Понятие здоровья как единства физиологического и психологического комфорта – , .

Содержание

Тема 2. Психическое здоровье человека и психологическая помощь

7

  1. Понятие о психическом и психологическом здоровье личности.

  2. Факторы и условия психического благополучия и риска.

  3. Психологическая культура и ее роль в сохранении психического здоровья человека.

  4. Этические аспекты оказания психологической помощи

1.Понятие о психическом и психологическом здоровье личности.

Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Благоприятное функциональное состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др. Под умственной работоспособностью понимают «определенный объем работы, выполняемый без снижения оптимального для данного индивидуума уровня функционирования организма». Высокая умственная работоспособность — один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

2.Факторы и условия психического благополучия и риска.

Изучая проблему здоровья всех стран мира, специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пришли к выводу об особой роли психического развития в здоровье ребенка. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие Детей» (1979) отмечается следующее:

  • нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями;

  • основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами.

Нарушения психического здоровья в детстве имеют две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Сухомлинский В.А.

еще в начале семидесятых годов XX века горячо убеждал педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Oti писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.» (Сухомлинский В. А., 1974, с. 104-105).

В материалах ВОЗ уделяется большое внимание не только воспитанию ребенка в семье, но и школе, которая оказывает существеннейшее влияние на психосоциальное развитие детей. Причем подчеркивается, что решающая роль принадлежит нравственной атмосфере, которая существует в школе, ее стандартам как социального учреждения и характеру взаимоотношений между ее сотрудниками и детьми. Материальная база школы (оборудование, размеры школьных помещений и т. д.) имеет второстепенное значение.

Проблемы психического здоровья детей рассматриваются в ряде Работ медицинского характера (Кабанов М. М., 1983; Захаров А. И., 1982; Исаев Д. Р., 1983; Козлов В. П., 1983; ред. Громбах С. М., 1988; Винокуров А. Н., 1992, и др.). Указывается, что детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью к средовым влияниям, и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам.

А. И. Захаров подчеркивает: «Успешно лечить невроз ребенка можно, только поняв источники его происхождения, которые неразрывно связаны с личностными особенностями родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье» (1982, с. 5).

Определенный интерес в плане решения проблемы психического здоровья имеет концепция locus minoris resistentiae (места наименьшего сопротивления), выдвинутая классиками психиатрии, в частности П. Б. Ганнушкиным (1964, с. 116), и получившая значительное распространение в последние годы (Личко А. Е., 1977,1979; Эйдмиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1983, и др.). В соответствии с этой концепцией в основе декомпенсации психопатий и временных дезадаптации, акцентуаций характера лежит неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным типам ситуаций.

Это ситуации, требующие от подростка сдерживать проявления своей бурной энергии (гипертимное отклонение характера), эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц (лабильное отклонение характера), ситуации конфликтных отношений (при эпилептоидном отклонении), недостаток внимания к личности (при истероидном). При неустойчивом отклонении трудности порождаются ситуацией, требующей проявления волевых качеств, при «сензитивном» — «экзаменом», испытаниями разного рода, при психастеническом — необходимостью делать выбор, принимать решение. Во всех случаях, подчеркивают

Э. Г. Эйдмиллер и В. В. Юстицкий, причина дезадаптации — встреча подростка со своей типичной трудно разрешаемой ситуацией, а задача психолога — помочь подростку повысить способность к ее разрешению (1983).

В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основе так называемых школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли и т. п.).

Определяющую роль в патогенезе играет психологический, т. е. внутренний, конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности, отмечает А. И. Захаров. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения (1982, с. 6-7).

Несмотря на то что во всех вышеупомянутых работах употребляется термин «психическое здоровье», речь, по существу, идет главным образом о нарушениях психического здоровья: о причинах нарушения здоровья, проявлении симптомов нездоровья, неблагоприятных условиях для психического здоровья и т. п.

Этот факт еще в 1979 году отметили эксперты Всемирной организации здравоохранения. Они сформулировали очень важную для психологической службы образования рекомендацию:

♦ перейти от изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка к психическим расстройствам, к изучению тех факторов, которые защищают его от действий стресса;

♦ от изучения вредных влияний, от изучения неудачных мер воздействия к изучению воздействий, которые бы позволили предупреждать психические нарушения.

Научные данные последних лет и анализ опыта практической работы психологов в учреждениях образования свидетельствуют, что основным фактором, предупреждающим различные психические нарушения в развитии ребенка, является полноценное психическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза. Реализация потенциальных возможностей развития детей зависит от создания условий, соответствующих сензитивности возрастного периода.

studfiles.net

1. Здоровье. Психология здоровья. Цель и задачи психологии здоровья.

Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезни или физических дефект, но полное душевное, физическое и соц благополучие.

ПЗ–это наука опсих причинах здоровья, методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

ПЗ является синтезом 2-х наук – валеологии (наука об индивидуальном здоровье чел-ка) и гигиены.

Направление исследований:

  1. Выявление роли психолог фактора в укреплении здоровья чел-ка.

  2. Формирование внутренней картины здоровья. Отношение чел-ка к своему здоровью.

  3. Поиск оптимальных методов психолог воздействия, направленное на развитие здоровья личности.

  4. Создание системы обучения здоровью.

Основная цель ПЗ – всестороннее совершенствования чел-ка.

Объект ПЗ – здоровая личность.

Задачи ПЗ:

  1. Повышение ур-ня психологической культуры степени совершенствования.

  2. Повышение ур-ня культуры общения.

  3. Определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

2. Основные проблемы, рассматриваемые психологией здоровья. Связь с другими науками.

Осн проблемы ПЗ:

  1. Убыстрение ритма жизни (болезни спешки).

  2. Проблема жизни в условиях неопределенности. Типы людей в условиях неопределенности (интроверты, экстроверты).

  3. Большой поток инф (синдром «инф изнурения»)

  4. Снижение уровня соц поддержки

  5. Актуализация всех грехов чел-ка

  6. Вестеризация – усвоение общественных ценностей и представлений, моделей поведения присущих западному обществу.

Связь с др науками:валеология, гигиена, общая П, П личности, П труда, П девиантного поведения, эпидемиология, мед П, мед антропология, П физиологии, дефектология, П соц поведения и т.д.

3. Основные модели здоровья.

1) Биологическая. Здоровье – это отсутствие болезни и нормальное функционирование организма.

2) Медицинская. Здоровье (предложено ООН) – это состояние полного физического, соц благополучия, а не только отсутствие болезни.

3) Биомедицинская. Здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех органов и систем уравновешено с внешней средой.

4) Ценностно-социальная. Здоровье – это ценность для чел-ка, необходимая для удовлетворения потребностей.

5) Биосоциальная. Здоровье – это гармоничное единство соц и биологических ка-в чел-ка.

4. История становления психологии здоровья.

Личность и условия ее развития и здоровья», с которым Бехтерев высту­пил в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-мсъезде российских психиатро.

В1930-егг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом на­ правлении привели к появлению новой научной области:психосоматической медицины. В 1938 г. начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Через год эта область исследований трансформировалась в общество, которое се­ годня называется «Американское психосоматическое общество». «Психология здоровья» было открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».

studfiles.net

Психологическое здоровье человека: определение, особенности, факторы

Здоровье – это одно из непременных условий нормального функционирования организма человека. Поскольку здоровье рассматривается на каждом уровне: биологическом, социальном, а также психическом – то и его исследованием занимаются различные дисциплины (анатомия и физиология, медицина, социология, философия, психология). В психологии оно изучается на личностном уровне.

Определение

Понятие психологического здоровья можно рассмотреть через призму хорошего физического самочувствия. О том, что такое здоровье, известно каждому. Многие люди искренне убеждены в том, что хорошее самочувствие – это, прежде всего, отсутствие болезней. Такое мнение является верным лишь отчасти. Ведь само по себе здоровье означает не только отсутствие заболеваний как таковых, но и умение адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, разным уровням физической нагрузки. В этом понятии нет ничего сложного. Но когда речь идет о психологическом здоровье, то здесь с определением могут возникать трудности.

Уже древнегреческий философ Платон говорил о том, что здоровье, подобно красоте, включает в себя соразмерность и требует «согласия противоположностей». Платон подчеркивал, что истинное здоровье выражается в правильном соотношении душевного и телесного. Нередко человек может отождествлять свое эмоциональное состояние с физическим: «Я себя неважно чувствую — поссорился в очередной раз с братом», «У меня после этого события душевная травма». Известны слова песни: «Душа болит, а сердце плачет». Таким образом, можно сделать следующий вывод: под психологическим здоровьем, душевным и эмоциональным понимается одно и то же.

Согласно научному определению, психологическое благополучие представляет собой такое состояние, в котором у человека имеется возможность полностью реализовать свой творческий потенциал, справиться с повседневными стрессами, продуктивно трудиться. При этом стоит подчеркнуть, что такое состояние не всегда может быть исчерпано только лишь медицинскими или психологическими терминами. В нем всегда присутствует субъективная оценка, отражающая социальные нормы регуляции духовной жизни.

Основные факторы

Мы рассмотрели, что такое психологическое здоровье. Однако мало знать только лишь определение термина. В практической деятельности полезно также обладать сведениями и о том, от чего зависит такое состояние. В науке выделяют несколько факторов психологического благополучия человека. Условно их делят на две категории: это факторы среды и субъективные особенности. К примеру, под первым понятием для детей подразумевается обстановка в семье и в детском учреждении. Под субъективными факторами понимаются личностные особенности человека, которые были сформированы в процессе его взаимодействия с миром начиная с самых ранних лет.

Некоторые ученые разделяют факторы эмоционального благополучия на следующие категории:

  • Генетические.
  • Социальные.
  • Экономические.
  • Внутренние (эмоциональные).

Аспекты эмоционального благополучия

Традиционно психологи относят к психологическому, или душевному, здоровью два его аспекта – эмоциональный и интеллектуальный.

Особенности интеллектуального аспекта отражаются в том, каким образом протекают процессы памяти, мышления, внимания. Например, психологически полноценный и здоровый ребенок в дошкольном возрасте осуществляет переход от наглядно-действенного к наглядно-образному типу мышления. Оно позволяет освоить три типа деятельности: игровую, конструктивную, а также изобретательную. Проявление данного аспекта в детском возрасте неразрывно связано с развитием речи.

Что касается эмоционального аспекта, то он неразрывно связан с тем, какого характера чувства переживает малыш во время своего взаимодействия с миром. Например, в дошкольном возрасте ребенок очень зависит от матери в эмоциональном плане, и характер взаимоотношений с ней накладывает непосредственный отпечаток на его эмоциональное здоровье. В подростковом возрасте данный аспект будет зависеть от особенностей его адаптации в коллективе сверстников. Во взрослом возрасте большое значение приобретают отношения с партнером по браку, детьми и родителями, друзьями.

От чего зависит благополучие ячейки общества?

Немало исследований посвящено вопросу о том, каковы основные факторы, влияющие на психологическое здоровье семьи. Здесь исследователи также выделили несколько групп факторов.

  • Внешние обстоятельства. Каждый член семьи на протяжении дня общается с разными людьми, чаще всего накапливая негативные переживания и утомленность, нежели позитивные эмоции. Эти переживания он может передавать и другим членам семьи.
  • Внутренние факторы. Как правило, проблемы в данной сфере касаются финансовой стороны жизни, отсутствия взаимопонимания.
  • Личностные комплексы, отсутствие доверительных отношений. Взрослые члены семьи не могут договориться; или же супруги не в состоянии раскрыть друг другу свои переживания.

Душевное состояние ребенка

Что касается психологического здоровья детей, то оно практически полностью определяется качеством взаимоотношений, которые складываются у ребенка со взрослым окружением. Все то, что происходит в жизни малыша в дошкольный период, продолжает оказывать влияние на состояние его психики в начале школьной жизни.

Уровни психологического здоровья у детей

Поскольку душевное благополучие предполагает наличие равновесия между личностью и окружающей средой, то в качестве главного критерия в психологии здесь выступает адаптация ребенка в обществе. Ученые выделяют несколько уровней эмоционального благополучия:

  • Креативный. Ребенок легко адаптируется в любой среде. У него есть ресурсы для преодоления трудных ситуаций, он полон активности.
  • Адаптивный. В целом малыш хорошо адаптирован в обществе, однако иногда проявляются отдельные моменты дезадаптации.
  • Ассимилятивно-аккомодативный. Дети этого уровня не способны строить гармоничные отношения с миром, или же их поведение зависит от внешних факторов.

Уровни душевного благополучия у взрослых

Какие есть уровни психологического здоровья у взрослых людей? Ученые выделяют три ступени: витальное, социальное и экзистенциональное душевное благополучие.

Витальное психологическое благополучие предполагает ответственное отношение человека к своим биологическим потребностям, нуждам своего тела. Такой человек не только следит за своим физическим здоровьем, но и старается уделять внимание мышечным зажимам и панцирям, которые образовались в результате психического напряжения.

На социальном уровне эмоциональное благополучие определяется теми отношениями, в которые человек вступает по своей воле. Наиболее значимыми для него становятся те взаимоотношения, которые определяются нормами права, морали, нравственностью. Человек, являющийся душевно благополучным, способен ставить перед собой цели, достижение которых полезно как для него самого, так и для окружающих людей.

Здоровье на экзистенциональном уровне означает, что индивид способен ориентироваться в глубинном внутреннем мире, доверяет собственному опыту. Показателем здоровья на данном уровне является наличие смысла жизни, устремление к идеалу.

Соотношение души и тела

Отдельно стоит уделить внимание соотношению психологического и физического здоровья. Начиная с древних времен люди пытались объединить идею гармонии души и тела, которая должна быть основой для счастливой жизни человека. Известна идея о том, что в здоровом теле – здоровый дух. Однако во многих учениях говорится о том, что крепкое физическое здоровье еще не является показателем силы духа. Таким образом, состояние и тела, и души постоянно требуют пристального внимания и работы над собой. В своем интервью генерал-полковник Ю. Л. Шевченко на вопрос о том, какой вид здоровья важнее, ответил: «Важнее – духовное. Ведь если человек живет в постоянном страхе и тревоге, его организм начинает саморазрушаться».

К подобному мнению склоняются и многие медики. Считается, что порядка 80% всех физических заболеваний начинаются именно с психологической дисгармонии. А индийская и китайская философии постулируют, что базой для здорового тела может быть только душевное здоровье, равновесие духа. Известно, что сильная психика может существенно влиять на состояние всего организма. Психическая стойкость больного, положительные самовнушения нередко становятся одними из важнейших опор в борьбе с болезнью. С другой стороны, человек может сам наносить психологический вред здоровью. Это происходит в том случае, когда он поддается негативным мыслям, самообвинениям, тревогам, страхам, агрессии. Подобные состояния приводят к нарушению баланса в работе многих органов и систем – прежде всего, нервной, гормональной, кровеносной, иммунной. И поэтому стресс всегда отражается на физическом состоянии человека. Несмотря на повсеместную распространенность стресса, можно с уверенностью утверждать, что он является непозволительной роскошью в отношении физического здоровья.

Психосоматика: группы риска

В своей работе, обобщающей данные различных исследований, В. И. Гарбузов группирует черты характера, которые могут предопределять психосоматические болезни. По мнению исследователя, болезнь может угрожать следующим категориям людей:

  • Слишком решительным и активным, постоянно склонным брать на себя большую ответственность.
  • Долго и напряженно работающим, отличающимся обостренным чувством долга.
  • Слишком добросовестным, болезненно реагирующим на чужие оценки.
  • Тем, кто предрасположен постоянно концентрироваться на негативных переживаниях.
  • Сдержанным, контролирующим свои эмоции вплоть до их полнейшего подавления.
  • Тем, кто не умеет приспосабливаться к меняющимся жизненным условиям.
  • Ранимым, тревожным людям, которые слишком сильно реагируют на чужую агрессию.
  • Неспособным выражать свои эмоции и переживания.

Благополучный человек – каков он?

Для человека, обладающего психическим и психологическим здоровьем, неприемлемы идеи тотального одиночества, полной заброшенности, пессимистический взгляд на мир. Ведь что бы ни происходило в жизни, главным фактором все же является реакция человека на события, его взгляд на вещи. Тот человек, который в самой страшной ситуации способен найти для себя хотя бы что-то хорошее, стремится к духовному и личностному росту, не станет отчаиваться и предаваться разрушительному унынию.

Это поможет ему сохранить психическое и психологическое здоровье. В воспитании детей взрослым также следует уделять пристальное внимание навыкам эмоциональной регуляции. Ведь только собственной мудростью родители могут научить ребенка находить даже в трудных жизненных ситуациях опору в себе, учиться наращивать ресурсы психологического противостояния трудностям, совершенствоваться и расти духовно. Напоследок можно упомянуть знаменитую армянскую пословицу: «Смех – здоровье души». Чтобы сохранить эмоциональное здоровье, полезно как можно чаще смеяться и улыбаться — тогда и все болезни обойдут стороной.

Отсутствие внутреннего равновесия

Психологически здорового человека можно легко определить по его адекватному отношению к событиям внешнего мира – как позитивным, так и не самым приятным. Такой человек открыт миру, он способен на продуктивное сотрудничество, умеет защитить себя от ударов жизни, а также вооружен всеми необходимыми ему знаниями и навыками, которые позволяют защищаться от неприятностей. Если же человек замыкается в себе, стремится уйти от контактов с людьми, считает себя совершенно одиноким и никому не нужным, здесь можно задуматься о нарушении психологического здоровья. К сожалению, далеко не многие люди, обнаружив у себя трудности, обращаются к специалистам за помощью. Такое поведение можно сравнить с нежеланием обращаться к стоматологу: пока зуб не начнет болеть, поход постоянно откладывается. Между тем психологи рекомендуют обращаться за помощью в следующих случаях:

  • Если в жизни присутствуют страхи. Они могут быть как мелкими, так и глобальными – в обоих случаях на них необходимо обратить внимание. Это может быть страх высоты, выступления перед большой аудиторией, боязнь темноты и т. д.
  • Имеются проблемы во взаимоотношениях. Это один из самых сложных аспектов человеческого бытия, и проблемы в данной сфере могут пошатнуть состояние психологического здоровья у кого угодно.
  • Сильный стресс. Это могут быть неприятности на работе, разлад дома, денежные потери, уход близкого человека, техногенная катастрофа. В подобных ситуациях человеку сложно справиться с проблемами в одиночку. Лучшим способом сохранить психологическое здоровье будет обращение к специалисту.

Способ укрепления психики: работа над эмоциями

Точно так же, как и здоровье физическое, человек может укреплять свое эмоциональное здоровье. В таком случае он даст себе шанс стать более активным и энергичным, избавиться от пассивности и апатии и научиться переходить из состояния бессилия к продуктивности.

Одним из важнейших условий психологического здоровья является позитивное эмоциональное состояние. В последнее время все больше врачей признают, что негативные переживания способны серьезно сказаться на состоянии душевного и физического здоровья. Ученые утверждают, что те люди, которые страдают от излишней тревожности, агрессии или подозрительности, рискуют заполучить какое-либо заболевание (например, астму, болезни сердечно-сосудистой системы, головные боли) с гораздо большей вероятностью.

В то же время положительные переживания воздействуют на человека с точностью до наоборот. Ученые исследовали группу из 122 человек, которым довелось пережить сердечный приступ. Оценке подвергался их уровень оптимизма и пессимизма. По прошествии 8 лет умерли 21 законченный пессимист из 25. А из 25 самых жизнерадостных участников эксперимента ушли в мир иной лишь 6.

Упорство в преодолении трудностей

Одним из важнейших психологических факторов здоровья, в том числе и физического, является умение справляться с трудностями. Человек может сохранить свое душевное благополучие только в том случае, когда он умеет преодолевать те проблемы, которые возникают на его жизненном пути. Тот же, кто пасует и ломается перед лицом трудностей, подвергает угрозе как свое психологическое благополучие, так и физическое здоровье.

Развитие психологического здоровья всегда означает, что человек научился преодолевать проблемы в своей жизни. Напротив, тот, кто является слабым, неблагополучным в душевном плане, будет постоянно чувствовать обиду на себя, обстоятельства, обвинять окружающих, изображать усталость.

Методы укрепления внутреннего равновесия

Рассмотрим несколько способов укрепления психологического здоровья посредством влияния на эмоциональную сферу.

  • Небольшие радости. Когда мы умеем замечать даже небольшие достижения и победы, это существенно повышает уровень удовлетворенности жизнью. Конечно, чаще всего приходится справляться с трудностями, нежели праздновать победу. Но счастья можно не ждать, а создать его самостоятельно. Для этого необходимо научиться радоваться самым небольшим своим победам – ведь именно они и являются теми «кирпичиками», из которых состоит душевное благополучие.
  • Приятное общение. Когда человек общается с теми людьми, которые вызывают у него симпатию, это приводит к повышенной выработке окситоцина – гормона привязанности и безопасности. Позитивное общение необходимо каждому человеку, даже если он убеждает себя, что и в одиночестве ему живется неплохо. В особенности данному аспекту следует уделять внимание тем людям, профессиональная деятельность которых сопряжена с большим количеством стресса в общении. Например, будет ли крепким психологическое здоровье педагога, если его общение большей частью состоит из взаимодействия с трудным классом? Такой преподаватель рискует утратить не только душевное равновесие, но и пострадать от психосоматических болезней. Именно поэтому всегда необходимо уравновешивать негативные переживания (в данном случае — общение) положительными эмоциями.
  • Конечно, не всегда легко бывает отыскать тех людей, на которых можно положиться в трудную минуту. Но можно создать и искусственный «круг счастья», можно воспользоваться альтернативами – например, восполнять недостаток социальных связей общением с животными, в больших коллективах или даже в социальных сетях. В последнем случае окситоцина будет вырабатываться меньше, однако все-таки на некоторое количество можно рассчитывать.
  • Полчаса покоя или медитации. День современного человека насыщен событиями: с самого утра приходится куда-то бежать, спешить переделать десятки дел. Он буквально попадает в водоворот дел, не замечая, как проносятся месяцы и годы. А вечером смотрит криминальные хроники, ужастики или боевики. Это в корне неправильный подход, обеспечивающий не сохранение психологического здоровья, а скорее наоборот – его разрушение. Поэтому крайне полезно внедрить в повседневную жизнь практику под названием «полчаса спокойствия». Заключается она в том, чтобы заранее запланировать для себя 30 минут совершенно спокойной жизни. Можно просто расслабиться, подумать о своих планах, мечтах и целях. Можно помедитировать в это время или поразмышлять о детских годах. Это будет способствовать укреплению психологического здоровья, поможет прожить следующий день более продуктивно.

Сохранить и укрепить свое душевное благополучие можно даже в самых сложных обстоятельствах. Для этого необходимо отказаться от бесконечной череды самообвинений, продумать возможные пути решения проблемы и начать действовать. В сложных ситуациях те люди, которых можно назвать психологически здоровыми, берут на свои плечи ответственность за ситуацию и отыскивают решения проблем. Инфантильные и незрелые люди погружаются в самообвинения и переживания, тем самым ухудшая свое физическое здоровье и эмоциональное состояние.

fb.ru

8.Типы личности, предрасположенные к заболеваниям

  1. Предмет и объект психологии здоровья. Взаимосвязь с другими науками.

-Объектом этой науки является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность

— Здоровье человека предмет комплексного междисциплинарного исследования. Предмет психологии здоровья рассматривается широко, охватывает рекламу и здравоохранение, а также профилактику и лечение болезней, в том числе и факторы которые связаны с состоянием здоровья, его причины и идентификаторы («этиологические и диагностические»).

Взаимосвязь с другими науками:

1.Эпидемиология изучает распространение и частоту возникновения тех или иных заболеваний. Специалисты в этой области определяют возникновение болезни среди населения и оценивают полученные данные по критериям возраста, пола, расовой и культурной принадлежности, во внимание принимаются время и территории распространения болезни. Описывая полученные данные эпидемиологи используют ряд основных понятий : смертность, заболеваемость, охват, эпидемия.

2.Медицинская социология. Изучает влияние социальных взаимодействий на распространение болезней. Культурные и социальные реакции на болезни. Изучает обращаемость за медицинской помощью (социо экономический фактор) и особенности организации медицинских служб.

3. Медицинская антропология. Ориентирована на проведение кросс-культурных исследований по вопросам здоровья и болезни. Ее, например, интересует, как люди, принадлежащие к различным культурам, реагируют на болезнь и какие методы они используют для лечения болезней, как у них устроена система здравоохранения и др. Отрасли:

-психофизиология

-детская и возрастная психология

-медицинская психология

-социальная психология

-психиатрия

-Педиатрия

-диетология.

4.Психогигиена (наука об обеспечении и сохранении психического здоровья , т.е наука, включающая в себя систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Тесно взаимодействуя с профилактикой и психотерапией, психогигиена представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки. Она включает в себя: возрастную психогигиену, психогигиена труда и обучения, психогигиена быта , психогигиена больного, психогигиена семьи и половой жизни.

  1. Науки, занимающиеся здоровьем. История становления психологии здоровья.

1930.

Выявлена взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физическими процессами. Исследования сформировали психосоматические процессы. Выходит журнал. Через год возникло общество «американское психосоматическое общество». Главная концепция- психоанализ. Основой являлась психиатрия.

1960.

Формируются новые теории предполагающие взаимосвязь психологических и социальных факторов. Возникновение бихевиоризма который доминировал. Появилась поведенческая бихевиориальная медицина которая сосредоточилась не на лечении, а на предупреждении болезни. В конце 70-х выходит журнал «бихевиориальная медицина» и общество. В этот период сформировалось научное направление «психология здоровья», в американской психологической ассоциации 1978.

Когнетивное направление:

В психологии здоровья считается что здоровье и болезнь это результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. Этот подход вылился в концепцию –

«Био-психо- социальная модель диатез стресса»

Биологический фактор:

-генетика

-структурный дефект

-инфекции

Психологические факторы:

-эмоции

-когниции

-поведение

Социальные:

-культурные нормы

-социальный статус

-принадлежность к этнической группе

Диатез:

-уязвимость

-повышенная чувствительность

Стресс «тригер»:

-выявление того слабого звена которое рвется.

  1. Понятие здоровья, его признаки. Концептуальные модели здоровья человека.

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья, В. П.Казначеев (1975) дает следующее определение данного понятия: «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».

шесть основных признаков здоровья.

1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации – клеточном, гистологическом, органном и др. Нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.

2. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней средыили статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды. Критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.

3. Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.

4. Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). Здоровье отождествляют с понятием адаптация, так как, чтобы система могла сохраняться, она должна изменяться, приспосабливаться к переменам, происходящим в окружающей среде.

5. Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений.

6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов.

Концептуальные модели здоровья человека.

Медицинская модель здоровья. Она предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней, их симптомов.

Биомедицинская модель здоровья. Здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.

Биосоциальная модель здоровья. В понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признакам придается приоритетное значение.

Ценностно-социальная модель здоровья. Здоровье — ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.

Обращаем внимание на одно принципиальное обстоятельство. В определении понятия здоровья одни авторы трактуют его как состояние, другие как динамический процесс, а третьи вообще обходят этот вопрос стороной. Здоровье рассматривается как состояние в более ранних определениях этого понятия.

В последние десятилетия отечественные и зарубежные ученые все чаще склоняются к тому, что здоровье есть динамический процесс. Поэтому уместно сделать следующие пояснения, связанные с психологией. Все психические явления процессуальны по своей сути. Нет психического вне процесса. Психология, как говорил еще И. М. Сеченов, должна вывести все стороны психической деятельности из понятия о процессе. Категория состояния, как известно, была введена в психологию Н. Д. Левитовым («О психических состояниях человека», 1964). Ей, по мысли автора, предназначена роль «заполнения разрыва» между психическими процессами и свойствами личности — glavsovet.ru. Автор понимает под состоянием целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, в которой отражается все своеобразие протекания психических процессов. Вне психических процессов, правильно подчеркивает Левитов, нет и не может быть никаких психических состояний. В отличие от психических процессов состояния характеризуются большей целостностью и устойчивостью.

Возвращаясь к феномену здоровья, мы полагаем, что более правильную позицию занимают те авторы, которые не пытаются, интерпретируя его, абсолютизировать причастность к нему либо только категории состояния, либо процесса. Так, например, поступает академик В. П. Казначеев, согласно которому здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

  1. Понятие здоровой личности. Механизмы компенсации и психологической защиты

Описано много механизмов психологической защиты. Охарактеризуем вкратце основные из них:

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения; б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о любви).

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство от-вержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Предрасположенность людей с определенным темпераментом и характером (энергичных, увлекающихся и честолюбивых, всегда стремящихся вперед на всех парах) к грудной жабе впервые была отмечена Ослером в 1910 г. (см.: EysencK, 1985). Вообще-то представление о предрасположенности определенных типов личности к тем или иным болезням всегда присутствовало в мышлении врачей. Э. Креч-мер, например, считал, что индивиды с шизотимическим темпераментом предрасположены к шизофрении, циклотимики — к маниакально-депрессивному психозу, а иксотимический тип темперамента способствует заболеванию эпилепсией. И. П. Павлов предполагал, что холерики склонны к неврастении, а меланхолики—к истерии. Следуя павловским традициям, И. М. Аптер (1966) сопоставлял тип нервной системы с разными формами неврастении и пришел к следующему выводу: большинство больных (56%) имели слабую нервную систему, т. е. были меланхоликами. Затем в процентном отношении оказались холерики, а наименьший контингент среди этих больных составляли сангвиники и флегматики.

Наряду с корреляциями между болезнью и темпераментом обнаружились также соотношения между определенными болезнями и отдельными чертами личности. Г. Айзенк утверждает, что высокий нейротизм у интроверта способствует дистимии, проявляющейся в маниакальном поведении (навязчивых представлениях), которое сопровождается сильным страхом. Высокий нейротизм в сочетании с выраженной экстравертированностью ведет к психопатии и истерии.

Такое понятие, как меланхолия, отражает интуитивное знание о большой распространенности депрессивных черт среди лиц, страдающих расстройством желчного пузыря. Общеизвестна связь сердечных заболеваний с тревогой. Говорят и о пептически-язвенной личности — жестком, энергичном, предприимчивом типе. Обнаружено, что у многих больных пептической язвой имеются зависимые (женские) черты личности.

Однако все подобные наблюдения были эпизодическими. В дальнейшем удалось описать и определенные статистические корреляции между болезнью и типом личности. Это позволило в рамках сомато-психологического направления в зарубежной медицине выделить два типа поведения — А и Б. Первое демонстрируют те люди, которые отличаются энергичностью, неугомонностью, нетерпением, стремлением добиться максимальных результатов как можно быстрее, честолюбием (амбициозностью) и состязательностью, враждебностью. Мужчины такого типа более экстравертированы, импульсивны, агрессивны, доминантны, самоуверенны, склонны к риску, быстро мыслят. При этом у них имеется склонность к коронарным заболеваниям (стресс-коронарный тип). Так, показано, что 75% всех случаев заболеваний сердца обусловлены различными аспектами личности типа А.

Лица типа Б более заторможены, интровертированы, покорны, почтительны, добросовестны. Они чаще (по сравнению с представителями типа А) подвержены онкологическим и желудочно-кишечным заболеваниям (М. A Chesney et al., 1981; М. Fridman, R. Rosenman, 1974; P. Heaven, 1989; P. Costa, R. McCrae, 1987), но редко страдают сердечными недугами до 70 лет, независимо от того, чем они занимаются и каковы их привычки.

В целом личностям типа А присущи две основные особенности: чрезвычайно высокая соревновательность и постоянное ощущение цейтнота.

Кроме того, выявлено, что с предрасположенностью к сердечным заболеваниям коррелируют враждебность, гневливость, неуживчивость и личностная включенность, «энергичная манера говорить», раздражение, испытываемое от стояния в очередях . Установлено, что склонность к вербальной агрессии — более надежный прогностический признак сердечных заболеваний, чем гнев, раздражительность или обидчивость (Т. Smith, P. Williams, 1992). Вместе с тем неуживчивость (несговорчивость) представляется более точным прогностическим индикатором заболеваний сердца, чем невротическая враждебность.

Гроссарт-Матичек и Айзенк показали, что заболевания сердца коррелируют с повышенной возбудимостью и склонностью к агрессии. Эти данные подтверждаются и другими авторами. Отмечено также, что низкий уровень субъективного контроля также связан с риском сердечно-сосудистых заболеваний . Характеристика людей типа А и Б. Люди типа А едят, двигаются и ходят быстро, а говорят отрывисто. В разговоре они интонационно подчеркивают некоторые слова, а конец фразы произносят значительно быстрее, чем начало.

Люди, принадлежащие к типу А, постоянно «подгоняют» своих собеседников, повторяя «да», «да» или даже договаривая за них отдельные фразы. Они выходят из себя, если автомобиль впереди «ползет как черепаха», а очередь в театре или в ресторане продвигается слишком медленно. Читая, они быстро пробегают текст глазами и предпочитают выводы и краткое изложение содержания книг.

Люди типа А могут во время разговора с кем-либо думать совершенно о другом или есть сидя за рулем, потому что стремятся успеть сделать за определенное время как можно больше.

Люди типа А испытывают чувство вины, когда уходят в отпуск или позволяют себе расслабиться на несколько часов. Им нужна изобилующая стрессами, совершаемая в быстром темпе, соревновательная по своей сути и требующая большого напряжения работа. Если им кажется, что подчиненные или коллеги работают слишком медленно, они не скрывают ни своего нетерпения, ни гнева.

Они стараются «втиснуть» в свое расписание больше дел, чем могут выполнить их надлежащим образом. Они бегут, что называется, впереди паровоза, сами загоняют себя в жесткие временные рамки и не позволяют себе отступать от намеченных целей. Поэтому они постоянно находятся в цейтноте.

Люди типа А с головой уходят в работу и испытывают большую потребность в достижениях и во власти.

Люди типа А нервно жестикулируют, чтобы подчеркнуть то, о чем говорят, например сжимают кулаки или сопровождают свои слова ударами по столу. Эти жесты — проявление того напряжения, в котором они постоянно пребывают.

Люди типа А думают о своих достижениях и о своей значимости исключительно в количественных показателях. Для управленцев, относящихся к типу А, это их заработная плата и прибыли их компании, для хирургов — количество сделанных операций, а для школьников — количество отличных отметок. Люди типа А сосредоточены преимущественно не на качественных, а на количественных сторонах их жизни.

Люди типа А не замечают ни прекрасных восходов, ни появления первых весенних цветов. Они не могут ответить на вопрос о мебели или деталях интерьера офиса или дома, из которого они только что вышли.

Люди типа Б менее подвержены производственным и бытовым стрессам. Они меньше страдают от их пагубных последствий, хотя работают столь же напряженно и в не менее стрессовой обстановке.

Люди типа Б в неблагоприятной ситуации не отступятся от намеченного и будут стараться действовать с максимально возможной в данных условиях эффективностью . Возникает вопрос: почему поведение типа А становится прогностическим признаком стенокардии? Ответ ищут в том, как люди, демонстрирующие данный тип, реагируют на ситуации, вызывающие стрессоподобные состояния. Установлено, что такие лица испытывают большее психическое напряжение, чем относящиеся к типу Б (J. Eaglestone et al., 1986).

По некоторым данным, поведение типа А может формироваться у детей в результате научения в семье: родители, которые сами демонстрируют такой тип, часто и своего ребенка стимулируют к многократным попыткам добиваться успеха и более критично относятся к их достижениям (С. Thoresen, 1991).

В связи с тем что характеристики личности очень сильно варьируют среди пациентов с одним и тем же заболеванием, высказываются сомнения (например, Дембровски и Коста [DembrowsKi, Costa, 1987]) в том, следует ли безоговорочно принять выделяемые в типах А и Б характеристики личности, и указывается, что следует учитывать культурное происхождение и возрастное распределение респондентов. Скорее всего, можно говорить лишь о некоторых более или менее значимых статистических закономерностях.

Наиболее обоснованным следует считать профиль больного, страдающего ишемической болезнью сердца. Это человек, все время пребывающий в борьбе, очень упорный и сдержанный, нацеленный на успех и достижения. Он строит долгосрочные планы; придает себе представительный вид. Демонстрирует высокую степень того, что Фрейд называл «принципом реальности» — способностью отложить на время свои действия и подчинять их долгосрочным целям.

Ф. Данбар (F. Dunbar, 1943) противопоставила такого человека лицам, склонным к несчастным случаям (частым переломам, травмам). Это подверженные риску, неорганизованные, импульсивные люди, живущие настоящим, а не будущим. Корреляция между склонностью к импульсивным действиям и отсутствию терпимости к внешней или внутренней дисциплине, с одной стороны, и склонностью к несчастным случаям — с другой, имеет определенную причинную связь. Действия такого человека безрассудны, и в то же время он склонен к самонаказанию и страданию.

Предрасположенность к аварийным ситуациям. Сторонники теории предрасположенности к аварийным ситуациям исходят из того, что одни люди более других «настроены» на несчастные случаи и что большинство аварий происходит либо по их вине, либо с их участием. Согласно этой теории, вероятность того, что предрасположенные к несчастным случаям люди окажутся их участниками или жертвами, весьма велика и не зависит от характера ситуации. Эффективный способ проверки справедливости подобных утверждений — сравнение количества несчастных случаев, произошедших с одними и теми же людьми в разные периоды жизни: подобный подход позволяет понять, является ли предрасположенность к аварийным ситуациям стабильным личностным качеством человека. Коэффициенты корреляции, рассчитанные на основании результатов этих исследований, невысоки, а это значит, что «аварийное прошлое» человека не будет валидным прогнозирующим показателем его «аварийного будущего».

Психолог Де Ример, автор исследования, ныне ставшего классическим, подверг проверке статистику несчастных случаев, которую первоначально рассматривали как подтверждение теории предрасположенности к аварийным ситуациям (De Reamer, 1980). До него на основании анализа досье 30 000 водителей было установлено, что менее 4% из них виновны в 36% всех аварий, случившихся в течение 6 лет. На основании этого анализа был сделан вывод о том, что большое число дорожно-транспортных происшествий произошло по вине сравнительно немногочисленной группы водителей и что если бы их можно было лишить возможности водить машину, количество аварий на дорогах уменьшилось бы более чем на одну треть. Когда Де Ример сравнил эти результаты с результатами раздельного изучения статистики аварий за первую и вторую половины этого шестилетнего периода, выяснилось, что они произошли по вине разных водителей. Те из водителей, которые по итогам первых 3 лет были признаны «безаварийными», оказались виновниками более 96% всех дорожно-транспортных происшествий, случившихся в течение последующих 3 лет, — факт, нанесший серьезный удар по теории предрасположенности к несчастным случаям.

Ныне эта теория уже не пользуется таким доверием, как прежде, хотя есть свидетельства в пользу того, что в определенных сферах деятельности одни люди более, чем другие, склонны к созданию аварийных ситуаций. Предрасположенность к несчастным случаям может быть обусловлена конкретными особенностями труда, а не является тенденцией, присущей человеку в любых ситуациях, что ограничивает прогностическую валидность теории предрасположенности к аварийным ситуациям .

Результаты ранних исследований личностных качеств индивидуумов, принадлежащих к типам А и Б, которые были выполнены в 1960-1970-х гг., позволяют говорить о существовании прямой зависимости между поведением, соответствующим типу А, и коронарной болезнью. Авторы более поздних работ менее категоричны в этом вопросе, хотя мало кто из психологов готов признать полное отсутствие какой бы то ни было связи между этими явлениями. Например, метаанализ 87 исследований выявил слабую зависимость между поведением, характерным для людей типа А, и болезнями сердца, но более тесную корреляцию между болезнями сердца и депрессией и такими эмоциями, как гнев и враждебность. Авторы этого метаанализа считают, что человек, предрасположенный к коронарной болезни, — не обязательно типичный трудоголик, скорее это человек, движимый такими негативными эмоциями, как гнев и беспокойство (Booth-Kewley, Friedman, 1987).

Другие исследователи не считают депрессию и чувство тревоги факторами, способствующими развитию болезни сердца, но подчеркивают роль враждебности и нетерпения. Выше мы уже говорили о том, что люди, относящиеся к типу А, настроены исключительно враждебно по отношению к окружающим, но умело скрывают это. Следовательно, вывод о существовании связи между болезнями сердца и личностными качествами остается в силе, но под личностными качествами понимают другие характеристики, а не те, что первоначально связывались с поведением, присущим индивидуумам типа А (Шульц Р., Шульц С, с. 441-442).

Однако взаимосвязь между определенными типами личности и ишемической болезнью сердца более сложна. Распространенность инфаркта миокарда среди пациентов таких профессиональных групп, как врачи, адвокаты, администраторы, и лиц, несущих большую ответственность, свидетельствует, что данное заболевание оказывается едва ли не профессиональным.

Возможно, что определенный образ жизни, особенности психического напряжения порождают соматические условия, способствующие прогрессирующим изменениям в сосудистой системе и приводящие к ишемической болезни, т. е. взаимосвязанными оказываются образ жизни и болезнь. В свою очередь определенный образ жизни объясняется склонностью лиц с определенным типом личности заниматься деятельностью, сопряженной с высокой ответственностью. Таким образом, личностные особенности — вторичный, а не первичный фактор сердечно-сосудистой патологии.

Выявлено также, что определенные расстройства вегетативных функций скорее связаны со специфическими эмоциональными состояниями, чем с личностными свойствами, описанными в профилях личности. Так, постоянно испытываемая враждебность может коррелировать с хроническим повышением кровяного давления, а склонность к поиску помощи — с усиленной желудочной секрецией. Однако эти эмоциональные состояния могут встречаться у лиц с совершенно разным типом личности. Отсюда ряд ученых делает вывод, что никакой корреляции между личностью и болезнью нет; существует четкая корреляция между определенными эмоциональными состояниями и какими-либо вегетативными иниер-вациями. Статистическая достоверность корреляций между типом личности и соматической болезнью, по мнению этих ученых, относительна, и зачастую корреляции случайны.

Выделяют также тип С, т. е. людей, предрасположенных к заболеванию раком. Их психологическими особенностями выступают контроль над эмоциями (подавление их), неспособность выразить отрицательные эмоции, низкий уровень экспрессивности, депрессия, чувство отчаяния, беспомощности, примирение с угнетением, избегание конфликтов, неумение настоять на своем, услужливость, излишняя терпеливость, низкий нейротизм . Айзенк считает, что все эти факторы можно свести к двум: к подавлению эмоций и неадекватным стилям совладания (например, отрицаниям).

studfiles.net

физическое, психическое, психологическое, нравственное, социальное. Основы здоровья

Под понятием «здоровье» многие люди подразумевают лишь перечень конкретных физиологических особенностей человека. Такое понимание является ложным, на самом же деле его стоит рассматривать на нескольких уровнях. Только так можно дать ответ на вопрос о том, насколько здоров человек. Итак, разберем виды здоровья и остановимся подробнее на каждом из них.

Говоря о здоровье, нужно знать, что это состояние физического, психического и социального самочувствия человека и общества в целом (не только отсутствие физиологических проблем и недостатков).

Критерии здоровья человека

Сейчас, чтобы сделать вывод о состоянии людей, обращаются к пяти основным критериям:

  1. Наличие или отсутствие недугов, болезней.
  2. Нормальная работа в системе «окружающий мир – индивид».
  3. Благополучие в социальной жизни, умственном труде, духовной деятельности, физические способности человека.
  4. Умение приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
  5. Возможность качественно выполнять отведенные индивиду функции в социальной жизни.

Основные разновидности здоровья

Каждого человека рассматривают как взаимосвязанную систему и при исследовании выделяют виды здоровья: нравственное, физическое, социальное, психическое, психологическое. Из этого следует, что нельзя судить о нем по одной из перечисленных сфер, не рассмотрев многогранность личности.

На данный момент ученым не удалось выделить конкретную методику для изучения состояния по всем перечисленным критериям, поэтому остается лишь судить о нем, рассматривая уровни здоровья по отдельности. Итак, приступим.

Виды здоровья. Психологическое и психическое равновесие

Среди главных условий устойчивого психосоциального прогресса личности (кроме здоровья нервной системы) выделяют дружескую и приятную обстановку.

По результатам проведенных сотрудниками ВОЗ исследований и экспериментов отклонение психического детского здоровья чаще всего зафиксировано в семьях, где царят разногласия и конфликты. Также страдают дети, которые не могут найти общий язык со сверстниками: находятся с ними в недоброжелательных отношениях или попросту не имеют друзей. Психологи объясняют такую ситуацию влиянием дискомфорта и переживаний на психическое здоровье.

Доктор наук Никифоров Г. С. выделяет следующие уровни здоровья психики: биологический, социальный и психологический.

Первый из них связан с врожденными особенностями организма, работой внутренних органов, динамическим или отклоняющимся выполнением ими основных функций, реакцией на процессы, происходящие в окружающем мире.

Второй уровень говорит о степени включенности индивида в социальную жизнь, его способности взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, находить к ним подход.

Третий уровень свидетельствует именно о состоянии внутреннего мира человека, а именно: собственной самооценке, веры в собственные силы, принятии или непринятии себя и своих особенностей, отношении к миру, обществу, происходящим событиям, представлении о жизни и мироздании.

Если психическое и психологическое здоровье человека не вызывает опасений, значит: его душевное состояние благополучно, у него отсутствуют какие-либо отклоняющиеся психические особенности, явления, болезненные представления, он способен адекватно оценивать происходящую действительность и регулировать свое поведение.

Отдельной проблемой психологического здоровья в 21-м веке считается стресс и депрессия. В России они выделены в отдельную болезнь с 1998 года в связи с данными ВОЗ, свидетельствующими о повышении стрессовых ситуаций в обществе. Так как культура здоровья развивается, выработаны специальные пути подавления депрессивного состояния, формирования стрессоустойчивости, терпения.

Социальное здоровье

Социальное здоровье напрямую зависит от способности личности адаптироваться в условиях окружающей среды, качеств и характеристик, позволяющих это сделать. Влияет и тяга к самовоспитанию и саморазвитию, возможность использования самообразования, реализации жизненных целей, преодоления и решения проблем, касающихся социальных отношений. Они могут быть связаны и с физическими отклонениями.

Человек, который социально здоров, ставит в качестве цели собственную реализацию, имеет стрессоустойчивость, он может спокойно и достойно преодолевать жизненные проблемы и трудности, не причиняя ущерба близким и другим окружающим людям. Этот уровень неразрывно связан и с духовностью, желанием постичь смысл жизни, ответить на вечные вопросы, найти нравственные ориентиры и ценности.

Показатели социального здоровья

При исследовании вышеперечисленных критериев используется несколько показателей, главные из них – адекватность и адаптивность действий и поступков человека в социальной среде.

Адекватностью считается прежде всего способность нормально реагировать на воздействия мира, адаптивностью – эффективно выполнять деятельность и развиваться в новых условиях, которые диктует среда и общество.

Выделяют главные критерии здоровья социального: степень адаптации в обществе, степень активности деятельности в нем и эффективность применения разных социальных ролей.

Физическое здоровье

За оценку физического состояния принимается выявление разных биологических дефектов, болезней, устойчивости к влиянию отрицательных факторов, возможности работать в сложных условиях (в том числе при изменении окружающей среды). Одним словом, за основы здоровья принимаются адаптационные успехи индивида.

С точки зрения медицины под этим понятием отражают и состояние внутренних органов, систем организма, сплоченность их работы. Основы здоровья — функциональные и морфологические резервы, благодаря которым происходят адаптации. Под внимание попадает не только отсутствие очевидных отклонений, болезней и жалоб пациента, но и диапазон приспособительных процессов, уровень возможностей организма, касающихся выполнения конкретных функций.

В педагогических материалах основа понятия «физическое здоровье человека» не трансформирована, т. е. её также характеризуют регулятивной способностью организма, равновесием физиологических процессов, адаптационными реакциями.

Духовно-нравственное здоровье

Под духовно-нравственным здоровьем подразумевают осознание человеком сущности добра и зла, способность самосовершенствоваться, проявлять милосердие, протягивать руку помощи нуждающимся, оказывать бескорыстную помощь, отстаивать законы морали, создавать благоприятную обстановку для ведения здорового образа жизни (понятие «культура здоровья» складывается благодаря этому критерию).

Главное условие достижения успехов на этом уровне – стремление жить в согласии с самим собой, близкими, друзьями и обществом в целом, умение грамотно ставить цели и добиваться их путем прогнозирования и моделирования событий, формулировки конкретных шагов.

Именно обеспечение развития нравственности, моральных качеств каждого – необходимая основа и условие социализации молодежи (касается всех типов современных обществ). Оно является главной целью функции воспитания социальных институтов, влияет на социализацию личности.

Нравственные качества входят в список приобретенных характеристик личности, они не могут быть присвоены человеку врожденно, и их формирование зависит от многих критериев: обстановки, социального окружения и т. п. Нравственно воспитанный человек должен обладать конкретными чертами характера (которые соответствуют общепринятым моральным нормам, обычаям и укладу в обществе).

Нравственное здоровье – перечень установок, ценностей и мотивов поступков людей в социальной среде. Оно не существует без общечеловеческих представлений о добре, любви, красоте и милосердии.

Главные критерии нравственного воспитания

  • Положительное моральное направление индивида.
  • Степень нравственного сознания.
  • Глубина мыслей и моральных суждений.
  • Характеристика реальных поступков, способность следовать важным правилам общества, выполнение главных обязанностей

Таким образом, состояние человека действительно складывается из разных, но в то же время тесно взаимосвязанных между собой сфер, которые понимают как «виды здоровья». Поэтому заключение о нем можно сделать, только рассмотрев каждую из них по отдельности и проанализировав общую картину личности.

fb.ru

II. Взаимосвязь психологического и физического здоровья — КиберПедия

По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным, психогенным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто являются психосоматические заболевания учащихся и педагогов.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Однако если психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно связано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья – «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития». В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие для самовоплощения человека. Поэтому, опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т.п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине ещё с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, также как тело без души», учил Сократ. В настоящее время существует довольно разработанное направление – психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влияния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Можно наблюдать тенденцию расширения спектра психосоматических заболеваний, т.е. по мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность всё большего количества заболеваний. В качестве примеров заболеваний, развившихся на основе психической предрасположенности, можно привести расстройства сердечно — сосудистой системы (вегето – сосудистая дистония, нарушение ритма сердца), расстройства желудочно–кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), псевдоневрологические расстройства (психическая гипертензия, психогенная головная боль) и т.п. Есть исследования, в которых заявляется о некоторой психологической обусловленности онкологических заболеваний. А в качестве позитивного примера – влияние психического фактора не на появление болезни, а на полноценное функционирование человека – можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека.



Физическое воспитание способствует преодолению некоторых жизненных противоречий. Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом, удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения, попадает в современной школе и семье в условия ограниченной физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности и психологических перегрузок, порождающих гиподинамию, застойные явления в организме, ожирение, патологические нервно-психические и сердечно-сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к разрешению этого противоречия являются различные заболевания, нервные срывы, физическая слабость, нравственная апатия, нежелание трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной жизни. Еще одно субъективно создаваемое и обостряемое противоречие возникает между нормальной целью физического воспитания как средства достижения здоровья, удовлетворения потребностей в отдыхе, общении, деятельности, с одной стороны, и стремлением некоторых педагогов-тренеров, родителей использовать физкультурно-спортивные занятия часто в ущерб детям, для удовлетворения своих честолюбивых притязаний, — с другой. Они поощряют, а порой и принуждают детей заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка вырастет выдающийся спортсмен, участник сборной команды страны. На почве внушенных иллюзий возникает трагическая ситуация не свершившихся стремлений и надежд. Попавшие же в избранный круг нередко развивают в себе уродливое сознание своей исключительности и вседозволенности. Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспитания, использования всех механизмов и стимулов физического совершенствования. Основными механизмами физического воспитания являются: физкультурно-спортивная деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное общение. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается уровень морально-психологической устойчивости. В ней проявляются и закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство, самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Система отношений, как результата хорошо организованной физкультурно-спортивной деятельности, воспитывает нравственные качества: коллективизм, иммунитет против эгоизма, самоотверженность и взаимовыручку, сдержанность и скромность в победе, достоинство в поражении. Общение удовлетворяет духовную потребность в другом человеке, в освоении опыта товарищей, формирует общественное мнение, объединяет детей в полезном использовании свободного времени.



 

Вопросы

1. Дайте определение психологического здоровья.

2. В чём заключается связь психологического и физического здоровья?

3. Что такое психосоматические расстройства?

 

cyberpedia.su

Физическое и психическое здоровье

Для человека физическое и психическое здоровье дает возможность чего-то добиться в жизни. Психически и физически здоровый человек востребован обществом. Он ощущает себя его полноправным членом. Но все аспекты  здоровья нужны только в совокупности. При физических недостатках, но при полном психологическом здоровье человек может сохранить свою полноценность и целостность. Если же нарушено психическое здоровье, то даже полное отсутствие физических недостатков не может превратить его в полноправную личность.

Здоровье человека вообще определяет его место в жизни. Влияет на его судьбу. Гармония психического и физического здоровья позволяет сказать о себе, что  я здоров, что я полноправный член общества, что я многое могу.

Физическое здоровье

Говоря о физическом здоровье, подразумевается, что у человека отсутствуют какие-либо физические дефекты, заболевания. Здорового человека, а мы говорим о физической стороне вопроса, сразу можно узнать. Это и прямая осанка, и походка, и жесты. На его лице вы не встретите гримасы боли, отчаяния.  Как же поддержать свое физическое здоровье?

Конечно, многое зависит от генетики. Также, по статистике, на наше физическое здоровье влияют окружающая среда, экологическая обстановка, медицинское обеспечение, образ жизни. Даже данное природой крепкое физическое здоровье надо сберечь и пронести по жизни.

Да, мы не в состоянии поменять свои гены. Но мы в состоянии защитить свой организм от болезней. Регулярные медицинские осмотры помогут выявить начинающиеся проблемы. А устранить любую проблему со здоровьем легче, если не запускать ее. Очень важно и сохранить то, что дала природа. Не разрушить, а именно сохранить. А если удастся, то и укрепить.

 Итак, прежде всего, надо уделять внимание укреплению своего организма. Для этого как нельзя лучше подходят занятия спортом, физкультура. Невозможно сохранить физическое, да и психологическое здоровье без физических нагрузок. Необязательно профессионально заниматься спортом, чтобы поддерживать себя в форме. Достаточно регулярных занятий спортом, игр на свежем воздухе, прогулок, зарядки. Физическая активность необходима в любом возрасте.

Не надо наносить вред себе вредными привычками. Курение, наркотики, алкоголь – все это разрушает нас изнутри. Способствует развитию различных заболеваний. Провоцирует раннее старение. Сюда же можно добавить и злоупотребления просмотрами телевизора, увлечения компьютерными играми.

Не маловажно и наше питание и образ жизни. Надо чередовать периоды активности, сна, отдыха. Обязательно должен быть четкий график дня. В нем должно быть время на полноценный сон, не менее 8 часов. Иначе организм человека не отдыхает и не успевает восстановить силы. Это, в свою очередь, провоцирует развитие заболеваний, как физических, так и психических, поэтому и говорят, что от здорового сна зависит не только физическое, но и психическое здоровье. Недостаток сна снижает иммунитет. И даже минимальная простуда способна повалить вас в постель. Следите и за питанием. Не употребляете вредные продукты. Помните, что основой нашего питания должна быть здоровая пища. А это крупы, мясо, овощи, рыба, фрукты. Сладкое, мучное, копченое, соленое, при неограниченном и постоянном употреблении не добавят вам сил и здоровья. У каждого из нас есть свои рецепты правильного питания. Выбрав из множества систем питания свою, придерживаясь ее, вы избавляете свой организм от опасностей ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и прочего.

К этим составляющим остается добавить  позитивный эмоциональный настрой и  личную гигиену. Обязательно следите за своим внешним видом, одеждой. Конечно, это не входит в понятии о физическом здоровье, но очень влияет на психическое здоровье восприятие себя в целом.

Психическое здоровье

Физическое и наше психическое здоровье тесно связаны между собой. Если вы не привыкли уделять своему физическом здоровью должного внимания, то на этом фоне у вас может наблюдаться различные заболевания, проблемы. Падает психологическое здоровье. И наоборот. Многие заболевания. Например, язва, зависят от нашего психического состояния. Если вы не чувствуете спокойствия, уверенности, то возникает стресс. А на его почве и болезни.

Итак, кого же можно считать психически здоровым человеком. Так, тот, кто ощущает в себе силы создавать и воплощать в жизнь свои планы, тот, кто не боится смотреть в будущее, кто спокойно общается с людьми, получая при этом отдачу от общения, тот, кто считает себя счастливым, является психически здоровым человеком. Но не стоит относить к больным тех, кто немного отличается от тебя. У всех есть свои сильные и слабые стороны психики. Мы все являемся индивидуальностями. Нельзя мерить физическое и психическое здоровье одинаково. Нам присущи индивидуальные черта и мерила счастья. Что для одного будет губительно действовать на личность, для другого станет стимулом к развитию.

Наибольшему количеству стрессов мы подвергаемся в подростковом периоде. Сюда можно отнести и половое созревание, и окончание школы, с ее окончанием связано много других стрессов. Так, оканчивая школу, мы вынуждены сдавать выпускные экзамены. Следом, вступительные. Особенно много расстройств психики приходится у молодых людей именно на этот период жизни. Больше всего страдают юноши. У девушек этот период протекает менее травматично. Но уже в 25-30 лет именно у них начинает развиваться множество стрессовых ситуаций. Это и начало самостоятельной жизни, и рождение ребенка, и смена рода деятельности, и ответственность за детей и семью.

Человек живет не сам. Его окружает социум. И от его окружения, семьи, работы, коллег, близких, зависит его состояние. Огромную поддержку должна оказывать семья и близкие. Так как нам важно знать о заботе, самим оказывать ее. Не стабильные отношения, не внимание, не забота, дают нам поводы для развития стресса. А он, расшатывая психику, ведет к срывам. Чтобы человек имел силы сопротивляться обстоятельствам, менять ситуацию в лучшую сторону, ему необходима поддержка и внимание. Так, семья  и близкие должны поддерживать и показывать любовь всем своим членам. Сложные взаимоотношения с супругом, затягивание выяснения отношений, откладывание на потом различных неприятных, но нужных разговоров, все это создает нервное напряжение, а оно нарушает как физическое, так и психологическое здоровье. Не создавайте себе сами такие ситуации. В таких ситуациях надо делиться своими эмоциями, переживаниями. Если вас не могут понять, то обратитесь за помощью к врачу.

Стрессовые ситуации возникают и вне семьи. Напряженная работа, ненормированный график, командировки, денежные проблемы, многое другое, вводит нас в напряжение. Снять его мы пытаемся курением, алкоголем, наркотиками. Но этот путь ведет к гибели. Снятие напряжение  не должно оказывать пагубного влияния на здоровье. Наше физическое и психическое здоровье поддержит смена деятельности. От работы к отдыху, хобби, зарядке. Для выхода негативной энергии полезно гулять, разговаривать с друзьями и близкими.

Очень важна и обстановка. Так, не пренебрегайте отпусками. Они дают организму возможность разгрузить себя от стрессов. Такими маленькими отпусками являются и ваши выходные. Старайтесь регулировать свою рабочую неделю. Очень хорошо разгружает организм, дает расслабление смена деятельности. Так, если вы всегда сидите, то для вас полезны будут прогулки, активный отдых.

От постоянства и монотонности стрессам подвержены даже домохозяйки. Так, если у вас есть возможность оставить детей и погулять с подругами, воспользуйтесь ею. А совместный отдых с супругом укрепляет вашу веру в себя и придает вам сил. 

Если же не помогает ни смена деятельности, ни активность, ни отдых, то стоит обратиться к специалисту. Он поможет вовремя рассмотреть проблему и найти пути ее решения. Но доверить себя надо в руки того, кому вы доверяете. Так как вам придется разговаривать о многих аспектах своей жизни. Это нелегко сказать даже близким друзьям. Так что при выборе специалиста собирайте рекомендации, прислушивайтесь к мнению пациентов, отзывам. Вы не должны испытывать при враче чувства неловкости. Если оно возникает, то ищите другого врача.

Своеобразной психической и эмоциональной разгрузкой могут стать душевные разговоры с друзьями. Иногда мнение постороннего человека или его взгляд со стороны проясняют непонятную нам картину. Расставляют все по своим местам. Поговорите, посмейтесь, обсудите проблему.

Сохраняя свое психическое здоровье, вы способствуете укреплению физического и, наоборот, сохраняя физическое здоровье вы сохраняете и психическое здоровье. Так, все в нашей жизни связано. И если такую связь пошатнуть или разрушить, то не устоит и фундамент, то  есть наша личность.

zdravyshka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о