Вопрос 4. Общее понятие о психике. Условия возникновения сознания и онтогенезе.
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Усвоение
или присвоение общественно-исторического
опыта —
специфически человеческий путь
онтогенеза, полностью отсутствующий у
животных.
У
животного генетическую основу поведения
составляют безусловно-рефлекторные
механизмы, инстинкты, в ходе индивидуальной
жизни они развиваются, формируются,
приспосабливаются к меняющимся элементам
внешней среды, это процесс «развертывания»
наследственного опыта.
Процесс
усвоения человеческого видового опыта
происходит в индивидуальной жизни
ребенка, в ее практической деятельности,
которую опосредует взрослый
человек.
Наиболее
совершенно исследовал этот
процесс Л.С.Выготский в
рамках культурно-исторической
теории развития сознания,
главным
принципом которой является историческое
понимания психических процессов.
Основные положения культурно-исторической теории такие: 1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой – благодаря использованию орудий человек оказался способен к овладению природой. (а не только приспосабливаться к ней) 2. Способность к овладению природой для самого человека обернулась тем, что он научился овладевать собственной психикой – появились произвольные формы деятельности или высшие психические функции. 3. Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода — психологических, эти психологические орудия – знаки. (человек способен овладевать собственной психикой с помощью специальных психологических орудий) ЗНАКИ — символы, имеющие определенное, выработанное в истории культуры значение:
язык
различные формы нумерации и исчисления
мнемотехнические приспособления
алгебраические символы
произведения искусства
диаграммы, карты, чертежи
условные знаки и пр.
Введение в структуру психической функции знака превращает ее в функцию высшую, опосредованную. Когда человек, например, завязывает узелок на память, он сам создает дополнительный стимул, опосредует свою реакцию с помощью знака, который выступает как способ запоминания, или психологическое орудие. Этот дополнительный стимул не имеет органической связи с ситуацией, поэтому существует искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает поведением: запоминает, делает выбор и т.д.
Возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихологическим, т.е.межличностным, потом эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Это и есть процесс интериоризации. В онтогенезе он осуществляется так же. Интериоризация — процесс формирования внутренних структур психики, обусловленный усвоением структур и символов внешней социальной деятельности Интериоризация — процесс присвоения ребенком знаков. Стадии интериоризации в онтогенезе: 1) взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать; 2) ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать
Предпосылки и условия возникновения сознания
Сознание – форма активно-познающего отражения или отражение, выделяющее активные устойчивые св-ва предметной действительности. Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Сознательное отражение, в отличие от психического отражения, свойственного животным,— это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т. е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта; в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту.
Таким образом, предпосылками и условиями возникновения сознания являются :
Совместная продуктивная деятельность
Распределение труда
Ролевая дифференциация и активизация общения
Выработка и использование языка, других знаковых систем
Становление человеческой материальной и духовной культуры
Направления развития сознания :
В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его и познает его с помощью органов чувств позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Это направление развития сознания можно обозначить как рефлексивное.
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом.. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей, параллельно с этим развивается язык, слова наполняются все более глубоким смыслом и наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово — понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Каждая новая историческая эпоха отражается в сознании ее современников. Изменяются исторические условия — меняется их сознание. Это направление можно обозначить как историческое.
Главным направлением дальнейшего развития сознания становится расширение сферы осознаваемого в себе и в окружающем мире.
Функционирование бессознательного подчиняется своей особой логике, обеспечивая адаптивный эффект и предназначено для решения специфического класса жизненных задач. Если в сознании господствует рациональная формальная логика, то бессознательное нечувствительно к противоречиям (например, действительность переживается через различные формы уподобления – эмоциональное чувствование, идентификация, эмоциональное заражение). Второй чертой является иная временная логика – прошлое, настоящее и будущее не находятся в отношении линейной необратимости.
Классификация:
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий подразделяются на 3 класса :
а)неосознаваемые автоматизмы — действия или акты, которые совершаются сами собой, без участия сознания. Имеют двоякое происхождение :
Которые никогда не осознавались (моргание, чихание) — первичные автоматизмы,
Которые изначально осознавались, а потом перешли в неосознаваемые — вторичные автоматизмы (ходьба и другие навыки — самая большая группа вторичных автоматизмов). Для выработки навыка необходимым условием является повторение, тренировка в ее вариабельности с последующим выбором оптимального.
б)явления неосознаваемой установки.
Установка — готовность организма или субъекта к реагированию в определенном направлении или к совершению определенного действия определенным способом. Установка — есть результат биологической эволюции, есть результат развития. Установку можно сформировать любую не только у ребенка, но и у взрослого человека. Явление установки можно наблюдать повсеместно (гала — эффект: приводим в две аудитории одного и того же человека….)
в)неосознанное сопровождение сознательных действий.
Класс действий, относящихся к неосознанному сопровождению сознательных действий : мимика, пантомимика, жесты, телодвижения, походка.
Происхождение сознания и за его пределами
- Список журналов
- Фронт Психол
- PMC4245000
Являясь библиотекой, NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения. Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.
Передний психол. 2014; 5: 1385.
Опубликовано в сети 26 ноября 2014 г. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01385
PMCID: PMC4245000
Отзыв: 1, 2, 3, *
Грэм Литтл, редактор.
Происхождение сознания.
2014. Northcote: Руководства по самопомощи Limited. 385. ISBN: 978-1-877341-26-7.
Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности
Происхождение сознания — одна из самых неразрешимых загадок человеческого разума из-за присущих ему концептуальных и теоретических трудностей. Используя действительно междисциплинарный подход, Грэм Литтл решает эту проблему в оригинальной и доступной книге. Автор поддерживает мнение, что сознание можно обсуждать только в рамках общей теории психологии. Поэтому первую часть своей книги он посвящает разработке надежной методологии, которую можно использовать для создания психологической теории личности. При этом он признает вдохновляющую роль работ Уильяма Росса Эшби в области кибернетики и анализа самокорректирующихся систем. Во второй части книги исследуются последствия психологической теории личности для многогранной природы человечества.
Человеческий мозг определяется как высшее состояние развитой нервной структуры, приспособленной для максимального выживания в окружающей нише дифференцированных полей восприятия. Одним из ключевых шагов в возникновении сознания было развитие нейронной способности записывать и группировать события в соответствии с их свойствами, тем самым генерируя идеи. Все идеи представляют собой знания о прошлых событиях («заимствованные знания» в терминологии Эшби 1960), которые можно связывать в цепочки для описания и предсказания течения изменений в реальности на основе исторического опыта. Таким образом, способность генерировать идеи давала нашему виду определенное преимущество в выживании («выживание через знание»). Диаграмма Эшби используется для описания структуры человеческой психики с полностью определенными переменными (окружающая среда, тело, реагирующая часть, структуры мозга, отношение, эмоции, знания и внимание) и связей между ними как показатель потока изменений через система «человек в своем окружении». Мозг понимается как энтропийное устройство, посредством которого энергия неизбежно течет к низшим энергетическим состояниям/путям, доступным ему, т. е. к тем состояниям, которые возникли из исторического опыта (привычек). Важно отметить, что нейронная эволюция также разработала механизм внимания, предупреждающий человека об опасности. Механизм внимания мозга, позволяющий перенаправлять нервные потоки вопреки энтропии, называется выбором или свободой воли и является единственной системой во Вселенной, не управляемой энтропией. Творческая свобода воли по своей природе непредсказуема и является основной силой, присущей человечеству, позволяющей ему преодолевать энтропию, создавая и принимая новые идеи всякий раз, когда принимается решение приложить усилия.
«Я», т. е. концептуализация человеческого духа, является ядром психики и как таковое занимает особое и центральное место в нашем самосознании. Остальная часть развитой структуры психики, включая знания, эмоции и отношения, определяется как разум. Механизм внимания мозга и ощущение себя, заложенное в «я», объединяются, чтобы создать человеческое сознание. Следовательно, сознание есть функция содержимого мозга, а не механизма мозга. Фундаментальным аспектом человеческого опыта является разрешение противоречия между энтропией и свободой воли. «Я» узнает, что механизм внимания может вмешиваться в работу мозга, заставляя нейронные потоки идти по путям, по которым они иначе не пошли бы. «Я» может либо вмешаться и перенаправить поток нервной энергии, чтобы помешать энтропии (вариант, который требует энергии и усилий), либо согласиться с энтропией, тем самым позволив жизни течь в направлении, продиктованном прошлым. Применение этой теории далеко идущее, поскольку она может объяснить ряд аспектов человеческой жизни, включая интеллект, привычки, выбор, эмоции, знания, природу/воспитание и психическое здоровье/болезнь. Темы, затронутые в книге, отражают широту применения теории. Несколько примеров включают эпистемологию и проблему знания (главы 4, 10 и 34), восприятие (глава 5), психологическую теорию (глава 11), свободную волю (глава 16), сновидение (глава 21), обучение (глава 22). ), интеллект (глава 23), искусственный интеллект (глава 25), духовность (глава 26), психические заболевания (глава 27), причинность (глава 30) и современная физика (глава 33). Принимая во внимание ее объем, эта книга рассчитана на широкую читательскую аудиторию, которая включает психологов, социологов, философов и нейробиологов, но не ограничивается ими.
В плотном приложении к книге, озаглавленном «На пути к лучшему стандарту суждения, чем рецензирование», автор утверждает, что текущий стандарт «рецензирования» для оценки научных работ должен быть заменен «строгой стратегической и концептуальной прозрачностью. ” Это основано на наблюдении, что процесс рецензирования при эмпирической проверке не смог защитить систему от публикации статей низкого и неадекватного интеллектуального качества, как показал Алан Сокал в своей знаменитой мистификации (Sokal and Bricmont, 19). 98). Книга завершается короткой главой, описывающей интеллектуальное развитие автора, а также причину сознательного отказа от включения структурированной библиографии («Я не согласен с современным подходом к науке, согласно которому ссылки или, по крайней мере, объем ссылок в той или иной мере предполагает интеллектуальный статус. Я считаю, что нам необходимо вернуться к полной и энергичной оценке идей как таковых; именно качество мышления и целостность идентификации источника определяют ценность»).
При чтении книги Грэма Литтла о происхождении сознания мне на ум пришли два покойных автора. Первый — американский психолог Джулиан Джейнс, который также принял междисциплинарный подход к проблеме происхождения сознания в своей книге 1976 года «. Происхождение сознания в распаде двухпалатного разума » (Jaynes, 1976), хотя и с больше внимания уделяйте неврологическим и археологическим находкам (Cavanna et al., 2007). Второй автор — австрийский философ Пауль Фейерабенд, который после публикации своей книги « против метода » (Фейерабенд, 1975) стал одним из современных поборников критического подхода как к научному методу, так и к исследовательской практике. Интересно, что фон Фейерабенда также касался философии разума и исследований сознания (Фейерабенд, 1963). Дает ли заставляющая задуматься книга Грэма Литтла окончательный ответ на вопрос о происхождении сознания? Читатели найдут ответы в конце этого интеллектуального путешествия, которое покажется интересной и оригинальной попыткой подлинно свободного мыслителя.
Автор заявляет, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
- Эшби В. Р. (1960). Дизайн для мозга. Лондон: Чепмен-Холл. [Google Scholar]
- Каванна А. Э., Тримбл М. Р., Синти Ф., Монако Ф. (2007). «Двухпалатный разум» 30 лет спустя: критическая переоценка гипотезы Джулиана Джейнса. Функц. Нейрол. 22, 11–15. [PubMed] [Академия Google]
- Фейерабенд П.К. (1975). Против метода: очерк анархистской теории познания. Лондон: Новые левые книги. [Google Scholar]
- Фейерабенд П. К. (1963). Материализм и проблема разума и тела. Преподобный Метафиз. 17, 49–66. [Google Scholar]
- Джейнс Дж. (1976). Происхождение сознания в распаде двухпалатного разума. Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин. [Google Scholar]
- Сокал А. Д., Брикмонт Дж. (1998). Модная чепуха: злоупотребление наукой постмодернистскими интеллектуалами. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пикадор. [Академия Google]
Здесь представлены статьи Frontiers in Psychology, любезно предоставленные Frontiers Media SA
Сложность, физика и возникновение сознания
Две основные философские позиции по трудной проблеме сознания — это материализм и дуализм . Дуалисты рассматривают ментальную и физическую сферы как отдельные аспекты реальности, в то время как материалисты утверждают, что ментальные состояния создаются мозгом способами, основанными на физических законах.
Материализм поддерживается исследованиями изображений мозга, травм и болезней, которые обеспечивают корреляцию разума со структурой и функциями мозга. Главный вызов материализму — пробел в объяснении , или огромная трудность, с которой материалистические теории сталкиваются при объяснении того, как физические свойства могут порождать сознательный опыт.
В ответ на этот вызов материалисты в значительной степени полагаются на идею возникновения ; материализм говорит, что разум возникает из мозга.
Многоуровневые уровни жизни
Источник: Пол Нуньес
В науке и философии «возникновение» относится к новым целостным свойствам, которые возникают в сложных системах, созданных взаимодействиями в более мелких масштабах. Различные уровни жизни возникают из нескольких нижних уровней, как показано стрелками вверх на рисунке. Пусть множество клеток взаимодействуют в правильной среде, и в результате возникают системы органов и, в конечном счете, человек. Эмерджентность также обычна в более крупных масштабах — войны и экономические депрессии возникают в результате взаимодействия людей.
На каждом уровне сложности появляются совершенно новые свойства. Эти эмерджентные свойства могут затем воздействовать на более низкие уровни, так что жизнь, например, представляет собой многомасштабный процесс . Под этим мы подразумеваем, что жизнь в решающей степени зависит от взаимодействий как сверху вниз, так и снизу вверх в пространственных масштабах. Человек может оказывать множество нисходящих воздействий на более низкие уровни (стрелки вниз), например, когда он ест пиццу, участвует в забеге или прыгает в постели со своим партнером. Такие двусторонние взаимодействия ( циклическая причинность ) предполагают, что психология — это не просто прикладная биология, биология — это не просто прикладная химия, а химия — это не только прикладная физика. Таким образом, жизнь закодирована в нескольких масштабах.
Многие задаются вопросом, как такие возникающие целые могут настолько отличаться от простой суммы своих частей. Молекулы белков и ДНК лежат в основе всей известной жизни; считается, что они формируются в соответствии с законами квантовой механики. Известно около 10 миллионов молекул; один из каждого вида может легко поместиться в углу одиночной камеры. Напротив, количество возможных молекул, подчиняющихся законам квантовой механики, больше, чем количество песчинок, которые можно втиснуть в известную Вселенную (даже если мы будем считать только молекулы, содержащие менее 100 атомов).
Почему же тогда возникли живые молекулы ДНК и белка, а не другие молекулы, которых мы не видим? Ответ в значительной степени неизвестен; однако мы знаем, что молекулы ДНК и белков развивались под влиянием определенных условий окружающей среды (изогнутые стрелки). Как только жизнь развилась на клеточном уровне, высшие формы жизни объясняются, по крайней мере частично, дарвиновской эволюцией, которая сильно зависит от условий окружающей среды, действующих в нескольких масштабах, включая квантовые эффекты, ответственные за мутации. Но вопрос о том, как вообще зародилась жизнь ( биогенез ) остается в основном без ответа.
Трудная проблема сознания кажется гораздо более сложной, чем другие виды возникновения, включая возникновение бессознательной жизни. Хотя возникающие свойства обычно непредсказуемы, как только такие свойства обнаруживаются, мы обычно можем создавать правдоподобные повествования, объясняющие, как такие свойства могли возникнуть в результате лежащих в их основе процессов, согласующихся с физическими законами. Как выразился один читатель более раннего поста: «Именно отсутствие такой истории для сознательного опыта делает трудную проблему сложной» (сложность — это не трудная проблема, а «неизвлекаемость», опубликованные комментарии Фрэнка 13.11.2017 ).
Чтобы ответить на этот проницательный вопрос, мы можем больше сосредоточиться на влиянии окружающей среды, представленном изогнутыми стрелками. Считается, что такие влияния подчиняются физическим законам — теории относительности, квантовой механики и термодинамики — все это законы передачи информации. Относительность ограничивает скорость, квантовая механика ограничивает количество, а второй закон термодинамики ограничивает качество.
Здесь мы сосредоточим наше внимание на квантовой механике, физической теории, определяющей поведение очень малых систем — электронов, протонов, атомов и так далее. Квантовые системы управляются информационное поле называется квантовой волновой функцией. Квантовая механика была проверена в многочисленных экспериментах и обеспечивает основу для большей части наших современных технологий. Физики обнаружили глубокий фундаментальный информационный барьер, скрытую реальность , существование которой в настоящее время широко признано, но фактическая природа которой остается предметом постоянных споров.
Эта скрытая реальность была связана с рядом ярлыков — принцип неопределенности, коллапс волновой функции, множество миров, неявный порядок, когерентные истории и многое другое. Хотя истинная природа этой скрытой реальности в настоящее время неизвестна (и, возможно, непознаваема), мало кто сомневается в ее влиянии — не только на наше окружение, но и на само существование Вселенной.
В частности, квантовая механика включает в себя странные представления о природе информации, которые полностью расходятся с нашим «здравым смыслом». Одной из таких особенностей является нелокальность, при которой воздействия могут происходить мгновенно на огромных расстояниях, в отличие от обычной передачи информации, которая ограничена скоростью света.
Это обсуждение снова поднимает вопрос о том, не слишком ли мы недооценили влияние окружающей среды, изображенное изогнутыми стрелками на рисунке; возможно, они играют более важную роль в сознании, чем многие предполагают, поскольку они связаны с неким «ультраинформационным» полем. В этом случае «появление» может указывать на появление функционирующей «мозговой антенны» для взаимодействия с предполагаемым ультраинформационным полем.
В качестве фона для этой идеи отметим, что физики определили несколько полей, не имеющих известной базовой структуры, включая электромагнитные поля и квантовые волновые функции. Электромагнитное поле несет как информацию, так и энергию; волновая функция несет только информацию. Мы знаем о существовании этих полей только по их влиянию на согласующие «антенны».