Понятие внутриличностного конфликта и его особенности: Внутриличностный конфликт

Содержание

3.1. Понятие внутриличностного конфликта. Конфликтология

3.1. Понятие внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т. е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.

Внутриличностный конфликт по утверждению З. Фрейда, может быть не только осознанным, но и неосознанным, что не делает его менее значимым.

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека это конфликт, и, прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого индивиду никуда не деться.

Личностные элементы конфликта

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы все это и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри коллектива.

Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать:

? основные психологические доминанты поведения;

? черты характера и типы личностей;

? установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;

? неадекватные оценки и восприятия;

? манеры поведения;

? этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.

Основные психологические доминанты поведения

Важнейшую роль среди личностных факторов конфликта играют основные психологические доминанты поведения личности: ценностные ориентации; цели; мотивы; интересы; потребности.

Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого. Рассмотрим их более подробно.

Ценностные ориентации людей как субъектов конфликта формируются в процессе социализации личности и выражаются в тех моральных, идеологических, политических и других принципах, на основе которых субъект противоборства оценивает характер конфликта и строит свое поведение в этой ситуации. На базе ценностных ориентации происходят вычленение и дифференциация объектов конфликта по их значимости, решается вопрос о том, следует ли вообще участвовать в конфликте. Например, по поводу одного и того же предмета линия поведения религиозного и не религиозного человека может быть совершенно различной. Там, где один будет стремиться избежать конфликта, руководствуясь принципами «не убий» и «возлюби ближнего», другой, напротив, может демонстрировать агрессивное поведение, руководствуясь принципом «око за око», «кто не с нами, тот против нас» и т.

 д. Ценностные ориентации обнаруживаются, прежде всего, в целях участников конфликта.

Цель это осознанный образ предвосхищаемого результата. на достижение которого направлено действие человека. Применительно к конфликту цель его субъектов это представление той конечной ситуации, которая возникнет в результате разрешения противоборства и к достижению которой стремятся его участники. Именно этот полезный для участников конфликта результат и определяет направленность их поведения. Образ предвосхищаемого позитивного результата конфликта приобретет побудительную силу и таким образом становится целью, начинает направлять действия субъектов противоборства. Но это происходит тогда, когда осуществляется связь цели с мотивом поведения.

Мотив побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей личности. Применительно к конфликту мотив это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий субъектов конфликта– Такой основой вступления в конфликт в конечном счете выступает необходимость реализации его субъектами своих интересов.

Интересы участников конфликта это осознание ими объекта конфликта как своей потребности. Отсюда повышенное внимание именно к данному объекту конфликта, а не к другому. Именно противоречие интересов рождает конфликт. Если объект не представляет никакого интереса, конфликт из-за него не возникает. Это объясняется тем, что основой интереса является потребность.

Потребность. С точки зрения психологии потребность субъектов конфликта это такое их состояние, которое выражается в том, что объект конфликта выступает как нужда, острая необходимость для их существования– Поэтому она является самым глубинным источником активности субъектов и толкает их на конфликтные действия. Потребность, таким образом, является тем состоянием личности, которое регулирует ее поведение, в том числе и конфликтное поведение. Но при этом эта регуляция осуществляется во взаимосвязи с интересами, мотивами, целями и ценностными ориентациями личности.

Черты характера и типы личностей

Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые характеристики.

Это индивидуальные психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в особенностях темперамента, самооценке, в способе реагирования на слова и поступки людей. В этой связи выделяют, прежде всего, две основные психологические оси личности: экстраверсия, с присущей эмоциональной неустойчивостью и интроверсия, с присущей эмоциональной стабильностью.

В зависимости от доминирования той или иной характеристики выделяют следующие типы личностей:

? экстраверты это люди с присущей эмоциональной неустойчивостью. Они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Для них характерны раскованность поведения, веселость, вспыльчивость. Они характеризуются постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам, а поэтому требуют постоянной стимуляции, «подпитки» от внешней среды.

? интроверты этим людям присуща эмоциональная стабильность.

Им свойственны эмоциональная уравновешенность, негибкость характера, неспособность глубоко сочувствовать переживаниям других людей. Стимулы для жизненной активности они черпают изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, мало общительны, медлительны, серьезны, любят порядок, дружат с немногими, но преданно.

Крайние проявления названных качеств у личности очень редки. Каждый обычно занимает позицию в диапазоне ближе к тому или иному плюсу. Но в зависимости от того, в какой степени эти качества присутствуют в человеке, выделяют четыре основных типа характера личности: меланхолик; холерик; сангвиник; флегматик.

Меланхолик человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики: замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми меланхолика настораживает новая обстановка и новые люди. Поэтому он часто уходит в себя, уединяется. Мимика его часто невыразительна, поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают.

Холерик сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Холерик увлеченно берется за новые дела, но сил у него хватает ненадолго. Ему свойственны спады и подъемы настроения. В общении холерики часто вспыльчивы и нетерпеливы.

Сангвиник в большей степени сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности. Ему присущи такие черты, как общительность, открытость, доступность, разговорчивость, инициативность, активность, работоспособность, оптимистичность, В общении с другими сангвиники несколько поверхностны в восприятии людей и явлений.

Флегматик сочетает в большей степени свойства интроверта и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими чертами: старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миролюбием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям.

Следует отметить, что «плохих» и «хороших» индивидуальных характеристик не бывает. Наши недостатки продолжение наших достоинств. Однако важно отметить, что все названные личностные качества человека играют существенную роль в возникновении и развитии конфликта.

Акцентуация характера

Особо важный личностный элемент конфликта чрезмерная выраженность отдельных черт характера индивида. Для их обозначения К. Леонгард ввел понятие акцентуация характера, то есть определенное направление характера. Акцентуированные личности испытывают дополнительные трудности во взаимодействиях с другими. А отдельные чрезмерно выраженные черты характера прямо носят конфликтную направленность.

Выделенные К. Леонгардом типы акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожнобоязливый, циклотимический, эмотивный, аффективно-экзальтированный).

Рассмотрим некоторые типы характера акцентуированных личностей:

? демонстративный тип высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к демонстративности поведения, живости, подвижности, легкости;

? педантичный тип высокие оценки свидетельствуют о ригидности, инертности психических процессов, медлительность, длительном переживании травмирующих событий.

В конфликты вступает редко, но сильно реагируют на любые нарушения порядка. На работе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований;

? застревающий тип основная черта этого типа склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим упорством в достижении своих целей.

Рассмотрим некоторые типы темперамента акцентуированных личностей:

? гипертимический тип высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, но вместе с тем с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество;

? дистимический тип характеризуется серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленностью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чувством справедливости;

? тревожно-боязливый тип основная черта склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью;

? экзальтированный (аффективно-экзальтированный тип) лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая контактность, словоохотливость, они часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта;

? эмотивный тип это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью;

? циклотимический тип характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, говорливость; печальные подавленность, замедленность реакций и мышления; также часто меняется их манера общения с окружающими людьми [4].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Совет 45 Понятие об эволюции

Совет 45 Понятие об эволюции Солнечная система – наш общий дом Эволюция – понятие непростое, нешуточное. Это одна из форм движения: непрерывные, постепенные перемены, приводящие к качественным сдвигам в развитии личности, общества или всей природы.Ну мыслимо ли

2.1. Понятие конфликта

2.1. Понятие конфликта Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.Другой подход

2.2. Структура конфликта

2.2. Структура конфликта Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:1) объект конфликта,2) участники

2.4. Динамика конфликта

2.4. Динамика конфликта Каждый конфликт имеет начало и конец, т. е. временные и пространственные рамки (границы). Начало конфликта – перерастание конфликта из возможности к действительности. Окончание конфликта – прекращение враждебных действий, независимо от

2.5. Функции конфликта

2.5. Функции конфликта Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития.

3.3. Причины и последствия внутриличностного конфликта

3. 3. Причины и последствия внутриличностного конфликта Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях

Лабораторно-практическое занятие 3 Тема: «Структура конфликта»

Лабораторно-практическое занятие 3 Тема: «Структура конфликта» Задание 1. В предложенной ситуации выдайте и проанализируйте следующие элементы и факторы конфликта:? конфликтную ситуацию;? объект конфликта;? предмет конфликта;? участников конфликта;? ранг оппонентов;?

Лабораторно-практическое занятие 4 Тема: «Сущность конфликта и его причины»

Лабораторно-практическое занятие 4 Тема: «Сущность конфликта и его причины» «Деловая игра «Жалоба»Цель игры. Развития у студентов умения анализировать конфликт на основе усвоения ими основных конфликтологических понятий; формирования навыков применения простейших

Лабораторно-практическое занятие 5 Тема: «Функции конфликта»

Лабораторно-практическое занятие 5 Тема: «Функции конфликта» 1.  Приведите примеры деструктивных и конструктивных функций конфликта.2. Проанализируйте функции конфликта, сформулированные Л. Козером. Выразите свое отношение к ним с точек зрения их содержания, полноты и

Лабораторно-практическое занятие 6 Тема: «Динамика конфликта»

Лабораторно-практическое занятие 6 Тема: «Динамика конфликта» Задание 1. Объясните основные периоды и этапы динамики конфликта, представленные на рисунке. Приведите примеры к каждому из них.Основные периоды и этапы динамики конфликтаЗадание 2. Проанализируйте

1.1. Понятие об антропогенезе

1.1. Понятие об антропогенезе Этап эволюционных процессов происхождения и формирования человека обычно обозначают понятием «антропогенез». Антропогенетические знания представляют собой разнородную совокупность сведений о первобытном человеке.Уже в глубокой

2.

1. Понятие о человеке как индивиде

2.1. Понятие о человеке как индивиде Человек в качестве индивида предстает в своих природных, биологических особенностях как человеческий организм. В основе понятия индивида, по Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности человека, наличия свойственных ему

3.1. Понятие о человеке как субъекте

3.1. Понятие о человеке как субъекте Другая проекция человека – это его существование как субъекта. Б. Г. Ананьев указывал на такие субъективные проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Человек как субъект

4.1. Понятие о личности

4.1. Понятие о личности Сегодня в науке слово «личность» означает особое качество или характеристику человека (индивида). Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.  е. взаимосвязей с другими людьми. Следовательно, понятие личности

4.3. Понятие человеческой индивидуальности

4.3. Понятие человеческой индивидуальности Особая и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях

Авторизация

Размер:

AAA

Цвет: C C C

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

Сведения об образовательной организации Контакты Старая версия сайта Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих

Южно-Уральский государственный медицинский университет

  • Университет
    • События
    • Новости
    • ЮУГМУ сегодня
    • Историческая справка
    • Руководство
    • Выборы ректора
    • Лицензия, аккредитация и сертификаты
    • Организационная структура
    • Противодействие коррупции
    • Первичная профсоюзная организация ЮУГМУ Профсоюза работников здравоохранения РФ
  • Абитуриенту
    • Новости для абитуриентов
    • Центр довузовской подготовки
    • Поступающим на специалитет
    • Поступающим в ординатуру
    • Поступающим в аспирантуру
    • Поступающим в медицинский колледж
    • Документы на право ведения образовательной деятельности
    • Положения о приемной, экзаменационной и апелляционной комиссиях
    • Информация об общежитиях
    • Часто задаваемые вопросы
    • Результаты приема студентов
    • Информация для инвалидов
  • Обучающемуся
    • Факультеты
    • Кафедры
    • Медицинский колледж
    • Ординатура
    • Аспирантура
    • Научная библиотека
    • Образовательный портал
    • Расписания
    • Совет обучающихся ЮУГМУ
    • Этический кодекс студентов медицинских вузов
    • Совет студентов Минздрава России
    • О допуске студентов к работе в медицинских организациях
    • Иностранным обучающимся
    • Медицинское обслуживание
    • Информация об общежитиях
    • Стипендиальное обеспечение
    • Порядок перехода обучающихся с платного на бесплатное обучение
    • Часто задаваемые вопросы
    • Анкетирование
    • Студенческие отряды
    • Противодействие терроризму и экстремизму
  • Специалисту
    • Институт дополнительного профессионального образования
    • Аккредитация специалистов
  • Пациенту
    • Клиника ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России
    • Профилактика новой коронавирусной инфекции, гриппа, ОРВИ, вакцинация
    • ЗОЖ
  • Научная работа
    • Управление по научной и инновационной работе
    • Экспериментально-биологическая клиника (виварий)
    • Отдел международных связей
    • НИИ иммунологии
    • Центральная научно-исследовательская лаборатория
    • НОЦ «Проблемы фундаментальной медицины»
    • НОЦ «Клиническая фармакология»
    • Конференции и другие мероприятия
    • Диссертационные советы
    • Журнал «Непрерывное медицинское образование и наука»
    • Студенческое научное общество
    • Совет молодых ученых и специалистов

Причины внутриличностных конфликтов и примеры

Что такое внутриличностный конфликт?

Внутриличностный конфликт — это внутренний конфликт, который состоит в той или иной форме конфликта целей или когнитивного конфликта внутри индивидуума. Это включает в себя два конкурирующих желания или цели, но в этом случае желания или цели конкурируют внутри одного и того же человека.

Конфликт целей существует для людей, когда их поведение приводит к результатам, которые являются взаимоисключающими или имеют совместимые элементы (как положительные, так и отрицательные результаты).

Примером внутриличностного конфликта является ситуация, когда человек должен принять важное личное решение относительно своих рабочих обстоятельств и взаимодействует с самим собой, чтобы выбрать наиболее подходящее действие.

Внутриличностные конфликты принимают одну из нескольких форм:

  • сближение-сближение,
  • сближение-уклонение и
  • уклонение-уклонение.

Оставшуюся часть этой статьи мы потратим на рассмотрение основных функций каждой из них, одну за другой.

1. Конфликт подходов

Подход-подход — это конфликт, в котором человека привлекают две желаемые цели, обе из которых имеют положительные результаты, но не могут преследовать обе. В этой ситуации человек может выбрать только один.

В качестве простого примера представьте, что вы выбираете блюдо из меню десертов и разрываетесь между шоколадным мороженым и клубничным чизкейком.

Вы хотите только один десерт, но вас в равной степени привлекают все эти продукты. Следовательно, у вас возникает конфликт подход-подход, в котором вы должны выбирать между двумя привлекательными целями.

2. Конфликт приближения-избегания

Конфликт приближения-избегания — это ситуация, в которой человека одновременно привлекает и отталкивает одна и та же цель. В такого рода конфликтах человек должен решить, делать ли что-то, что имело бы как положительные, так и отрицательные результаты, например, ему предложили хорошую работу в плохом месте.

Взглянув также на предыдущий пример, вы можете столкнуться с конфликтом приближения-избегания, если вы сидите на диете, но хотите десерта. Представьте, что вы очень хотите мороженого с шоколадным брауни, но ваша диета не позволяет десерты. Вас привлекает десерт, но отталкивает идея саботировать свою диету.

3. Конфликт избегания-избегания

Конфликт избегания-избегания — это ситуация дилеммы, в которой человек сталкивается с двумя одинаково нежелательными альтернативами, и обе они приводят к негативным последствиям.

Чтобы проиллюстрировать этот тип конфликта, давайте немного изменим наш пример с десертом. Представьте, что вас пригласили на ужин к начальнику. После ужина подают чизкейк с клубникой, но вы на диете и пытаетесь достичь своей цели — отказаться от десертов.

В этой ситуации вам придется выбирать между двумя нежелательными альтернативами. Вы можете отказаться от десерта, который может быть воспринят вашим начальником как грубость, или вы можете съесть десерт и нарушить диету.

Конечно, внутриличностные конфликты часто не так просты, как любой из только что описанных примеров. Каждый день мы сталкиваемся с многочисленными конфликтами подхода или избегания, мы часто колеблемся между альтернативами, и нам может быть трудно сделать выбор и совершить его.

На самом деле, любой конкретный конфликт может усложняться, развиваясь на нескольких уровнях. Например, если вы знаете, что коллега ведет себя неэтично, у вас может возникнуть межличностный конфликт с этим коллегой и внутриличностный конфликт, когда вы обдумываете альтернативные действия.

Цитаты

Что такое внутриличностный конфликт? Характеристики и основные причины

Внутриличностный конфликт определяется как внутренний кризис, возникающий в сознании человека, как правило, вызванный фрустрацией и приводящий к депрессии, неуверенности, отказу от целей и неспособности правильно социализироваться.

Внутриличностный конфликт представляет собой антагонизм внутриличностного интеллекта. Эта теория соответствует моделям, разработанным в 1983 году Говардом Гарднером в исследованиях множественного интеллекта.

Что вызывает внутриличностный конфликт?

Обычно внутриличностные конфликты вызваны столкновением между тем, чего хочет человек, и реальностью.

Когда человек страдает от правильного эмоционального интеллекта, человек не может познать себя, поэтому он не может правильно интерпретировать неудачи или неудачи в своей аффективной или профессиональной жизни.

Без надлежащего самоанализа не может быть самооценки, а без этой ясности в отношении личной ценности принятие решений порождает огромные сомнения и парализует человека. Эти решения могут быть от самых простых до самых важных.

Субъект, переживающий внутриличностный конфликт, обычно подает некоторые из следующих сигналов:

— Ваша самооценка очень низкая.

— Не может провести самоанализ, чтобы исправить поведение и действия, которые не благоприятствуют ему.

— Не может успокоиться в стрессовых ситуациях.

— Вы не осознаете собственных ограничений.

— Он не может ориентироваться в настоящем, здесь и сейчас.

— Вы не можете понять себя и других, и поэтому вам трудно работать с другими людьми.

Внутриличностный конфликт в современном обществе

Эта патология умножается в современных обществах из-за разнообразия и сложности социальных взаимодействий. Некоторые распространенные примеры:

Внутренние противоречия по женским и мужским ролям

В результате роста ЛГБТ-сообществ детей теперь перераспределяют с раннего возраста, что может привести к путанице и противоречиям.

Люди разных национальностей в окружающей среде

Многие перемещенные лица или мигранты не осознают свои новые реалии и не могут найти себя в настоящем.

Неспособность придавать значения религиозным предписаниям

Это яркий пример гомосексуальных сообществ и их роли в религиозных практиках.

Преобладание насильственных контекстов

Дети и подростки, которые страдают издевательств , видят, как пагубна их самооценка, и часто не обладают внутриличностным интеллектом, чтобы понять и отличить свою внутреннюю ценность от внешней атаки.

Лучшая рекомендация для тех, кто столкнулся с этими чувствами, — обратиться к специалисту. Под руководством хорошего специалиста эти ментальные битвы можно легко искоренить, не приводя к депрессиям или другим тяжелым патологиям.

Ссылки
  1. Lauterbach, W. (s.f) Внутриличностный конфликт, жизненный стресс и эмоции. Франкфурт: Университет Дж. М. Гёте. Получено 15 октября 2017 г. с сайта books.google.com
  2. Merchant, S. (2012). Внутриличностный конфликт. Получено 15 октября 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *