Понятие мышления и его виды: Виды мышления: классификация, характеристики

его виды и связь с языком

Мышление — это активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека. Чувственное познание является базой, опираясь на которую формируется мышление.

Исходным материалом мыслительной деятельности служат восприятие и формирующиеся на его основе представления. Представлением называют опосредованный целостный наглядно-чувственный образ объектов или явлений, сохраненный и воспроизводимый в сознании посредством памяти человека или сконструированный воображением. Представления делятся на представления памяти и представления воображения. Представления памяти сохраняют свойства воспринимаемого объекта, а представления воображения предполагают формирование чувственного образа, выходящего за пределы наличной действительности. Можно сделать вывод, что если ощущения и восприятия относятся к наличному состоянию вещей и явлений, то представление способно преодолеть наличную ситуацию, выйти за ее пределы в прошлое или будущее.

Мышление является активным процессом, предполагающим обработку, переделку, взаимоизменение добытой органами чувств информации. Ведущую роль в мыслительной деятельности играет аналитико-синтетическая деятельность. Она представляет собой неразрывное единство двух мыслительных операций: мысленного разложения исходных образов на соответственные части (анализ) и последующего их соединения в новые сочетания (синтез).

Аналитико-синтетические операции бывают двух видов: во-первых, можно мысленно разлагать (и соединять) сам предмет, явление на составные части. Во-вторых, можно мысленно выделять в них те или иные признаки, качества, свойства.

Анализ и синтез являются основными мыслительными операциями и присущи всем людям. Однако у разных людей в силу особенности развития их психики преобладает склонность либо к синтезу, либо к анализу. Люди, наделенные аналитическим складом ума, делают упор на частных деталях, явлениях. Их интересуют тонкости того или иного явления.

Те же, у кого преобладает склонность к синтезу, прежде всего акцентируют внимание на целом, пытаются схватить закономерность, сформулировать общие представления о предмете. Гармоничное сочетание способности как к анализу, так и к синтезу является идеалом.

Без анализа и синтеза была бы невозможной такая важная мыслительная операция, как сравнение. Сравнивая между собой предметы, мы сперва расчленяем их на составные части, выделяем отдельные качества и свойства, а затем сопоставляем их друг с другом. Сопоставление — это синтетическая операция. Сравнивая предметы, их качества и свойства, мы обнаруживаем в них как различия, так и свойства, тем самым углубляемся в познание этих предметов или явлений. Абстрагирование и обобщение также являются мыслительными операциями. Абстрагирование

— это мыслительная операция, суть которой состоит в мысленном отвлечении от различных сторон и свойств предмета с целью выделения одного какого-либо свойства или признака в качестве существенного. Обобщение — синтетическая мыслительная операция, целью которой является установление общих признаков и качеств объектов. На основе анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения образуется главная логическая форма, на базе которой осуществляется мышление. Эта форма носит название «понятие».

Понятие — это форма мысли, выражающая общие и существенные признаки объектов. Понятие выражается словом. Абстракцией называется форма мышления, которой присуща более высокая степень отвлеченности от конкретности материальных предметов и их чувственно наблюдаемых свойств. Ярко выраженными абстракциями являются научные понятия, например абсолютный нуль, масса и т.д. Понятия играют важную роль в научном познании. Каждая конкретная наука представляет собой строго выстроенную систему понятий. Благодаря им человек глубже познает мир в существенных связях и отношениях.

Язык выполняет в мышлении опосредованную роль. Язык — это система знаков, наделенных определенными значениями. Различие между человеческой психикой и психикой животных состоит в связи мышления и языка. Слово есть материальная оболочка мысли, через эту оболочку она может быть воспринята нами самими и другими людьми. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает, а прочно фиксируется в речевой формулировке — письменной либо устной.

В неразрывной связи мышления с языком отчетливо прослеживается социально-историческая сущность мышления. Преемственность культуры, знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного поколения другому.

Мышление носит целенаправленный характер. Мышление необходимо лишь в тех ситуациях, где возникает новая цель, а старые прежние средства уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. Итак, проблемная ситуация — это неопределенная ситуация, которая вынуждает искать новые решения. Можно сделать вывод, что мышление есть искание и открытие нового.

Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на продуктивность. Мотивы делятся на специфически познавательные и неспецифические. В первом случае движущей силой познавательной деятельности служат интересы и мотивы, в них проявляются познавательные потребности, например любознательность. Во втором -это какие-либо практические потребности.

Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением действительности, направленный на поиск и открытие нового.

Виды мышления

Исследователи установили, что в своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление делится на два основных вида. Первый из них — наглядно-действенное мышление. Этот вид мышления опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное физическое преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Элементарные формы наглядно-действенного мышления можно наблюдать у высших животных (обезьян). У человека же оно образует первую, самую раннюю ступень развития и преобладает у ре-бенка 2-3-летнего возраста. У взрослого человека этот вид мышления сочетается с другими видами.

Второй вид допонятийного мышления — наглядно-образное мышление. При наглядно-образном мышлении человек оперирует не только предметами, но и их образами.

Данный вид мышления связан с представлением ситуаций и оперированием в этих ситуациях образами. У ребенка наглядно-образное мышление преобладает до 6-7 лет. Если ребенку показать шарик из пластилина, а затем на его глазах превратить этот шарик в лепешку и спросить, где больше пластилина, то ребенок укажет на лепешку, так как она занимает больше места. Наглядно-образное мышление нередко остается доминирующим и у взрослых людей. Зачастую на вопрос, что тяжелее, килограмм пуха или килограмм гвоздей, испытуемые отвечают: килограмм гвоздей. То есть человек не способен выделить главного в соотношении и выбирает второстепенный признак.

На более позднем этапе онтогенеза развивается ведущий человеческий вид мышления — понятийное, словесно-логическое

. Оно действует на базе языковых средств. У ребенка формируется в 6-7 лет, т.е. со времени обучения в школе. Основной единицей словесно-логического мышления выступает понятие, в котором отражаются общие, более существенные свойства и признаки предметов и явлений. Понятия выражаются в словесном языке, а связь между понятиями — в грамматических конструкциях (умозаключениях и суждениях) с выделением в них субъекта действия, объекта действия, самого действия и различных признаков.

Можно классифицировать мышление и по другим основаниям. Так, степень участия сознательного или подсознательного регулирования мысли может быть отражена в противопоставлении логического мышления интуитивному. Логическое мышление осуществляется на базе четких, ясно осознаваемых формализованных понятийных структур, а интуитивное — на бессознательном уровне и оперирует образами и нечеткими формальными структурами, этот вид мышления не обладает выраженными этапами и быстротой протекания.

Различают также эвристическое и алгоритмическое мышление. Первое (от греч. heureka — «нашел») является рационализаторским видом решения задач с помощью сокращенных способов и правил, являющихся наиболее подходящими в данной ситуации. Второе — использует только одну строгую систему правил (алгоритм).

В психологии выделяют репродуктивное и продуктивное мышление.

В ситуациях когда стандартизированные, привычные способы решения задачи оказываются неэффективными, может работать только продуктивное творческое мышление. Творческим называется такой вид мышления, который дает новые результаты. Новизна мышления может быть объективной: научное открытие какого-либо свойства, явления, закономерности предметов, но может быть и субъективного характера: когда человек в результате мыслительной деятельности открывает то, что уже было открыто до него, но не было ему известно.

Мышление, его виды и формирование

1. Общее понятие о мышлении.
2. Мыслительные процессы.
3. Суждение и умозаключение
4. Понятие. Усвоение понятий.
5. Понимание. Решение мыслительных задач.
6. Виды мышления.
7. Индивидуальные различия в мышлении.
8. Формирование мышления у детей.
Список литературы.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и
отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что
человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно,
опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения,
восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.
Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

1. Психология. под ред. А.А. Зарудной, Минск, «Вышэйшая школа», 1970г.
2. Как заниматься самовоспитанием. А.И. Кочетов, Минск, «Вышэйшая школа», 1986 г.

Дисциплина: Психология
Тип работы:  Реферат
Бесплатно:  Антиплагиат
Объем: 12 страниц
В избранное:   

Бұл жұмысты терминал арқылы сатып алуға болады немесе Telegram арқылы.

Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби

Кафедра: этнопсихологии

реферат

на тему: Мышление, его виды и формирование

Выполнила Талгарбекова Э.

Алматы 2007
Содержание

1. Общее понятие о мышлении.
2. Мыслительные процессы.
3. Суждение и умозаключение
4. Понятие. Усвоение понятий.
5. Понимание. Решение мыслительных задач.
6. Виды мышления.
7. Индивидуальные различия в мышлении.
8. Формирование мышления у детей.
Список литературы.

Мышление — верх блаженства и радость
жизни, доблестнейшее занятие человека.
Аристотель

1. Общее понятие о мышлении

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами
и
отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений
и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в
видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно
познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством
мышления. Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение
действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании
сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То,
что
человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт
косвенно,
опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через
известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения,
восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические
знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как
познание общего и существенного в объектах действительности возможно
потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом.
Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное
обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой
группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам
(представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена
наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские
понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества,
количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.
Мышление — высшая ступень познания человеком
действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения,
восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы
связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация.
Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной
(логической) формой переработки информации является деятельность
мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит
жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей
и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует
мир.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями
и
восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к
мысли — сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и
обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного,
единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
Мышление выступает главным образом как решение задач,
вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью.
Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания.
Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная
деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая
сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это
всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
Объективной материальной формой мышления является язык.
Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово —
устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а
передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако
существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления:
световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр.
Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве
универсального и экономного средства передачи информации.
Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется
и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь
мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой
деятельности. Мышление и речь (язык) едины.
Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-
слуховыми и рече-двигательными.
Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью
людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт
условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает
какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие
возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.
Мышление — функция мозга, результат его аналитико-
синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих
сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При
решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс
преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли
физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

2. Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой
решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие
сущности чего-либо. Мыслительная операция -это один из способов
мыслительной
деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез,
сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.
Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от
задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной
переработке.
Анализ — это мысленное разложение целого на части или
мысленное
выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение
частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез
— две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может
быть как практическим, так и умственным.
Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека.
В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами
и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию
мыслительных операций анализа и синтеза.
Сравнение — это установление сходства и различия предметов и
явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты,
необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет
произведено сравнение.
Сравнение может быть односторонним, или неполным, и
многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может
быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае
мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к
внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.
Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от
некоторых
признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.
Человек
мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает
его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от
них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при
одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять
сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться
от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень
познания — научного теоретического мышления.
Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и
неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от
общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-
либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их,
абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них,
чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть
ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и
явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила,
формулы и т. п.

3. Суждение и умозаключение

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.
Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их
связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о
чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений,
необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять
что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение
имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому
выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом
поисков мысли.
Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам
новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения
бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного
(частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о
группах их человек делает общий вывод.
Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении,
называют дедукцией, а вывод — дедуктивным. Дедукция есть вывод частного
случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к
частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее
положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их
специально и не изучали.
Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к
частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на
основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается
вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по
аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

4. Понятие. Усвоение понятий

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в
форме
понятий. Познать предмет — значит, раскрыть его сущность. Понятие —
есть
отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки
раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи
с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих
суждений и умозаключений о нём.
Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим
продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.
Каждое новое поколение людей усваивает научные,
технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные
обществом в процессе исторического развития.
Усвоить понятие — это значит осознать его содержание, уметь
выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его
место среди
других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями;
уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической
деятельности.

5. Понимание. Решение мыслительных задач

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании
объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных
задач.
Понимание — процесс проникновения мысли в сущность чего-либо.
Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация,
действие, речь людей, произведение литературы . .. продолжение


Вы можете абсолютно на бесплатной основе полностью просмотреть эту работу через наше приложение.

Размышление

Размышление

Реклама

1 из 19

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения в автономном режиме

Образование

BEd

Реклама 900 03

Реклама

Реклама

Мышление

  1. СУРЕШ БАБУ Г АССТ. ПРОФЕССОР В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИЕ CTE, CPAS PAIPPAD
  2. Мышление  Мышление состоит из когнитивной перестройки или манипулирование информацией из окружающей среды и символы, хранящиеся в долговременной памяти.  Мышление – это форма обработки информации, происходит в период между стимулирующим событием и ответ на него.
  3. Определение  Росс: «Мышление есть умственная деятельность в ее познавательном аспект или умственная деятельность в отношении психологического объекты».  Гаррет: «Мышление — это поведение, которое часто имплицитно скрыты и в каких символах (образах, идеях и т. понятия) обычно используются».  Мохсин: «Мышление — это имплицитное решение проблем. поведение».
  4. Типы мышления  Перцептивное или конкретное мышление  Концептуальное или абстрактное мышление  Рефлексивное мышление или логическое мышление  Креативное мышление.  Критическое мышление  Конвергентное мышление  Дивергентное мышление
  5.  Конкретное мышление – Его основой является восприятие или конкретное мышление. объект  Абстрактное мышление – основанное на понятиях, обобщенное идеи  Рефлексивное мышление – основано на решении проблем  Креативное мышление – основано на создании новых  Критическое мышление – это способность мыслить ясно и рационально . Он включает в себя способность заниматься рефлексия и независимое мышление.
  6. Конвергентное мышление  Он связан с конкретным конечным результатом  Мыслитель собирает информацию, относящуюся к проблема, а затем переходит к решению проблемы правила  Результатом конвергентного мышления обычно является решение  Не тот тип мышления, который в первую очередь используется, когда они мыслить творчески  При конвергентном мышлении человек хорошо материал из различных источников для решения проблемы дать правильный ответ
  7. Дивергентное мышление  Он не связан с конкретным конечным результатом  При дивергентном мышлении человек склонен мыслить дивергентно Таким образом, имея много различных мыслей о проблема  Результатом дивергентного мышления обычно является множество решение проблемы  Дивергентное мышление – это тип мышления, использует, когда мыслит творчески  В дивергентном мышлении навык широко идеи, вызванные стимулом
  8. Креативное мышление  Этот тип мышления направлен главным образом на создание что-то новое.  Находится в поиске новых отношений и ассоциаций для описывать и интерпретировать природу вещей, событий и ситуации.  Обычно человек сам формулирует проблему и он свободен собирать доказательства и изобретать инструменты для его решение.
  9. Этапы творческого мышления  Стадия подготовки – акцентирует внимание на проблеме, организация данных, определение проблемы и создание соответствующих идеи  Стадия инкубации – Человек тестирует идею, проблески происходит озарение и пробное суждение. Это период не явная активность и прогресс. Проблема решается бессознательно.  Стадия просветления. Это называется «Эврика», когда человек внезапно воспринимает тему и отношения среди различных компонентов проблемы  Пересмотр – здесь человек размышляет, оценивает и подвергается критической оценке.
  10. Развитие творческого мышления в зрачки  Свобода ответа  Возможность участия эго  Поощрение оригинальности и гибкости  Обеспечение соответствующих возможностей и атмосферы для выражения творчества  Формирование здоровых привычек у детей.  Использование творческих ресурсов сообщества  Правильная организация учебного процесса.
  11. Компоненты  Метакогнитивное знание  Метакогнитивная регуляция  Метакогнитивный опыт.
  12. Метакогнитивное осознание  Декларативные знания  Процедурные знания  Условное знание
  13. Метакогнитивные навыки  Планирование  Мониторинг  Оценка
  14. СПАСИБО

Реклама

Пять типов творческого мышления. Это отрывок из моего Мастера… | Адам Джорлен

Чтение: 7 мин.

·

17 июня 2020 г.

Это отрывок из моей магистерской диссертации о том, какую роль играет творческое мышление, когда мы думаем о будущем. Частью этого исследования было изучение огромного количества литературы по творческому мышлению, которую я разделил на 9 категорий.0063 пять основных типов творческого мышления:

Большая часть исследований по менеджменту и общей литературы объединяет эти пять типов в один тип, называемый просто «творческое мышление». Это основано на старых биполярных концепциях, таких как мышление правого и левого полушарий или рациональное и интуитивное мышление. Вот почему мы часто слышим, что человек мыслит либо правым, либо левым полушарием, либо обладает творческой или логической личностью. Это, безусловно, иногда может быть полезно. Но большая часть исследований креативности рисует более детализированную картину.

Между пятью кластерами есть сходства и корреляции, и вместо пяти я мог бы выбрать десять. Еще одна проблема в моем исследовании заключалась в том, что большая часть литературы о творчестве основана на личных историях, что затрудняет любую классификацию, поскольку никогда нельзя доказать, относятся ли разные описания творчества и творческого мышления к одному и тому же опыту разных людей.

«Произведение искусства есть преувеличение идеи».
– Андре Жид

Американский психолог Дж. П. Гилфорд был первым, кто предположил, что в творческий процесс вовлечен элемент дивергенции. Он провел различие между конвергентным и дивергентным производством, которое также назвал конвергентным и дивергентным мышлением.

Дивергентное мышление — это процесс мышления, при котором человек использует гибкость , беглость и оригинальность , чтобы исследовать как можно больше решений или вариантов проблемы или вопроса. Это противоположно конвергентному мышлению, для которого характерно сосредотачиваться только на одной идее или единственном решении.

Мозговой штурм — типичный пример дивергентного мышления, когда происходит «загрузка» или очистка мозга от определенной темы. Однако этот метод ограничен тем, что он основан на высвобождении идей, которые уже хранятся в мозгу человека, а не на генерации новых идей.

Другими инструментами дивергентного мышления являются, например, предположение, что нечто известное наверняка является ложным, или исследование идей, вызывающих дискомфорт.

«Творчество включает в себя выход за установленные шаблоны, чтобы посмотреть на вещи по-другому».
– Эдвард Де Боно

Исследователь творчества Эдвард Де Боно придумал термин латеральное мышление в 1967 году, чтобы «различить художественное творчество и творчество идей». Термин был придуман как альтернатива пошаговому мышлению, так называемому вертикальному мышлению, которое обосновывается последовательными шагами, основанными на логике.

Латеральное мышление можно использовать для генерации новых идей и решения проблем, поскольку оно по определению оставляет позади уже использованное и ищет совершенно новые варианты. Этот тип мышления основан на избегании внутренних ограничений мозга, который быстро замечает закономерности и особым образом обрабатывает информацию, при этом длинные последовательности мыслей не разбиваются после того, как сформировались. Вместо этого можно использовать инструменты и методы латерального мышления, чтобы реструктурировать и избежать таких «клише» шаблонов и мыслить «нестандартно».

Латеральное мышление связано с дивергентным мышлением, как обсуждалось выше. Оба имеют цель вырваться из привычного образа мышления. Оба выпадают «за рамки», но дивергентное мышление по-прежнему является последовательным в том смысле, что оно следует за более ранней мыслью, в то время как латеральное мышление не имеет прямой связи с более ранней мыслью.

Если рациональное или вертикальное мышление описывается как следование наиболее вероятному пути; дивергентное мышление идет по экстремальному пути, тогда как латеральное мышление идет по наименее вероятному пути.

«Мне потребовалось четыре года, чтобы рисовать, как Рафаэль, и целая жизнь, чтобы рисовать, как ребенок».
– Пабло Пикассо

Философия эстетики касается создания и оценки искусства и красоты. Вкус также является ключевым понятием здесь, и изучение, например, формы, цвета и формы может усилить эстетическое мышление человека.

Этот тип мышления предполагает создание или открытие вещей, приятных, гармоничных и красивых для наших чувств. Это древняя форма мышления внутри нас, людей, и ее может изучить каждый.

Некоторые из типов эстетического мышления являются визуальными и пространственными, когда знание структуры, композиции, цветовых схем и форм может быть использовано для придания эстетического удовольствия. Многие архитекторы, дизайнеры, художники и другие эстетические мыслители на протяжении веков были очарованы математическими характеристиками эстетики и тем, как закономерности, отношения и пропорции, встречающиеся в природе, могут быть представлены числами, а также в творческих занятиях. Музыка, драма и другие формы культуры также могут считаться эстетическим мышлением, где применяются темп, драматургия, ритм, мелодия и другие структурные элементы, чтобы сделать результат красивым и гармоничным.

Сами по себе научные формулы тоже можно считать красивыми, а многие химики, физики и математики считают свои работы изящными и эстетичными. Многие аспекты рассказывания историй также могут быть включены в эту категорию, так как это «искусство» основано на драматургических элементах, темпе, хорошо продуманном диалоге и т. д.

Однако важно подчеркнуть, что такого типа творческого мышления может быть достаточно. чтобы построить историю, но для того, чтобы создать великое произведение искусства, необходимы и другие типы творческого мышления. То же самое касается любой работы, построенной на эстетическом мышлении. Человек не станет великим художником, только пойдя в художественную школу.

«Творчество — это просто соединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что на самом деле они этого не делали, они просто что-то увидели. Через некоторое время это показалось им очевидным».
– Стив Джобс

Системное мышление можно описать как способность видеть, как вещи взаимосвязаны и образуют большее «целое». Кажется, что некоторые люди легче воспринимают такие связи, чем другие, «соединяют точки» и понимают, что если изменить что-то одно, изменится вся система.

Существует ряд различных принципов «подхода системного мышления»; некоторыми из них являются взаимозависимость объектов, холизм (возникающие свойства, которые невозможно обнаружить с помощью анализа, но которые можно определить с помощью целостного подхода) и иерархия (сложные целые состоят из более мелких подсистем).

Основополагающим аспектом системного мышления является синтез нескольких элементов в один, который превосходит значение суммы двух независимых элементов.

Системное мышление тесно связано с эстетическим мышлением, как упоминалось выше, в том смысле, что синтез и создание «целостности» и совершенства каким-то образом связано с элегантностью и красотой. Оно также тесно связано со следующим типом мышления — инспиративным мышлением.

«Я жил в маленькой квартирке на верхнем этаже дома, и у моей кровати стояло пианино. Однажды утром я проснулся с мелодией в голове и подумал: «Эй, я не знаю эту мелодию — или знаю?» Это было похоже на джазовую мелодию. Мой папа знал много старых джазовых мелодий; Я подумал, может быть, я просто вспомнил это из прошлого. Я подошел к фортепиано и нашел аккорды к нему, убедился, что запомнил его, а затем раздал его всем своим друзьям, спрашивая, что это такое: «Знаете ли вы это? Это хорошая маленькая мелодия, но я не мог ее написать, потому что она мне приснилась».

— Пол Маккартни рассказывает, как он написал песню «Yesterday» в начале 1964 года

Этот тип творческого мышления касается восприятия получения информации от кого-то или откуда-то еще. Это часто происходит во сне или в других состояниях, но иногда в чрезвычайно мощных, быстрых вспышках ясности и сосредоточенности, известных как моменты озарения или пиковые переживания.

Некоторые исследователи называют эти прорывные идеи высшим творчеством . По сравнению с обычными творческими результатами, они, кажется, совершают квантовый скачок за пределы того, что может быть достигнуто с помощью других типов мышления. Эти экстраординарные переживания, когда кажется, что все обретает смысл в одно мгновение, называют поэтическим воображением, откровением, а иногда и ченнелингом. Последнее слово указывает на веру в то, что кто-то еще замешан, а человек с прорывным пониманием является просто посредником для коллективного бессознательного или высшего духа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *