне. Юнг не соглашался с психосексуальными стадиями Фрейда и вместо этого сосредоточился на влиянии предыдущих поколений на нашу личность. Он считал, что личность содержит эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное и самость.
Юнг заявил, что личное бессознательное было той частью нас, которая хранила наши воспоминания, импульсы и аспекты нашей личности, которые уникальны. Части нашей личности, находящиеся в личном бессознательном, влияют на наше отношение. Коллективное бессознательное — это та часть нас, которая хранит универсальные воспоминания — те, которые передаются из поколения в поколение и наследуются.
Юнг считал, что целью личности является индивидуация . Индивидуация для Юнга означала, что личность сбалансирована и завершена и что самость человека находится в центре всех других аспектов личности.
Альфред Адлер
У Альфреда Адлера были мысли о теории личности, отличные от Фрейда и Юнга. Адлер утверждал, что социальный интерес является ключевым фактором в развитии личности. Он сказал, что у каждого человека есть комплексы неполноценности, с которыми им нужно работать, что делается через социальный интерес. Наряду с комплексами неполноценности он также считал, что у людей сильное стремление к превосходству.
Адлер утверждал, что наша личность передается по наследству и формируется в результате нашего опыта. Он также выдвинул идею о том, что порядок рождения играет роль в развитии личности: первенцы защищают, а младшие балуются.
Карен Хорни
Карен Хорни привнесла женский взгляд в область психоаналитиков. Она критиковала ориентированный на мужчин подход, который Фрейд привнес в свою работу. Она опровергла утверждение Фрейда о том, что женщины завидуют пенису, и сказала, что вместо этого они завидуют своему социальному статусу. Она также заявила, что это улица с двусторонним движением — у мужчин есть маточная зависть.
Она также утверждала, что на личность влияют привязанность, враждебность и прекращение отношений. Когда кто-то молод, он использует все три тактики, чтобы справиться со стрессом. Если они используют все три фактора к тому времени, когда они станут взрослыми, они будут приспособлены. Однако, если они полагаются только на один фактор, у них будут проблемы с психическим здоровьем.
Классическая психоаналитическая теория личности
Поскольку Зигмунд Фрейд был основателем психоанализа, классическую психоаналитическую теорию личности можно считать синонимом психоанализа Фрейда.
Психоаналитическая теория личности. Ключевые выводы
- Зигмунд Фрейд был основателем психоаналитической теории личности.
- Фрейд теоретизировал три уровня разума: сознательный (то, что вы осознаете), предсознательный (о чем вы могли бы осознавать, если бы захотели вспомнить) и бессознательный (подавленные воспоминания, мысли и чувства).
- Фрейд теоретизировал три части личности: Ид (импульсивный, эгоистичный), Эго (посредник) и Суперэго (пытающийся принимать правильные решения).
- Фрейд теоретизировал стадии психосексуального развития, которые могут привести к фиксации личности.
- Карл Юнг (фокус на предках), Альфред Адлер (фокус на социальных интересах) и Карен Хорни (фокус на том, как справляться со стрессом) были другими психоаналитиками.
Структуры личности
Структуры личностиРеклама
Реклама
1 из 400003
Технология
Самосовершенствование
Развитие личности
Реклама
Реклама
Структуры личности
- Структуры личности ИД, ЭГО, СУПЕРЭГО
- Структуры личности Психоанализ Зигмунда Фрейда теория личности, личность есть состоит из трех элементов. Эти три элемента личности известный как Ид, Эго и суперэго. Они работают вместе, чтобы создать сложное поведение человека.
- Структуры личности 1. ИД: действует в иррациональном и эмоциональная часть разума. В рождение ума ребенка — это все ID — хочу, хочу и хочу. Идентификатор — это примитивный ум. Он содержит все базовые потребности и чувства. Это источник либидо (психической энергии).
- Структуры личности И у него есть только одно правило, принцип удовольствия: хочу и хочу все это сейчас. В трансакционном анализе Идентификатор соответствует «Ребенку».
- Структуры личности 2. ЭГО: функционирует с рациональным часть разума. Эго развивается из-за растущего осознания того, что вы не всегда можешь получить то, что хочешь. Эго относится к реальному миру и действует по принципу реальности.
- Структуры личности Эго осознает необходимость компромисс и переговоры между Ид и Суперэго. Эго работа состоит в том, чтобы получать удовольствия Ид, но быть разумным и нести долгосрочные последствия в виду. Эго отрицает как мгновенное удовлетворение, так и благочестивое откладывание удовольствия.
- Структуры личности Сила эго – это термин используется для обозначения того, насколько хорошо эго справляется с этими конфликтующими силами. Чтобы выполнить свою работу по планированию, думать и контролировать Ид, Эго использует некоторые либидинальные возможности Ид. энергия. В трансакционном анализе Эго приравнивается к «Взрослому».
- Структуры личности 3. СУПЕРЭГО: Суперэго последняя часть ума, чтобы развиваться. Это можно назвать нравственной частью разум. Суперэго становится воплощение родительского и общественного ценности. Он хранит и обеспечивает соблюдение правил.
- Структуры личности Постоянно стремится к совершенству, хотя этот идеал совершенства может быть весьма далеким от реальности или возможности. Его власть обеспечивать соблюдение правил исходит из его способность вызывать тревогу. Суперэго имеет две подсистемы: Эго Идеал и Совесть.
- Структуры личности Эго-идеал предлагает правила добра. поведение и стандарты качества к которому должно стремиться Эго. Эго-идеал — это в основном то, что ребенок родители одобряют или ценят. Совесть – это правила о что считать плохим поведением. Совесть — это в основном все эти вещи что ребенок чувствует, что мама или папа будут осуждать или наказывать.
- Структуры личности
- Стадии познания Пиаже Разработка
- Стадии познания Пиаже Разработка Жан Пиаже был разработчиком психолог, наиболее известный своими теория познавательного развития. Его четыре стадии когнитивного развития иметь дело с природой знания (гносеология — раздел философии работа с природой происхождения и объем человеческих знаний ) и как люди постепенно приходят к приобрести его.
- Стадии познания Пиаже Разработка
- 1. Сенсомоторная стадия. Этот этап происходит в возрасте от рождения до двухлетнего возраста, когда дети начинают понимать вводимую информацию их смысл и их способность взаимодействовать с миром. Стадии познания Пиаже Разработка
- На этом этапе ребенок учится манипулировать объектами, хотя они не понимают постоянства эти объекты, если они не находятся внутри их текущее сенсорное восприятие. Другими словами, когда объект удалены из поля зрения ребенка, он или она не может понять, что объект все еще существует. Стадии познания Пиаже Разработка
- 2. Предоперационный этап. Второй этап начинается после того, как постоянство объекта достигается и происходит между возрастами от двух до семи лет. На этом этапе происходит развитие язык происходит в быстром темпе. Дети учатся взаимодействовать со своими среда более сложным образом с помощью слов и образов. Стадии познания Пиаже Разработка
- 3. Этап бетонных работ. Возникновение в возрасте от 7 до 12 лет, третий стадия познавательного развития это отмечается постепенное снижение центристское мышление и усиление способность концентрироваться более чем на одном аспекте стимула. Стадии познания Пиаже Разработка
- Они могут понять концепцию группировки, зная, что маленькая собака и крупная собака по-прежнему обе собаки, или что пенни, четверти и долларовые купюры являются частью более широкой концепции деньги. Стадии познания Пиаже Разработка
- 4. Стадия формальных операций. В финале стадии познавательного развития (от 12 лет и старше) дети начинают сформировать более абстрактное представление о мир. Они умеют применять обратимость и сохранение к обоим реальные и воображаемые ситуации. Стадии познания Пиаже Разработка
- Они также развивают повышенную понимания мира и представление о причине и следствии. Посредством подростковом возрасте они способны развивать свои теории о мир. Эта стадия достигается большинством детей, хотя невыполнение этого был связан с более низким интеллект. Стадии познания Пиаже Разработка
- Развитие как процесс длиною в жизнь
- Базовое доверие против недоверия Когда родители представляют последовательный, адекватный и заботливый заботы, ребенок развивает базовое доверие и понимает, что люди надежным, и мир может быть безопасное место. У ребенка развивается чувство надежды и уверенности; Это вера в то, что все будет хорошо в конце концов.
- Автономия против стыда и Сомневаться Если родители направляют детей постепенно и твердо, хвалите и принимайте попытки быть независимыми, развивается автономия. Результат будет чувство воли, которое помогает нам достигать и повышать самооценку как дети и взрослые
- Автономия против стыда и Сомневаться Если родители слишком снисходительны, суровый или требовательный ребенок может чувствовать себя побежденным и испытывать крайний стыд и сомнение, и растут вплоть до невротических попыток восстановить чувство контроля, власти и компетентность.
- Автономия против стыда и Сомневаться Если ребенку не даются ограничения или руководство, ребенок может не получить никакого стыдиться или сомневаться и быть импульсивным. Некоторый хорошо, так как заставляет нас сомневаться в результаты наших действий, и рассмотреть благополучие других. Это также может привести к Избегание; если ты никогда не позволяешь себе быть рядом с другими, они никогда не могут сделать тебе стыдно.
- Инициатива против вины • Ребенку становится любопытно люди и модели взрослые. • Если родители понимают и поддерживать стремление ребенка показать инициатива, у ребенка развивается цель, ставит цели и действует таким образом, чтобы достичь их.
- Инициатива против вины Если детей наказывать за попытки проявить инициативу, они вероятно развитие чувства вины, что в избытке может привести к ингибированию. Слишком много цели и никакой вины может привести к безжалостности; персона могут достичь своих целей без заботясь о том, на кого они наступают в процесс.
- Трудолюбие против неполноценности Происходит во время задержки, но Эриксон не думал, что это отдых. период; ребенок идет в школу и должен укротить воображение и импульсы, и радовать других. Если взрослые поддерживают усилия ребенка, чувство развивается компетентность.
- Трудолюбие против неполноценности Если опекуны не поддерживают ребенок, чувство неполноценности, вероятно, развивать. Слишком много неполноценности и инерции или возникает беспомощность (неуспевающие). Слишком много компетентности и ребенок слишком быстро становится взрослым и перерастает либо в гистрионическую, либо в Мелкий человек.
- Идентичность и путаница ролей Молодые люди пытаются развивать идентичность и представления о сильных сторонах, слабости, цели, занятия, сексуальная идентичность и гендерные роли. Подростки «примеряют» разные личности, переживает кризис идентичности и использовать своих друзей, чтобы отразить их.
- Идентичность и путаница ролей Если они разрешат этот кризис, они развивать верность, «способность выдерживать преданность, добровольно обещанная, несмотря на неизбежные ценностные противоречия системы» (может дружить с очень различные люди).
- Идентичность и путаница ролей Если им не удастся разрешить кризис, они развивать распространение идентичности; их смысл самость нестабильна и находится под угрозой; слишком мало идентичности, и они могут присоединиться к культам или группы ненависти, слишком много идентичности и они могут проявлять фанатизм
- Близость против изоляции Близость – это возможность быть рядом, любящий и уязвимый с романами и друзья. Он основан частично на развитие личности, в том, что у вас есть узнать себя, чтобы поделиться им. добродетель обрела здесь любовь.
- Близость против изоляции Неспособность развивать близость может привести к беспорядочным связям (слишком близко слишком быстро и не выдерживая его), или исключение (отвержение отношений и у кого они есть)
- Генерация против стагнации Если у вас есть сильное чувство творческий потенциал, успех и наличие «сделал отметку» вы развиваете генеративность и заботятся о новое поколение; добродетель называется заботу и представляет собой связь с грядущие поколения и любовь, данная без ожиданий конкретного возвращаться
- Генерация против стагнации У взрослых, которые этого не чувствуют, развивается чувство застоя, поглощены собой, ощущают слабую связь с другими и обычно мало предлагают обществу; слишком стагнация может привести к отвержению и отсутствие чувства смысла (т.