Общая психология Результаты процесса мышления (мысли) существуют в форме суждений, рассуждений, умозаключений и понятий. СУЖДЕНИЕ — это форма мыслительного отражения, которая заключается в отрицании или утверждении любого факта, связи и отношения между предметами и явлениями. Характерным свойством суждения является то, что оно существует, проявляется и формируется в предложении. Однако суждения и предложения — вещи не тождественные. Суждение — это акт мышления, отражающая связи, отношения вещей, а предложение — это грамматическое сочетание слов, что обнаруживает и фиксирует это отражение. Каждое суждение включает субъект и предикат. Субъектом предмет суждения, о котором идет речь и который отражается в нашем сознании. Предикат — это отражение тех отношений, признаков, свойств, которые мы утверждаем. Например: «Все солдаты вражеской стороны — мои враги», где «все солдаты вражеской стороны» — это субъект, а «мои враги» — предикат. Суждение есть истинным, если оно правильно отражает отношения, которые существуют в объективной действительности. Истинность суждения проверяется практикой. Суждения бывают единичными («Господин Кравченко — мой начальник»), частичными («Некоторые начальники проявляют бестактность»), общими («Все чиновники — бюрократы»). Это простые суждения. Суждения, которые состоят из нескольких простых суждений, называют сложными (например: «Сегодня мой день рождения, мама готовит праздничный стол, пригласили гостей — итак, я буду веселиться с друзьями»). В зависимости от того, считаем ли мы отрицаем наличие определенных признаков и отношений в объектах, суждения бывают утвердительных или заперечними. Истинность наших знаний или суждений мы можем выяснить путем раскрытия оснований, на которых они основываются, сопоставляя их с другими суждениями, то есть размышляя. РАССУЖДЕНИЯ — это ряд связанных суждений, направленных на то, чтобы выяснить истинность какой мысли, довести ее или опровергнуть. Примером соображения есть доказательства теоремы. В рассуждении мы из одних суждений выводим новые путем умозаключений. Умовиводом называют такую форму мышления, в которой мы из одного или нескольких суждений выводим новое. В умозаключениях через уже имеющиеся у нас знания мы приобретаем новые. Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные и по аналогии. Индуктивное умозаключение — это суждение, в котором на основании отдельных фактов, ссылок, конкретного, частичного делают обобщения. Например: «Серебро, железо, медь — металлы; серебро, железо, медь при нагревании расширяются: итак, металлы при нагревании расширяются». Дедуктивное умозаключение — это суждение, в котором на основании общих выводов и положений приобретают знания о частичном, конкретное. Например: «Все металлы при нагревании расширяются; серебро — металл: серебро при нагревании расширяется». Умозаключение по аналогии основывается на сходстве отдельных существенных признаков объектов, и на этом основании делают вывод о возможной сходство этих объектов по другим признакам. Умозаключения широко используют в научной и практической деятельности, в частности в учебно-воспитательной работе с детьми. Данные, полученные в процессе мышления, фиксируются в понятиях. ПОНЯТИЕ — это форма мышления, с помощью которой познается сущность предметов и явлений действительности в их существенных связях и отношениях, обобщаются их существенные признаки. Существенные признаки — это такие признаки, которые принадлежат объектам за будь-яких умов, выражают их природу, сущность, отличают эти объекты от других объектов, то есть это их важнейшие свойства, без которых они не могут существовать. Например, важный признак всех летательных аппаратов заключается в том, что они способны подниматься в воздух. Понятие всегда существует и проявляется в слове, через слово оно сообщается другим людям. С помощью языка образуются системы понятий, которые представляют различные отрасли наук. Понятие и слово представляют собой единство, но не тождество. Слово не образует понятие, оно является лишь орудием его образования. Понятие — элемент мысли, слово — элемент языка. Нет понятия без слова, но не каждое слово — это понятие. Например, «вечереет» — слово и понятие «да» — слово, но не понятие. Одни и те же понятия в разных языках передаются разными словами. Каждое понятие характеризуется объемом и содержанием. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ — это отраженное в нем круг объектов. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ — это отражения в нем их совокупности существенных признаков. Понятие с большим объемом называются родовыми («мебель», «транспорт»). Относительно понятий с меньшим объемом признаков («офисная мебель», «легковые автомобили»), то они есть видовыми. Понятия, имеющие более широкий объем, имеют название категории. Например, «движение», «количество», «качество», «пространство», «время». Понятия делятся на общие и единичные. Те понятия, которые отражают существенные признаки единичных объектов, называют единичными («автомат», «бой», «пушка», «разведчик»). Понятия, которые отражают признаки целых классов предметов, является общими («элемент», «оружие» и др.). Понятие разделяют на конкретные и абстрактные. В конкретных понятиях отображаются определенные предметы, явления и связи между ними (например, «самолеты», «танки», «бойцы»). В абстрактных понятиях отражаются существенные признаки и свойства отделено от самих объектов («тактика», «мужество», «храбрость», «добро», «зло» и др.). Разделение понятий на абстрактные и конкретные является относительным, поскольку абстракция имеет место в образовании каждого понятия. Предметом мышления человека есть познавательные задачи, которые имеют разное содержательную основу и предопределяют разное соотношение предметно-действующих, перцептивно-образных и понятийных компонентов в их решении. В зависимости от этого различают три главных вида мышления. Наглядно-действенное мышление — решение задачи непосредственно включается в саму деятельность. Особенно необходимо в тех случаях, когда наиболее эффективное решение задачи возможно именно в процессе практической деятельности. Наглядно-образное мышление проявляется в том, что человек оперирует образами предметов и явлений, анализируя, сравнивая ли обобщая в них существенные признаки. Оно присутствует и у высших животных. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется вследствие реальной видоизменения ситуации с помощью двигательного акта, который наблюдается. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, конкретизируя общие положения. С помощью образного мышления полнее воспроизводится все разнообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления — установка необычных, «невероятных» сочетаний предметов и их качеств. В отличие от наглядно-действенного мышления, при наглядно-образном мышлении ситуация меняется только в плане образа.Наглядно-образное мышление значительно расширяет познавательные возможности личности, дает ей возможность содержательнее и разнообразнее отражать реальность. Развитие наглядно-образного мышления происходит в деятельности, характер которой требует оперирование образами различной степени обобщения, схематического изображения предметов и их символического отображения. Словесно-логическое мышление (или абстрактное) происходит в словесной форме с помощью понятий, которые не имеют непосредственного чувственного подоплеку, свойственного ощущению и восприятию. Именно этот вид мышления позволяет выявлять общие закономерности природы и общества, на уровне самых высоких обобщений решать задачи, строить научные теории и гипотезы. Это мышление сегодня выделяют как один из основных видов мышления, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, что существуют и функционируют на основе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный. Наглядно-действенное, наглядно-образное і словесно-логическое мышление является ступенями развития мышления в онтогенезе и филогенезе. На сегодня в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека, функционируя при решении различных задач. Описана классификация (тройка) не является единственной. В психологической литературе используют несколько «парных» классификаций. Например, различают теоретическое і практическое мышления по типу решаемых задач и зависимых от этого структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева — продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления — подготовка физического изменения действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление глубоко проанализировал психолог Б.М. Теплов. Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте психологии научного творчества. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно разворачивается в условиях острого дефицита времени. Например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана строительства дома после его окончания делает работу бессодержательной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление иногда сложнее, чем теоретическое мышление. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используют такой критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышления, в одном случае это научные понятия, в другом — бытовые, ситуативные обобщения. Существует также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Преимущественно используют три признака: временную (продолжительность процесса), структурную (разбивка на этапы), уровень течения (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутое во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Для интуитивного мышления присуща скорость хода, отсутствие четко выраженных этапов, оно минимально осознанное. В психологии это мышление изучали Я.А. Пономарев, Л.Л. Гурова. В психологии существует еще один важный раздел мышления — на реалистичное и аутистичне. Первое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а второе связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее!). Иногда используют термин «эгоцентрическое мышления», и для последнего характерно прежде всего невозможность принять мнение другого человека. Важным является разделение мышления на продуктивное и репродуктивное. Исследовательница З.И. Калмыкова базирует это отличие на «степени новизны, которую получаем в процессе мыслительной деятельности продукта относительно знаний объекта». Необходимо также различать непринужденные мыслительные процессы от вынужденных. Например, непринужденные трансформации образов сна и целенаправленное решение интеллектуальных задач. Указанные разновидности мышления находятся и оказываются в определенном соотношении. В развитых формах они могут проявляться как индивидуальные особенности мышления людей, обусловленные характером их деятельности, профессиональными факторами, соотношением первой и второй сигнальных систем и другими причинами. Например, З.И. Калмыкова выделяет словесно-логические и интуитивно-практические компоненты практического мышления. В целом соотношение между различными видами мышления еще не обнаружено. Однако понятно главное: термином «мышление» в психологии обозначают качественно разнородные процессы. Назад |
📖 33. Мышление как психический познавательный процесс. Природа и основные виды и формы мышления. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 34. Читать онлайн
Ощущение и восприятие дают человеку знание единичного, т. е. знания об отдельных предметах и явлениях реального мира. Однако такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, он должен быть способен предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
Этот многоступенчатый переход от единичного к общему и от общего опять к единичному осуществляется благодаря особому психическому процессу мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
Вторым не менее важным признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что человек в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Следовательно, мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления.
Исключительно важная особенность мышления это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Люди всегда думают словами, т. е. они не могут мыслить, не произнося слова. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата.
Следует отметить, что речь является орудием мышления. Так, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.
Вместе с тем следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена не одно и то же. Мыслить это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что человек не всегда находит нужные слова, чтобы выразить свою мысль.
Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов, например ощущения. Однако в настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Так, известно, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности и существуют зоны коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Кроме того, установлено, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса. Однако сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Оно присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени в зависимости от уровня своего развития связаны с мышлением.
Мышление это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды (рис. 12).
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.
Рис. 12. Основные виды мышления
Понятийное мышление это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, человек не обращается к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а использует готовые знания, полученные другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
Образное мышление это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими можно найти решение интересующей задачи.
Однако хотя понятийное и образное мышление являются разновидностями теоретического мышления, они находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.
Наглядно-образное мышление это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Наглядно-действенное мышление это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
В настоящее время принято выделять несколько форм мышления, например «понятие», «суждение», «умозаключение» и др.
Понятие это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат знания об этих предметах или явлениях. Существуют общие и единичные понятия.
Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.
Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, общие для этого предмета с другими предметами, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Любые общие понятия возникают лишь на основе единичных предметов и явлений. Поэтому закономерный путь формирования понятий это движение от частного к общему через обобщение.
Усвоение понятий это достаточно сложный процесс, который имеет несколько этапов. На начальном этапе не все существенные признаки понятия воспринимаются как существенные. Кроме того, то, что является существенным признаком, может не осознаваться вообще, а то, что является несущественным, воспринимается как существенное. Основой для формирования понятий является практика. Очень часто, когда не хватает практического опыта, некоторые понятия, которые формируются у человека, могут иметь искаженный вид. Они могут быть необоснованно сужены (т. е. не включают то, что должны были бы включать) или расширены (т. е. объединяют в себе ряд признаков, совсем несвойственных отражаемому в понятии предмету).
моделей мышления | Проект Ноль
ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТРАНИЦЕЙ
Исследование природы критического и творческого мышления
- Обзор
- Обзор
- Обзор
Недавно завершенный проект Patterns of Thinking был рассчитан на несколько лет. Основное внимание в проекте уделяется пониманию, обучению и оценке мышления.
Традиционно хорошее мышление определяется как вопрос когнитивных способностей или навыков. Отсюда и термин «мыслительные навыки». Конечно, хорошие мыслители обладают навыками. Но у них есть и больше. Страсти, отношения, ценности и привычки ума — все это играет ключевую роль в мышлении, и в значительной степени именно эти элементы определяют, используют ли учащиеся свои мыслительные навыки, когда это необходимо. Короче говоря, хорошие мыслители имеют правильные «предрасположенности к мышлению».
В рамках проекта Patterns of Thinking были исследованы несколько ключевых склонностей мышления, которые поддерживают высокоуровневое мышление в предметных областях и между ними. Предрасположенность к мышлению — это склонность к определенному образцу интеллектуального поведения. Например, хорошие мыслители склонны выявлять и исследовать проблемы, исследовать предположения, искать причины и размышлять. Однако исследования показали, что часто учащиеся обладают мыслительными способностями в этих областях, но не склонны их использовать.
Проект определил три логически различных компонента, необходимых для предрасположенного поведения: способность, склонность и чувствительность. Способность касается базовой способности выполнять поведение. Склонность касается мотивации или импульса к поведению. Чувствительность касается вероятности замечать поводы для участия в поведении. В качестве примера рассмотрим открытость. Чтобы участвовать в эпизоде непредубежденности, человек должен (а) обладать базовой способностью видеть ситуацию более чем с одной точки зрения, (б) чувствовать склонность вкладывать в это энергию и (в) осознавать подходящий случай, чтобы быть открытым для альтернативных точек зрения.
Исследования показали, что склонность и чувствительность вносят уникальный вклад в интеллектуальное поведение, который эмпирически отделим от вклада способностей. Интересно, что результаты показали, что вклад чувствительности больше, чем можно было бы предсказать, и что именно чувствительность, а не склонность, по-видимому, является главным узким местом в эффективной интеллектуальной деятельности. Это провокационный вывод как с точки зрения обучения, так и с точки зрения теории интеллекта. Это провокационно с точки зрения обучения, потому что культивирование когнитивной чувствительности почти наверняка представляет собой иную учебную задачу, чем прямое обучение когнитивным способностям. Это провокационно с точки зрения теории интеллекта, потому что чувствительности не уделяется много внимания в современных теориях интеллекта, хотя исследования, проведенные в рамках этого проекта, предполагают, что ей следует уделять внимание.
Информация о проекте
Даты проекта: 1989 — 1998
Спонсор: Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров
Карта сайта
- Политика конфиденциальности
- Гарвардская высшая педагогическая школа
- Гарвардский университет
- Политика цифровой доступности
Copyright 2022 Президент и члены Гарвардского колледжа | Гарвардская высшая школа образования
стилей мышления — Роберт Дж.
ШтернбергТеория ментального самоуправления: стили мышления
Теория ментального самоуправления утверждает, что стили мышления могут быть поняты с точки зрения конструкций из наших представлений об управлении. С этой точки зрения, типы правительств, существующие в мире, не просто случайны, а скорее являются внешним отражением или зеркалом того, как мы можем организовать себя или управлять собой. Согласно этой теории, людей можно понимать с точки зрения функций, форм, уровней, масштабов и склонностей правительства. Люди не демонстрируют только тот или иной стиль, но у них есть предпочтения в отношении различных видов задач и ситуаций.
Функции
Теоретически существует три функции правительства: законодательная, исполнительная и судебная. Каждый стиль описан ниже.
Законодательный орган . Законодательно ориентированный студент имеет склонность к задачам, проектам и ситуациям, требующим создания, формулирования, планирования идей, стратегий, продуктов и т. п. Этот тип личности любит решать, что и как делать, а не когда ему говорят.
Руководитель . Исполнительно-ориентированный человек склонен к задачам, проектам и ситуациям, которые обеспечивают структуру, процедуры или правила для работы и которые, хотя и поддаются изменению, могут служить ориентирами для измерения прогресса. В то время как человек, ориентированный на законодательство, любит решать, что и как делать, студент, ориентированный на исполнительную деятельность, часто предпочитает, чтобы ему говорили, что делать, и затем делает все возможное, чтобы сделать это хорошо.
Судебный номер . Юридически ориентированный человек склонен к задачам, проектам и ситуациям, которые требуют оценки, анализа, сравнения-сопоставления и суждения о существующих идеях, стратегиях, проектах и т.п. Этот человек склонен оценивать других, иногда на основе минимальной информации.
Формы
Теория выделяет четыре различных формы ментального самоуправления: монархическую, иерархическую, олигархическую и анархическую.
Монархический . Монархическая личность склонна к задачам, проектам и ситуациям, которые позволяют полностью сосредоточиться на одной вещи или аспекте за раз, пока они не будут завершены. Монархически ориентированный человек целеустремлен и часто целеустремлен, любит закончить одно дело, прежде чем переходить к следующему.
Иерархический . Иерархический человек имеет пристрастие к задачам, проектам и ситуациям, которые позволяют создать иерархию целей для выполнения. Этот человек любит делать несколько дел в заданный период времени, но присваивает разные приоритеты их выполнению. Иерархические люди склонны приспосабливаться во многих ситуациях, когда необходимо установить приоритеты для выполнения одних дел раньше других или когда необходимо решить, что одни вещи заслуживают большего внимания, чем другие.
Олигархический . Олигархическая личность склонна к задачам, проектам и ситуациям, позволяющим работать с конкурирующими подходами, с множеством одинаково важных аспектов или целей. Этот человек, как и человек с иерархической ориентацией, любит делать несколько дел в течение определенного периода времени, но ему трудно расставить приоритеты, что и когда нужно сделать. Таким образом, олигархически ориентированный индивид хорошо приспосабливается, если конкурирующие требования имеют примерно одинаковый приоритет, но испытывает больше проблем, если вещи имеют разный приоритет.
Анархический . Анархический человек имеет пристрастие к задачам, проектам и ситуациям, которые обеспечивают большую гибкость подходов и возможность пробовать что-либо, когда, где и как ему или ей нравится. Этот человек склонен быть асистематичным или даже антисистематичным. Человек склонен случайным образом подходить к проблемам, и иногда его трудно понять другим людям.
Уровни
Существует два уровня психического самоуправления: локальный и глобальный.
Местный . Местный человек склонен к задачам, проектам и ситуациям, которые требуют участия в конкретных, конкретных деталях. Этот человек любит работать с мелочами, но может потерять лес из-за деревьев. Люди, демонстрирующие этот стиль, как правило, получают удовольствие от задач, которые требуют от них отслеживания деталей и сосредоточения внимания на конкретных особенностях ситуации.
Глобальный . Глобальный человек склонен к задачам, проектам и ситуациям, которые требуют вовлечения в большие, глобальные, абстрактные идеи. Этот человек любит иметь дело с большими идеями, но иногда может терять связь с деталями: он может видеть лес, но терять деревья из виду. Людям, использующим этот стиль, нравятся задачи, которые побуждают их думать об основных идеях и не беспокоиться о деталях.
Сфера
Существует две сферы ментального самоуправления: внутренняя и внешняя.
Внутренний . Внутренний человек склонен к задачам, проектам и ситуациям, которые требуют действий, позволяющих работать независимо от других. Этот человек предпочитает работать в одиночку, обычно он интроверт и часто чувствует себя некомфортно в группах.
Внешний . Внешний индивид имеет пристрастие к задачам, проектам и ситуациям, которые позволяют работать с другими в группе или взаимодействовать с другими на разных этапах развития. Этот человек предпочитает работать с другими, обычно экстравертен и очень комфортно чувствует себя в группе.
Склонности
Есть два направления ментального самоуправления: либеральное и консервативное.
Либерал . Либеральный человек склонен к задачам, проектам и ситуациям, которые предполагают незнакомство, выход за рамки существующих правил или процедур и максимизацию изменений. Иногда человек может предпочесть перемены просто ради перемен, даже если они не идеальны. Люди, демонстрирующие либеральный стиль, любят новые вызовы и преуспевают в двусмысленности.
Консервативный . Консервативный человек склонен к задачам, проектам и ситуациям, которые требуют соблюдения существующих правил и процедур. Этот человек любит минимизировать изменения и избегать двусмысленности.
Основные ссылки
Sternberg, R. J. (1988). Психическое самоуправление: теория интеллектуальных стилей и их развития. Человеческое развитие , 31 (4), 197–224.
Штернберг, Р. Дж. (1994). Стили мышления: теория и оценка на стыке интеллекта и личности. В RJ Sternberg and P. Ruzgis (Eds.), Личность и интеллект (стр. 105–127). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Григоренко, Е.Л., и Штернберг, Р.Дж. (1995). Стили мышления. В D. Saklofske & M. Zeidner (Eds.), Международный справочник личности и интеллекта (стр. 205–229). Нью-Йорк: Пленум.
Штернберг Р. Дж., Григоренко Э. Л. (1995). Стили мышления в школе. Европейский журнал высоких способностей , 6 (2), 201–219.
Штернберг, Р. Дж. (1997). Стили мышления . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Штернберг, Р. Дж., и Григоренко, Е. Л. (1997). Когнитивные стили все еще в моде? Американский психолог, 52 (7), 700-712.
Штернберг, Р. Дж., и Григоренко, Е. Л. (2001). Краткая история теории и исследований стилей. В RJ Sternberg, & LF Zhang (Eds.), Перспективы мышления, обучения и когнитивных стилей (стр. 1–21). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Чжан, Л. Ф., и Штернберг, Р. Дж. (2001). Стили мышления в разных культурах: их связь с обучением студентов. В RJ Sternberg, & LF Zhang (Eds.), Взгляды на мышление, обучение и когнитивные стили (стр. 197–226). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Чжан, Л.-Ф., и Штернберг, Р.Дж. (2005). Тройственная модель интеллектуальных стилей. Обзор психологии образования, 17 (1), 1–53.
Чжан, Л. Ф., и Штернберг, Р. Дж. (2006). Природа интеллектуальных стилей.