47. Понятие о мышлении. Шпаргалка по общей психологии
47. Понятие о мышлении. Шпаргалка по общей психологииВикиЧтение
Шпаргалка по общей психологии
Резепов Ильдар Шамильевич
Содержание
47. Понятие о мышлении
Мышление – опосредствованное обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. На чувственной ступени познания внешние воздействия непосредственно приводят к возникновению соответствующих образов в нашем сознании. Отражение объективной действительности на логической ступени познания значительно сложнее. Оно носит не непосредственный, а опосредствованный характер, т. е. совершается с помощью целой системы средств, которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания, представлены как проявления мышления на чувственной ступени познания.
Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как
Мышление обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т. е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления. Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и словом.
Для того чтобы дать определение какому-либо явлению, предмету или событию, обычно недостаточным бывает его одноразовое восприятие. Поэтому оказывается важным накопить какой-то опыт, сохранить в памяти целый ряд подобных представлений. Но и этого недостаточно. Чтобы определить какой-то новый предмет, надо иметь опыт определения других объектов. Имеющиеся в нашей памяти представления, словарный запас, необходимый для формулирования определений, и составляют тот фонд знаний, посредством которых совершается процесс мышления.
Мышление является опосредствованным отражением действительности и потому, что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.
Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер. Такое обобщение является результатом анализа и сравнения отдельных объектов, выделения и абстрагирования того, что в них является общим. Выделяя общее, мы обычно опираемся не только на те объекты, которые воспринимаем в данный момент, но используем и те представления, которые имеются в нашем прошлом опыте. Чем шире, богаче прошлый опыт, тем более широким и глубоким оказывается и обобщение человека.
Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности. Благодаря мышлению человек отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения.
3. Формирование системного подхода в мышлении и психологии
3. Формирование системного подхода в мышлении и психологии Системное мышление уходит корнями в конец XIX века, когда в математике и физике было заявлено сомнение в универсальности механистической картины мира. Теория относительности Альберта Эйнштейна и высказывания
О нашем мышлении
О нашем мышлении Испытываете ли Вы желание нравиться? Когда я задаю этот вопрос человеку, предварительно объяснив ему, что такое желание есть стресс, то в ответ слышу: «Нет-нет, такого желания у меня нет». Когда же я спрашиваю: «Так, значит, Вы не желаете нравиться?» –
Подход к образованию, базирующийся на мышлении
Подход к образованию, базирующийся на мышлении После того как будут освоены базовые навыки, акцент переносится на развитие творческого и логического мышления. Почему эта цель так важна? Что первостепенно: помочь детям освоить творческое и затем логическое мышление или
Теории интеллекта Размышления о мышлении
Теории интеллекта Размышления о мышлении Тема интеллекта – одна из самых противоречивых и неоднозначных в психологии. Ученые до сих пор не пришли к согласию даже относительно общего определения интеллекта. Одни считают, что это отдельная способность; другие
§44. Общее понятие о мышлении
Размышления о мышлении
Размышления о мышлении Существует множество способов концептуально представить процесс мышления. С точки зрения нейропсихолога или биолога, мышление — это активация групп нейронов. Другие специалисты сконцентрировали усилия на изучении способов мышления, а именно: на
Глава 2 Размышления о мышлении
Глава 2 Размышления о мышлении Во многих странах человека, получающего водительские права, спрашивают, не желает ли он стать донором органов.
В наше время донорство органов — один из вопросов, вызывающих бурную реакцию общественности. С одной стороны, это возможностьПоследствия изменений в психоаналитическом мышлении
Последствия изменений в психоаналитическом мышлении Нашей целью было психоаналитическое обучение — такое, которое предотвращало бы невроз. Мы никогда не отказывались от попыток достичь этой цели, какими бы неприятными и сбивающими с толку ни оказывались порою их
Упражнение в холистическом мышлении
Упражнение в холистическом мышлении Во время упражнения не задерживайте дыхания. Сядьте поудобнее. Можно выполнять упражнение также стоя или лежа как вам лучше. Закройте глаза. Глубоко вдохните через нос и выдохните, повернув голову направо, как бы овевая своим дыханием
§ 6.
Стадия III А. Сотрудничество в абстрактном мышлении§ 6. Стадия III А. Сотрудничество в абстрактном мышлении Разговоры только этой стадии представляют настоящий обмен мыслями. Ведь действуя вместе и вместе вызывая воспоминания, как это происходит в разговорах последнего типа, дети, очевидно, думают больше, чем говорят. И
Миф о позитивном мышлении
Миф о позитивном мышлении Я верю во благо позитивного настроя, я его проповедую. Но число мыслей, что приходит каждому из нас в голову, делает безнадежной попытку настроиться исключительно на позитив, так что если вы изо всех сил старались «мыслить позитивно», но не
Об ассоциативном мышлении
Об ассоциативном мышлении Образование ассоциативных связей Ушинский предлагал широко использовать в школьном обучении. Умный учитель именно так и поступает, так же поступают и умные родители.
А сегодня психологи даже объяснили методику запоминания бессмысленного сОпределение мышления в широком и узком смысле
Разнообразие феноменологии мышления требует его разных психологических определений. В попытке описать эту феноменологию в целом, психология использует определение мышления в широком смысле: это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. При решении более специальных исследовательских задач, при изучении конкретных психологических механизмов высших познавательных процессов мышление определяют в узком смысле — как процесс решения задач.
Мышление как процесс решения задач. Определение мышления в узком смысле используется, главным образом, в экспериментальных исследованиях конкретных психологических механизмов познания, при диагностике интеллектуальных способностей и управлении творческим процессом.
Первое из них — различение решения задачи как продукта, т.е. уже найденного решения (англ, solution) и как самого процесса, так сказать, «решения» (англ, solving). Исследование психологических механизмов мыслительной деятельности не может осуществляться лишь при фиксации ее сложившихся продуктов и предполагает, прежде всего, анализ процессов их порождения. Тем самым мышление следует определить как процесс решения задачи.
Второе различение связано с наличием или отсутствием в прошлом опыте субъекта готовых средств решения поставленной задачи. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной, и ее решение фактически сведется к использованию сформированного умственного навыка, к репродукции наличных знаний и умений. Такое мышление называют репродуктивным, не считая его, как правило, мышлением в собственном смысле. Только при отсутствии готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска, создания, конструирования, и этот процесс требует продуктивного, творческого мышления. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения и называется творческой, а мышление следует определить теперь как процесс решения творческих задач.
Третье уточнение относится к понятию цели. Цель может быть точно определена, когда принятие поставленного требования не предполагает у субъекта дополнительных усилий. Однако в других случаях само преобразование объективного требования в субъективную цель становится для субъекта самостоятельной проблемой. Такие ситуации являются эмпирической основой для исследования процессов целеобразования в мыслительной деятельности, а само мышление выступает как процесс не только решения, но и постановки задач.
Наконец, четвертое уточнение связано со спецификой психологического изучения мышления. В отличие от других наук психология рассматривает мышление как процесс решения задачи конкретным индивидом, субъектом. В современной психологии понятие субъекта мышления определяется достаточно широко, что позволяет привлекать к изучению процесса решения задачи личностные черты человека, характеристики его потребностно-мотивационной, эмоциональной сферы, индивидуальные особенности и т. д.
Мышление (Тихомиров) – процесс познавательной деятельности, продукты которого характеризуются обобщенным и опосредованным отражением (мысль, в которой отражаются отличительные существенные признаки предметов и явлений) действительности. Мышление – это процесс, который характеризуется как познавательная деятельность субъекта. Продуктом мыслительной деятельности являются обобщенная и опосредованная действительность. По ним мысли отличаются от образов ощущений, восприятия и др. 2 свойства обобщенного и опосредованного отражения: 1) содержание – совокупность признака, явлений или предметов, отраженных в понятии. 2) объем понятий – совокупность предметов или явлений, которые принадлежат признакам отражённых понятий. Опосредованное отражение – такое знание субъекта об окружающем мире, которое дано ему непосредственно через его органы чувств. Впервые научные исследования мышления начались в Вюрцбургерской школе (Кюльпе, Н.Ах, К.Бюлер, О.Зельц). метод соматической интроспекции – обычное естественное самонаблюдение, которое не предполагает разложение на элементы. В сознании наблюдали содержание, которое отличалось от образов.
Мышление – процесс решения задач. Задача рассматривалась с точки зрения объективной (внешнее наблюдение) и субъективной (если содержащиеся в задаче объективные требования станут субъективно принятой целью). Процесс решения задачи – достижение поставленной цели с помощью определенных средств. Если есть средства, то задача репродуктивная (средства из прошлого опыта). Если средств нет, то задача – поиск средств – продуктивное мышление (творческое).
Мышление (Джеймс) – замещение целого его частями и связанными с ними свойствами и средствами. Условия – заинтересованность субъекта в том, чтобы из конкретных эмпирических факторов вывести свойства или следствия. Вывод свойства из фактов заранее для субъекта неизвестен. Содержание мыслительного процесса заключается в выделении субъектом из фактов такого скрытого свойства, связано со свойствами и приведёт субъекта к решению. Чтобы вычленить существенный атрибут (найденное свойство), субъект должен проявить проницательность. Это является первой характеристикой мышления. Мышление это не только замещение частями целого, но и существенный атрибут связан с искомыми свойствами и следствиями. Эта связь известна из прошлого опыта. Любой мыслительный процесс опирается на предыдущие знания.
Виды мышлений (П.Брейлер): аутистическое мышление (функция – доставить себе удовольствие), реалистическое мышление (функция – познание окружающего мира). Классификация основана на 2-х критериях: реальность представления в мышлении, функция мышления.
Виды мышлений (Б.М.Теплов): практическое (результат реализуется на практике сразу, жёсткие временные рамки, высокое чувство ответственности), теоретическое (необязательно сразу применять, менее жёсткие временные рамки, более низкая степень ответственности). Классификация основана на 3-х критериях: связь результата деятельности с практикой, временные ограничения, степень ответственности за ошибку.
Виды мышлений (Рубинштейн): наглядно-действенное до 2-3-х лет (наглядно, практическими действиями), наглядно-образное с 2-3-х до 6-7 лет (наглядно, образами), словесно-логическое с 7 и к 11-12 годам (словесно, логические законы и правила). Критерии: формы представление субъекту задачи, основные способы решения задачи.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Определение мышления в широком и узком смысле
От 250 руб
Контрольная работа
Определение мышления в широком и узком смысле
От 250 руб
Курсовая работа
Определение мышления в широком и узком смысле
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Мышление и психологический мыслительный процесс – article1000.
com1.0. Цели
- Иметь представление о мыслительном процессе.
- Знать о понятиях и формировании понятий.
- Чтобы понять решение проблем и иметь представление о принятии решений.
Очки ИМП
- Процесс мышления
- Понятия и формирование понятий
- Решение проблем
- Принятие решений.
- Сводка
- Технические условия
- Типовые вопросы
- Справочники
1.1. Мыслительный процесс
Символы, которые мы используем в мышлении, часто представляют собой слова и язык, поэтому мышление и язык тесно связаны. Язык делает доступными сотни тысяч потенциальных символов и дает нам правила их использования. В значительной степени именно наличие языковых символов делает человеческое мышление гораздо более сложным, чем мышление других животных. Хотя язык является мощным инструментом человеческого мышления, например, когда мы говорим с собой внутренне, изображения — еще один важный тип символов, используемых в мышлении.
Люди значительно различаются по степени использования образов в своем мышлении. Некоторые сообщают, что они почти никогда не используют мысленные образы, поэтому они, должно быть, думают словами или вербально; другие сообщают, что большая часть их мышления осуществляется в форме образов. Когда мы используем образы, чтобы думать, они обычно не являются полными картинками в голове. Обычно они неполные. В целом образы — это абстракции неких черт из предыдущего опыта. Неполные абстрактные образы, которые большинство из нас использует в мышлении, кажутся построенными из элементов, хранящихся в долговременной памяти. Конструктивный процесс, связанный с образами, изучался с помощью экспериментов, в которых людей просили формировать образы различных размеров. Например, слон может быть изображен размером с мышь или мышь размером со слона. Такого рода вариации размеров изображений указывают на то, что изображения являются конструкциями.
Многие люди большую часть времени думают, используя словесные символы и правила грамматики для соединения слов во фразы и предложения. Слова, их значения и правила их соединения хранятся в нашей семантической долговременной памяти . Когда мы думаем с помощью языка, мы используем это хранилище информации, чтобы использовать язык как инструмент мышления.
Некоторые теоретики утверждают, что язык может фактически определять наши мысли. Но это 9Гипотеза 0003 лингвистической относительности в последние годы подвергалась нападкам все чаще. Поскольку так много мышления связано с языком, в психологии возникла идея, что мышление на самом деле является своего рода внутренней речью. Люди делают небольшие движения голосовым аппаратом, когда думают. В ходе эксперимента испытуемый был полностью парализован с помощью наркотика. Однако парализующее лекарство не повлияло на работу его мозга. Находясь под воздействием препарата, испытуемому давали решить определенные вербальные задачи; он не мог ответить, потому что мышцы, необходимые для речи, были парализованы. Нет никакого способа убедиться, что он думал, находясь под действием наркотика, но все указывает на то, что он думал, потому что после того, как паралич был снят противодействующим лекарством, он ясно помнил, что произошло, пока он был под действием наркотика, и немедленно дали ответы на задачи.
Глухие дети с низкими речевыми способностями оцениваются в пределах нормы по стандартизированным тестам когнитивных способностей. Такие результаты были истолкованы как указывающие на то, что язык играет небольшую роль или не играет никакой роли в мышлении или когнитивном развитии глухих. Но многих глухих учат языку жестов, и, даже если их явно не учат этому языку, было обнаружено, что глухие дети разовьют свой собственный. Это может указывать на то, что существует врожденная человеческая программа языка, будь то словесный или жестовый.
1.2. Понятия
Понятие относится к общей идее или единице знания, которая является результатом многих опытов. Понятия основаны на обобщениях, и однажды развитые, они играют важную роль в дальнейшем мышлении.
Такие понятия, как жизнь и время, обычно приобретаются медленно, в течение нескольких лет. Более простые понятия усваиваются взрослыми быстро, иногда всего за несколько мгновений. Понятие существует снаружи и приобретается через накопление опыта . Концепция – индивидуальное творение. Из огромного разнообразия возможностей индивидуум в конце концов развивает свои собственные понятия, которые служат его конкретным целям. Существенными процессами являются , абстрагирующие и , обобщающие .
Абстрагирование — это наблюдение существенной характеристики объекта или события. Индивидуумы, впервые сформулировавшие понятие дерева, как бы сильно они ни различались, все же имеют кое-что общее. Точно так же ребенок, приобретая понятие дерева, должен делать аналогичные наблюдения. Первый опыт ребенка с деревом может состоять в том, что он слышит слово «дерево», связанное с магнолией, но позже он может услышать то же слово, относящееся к сосне, объекту совершенно другого вида. Еще позже он слышит, как дуб называют деревом.
После серии таких опытов с различными деревьями ребенок может увидеть иву, которую в его присутствии никогда не называли деревом. Если он обозначает этот предмет как дерево, значит, ребенок заметил нечто общее, что есть у ивы с другими деревьями. Ребенок также должен сопоставить аспекты предыдущего опыта с настоящим опытом и прийти к заключению, что этот объект, в некоторых отношениях похожий на другие, принадлежит к той же категории. Выведение принципа из разнообразного опыта таким образом является обобщением, но адекватное обобщение или понятие не может быть достигнуто без предварительного абстрагирования. Оба процесса вовлечены, хотя часто в циклической форме, где они не могут быть отделены друг от друга.
Уильям Джеймс описал общий принцип формирования понятий как диссоциацию различными сопутствующими факторами. Он подчеркивает необходимость повторных наблюдений. Если необходимо разработать адекватное понятие, то то, что ассоциируется то с одним, то с другим, имеет тенденцию разъединяться с тем и другим и превращаться в предмет абстрактного созерцания. Если концепция треугольности должна развиваться, треугольность должна проявляться в различных конкретных ситуациях, и постепенно, путем последовательных случаев абстрагирования и обобщения, возникает полная концепция. У ребенка складывается адекватное представление о собаке, когда слово собака ассоциируется с белыми существами, черными, яростными, большими и маленькими, и все это собаки.
Лабораторные исследования предложили несколько различных стратегий формирования понятий, наиболее распространенными из которых являются целостный и партикулярный подходы. При целостном подходе испытуемый не избирательен в начале эксперимента; все характеристики раздражителя он рассматривает как часть открываемого понятия. Если ему показать карту, содержащую три зеленых круга и тройную рамку, и сказать, что эта карта иллюстрирует рассматриваемую концепцию, он предполагает, что задействованы все эти аспекты. Если ему показывают вторую карту, иллюстрирующую концепцию, содержащую три красных круга и тройную рамку, он отбрасывает цветовое измерение и предполагает, что все три оставшихся критерия — количество фигур, форма фигур и размер границы — все еще применимы. Он действует медленно, но планомерно.
При партикулярном подходе субъект с самого начала сосредотачивается только на одном или нескольких аспектах, процедура, которая неэффективна, когда понятие состоит из нескольких характеристик. Проблема этого подхода в том, что неверные гипотезы отбрасываются; тем не менее, они могут включать в себя некоторые аспекты концепции. Субъект может заявить, что концепция — это круги, и ему скажут, что он неверен, потому что концепция — это три круга в тройной рамке. С другой стороны, если концепция проста, например, только круги, он получил ее быстрее, чем тот, кто использует холистический метод.
Лабораторные исследования, как правило, связаны с четко определимым, правильным понятием, идентифицируемым по ограниченному числу измерений, которое получается у испытуемого за относительно короткий период. Такие задачи часто называют достижением понятий , в отличие от формирования понятий в повседневной жизни. В нашем повседневном опыте понятия могут иметь много измерений; иногда нет одной концепции, обязательно правильной; и часто требуется значительное время, прежде чем понятие сформируется. В некотором смысле понятия представляют собой конденсацию прошлого опыта. Они объединяют в единое представление то, что человек узнал о свойствах многих различных вещей.
Понятия — важные инструменты мышления. Они помогают нам систематизировать и унифицировать наши представления о вещах, классифицируя их. Во-первых, концепция мысленно объединяет всех индивидуумов одного класса. Низшие понятия покупаются под высшие понятия, а те опять под еще более высокие понятия. Концепция лежит в основе классификации. Он систематизирует наши знания. Во-вторых, понятия экономят мысль. Они освобождают ум от бремени запоминания сбивающего с толку разнообразия объектов опыта, заменяя их умеренным и управляемым количеством понятий. В-третьих, понятия распространяют мысль на прошлое, настоящее и будущее. Это мысли общих элементов всех индивидуумов, принадлежащих к разным классам во все времена и во всех местах. Наконец, понятия необходимы для рассуждений. Рассуждение состоит в переходе от данных суждений к заключающемуся в них новому суждению. А суждения состоят из понятий и идей. Более того, никакое рассуждение невозможно без понятия, которое служит средним термином.
1.3. Решение проблем
Некоторые проблемы решаются путем понимания. Проницательность относится к внезапному осознанию нового решения новой проблемы. Одним из загадочных аспектов инсайта является его непредсказуемость. Люди не могут сказать, когда и даже произойдет ли озарение. Инсайт, по-видимому, включает как минимум три отдельных навыка решения проблем. Навык выборочного кодирования используется, когда мы пытаемся решить новую проблему и когда нас часто переполняют большие объемы бесполезной информации. Понимание возникает, когда мы определяем, какая информация актуальна для дальнейшего рассмотрения. Мастерство 9Избирательная комбинация 0003 используется, когда нам нужно решить проблему, и у нас часто есть все части решения, но мы не знаем, как их собрать. Озарение возникает, когда мы обнаруживаем новый способ объединения элементов решения. Навык выборочного сравнения используется, когда мы решаем проблему, и мы часто используем модель решения, с которой сталкивались в прошлом. Озарение происходит, когда мы обнаруживаем, что более новое сравнение приводит к непредвиденным последствиям.
При творческом решении проблем сначала ставится цель. Затем собирается потенциально важная информация, иногда преднамеренно, иногда случайно. Эта подготовка завершена, и может наступить период кажущегося бездействия — инкубация . Инкубация может включать в себя бессознательную умственную деятельность, или это может быть просто период ожидания, пока не встанет на место какое-то важное недостающее звено. Момент озарения часто включает в себя знакомые элементы, которые объединяются по-новому. Последний шаг, проверка говорит, действительно ли новая комбинация полезна.
Хотя когнитивные подходы к решению проблем предполагают, что мышление развивается в довольно рациональном, логическом направлении, когда человек сталкивается с проблемой и рассматривает различные решения, ряд факторов препятствует выработке творческих, подходящих и точных решений.
Функциональная неподвижность — это склонность думать об объекте только с точки зрения его типичного использования. Например, функциональная неподвижность, вероятно, заставляет вас думать о книге, которую вы держите в руках, как о чем-то, что нужно читать, а не как о дверном доводчике или как о разжигании огня. Функциональная фиксированность является примером более широкого феномена, известного как ментальная установка , тенденция к сохранению старых моделей решения проблем. Ментальная установка также может влиять на восприятие. Это может помешать вам увидеть выход за пределы очевидных ограничений проблемы.
В систематической ошибке подтверждения предпочтение отдается первоначальным гипотезам, а противоречивая информация, поддерживающая альтернативные гипотезы или решения, игнорируется. Даже когда мы находим доказательства, противоречащие выбранному нами решению, мы склонны придерживаться нашей первоначальной гипотезы. Существует несколько причин предвзятости подтверждения. Во-первых, требуется когнитивное усилие, чтобы переосмыслить проблему, которая кажется уже решенной, поэтому мы склонны придерживаться нашего первого решения. Другой заключается в том, что доказательства, противоречащие первоначальному решению, могут представлять некоторую угрозу для нашей самооценки, заставляя нас придерживаться решений, которые мы придумали первыми.
1.4. Принятие решений
Как только вы диагностируете проблему или проанализируете ситуацию, следующим шагом обычно будет что-то с ней делать. Этот шаг требует принятия решения о порядке действий. Тем не менее, решения часто гораздо сложнее. Даже правильное решение иногда приводит к неправильному результату, потому что мир неясен; шанс изменчив. Решения, принимаемые, когда результат неясен, называются рискованными решениями или решениями в условиях неопределенности. Помимо случайностей, психологи обнаружили множество других причин, по которым человеческие решения могут привести к неудовлетворительным результатам.
Предположим, у вас есть выбор между (1) курсом, который читает превосходный профессор в удобное время, но не засчитывается в вашу специальность, или (2) курсом, который требуется для вашей специальности, но читает посредственный инструктор в неудобное время. Каждый вариант имеет как положительные, так и отрицательные черты, или атрибуты, что значительно усложняет принятие решений. Это пример многоатрибутного принятия решения .
Многоатрибутные решения могут быть трудными отчасти потому, что ограниченная емкость кратковременной памяти не позволяет людям легко помнить, комбинировать и сравнивать все атрибуты всех вариантов. Вместо этого люди склонны сосредотачиваться на одном атрибуте, который для них наиболее важен. Если для вас важнее всего учиться на стимулирующих лекциях, вы можете выбрать курс с лучшим преподавателем, не уделяя особого внимания требованиям учебной программы. Часто многоатрибутные решения также осложняются трудностями взвешивания вариантов и оценки вероятностей исходов.
В большинстве важных решений атрибуты опций не могут быть измерены объективно. Психологи используют термин полезность для описания субъективной, личной ценности каждого атрибута. Многоатрибутные решения достаточно сложны, когда вы много знаете о последствиях, связанных с каждым вариантом, но часто решения приходится принимать в условиях неопределенности. Неопределенность вносит новые трудности в процесс принятия решений: чтобы принять правильное решение, следует учитывать не только атрибуты вариантов, но также вероятности и риски их возможных исходов.
Предполагается, что лучшим решением является то, которое максимизирует ожидаемую ценность или общую сумму выгоды, которую вы могли бы ожидать, если бы решение повторялось несколько раз. На самом деле люди не всегда ведут себя так, чтобы максимизировать свои ожидаемые ценности. Во-первых, положительные полезности не являются зеркальным отображением отрицательных полезностей. Вместо этого люди чувствуют себя хуже, потеряв определенную сумму, чем хорошо, получив ту же сумму. Кроме того, большие потери считаются непропорционально более серьезными, чем небольшие потери. Также оказывается, что полезность конкретного прироста зависит не от абсолютного увеличения стоимости, а от исходной точки.
Предубеждения в восприятии вероятности также являются источником неоптимальных решений. Два таких уклона особенно интересны. Во-первых, это склонность переоценивать редкие вероятности и недооценивать очень частые. Эта предвзятость не только помогает объяснить, почему люди покупают страховку, но и почему они играют в азартные игры и участвуют в лотереях, даже если шансы против них, а решение сделать это имеет отрицательное математическое ожидание. Предубеждение, связанное с вероятностью, называется ошибкой игроков 9.0004 . Люди верят, что события в случайном процессе исправятся сами собой. Это убеждение ложно. Еще одним фактором, лежащим в основе недостатков человеческого процесса принятия решений, является склонность людей к нереалистичной уверенности в точности своих прогнозов.
1.5. Резюме
Мышление и язык тесно связаны, и люди заметно различаются по степени использования образов в своем мышлении.
Понятие относится к общей идее или единице знания, которая является результатом многих опытов.
Понятия основаны на обобщениях и играют важную роль в дальнейшем мышлении. Некоторые проблемы решаются через озарение.
Креативное мышление — еще один метод решения проблем.
Что такое когнитивная психология? Примеры, определение и преимущества
Психология изучает разум. Проще говоря, слово «когнитивный» относится к мышлению. Итак, что же делает когнитивную психологию уникальной областью? Чтобы лучше понять, вам могут понадобиться некоторые примеры того, что изучают когнитивные психологи, а также полное определение и краткое изложение некоторых из его преимуществ.
Когнитивная психология – определение
Определение когнитивной психологии обманчиво простое. Когнитивная психология определяется как раздел психологии, посвященный изучению психических процессов. Однако, что может быть не так просто понять, так это то, сколько существует различных типов психических процессов и как люди используют их своими уникальными способами, чтобы делать выводы и принимать решения. Таким образом, когнитивная психология охватывает очень широкий круг предметов.
Когнитивная психология – примеры
Есть вопросы о когнитивной психологии?
На них может ответить лицензированный терапевт — пообщайтесь с профессионалом.
Когнитивные психологи изучают психические процессы человека. Итак, что же это за психические процессы? К ним относятся:
- Мышление
- Рассуждение
- Суждение
- Внимание
- Ментальные образы
- Язык
- Распознавание чисел
- Memory
- Perception
- Creativity
- Forming concepts
- Making decisions
- Solving problems
- Making choices
- Meta-cognition (thinking about your thinking)
An important thing to remember about cognitive psychology is that it речь идет не только о ваших мыслях, но и о том, как эти мысли влияют на ваше поведение. Когниции, или мыслительные процессы, — это то, что происходит с вами между восприятием чего-то вашими чувствами и внешним поведением в ответ. Или они могут происходить без сенсорного стимула.
Примером сенсорных стимулов, приводящих к поведению посредством мыслительного процесса, может быть ситуация, когда вы выходите на улицу зимним днем и чувствуете холодный ветер на своем лице. Ты возвращаешься внутрь и надеваешь шарф. Между ощущением холода и поведением, надевающим шарф, проходит мыслительный процесс. Может быть, вы думаете, что вам будет удобнее, если вы немного завернетесь. Какой бы ни была эта мысль, вы позволяете ей изменить ваше поведение.
Примеры метапознания
Когнитивная психология основана на размышлениях о мыслях людей и о том, как они влияют на поведение. Итак, это форма метапознания, или размышления о мышлении. Есть несколько других интересных примеров метапознания, которые очаровывали людей на протяжении всей истории.
- Если вы чувствуете, что повторяете опыт, у вас возникает чувство дежавю.
- Если у вас есть мысль, которую вы считаете уникальной, и обнаруживаете, что это воспоминание о чем-то прочитанном, услышанном или увиденном, у вас криптомнезия. Если вы запишете это, вы можете неосознанно заняться плагиатом.
- Если вы слышите утверждение, и каждый раз, когда вы слышите его снова, оно кажется более разумным, вы испытываете эффект достоверности.
История когнитивной психологии
На протяжении тысячелетий люди думали о том, как мысли влияют на поведение. В сочинениях древних греков много дискуссий о мышлении. Как область психологии, когнитивная психология является гораздо более современной отраслью изучения.
В 1800-х годах Поль Брока открыл область мозга, отвечающую за формирование речи, а Карл Вернике открыл область мозга, отвечающую за понимание речи. С этим введением мысли в научную сферу когнитивная психология приобрела смысл как новая форма научного исследования.
С 1920-х по 1950-е годы бихевиоризм был преобладающей теорией психологии. Однако несколько факторов сделали изучение мысли все более важным. Во-первых, солдат необходимо было обучить использованию новых военных технологий, появившихся после Второй мировой войны. Затем появилась компьютерная наука со сравнением между человеческим мышлением и функциями компьютера.
Наконец, когда Ноам Хомский подверг критике бихевиоризм, он предложил когнитивную психологию как лучший подход к изучению разума. Аарон Бек, которого сейчас считают отцом когнитивной психологии, много писал об этом направлении исследований. Оттуда эта область выросла, и целые исследовательские центры занимались исследованиями когнитивной психологии.
Применение когнитивной психологии
Когнитивная психология применяется ко многим другим аспектам психологии. Многие психологи, которые не называют себя когнитивными психологами, используют когнитивные подходы к широкому кругу психологических проблем. Вот несколько примеров.
Депрессия
Антидепрессанты обычно используются для улучшения настроения у людей с депрессией. Тем не менее, большинство психиатров предлагают своим пациентам также консультироваться вместе с лекарствами. Почему? Причина в том, что им необходимо развивать позитивные модели мышления и поведения. В противном случае, когда они перестанут принимать антидепрессанты, они вернутся в свое депрессивное состояние. Чтобы избежать этого, им нужно изменить то, как они думают и реагируют на депрессивные чувства.
Агрессивное и антисоциальное поведение
Когнитивная психология разработала несколько различных моделей обработки социальной информации. Это модели того, как люди думают и ведут себя в ответ на других. Как оказалось, дети, которые развивают способность хорошо обрабатывать социальную информацию, становятся взрослыми, которые ведут себя более социально приемлемым образом. Кеннет Додж выделил пять шагов в процессе оценки и интерпретации поведения других людей. В том числе:
- Кодирование социальных сигналов
- Интерпретация социальных сигналов
- Поиск ответа
- Оценка ответов
- Выполнение ответа поведение. Эти концепции можно использовать, чтобы помочь людям обуздать свое агрессивное поведение, поскольку они учатся не торопиться и обдумывать каждый шаг по мере того, как к нему приходят.
Образование
Жан Пиаже был известным психологом, который изучал и писал о познании с точки зрения развития. Его этапы когнитивного развития описывают то, как мыслительные процессы людей меняются на протяжении всей их жизни.
Четыре стадии когнитивного развития Пиаже широко использовались учителями, чтобы помочь своим ученикам прогрессировать со скоростью, соответствующей их уровню когнитивного развития. Теория Пиаже основывалась на биологической готовности к каждому этапу, и учителя должны учитывать эту готовность при организации обучения для своих учеников.
Когнитивная психология повлияла на образование и другими способами. Например, идея метапознания используется, чтобы помочь учащимся оценить свое обучение и разработать лучшие стратегии обучения. Когнитивная психология также проводит различие между декларативным знанием и процедурным знанием. Другими словами, первый шаг — это узнать, как думать о том, чтобы что-то сделать, а второй шаг — развить навыки, необходимые для этого.
Кроме того, когнитивные исследования показали, как знания организованы в мозгу. Зная, как естественно организованы знания, учителя могут предоставить полезную основу для информации, которую они дают своим ученикам. И по мере того, как учащиеся изучают когнитивные стратегии для постановки целей и оценки своих учебных привычек, их обучение улучшается.
Использование когнитивных стратегий в обучении
Независимо от того, являетесь ли вы студентом колледжа или просто взрослым, которому нравится учиться, использование правильных когнитивных стратегий поможет вам лучше понимать и запоминать информацию. Эти стратегии помогут вам понять материал более эффективно и улучшить вашу память о нем. Некоторые из когнитивных стратегий, которые вы можете использовать, включают подведение итогов или аннотирование прочитанного, прогнозирование результатов и размышление над тем, что вы узнали.
Преимущества
Преимущества когнитивной психологии легко понять. Когнитивная психология может помочь вам:
- Лучше понять себя и других.
- Учитесь более эффективно.
- Сделать лучший жизненный выбор.
- Изменение нежелательного поведения.
- Уменьшение проблем с настроением.
- Понимайте прошлые травмы по-другому.
- Вспомните прошлый опыт и сравните его с текущей жизнью.
Когнитивная терапия
Есть вопросы о когнитивной психологии?
На них может ответить лицензированный терапевт — пообщайтесь с профессионалом.
Когнитивная терапия была разработана в 1960-х годах Аароном Беком. Когнитивная терапия основана на когнитивной психологии. КТ похожа на когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), и иногда эти термины используются взаимозаменяемо. Тем не менее, есть некоторые различия, начиная с того факта, что когнитивно-поведенческая терапия является частью многих различных видов терапии, в то время как КТ является лишь одним из видов терапии.
В когнитивной терапии пациент и терапевт работают вместе, чтобы нацелить мысли, эмоции, поведение и физические реакции. Цель состоит в том, чтобы внести изменения в психические процессы здесь и сейчас. Когниции раскрываются и исследуются. Затем вы бросаете вызов этим познаниям и решаете, хотите ли вы сохранить их или заменить их другими, более реалистичными и позитивными познаниями.
Когнитивная терапия используется особым образом при различных типах расстройств. И, в отличие от когнитивно-поведенческой терапии, когнитивная терапия фокусируется на психических процессах, лежащих в основе поведения, а не на самом поведении. Когнитивные терапевты предполагают, что если когниции, ведущие к поведению, могут быть изменены, поведение изменится легче.
Тем не менее, когнитивная терапия решает, что делать с нежелательным поведением. Основная идея заключается в том, что если вы думаете по-другому, вы, скорее всего, и ответите по-другому. Таким образом, мыслительное поведение является целевым. Вы приходите к пониманию, что вы не только выбираете свое поведение, но также выбираете мысли, которые ведут к этому поведению.
Когнитивный терапевт может помочь вам с проблемами психического здоровья, такими как депрессия, тревога и управление гневом. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, что с вами происходит, вы концентрируетесь на том, как вы можете думать иначе, чтобы получить другой результат. Когда вы берете на себя ответственность за свои мысли, вы также можете изменить то, как вы реагируете на свои чувства. Например, если вы думаете о том, как вы можете преодолеть депрессию, а не о том, как плохо вы себя чувствуете, вы можете внести позитивные изменения, например, позаботиться о своем физическом здоровье, которые уменьшат вашу депрессию.
С появлением усовершенствованных телекоммуникационных технологий когнитивная психология и когнитивно-поведенческая терапия становятся более доступными, чем когда-либо. Более того, в подавляющем большинстве случаев было показано, что они дают те же результаты, что и личные варианты.