ДЕПРИВАЦИЯ: КАК РАЗРЫВ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОЖЕРТВОВАНИЯ)
- Общие положения:
1.1. Настоящая публичная оферта (далее – «Оферта») является предложением Благотворительного Фонда «Достойный гражданин» в лице Исполнительного директора Викторова Александра Леонидовича, действующего на основании Устава, (далее – «Благополучатель») заключить на указанных ниже условиях договор об осуществлении безвозмездной благотворительной деятельности (пожертвования) (далее – «Договор») с любым дееспособным физическим или правоспособным юридическим лицом, отозвавшимся на такое предложение (далее – «Благотворитель»).
1.2. Благополучатель является некоммерческой благотворительной организацией, созданной в форме фонда, действующей на основании Устава, обладает необходимыми правами для получения Пожертвования в интересах осуществления своей уставной деятельности.
1.3. Настоящая Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 ст. 437 Гражданского Кодекса РФ. Внесение Пожертвования в адрес Благополучателя считается акцептом настоящей Оферты на указанных далее условиях.
1.4. Благополучатель готов заключать договоры пожертвования в ином порядке и (или) на иных условиях, нежели это предусмотрено Офертои,̆ для чего любое заинтересованное лицо вправе обратиться для заключения соответствующего договора к Благополучателю.
- Предмет Договора:
2.1. Благотворитель добровольно и бескорыстно (безвозмездно) в порядке осуществления благотворительного пожертвования передает в собственность Благополучателя денежные средства в размере, определяемом Благотворителем (далее – «Пожертвование»). Факт передачи пожертвования свидетельствует о полном согласии Благотворителя с условиями настоящего договора.
2.2. Благополучатель принимает Пожертвование и обязуется использовать полученные от Жертвователя по настоящему Договору денежные средства строго в соответствии с действующим законодательством и в рамках уставной деятельности.
2.3. Местом заключения договора является город Москва. В соответствии с п. 3 ст. 434 ГК РФ договор считается заключенным в письменной форме.
- Порядок передачи Пожертвования и иные условия:
3.1. Благотворитель самостоятельно определяет размер Пожертвования и вносит его в адрес Благополучателя любым удобным способом, указанным на официальном сайте Благополучателя www.blago-dg.ru (далее – «официальный сайт»).
3.2. Благотворитель может сделать пожертвование через банк по реквизитам Благополучателя, в том числе и через личный кабинет на интернет-сайте банка Жертвователя; воспользоваться системой электронных платежей, сделав пожертвование с кредитной карточки или электронной наличностью; списать средства со счета мобильного телефона или отправить SMS-сообщения. Документом, подтверждающим внесение Пожертвования, является сообщение, направленное Благополучателем или его платёжным агентом на контактные данные Благотворителя, указанные им при внесении Пожертвования, либо отметка об исполнении платёжного поручения в банке Благотворителя.
3.3. Внесение Пожертвования Благотворителем означает полное и безусловное согласие Благотворителя с условиями настоящей Оферты. Оферта считается акцептованной Благотворителем в момент внесения Пожертвования Благотворителем в адрес Благополучателя.
3.4. Благополучатель обязуется осуществлять все разумно необходимые действия для принятия Пожертвования от Благотворителя и его надлежащего использования.
3.5. Благотворитель подтверждает, что внесенное в адрес Благополучателя Пожертвование принадлежит Благотворителю на праве собственности, Благотворитель имеет право единолично распоряжаться соответствующим имуществом и/или получил все необходимые согласия и разрешения для такого распоряжения, а также что имущество не имеет каких-либо обременений. Благотворитель настоящим подтверждает, что ему не известно о каких-либо обстоятельствах или требованиях, препятствующих внесению Пожертвования в адрес Благополучателя, и его последующему использованию Благополучателем в соответствии с настоящим Договором.
3.6. Пожертвование, внесенное Благотворителем с указанием фамилии и имени подопечного Благополучателя, используется Благополучателем на оказание помощи данному лицу. При этом Благотворитель соглашается, что в случае получения Благополучателем Пожертвований в отношении подопечного в размере, превышающем сумму, необходимую для оказания помощи данному
подопечному, Благополучатель вправе использовать такие дополнительные суммы Пожертвований на оказание помощи другим подопечным Благополучателя. Если выбранный Благотворителем способ перевода пожертвования не позволяет указать «назначение платежа», Благотворитель имеет право уточнить цели пожертвования, отправив Благополучателю письмо по электронной почте [email protected]
3.7. Благополучатель публикует информацию о своей работе и отчеты о результатах деятельности на официальном сайте.
3.8. По запросу Благотворителя Благополучатель подтверждает целевое использование полученных пожертвований соответствующими документами бухгалтерского учета.
3.9. Благополучатель не несет перед Благотворителем иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.
3.10. Если иное не предусмотрено применимым законодательством, Пожертвование не облагается НДС, а Благотворитель имеет право на получение социального налогового вычета на сумму осуществлённых им благотворительных пожертвований.
- Срок действия Оферты:
4.1. Настоящая Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем ее размещения на официальном сайте Благополучателя.
4.2. Оферта является бессрочной. Благополучатель вправе отозвать Оферту в любое время, либо изменить текст Оферты без предварительного уведомления; изменения действуют со дня, следующего за днем его размещения на сайте.
- Согласие на использование персональных данных Благотворителей – физических лиц:
5.1. Акцептуя Оферту, Благотворитель – физическое лицо дает Благополучателю согласие и право на обработку персональных данных Благотворителя (фамилии, имени, отчества, адреса, места жительства, номера мобильного телефона адреса электронной почты, банковских реквизитов) с целью исполнения обязательств, возникающих из или в связи с заключением Договора, включая следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
5.2. Благополучатель обязуется обезличить персональные данные Благотворителя в публикуемых Благополучателем информационных материалах, обеспечивая отсутствие возможности однозначной идентификации персональных данных третьими лицами.
5.3. В отношении персональных данных Благотворителя Благополучатель обязуется осуществлять только те действия, в отношении которых получено согласие Благотворителя или в отношении которых в соответствии с применимым законодательством разрешение Благотворителя не требуется.
5.4. Согласие на обработку персональных данных действует в течение 3 (трех) лет со дня его предоставления. Такое согласие может быть отозвано Благотворителем в любое время путем направления Благополучателю письменного уведомления не менее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты отзыва такого согласия.
- Согласие на использование информации о Благотворителях – юридических лицах:
6.1. Акцептуя Оферту, Благотворитель – юридическое лицо дает Благополучателю согласие и право на обработку информации о Благотворителе (наименования, месторасположения, суммы пожертвования), включая предоставление неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте Благополучателя в сети Интернет, с целью исполнения обязательств, возникающих из или в связи с заключением Договора.
6.2. Благотворитель имеет право попросить Благополучателя указать на сайте его пожертвование как анонимное, в этом случае он направляет Благополучателю письменное обращение.
7.1. Все разногласия и споры, возникающие между Сторонами в связи или вследствие настоящей Оферты и/ или Договора, разрешаются путем переговоров.
7.2. Настоящая Оферта и Договор регулируются и подлежат толкованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящей Оферты и/или Договора или в связи с ними, в том числе касающиеся их исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, в случае невозможности их разрешения путем переговоров подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством РФ в судебных инстанциях по месту нахождения Благополучателя.
- Адрес и банковские реквизиты Благополучателя:
Благотворительный фонд «Центр социальной адаптации и поддержки соотечественников «Достойный гражданин»
Юридический адрес: 125190, г.
ИНН: 7743228449
ОГРН: 1177700018044
Р/с: 40703810438000007697
к/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
Банк: ПАО Сбербанк Благотворительный фонд «Достойный гражданин»
Исполнительный директор: Викторов Александр Леонидович
Сенсорная депривация – что это в психологии, примеры
Сенсорная депривация сегодня считается одной из причин развития психических заболеваний. Она возникает из-за дефицита любви в детско-родительской семье. Это означает, что сенсорная депривация может наблюдаться у людей любого возраста. Данный термин используют не только психологи, но и психиатры.
Содержание
- Что такое сенсорная депривация
- Виды
- Причины развития
- Способы лечения
- Медикаментозная терапия
- Психическая коррекция
- Осложнения
- У детей
- У взрослых
- Мои рекомендации
- Заключение
Что такое сенсорная депривация
Что это такое — сенсорная депривация? Сенсорная депривация – это состояние, при котором человеку не хватает информации об окружающем мире, так как у него перекрыты каналы получения ощущений от анализаторных систем. В таком состоянии мозг начинает искать сенсорные образы для переработки не во внешней среде, а во внутреннем мире личности, в результате чего у индивида нарастает тревога, появляются галлюцинации.
В психологии сенсорная депривация – это начало распада личностных структур и регресса мыслительной деятельности. Это мнение объясняется тем, что сенсорная депривация приравнивается к эмоциональному голоду, нарушая работу мозга.
Клиническая картина данного состояния еще полностью не изучена. В психологии признаками сенсорной депривации считаются такие проявления со стороны нервной системы, как:
- приступы мигрени;
- сухость во рту, ощущение зуда в ротовой полости;
- ухудшение памяти, рассеянность, слабое развитие произвольного внимания;
- сложности в установлении причинно-следственных связей;
- нарушения речи;
- проблемы со сном;
- галлюцинации, генерирование человеком фантастических идей;
- слабая ориентировка человека во времени и пространстве;
- расстройства психики.
Виды
Понятие сенсорной депривации позволило ученым классифицировать данное явление на несколько разновидностей:
- Когнитивный дискомфорт. Наверно, это состояние доводилось испытать каждому. В повседневной жизни часто нам приходится принимать решения в условиях дефицита информации, под воздействием внешних раздражителей. Или другой пример: человек не может выбрать между двумя новыми должностями (допустим, его образование требует переподготовки для обеих этих профессий), в итоге он остается на прежней работе, а потребность в изучении и освоении нового вида деятельности остается нереализованной.
- Тактильная депривация. Данный вид сенсорной депривации возникает в домашних условиях в результате эмоциональной холодности матери по отношению к ребенку. Дефицит объятий, поглаживаний, поцелуев искажает нормальное интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
- Двигательное ограничение. Ученые установили, что запрет на свободу движений приводит к тому, что через несколько недель человек становится апатичным, депрессивным. В условиях двигательной сенсорной депривации притупляются интеллектуальные способности человека.
- Эмоциональный голод. Это состояние возникает в результате нехватки общения в условиях социальной изоляции индивида.
- Экзистенциальный дискомфорт. Данный вид депривации возникает в результате искаженного формирования сенсорного образа жизненных целей и ориентиров у людей в кризисные периоды жизни.
- Образовательно-культурная депривация. Это расстройство обусловлено снижением учебной мотивации и познавательного интереса личности. Оно проявляется в отказе индивида от изучения нового материала, неумении применить имеющиеся знания на практике, игнорировании культурно-просветительских мероприятий.
Причины развития
Причинами формирования данного расстройства считают:
- воспитание ребенка в неполной или многодетной семье;
- неблагоприятная психологическая обстановка в семье;
- ошибки семейного воспитания;
- игнорирование родителями потребностей ребенка;
- неуважение к личности ребенка со стороны сверстников или родителей;
- воспитание ребенка в условиях детского дома-интерната;
- дефицит ярких положительных эмоций в жизни ребенка в период дошкольного возраста;
- заниженная самооценка индивида;
- слабый тип нервной системы у ребенка;
- органическая патология одной или нескольких анализаторных систем;
- отсутствие у человека возможности защищать свои права и интересы;
- стресс у ребенка в результате смерти родителей;
- длительное пребывание человека в медицинском изоляторе в период лечения инфекционного заболевания;
- прохождение курсантом обучения в кадетском закрытом корпусе;
- пребывание взрослого человека в местах лишения свободы;
- чрезвычайные происшествия, не позволяющие человеку поддерживать общение с близкими и выходить из квартиры;
Способы лечения
Терапия начинается с комплексной диагностики. Диагностика сенсорной депривации обозначает диагностику депрессии. Если отклонения от нормы минимальны, справиться с таким состоянием можно самостоятельно с помощью аутотренинга и выполнения упражнений на релаксацию. При выраженной негативной симптоматике способы лечения должен выбирать психотерапевт, клинический психолог или психиатр.
Медикаментозная терапия
Медикаментозное лечение назначает врач с учетом индивидуальных особенностей каждого клинического случая. Как правило, терапия строится на курсовом приеме антидепрессантов, седативных препаратов с дополнительным применением снотворного.
Психическая коррекция
Для достижения стойкого положительного эффекта от лечения, медикаментозную терапию нужно сочетать с психокоррекционными занятиями, которые проводят психологи и психотерапевты.
Психокоррекция направлена на изменение негативных стереотипов поведения личности.
Осложнения
Эффект длительного переживания сенсорного дефицита негативно отражается на работе нервной системы и мозга. Самыми простыми последствиями данного феномена являются: бессонница, рассеянность, перепады настроения. В тяжелых случаях расстройство сопряжено с такими осложнениями, как:
- искаженное восприятие;
- ухудшение памяти;
- нарушение биологических ритмов в организме;
- повышенная личностная и ситуативная тревожность;
- утрата способности различать галлюцинации и реальность.
Самостоятельно справиться с тяжелыми последствиями сенсорной депривации невозможно. В этих случаях требуется консультация психиатра или клинического психолога.
У детей
У детей на фоне сенсорной депривации часто возникают:
- истощение нервной системы, снижение стрессоустойчивости;
- психические расстройства, неврозы;
- депрессия и стресс;
- психосоматические заболевания;
- отставание в темпах двигательного, речевого и интеллектуального развития;
- эмоциональная холодность, отсутствие эмпатии;
- девиантное поведение, агрессивность;
- формирование позиции жертвы, отсутствие лидерских качеств в структуре характера;
- трудности социальной адаптации.
У взрослых
В современном мире существуют такие виды профессионального труда, где рабочие вынуждены находиться в условиях дефицита сенсорных ощущений, выполняя свои должностные обязанности. Пример сенсорной депривации — особенности работы спелеологов, астронавтов, моряков-подводников: отсутствие естественного освещения приводит к потере у них чувства времени, сбоям в биологических ритмах организма. Такие условия труда изменяют сознание людей.
Мои рекомендации
Сенсорная депривация – это распространенная причина возникновения у детей различных фобий и снижения самооценки. Практикующим психологам приходится не только формировать позитивный образ «Я» у ребенка, но и корректировать негативные поведенческие отклонения.
На мой взгляд, эффективными методиками работы с клиентами, пережившими сенсорную голодовку, являются гипноз и все направления арт-терапии.
Однажды ко мне обратился молодой человек с жалобами на панические атаки. Я предположила, что такой эффект в эмоционально-волевой сфере может быть вызван сенсорной депривацией: занятия йогой молодой человек практиковал в одиночестве, часами медитировал, сидя без движения. Их причиной стала увлеченность парня медитативными техниками и йогой. Работать с ним было сложно: достижению взаимопонимания между мной и клиентом мешала его убежденность в том, что самостоятельные занятия йогой дома не могут принести вреда организму.
На мой взгляд, лучшей профилактикой сенсорной депривации является полноценное живое общение, насыщенность жизни яркими впечатлениями, рациональное питание и систематические занятия спортом.
Заключение
В статье я попыталась простыми словами рассказать о том, что такое сенсорная депривация. Сенсорная депривация способна привести человека к депрессии и «букету» психосоматических заболеваний. Квалифицированные специалисты помогут избежать негативных последствий этого временного расстройства. Не нужно стесняться обращаться к психологу или психиатру, ведь здоровье – это самое дорогое, что у нас есть!
youtube.com/embed/27sVZicXNwA?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Сенсорная депривация и развивающийся мозг — Kindred Media
Рост мозга и все, что с ним связано, «зависит от опыта». Исследования последнего десятилетия выявили взаимную динамику между мозгом и окружающей средой. Измените окружающую среду, и вы измените мозг. Громкое заявление, я знаю, но правда.
В течение миллионов лет природная среда стимулировала рост мозга, поскольку все более сложные существа приспосабливались к этой среде. За последние 50 000 лет человеческая адаптация изменила окружающую среду. Сегодня таяние полярных льдов и массовое вымирание видов по всей планете демонстрируют, как изменения в человеческом мозгу влияют на окружающую среду. Окружающая среда и мозг не являются независимыми. Они две стороны одной медали.
Эта взаимная динамика развивается по мере того, как миллионы датчиков, расположенных глубоко внутри и покрывающих поверхность тела, контактируют с окружающей средой и формируют абстрактное значение сенсорной информации, собираемой момент за моментом. Структура каждой крупной системы мозга заложена генетически. Однако развитие каждого из них определяется адаптацией к сенсорным, эмоциональным, а затем и абстрактным символическим «опытам».
Легко понять, как свежие, цельные, органические продукты питают клетки нашего тела, как солнце, богатая почва и дождь питают растения. То же самое относится ко всем чувствам: осязанию, движению, зрению, слуху, вкусу, обонянию. Природа, качество, наличие или отсутствие каждого ощущения представляют собой питательные вещества для развивающегося мозга.
Наше тело было посажено и развивалось в богатой мультисенсорной природной среде и ожидает, что его насытят богатым мультисенсорным опытом. Сенсорная депривация, то есть ограничение, уменьшение или полное устранение качества и/или количества одного или нескольких сенсорных ощущений в самом начале жизни, когда мозг создает основу для жизни, может изменить базовые паттерны, которые мозг будет использовать на протяжении всей жизни. .
Еще в 1960-х годах эта взаимная связь между мозгом и окружающей средой изучалась в лаборатории путем наблюдения за влиянием сенсорной депривации на развивающийся мозг. Знаменитые исследования Гарри Харлоу о разделении матери и младенца положили начало каскаду исследований, изучающих, как сенсорный опыт способствует или замедляет рост и развитие мозга.
Интимный телесный контакт, кормление грудью, объятия, движения и ласковые игры естественным образом обеспечивают постоянный источник мультисенсорных переживаний, способствующих развитию. С этой точки зрения отсутствие грудного вскармливания, отсутствие контакта кожа к коже, отсутствие объятий, отсутствие движений и ласковых игр являются формами сенсорной депривации, которые так же вредны, как постоянная диета из нездоровой пищи или отсутствие солнечного света для очень нового и стремительно развивающийся человек.
Во многих отношениях наш современный образ жизни и мир лишены как прикосновений, так и движений, которые имеют решающее значение для здоровья и всестороннего развития. Один пример, а их много, Всемирная организация здравоохранения рекомендует кормить грудью в течение двух с половиной лет или дольше, чего практически не существует в промышленно развитых обществах.
Да, некоторые женщины кормят грудью, но очень немногие в течение двенадцати месяцев или дольше. Большинство из них не понимают, что удовольствие, получаемое от интимной безопасной соматической стимуляции, не менее важно, чем витамины и минералы, особенно если учитывать раннее развитие мозга.
Конечно, хорошее питание важно, но не менее важны интимный телесный контакт, зрение, обоняние, вкус, прикосновение, движение и ласковая игра. Это сенсорные питательные вещества, которые развивают регулирующие способности лимбического (эмоционально-социально-сексуального) мозга. Отсутствие этих сенсорных питательных веществ в раннем возрасте замедляет целостное и интегрированное развитие того, что стало называться «эмоциональным интеллектом», на всю жизнь.
Эмоциональный интеллект — это естественное выражение нейроинтегративного мозга, который охватывает и переплетает жизненный опыт, а переплетается лимбический (эмоционально-социально-сексуальный) мозг. Было показано, что лишение мозга сенсорных питательных веществ, в которых он нуждается, опять же в очень раннем возрасте, вызывает необратимые изменения в развитии и функционировании мозга. Если чувствительное окно для оптимального развития определенных структур пройдено, да, повреждение будет необратимым.
Никто не знает об этом лучше, чем Джеймс У. Прескотт, доктор философии, исследователь-новатор, который проводил исследования мозга и поведения Гарри Харлоу в области разлучения матери и ребенка (сенсорная депрессия). Одним из самых поразительных открытий было то, что движение играло центральную роль в развитии эмоционально-социально-сексуального интеллекта. В возрасте десяти месяцев дети, лишенные матери, которых воспитывали с подвижным суррогатом (пластиковой бутылкой, покрытой тканью), проявляли лишь некоторые из патологий, характерных для младенцев, лишенных матери, воспитанных с теми же неподвижными суррогатами. В наиболее чувствительный период роста и развития мозга, примерно до восемнадцатимесячного возраста, движение так же важно, как и хорошее питание.
Дефицит внимания, нарушение контроля над импульсами, внезапные вспышки гнева и насилия — все это указывает на эмоционально-социально-сексуальный мозг, не развивший способность интегрировать и регулировать сенсорную информацию. Обычно это связано с неспособностью ранней среды обеспечить богатый мультисенсорный опыт, необходимый мозгу для развития его интегративной способности. Удовольствие, которое означает безопасную интимную игру, является ключом к этому развитию. Удовольствие — это существенное и всеохватывающее поле, контекст или катализатор, который развивает биологическую основу эмоционально-социально-сексуального интеллекта.
Исследования Прескотта снова и снова демонстрируют, что отсутствие (сенсорная депривация) удовольствия более разрушительно, чем короткие приступы физической боли. Это верхушка айсберга, который меняет культуру, и очень немногие отваживаются на это.
Во время работы над пожизненным архивным проектом, который скоро будет выпущен, посвященным сенсорной депривации и развивающемуся мозгу, я спросил первопроходца Джеймса У. Прескотта, доктора философии, считает ли он, что большинство вестернизированных индустриальных культур страдают от ранней сенсорной депривации? «Разве не на это указывает социальная статистика», — был его ответ.
Кесарево сечение, разлучение при рождении, почти полное отсутствие грудного вскармливания, особенно после первых двенадцати месяцев, — все это формы сенсорной и социальной депривации по сравнению с нашей естественной эволюционной историей.
Мы живем в условиях «держи себя в руках — не трогай мир». Многие дети чаще смотрят в глаза телевизионным персонажам, чем их собственные родители. Страховые риски исключили качели из многих дошкольных учреждений и так называемых детских площадок. Углубления сужаются. Так же как и художественные классы и мастерская по дереву. Взаимодействие с трехмерным миром природы заменено на двухмерные экраны. С точки зрения сенсорного развития, что богаче, двухмерное или трехмерное?
Джим прав.
Норма является относительной. В краткосрочной перспективе нормальный означает типичный, обычный, средний. С точки зрения человеческого развития нормальное означает типичное или среднее значение, возможно, за миллион лет. С этой более широкой перспективы сегодняшняя окружающая среда далека от нормальной, далеко не здоровой. Посмотрите на детское и взрослое ожирение.
Почему это важно? Потому что ДНК и все, что она производит, использует долгосрочный взгляд на норму как основу. Во многих отношениях ДНК представляет собой форму памяти, уходящей в прошлое на миллионы лет, поскольку она адаптируется к настоящему моменту.
Джозеф Чилтон Пирс описывает, как у природы есть программа для раскрытия все более сложных способностей. Начиная с первого клеточного деления, расцвет нового человека следует плану, временной последовательности, установленной на протяжении тысячелетий. Область эмбриологии изо дня в день наносила на карту этот разворачивающийся план в утробе матери, как это делали Пиаже и другие в детстве.
Полный спектр врожденных и скрытых способностей раскрывается в соответствии с этим планом. Весь процесс взращивания нового человека предполагает обратную динамику с окружающей средой. В каждом возрасте и на каждой стадии развития предполагается, что окружающая среда обеспечит точный катализ, необходимый для развития текущей стадии, и вызовет еще один гигантский шаг вперед в сложности.
Однако, чтобы достичь полной функциональности, необходимо развивать каждую способность с ее подразумеваемой структурой. Это приводит к другой центральной теме Пирса, которую он называет «модельным императивом», перекликающейся со взглядом Брюса Липтона на биологию. Это модель-среда, которая запускает наше развитие и судьбу.
Разработка зависит от опыта, и эта зависимость относится к среде. Неудовлетворение одной или нескольких потребностей в любом возрасте и на любой стадии можно сравнить с семенем, посаженным в песок, не поливаемым или помещенным в плохое место для солнечного света. Когда разворачивающаяся повестка дня природы требует стебля или листа, это растение сделает все возможное, чтобы вырастить то, что необходимо, и сделает это с помощью ресурсов, которые оно разработало.
Растение, оставленное в темноте, даст недоразвитый маленький лист, слабый по сравнению с полностью выращенным растением. То же самое относится и к развивающемуся мозгу и телу ребенка.
Почва, солнце, ветер и дождь являются средой обитания растения. Детям прививают взрослых и взрослую культуру. Когда растение увядает, мы поливаем почву и тем самым создаем наилучшие условия для роста этого растения. Когда развитие ребенка спотыкается, возможно, мы могли бы принять тот же рецепт: возделывать почву, в которой посажены эти дети, — сосредоточить наше внимание и ресурсы на родителях и людях, которые заботятся о детях.
Жестокое обращение и пренебрежение в детстве вызваны плохим состоянием почвы, а не рассадой. Я предпочитаю термин сенсорная депривация пренебрежению или злоупотреблению. Жестокое обращение и пренебрежение производят образы раненой психики, преходящие чувства, которые легко отбросить. Сенсорная депривация более конкретна – голодание, недоедание, пытки. Соответствуют ли родители и взрослая культура долгосрочным ожиданиям природы в каждом возрасте и на каждом этапе развития ребенка или нет? Это основной вопрос. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к чувствам, и это возвращает нас к исследованиям Джеймса У. Прескотта, доктора философии.
Еще в 1960-х годах Джим больше, чем кто-либо из моих знакомых, изучал, как сенсорная депривация влияет на развивающийся мозг в самом раннем возрасте. Именно Гарри Харлоу отделил детенышей обезьян от их матерей при рождении. Он выращивал их в комнатах колонии, где они могли видеть, обонять и слышать других обезьян, но не могли прикасаться к ним или касаться их. Прикосновение и движение были двумя критическими формами стимуляции, в которых этим младенцам было отказано в самый критический период роста и развития мозга.
Вскоре стало очевидно, что дети Хэрроу, лишенные матери, были глубоко ненормальными. Развитие замедлилось. Отставало социальное, эмоциональное и половое развитие. Обезьяны были подавлены, невнимательно раскачивались стереотипными скороговорками, занимались членовредительством. Игры не было. При прикосновении в десятимесячном возрасте они вели себя так, как будто прикосновение было неприятным, их тела напрягались, обнажая зубы. По мере прикосновения несовершеннолетних рождаются вспышки бурной агрессии. Спаривание и воспитание детей были невозможны. Отсутствие нормального прикосновения и, в частности, движения вызывало необратимые изменения в мозгу этих обезьян, лишенных матери. Джим описывает, как это происходит.
Если у нас есть приятная сенсорная стимуляция, то это будут инграммы мозга, шаблоны, которые будут сохранены, и они будут образами удовольствия. Если они болезненны, они будут образами боли. А боль вызывает бурные реакции. Но есть что-то еще, что вызывает бурные реакции, и это отсутствие удовольствия, и это действительно отличается от чувственного события боли, и большинство людей еще не понимают этого различия. И действительно, сенсорная депривация удовольствия причиняет больше вреда, чем фактическое переживание физической, болезненной травмы, с которой, на самом деле, можно справиться довольно хорошо у людей, которые были воспитаны с большим количеством телесно-аффективных связей и привязанностей. удовольствие, которое несет с собой эмоциональное доверие и безопасность и так далее.
Итак, мы действительно должны рассмотреть травму сенсорной депривации физического удовольствия, и это переводится в опыт разделения, опыт изоляции младенца от матери, это начало.
Интервью с Джеймсом У. Прескоттом, доктором философии
Сенсорная депривация удовольствия причиняет больше вреда, чем реальное переживание физической болезненной травмы. В этом одном предложении содержится ключ к социально-эмоционально-сексуальному развитию в раннем детстве и ко всему, что строится на этом раннем фундаменте.
Джозеф Чилтон Пирс, Джеймс В. Прескотт и я написали эссе «Узы удовольствия». В нем мы описываем существенную роль удовольствия в формировании и закреплении прочных связей у детей и взрослых.
Боль предупреждает нас об опасности, избегая того, что вредно. Удовольствие привлекает нас к тому, что питает, ищет добра. Развивающийся мозг должен испытывать удовольствие и счастье, если должна произойти интеграция ощущений, связанных с обучением и социальной адаптацией. У ребенка, лишенного удовольствия и счастья, развивается нейродиссоциативный мозг, который фрагментирует, а не объединяет опыт.
Эта интегративная природа удовольствия и диссоциативный эффект боли были продемонстрированы много лет назад, когда новорожденных обезьян отделяли от матерей и выращивали в изоляции. Системы боли и удовольствия этих обезьян, лишенных матери, были нарушены, в результате чего созревающие молодые особи и взрослые особи компенсировали свою раннюю сенсорную потерю сверхсенсорной стимуляцией, то есть постоянным прикосновением, стереотипным раскачиванием, гиперактивностью, дефицитом внимания, отвращением к прикосновениям (гиперреактивность). и членовредительство (нарушение восприятия боли), все виды поведения с сильными параллелями у многих сегодняшних детей и взрослых.
(полный текст эссе см. на сайте www.ttfuture.org)
Что богаче с точки зрения сенсорных ощущений: быть на руках у груди матери или сосать искусственную смесь из пластиковой бутылочки? Быть пристегнутым в пластиковой коляске или на папиных плечах? Копаете яму в Китай на заднем дворе или смотрите канал Диснея? Лего или строительство клуба из древесных отходов? Ловить лягушек в канаве на улице или World of War Craft? Соседские пикапы или Маленькая лига, организованная взрослыми? День за днем, ощущение за ощущением, полный спектр переживаний, предлагаемых естественным трехмерным миром, заменялся лишенными чувств подделками.
Нейт Джонс, специалист по гонкам Формулы-1, начал замечать, что мальчики, приходившие на работу в его магазин в начале 1980-х годов, были физически и умственно неуклюжими по сравнению с каждым предыдущим поколением. Он не мог понять, почему, а потом до него дошло: каталитические нейтрализаторы появились в автомобильной промышленности в том же году, когда Nintendo поразила мальчиков-подростков.
Внезапно автомобили стали слишком сложными для работы дома, поэтому дети перестали работать с трехмерными изображениями и посвятили свое время развитию двухмерным экранам. Что сложнее – двухмерное или трехмерное?
Гипотеза Нейта была подтверждена новой книгой Фрэнка Уилсона, Стэнфордского невролога, «Рука: как ее использование формирует мозг, язык и человеческую культуру». ниже шеи. И как развивается эта сила мозга? Играя с трехмерными объектами в детстве.
Франк объясняет, что каждое физическое движение создает внутренний образ положения тела в трехмерном пространстве, форму кинестетического воображения или воплощенного познания, которое мы называем проприоцепцией. К этой воплощенной воображаемой основе мы позже добавляем символические и метафорические формы воображения. Теперь представьте себе, если можете, ребенка с богатой трехмерной сенсорной основой и ребенка, который пропустил или был лишен этой трехмерной основы и перескочил вперед к двухмерным символическим абстракциям. Кто из этих двух детей, по вашему мнению, расширит свои способности к критическому и творческому мышлению и решению проблем? Легкий – ребенок, который испытал и развил свой мозг, относящийся к естественному трехмерному миру.
Важная связь между сенсорной стимуляцией, которая почти всегда затрагивает руку, развитием мозга и творческим мышлением, получила дальнейшее подтверждение, когда глава престижной Лаборатории реактивного населения Пасадены прочитал эссе, написанное Нейтом. Он тоже видел ту же физическую и воображаемую неловкость, но не у молодых автомехаников, а у лучших университетов нашей страны. Социальные, эмоциональные и творческие способности наших самых ярких выпускников не соответствовали способностям предыдущих поколений. Эти молодые люди не играли в грязи, не копали землю в Китай и не ловили лягушек. Вместо этого они бросились к двухмерным плоскоэкранным абстракциям и тем самым лишили свой ранний мозг критической трехмерной стимуляции, важной основы для полного спектра воплощенного когнитивного И символического воображения.
Мы прошли полный круг. Сенсорная депривация удовольствия может причинить больше вреда, чем фактическое переживание физической болезненной травмы. Ползите, прежде чем идти. Играйте в грязи, стройте замки из песка и дома на деревьях, прежде чем строить ракеты на Марс. Ранний чувственный мир закладывает шаблоны для всей нашей социальной, эмоциональной и сексуальной жизни. И на этом фундаменте или его отсутствии покоятся наши мысли, убеждения, наша политика и ценности.
Проблемы сенсорной обработки у детей
Проблемы с сенсорной обработкой часто впервые обнаруживаются в раннем возрасте, когда родители замечают необычное отвращение ребенка к шуму, свету, обуви, которая считается слишком тесной, и одежде, которая раздражает. Они также могут замечать неуклюжесть и проблемы с подъемом по лестнице, а также трудности с мелкой моторикой, такой как обращение с карандашом и застегивание пуговиц.
Более сбивающими с толку — и тревожными — для родителей являются дети, которые демонстрируют экстремальное поведение:
- Кричат, если их лицо намокнет
- Истерики, когда вы пытаетесь одеться
- Имеют необычно высокий или низкий болевой порог
- Врезаются в стены и даже в людей
- Засовывают в рот несъедобные предметы, в том числе камни и краску
Эти и другие нетипичные поведение может отражать проблемы с сенсорной обработкой — трудности с интеграцией информации от органов чувств, что может ошеломить детей и привести к запутанному поведению. Родители детей с такими проблемами часто называют это расстройством сенсорной обработки, или SPD. Психиатры, однако, быстро отмечают, что ШРЛ не является признанным расстройством в Диагностическом и статистическом руководстве.
Проблемы с сенсорной обработкой теперь считаются симптомом аутизма, потому что у большинства детей и взрослых в спектре аутизма также есть серьезные сенсорные проблемы. Однако многие дети с сенсорными проблемами не в спектре. Их также можно найти у людей с СДВГ, ОКР и другими задержками развития — или вообще без другого диагноза.
Драматические перепады настроения и истерикиВ первую очередь родители часто замечают странное поведение и резкие перепады настроения, в лучшем случае странные, в худшем – расстраивающие. Часто это чрезмерная реакция на изменение окружающей среды — радикальный, необъяснимый сдвиг в поведении ребенка.
Например, первоклассник может хорошо себя чувствовать в тихой обстановке со спокойным взрослым. Но поместите этого ребенка в продуктовый магазин, наполненный перегрузкой зрительной и слуховой стимуляции, и у вас могут быть задатки экстремальной истерики, ужасающей как для ребенка, так и для родителей.
«Истерики этих детей настолько сильны, настолько продолжительны, что их невозможно остановить, как только они начались, вы просто не можете их игнорировать», — отмечает Нэнси Песке, чей сын Коул борется с сенсорными проблемами. Песке является соавтором эрготерапевта Линдси Бил, которая работала с Коулом, из Воспитание сенсорно умного ребенка .
Реакция «сражайся или беги»Еще одна реакция на поражение — бегство. Если ребенок мчится через детскую площадку или парковку, не обращая внимания на опасность, Песке говорит, что это большой красный флаг, что он может уйти от чего-то расстраивающего, что может быть незаметно для остальных, или к окружающей среде или ощущение, которое успокоит его систему. Или ребенок может стать агрессивным при сенсорной перегрузке, говорит она. «На самом деле у них неврологическая «паническая» реакция на повседневные ощущения, которые остальные из нас считают само собой разумеющимися».
Известно, что некоторые дети в спектре аутизма бродят по воде, слишком часто со смертельным исходом. Одна из теорий состоит в том, что вода предлагает входную информацию, которую они жаждут из-за сенсорных проблем. «Не все сенсорные дети делают это, — говорит Песке, — но большинство тяготеют к ощущениям и среде, которые они находят успокаивающими или стимулирующими. Их саморегуляция не очень хороша, поэтому безопасность отходит на второй план по сравнению с их потребностью в том, чтобы получить этот вклад или этот успокаивающий опыт пребывания в воде».
Дети, подростки и взрослые с сенсорными нарушениями испытывают либо повышенную чувствительность (гиперчувствительность), либо пониженную чувствительность (гипочувствительность).
Что такое проблемы с сенсорной обработкой?Трудности сенсорной обработки впервые были выявлены эрготерапевтом А. Джин Эйрес, доктором философии. В 1970-х годах д-р Эйрес выдвинул идею о том, что мозг некоторых людей не может делать то, что большинство людей считает само собой разумеющимся: обрабатывать всю информацию, поступающую через семь – не традиционные пять – чувств, чтобы создать четкую картину происходящего. как внутри, так и снаружи.
Наряду с осязанием, слухом, вкусом, обонянием и зрением д-р Айрес добавил «внутренние» ощущения телесного осознания (проприоцепция) и движения (вестибулярные). Когда мозг не может синтезировать всю эту информацию, поступающую одновременно, «это похоже на пробку в вашей голове, — говорит Песке, — с противоречивыми сигналами, быстро поступающими со всех сторон, так что вы не знаете, как их понять». все это.»
Что это за два «дополнительных» чувства в работе доктора Эйреса?
Внутренние органы чувствПроприоцептивные рецепторы расположены в суставах и связках, позволяя контролировать движения и осанку. Проприоцептивная система сообщает мозгу, где находится тело по отношению к другим объектам и как двигаться.
Дети с пониженной чувствительностью требуют ввода; они любят прыгать, натыкаться и разбиваться, а также сильное давление, такое как крепкие медвежьи объятия.
Если они гиперчувствительны, им трудно понять, где находится их тело по отношению к другим объектам, они могут натыкаться на предметы и казаться неуклюжими; поскольку у них возникают проблемы с определением силы, которую они прикладывают, они могут разорвать бумагу при стирании, слишком сильно зажать или ударить предметами.
Вестибулярные рецепторы, расположенные во внутреннем ухе, сообщают мозгу, где находится тело в пространстве, предоставляя информацию, связанную с движением и положением головы. Среди прочего, это ключевые элементы баланса и координации.
Лица с пониженной чувствительностью находятся в постоянном движении; жаждут быстрых, вращательных и/или интенсивных движений, любят, когда их подбрасывает в воздух и прыгает на мебели и батутах.
Люди с повышенной чувствительностью могут бояться действий, требующих хорошего равновесия, включая лазание по игровым площадкам, езду на велосипеде или балансирование на одной ноге, особенно с закрытыми глазами. Они тоже могут показаться неуклюжими.
Сенсорный контрольный списокЧтобы помочь родителям определить, указывает ли поведение их ребенка на серьезные сенсорные проблемы, Песке и Бил создали подробный сенсорный контрольный список, который охватывает реакции на все типы входных данных, от ходьбы босиком до обоняния предметов, которые не есть, а также вопросы, связанные с мелкой и крупной моторикой, такие как использование ножниц (хорошо) и ловля мяча (грубо).
Список для младенцев и детей ясельного возраста включает сопротивление объятиям, вплоть до выгибания дуги, когда их держат, что может быть связано с ощущением реальной боли при прикосновении. В дошкольном возрасте чрезмерная тревожность детей может привести к частым или длительным приступам гнева.
Гипочувствительные школьники могут демонстрировать «негативное поведение», в том числе то, что выглядит как гиперактивность, когда на самом деле они ищут информацию. Те, кто гиперчувствительны, избегают; это может привести к отказу чистить зубы или красить лица. Чтобы еще больше усложнить ситуацию, дети могут быть и ищущими, и избегающими, и иметь как проприоцептивные, так и вестибулярные проблемы, а также проблемы, связанные с традиционными пятью чувствами.
Неверно истолкованное поведениеПеске резюмирует, как сенсорные проблемы могут повлиять на детей:
«Если вы ребенок, который сверхчувствителен к определенным ощущениям, вы, вероятно, не только будете тревожны или раздражительны, даже в гневе или страхе вас, скорее всего, назовут «придирчивым» и «сверхчувствительным». вам нужно уйти, вы «импульсивны». Если у вас есть проблемы с планированием и выполнением ваших движений из-за плохого осознания тела и плохой организации двигательных областей мозга, — добавляет она, — вы «неуклюжи». Из-за того, что вы отвлекаетесь на свои сенсорные проблемы и пытаетесь разобраться во всем этом, вы можете в некотором смысле отставать в развитии, делая вас немного «незрелым» или молодым для своего возраста».
В этой неразберихе многие родители могут почувствовать облегчение, узнав, что может вызывать необъяснимое поведение. «Когда я описываю сенсорные проблемы родителям, у чьих детей они есть, — говорит Песке, — обычная реакция такая: «О, черт возьми, вот оно!» годы! Чувство облегчения от того, что они, наконец, знают, что это такое, просто огромно».
Видеоресурсы для детей
Обучайте своих детей навыкам психического здоровья с помощью видеоресурсов Калифорнийского проекта Healthy Minds, Thriving Kids.
Начать просмотр
Часто задаваемые вопросы
Что такое сенсорные проблемы?Сенсорные проблемы — это проблемы, связанные с обработкой информации от органов чувств, таких как зрение и слух. Дети с сенсорными проблемами часто ошеломлены такими вещами, как свет и шум, и в результате могут капризничать или закатывать истерики.
Что такое нарушение сенсорной обработки?Расстройство сенсорной обработки — это набор поведенческих нарушений, связанных с проблемами обработки информации от органов чувств, таких как зрение и слух. Иногда его называют СПД. Расстройство сенсорной обработки не признается психиатрами в качестве официального диагноза.
Что такое СПД?SPD — это другое название расстройства сенсорной обработки. Расстройство сенсорной обработки — это набор поведенческих нарушений, связанных с проблемами обработки информации от органов чувств, таких как зрение и слух. ШРЛ не признается психиатрами в качестве официального диагноза.
Каковы признаки нарушения сенсорной обработки?Признаки нарушения сенсорной обработки включают внезапные перепады настроения и странное поведение. Дети с сенсорными проблемами могут избегать яркого света или громких звуков, бегать и врезаться в предметы, закатывать истерики или казаться неуклюжими.