14. Понятие о памяти. Процессы и виды памяти
14. Понятие о памяти. Процессы и виды памяти.
Памятью — называется познавательный процесс, в коде которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний.
Память — это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.
Эббингаузом — положено начало изучения «Трактат о памяти» — 1885г. Он — ассоционист. Затем исследователи говорили, что ее надо очистить от других показаний. Изучать чистую память. Смирнов А.А. в 30 г. изучая предполагал, что память функция целостной личности, обуславливается актуальным психологическим материалом, его отношением. Эта традиция восходит к времени Бехтереву:
«все психологические процессы считал, что они зависят от индивидуальных характеристик». Память не только накапливает опыт, но и формирует его соотносит прошлое с будущим — организация этого опыта. Память процессы организации и сохранения прошлого опыта. Организация необходима, чтобы использовать его в деятельности, возвращаться к прошлому.
Позиции рассмотрения памяти:
Психологический процесс: мнемические операции: память — один из видов искусств. Мнемические операции, этапы организации. Выделяют: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
Память, как психическая функция запоминания, сохранения, воспроизведения.
Фиксируется результат: объем, прочность, скорость+.
Память, как свойство личности, которое связано не с задачами накопления и сохранения опыта, а с задачами организации деятельности человека (свойство личности), личность действующая.
Подход к памяти, как к системе хранения и переработки информации, главная функция переработка поступающей информации.
Память, есть сложная функциональная система, активная по своему характеру, развертываемая во времени, разбивающаяся на ряд этапов и организованная на ряде уровней.
При изучении памяти выделяют процессы памяти
Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.Узнавание и воспроизведение – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными. На основе этого факта строилась теория памяти А. Бергсона, который выделял два вида памяти: память-привычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и память-воспоминание, или память духа, не связанная с деятельностью мозга. Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.
сохранение — накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.
забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.
Виды памяти.
По виду анализатора:
— зрительная — осязательная
— слуховая — обонятельная
— вкусовая
По характеру запоминаемого материала:
— образная (память на представления, зрительные образы, звуки, запахи, вкусы).
-словесно-логическая (память на мысли, слова, понятия. В этом виде памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Это специфически человеческий вид памяти. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Поддается произвольному управлению).
— двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем).
— эмоциональная (память на чувства. Это воспроизведение эмоциональной информации при повторной ситуации в которой она возникла. Характеризуется быстротой ответа. Особая прочность следов, непроизвольность. Блонский писал расцвет этой памяти к 3-4-м годам.
По целеустремленности:
— непроизвольная («запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить». Непроизвольное запоминание осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каким-то мнемических приемов).
— произвольная (запоминание и воспроизведение, направленные на достижение сознательно поставленной цели что-либо запомнить или припомнить. Это продукт специальных мнемических действий).
По длительности:
— мгновенная (сенсорная). Связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью — это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. Хранение не более 1,5 сек.
-кратковременная от 30 сек. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде — она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 2 единиц.
— оперативная (мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные операции. В оперативной памяти функционирует информация поступающая как из кратковременной, так и их долговременной памяти. При умножении чисел в оперативной памяти сохраняются числа которые мы перемножаем (кратковременная память) и таблица умножения долговременная память). Пока мы действуем, этот материал остается в ведении оперативной памяти.
studfiles.net
Понятие, функции, свойства, виды и процессы памяти. Механизмы развития и тренировки памяти
Понятие о памятиПамять – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.
Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.
Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Способность человека запоминать вызывала интерес уже в глубокой древности. Мнемозина – богиня памяти в греческой мифологии – не только покровительствовала памяти, но и почиталась как мать девяти муз от брака с верховным божеством Зевсом. Таким образом, признавалось ведущее значение памяти для всех сфер деятельности человека. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью, а приемы улучшения памяти, рационального запоминания
Мнемоника впервые была разработана древнеримскими и древнегреческими ораторами, профессия которых предполагала огромные нагрузки на память.
Память осуществляет связь времён прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие личности и её обучение.
Функции памяти
В жизни и деятельности человека память выполняет несколько очень важных функций.
запоминание – усвоение нового материала, основанное на его связи с ранее закрепленным; бывает кратковременным и долговременным, произвольным и непроизвольным;
воспроизведение – актуализация закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти; различают узнавание, собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание, а также воспоминания, или историческую память личности;
сохранение – характеризуется степенью участия материала в деятельности человека: заученный материал хранится в памяти тем дольше, чем больше человек работает с объектом этого материала;
забывание – интенсивность протекания этого процесса зависит от времени: быстрее всего материал забывается сразу же после заучивания, затем процесс замедляется, причем осознанный материал забывается медленнее, чем зазубренный.
Свойства памяти
Рис. 1
Все свойства памяти (объем, быстрота, точность и прочность) в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти конкретного человека.
Процессы памяти
В соответствии с функциями памяти различают её основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения. Использование человеком приобретённого опыта осуществляется посредством восстановления из памяти ранее усвоенных знаний, умений и навыков.
Запоминание – это процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения.
Сохранение (архивизация) -процесс удержания и переработки информации, процесс накопления материала в памяти.
Воспроизведение — процесс извлечения хранящейся в памяти информации.
Забывание — процесс стирания информации, хранившейся в памяти; невозможность воспроизведения информации в сознании
Как полная потеря информации забывание имеет место лишь при разрушении мозговых структур при ранениях, дегенеративных процессах мозговой ткани. Гораздо чаще этот термин используют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть невозможность повторного использования информации в опыте.
Забывание может быть полное, частичное, длительное, временное. Материал не только не воспроизводится, но и не узнается – угасание ассоциаций; материал частично забыт – торможение ассоциаций.
Виды памяти
По характеру психической активности:
* двигательную (или моторную) память — память на движения, когда либо заученные: письмо, игра на музыкальных инструментах и т.д.;
* эмоциональную — память на эмоции и чувства, которые когда-то переживал человек.
* образную память — память на различные образы (представления), которая обычно хорошо развита у людей художественных профессий. В образной памяти хранятся образы: зрительные представления, звуки, запахи. Соответственно выделяют отдельно зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти.
* словесно-логическая память – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Содержит информацию не в виде образов, а в виде словесных понятий (в том числе абстрактно-логических) или чисел.
По участию воли в процессе запоминания.
* Непроизвольная память – это запоминание, которое происходит без всяких усилий, как бы «автоматически». Этот вид запоминания характерен для сильных или необычных сигналов внешней среды, вызывающих эмоции и чувства, в частности, интерес.
* Произвольная память подразумевает случаи, когда перед человеком стоит задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные волевые усилия для реализации данной задачи.
По способу заучивания
* Механическая память – основана на многократном повторении материала без его осмысливания, т.е. это запоминание информации путем многократного повторения в той форме, в которой она воспринимается, без ее преобразования и анализа.
* Смысловая память представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. При этом новая информация связывается с уже имеющейся информацией и по новому структурируется.
Это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами информации, получаемой в словесной форме. Этот вид памяти эффективнее механической в 20 раз.
По продолжительности сохранения материала
* Мгновеннаяпамять определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора (в рецепторах). Информация там хранится очень недолго – от долей до нескольких секунд. Тем не менее этот процесс лежит в основе деятельности кино и телевидения. Дело в том, что человек в кинотеатре видит не одно непрерывное изображение, а череду неподвижных картинок. Каждое последующее изображение накладывается на память о предыдущей, в результате чего создается иллюзия движения.
* Кратковременная память — непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.
Длительность хранения информации здесь – от нескольких секунд до нескольких минут. Поэтому, получив важную информацию, желательно перенести ее на материальный носитель – бумагу или электронный блокнот, чтобы обезопасить ее от возможной потери. Объем кратковременной памяти – 7 ± 2 единиц информации, причем не имеет значения, что понимается под единицей информации – буква или слово. Если человеку приходится запоминать массу информации, он может укрупнять единицы информации объединять в блоки, расширяя таким образом емкость своей памяти.
Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какое-то ее количество переходит в оперативную память.
* Оперативная память — избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности.
В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день – от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая – стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память – во время «быстрого» сна.
* Долговременная память — запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.
Объем долговременной памяти зависит от релевантности (значимости) информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, его ведущей деятельности.
Емкость долговременной памяти практически безгранична.
megaobuchalka.ru
Понятие и виды памяти.
МКОУ Васильевская ООШ
Теоритический анализ для родительского всеобуча
«Понятие и виды памяти в современной психологии»
Подготовила:
Некрытова Светлана
Владимировна
2017
Содержание
Введение………………………………………………………………….……..…3
Понятие памяти в современной психологии…………………………..…………4
Виды памяти……………………………………………………………….………9
Теории памяти………………………………………………………………..….13
Заключение……………………………………………………………………..…19
Список литературы……………………………………………………………….20
Введение
психические явления условно делятся на три группы: психические свойства, психические состояния и психические процессы [2]. Основное отличии групп психических процессов их длительность и устойчивость. Психические процессы существуют в данный отрезок времени, они значительно менееустойчивы в сравнении с психическими свойствами. Психические состояния это короткие по времени, пограничные состояния, находящиеся между двумя предыдущими категориями.
Психические процессы включают в себя познавательные, эмоциональные и волевые [3]. Восприятие и переработка данных это психические процессы которые можно отнести к категории познания. Главным образом они представлены в виде процессов восприятия, памяти, мышления, внимания. Деятельность связанная с осущетвением данных процессов обуславливает восприятие, запоминание, и дальнейшее использование индивидом информации об окружающем его мире. Эмоциональные психические процессы всегда карелируются с текущими потребностями индивида, примером может послужить потребность в получении информации, которая может удовлетворительной или неудовлетворительной относительно потребностей. И в зависимости от этого человек относиться к ней как к значимой и важной для него или незначимой. В связи с этим возникают такие психические процессы, как аффекты, чувства, эмоции и т.д. Отношение индивида к информации является одним из факторов влияющих на длительность ее хранения в памяти.
Понятие памяти в современной психологии
Память – это познавательный психический процесс, благодаря которому сведения об окружающем мире и самом себе, полученные человеком в результате ощущений, восприятия, мышления и т.д., не исчезают из его сознания, а закрепляются, сохраняются и могут быть воспроизведены в дальнейшем. По определению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (1998), «память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания» [4].
Память обуславливает процессы накопление как индивидуального так и общественного опыта, создавая основу для дальнейшего прогресса. О роли памяти в жизни индивида и общества, С.Л. Рубинштейн писал: «Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего оно распространяется и на прошлое. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть» [6]. Следовательно, память является связующим звеном прошлого и настоящего. Память обуславливает возможность получение дальнейшее использование информации, навыков и умений. Тем самым является важной составляющей процессов развития и обучения каждого индивида.
Память является сложным познавательным процессом, Вклшючающих в себя 5 самостоятельных процессов, взаимосвязанных между собой процессов памяти, что является синонимом мнемическимих процессов. Вих число входят: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание [4].
Запоминание (фиксация) – это мнемический процесс, осуществляющий запечатление, закрепление нового, как правило, путем ассоциирования нового с приобретенным ранее [7]. В зависимости от активности человека в момент запоминания можно выделит 2 вида [3]:
Непреднамеренное (непроизвольное) запоминание – не целенаправленное, не требующее усилий воли, методик и приемов фиксации информации.
Преднамеренное (произвольное) запоминание – специальная, осознанная фиксация информации.
Основой запоминания являются психические ассоциации, выявляющее связи между объектами и явлениями. «Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом . Сеченов использует термины группы и ряды ассоциаций . Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения» [3]. Следовательно, физиологической основой ассоциаций служит образование условно рефлекторных связей в центральной нервной системе человека.
Ассоциации являются основой процесса запоминания, а так же дальнейшего воспроизведения дальнейшей информации. Исследователями выделены следующие виды ассоциаций [6]:
Простые ассоциации:
по признаку смежности, имеют место быть в ситуациях, когда ассоциативные образы переживались единовременно, или же непосредственно друг за другом.
по признаку сходства ассоциирующиеся предметы или явления имеют сходствовав по какому либо принципу.
по признаку контрасту, наблюдаются в случае когда ассоциирующееся образы имеют. контрастные признаки
Сложные ассоциации:
Структурные ассоциации – ассоциации, осуществляемые путем соединение обособленных элементов единое целое, ритмизируя их.
Смысловые ассоциации – логические причинно-следственных и других связей между предметами и явлениями.
Высшие процессы памяти обусловлены сложными ассоциациями в гораздо большей степени чем простыми. [6]. Во время фиксации информации в памяти она как бы «встраивается» в систему уже имеющихся знаний и умений человека. Процесс запоминания как произвольного, так и не произвольного всегда задействует ассоциации уже накопленным опытом. Следовательно, память человека имеет осмысленный характер, так как ее функционирование обусловлено мышлением.
Сохранение (ретенция) – это мнемический процесс, заключающийся в удержании запечатленного материала на протяжении более или менее длительного времени в форме, доступной для воспроизведения [1; 7].
Отличием процесса ретенции живых существ от ЭВМ, в том что у нас этот процесс динамичен, мы не просто сохраняем информацию в первозданном виде. По окончанию процесса запоминания, мы в процессе размышлений перерабатываем информацию. Данные видоизменяются путем обобщения, дополнения, систематизации и других процессов. Динамика данного коррелируется в каждом конкретном случае. [6, с.258]. Обобщая можнос казать что запоминание состоит из двух процессов, один из которых состоит в удержании информации в памяти в доступном для исползования виде, а второй в ее ментальной переработке.
Забывание – это мнемический процесс, характеризующийся удалением данных, ранее зафиксированных в памяти [7]. Существует полное и частичное забывание данных. Данный процесс имеет не только негативные последствия, как может показаться на первый взгляд, но и позитивные. Одой из главных возможностей, которые возможны благодаря забыванию, является оперативность поиска нужной информации в памяти. Благодаря тому что мы забываем большую часть информации, которую не отметили как важную, мы забываем очень много не нужных нам данных. В противном случае мы бы помнили все ценники, всех магазинов в которых нам когда-либо удалось побывать, всех люде которых мы когда-либо видели и т.д. В данной ситуации процесс воспроизведения именно нужной нам информации, становится значительно затрудненным.
В большенстве случаев, процессы забывания касаются той информация которая не исползуется в дальнейшем процессе жизни индивида. Иными словами, мы забываем то, чем не пользуемся в последствии. Мы забываем лица случайных прохожих, но если один и тот же человек встречается нам часто, то мы запоминаем его. Этим же явлением можно объяснить факты забывания иностранных языков, которые люди учат но не используют в дальнейшем. «забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. Забывание имеет большую биологическую ценность, так как освобождает место в центральной нервной системе для образования новых условно-рефлекторных связей» [4]. В этом проявляется одна из важнейших особенностей памяти – ее избирательный характер, функциональный принцип ее работы [6] – соответствие процессов памяти целям и задачам жизнедеятельности человека.
Воспроизведение – это мнемический процесс, заключающийся в актуализации закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную [1]. Воспроизведение того или иного образа, как правило, сопровождается актуализацией эмоционального отношения человека к данному образу [6].
По степени сложности принято выделять уровни воспроизведения [3]:
Узнавание – это осознание знакомства с предметом или явлением, человек понимает, разным уровнем определенности, что он уже видел или ощущал это явление в предыдущем опыте, Собственно воспроизведение – воссоздание в сознании образов предметов или явлений воспринимаемых в прошлом, но не воспринимаемых в данный момент времени.
Воспоминание – максимально полная реконструкция образов прошлого, локализованных во времени, пространстве, в смысловой взаимосвязи.
Воспроизведение информации, так же, как и запоминание, может быть непроизвольным и произвольным [3]. В основе воспроизведения, как и в основе запоминания, как правило, лежат ассоциации. Воспроизведение нередко сопровождается трансформацией, преобразованием в сознании, переосмысливанием вспоминаемой человеком информации [6]. Она наблюдается в вязи с наложением воспроизводимой информации на контекст, в котором она используется. Трансформация может быть как не существенной, на пример возникающая в связи с изменением лексики ее выражения, так и очень значительной, как в ситуации когда на прежние данные человек ″смотрит с другой стороны″
Виды памяти
На сегодняшний день в когнитивистике, анатомии, психологии и других областях науки, накоплен значительный массив знаний о памяти. Данный феномен рассматривался с разных точек зрения, выделялись и рассматривались различные критерии, в зависимости от которых были созданы различные классификации. Некоторые, из которых будут описаны ниже.
Классификация содержанию информации [3]:
Образная –память основанная на информации полученноыми систем чувств: зрительной, слуховой, обонятельной, осязания и вкусовой. Более 90 процентов информации человек получает из зрительных источников. Так же очень важную роль имеют данные полученные через органы слуха. В случае неразвитости или повреждения органов чувств, другие развиваются выше среднего показателя, стараясь скомпенсировать недостойный поток информации. Этим можно объяснить факт того что у слепых людей значительно лучше развит слух и осязание.
Эмоциональная память – это память на пережитые чувства, на эмоции радости, грусти, гнева, страха и т.д. Этот вид памяти характерезуется высокой прочностью следов. Он помогает индивид в саморегуляции и принятии решений, в зависимости, от ситуации стимулируя деятельность, либо останавливая от нее. Иными словами, люди запоминают свои ощущения в различных ситуациях,. И в последствии стремятся снова и снова получить их, или наоборот избегают их.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Данный вид памяти обуславливает развитие умений и навыков человека. Именно двигательная память ответственно за плавание, танцы, игру на музыкальных инструментах печатание и т.д. Этот вид памяти характеризуются относительной прочностью, человек после перерыва в несколько деяткв лет севший на велосипед в течении первых же минут вспомнит все необходимые движения, так же музыкант может не помнить нот, но его пальцы будут помнить как нудно обращаться со струнами.
Вербальная (словесно-логическая) память – это память на мысли и их словесное выражение. Свойственный только человеку вид памяти которой имеет колоссальное значение для эффективного обмена информацией.
Наивысшим уровнем развития образной памяти является так называемая эйдетическая память, это способность «видеть» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей. [4].
По критерию длительности хранения информации в памяти различают следующие ее виды [1; 2; 3; 5; 7]:
Кратковременная (первичная) память – отличается непродолжительностью сохранения и, как правило, функционирует в условиях одноразового и кратковременного восприятия информации.
Долговременная (вторичная) память – характеризуется длительностью сохранения и, как правило, действует при многократном повторении информации. Время хранения информации в долговременной памяти теоретически не ограничено. Долговременная память «связана с осуществлением отбора, запечатления, сохранения и возможностью произвольного воспроизведения в будущем некоторой информации, поступающей вначале в краткосрочную память, являющуюся как бы этапом формирования долговременной. Из кратковременной памяти в долговременную переводится: информация, которая осознается субъектом как важная и полезная для него; очень яркие впечатления; впечатления, на которых внимание субъекта фиксировано длительно и непрерывно; последовательно повторяющиеся события, явления, факты. Долговременная память отличается устойчивостью, инертностью и не всегда доступна сознанию» [1, с.71].
Оперативная память – функционирует в текущий момент психической деятельности и занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной, т.к. содержит информацию, извлеченную как из долговременной, так и из кратковременной памяти. Оперативная память предназначена для сопровождения деятельности или другого вида активности, осуществляемой человеком.
В зависимости от наличия либо отсутствия цели запоминания информации различают произвольный и непроизвольный виды памяти. Если цель запомнить информацию присутствует, то такая память называется произвольной и предполагает применение волевых усилий для запоминания информации; если цель отсутствует и информация запоминается «сама собой», то память называется непроизвольной. Большая часть жизненного опыта человека формируется на основе непроизвольной памяти [2; 3; 7].
По способу запоминания информации память разделяется на механическую и логическую [2; 3; 6]. Механическая память реализуется автоматически на основе ассоциаций по смежности и стереотипного повторения информации, ее характеристиками являются шаблонность и – в норме – точность в воспроизведении. Логическая память основана на предварительном осмыслении запоминаемого материала и является более эффективной, чем механическая.
Все перечисленные виды памяти функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.
Различные виды памяти у разных людей развиты неодинаково. «Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти [5, с.219]. Поэтому в каждом индивидуальном случае нельзя сказать, «хорошая» память у человека или «плохая»: один вид памяти у данного человека может быть развит в высокой степени, другой – в низкой степени и т.д.
В зависимости от того, какой из видов памяти у данного человека развит в наибольшей степени, определяют индивидуальный тип памяти человека, который может быть определен по четырем перечисленным критериям, соответствующим основаниям для классификации видов памяти. По критерию содержания запоминаемой информации наиболее часто встречаются смешанные типы памяти: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой, зрительно-слуховой и т.п. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно-двигательный тип запоминания словесного материала [6].
Теории памяти
Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза. Теория ассоциаций была господствующей теорией в 18—20 веках в некоторых странах европпы, макимально распространена в Англии и во Германии. Суть концепции базируется на понятии ассоциация – связи между отдельными психическими феноменами. Понятие памяти в данной теории интерпретируется как сложная система кратковременных и долговременных, устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости.
В германии 1980х гг. Эббингауз открыл закон »чистой» памяти. Во время своего эксперимента Эббингауз использовал закрытые слоги, состоящие из двух согласных и одной гласной заключенной в центре. Слоги выстраивались в бессмысленные цепочки. По окончании трудоемкой подготовки однородного материала, который должен был обеспечить равные условия для участников эксперимента.
Процессы забывания запомненных и в точности воспроизведенных цепочек солгов, в течении первого времени действуют очень быстро и спустя один час испытуемые могли вспомнить лишь 40 процентов исходной информации, затем процесс замедлялся и проистечении шести дней, испытуемые забывают более восьмидесяти процентов ранее запомненных слогов.
»Более всего имеет значение чувственный тон и связанный с ним интерес. Переживания, сопровождаемые сильным удовольствием или неудовольствием, неискоренимо, так сказать, запечатлеваются и часто после многих лет вспоминаются с большей отчетливостью. То, чем человек особенно интересуется, он запоминает без особого труда; все же остальное забывается с поразительной легкостью. При заучивании лишенных смысла слогов или ничем между собой не связанных слов запоминаются преимущественно члены, почему-либо особенно заметные, странно
Теория основывается на том факте что внешней смежности впечатлений достаточно для возникновения связи представлений, необходимых для их дальнейшего воспроизведения.
В данной классической теории памяти наблюдается тенденция определения памяти только лишь ассоциациями. Неоспорим факт что им ассоциации очень важны, особенно в элементарных формах памяти. но нет объяснений высших форм памяти.
Кроме ассоциаций основанных на смежности память человека использует при различных мнимических процессах процессах смысловые связи. Память человека носит осмысленный характер.
Экспериментально доказана важность смысловых связей в процессе запоминания. Анализ данных запомненных и воспроизведённых испытуемыми бессмысленных слогов и осмысленных слов, затем отдельных осмысленных слов и слов, объединенных в осмысленные предложения связного текста, выявил прямую взаимосвязь осмысленностью и запоминанием материала.
А.Г. Комм провоевал эксперимент, который выявил взаимосвязь воспроизведения и смыслового содержания. Суть эксперимента заключается в постановке перед испытуемыми задачи воспроизводить один и тот же материал, используя несколько различных вариантов плана, испытуемые каждый раз выбирали различные аспекты исходного текста. Этот эксперимент показал склонность людей заменять сложные или непривычные конструкции более простыми разговорными, сохраняя суть высказываний. Следовательно, люди запоминают не конкретные лова и их сочетания, а ту суть, которая в них вложена. Но, не смотря на то что запоминание происходит в форме речи, смысловая память неограничивается лишь ею
Память — одно из самых важных и самых интересных свойств мозга [6]. Это одно из самых гениальных изобретений эволюции. Она обеспечивает нашу физическую безопасность, мы помним. А так де мы помним что место ожога или укуса необходимо обработать. Без памяти невозможно выживание вида. Способностью к запоминанию обладают не только люди, но и все животные даже такие относительно примитивные существа как плоские черви. Память необходима для решения жизненных задач, она помогает нам сориентировать и принимать решения. Люди стремятся к изучению свойств памяти уже не оно тысячелетие. Очевидной для людей была взаимосвязь обучения знаниям и навыкам и информации. А саму память интерпретировали при помощи известных в данный период способ хранения информации. На пример, жители древней Греции считали, что материальные частицы информации попадая в человеческий мозг и оставляет отпечатки на его мягком веществе, как на глине или воске.
Самая древняя информация дошла до нас в виде трактата Аристотеля «О памяти и воспоминании». Он писал о том что способностью к памяти обладают и люди и животные, но воспоминания доступны только первым. Он видел память «как бы своеобразное отыскивание образов» и «бывает только у тех, кто способен размышлять, делать вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытывал нечто подобное» [3].
В данный момент ученые не пришли к единой полной концепции памяти. Можно выделить психологическую, физиологическую, и сравнительно новую биохимическую теории.
Первым возникло психологическое учение о памяти. Современная наука склонна рассматривать человека не как пассивный объект, а как субъект действия, способный регулировать процессы памяти. Кратко суть этой концепции можно изложить следующим образом: образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков запоминаемый материал, а тем, что с ним делает субъект. И в зависимости от отношения человек к конкретной информации, коррелируется длительности ее хранения. Иными словами если человек сознательно определяет информацию в категорию важных и ценных данных, то точность и длительность ее запоминания значительно дольше, нежели информации отнесенной в категорию не важной или вовсе не осознанной.
Физиологическая теория связана с важнейшими положениями учения И.П.Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Движение нервных процессов в коре головного мозга составляет след, проторяются новые нервные пути, т.е. происходят изменения в нейронах, которые приводят к тому, что облегчается распространение нервных процессов именно в этом направлении [2].
Таким образом, образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций. Об этом говорил И.П. Павлов: «Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем, оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей».
Главный аргумент сторонников биохимической теории — генетическая информация, иными словами — память вида. Она записана на молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). [11]. Данные молекулы, являются весьма крупными, человеческое ДНК состоит из 40 тысяч аминокислот. Молекула представляет из себя две нити, скрепленные друг с другом, и свернутые по форме спирали. Четыре вида нуклеотидов являются основой кодификации данных, изпользуя которые можно создать 440000 вида возможных комбинаций. Следовательно, одна клетка человеческого головного мозга может вместить в себя данные 4 книг по тысячи страниц в каждой. [12].
Биохимическая теория, одна из самых оптимистичных, и в случае точности данной теории , процесс психического развития человечества ничем не ограничен. Молекулы ДНК даются каждому организму пожизненно: они возникают одновременно с возникновением нейрона и сохраняются до конца жизни. Признавая тот факт что живой организм сохраняет свой ДНК на протяжении всей своей жизни, парируются теории причастности ДНК в процессах памяти. Один из аргументов гласит: что возможность памяти в ДНК расходуется на запись генетических инструкций. И более распространенным является мнение ученых о участии в процессах памяти другой кислоты — рибонуклеиновая кислота (РНК). Молекулы РНК значительно меньше ДНК, но отнюдь не являются маленькими. И в отличие от ДНК молекулы РНК создаются до момента смерти человека. Нервные импульсы проходящие по нейрону модифицируют последовательности аминокислот,. Меняя ее вторичную структуру. Молекулы РНК иожет иметь внешний вид петли, или законченной восьмерки. По мимо ДНК и РНК в качестве возможных ″ячеек памяти″ подробно рассматриваются белки [11]. Молекулы РНК формируются в матрице ДНК, затем в матрице РНК синтезируются бели. Следовательно: Изменение ДНК, приводит к изменению РНК, и белка. По данной теории, каждый видоизменённый белок является носителем информации.
Успехи биохимической науки в разгадке работы механизмов мозга приводят к новым открытиям и гипотезам, объясняющим древнейшую и все еще не разрешенную до конца загадку природы. Однако стройной и единой теории, объясняющей механизм этого сложного явления, пока нет.
В книге профессора А.Р. Лурии «Нейропсихология памяти», вышедшей в 1974 году, говорится, что «память надо рассматривать как сложную функциональную систему, активную по своему характеру, развертывающуюся во времени, разбивающуюся на ряд энергетических потенциальных звеньев и организованную на ряд иерархических уровней». Если память —процесс динамический, то, очевидно, степенью активности психической деятельности человека и определяются ее качественные и количественные показатели.
Известный английский физиолог Грей Уолтер в своей статье «Живой мозг» дал такое определение памяти: Память — это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча.
Понятие «памяти» обычно имеет определенный смысл. Зачастую в обыденной жизни память рассматривается в качестве некоей единой психической функции, единой способности сохранять следы прошлых впечатлений. Однако в действительности это не так. Память — это не единая функция или процесс, не единая способность к сохранению прошлых впечатлений, а сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека [15]. Понятие «памяти» охватывает процессы запечатления или запоминания, сбережения и вспоминания, которые в свою очередь включают процессы воспроизведения и узнавания. Память стоит на страже нашего прошлого опыта вне зависимости от того, какими путями она приобретается.
Заключение
Человеческая память, ее механизмы и процессы явление крайне трудно изучаемое. Многочисленные теории памяти трудно доказать или опровергнуть учитывая современный уровень знаний накопленный человечеством.
Память является одним из гениальнейших изобретений эволюции, она имеет очень давние корни, и в разной степени присуща каждому живому существу, Являясь инструментом приспособления к окружающей среде, она обеспечивает выживание и качество жизни вида. Следовательно, как и все особенности живых организмов, память имеет свои физиологические основы, однако и они к настоящему времени изучены недостаточно.
Некоторые исследования памяти, проведенные в последние десятилетия, дают в высшей степени перспективные и поразительные результаты. Так, например, по итогам одного из таких исследований обнаружилось, что «запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем» [3, с.253]. Это говорит о том, что теоретически существует возможность физиологической передачи информации, воспринятой и сохраненной в памяти одного человека, другому человеку или нескольким людям. Кроме того, одной из неразгаданных тайн является подтвержденное результатами научных исследований наличие памяти (или ее аналога) не только у человека и животных, но и у растений [5]. Не до конца изучены и особенности людей, обладающих феноменальной или эйдетической памятью [4].
Список литературы
Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2000. – 416 с.
Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2007. – 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»).
Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. – (Серия «Мастера психологии»).
Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.
infourok.ru
24. Память, виды и свойства.
Память – это процесс воспроизведения, запоминания, сохранения образов, движений, эмоций, мыслей человеком.
Память – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретённого опыта.
Память – это тот психический процесс, с помощью которого человек осуществляет планирование своего развития и обучения, управляет своим поведением и деятельностью.
Классификация видов памяти.
По критерию длительности сохранения материала: долговременная, оперативная, кратковременная. Долговременная память — это наиболее сложная и важная система памяти человека, ее объем практически неограничен. Весь опыт человека и его знания сохраняются в долговременной памяти. Оперативная память – это запоминание и воспроизведение оперативной информации, необходимой в данный момент. Кратковременная память – это быстрое запоминание материала, воспроизведение его и непродолжительное хранение.
По характеру приобретения информации: прижизненная, генетическая. Прижизненный вид памяти хранит индивидуальный опыт человека. Генетический вид памяти хранит видовую информацию.
По характеру психической активности: образная (вкусовая, зрительная, обонятельная, слуховая, осязательная), двигательная, словесно-логическая, эмоциональная. Образная помогает сохранять и использовать предметы восприятия. Двигательный вид памяти – это способность к запоминанию и воспроизведению двигательных операций. Словесно-логический вид (семантическая или вербальная) – это продукт культуры, она включает основные грамматические правила языка, формы мышления, способы анализа и познания. Эмоциональный вид – это способность запоминать пережитые человеком эмоциональные состояния и чувства. если человек пережил какое-то яркое событие, то при напоминании о нем возникает тоже чувство.
По критерию произвольности: произвольная и непроизвольная. Если человек ставит перед собой задачу что-либо запомнить и прикладывает к этому необходимые усилия, то это произвольная память. При непроизвольной памяти не ставится задача запоминания чего-либо, это происходит само собой.
По способу запоминания: смысловая, образная, механическая, мнемотехническая.
Свойства памяти:
Емкость — пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью. Единицами измерения выступают единицы памяти, соответствующие элементам перцептивной информации (единицам восприятия), поступившим при запоминании.
Скорость запоминания — это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации. Измеряется временем, затрачиваемым на закрепление информации, с учетом числа повторений. Эффективность запоминания проверяется через воспроизведение воспринятой и усвоенной информации.
Длительность хранения — это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений. На время сохранности мнемического материала обратное влияние оказывают процессы забывания.
Точность воспроизведения — это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»).
Скорость воспроизведения — это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти. Измеряется временем, затрачиваемым на репродукцию требуемых сведений.
Помехоустойчивость — это энергетическая характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, побочным по отношению к ее работе с актуально значимым мнемическим материалом и препятствующим его полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению. Помехоустойчивость тем выше, чем большее число и большую интенсивность помех (шумов) может игнорировать память.
studfiles.net
32. Определение памяти. Классификация видов памяти.
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом, а именно запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Узнавание – сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.
Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали раньше. Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета, воспринимаего нами ранее, но не воспринимаего в данный момент. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания и фантазии и т.д.
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.
Память необходима человеку, она позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.
Классификация основных видов памяти:
Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности – на произвольную и непроизвольную; 3) по продолжительности сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную.
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским, и хотя эти 4-ре вида памяти не существуют независимо друг от друга и находятся в тесном взаимодействии, ему удалось определить различия.
Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.
Эмоциональная память – это память на чувства. Это способность запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Она проявляется в 2-х случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).
Я уже писала, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют не зависимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е. не ставится специальная мнемическая задача. При произвольной памяти такая задача присутствует, и сам процесс требует волевого усилия.
Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти.
Оперативная память – мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем в «уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока мы имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных единиц памяти.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние 5-6 единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.
studfiles.net
виды и закономерности. Развитие памяти.
Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Генезис любого акта памяти включает в себя три фазы: 1)фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации; 2)фаза сохранения, охватывающая более или менее длительный период времени, в ходе которой запоминаемый материал сохраняется в скрытом состоянии. Причем хранение — это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций; 3)фаза реактивации и актуализации усвоенного материала, вызывающая мнемические процессы. Выделяют три категории мнемические процессов: первая категория касается процессов воспоминания, которые включают в себя воспроизведение материала, усвоенного в предшествующей ситуации и различные формы сообщении о зрелище или событии, участником или свидетелем которого был индивид. Вторую категорию составляют процессы узнавания, предполагающие идентификацию субъектом ситуации, в которой он действовал в прошлом, или, в более общей форме, перцептивно-мнемическую идентификацию объекта, который был ранее воспринят и в данный момент присутствует в перцептивном поле. Третью категорию составляют процессы повторного заучивания, которые позволяют судить о наличии процесса сохранения материла на основании уменьшения числа повторений. Память является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности.
Рассмотрим теперь виды памяти. Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится. Различают моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т.д.,), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную). В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различают непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания в этом плане различают механическое и смысловое запоминание. По времени сохранения материала выделяют 1 мгновенную (сенсорная память только что воспринятый материал без обработки, ее длительность от 0,1 до 0,5 сек. Это память-образ), 2. кратковременную (запоминание и сохранение информации на очень короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Для перевода информации из мгновенной памяти в кратковременную, надо обратить на нее внимание. Характеризуется объемом, равным 7±2), 3. оперативную (сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи), 4.долговременную (- подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное удержание материала и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация запоминаемого материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту), 5.генетическую память ( хранение информации в генотипе, передача ее по наследству).
Рубинштейн выделил следующие процессы памяти: запоминание, припоминание, воспроизведение и узнавание. Рассмотрим подробнее эти характеристики.
Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либо запомнить. Далее в процессе деятельности человека начинает сознательно и преднамеренно запечатлевать особенно для него значимый материал: запечатление тогда переходит в сознательное запоминание и выделяется в особую сознательную, целенаправленную деятельность. Когда запоминание сопряжено с известными трудностями, закрепление материала требует специальных приемов, особой организации; оно тогда принимает формы специально организованного запоминания — заучивания, которое обычно совершается в сложном процессе обучения. Основное значение поэтому приобретает вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Запоминается прежде всего то, что составляет цель нашего действия.
Воспроизведение. В процессе воспроизведения воспроизводимое не только воспроизводится, но и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует это само содержание. Мысль включается в процэсс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Поэтому в самом существе воспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого — в результате мыслительной его переработки. Воспроизведение может совершаться непроизвольно, в таком случае, определяясь лишь ассоциативными механизмами и неосознанными установками. Оно может происходит на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в сознательный процесс вспоминания или — при затруднениях — припоминания.
А) Узнавание. Запечатление и запоминание проявляются в узнавании и воспроизведении. Узнать — это опознать: узнавание — акт познания. В узнавании выделяется из восприятия и выступает на передний план та деятельность соотнесения, сопоставления чувственных качеств возникающего в процессе восприятия образа с предметом, которая заключена уже в восприятии. Существенной особенностью активного воспроизведения является сознательное отношение к воспроизводимому: воспроизведение осознается субъектом в своем отношении к прошлому, которое оно воспроизводит; отсюда стремление к точности воспроизведения. Память, воспроизводящая прошлое, и мышление, восстанавливающее это прошлое, опосредованно, путем умозаключения, сплетаются в этом процессе в неразрывном единстве, взаимопроникая друг в друга.
Б) Воспоминание — частный вид представления. Представление как продукт воспроизведения — это воспроизведенный образ, всплывающий из прошлого; воспоминание — образ, отнесенный к прошлому. Воспоминание предполагает относительно высокий уровень сознания. Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознает его как прошлое. Воспоминание включает осознание отношения воспроизведенного образа к тому прошлому, которое оно воспроизводит. Таким образом воспоминание – это воспроизведение образов с локализацией их во времени и пространстве.
Сохранение — сложный динамический процесс, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессы переработки материала. Оборотной стороной сохранения является забывание. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в обобщении его. Все это обнаруживается при воспроизведении. Забывание носит избирательный характер: забывается то, что перестает быть для личности существенным, важным, а отчасти и то, что идет вразрез с ее устремлениями, забывается то, что уже не актуально.
Рубинштейн выделяет следующие уровни памяти: 1 )элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому как их воспроизведение; 2)такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как воспроизведение. Память дифференцируется и по характеру запоминаемого материала (на числа, лица) Далее память различается 1)по быстроте запоминания; 2)по его прочности или длительности; 3)по количеству или объему запоминаемого материала; 4)по точности.
Условия эффективного запоминания. Закономерности заучивания. 1. Зависимость запоминания от задач и их содержания. Лучше запоминается то, что имело жизненно важное содержание, то есть то, что связано с интересами, потребностями и целями. Оно носит активный избирательный характер. 2. Запоминанию способствует осмысление материала, а также его обобщение и систематизация. Материал требует аналитико-синтетического разбора. 3. Важно связывать то, что заучивается с ранее приобретенными знаниями. 4. Полезно наглядное представление связей (схемы, чертежи, таблицы). 5. Особо значима роль повторения при запоминании. Успех повторений определяется не столько их количеством, сколько правильной организацией (разнообразие повторений, сравнивание прежнего материала с новым, обобщение, воспроизведение материала в процессе заучивания). Концентрированное повторение менее эффективно, чем распределенное во времени (Эббингауз). 6. Зависимость запоминания от количества и качества материала – по мере увеличения материала время, необходимое для заучивания, увеличивается не прямо пропорционально объему заучиваемого, а значительно больше. Зрительные образы предметов запоминаются лучше, чем зрительные и слуховые образы слов; стихи запоминаются лучше, чем проза.
Эббингауз и эффекты Зейгарник
Рассмотрим теперь вопрос о развитии памяти. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание. Доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. По Выготскому, мышление ребенка во многом определяется памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать. Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредованной памяти. Непроизвольная память начинает сменяется произвольной. В подростковом возрасте коренным образом меняется отношения между памятью и мышлением. Память интеллектуализируется, само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить — значит понять, осмыслить».
Параллелограмм развития Леонтьев экспериментально показал, как непосредственное запоминание с возрастом замещается опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и усвоения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредованным». Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности сначала они выступают как внешние, а затем становятся внутренними. В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Леонтьев вывел «параллелограмм развития памяти», который показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого. Обе кривые обнаруживают тенденция к сближению с возрастом. «Принцип параллелограмма представляет собой не что иной, как выражение того общего закона, что развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков».
studfiles.net
35.Виды памяти, их характеристика.
По хар-ру псих. дея-ти: двигат-ая, эмоционал, образная (инфр. запоминается в виде представлений –образы предметов, искуства. Способность чел. запоминать и воспроизводить образы и события в самых подробных деталях говорят о эйдетизме),словесно-логическая (позвол. усваивать инф. Посредством слов ). По длительности хранения: долговременная (самая важная сис-ма памяти, т.к , чел. накапливает и трансформир. Свой жизнен. опыт), кратковременная, оперативная — обеспеч. Запоминание и сохран. Инф. необходимой для обеспечения текущей дея-ти, после прекращения дея-ти она забывается или переход в долговременную; По хар-ру деят-ти: произвольная и непроизвольная (отстут. спец.цель запомнить что-либо, не затрачив. волевых усилий). От способа запоминания дел. На механич. (запоминание путем многократ. повторения, без установления установл. связей между объектами), смысловая – установ. смыслов. связей между объектами.
36.Процессы памяти, их характеристика.
Запоминание – процесс памяти, в результате к-го происходит закрепление новой инф путем связывания ее с информацией, усвоенной ранее. Бывает кратковременным, договременным, оперативным, прозвольным и непроизвольным. Запоминание связано с запечатлением в психике той инф, кот воздействует на органы наших чувств. В последующем эта инф должна быть сохранена в психике.
Сохранение –процесс направ. на удержание в психике сведений о мире. Длительность и качество зависит от значимости и объема запоминаемого материала, от его осмысленности и др. Воспроизведение – процесс, в результате кот происходит актуализация закрепленной ранее в психике инф. При воспроизведении инф извлекается их долговременной памяти. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Припоминание – ситуация, когда человек прилагает усилия на извлечение инф из памяти. Забывание – процесс, указыв. на невозможность или неверность нужной инф. Оно имеет как позитивный, так и негативный аспект.
37Понятие о воображении. Связь воображения с другими психическими процессами.
Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что никогда не имело место в индивидуальном опыте человека (картины далекого прошлого или будущего, места, в которых он никогда не бывал и т.д.). Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве и являются основной характеристикой воображения. Благодаря воображению человек имеет возможность до начала работы представить готовый результат труда. Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, воображение протекает в конкретной форме, в виде ярких представлений. Основное отличие образов воображения от образов памяти заключается в том, что образы памяти — это сохранение прошлого опыта, а образы воображения преобразуют ранее воспринятое и сохраненное в памяти. ВООБРАЖЕНИЕ— это психический познавательный процесс отражения реальности в новых, необычных, оригинальных связях и сочетаниях.
Источником создания образов воображения служат сама окружающая действительность, а также знания и впечатления. Чем богаче опыт человека, тем больше возможностей для создания новых образов.
38. Виды воображения, функции.
Воображение – псих. познов. процесс, характ. активным преобразованием имеющихся предс-й об окр. дейст-ти и выражающейся в построении новых образов и сочитаний.
Функции:1.регуляция дея-ти и поведения – столкнувшись с проблемой, чел вначале строит программу ее разрешения, а затем на основе этого осущест. Практич.дей-я.2 управление эмоц состояниями – основу эмоц саморегуляции сост. использование для достижения желаемых состояний образов, их обуславливающих. 3- представление в психике действительности в образах – в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной дея-ти и создании на ее основе новых представлений говорят о воображении. Виды. От степени выраженности активности:*пассивное (характ. созданием образов,к-е впоследствии не воплащаются в практич. делах) и активное. в зав-ти от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным (грезы- образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплащение в жизнь),либо непреднамеренным (самопроизвольное создание новых образов – сноведения, галлюцинации). О хар-ра создаваемого образа: воссоздающее (представление чего-то нового для данного чел, опирающееся на слов. описание или условное изображение чего-то нового – воссоздание по описанию).Творческое воображение – создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чел самост. создает новые образы и идеи).С твор. вооб. тесно связана мечта- образ, отражающий желаемое будущее для человека.
studfiles.net