Понятийное мышление в психологии это: Понятийное мышление

Понятийное мышление

Кирилл Карпенко

Понятийное мышление – это высший уровень развития мышления. В его основе лежат понятия (обобщения, абстракции).

Понятийное мышление состоит из четырёх основных элементов:

  1. Понимание сущности явлений, главных, а не второстепенных признаков.
  2. Понимание родо-видовой иерархии понятий.
  3. Понимание причинно-следственных связей, развития явлений.
  4. Понимание единства противоположностей.

Эксперт понимает сущность явления. Дилетанты видят второстепенные характеристики.

The Expert (Русский дубляж)

Понимание сущности

Главные характеристики явлений часто скрыты, поэтому мы пытаемся понять явления через случайные, ситуационные, эмоциональные признаки.

Например, люди часто отождествляют домашнее и семейное образование, опираясь на ситуационную характеристику: место обучения. Но сущность образования – это цели, стандарты и парадигмы, лежащие в его основе.

Также многие испытывают трудности в понимании сущности светского образования. Часто даже считают, что элементы одежды учеников определяют характер образования.

Я почти всегда хожу в солнцезащитных очках. Нередко окружающие воспринимают это как экстравагантный стиль и спрашивают, почему я в очках. Стиль – это второстепенная характеристика очков, побочный эффект. Сущность солнцезащитных очков отражена в их названии: они защищают глаза от солнца (заодно и от ветра, пыли, снега и дождя).

Понимание родо-видовой иерархии

Когда мы понимаем сущность явлений, осваиваем понятия, нужно эти понятия упорядочивать, структурировать. Пример такого упорядочивания биологическая классификация живых существ. Птица – это родовое понятие. Воробей, голубь, чайка – видовые понятия.

Понимание причинно-следственных связей

Что появилось раньше: яйцо или курица?

Когда явления существуют вместе, мы склонны считать одно из них причиной, а другое следствием. Например, раньше люди считали, что живые существа самозарождаются: мыши появляются из грязного белья, а мухи из гнилого мяса. Есть гнилое мясо, есть мухи. Нет гнилого мяса, нет мух. Связь между мухами и гнилым мясом была настолько сильной и очевидной, что гнилое мясо считали причиной, а мух следствием. Истинную причину мух – яйца самок мух – сложнее заметить, поэтому настоящая причинно-следственная связь оставалась не понятой.

Понимание единства противоположностей

Истина парадоксальна. Древний символ инь-ян символизирует единство противоположностей: тёмное и светлое, день и ночь, мужчина и женщина. Противоположности составляют единство, взаимопроникновение и взаимодополнение.

Инь-ян символизирует единство противоположностей.

Примером такого единства является андрогинность и интерсекс.

Часто родители считают, что можно либо любить детей, либо контролировать, что это взаимоисключающие модели воспитания. Однако лучшим стилем родительского поведения является авторитетный, сочетающий высокий контроль и любовь.

Притча о правоте иллюстрирует способность мудрых людей, обладающих развитым понятийным мышлением, видеть единство противоположностей. Люди, не обладающие понятийным мышлением, опираются на случайные, второстепенные, ситуационные характеристики, поэтому не способны объединить возникающие противоречия.

Схема понятийного мышления

Понятийное мышление состоит из четырёх элементов.

Диагностика мышления

Исключение картинки позволяет понять уровень мышления.

Один из способов определить особенности мышления – исключение понятий или картинок.

Человека просят, например, сказать, какое слово лишнее в списке и почему: птица, стол, очки, молоток? Если человек говорит, что птица, потому что она живая, а остальное не живое, то это понятийное мышление. Однако, если человек исключает птицу, потому что она летает, то это уже исключение не по понятийному, а по функциональному признаку, значит у человека более низкий допонятийный уровень развития мышления. Самолёт тоже летает, поэтому более важно, что птица живая, а самолёт, стол, очки и молоток искусственные.

Если человек исключает птицу, потому что она имеет перья, а остальные предметы гладкие, то это ещё более низкий уровень мышления: за основу обобщения взят случайный, малозначительный признак. Если человек исключает любой другой предмет по любому признаку, то его мышление тоже не достигло понятийного уровня. Например, можно исключить молоток, потому что им бьют: это функциональное отличие, а не сущностное.

Обновлено: 24 марта 2022

Понятийное мышление — Блог Викиум

По статистике понятийный метод мышления может использовать и развивать только один человек из шести. Но это связано отнюдь не с генетикой: получить достаточно высокий уровень понятийного мышления может практически каждый человек, если он задастся такой целью. Для этого существуют определенные комплексы упражнений, дающие хороший результат. Но сначала давайте разберемся, имеет ли смысл развивать этот навык и для чего это может пригодиться.

Содержание:

  • 1 Что такое понятийное мышление
  • 2 Плюсы развития понятийного мышления
  • 3 Пример
  • 4 Особенности
  • 5 Методика развития

Что такое понятийное мышление

Большинство людей, принимая решения, опираются скорее на эмоции, чем на посылы разума. И только немногие способны выстраивать логические цепочки и принимать по-настоящему разумные решения. В результате итог импульсивных действий, совершенных под воздействием эмоций, может быть абсолютно непредсказуемым.

А, вместе с тем, если разумно подходить к своим решениям и поступкам, то можно почти со стопроцентной вероятностью просчитать развитие событий и конечный результат, к которому приведут те или иные действия. Но такой способностью обладают только те люди, которые хорошо освоили процесс понятийного мышления, остальные не в силах просчитать что-либо даже на несколько шагов вперед.

Плюсы развития понятийного мышления

Зачем же нужна методика такого мышления? Давайте разбираться.

  1. Человек, который обладает этим типом мышления, в состоянии просчитать итоги своих поступков, их плюсы и минусы, выстроить логическую цепочку.
  2. Работать над информацией того или иного вида — например, систематизировать ее и использовать в дальнейшем.

Людей с этим типом мышления не принимают решения очень быстро. Им необходимо какое-то время на оценку происходящего и анализ. Зато они в 99% случаев получают именно те результаты, к которым стремились.

Пример

Допустим, что человеку нужно куда-то поехать. У него есть несколько вариантов: воспользоваться услугами такси, общественного транспорта, частника или просто отказаться от этой идеи.

Если у человека хороший уровень понятийного мышления, то он рассуждает примерно так: такси — это дорого, но быстро, автобус — дешево, но долго, с частником ехать опасно, а если не ехать совсем, то… к чему это приведет?

Таким образом, он рассматривает данный вопрос со всех сторон, и его окончательное решение будет зависеть от всех вышеуказанных факторов.

Особенности

Следует знать, что формирование понятийного мышления происходит в достаточно юном возрасте — начиная с 6 лет и заканчивая школьными годами. Когда человек перешагнул этот возрастной рубеж, процесс можно только развивать, но пытаться учиться понятийному решения, когда вам за 18-20 лет — практически бесперспективно.

Методика развития

Если вы решили развивать данный вид мышления в себе и своих детях, на помощь придут такие упражнения:

  • Возьмите какой-нибудь предмет и подумайте о нем всерьез. Что его изобретение принесло человечеству? Что будет, если его не станет? Как его произвели?
  • Налейте воду в обычный воздушный шар и подумайте, что с ним станет в результате разных действий? Какой он примет вид, если выкинуть его в окно, проткнуть, расплавить и так далее?
  • Старайтесь больше читать. Книги — отличное наглядное пособие.

Если у вас уже развито понятийное мышление, отлично, но если еще нет — не отчаивайтесь. Вы еще можете и сами сформировать его для себя, и научить детей. Поверьте, что в будущем это еще не раз пригодится для того, чтобы принимать верные решения в самых разных жизненных ситуациях. Улучшить разные типы мышление поможет курс Викиум «Развитие мышления». Интересные факты, научные методики, специальные тренажеры на укрепление полученных навыков — все это ждет вас уже сейчас!

Концептуальное мышление | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

В мышлении концептуальное мышление есть решение проблем или мышление, основанное на познавательном процессе абстрагирования и концептуализации — это процесс самостоятельного анализа в творческом поиске новых идей или решений, который принимает за отправную точку то, что ни одна из принятые ограничения «сегодняшней реальности» обязательно должны применяться к будущему или формировать его. Таким образом, он не принимает полученную мудрость, статус-кво или инерцию как необходимые детерминанты каждого бита будущего.

Концептуальное мышление может быть ценным аналитическим инструментом или инструментом решения проблем в любой области; например, Environment Canada в примечании к «компетенциям метеорологов» определяет его следующим образом:

Концептуальное мышление — это способность понять ситуацию или проблему путем выявления закономерностей или связей и решения основных проблем. Концептуальное мышление включает в себя интеграцию вопросов и факторов в концептуальную основу. Он включает в себя использование прошлой профессиональной или технической подготовки и опыта, творчества, индуктивных рассуждений и интуитивных процессов, которые приводят к потенциальным решениям или жизнеспособным альтернативам, которые могут быть явно не связаны или легко идентифицируемы.

Концептуальное мышление требует открытости новым способам видения мира и готовности исследовать. Но как только аналитическая работа завершена и появляется новая концепция или карта ума, начинается тяжелая работа по передаче этого нового видения. Концептуальные мыслители, если они хотят добиться успеха, должны понимать, что новые и для многих незнакомые идеи нуждаются в взращивании и поддержке.

В более распространенных терминах его часто называют «латеральным мышлением» (Эдвард де Боно) или «нестандартным мышлением», в обоих случаях термины относятся к сознательному упущению или отказу от общепринятых убеждений или ограничений.

См. также

  • Когнитивный диссонанс
  • Формирование концепции
  • Концептуальное смешение
  • Концептуальные изображения
  • Концепции
  • Креативное решение проблем
  • Эдвард Де Боно
  • Латеральное мышление
  • Томас Кун
  • Смена парадигмы

Ссылки

Внешние ссылки

  • Основные компетенции
На этой странице используется лицензионный контент Creative Commons из Википедии (просмотр авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Концептуальное мышление – определение и примеры

Лидеры, обладающие концептуальным мышлением

Никола Тесла

Никола Тесла является изобретателем электрической системы переменного тока, которая широко используется и сегодня. Подобные новаторские открытия и вклады не происходят, если кто-то не является опытным концептуальным мыслителем.

Теслу помнят как настоящего провидца и человека, который повсюду видел вдохновение.

Нужны доказательства того, что за его работой стояла дальновидная концепция? В 1915 году у него было видение беспроводной связи, которую мы знаем и любим сегодня. Его цитировали: «Когда-нибудь в мировой системе будет, скажем, шесть больших беспроводных телефонных станций, соединяющих всех жителей Земли друг с другом не только голосом, но и зрением».

Эта концепция привела к его изобретательским достижениям и новаторскому духу; видение того, как его работа впишется в глобальную концепцию, поддерживало его мотивацию.

Грейс Хоппер

Грейс Хоппер была пионером компьютерного программирования и одним из первых программистов Гарвардского компьютера Mark 1. Она также была адмиралом ВМС США, а это звание и должность не были обычным явлением для женщин в 1940-х годах.

Но Хоппер всегда могла представить себе нечто большее — как для себя, так и для мира. «Адмирал Хоппер предположил, что более широкая аудитория могла бы использовать компьютер, если бы его можно было сделать удобным как для программистов, так и для приложений», — пишет Шэрон Андерсон в статье для журнала информационных технологий Департамента ВМФ.

«За время ее жизни многие из ее предсказаний сбылись, поскольку промышленность построила более мощные и компактные машины и разработала операционные системы и программное обеспечение, которые позволили обычным людям владеть персональным компьютером и управлять им».

Хоппер — еще один прекрасный пример человека, чье концептуальное мышление дало ему энергию, необходимую для выполнения работы, которая в конечном итоге изменит мир.

Элизабет Кэди Стэнтон

Сьюзен Б. Энтони — широко известное и запоминающееся имя в американской истории как активистка женского избирательного движения. Но немногие знают имя Элизабет Кэди Стэнтон, еще одной крупной активистки за права женщин.

Она и Энтони тесно сотрудничали, и было сказано, что Энтони предпочитал организовывать и действовать, в то время как Стэнтон брал на себя все теоретизирование и концептуализацию.

Стэнтон сказал: «Я создал молнии, а Сьюзен стреляет ими».

Они идеально дополняют друг друга; концептуальный мыслитель, сотрудничающий с кем-то, кто любит действовать, может быть неудержим вместе!

Как мыслить концептуально

1) Спросите «почему?»

Прежде чем засучить рукава и добиться прогресса в проекте, выясните его основную причину. Зачем ты это делаешь? Какова цель?

Копание глубже поможет вам связать вашу повседневную работу с более широкой концепцией и теорией.

2) Помните о восприятии.

Концептуальные мыслители гордятся своей способностью мыслить нестандартно и исследовать творческие, казалось бы, неосуществимые идеи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *