Поощрение как метод воспитания. Читайте на портале Ya-roditel.ru
Поощрение – один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала от взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.
Для того, чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как: «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивается нравственный смысл того или иного поступка.
Правила применения метода
Поощрение должно быть заслуженным, и использовать его надо, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется, в пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий – физических, умственных, нравственных. Например, за то, что ребенок смог отказаться от своих желаний ради удобства других: уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, по собственной инициативе навел порядок в комнате и т. п. В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению – к тому, чтобы поступить так же в другой раз.
Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает характер и последствия своих действий.
Расстроенный взволнованный мальчик подходит к воспитателю:
– Я нечаянно опрокинул цветок. Его приготовили, чтобы пересадить, а я задел.
– Хорошо, что сказал об этом, – говорит педагог. – Сейчас мы вместе приведем все в порядок.
Прибегая к поощрениям как к корректировке поведения дошкольника, не следует забывать о чувстве меры. Если ребенка хвалят за каждый пустяк, то данный метод воспитания теряет свой смысл. В одном случае дети привыкают к похвалам и не обращают на них внимания, в другом – начинают многое делать напоказ, хотя в сущности выполняют свои повседневные обязанности. Захваливание детей, не обладающих в достаточной степени сдержанностью и скромностью, приводит к самолюбованию, позерству, «примерному» поведению лишь в присутствии взрослых.
Следует также предостеречь родителей от мнения, будто в воспитании ребенка можно многого добиться одними поощрениями.
Лена привыкла, что дома ее всегда и за всё хвалят. Раскрасит рисунок и идет к соседям показывать, уберет свои игрушки на место и бежит к маме:
– Правда, я молодец?
– Молодец! Ты ж ведь у меня самая лучшая!
И так изо дня в день. Девочка настолько привыкла к похвалам, что даже замечания в мягкой форме вызывали у нее слезы. Особенно трудно было ей первое время в детском саду. Нелегко оставаться незамеченной, усидеть на занятиях и, например, не выскакивать с ответом, ожидая, когда тебя вызовут. Обидно, когда не хвалят за то, что помогла малышу завязать шарф, убрала свою постель, т. е. поступила так, как все дети. Ведь дома подобные дела расценивались как что-то необыкновенное, а здесь ни у кого не вызывали восторгов.
Немало пройдет времени, прежде чем девочка поймет, что похвалу надо заслужить. Так, поощрение, применяемое непродуманно, наносит ущерб воспитанию положительного поведения.
Есть еще одно условие, которое нельзя не учитывать: поощрение всегда должно сочетаться с требовательностью.
Для того чтобы закрепить у шестилетнего сына желание чистить зубы на ночь без напоминания взрослых, мать иногда говорила бабушке так, чтобы слышал мальчик:
– Виталик все делает, как папа. Теперь ему и напоминать не приходится, чтобы он чистил зубы.
Это имело успех – сын ведь очень хотел быть похожим на папу. Но… день ото дня процедура с чисткой зубов стала у родителей занимать все больше и больше времени, так как мальчик не хотел ложиться спать. Однако мать не торопила сына, хотя и понимала его уловку. Будучи требовательной в одном, она проявляла снисходительность и другом, в результате режим у ребенка был нарушен.
В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании со всевозрастающими требованиями они приносят желаемый результат.
Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.
Формы поощрения
Форма поощрения зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей. Если у взрослых сложились теплые, сердечные отношения с ребенком, то наградой может быть и улыбка, и выразительный жест, и кивок головы, и теплое слово. Вовремя подбодрить, одобрить, сказать доброе слово («Не робей, ты ведь смелый», «Постарался – вот и получилось», «У нас в группе все послушные, и Вова тоже») – эффективное средство формирования положительного поведения дошкольника.
В старшей группе справляли день рождения Антона. Его поздравляли, читали стихи, пели песни, танцевали, пили чай с праздничным пирогом. Но самое большое впечатление на мальчика произвели слова воспитателя:
– Антон вполне заслужил подарок: хорошо себя вел, помогал малышам, был всегда вежливым. Дома он тоже ведет себя хорошо, слушается папу, маму и бабушку, внимателен и ласков с маленькой сестренкой. Сразу видно, что он повзрослел на целый год и стал совсем большой.
На следующий день, рассматривая подаренный ребятами альбом с рисунками, мальчик вспоминал:
– Мама, а ведь Елена Васильевна сказала, что я заслужил подарок, потому что хорошо себя вел! – и, немного подумав, добавил: – Мама, если тебе надо идти в магазин, иди – я побуду с Аленкой. Я ведь уже совсем большой.
Слова одобрения утверждают ребенка в правильности поведения, вселяют уверенность в своих силах. Особенно ощутимо поощрение, основанное на методе естественных последствий.
– Молодец, что догадался помочь: мы быстро управились с делами, и теперь у нас осталось время почитать.
Ребенок понимает, что заслужил награду благодаря хорошему и правильному поступку.
Иногда можно за примерное поведение пообещать (и уж, конечно, обещание выполнить!) съездить за город, сходить в парк, на детский сеанс в кино и т. п.
Одним из важных средств поощрения являются подарки, однако прибегать к ним рекомендуется лишь в исключительных случаях, иначе ребенок может начать действовать из корыстных побуждений. Поощрение в виде игрушки, книжки, лакомства вполне возможно, но его нельзя превращать в подкуп: ты нас будешь слушаться, а мы тебе – подарок.
Воспитатель должен применять в каждом конкретном случае определенную форму поощрения.
Галя – робкая, застенчивая девочка. Это нередко являлось причиной того, что она боялась признаваться в своих поступках. Именно поэтому педагог каждый раз подчеркивала, что девочка поступает правильно, честно признаваясь в своей провинности. Такой прием стимулирует хорошее поведение, вселяет в ребенка чувство уверенности.
Особенно нужно поощрять положительные действия детей перед сверстниками. Так достигаются две цели: во-первых, придается общественная значимость хорошему поступку; во-вторых, показывается пример положительного поведения ребенка, которому будут подражать остальные дети.
Активный пример сверстников – один из распространенных в практике методов поощрения. Он основан на детском стремлении к подражанию, потому особенно эффективен. Пример оказывает еще большее воздействие, если сочетается со словом взрослого, направляющим ребенка на восприятие положительного поведения. Это дает возможность дошкольнику на практике приобретать опыт послушания. Если слово взрослого направляет ребенка на сознательное восприятие положительного примера, побуждает его к действию, то сам пример как бы вооружает его конкретными представлениями о возможных формах поведения в определенных ситуациях: «Поступил, как настоящий товарищ: сам вызвался помочь Тане»; «Машенька всегда делится тем, что у нее есть, поэтому и другие ребята для нее ничего не жалеют»; «Настя помогла малышам. Так всегда поступают старшие».
Ссылки на пример широко используются и педагогами, и родителями. Но, к сожалению, взрослым иногда изменяет чувство меры. Они то и дело говорят: «Берите пример с Вовы»; «Вот какой у нас хороший Вова!»; «Вова – молодец, не то что ты» и т. д. В результате образцовый мальчик невольно меркнет в глазах детей и, пожалуй, кроме чувства неприязни, ничего не вызывает. В этом случае пример перестает быть заманчивым для детей. Да и сам образец вряд ли получит пользу от такого излишнего к себе внимания.
Своеобразным поощрением может явиться рассказ о примерном поведении, хорошем поступке сына или дочери в кругу семьи или знакомых людей, мнение которых не безразлично ребенку. Всего несколько добрых фраз в присутствии дошкольника оказывают на него положительное влияние, принося удовлетворение от того, что его поведение оценивается положительно.
– Аленушка сегодня порадовала меня. Я задержалась на работе и пришла за ней в детский сад немного позже, но она не скучала без дела, а помогала няне убирать группу, – рассказывает мама, когда вся семья собралась за вечерним чаем.
Или:
– Посмотрите, какой порядок навели сегодня Ира и Миша. Все это они сделали сами, пока я готовила обед, – говорит бабушка возвратившимся с работы родителям.
Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе.
Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно, например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол перед приходом гостей или папе – чинить велосипед. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам: «Мы с папой починили…» или «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д.
Безусловно, поощрение трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов. Не может, например, явиться поощрением дело, не интересующее дошкольника. Если малышу стирка носового платка принесет удовольствие, так как это доверяют ему впервые, то подобное поручение старшие ребята выполняют без интереса. Только поручения, которые приносят детям удовольствие, создают чувство новизны и вызывают удовлетворение от затраченных усилий, воспринимаются детьми как поощрение.
Воспитатель или родитель может использовать и такой прием, как поручение ребенку ответственного, почетного дела:
– Коля хорошо справляется с обязанностями дежурного, знает, как ухаживать за растениями. Теперь ему можно доверить помощь тем ребятам, которые пока еще затрудняются всё делать правильно.
Новое постоянное поручение обязывает и создает чувство ответственности. Кроме того, роль шефа необычна и выглядит для ребенка почетной.
Этот метод особенно эффективен по отношению к тем детям, которые не желают трудиться, и родители с трудом добиваются от них послушания.
Иногда полезно поощрить ребенка авансом за еще не совершенные им действия, выразив тем самым уверенность и доверие, что он не подведет старших: «Дочери не приходится напоминать, чтобы она вела себя хорошо: она ведь уже совсем большая»; «Он внимательный, заботливый мальчик – радует нас своим поведением». Этот прием основывается на таких детских особенностях, как внушаемость, пробуждающееся самолюбие.
Если ребенку безразлично, как о нем отзываются, то здесь речь идет уже не о воспитании, а о перевоспитании. Иначе говоря, если дошкольник не будет считаться с мнением окружающих, то станет поступать так, как ему заблагорассудится. Вот почему так важно поддерживать в детях стремление заслужить положительную оценку их действий. Появляющаяся с возрастом осознанность хороших поступков будет влиять на поведение ребенка, создавая основу для активного послушания.
Поощрение – лишь один из методов педагогического воздействия. Одними поощрениями в воспитании детей мало чего можно добиться – они наиболее эффективны в сочетании с другими методами.
По материалам открытых источников
Поощрение и наказание в семье
По мнению одного известного американского социолога, появление новорожденных на свет — это систематически повторяющееся нашествие варваров. Новорожденные не имеют морали, не могут вести себя в соответствии с общественными потребностями, им не знакома система моральных и прочих норм данного общества. Всему этому ребенка учат в обществе и, прежде всего, в семье. Существует множество форм обучения, основанных как на сознательном, так и на подсознательном восприятии, и среди этих всевозможных педагогических приемов на первом месте, естественно, стоит известный с древнейших времен принцип поощрения и наказания, о котором и пойдет речь в данной главе.
О применении наказаний в семье
Без применения какой-либо формы наказания воспитывать ребенка практически невозможно, разве только чисто теоретически, так сказать, на бумаге. Существуют, однако, такие формы наказания, которые не способствуют достижению поставленной цели. С другой же стороны, некоторые формы наказания хотя и обеспечивают желательный результат, тем не менее могут причинить тяжелый ущерб личности ребенка.
Все виды наказаний можно разделить на две группы, одна из которых объединяет формы наказания, основанные на лишении родительской любви (говоря профессиональным языком, это сепарационные наказания), а наказание второго типа основано на болевом ощущении, точнее говоря, на том, что страх перед болевым воздействием не позволит ребенку повторно совершить нежелательные действия. Таким образом, и здесь в конечном счете воспитательный эффект достигается через чувства ребенка. В первом случае это любовь или боязнь ребенка потерять ее, во втором правильное поведение обусловлено боязнью ребенка быть больно наказанным.
С незапамятных времен используются обе эти формы наказания. Если мы ставим ребенка в угол, отправляем в другую комнату, не разговариваем с ним или испытываем другие аналогичные формы наказания, мы строим свой расчет на боязни ребенка потерять родительскую любовь; если же ребенка бьют, он получает физическое наказание. Но классификация типов наказания выглядит так просто только на первый взгляд.
Рассмотрим вначале первую, форму наказания, основанную на боязни потерять любовь. Такое наказание рассчитано на существование любви между родителями (воспитателями) и детьми. Ребенок при этом должен почувствовать, что ему есть что терять. Таким образом, применять наказание, основанное на боязни потерять это чувство, может только тот воспитатель, кого ребенок любит, любовь которого он хочет сохранить, а ее утрата может причинить ребенку серьезную боль, расстройство.
Если же такая взаимная любовь отсутствует, наказания этого рода будут неэффективными.Что же касается физического наказания, то здесь дело обстоит значительно проще. Боли боятся все люди (да и животные тоже), хотя одни признаются в этом, а другие— нет. Физическими наказаниями, в особенности сильными, можно оказывать определенное влияние на кого угодно. Вопрос лишь в том, можно ли это называть воспитанием. Это скорее дрессировка. Сильными физическими наказаниями любое животное можно приучить к какому угодно поведению, этим люди занимаются с древних времен, более того, таким же образом нередко «дрессируют» и детей. Сильное физическое наказание всегда или почти всегда позволяет достичь непосредственной цели. Если мы хотим, чтобы ребенок чего-то не делал, при помощи сильного физического наказания мы, безусловно, добьемся этого, по крайней мере на некоторое время. Такую форму воспитания и вообще все виды поощрения и наказания в психологии называют подкреплением: желаемую форму поведения подкрепляют поощрением или наказанием.
Несмотря на эффективность физического наказания, психологи не рекомендуют прибегать к этому методу по двум очень серьезным причинам. Одна из них состоит в том, что изменение поведения под воздействием физического наказания происходит почти исключительно в присутствии человека, который наказал ребенка. Таким образом, такое наказание непригодно для сознательного формирования морали ребенка. Иными словами, ребенок сначала осмотрится, и, если не заметит вблизи человека, который его наказал, он тут же «согрешит». Не будет «грешить» ребенок только в том случае, если в присутствии этого человека ему грозит физическое наказание. Вторая причина, по которой нельзя применять телесные наказания, состоит в том, что это отрицательно сказывается на личности ребенка. Телесные наказания развивают в детях нежелательные свойства характера. Систематическое применение сильного физического наказания может надломить волю ребенка, превратить его в покорную, изворотливую личность, неспособную выработать собственную, независимую позицию и принимать самостоятельные решения.
Но бывает и совсем наоборот, чему также есть много примеров, ведь ребенок — как пружина, ее можно сжать, но она все же стремится выскользнуть из рук. Поэтому может случиться и так, что в поведении ребенка, которого держали в узде постоянными физическими наказаниями, в подростковом возрасте проявляется явление, в психологии именуемое протестным, иными словами, пружина вырывается из рук, и это выливается в резко выраженное отрицательное поведение. Ребенок при этом вступает в противоречие со всем, что до того момента было неотъемлемыми элементами его жизни, прежде всего, естественно, с родителями. Родители становятся для ребенка, как говорят психологи, отрицательной моделью, и тогда все, что бы они ни сделали, будет для ребенка заведомо «плохим» уже только потому, что это нечто сделано именно родителями. Ранее положительные ценности перерождаются в детском сознании в отрицательные, и, наоборот, отрицательные ценности и черты характера могут стать предметом подражания.Наказание детей боязнью утратить родительскую любовь можно сравнить с атомной энергией. В случае неправильного применения такое наказание может нанести очень большой вред, и, наоборот, разумное его использование бывает очень результативным. Достичь желаемого можно при соблюдении двух важнейших условий. Одно из них заключается в том, что, наказывая ребенка, воспитатель всякий раз должен дать почувствовать ему, что любит его даже тогда, когда наказывает на какой-то срок лишением своей любви. Ребенок при этом должен чувствовать нечто вроде того, что хотя в данной ситуации он мог бы и лишиться этой очень важной для него любви, поскольку заслужил подобное наказание, но, к счастью, эту любовь потерять нельзя. Второе условие, подкрепляющее действие первого, состоит в том, что наказание должно относиться не ко всей личности ребенка в целом, а только к тому отдельному случаю поведения, за который он в данном случае наказан.
В связи с вопросом о применении наказания в процессе воспитания ребенка можно отметить множество менее значительных факторов, правильное или неправильное применение которых может сказываться и на результате наказания. Важнейший из этих факторов — вопрос о том, когда можно наказывать ребенка. Издавна известно, что, если ребенка, особенно маленького, наказывают спустя много времени после совершения им проступка, наказание не дает никакого результата. Представим себе, что в переполненный трамвай входит мать с ребенком. Ребенок плохо переносит толчею, она его раздражает, кроме того, он целый день не видел маму, и в конечном счете ребенок начинает ныть, капризничать и ведет себя очень плохо. В свою очередь, матери стыдно, главным образом потому, что ребенок плохо ведет себя на виду у посторонних людей, и наказать его здесь она стесняется, и тогда мать тихонько говорит ребенку нечто вроде: «Погоди, вот придем домой, я тебе покажу…» Через полчаса они уже дома, как всякая хорошая мать, она вначале умоет, накормит ребенка, и, когда уже все в порядке, по прошествии 2—3 часов после скандала в трамвае, мать наказывает ребенка. В этом случае наказание не будет отрицательным подкреплением плохого поведения ребенка в трамвае, поскольку эти события настолько разобщены во времени, что он не способен как-то их связать.
Известно, что в раннем возрасте наказание будет по-настоящему эффективным, если оно применяется не после совершения проступка, а совпадает с ним или на мгновение опережает его. В этом случае, естественно, правильнее будет говорить не о наказании, а о запрете. Очень многие дети до 2—3 лет постоянно находятся рядом с родителями, которые и могут по-настоящему эффективно пресечь нежелательные действия детей, схватив их за руку еще до совершения проступка и объяснив, что делать этого не следует. Подтверждением того, что подобное наказание очень действенно, есть очень логичное и естественное объяснение. Предположим, что ребенок тянется за каким-то очень дорогим интересующим его предметом, но кто-либо из родителей хватает его за руку, говорит «нельзя» и решительно снимает детскую ручку с этого предмета.
Другой тип характера свойствен людям, долго сопротивляющимся искушениям, но, если они не устояли, то чувства вины при этом почти не испытывают. Такую позицию можно охарактеризовать, как «вызываю огонь на себя», т. е. я отвечаю за то, что совершил, поскольку не мог более противостоять соблазну. Из этих двух различных характеров второй представляется более привлекательным, положительным, и, по-видимому, на формирование такой личности весьма серьёзно влияет и временной аспект применения наказания.
Позднее, начиная с 4—5-летнего возраста, момент наказания постепенно теряет значение, поскольку умственное развитие ребенка позволяет ему мысленно связать разобщенные во времени проступок и наказание. Начиная с этого времени некоторое оттягивание наказания может дать положительный результат. После совершения проступка в душе ребенка накапливается весьма существенное внутреннее напряжение, а поэтому некоторое запаздывание наказания может оказаться очень действенной мерой.
Желательно дополнять мягкое наказание и определенной альтернативой для ребенка. Обычно детям запрещают делать то, к чему их очень тянет. Но если мы наложим на эти действия запрет, или, говоря языком психологии, отрицательно подкрепим их, нам следует позаботиться и о том, чтобы, насколько это возможно, направить действия ребенка по допустимому пути с таким расчетом, чтобы они в какой-то мере были похожими на запрещенные. Например, если ребенок ножницами изрезал мамино платье, пытаясь сшить одежду для куклы, следует не только запретить ребенку делать это впредь и наказать его, но и научить его обращаться с ножницами, дать материал, с которым он мог бы спокойно и прилежно работать. В этом и заключается принцип «мягкое наказание плюс альтернатива».
Если для наказания ребенка родители применяют так называемое временное лишение родительского внимания и любви, за которым стоит ощутимое для ребенка чувство постоянной и непреходящей родительской любви, и, кроме того, строго соблюдают основные условия выбора момента наказания (особенно в раннем детстве) и по мере возможности систематически предоставляют ребенку возможность альтернативных действий, в этом случае можно сказать, что родители избрали правильную систему наказаний.
Роль поощрений в семье
Обычно поощряются две формы поведения. Одна из этих форм — правильные действия в той или иной области. (Ребенок может что-то хорошо сделать, и за это его похвалят. В школьной жизни одобрение родителей обычно связано с хорошим ответом или похвальными отзывами учителя.) Вторая форма поведения — это нравственное поведение, т. е. форма поведения, которую ожидают от ребенка родители, главным образом в критических ситуациях.
Почему же нужно разграничивать эти две формы поведения? Прежде всего потому, что всякой успешной деятельности, действиям присуща одна особенность, о которой часто забывают, — это ощущение успеха, уже само по себе являющееся своего рода наградой. Если ребенку что-либо удается в самом раннем детстве, успех вызывает у него настолько сильное чувство удовлетворения, что этот успех можно рассматривать как врожденное, автоматическое поощрение. Но нравственному поведению такое врожденное поощрение не свойственно, ведь каждое общество и каждая эпоха имеют свою мораль, а нравственное поведение вообще не рождается с ребенком, ему нужно учиться, и поэтому поощрение правильного нравственного поведения — это дело воспитателя.
Если успешным действиям или умному поведению изначально свойственно врожденное поощрение, возникает вопрос: нужно ли при этом какое-то иное, дополнительное поощрение? Дело усложняется еще и тем, что дополнительные поощрения могут быть причиной тяжелых психологических издержек, которые общество замечает не так отчетливо, как тяжелый грипп. Тяжелые психологические издержки вначале едва заметны, вследствие этого запаздывает и быстрая реакция родителей или воспитателей, и в результате эти издержки могут стать даже более опасными, чем тяжелый грипп. Что при этом имеется в виду? Для пояснения можно привести один эксперимент, поставленный на животных. Содержащемуся в клетке шимпанзе дали очень сложный для обезьяны замок. Обезьяна очень долго и терпеливо пыталась открыть его, и наконец ей это удалось. Обезьяна была очень счастлива, она не получила никаких дополнительных поощрений и ощущала только радость от того, что ей удалось открыть замок, решить эту загадку. Аналогичные опыты с использованием различных конструкций проводили неоднократно, и результат всегда был одним и тем же: обезьяна не бросала своего занятия до тех пор, пока задача не была решена. Однако с того момента, когда обезьяну, открывшую замок, вознаградили бананом, она соглашалась возиться с другим, новым замком только при том условии, что для нее будет приготовлен банан, Это означает, что дополнительное, внешнее вознаграждение подавило значимость чувства внутреннего удовлетворения, связанного с ощущением успеха и являющегося очень важной мотивационнои основой поведения человека.
Каждый ребенок с раннего детства стремится к компетентности в своем окружении, старается познать предметы внешнего мира, учится обращению с ними и не может освободиться от тяги к манипуляции предметами. Чтобы убедиться в этом, достаточно будет понаблюдать за действиями ребенка 1,5—2 лет, за его стремлением все ощупать, все узнать и во всем разобраться. И ребенок не может отказаться от занятий с разными предметами до тех пор, пока он не выяснит для себя их сущность, назначение, функции, пока не научится правильно или почти правильно обращаться с ними. Применение внешних поощрений может оказаться именно тем способом, который отучит ребенка от этого очень важного для человека дела. Задумайтесь над тем, возможно ли такое, чтобы ребенок списывал в школе у своего товарища из-за свойственного ему, врожденного стремления к успеху? Списывать ребенок будет лишь в том случае, если его волнуют не собственные знания, а пятерка и те велосипед или рубль, которые ему причитаются за пятерку. И в этой ситуации собственные познания ребенка не беспокоят, ведь иначе пятерка, полученная за списанную работу, обесценится в его глазах. Таким образом, можно видеть, что ребенка, который еще в раннем детстве обладал этим столь важным человеческим качеством, внешними поощрениями мы постепенно приучаем к тому, что все его действия должны вознаграждаться извне. Именно поэтому поощрения должны применяться очень осмотрительно, в особенности в тех случаях, когда они связаны с манипуляционными или интеллектуальными действиями ребенка, а не с подкреплением его нравственного поведения. Лично я считаю, что следует отказаться от всех преподношений за успехи в учебе, за исключением, пожалуй, книги или иной мелочи, которую ребенок получит от родителей в конце года.
Совсем другое дело — подарки. Подарок всегда и при любых обстоятельствах делается ребенку такому, какой он есть на самом деле, — плохому и хорошему, иными словами, человеческой личности со всеми его положительными и отрицательными сторонами. Поощрение же дается только за хорошие стороны поведения. Это следует особо подчеркнуть хотя бы потому, что сегодня уже нередко даже Деда Мороза родители припасают только для хороших детей, говоря при этом, что он знает всех хороших ребят, которым нужно принести подарок. Среди обычных высказываний родителей весьма часто фигурирует и формула: если будешь хорошо вести себя, получишь в день рождения то-то. Подарки не следует использовать в определенных воспитательных целях, ведь подарок должен служить тому, чтобы родители и дети радовались друг другу, именно это и призваны выражать подарки. Естественно, эти отношения взаимны, ребенок также делает подарки родителям независимо от того, «внесены» они в списки Деда Мороза как хорошие папа и мама или нет.
Поощрение и в самом деле служит целям воспитания, но это средство может быть по-настоящему эффективным лишь при условии сознательного его применения, в том случае, если мы будем поддерживать в ребенке стимулирующее влияние ощущения собственного успеха и подкреплять его своей радостью, чувством удовлетворения. Специфика взаимоотношений между родителями и ребенком, его зависимое положение исключает возможность того, чтобы ощущение успеха воспринималось ребенком очень остро, если родители не будут сочувственно относиться к его действиям и не разделят с ним радости успеха.
слов ободрения: наука о том, как они работают
Когда вы страдаете от негатива или боретесь с одной из многочисленных жизненных проблем, слушание или чтение слов ободрения или вдохновляющих цитат может помочь. На самом деле, они могут изменить вашу жизнь.
Оказывается, существуют реальные психологические причины, по которым эти слова работают.
Существует множество теорий поощрения и мотивации, особенно в сфере спорта и работы. Существует давнее убеждение, что критика — лучший способ мотивировать людей, чем похвала. Это негативное поощрение полезно, потому что спортсмены, студенты и сотрудники захотят приложить больше усилий, чтобы показать вам, что они лучше, чем вы думаете. Жесткость по отношению к вам делает вас жестче, жестче, сильнее.
Ученые доказали, что это не так, и нет более сильной мотивации, чем позитивный настрой, культивируемый словами поддержки.
Развитие ребенка
Исследования, такие как два, проведенные студенткой Колумбийского университета Лизой Блэквелл и студентками Стэнфордского университета Кали Х. Тржесневски и Кэрол Сорич Двек, исследуют связь между интеллектом и поощрением.
Они определили, что учащиеся с предполагаемой теорией о том, что они могут улучшить свой интеллект, показали лучшие результаты и получили более высокие оценки, чем те, кто считал, что их уровень интеллекта и способностей заложен при рождении.
Были применены различные методы обучения, доказавшие, что группа со словами ободрения увидела восходящую траекторию. В контрольной группе было обнаружено обратное.
Рассматривая другой аспект положительного отношения к учащимся, IKEA провела исследование, проведенное учащимися школы в Объединенных Арабских Эмиратах, чтобы оценить влияние издевательств. Студентов поощряли выкрикивать негативные комментарии и запугивать одно растение, в то же время положительно отзываясь о другом растении. Через тридцать дней затравленное растение оказывается на грани гибели, а растение, получающее положительные отзывы, процветает. Использование растений в этом исследовании позволяет всем нам явно признать силу наших слов даже в жизни без сложных эмоций.
Сотни других исследований были проведены, чтобы доказать пользу положительных слов и негативное влияние издевательств на студентов, но наше развитие не останавливается после выпуска.
Поощрение и поощрение
Всем известно, каково это быть рядом с позитивным человеком, когда тебя уважают, любят и дают почувствовать, что ты можешь взяться за любой проект. В знании того, что кто-то верит в вас, есть сила.
Однако и в токсичности людей есть сила. Либо вы хотите держаться от них подальше, либо вас засасывает и тянет вниз. Осознаешь, насколько тяжелы их слова, только до тех пор, пока тебя больше не закидывают негативными комментариями.
Новое исследование, проведенное Ю. Джоэлом Янгом и его коллегами из Университета Индианы в Блумингтоне в 2019 году, было проведено для оценки поощрения как качества характера. Эти исследователи надеялись найти способ измерения поощрения, чтобы повысить способность психологов консультировать своих клиентов.
Согласно исследованию, подлинное естественное поощрение — это сила характера, от которой вы получаете столько же пользы, сколько и от тех, кого поощряют. Поощряя, вы будете больше нравиться людям, а другие будут нравиться себе, и это циркулирует, создавая среду, которая представляет «хорошую жизнь».
Психологический капитал
Помимо личных и социальных преимуществ позитивного отношения и регулярных слов поддержки, существуют и финансовые преимущества. Это верно, по крайней мере, для сбора средств и продаж, согласно одному исследованию, опубликованному в Journal of Business Venturing. В исследовании говорится, что предприниматели, которые выражают положительный психологический капитал, такой как надежда, оптимизм и уверенность, добиваются более высоких результатов по сбору средств.
По сути, те, у кого более высокий настрой, кто одновременно чувствует уверенность и устойчивость и вызывает эти эмоции на других, достигают больших успехов. Позитивное отношение достигается через слова поддержки и сторонников, которые их выражают. Он построен на основе теории интеллекта, которую вы можете улучшить, а не оставаться в фиксированном состоянии.
Создавая чье-то доверие, общество выигрывает как в профессиональном, так и в психологическом плане.
Спортивные достижения
Негатив и критика распространены во многих сферах нашей жизни. Однако в большинстве областей существует понимание того, что поощрение и позитив лучше всего работают в качестве мотиваторов. Это не соответствует действительности в сфере спорта.
Тренеры, родители и болельщики по-прежнему ругают своих спортсменов, обрабатывают их критикой, злят их, потому что они верят, что гнев каким-то образом подпитывает их. Это сравнение с другими спортсменами и обесценивание навыков того, кому они пытаются «помочь», мотивируют субъекта работать усерднее. На самом деле, верно обратное.
По словам доктора Пола Фримена, спортивные результаты основаны не только на природных навыках и уровне подготовки, но и на настроении. Доктор Фриман утверждает, что спортсмены ценят слова поддержки со стороны профессионалов, товарищей по команде и родителей, хотя они могут исходить откуда угодно. Даже такая простая вещь, как майка с мотивирующей цитатой «ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ЭТО», может иметь большое значение.
Слова ободрения
Теперь, когда вы все это помните, становится ясно, почему цитаты важны и как позитивные слова ободрения могут принести пользу во всех сферах жизни — в школе, спорте, работе, наши отношения и даже наши финансы.
Начинайте каждый день с вдохновляющих цитат, окружайте себя сторонниками и наслаждайтесь словами поддержки.
Мужество/Поощрение/Отчаяние | AdlerPedia
Примечание: номера страниц, заключенные в круглые скобки, являются цитатами из Индивидуальная психология Альфреда Адлера: систематическое представление избранных из его работ. (Х.Л. и Р.Р. Ансбахер, ред.). © 1964, Harper & Row, Publishers, Inc. Используется с разрешения Perseus Books Group.
Под смелостью здесь понимается готовность действовать в соответствии с чувством общности (общественным интересом) в любой ситуации. Это основа успешной адаптации. Поощрять — значит продвигать и активировать чувство общности, то есть чувство принадлежности, ценности, значимости и приветствия в человеческом сообществе. Поскольку потеря мужества или разочарование понимается индивидуальной психологией как основа ошибочного и дисфункционального поведения, поэтому поощрение является важной частью адлерианской психотерапии и консультирования.
Обескураженный человек преследует ту же цель, что и мужественный человек: восторжествовать над чувством неполноценности и стать успешным и достойным уважения в человеческом мире. Однако ему или ей не хватает смелости действовать на благой стороне жизни из-за страха быть разоблаченным как неполноценный. Затем движение к успеху отклоняется в сторону поиска места личного превосходства над другими, движения на бесполезной стороне, отмеченной притворством, уклонением, дистанцированием и позерством в невротических, социопатических или психотических процессах и операциях.
Целью лечения индивидуальной психологии всегда является увеличение мужества человека для решения жизненных проблем (стр. 362).
Мужество — лишь одна сторона общественного интереса (с. 342).
Под мужеством можно понимать одну сторону сотрудничества (с. 437).
Только активность человека, который играет в игру, сотрудничает и участвует в жизни, может быть обозначена как мужество (с. 166).
На каждом этапе лечения мы не должны отклоняться от пути поощрения. Это соответствует убеждению Индивидуальной Психологии, которое так обижает несостоятельное тщеславие, что «все могут все», за исключением поразительно высоких достижений, о структуре которых мы и так мало что можем сказать (с. 342). ).
Невроз и психоз — способы выражения для людей, потерявших мужество (стр. 343).
Все ошибочные ответы [на жизненные задачи] являются степенями бесконечного ряда неудач или ненормальностей, или попыток более или менее обескураженных людей решить свои жизненные проблемы без использования сотрудничества или социального интереса (с.