Упражнения идеомоторная тренировка: Идеомоторная тренировка — Мотивация и психология

Идеомоторная тренировка — Мотивация и психология

Когда-то такой способ был известен только спортивной психологии – ею пользовались для улучшения своих спортивных достижений, но со временем стали пользоваться и обычные люди. Так в чем же её суть?

Вот это да!

«Идео» – мысль, «моторика» – движение. Эти обозначения говорят сами за себя – мысленное движение. Этот метод состоит в том, что вы занимаетесь физкультурой, но только мысленно, воображаете у себя в голове разнообразные движения, их идеальное выполнение. Такая тренировка хорошо помогает людям, которые пережили инсульт или серьезные травмы.

Известные спортсмены делятся секретом, что каждое свое упражнение они отрабатывали по 40 минут. И это только мысленно! Нам с вами для этого понадобится чуточку больше усилий.

Если вы решили, к примеру, сесть на шпагат. Во-первых, сначала нужно посмотреть необходимый видеоматериал тренировки того, как это делает тренер. После этого уделите время для идеомоторной тренировки – примите исходное положение и представляйте мысленно весь ход теперь уже собственной тренировки. Если упражнение из тренировки повторять многократно, то через некоторое время мышцы сами будут сокращаться и выполнять данный элемент.

Огромная сила самовнушения

Иногда идеомоторную тренировку сопоставляют с аутотренингом, ведь она также помогает обладать страх перед публичным выступлением, устранить страх и негативные эмоции.

Идеомоторная тренировка имеет огромное число различных преимуществ. Тренируясь, вы повышаете концентрацию внимания, стаете уверенными в собственных силах и действиях. Также с помощью этого метода можно снять боль и усталость и настроиться исключительно на положительный результат.

Как правильно?

Идеомоторику можно применять не только перед физической тренировкой, но и после. Как только вы закончите свои упражнения, лягте на спину, расслабьтесь и мысленно представьте все элементы, а также их последовательность.

Конечно, не все так идеально, как казалось бы на первый взгляд. Уделяйте сначала по 5 минут занятиям идеомоторикой, а потом переходите к более длительным.

Чтобы понять то, насколько подходит вам данный метод самовнушения, можно проделать следующее упражнение. Возьмите 1 метр нитки и небольшой грузик – 10 грамм. Если вы правша, то намотайте нитку на палец правой руки, в противоположном случае – на палец левой руки. Вытяните руку перед собой, думайте о том, что вы раскачиваете нитку. О том, насколько интенсивно качается грузик, можно судить о силе связи «мозг-тело».

Не стоит думать, что идеомоторная тренировка – это ваш беспроигрышный билет на пути к идеальной фигуре или к овладению каким-то видом спорта. Во всех случаях – это лишь психологическая установка, а чтобы результат был максимален, нужно много тренироваться физически.

Автор: Жанна Ш. (специально для Calorizator.ru)
Копирование данной статьи целиком или частично запрещено.

Методика идеомоторной тренировки | Шпаргалка к написанию экзаменов

  • Главная
  • ->
  • org/Breadcrumb»>Поведение человека в экстремальных ситуациях
  • ->
  • Вопросы к экзамену

Идеомоторная тренировка — это мысленное «проигрывание» предстоящей деятельности. Установлено, что представление движений вызывают в соответствующих мышечных группах, которые реально выполняют эти движения, повышение их биоэлектрической активности. Одновременно проявляется эффект, сходный с реальной деятельностью и в корковом отделе двигательного анализатора. Как правило, двигательные представления сочетаются с вегетативными изменениями.

Убедиться в реальности идеомоторных актов можно при помощи несложного опыта с маятником. Сделаем маятник из нитки длиной 15-30 см (по длине руки от локтя до кисти) и небольшого предмета, например, кольца, привязанного к одному концу нитки.

Нарисуем теперь на листе бумаги круг, разделенный на четыре сектора двумя пересекающимися под прямым углом линиями. Если поставить локоть руки на стол и взять свободный конец нитки большим и указательным пальцами, то маятник может совершать произвольные движения по отношению к сегментированному кругу в направлении, на котором мы сосредоточились, образ которого мы представили себе с особой точностью.

Представим себе, например, что маятник движется по линии, пересекающей круг вертикально, и висящий предмет действительно начинает такое движение, хотя мы будем держать конец нитки совершенно спокойно, не помогая пальцами этому направлению.

Представьте себе предельно точно любое движение маятника, сконцентрируйтесь на этом представлении, и, как спокойна ни была бы рука, маятник начинает совершать ожидаемое движение. У одних этот опыт получается сразу, если они пристально смотрят на груз и сосредоточивают себя на представлении, как этот груз должен двигаться, у других эксперимент проходит лучше, если они представляют себе желательные движения маятника с закрытыми глазами.

Этот эксперимент показывает, что представления вызывают в организме соответствующие физические реакции. В данном случае мысленное представление движения сопровождается очень незначительными реальными колебательными движениями кисти. Поэтому способность двигательных представлений вызывать в ослабленном виде все те реакции, которые имеют место при выполнении реальных движений, легла в основу использования идеомоторной тренировки при овладении отдельными двигательными навыками и заданными действиями в целом.

На первый взгляд, казалось бы простой и доступный метод повышения профессионального мастерства. В действительности, он требует от занимающегося серьезного отношения, способности к сосредоточению, мобилизации воображения, умения не отвлекаться на протяжении всей тренировки.

Осваивая метод идеомоторной тренировки, А.В. Алексеев рекомендует соблюдать следующие принципы (цит. по А.П. Козину):

1) Создать предельно точный образ движения, выполняемого мысленно, и избегать представлений движения «вообще», без отчетливой его картины. Естественно, что это требует специальной работы.

2) Мысленный образ движения обязательно должен быть связан с его мышечно-суставным чувством, только тогда это будет идеомоторное представление. Для достижения успеха недостаточно создать лишь зрительный образ движения, его нужно почувствовать.

3) Представляя мысленно то или иное движение, нужно сопровождать его словесным описанием, произносимым шепотом или мысленно. При этом слова должны определять желаемое положение, а не отрицать ошибочное. Например, нужно произносить формулу «Втянуть живот», а «Не расслаблять живот».

4) Приступая к разучиванию нового двигательного элемента, нужно мысленно видеть его исполнение в замедленном темпе. Это способствует более качественному его представлению, а затем и исполнению. Целесообразно также проводить идеомоторную тренировку упражнений сначала в замедленном темпе, затем в несколько ускоренном темпе.

5) Овладевать новым техническим приемом целесообразно в позе, по возможности близкой к той, в которой реально выполняется данное упражнение.

В дальнейшем, при достаточном овладении методом, удается отчетливо представлять все реальные движения, находясь в обычной позе, в которой проводятся занятия психической саморегуляцией.

6) Если во время проведения идеомоторной тренировки тело занимающегося совершает инициальные движения, как бы включаясь в реальное выполнение упражнения, препятствовать этому не следует. Можно также сознательно сопровождать мысленное представление движения с реальным его осуществлением.

7) Непосредственно перед реальным выполнением искомого задания не следует думать о его результате, так как результат вытесняет из сознания представление о том, как его нужно достигать.

На начальном этапе овладения идеомоторной тренировкой занимающийся должен четко представить свою предстоящую деятельность. Заметим, что чем точнее представление о предстоящей модели действия, тем больше возможности успешно его осуществить. Поэтому перед началом идеомоторных тренировок профессиональной деятельности важно выполнить несколько реальных изучаемых действий, это важно для формирования необходимого развития соответственных ощущений, без этого мысленное идеомоторное «проигрывание» своих действий малоэффективно.

Этап тренинга обычно начинается с «проигрывания» действий (когда, что, как и т. д. необходимо делать). Словесное обозначение движения должно обеспечить ясное осознание формы его внешнего проявления (внешнего рисунка) — то, что более легко дается, а затем «внутреннего рисунка» — комплекса тактильных и мышечно-сухожильных суставных ощущений. Человек обычно знает, каков в общих чертах внешний образ движения, этот образ осознается даже без специального сосредоточения.

Несколько сложнее воспринимаются мышечно-суставные сухожильные ощущения. Исследованиями было показано, что ранее всего осознается мышечное напряжение, позже напряжение в суставах, а затем только в ходе упражнений эти ощущения должны быть подняты до уровня сознания. Сознательная деятельность обеспечивает выделение из состава этих «смутных» ощущений ряда компонентов: пространственных (отражение амплитуды, формы, направления движения), временных (отражение длительности, последовательности движения) и силовых (отражение напряжения движения).

Б.С. Алякринский указывал, что создание четкого внутреннего плана внешней деятельности у лиц летного состава упорядочивает деятельность, обеспечивает способность к быстрому и наиболее рациональному реагированию в экстремальных ситуациях летной деятельности.

На следующих этапах идеомоторной тренировки, проводимой с курсантами-летчиками, занимающиеся вызывают у себя представления не только необходимых мышечно-двигательных ощущений, возникающих при воображаемой работе с реальными органами управления или аппаратурой кабины воздушного судна, но и представления об информации, которая поступает из кабины и внекабинного пространства.

Во время воображаемого полета занимающиеся должны более полно представлять все особенности полета. В сознании должны возникнуть образы стоянки аэродрома, метеорологических условий, обстановки в воздухе, положения самолета на каждом этапе полета, соответствующие показания приборов кабины, всех действий по управлению воздушным судном и всех ощущений (зрительных, тактильных, мышечно-двигательных, слуховых и др. ), которые могут возникать в реальном полете.

В зависимости от задач идеомоторный проигрыш может охватывать отдельные элементы или все полетное задание: от момента запуска двигателя до момента заруливания воздушного судна на стоянку.

В большинстве случаев идеомоторная тренировка проводится только для отработки навыков наиболее ответственных моментов полетного задания: тщательному анализу подвергаются возможные аварийные случаи в полете. При этом особое внимание обращается не только на грамотные действия, но и на самовнушение при этом психологических качеств уверенности, решительности, эмоциональной устойчивости. Мысленная подготовка к возможным экстремальным случаям, с одной стороны, закрепляет представляемый стереотип действия в этой ситуации, а с другой стороны, снимает элемент новизны и снижает силу ее эмоционального воздействия.

Количество попыток идеомоторного выполнения может быть различным в зависимости от располагаемого времени, сложности полета, индивидуальных особенностей занимающегося и т.

д. Представления движений в процессе таких тренировок могут быть мысленными или сопровождаться имитационными движениями в меньших масштабах.

В разделе, посвященном обоснованию метода психической саморегуляции, отмечалось, что в состояниях самовнушения, покоя и релаксации легко фиксируется соответствующая установка. Указанное послужило посылкой разработки и внедрения в практику летного обучения идеомоторной тренировки на фоне аутогенного расслабления (релаксоидеомоторная тренировка).

В.М. Звонниковым и М.М. Решетниковым было замечено, что в этом случае более быстро формируются летные навыки. Примерно у половины занимающихся идеомоторной тренировкой в состоянии аутогенного расслабления возникали яркие образные представления. При выполнении «полетов в зону на пилотаже» они отмечали появление субъективных ощущений перегрузок, хотя и менее выраженных, чем в реальном полете.

Анализ бортовых самописцев магнитной регистрации полета показал, что лица, применявшие методику релаксоидеомоторной тренировки, при пилотировании создавали большие перегрузки и выдерживали их более длительно.

Релаксоидеомоторную тренировку можно проводить индивидуально (2-3 раза в день) в удобное для этого время (например, перед сном) или в группах. В ходе групповых занятий руководитель добивается того, чтобы занимающиеся вначале расслабились, а затем на фоне релаксации выполняли идеомоторный проигрыш.

Занимающиеся идеомоторной тренировкой мысленно воспроизводят все действия в том порядке и темпе, который задает руководитель занятия. Дома занимающиеся делают то же самое самостоятельно, а непосредственно перед выполнением деятельности мысленно «проигрывают» ее узловые моменты.

Имеется много примеров эффективности идеомоторной тренировки в спорте. По свидетельству заслуженного мастера спорта Е.А. Пеньковского, готовясь к взятию мирового рекорда в толчке штанги, он несколько сотен раз, между практическими тренировками, мысленно повторял это движение, представляя идеомоторно, как взметнется вверх штанга с дополнительными 2,5 кг, которые он никогда не добавлял к максимальному, ранее доступному весу в 205 кг. На соревновании перед выходом на помост он объявил, что побьет мировой рекорд и посвятит его своему другу В. Куренцову. Рекорд был побит.

 

Идеомоторная тренировка для совершенствования навыков стрельбы в элитном биатлоне

Кандидат технических наук А.В. Халманских
Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Ключевые слова: психолого-педагогическая технология поддержки, психологическая подготовка, двоеборье, и демоторная подготовка, стрельба.

Фон . Первостепенное значение на современном этапе развития мирового биатлона отводится психологической подготовке как одной из ключевых составляющих успеха в спорте. Наши исследования показали, что успешность стрельбы в элитном биатлоне может быть улучшена за счет продуманного планирования и разработки прикладных стрелковых упражнений, должным образом адаптированных к специфике спорта и индивидуальным особенностям спортсменов, с акцентом на психические аспекты проблем, возникающих в процесса [7, 8].

Отечественная спортивная наука всегда держала в центре внимания проблемы психической подготовленности спортсменов, освещенные в отчетах об исследованиях А.В. Алексеев (2002), А.Т. Пуни (1968), Г.Д. Горбунов (1998), М.А. Иткис (1982), А.В. Родионов (2006) и др. Однако только в отчете об исследовании В.Н. Потапова (2002) рассмотрены проблемы, связанные с формированием индивидуального стиля самоконтроля в элитном биатлоне.

Стремясь повысить показатели результативности стрельбы в современном элитном биатлоне, мы разработали психолого-педагогическую технологию поддержки стрелкового прогресса в элитном биатлоне, уделяя первостепенное внимание диагностическим, алгоритмическим и репродуктивным качествам технологии, постоянному функционированию обратной связи. мощности и ее гибкости с учетом индивидуальных особенностей спортсменов-биатлонистов. Технология подразумевает диагностика соревновательной деятельности; целенаправленный отбор и планирование наиболее подходящих психолого-педагогических средств и действий в соответствии с требованиями поэтапного обучения/обучения, предсоревновательными и соревновательными целями процесса; выполнение психолого-педагогических средств и действий (локальные дыхательные упражнения, игры на овладение мыслительной техникой, самокоманды, средства идеомоторной/аутогенной/психомышечной тренировки), предназначенных для обеспечения должного контроля, соуправления и самоконтроля поведение и результаты конкурентов; и система соревновательного прогресса и поддержки контроля и регулировки в процессе [7, 8]. Особое внимание в нашей технологии уделялось системе идеомоторной тренировки.

Целью исследования было теоретическое обоснование метода идеомоторной тренировки и описание его преимуществ для тренировочного и соревновательного процессов элитных биатлонистов.

Результаты исследования и обсуждение. Идеомоторная тренировочная система подразумевает, что последовательности/условия спортивных движений многократно представляются, визуализируются и озвучиваются спортсменом для облегчения их точного выполнения/воспроизведения. Как сообщает профессор А.Т. Пуни, данная система обучения позволяет потенциально повысить точность стрельбы на 34%. Визуализация действий ближнего действия перед собственно стрельбой именуется здесь идеомоторной установкой [5]. Метод идеомоторной тренировки при грамотном применении в спортивной дисциплине позволяет заметно повысить мышечную выносливость и физическую работоспособность, восстановить сложные двигательные навыки после длительных перерывов в тренировочном процессе.

Каждый опытный стрелок знает, что малейшая мысль о возможном промахе перед выстрелом может нанести ущерб рутинным ощущениям и концентрации внимания и, как следствие, правильная физическая и психическая установка может быть немедленно нарушена и выстрел, если должны быть приняты корректирующие меры не принимаются, может действительно быть неточным. Как только стрелку приходит в голову негативная навязчивая мысль, за ней практически всегда следуют ошибки в последовательности движений [3].

Наоборот, когда стрелок ясно представляет и чувствует правильную последовательность движений в подготовительно-стрелковом процессе, точность стрельбы с большой долей вероятности повысится. Ошибочные и неточные движения, как правило, часты, когда мышечные ощущения слабо развиты или серьезно затруднены/заблокированы эмоциональным напряжением, утомлением, отвлечением внимания от основных действий и т. д.

Эффективное мышление подразумевает мысленную модель последовательности движений и каждого элемента в процессе стрельбы, предназначенного для того, чтобы предварять и поддерживать процесс, действуя как своего рода «проводник воображения». Однако чрезмерное эмоциональное возбуждение стрелка часто подавляет или разрушает воображаемую последовательность движений, тем самым разрушая и действительные движения.

Именно прошлый опыт основной деятельности всегда будет использоваться как основа для процесса построения должной идеомоторной последовательности. Последовательность стрельбы, повторяемая много раз опытным спортсменом, всегда запоминается в мельчайших деталях, так что от спортсмена не требуется никаких усилий, чтобы еще раз проиграть ее в уме подробно, подробно. Следует, однако, отметить, что некоторым стрелкам сложно воспроизвести в уме даже ключевые действия, движения и особенности стрелкового процесса, в том числе и ошибочные. Эти трудности могут быть связаны с тем, что спортсмен не обучен запоминать и анализировать свои действия, или его способность к запоминанию в значительной степени блокируется чрезмерным эмоциональным напряжением. Следует отметить, что реальные действия будут точными и скоординированными, если они будут подкрепляться должными предварительными образами каждого движения с последующим его практическим выполнением, при этом задействуются тренированные идеомоторные средства.

Чтобы обеспечить высокую точность последовательности стрелковых движений, спортсмены должны сделать как минимум следующее:

1) Создать совершенно четкий мысленный образ движения и в первую очередь визуализировать его. Что касается процесса стрельбы, то спортсмен должен четко представлять себе, как он готовится и готовится к выстрелу, прицеливается, держит его и взводит курок, затем следует по траектории пули и, что особенно важно, фиксирует пуля попала в яблочко.

2) Перенести изображение, сохраняя его кристально четким, в идеомоторную область, т.е. активировать (хотя бы в почти незаметной степени) соответствующие мышечные группы и функции. Стрелок должен четко визуализировать свои действия как изнутри, так и снаружи, чтобы прочувствовать весь процесс от удержания винтовки наготове до момента выпуска пули, полета и попадания.

3) Составить соответствующие программные, позитивные, короткие и точные словесные формулы, по крайней мере, для наиболее важных эталонных элементов в последовательности движений, например:

«Я готов. .. Все хорошо… Пристреляюсь в… точка… движется плавно… начинаю пулить спусковой крючок… плавно двигаю… нормальная вибрация.. … замри… выжми… Давай, милый (на пулю)… Молодец!.. Молодец! (когда выстрел точен)».

Следует отметить, что спортсмена ни в коем случае нельзя программировать на возможный неточный выстрел. Каждый промах должен быть проанализирован для изучения причин и следствий, при этом образы, связанные с промахом, должны быть максимально удалены из памяти спортсмена. Акцент в процессе санации будет сделан на действиях по устранению причин отказа.

Промахи и внутреннее напряжение, усугубляемые высокоэмоциональным фоном, могут подавлять правильный настрой и воображаемую правильную последовательность движений, тем самым вызывая нарушения в процессе выполнения двигательных действий.

4) Приступайте к физическому выполнению движений только после того, как в сознании появится четкий и прочный идеомоторный образ последовательности движений, а соответствующие мышцы будут хорошо разогреты для выполнения движения.

5) Непосредственно перед первым движением четко представить его на идеомоторном уровне и вербализовать процесс выполнения правильной формулировкой.

С целью оценки преимуществ системы идеомоторной подготовки для успешности стрелкового процесса нами были проведены комплексные испытания и исследования на сборной женской биатлонной сборной Тюменской области. В личном зачете приняли участие 15 элитных биатлонисток, в том числе 10 мастеров спорта, 4 мастера спорта международного класса и 1 заслуженный мастер спорта. Каждый участник был призером и призером чемпионатов России, Кубков России, Кубков IBU, Кубков мира, чемпионатов мира, Европы и других рейтинговых соревнований мира.

Система идеомоторной подготовки применялась к испытуемым в течение двух соревновательных сезонов с октября 2014 г. по апрель 2016 г. в форматах, адаптированных к индивидуально-типологическим особенностям спортсменов. Периоды отдыха в тренировочных занятиях и непосредственно перед соревнованиями оказались наиболее благоприятными для применения системы идеомоторной тренировки.

Наш анализ соревновательных рекордов показал, что каждый биатлонист добился хорошего прогресса в скорости стрельбы без ущерба для качества, при этом были зафиксированы следующие конкретные улучшения: время подготовки к стрельбе лежа/стоя было улучшено на 16% и 17%. , соответственно; общее время стрельбы лежа/стоя улучшилось на 15% и 14% соответственно. Было обнаружено, что показатели результативности стрельбы улучшились в среднем на 8% (при этом показатели результативности стрельбы из положения лежа/стоя улучшились на 7% и на 9%).%, соответственно). Лидер команды Тюменской области, вышедший в сборную по итогам соревновательного сезона 2015-2016 гг., показал улучшение результативности стрельбы лежа/стоя на 12% и 13% соответственно.

В общем зачете в соревновательном сезоне 2015-2016 гг. лидировали игроки сборных команд Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Новосибирской области и Красноярского края (см. табл. 1).

Проанализировав показатели точности стрельбы и общие показатели качества, достигнутые спортсменами, отметим, что лучшими в чемпионате России прошлого сезона были игроки команды Тюменской области, при этом средний показатель результативности стрельбы по команде составил 86,50%, в т. ч. успешность стрельбы из положения лежа/стоя составляет 85% и 88% соответственно.

Табл.

Регион

2014-2015

2015-2016

лежа

стоя

средний

лежа

стоя

средний

Тюменская область

89,5

80,5

85

85

88

86,50

Новосибирская область

78,8

73,8

76,3

83

85

84,00

Ханты-Мансийский АО

84,2

79,9

82,05

86

82

84,00

Красноярский край

79,4

73,8

76,3

79

80

79,50

Заключение . В ходе исследования было установлено, что более яркие и четкие образы, создаваемые спортсменом, вызывают более сильные эмоции и фокус формулировок, стоящих за изображениями, и более автоматизированную процедуру, а также более высокую пользу от системы идеомоторной тренировки. Грамотное применение системы идеомоторной подготовки в тренировочном и соревновательном процессах спортсменов-биатлонистов высокой квалификации позволило повысить как техническое мастерство спортсменов, так и показатели их соревновательной успешности в целом. Было обнаружено, что специальные приемы разминки при стрельбе с использованием средств идеомоторной тренировки обеспечивают быструю и точную стрельбу при высокой частоте сердечных сокращений.

Ссылки

  1. Алексеев А.В. Состояние вдохновения у спортсменов / А.В. Алексеев // Психология спорта в трудах российских специалистов / Под ред. И.П. Волков. – СПб: Питер, 2002. – С. 78-88.
  2. Горбунов Г. Д. Развитие идей А.Ц. Пуни в разработке научно-практической проблемы психологической подготовки / Г.Д. Горбунов, А.В. Шленков // Теория и практика физ. культуры . – 1998. – № 11-12. – С. 7-10.
  3. Иткис М.А. Вопросы психологической подготовки / М.А. Иткис / Специальная подготовка стрелка спортсмена (Специальная стрелковая подготовка). – Москва: ДОСАА, 1982. – С. 24-4.6
  4. .
  5. Потапов В.Н. Формирование индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов / В.Н. Потапов // Теория и практика физ. культуры . – 2013. – № 12. – С. 65.
  6. .
  7. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию – проблема психологическая и педагогическая / А.Ц. Пуни // Сб. рез.-теор. конф. для вузов физкультуры. – Ленинград, 1968. – С. 81-85.
  8. Родионов А.В. Проблема психологии спорта (Проблема спортивной психологии) / А.В. Родионов // Теория и практика физ. культуры . – 2006. – № 6. – С. 2-4.
  9. Сорокина (Халманских) А.В. Проблема результативности стрельбы биатлонистов / А.В. Сорокина (Халманских), И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры . – 2010. – № 9. – С. 73-76.
  10. Халманских А.В., Гурьев Л.А., Манжелей И.В. Стрелковая подготовка биатлонистов: монография (Стрелковая подготовка в биатлоне: монография) / А.В. Халманских, Л.А. Гурьев, И.В. Манжелей. – Тюмень: ТОГИРРО, 2014. – 220 с.

Автор, ответственный за переписку: [email protected]

 

Abstract

В статье рассмотрены некоторые вопросы совершенствования стрелкового мастерства в элитном биатлоне, особое внимание уделено применению средств идеомоторной подготовки в тренировочном и соревновательном процессах. Цель исследования состояла в том, чтобы проанализировать преимущества метода идеомоторной подготовки и его применения в тренировочном и соревновательном процессах элитных биатлонистов. В ходе исследования было установлено, что более яркие и четкие образы, создаваемые спортсменом, вызывают более сильные эмоции и фокус формулировок, стоящих за изображениями, и более автоматизированную процедуру, а также более высокую пользу от системы идеомоторной тренировки. Грамотное применение системы идеомоторной подготовки в тренировочном и соревновательном процессах спортсменов-биатлонистов высокой квалификации позволило повысить как техническое мастерство спортсменов, так и показатели их соревновательной успешности в целом. Было обнаружено, что специальные приемы разминки при стрельбе с использованием средств идеомоторной тренировки обеспечивают быструю и точную стрельбу при высокой частоте сердечных сокращений.

Идеомоторные движения при лечении боли

Существует множество подходов к практическому лечению, используемых специалистами по мануальной терапии. В остеопатии методы мануальной манипуляции часто широко определяются терминами «прямой» и «косвенный». Прямая техника относится к приложению внешней силы для воздействия на ограничительный барьер и включает мобилизацию импульсной техникой, МЭТ, артикуляцию и массаж мягких тканей. Напротив, непрямые техники, такие как функциональная техника, техника напряжения-противодействия и облегченное позиционное высвобождение, как правило, не связаны с ограничительными тканевыми барьерами и пытаются вызвать изменения посредством рефлекторных соматических реакций.

Некоторые движения обычно являются неотъемлемой частью мануальной терапии для лечения боли. Хотя многие виды мануальной терапии полностью состоят из пассивных движений, все больше данных свидетельствует о том, что чрезмерное увлечение пассивным лечением или стратегиями выживания является сильным предиктором хронизации и повышенного риска инвалидности. Подходы активного ведения и мануальная терапия, включающие активные компоненты, обычно включают предписывающие движения и упражнения, направленные на решение конкретных функциональных задач или на определенные нарушения, которые, как предполагается, имеют отношение к клинической картине.

Американский физиотерапевт Барретт Дорко предложил уникальный подход к непрямой мануальной терапии проблем с болью, который привел к разработке метода, описанного как Простой контакт . Хотя в этом подходе используется мануальная обработка, аналогичная другим распространенным непрямым остеопатическим манипулятивным техникам, модель не опирается на гипотетическую патофизиологию или детальную оценку состояния пациента на наличие малозаметных дисфункций, которые трудно обосновать. Цель метода не в том, чтобы привнести в тело пациента пассивные движения или направить активные движения, а в том, чтобы предоставить пациенту среду и возможность исследовать большее выражение спонтанных, самостоятельных движений. Предпосылка Дорко заключается в том, что у людей с механически индуцированной или сохраняющейся болью активные движения, направленные на уменьшение механической деформации вовлеченных тканей, будут проявляться как инстинктивная и не требующая усилий двигательная реакция. Эта присущая активность называется идеомоторным движением, или идеомоторикой.

Описания идеомоции присутствуют в медицинской и психологической литературе с 1852 года, когда лекция Уильяма Карпентера была перепечатана в Трудах Королевского института Великобритании. Карпентер определил идеомоцию как третью категорию бессознательного, инстинктивного поведения, которое также включает экситомоторную активность (например, дыхание и глотание) и сенсомоторную активность (например, моргание и реакции испуга).

Идеомоция может быть описана как инстинктивное, автоматическое выражение, непосредственно связывающее доминирующие ментальные представления с действием без промежуточной воли. Идеомоторная теория предполагает, что двигательные паттерны могут быть автоматически и тесно связаны с их внутренними и внешними сенсорными эффектами и будут возникать в отсутствие каких-либо других когнитивных репрезентаций или эфферентных моторных команд. Хотя идеомоция обычно ассоциируется с непроизвольными движениями, идеомоторная теория также дает убедительное объяснение генерации целенаправленных произвольных действий.

Идеомоторные движения включают непроизвольные и бессознательные движения, составляющие наше невербальное коммуникативное поведение, такое как выражение лица и изменение позы. Идеомоция способствует решению сложных задач, таких как управление автомобилем, когда мы сосредоточены на дороге, и написание или произнесение начала предложения, пока мы мысленно конструируем его конец. В дополнение к своим выразительным функциям идеомоция также имеет гомеостатические или корректирующие функции, такие как перемещение на стуле или изменение позы для облегчения дискомфорта, зевота и планирование движения вперед для обеспечения комфорта конечной точки. Идеомоция также ответственна за многие иллюзорные восприятия, такие как опыт биолокации, диагностика доски для спиритических сеансов и маятника, наблюдения прикладной кинезиологии и некоторые опыты пальпации в манипулятивной терапии и «энергетической работе».

Наиболее частая ссылка на идеомоторный эффект в отношении обычных непрямых мануальных методов лечения является объяснением потенциальной ошибки при связывании пальпаторного подтверждения гипотетической физиологии с обоснованием теории. Некоторые непрямые мануальные методы лечения предполагают необоснованные физиологические или патофизиологические механизмы и предполагают, что пальпаторное подтверждение может предоставить достаточное доказательство этих механизмов. Однако, в соответствии с идеомоторным принципом, само предвосхищение сенсорного следствия может выступать в качестве раздражителя, прямо и непроизвольно вызывающего мышечные движения, которые его вызовут. Таким образом, выражение желания или ожидания восприятия гипотетических функций тела, таких как ритмы спинномозговой жидкости, «раскручивание» тканей или «энергия», может привести к тому, что практикующий врач подсознательно генерирует внутренние движения и ощущения, которые соответствуют его воображению.

Однако при отсутствии упреждающих проекций со стороны практикующего врача мягкая, не провоцирующая пальпация может выявить большое количество тонких, непроизвольных движений внутри пациента. Принимая во внимание тот факт, что выразительные и корректирующие идеомоторные движения, большие и мелкие, могут происходить у людей почти постоянно, если только они не подавляются сознательно, возможно, что идеомоторная активность ответственна за значительную часть тонких изменений тканей, наблюдаемых практикующими врачами, использующими некоторые непрямые техники. Знание наличия и цели идеомоторной активности должно способствовать нашему пониманию и интерпретации таких наблюдений.

Согласно современной нейроматричной теории боли, болевые ощущения и сопутствующие двигательные реакции сосуществуют одновременно как два измерения мультисистемной выходной реакции. Восприятие и локализация болевых ощущений происходят одновременно с генерацией двигательных выходных реакций, предназначенных для устранения предполагаемой угрозы тканям. Патрик Уолл предположил, что разрешение боли, таким образом, требует соответствующей двигательной реакции, и что такая реакция может происходить в результате врожденных механизмов. Если этот инстинктивный процесс прерывается, могут возникнуть настороженность, изменение позы и постоянная боль. Дорко отметил, что идеомоторные движения представляют собой преобладающее выражение инстинктивной двигательной реакции как на внутренние, так и на внешние раздражители у людей во время их повседневной деятельности. Он предполагает, что усиление выраженности идеомоции должно приводить к уменьшению механической боли у пациентов, чьи инстинктивные реакции заторможены или подавлены и, таким образом, у них сохраняются симптомы.

Идеомоторные движения выражены максимально, если только в сознании одновременно не присутствует антагонистическая моторная репрезентация. В своем тексте 1890 года « Принцип психологии» Уильям Джеймс объясняет, что, если условия не являются простыми, полное идеомоторное выражение часто зависит от мысленного согласия или разрешения. Дорко утверждает, что спонтанное телесное выражение может быть заторможено в контексте культурно приемлемых выражений движения или подавлено предписывающим выражением тела, например, тренировками коррекции осанки. Такие внешние требования могут привести к возникновению одновременных «антагонистических представлений», которые отвлекают от подлинного, спонтанного выражения движения и, таким образом, проявляются в виде изометрического сокращения мышц. Дорко предположил, что такая мышечная активность обычно ошибочно интерпретируется как отсутствие надлежащего расслабления и может затем подвергаться различным формам растяжения, манипуляций или хореографическим упражнениям, а не поощряться к завершению двигательной реакции, для которой она была активирована. Метод, описанный Дорко, пытается просто предоставить контекст «разрешения», чтобы стимулировать большее выражение текущей идеомоторной активности.

Во время идеомоторных движений сенсорные эффекты, такие как кинестетические и интероцептивные ощущения, которые могут сопровождать каждое движение, непосредственно связаны с генерацией самого движения. Таким образом, кинестетическое представление положения, которое может быть связано со снижением болевых ощущений или растяжением затвердевшей ткани, будет автоматически связано с движением, вызывающим представляемое ощущение. Путь от представления сенсорного эффекта к движению может также включать обратную связь от периферического сенсорного аппарата на уровнях ниже внимания, и этот сенсорный ввод может способствовать выработке двигательных паттернов на более высоких уровнях. Изменения двигательной активности во время движения могут быть вызваны продолжающимися репрезентациями сенсорных эффектов и могут находиться под влиянием как сознательной, так и бессознательной периферической сенсорной обратной связи, что приводит к сложным паттернам движения, наблюдаемым во многих выражениях идеомоторного движения. Поскольку различные интероцептивные ощущения могут восприниматься даже при незначительных изменениях двигательной активности (например, при мышечной релаксации), в некоторых случаях движения могут быть невидимы, хотя часто они все еще могут быть ощутимы.

Идеомоция – это соматическое выражение ментальных образов, внимания или мысли; поэтому он всегда присутствует у пациентов в сознании. Цель идеомоторной терапии состоит в том, чтобы просто заставить пациента осознать эту спонтанную внутреннюю активность, а затем позволить ей протекать беспрепятственно. Таким образом, пациенту не предписывается выполнять какое-либо конкретное движение; скорее их поощряют к тому, чтобы они перестали сдерживать любую текущую идеомоторную активность. Ручного контакта практикующего врача должно быть достаточно, чтобы он ощущался и обращал внимание пациента на малейшие признаки идеомоторной активности. Следование за телом пациента с очень легким контактом способствует более выраженному выражению этих движений. Предполагается, что отношение практикующего к идеомоторному движению должно быть отношением спокойного принятия и интереса, поддержанием контакта, но избеганием торможения или руководства каким-либо образом.

Выражение идеомоторики во время лечения может быть весьма поразительным, включая очень медленные, аритмичные, широкомасштабные движения туловища, шеи или конечностей. Эта реакция особенно распространена, когда пациент стоит или сидит. В положении лежа движение ограничено во многих направлениях, и реакция не всегда заметна с визуальной точки зрения; однако часто наблюдаются ощутимые движения и изменения дыхания и мышечного напряжения. Одной из доминирующих характеристик идеомоции является чувство диссоциации с осознанной волей, стоящей за движением. Пациенты часто выражают удивление по поводу того, что их тело начало двигаться, и либо предполагают, что практикующий двигает их, либо выражают ощущение, что за это отвечает какой-то внутренний механизм, отдельный от их «воли». Возможно, существенным преимуществом использования непроизвольных движений при лечении боли является то, что подсознательно генерируемые движения могут обходить сознательные связанные со страхом когниции, ответственные за некоторые функциональные двигательные нарушения, возникающие в результате боли.

Barrett Dorko способствует идеомоторной экспрессии посредством мягкого мануального общения

Многие пациенты испытывают быстрое появление тепла на коже позвоночника, лица, верхних конечностей и/или ступней, сопровождающееся выраженным потоотделением во время лечения. Также можно отметить переход к глубокому дыханию. Эти явления часто начинаются в начале лечения и свидетельствуют о заметном изменении симпатического тонуса. Такие наблюдения считаются типичными для практиков, использующих этот подход. Неподтвержденно было отмечено, что эти явные реакции обычно связаны с благоприятными исходами.

Двигательная активность как характеристика боли обычно служит как для поощрения уклонения, так и для ограничения провокаций в болезненной области. Данные исследований ПЭТ свидетельствуют о том, что корковые и подкорковые моторные механизмы активируются в ожидании движений, направленных на то, чтобы избежать вредной стимуляции. Например, было показано, что премоторная кора значительно активируется во время вредной стимуляции, даже если пациент неподвижен. Однако модуляция ноцицепции происходит на всех уровнях нервной оси, создавая многомерное ощущение боли, включающее сенсорно-дискриминационные, аффективно-мотивационные, когнитивные, вегетативные и двигательные компоненты. В то время как идеомоторные реакции на боль могут в первую очередь служить для уменьшения или устранения вредных механических периферических импульсов, дополнительные центральные механизмы могут быть вовлечены в создание модуляции боли во время терапии.

Ноцицептивные входы могут модулироваться в ЦНС другими сенсорными входами или нисходящими тормозными влияниями. Облегчение механически неагрессивных, новых движений большого диапазона может иметь терапевтический эффект на центральные механизмы боли на основе снижения угрозы. Применение неугрожающих и поддерживающих прикосновений, появление новых паттернов движений или необычное ощущение непроизвольного движения могут способствовать ингибирующей модуляции через сенсорно-дискриминационные пути боли. Ориентированный на пациента подход и безопасный контекст идеомоторной терапии, а также изучение новой техники самоконтроля могут изменить аффективно-мотивационные и когнитивные компоненты. Обычно наблюдаемые клинические изменения, такие как выраженное тепло, потливость, мышечная релаксация и более глубокое дыхание, позволяют предположить, что также задействована вегетативная модуляция. Следует также учитывать неспецифические и плацебо-механизмы.

Поскольку хроническая мышечно-скелетная боль редко возникает в одном месте тела. Карнс и др. (2007) предположили, что при наличии неспецифической боли в нескольких местах оценка и вмешательство, направленные конкретно на один участок боли, могут быть неуместными и могут не оказать существенного влияния на общую боль и инвалидность. Пациенты с болью в нескольких местах могут получить больше пользы от вмешательств, менее специфичных для места. Идеомоторное лечение обычно исключает попытки изолировать лечение одной области тела. Хотя необходимы дальнейшие исследования, идеомоторная физиотерапия может быть более разумной альтернативой более традиционным раздельным мануальным методам лечения сложных проявлений боли в нескольких местах.

Кроме того, очевидно, что передача приобретения и поддержания навыков, необходимых для функциональной независимости, пациентам, а не практикующим врачам, очень полезна. Хотя идеомоторная терапия включает мануальный контакт, возникающие в результате движения полностью активны. Как только пациент знакомится с процессом разрешения спонтанных, непредписывающих движений, руководствуясь собственным кинестетическим и интероцептивным опытом, он может действовать самостоятельно. Следовательно, пациент может добиться таких же эффектов от процесса мануального вмешательства самостоятельно, как и в присутствии терапевта, тем самым усиливая активное преодоление трудностей и самоэффективность.

Загрузите PDF-версию этой статьи.

Ссылки:

1. Уорд Р. (ред.). Фонд остеопатической медицины. 2-е изд. Липпинкотт, Уильямс и Уилкинс, Балтимор. 2003.
2. Дорко Б. Анальгезия движения: идеомоторная активность и ручная терапия. J Остеопатическая Мед. 6:93-95. 2003.
3. Дорко Б. (н.д.) Без воли: наличие и цель идеомоторного движения. Получено 13 марта 2006 г. с: http://www.barrettdorko.com/articles/ideomotor.html
4. Карпентер В.Б. О влиянии внушения на изменение и управление мышечным движением независимо от воли. Труды Королевского института Великобритании. 1852. 1:147-53.
5. Джеймс В. Принципы психологии. Холт, Нью-Йорк. 1890.
6. Дорланд WAN. Медицинский словарь Дорланда. 30-е изд. У. Б. Сондерс, Филадельфия. 2003.
7. Шпиц Х. Бессознательные движения: от мистических сообщений к облегченному общению. Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс Инк, Нью-Джерси. 1997.
8. Леманн Х.Д. Зевота А. Гомеостатический рефлекс и его психологическое значение. Булл Меннингер Клин. 1979. 43:123-36.
9. Розенбаум Д.А., ван Хейгтен С.М., Колдуэлл Г.Э. От познания к биомеханике и обратно: эффект комфорта конечного состояния и эффект середины быстрее. Acta Psychologica. 1996. 94:59-85.
10. Хайман Р. Озорство идеомоторного действия. Научный работник альтернативной медицины. 1999. 3(2):34-43.
11. Холл Х. Подключенный к кухонной раковине: изучение странных заявлений ради удовольствия и прибыли. Skeptical Inquirer: май 2003 г.
12. Hartman SE, Norton JM. Межэкзаменаторская надежность и краниальная остеопатия. Научный преподобный альтернативный мед. 2002. 6:23-34.
13. Вайгельт М., Кунде В., Принц В. Комфорт конечного состояния при бимануальном манипулировании объектами. Эксперт Псих. 2006. 53:143-8.
14. Келлер П., Вашер Э., Принц В., Васзак Ф., Кох И., Розенбаум Д.А. Различия между действиями, основанными на намерении, и действиями, основанными на стимулах. Ж Психофизиология. 2006. 20:9-20.
15. Кунде В., Элснер К., Кейзел А. Нет предвосхищения — нет действия: роль предвосхищения в действии и восприятии. Процесс познания. 2007. 8:71-78.
16. Запас А, Запас С. Краткая история идейно-моторного действия. Психическое исследование. 2004. 68:176-88.
17. Мелзак Р. Боль и нейроматрица мозга. J Стоматологический Эд. 2001. 65:1378-82.
18. Мозли Г.Л. Подход нейроматрицы боли к пациентам с хронической болью. Мануальная терапия. 2003. 8:130-40.
19. Уолл П., Мелзак Р. (ред.). Учебник боли. 4-е изд. Черчилль Ливингстон, Лондон. 1999. 1305-6.
20. Уолл, П. Боль: наука о страдании. Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. 2000. 146-52.
21. Gove PB et al. (ред.). Третий новый международный словарь английского языка Вебстера. Merriam-Webster Inc, Спрингфилд. 2002.
22. Вайман-МакГинти В. Тело в анализе. J Аналитическая психология. 1998. 43:293-60.
23. Стеклер Л.Х. Соматические родственные души. Движение тела и танец в психотерапии. 2006. 1:29-42.
24. Дорко Б. (н. д.) Происхождение простого контакта. Получено 13 марта 2006 г. с: http://www.barrettdorko.com/articles/origins.html
25. Батлер Д.С., Мозли Г.Л. Объясни Боль. Аделаида: публикации группы NOI. 2005.
26. Crombez G, Vlaeyen JWS, Heuts PH et al. Страх, связанный с болью, лишает сил больше, чем сама боль. Доказательства роли страха, связанного с болью, в инвалидности при хронической боли в спине. Боль. 1999. 80: 329-40.
27. Кейси К.Л. Механизмы ноцицепции и боли переднего мозга: анализ с помощью визуализации. Proc National Acad Sci (США) 1999. 96:7668-74.
28. Свенссон П., Миношима С., Бейдун А., Морроу Т.Дж., Кейси К.Л. Церебральная обработка острой кожной и мышечной боли у людей. J Нейрофизиол. 1997. 78:450-460.
29. Ридель В., Нек Г. Ноцицепция, боль и антиноцицепция: современные концепции. Z Ревматол. 2001. 60:404-15.
30. Керр С.Э., Вассерман Р.Х., Мур С.И. Кортикальная динамика как терапевтический механизм исцеления прикосновением. J Altern Comp Med. 2007. 13:59-66.
31. Зусман М. Когнитивно-поведенческие компоненты скелетно-мышечной физиотерапии: роль контроля. Физиотерапия. 2005. 10:89-98.
32. Меркадо А.С., Кэрролл Л.Дж., Кэссиди Дж.Д., Кот П. Пассивное преодоление трудностей — фактор риска инвалидизирующей боли в шее или пояснице. Боль. 2005. 117:51-57.
33. Blyth FM, March LM, Nicholas MK, Cousins ​​MJ. Самоконтроль хронической боли: популяционное исследование. Боль. 2005. 113:285-92.
34. Фурлан А.Д., Броссо Л., Имамура М., Ирвин Э. Массаж при болях в пояснице: систематический обзор в рамках Кокрановской группы по обзору спины. Позвоночник. 2002. 27:1896-910.
35. Гросс А.Р., Ховинг Дж.Л., Хейнс Т.А., Голдсмит Ч.Х., Кей Т., Акер П., Бронфорт Г. Кокрановский обзор манипуляций и мобилизации при механических заболеваниях шеи. Группа обзора шейки матки. Позвоночник. 2004. 29: 1541-48.
36. Кей Т., Гросс А. и соавт. Упражнения при механических заболеваниях шеи. Cochrane Database Syst Rev. 2005. 20:CD004250.
37. Брукс К. Сенсорное осознание: новое открытие опыта. Викинг Пресс, Нью-Йорк. 1974.
38. Fortrat JO, Formet C, Frutoso J, Gharib C. Даже легкие движения нарушают анализ динамики сердечно-сосудистой системы. Am J Физиология. 1999. 277:h361-7.
39. Коул Дж. О связи между сенсорным вводом и действием. J Motor Behav. 2004. 36:243-44.
40. Кноблих Г., Принц В. Связь восприятия и действия: идеомоторный подход. В: Freund HJ, Jeannerod M, Hallett M, Leiguarda R (Eds).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *