Потенциал человека: Потенциал личности — Психологос

Как оценить и развить свой потенциал

<<Лид>>

Из чего состоит личностный потенциал

Философы, социологи и психологи по-разному определяют личностный потенциал. Отечественные исследователи М. А. Нугаев и В. В. Соколов независимо друг от друга выделяют такие его компоненты:

  • творческий,
  • профессиональный,
  • духовный,
  • интеллектуальный.

Творчество

Чем сильнее развита творческая составляющая, тем выше способность человека находить новые решения сложных задач. Человек с творческим потенциалом активно ищет решение проблемы, генерирует идеи и пробует разные подходы.

Профессионализм

Этот аспект включает умения и навыки, которые человек способен применять в трудовой деятельности. Чем сложнее деятельность и выше результат труда, тем сильнее развит профессионализм.

Духовность

Духовность, или нравственность — это моральные нормы и этические принципы, которыми руководствуется человек. Осознавать свои принципы важно, чтобы оставаться верным себе в ситуациях морального выбора, не поддаваться сиюминутным желаниям и влиянию других людей.

Интеллект

Интеллектуальный компонент связан с мыслительными способностями и объёмом знаний индивида. Чем мощнее интеллектуальный потенциал, тем более масштабные и ответственные задачи может выполнять человек, тем он ценнее для общества.

Почему потенциал не работает

Сами по себе высокие моральные принципы или глубокие знания не обеспечивают достижений в учёбе или общественной деятельности. Если человек одарён, но ленив, толку не будет. Авторство формулы успеха «1% таланта + 99% труда» приписывают то Гёте, то Эдисону. Автор книги «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл в своём исследовании подтверждает эту идею. Главная способность успешного человека — по максимуму использовать свои способности для достижения целей.

Без суперспособности заставить себя работать все остальные элементы — бесполезный склад знаний и свойств. Чтобы превратить личностные качества и умения в ресурсы, нужна цель и мотивация к её достижению. Потенциал не работает, когда человек не стремится использовать его для движения к успеху.

Как развить и использовать личностный потенциал

Исследовать свои возможности

Для начала стоит взять блокнот и перечислить всё, что вы знаете о своём потенциале. Распишите по пунктам, какими творческими и интеллектуальными способностями обладаете, что умеете делать хорошо, каковы ваши принципы.

Творческим людям несложно отметить, например, что они легко находят общий язык с окружающими, придумывают сценарии праздников, сочиняют стихи или задания для конкурсов. Если ваш последний стишок и рисунок остались в дошкольном детстве, стоит пробовать снова.

Вспомните, чем любили заниматься до школы или в младших классах и беритесь за дело: акварельный скетчинг, робототехника, танцы, вокал. Всё, что когда-то приносило радость и удовольствие, поможет пробудить творческую энергию и найти занятие по душе. Важно не сдаваться, а искать подходящий вид деятельности.

Чтобы объективно оценить свои интеллектуальные способности, школьных тестов по предметам недостаточно. Учителя могут оказаться в плену стереотипов и ставить отметки на основании своих ожиданий. К тому же интеллект бывает разным: вербальный, эмоциональный, музыкальный, пространственный, а в школе оценивают только умение правильно выполнять задания. Лучше всего участвовать в разных интеллектуальных конкурсах, погружениях, выездных школах. В литературном клубе или инженерном кружке вне школы больше шансов получить беспристрастную оценку своих возможностей и успехов.

Для духовного роста полезно отметить, какими своими качествами и поступками вы гордитесь, а о чём сожалеете. Подумайте, какие персонажи литературы и кино, а также реальные исторические личности и люди из вашего окружения вас восхищают. Решите, чем и на кого вы хотели бы быть похожи, и в непростых ситуациях выбора представляйте, как поступил бы ваш «герой».

Научиться управлять способностями

Чтобы «включить» свои ресурсы, нужно поставить цель и двигаться к ней. Сделать это без подготовки непросто. Помимо банальной лени человеку мешают страх допустить ошибку или не справиться с задачей. Поэтому первая цель должна быть небольшой и заведомо достижимой, например, «прочитать 10 страниц книги «Кради как художник» Остина Клеона в воскресенье», «решить первые 5 заданий прошлогодней олимпиады за выходные», «навести порядок на столе в пятницу».

После первого успеха нужно ставить новые цели, но не слишком амбициозные. Укреплять волю, как и мускулы, лучше постепенно, чтобы не надорваться и не бросить всё. Если же задуманное не удалось, не стоит отчаиваться — ставьте более скромные цели. Если начинать с малого и двигаться шаг за шагом, успех неизбежен.

Наращивать элементы потенциала

Творческие способности проявляются в конкретных умениях, например, писать программный код или создавать модели одежды. Чем больше осмысленной практики, тем шире творческие возможности и выше качество работы, то есть профессионализма. То же касается интеллекта: по мере решения более сложных задач увеличиваются интеллектуальные способности.

Сформулировать свои нравственные принципы помогают размышления, анализ ситуаций и общественная деятельность. Поэтому полезно, например, углубиться в уроки литературы: читать книги и анализировать поступки персонажей.

Другой способ расти духовно — участие в дебатах, деловых играх и ролевых играх живого действия. Ролевые игры похожи на театрализованные постановки, но у них нет сценария, и каждый участник сам принимает решения исходя из своей роли и личных предпочтений. Игры помогают в безопасной ситуации ответить на вопросы о справедливости, чести и цене жизни, чтобы лучше узнать себя.

Ещё один вариант столкнуться с этическими противоречиями и выработать собственные взгляды на значимые вещи — волонтёрство. Помощь нуждающимся заставляет задуматься о законах современного общества, испытать широкую гамму чувств и проявить качества, о которых человек не подозревал. Не следует сразу брать на себя большую ответственность, для начала лучше быть на подхвате, понаблюдать и выбрать, что вам ближе: например, зоозащита, работа с детьми или экологические проекты.

Выход из зоны комфорта — это возможность испытать и одновременно прокачать свой потенциал. Выступить перед аудиторией в первый раз страшно, но это может стать первым шагом к карьере спикера. Участие в онлайн-олимпиаде может превратиться в страсть к решению сложных задач. Чтобы развивать потенциал, нужно регулярно участвовать в творческих и интеллектуальных челленджах: добровольческих акциях, мини-курсах по развитию новых умений, образовательных марафонах и спортивных мероприятиях.

Что запомнить

1. Личностный потенциал помогает развиваться и преодолевать трудности. При этом потенциал растёт вместе со сложностью задач, которые решает человек.

2. Основные элементы потенциала — творческие способности, интеллект, профессионализм и нравственность — можно развивать в соответствующей деятельности.

3. Творческий потенциал усиливается в креативных практиках (мультипликация, живопись, инженерное творчество), интеллект развивается через решение задач повышенной сложности, профессиональное мастерство растёт с опытом работы, а нравственные ориентиры укрепляются в процессе осмысления и обсуждения реальных жизненных ситуаций.

4. Ключевая способность, которая обеспечивает максимальную мобилизацию ресурсов личности — мотивация достижения цели.

5. Чтобы мотивация работала, цель должна быть и привлекательной, и достижимой.

Каждый из нас обладает личностным потенциалом — способностью развиваться и преодолевать жизненные трудности. При этом часто человек не знает, каких высот способен достичь при благоприятных условиях. Дело в том, что потенциал раскрывается в особых обстоятельствах. Рассмотрим элементы личностного потенциала и способы его усилить.

Читать онлайн «Скрытый потенциал развития человека.

Книга 1. Очищение ума», Игорь Егоров – ЛитРес, страница 2

Развитие человека

Прежде всего давайте разберемся с определением того, что же такое развитие человека?

Развитие человека – это качественные изменения его физических и психических характеристик.

Когда мы говорим о развитии человека, то мы можем смело утверждать, что Природа, Бог, Творец, Абсолют вложили в нас потенциал, задел по очень обширному и многостороннему развитию.

Безусловно, часть из этого потенциала мы реализуем в нашей жизни. Каждый из нас умеет читать и писать, кто-то умеет хорошо плавать и танцевать, красиво рисовать и хорошо петь, кто-то умеет сочинять музыку и совершать открытия в науке и технике. У каждого есть свои таланты, увлечения и склонности, которые он может, в той или иной мере, реализовать.

Развитием человека с самого рождения занимаются в семье, но большую роль в этом играют различные образовательные государственные, частные и коммерческие учебные заведения.

Обычным источником развития человека принято считать воспитание родителей, влияние окружения, профессиональное и самостоятельное образование. Также и сама жизнь, ее обстоятельства заставляют человека заниматься саморазвитием.

Мы постоянно развиваемся, наш ум и наши умения непрерывно растут и совершенствуются благодаря переживаемому опыту и извлеченным из него уроков.

Так что развитие человека – это еще и непрерывный процесс самосовершенствования. Принято считать, что природа позаботилась о развитии нашего тела, а жизнь заботится о развитии нашего сознания.

Вспомните себя в прошлом, во времена детства и юности, и вы поймете, насколько сильно изменились. Изменения произошли как на уровне тела, так и на уровне психики. Сейчас вы умнее, опытнее и мудрее, чем были раньше, пережитый опыт изменил вас.

Все вышеперечисленное является вполне очевидными свойствами человеческой психики и тела, мы действительно можем научиться танцевать и плавать, выучить иностранный язык и приобрести новые навыки и знания, необходимые для нашей работы и для любимого занятия.

Каждый из нас, при желании, может добиться успехов в разных направлениях человеческой деятельности.

И все это происходит благодаря нашему развитию и раскрытию природного потенциала.

Идея Развития Человека хорошо поддерживается и поощряется в современном обществе как на уровне отдельных людей, так и на уровне государства в целом.

Наверное, найдется не так много людей, которые были бы против постоянного и многостороннего развития индивидуума. Так что для многих из нас идея и стремление к развитию является основной движущей силой их жизни.

Многостороннее развитие – это естественная и неотъемлемая составляющая часть нашей жизни. Оно начинается с самого рождения человека и может продолжаться до самого конца его жизни.

Общепринятый сценарий развития человека и «возрастная деградация»

Да, идея многостороннего развития человека широко приветствуется в нашем современном обществе. Все правильно! Об этом очень много говорят, пишут и показывают в фильмах, посвященных этой теме.

Идея и стремление к развитию вызывает много положительных эмоций и открывает широкую дорогу в различные области человеческой деятельности.

Только для большинства людей все это выглядит не так гладко, просто и легко, как это может показаться на первый взгляд. Для них это больше похоже на красивую сказку. Жизнь большинства людей проходит совсем по другому сценарию.

Давайте посмотрим правде в глаза и согласимся с тем, что обычный средний человек занимается относительно интенсивным развитием примерно до 22 – 25 лет. А уже в возрасте 30 – 35 лет начинает постепенно и незаметно, вы уж не обижайтесь на мои слова, деградировать.

Посмотрите на то, как проходит жизнь среднестатистического человека. Она идет примерно по одному и тому же сценарию. Человек рождается, растет, развивается, взрослеет и после 30 – 40 лет начинает постепенно увядать, т.е. деградировать, стареть и… потом умирает.

Линия жизни человека

Примерно к 30 годам начинается потеря идеалов, целей и мотиваций, истощается жизненная энергия и начинает постепенно ухудшаться здоровье, теряется способность действовать и преодолевать трудности, уменьшается тяга к творчеству. Зато появляются все чаще и чаще негативные эмоции: злость, страх, зависть и уныние. Человек начинает меньше воспринимать и понимать все новое.

Какое там развитие? Какая реализация? Когда после работы ни на что сил уже не остается. Поужинать, посмотреть телевизор, посидеть за компьютером или планшетом. Это для мужчин. С женщинами все сложнее. У них еще и куча домашних дел: приготовление еды, стирка, уборка, дети. Ни на что другое ни времени, ни сил у них уже не остается.

И к сожалению, к такому положению вещей мы относимся как к норме, как к чему-то само собой разумеющемуся. Для многих из нас – это почти «Закон Жизни». Для большинства – это привычный образ жизни, ведь большая часть людей именно так и живет.

Каждый человек обладает многогранным и многосторонним потенциалом своего развития. Но большинство людей к 25 – 30 годам реализует только его небольшую часть в виде минимально необходимых знаний, навыков и умений, а затем медленно и постепенно деградирует.

Но можно жить и по-другому…

Альтернативная линия жизни

Как я упоминал ранее, каждый человек обладает потенциалом многостороннего развития. И обычно люди реализуют только его незначительную часть, а затем постепенно деградируют. Медленно и незаметно происходит угасание человека на психическом и физическом уровне.

И это вполне привычный и приемлемый сценарий жизни для большинства людей.

К счастью, у нас есть возможность изменить к лучшему такое привычное положение вещей.

Дело в том, что большинству из нас пока ничего неизвестно о других частях многостороннего потенциала, вложенного природой в человека.

Да, человек хранит в себе еще много тайн и загадок. У него есть еще неизвестный, скрытый задел, резерв, потенциал, о котором многие люди ничего не знают. Его реализация позволит человеку жить значительно лучше, на более высоком уровне, получать радость и удовольствие от жизни и не идти по проторенной дорожке в сторону увядания и деградации, а продолжить дальше свое развитие, о котором даже и не мог мечтать.

И тогда линия жизни этого человека будет выглядеть совершенно иначе, нежели у большинства остальных людей.


Альтернативная линия жизни.

В таком случае человек будет находиться в процессе развития всю свою жизнь, приобретая при этом совершенно новые качества, свойства, способности и возможности, которыми по умолчанию не обладают другие люди.

Дальнейшее развитие человека – это:

– совершенно другой уровень жизни, другие цели, ничем неограниченные перспективы и полная самореализация человека;

– совершенно другой менталитет, другой уровень осознанности и другие свойства физического тела;

– полноценная, насыщенная жизнь, наполненная удовольствием, радостью и счастьем.

Каждый человек имеет скрытый потенциал по кардинальному улучшению своей жизни, дальнейшему развитию и полному раскрытию своего внутреннего потенциала.

Как люди приходят к внутреннему развитию

Итак, как я говорил выше, у каждого человека есть потенциал по многостороннему развитию. Реализация части этого потенциала прочно вошла в систему нашего воспитания и обучения. Думать, читать и писать, считать и рисовать – всему этому нас обучают, начиная с самого раннего детства: в детском саду, затем в школе, колледже, университете и т.  д.

В многостороннем успешном развитии индивидуума заинтересованы все: и сам человек, и его семья, и окружение, и социум, и государство.

Страны всего мира для развития своих граждан имеют соответствующие государственные учреждения. Они нужны для физического и психического развития, для получения образования, разнообразных навыков и умений, необходимых не только для жизни конкретного человека, но и для государства в целом.

Так вот, это развитие является реализацией лишь определенной и всем известной части многостороннего потенциала, которым обладает каждый из нас. Это очевидная и понятная для всех вещь.

Поэтому давайте эту часть многостороннего потенциала развития человека назовем известным потенциалом.

Повторю еще раз, на самом деле у каждого из нас есть и другой задел, резерв, потенциал, о котором многие люди ничего не знают. Давайте назовем его скрытым внутренним потенциалом развития человека.


Схематичное изображение известного и скрытого потенциала развития человека

Дело все в том, что реализация этого скрытого потенциала позволит человеку жить значительно лучше, на качественно более высоком уровне, получать радость и удовольствие от жизни и не идти по проторенной дорожке в сторону увядания и деградации. Человек может продолжить свое ничем неограниченное развитие, о котором раньше даже и не мог мечтать.

О том, что из себя представляет этот скрытый внутренний потенциал, из каких элементов и составных частей он состоит, мы узнаем в следующих главах этой книги. Именно этой теме и посвящена серия книг по развитию человека.

Итак, этот скрытый внутренний потенциал спит в каждом из нас до определенного времени.

Но рано или поздно приходит время для его раскрытия. И действительно, определенная часть людей ощущает внутри себя какой-то дискомфорт. Они пытаются понять, что с ними не так. Чувствуют внутреннюю необходимость, непонятную и необъяснимую тягу к развитию. Таких людей не устраивает обыденная жизнь, для них она становится серой, неинтересной и бесцельной. Им не хочется гнаться за богатством, почетом, делать карьеру, добиваться в жизни каких-то тривиальных успехов. Они не чувствуют удовлетворения от работы, семьи и развлечений. Не могут найти себя и своего места в этой жизни. Не понимают, куда им двигаться, в какую сторону идти. Они чувствуют непонятную и необъяснимую потребность, но не знают, как ее удовлетворить.

 

Можно сказать, что сама природа оказывает на человека давление, в виде дискомфорта, терзаний, депрессий, волнений и беспокойств, поиска смысла жизни. Таким образом направляя его к поиску чего-то нового и неизведанного, толкая к внутреннему развитию.

Обычно люди, ощущая эту потребность, пытаются удовлетворить ее, посещая разнообразные лекции, семинары и тренинги, посвященные развитию и улучшению жизни. Изучают различные материалы по психологии, эзотерике, оккультизму, религиям, йоге и т. д.

Занимаются разными практиками и, не получая результатов от достигнутого, меняют их одну за другой, пытаясь найти ту, которая полностью утолит их жажду к познанию и развитию.

Все правильно, для качественного улучшения жизни человека, его развития, эволюции и реализации внутреннего потенциала одного чтения литературы недостаточно. Для этого нужна осознанная работа над собой. Само по себе ничего не произойдет. Для этого нужно приложить много усилий, знаний и умений.

Дискомфорт, терзания, сомнения, поиски непонятно чего – все эти проявления говорят о том, что для данного индивидуума пришло время для раскрытия своего внутреннего потенциала. Для него настало время заниматься своим развитием и открыть внутренние возможности, которые спали и находились в латентном состоянии.

Наша внутренняя природа сначала мягко, а потом сильнее и сильнее оказывает на нас давление для того, чтобы мы начали движение в сторону развития.

Так что есть всего два пути, два варианта того, как люди приходят к своему внутреннему развитию.

Первый вариант – это внутренняя тяга и интерес к саморазвитию, о котором я уже упомянул.

Второй вариант – когда на человека оказывается прямое давление, проявляемое в виде переживаний и волнений, страхов и беспокойств.

В этом случае хочу еще раз подчеркнуть, что сама природа толкает нас к тому, чтобы мы начали искать источник, причину своих негативных состояний. Таким образом мы тоже можем прийти к своему скрытому внутреннему потенциалу развития.

Человек может прийти к идее внутреннего развития двумя путями. Первый – это внутреннее желание развития самого человека. Второй – это оказываемое на него давление в виде страхов, беспокойств, переживаний, волнений и т. д. Они заставляют человека «посмотреть» внутрь себя, с целью разобраться со своей внутренней природой и со своим скрытым внутренним устройством.

На этом давайте завершим вводную часть и перейдем непосредственно к основной теме данной книги – к изучению того, что мы называем Очищение ума.

Обрастание судов и… людей


Вернуться к оглавлению

Обрастание судов.

В мореплавании существует такое понятие как обрастание.

Обрастание – это процесс, в результате которого часть корпуса судна, находящаяся в воде, покрывается слоем морских растений и животных. Этот слой состоит из колоний ракообразных, водорослей, минеральных частиц, ракушек и других микроорганизмов. Вес обрастаний может доходить до нескольких сотен тонн. Оно сопровождается снижением скорости судов, повышением расхода топлива и усиленным износом его механизмов. И все это приводит к увеличению эксплуатационных расходов.

Процесс обрастания днища судов продолжается непрерывно, на слое уже умерших организмов развиваются новые и новые.

Обрастание корпуса само собой никогда не прекращается и может быть устранено только в доке.

Обрастание является серьезной проблемой для судов, и с ним ведут постоянную борьбу.

Люди, занимающиеся эксплуатацией судов, знают, что если не предпринимать никаких мер по борьбе с обрастанием, то это будет приводить к ускоренной коррозии корпуса и к быстрому износу двигателей судна. При обрастании увеличивается сопротивление воды движению судна, в результате чего необходимо увеличивать мощность энергетической установки для достижения заданной скорости, что приводит к перерасходу топлива.

Мы можем сравнить эксплуатационные характеристики корабля, когда он не имеет обрастаний, очищен от них и спустя полгода его интенсивной эксплуатации, когда судно покрывается значительной массой обрастания. При этом проводится анализ и сравнение по скорости движения судна, оборотов его двигателя и расходу топлива. И для нас будет очевидным то, что по мере обрастания судна ухудшаются его эксплуатационные характеристики.

Именно обрастание является виновником ухудшения свойств и возможностей судна!

А как быть с человеком? Что вызывает его деградацию? Что является причиной ухудшения его физического и психического состояния?

В качестве причины ухудшения состояния человека мы тоже нашли свое обоснование, свою «объективную» причину. Обычно мы это списываем на черты характера, индивидуальность, предрасположенность, наследственность, конституцию тела, неправильное питание, нехватку микроэлементов и витаминов, на естественное старение организма и т.д., и т. п.

И поскольку мы уже нашли для себя причины этих состояний, мы успокоились и не стали «копать дальше». Мы смирились с «возрастной деградацией» по многим показателям жизни человека. И самое главное то, что мы это сделали нормой, «объективным законом жизни». И конечно, если это норма, тем более естественный закон природы – то мы перестали задумываться о том, что с этим можно что-то сделать.

И несмотря на все вышеперечисленное, многие люди почему-то чувствуют, что это неправильно и все время что-то ищут!

Так вот, идея «обрастания» справедлива и по отношению к человеку. Он тоже имеет свое «обрастание». Только это «обрастание» невооруженным глазом не видно. Но оно имеет ощутимые проявления в виде плохого настроения, нежелания что-то делать, нехватки энергии и плохого сна, в виде волнений, беспокойств и тревог. Оно точно также негативным образом отражается на качестве и длительности жизни, на повышенном износе физического тела, на его здоровье и внешнем виде, на его поведении, стремлениях и желаниях.


«Обрастание» человека

Подобно тому как судно, обросшее десятками, а то и сотнями тонн балластного груза, не может полностью реализовать свой потенциал, таская с собой эту огромную бесполезную массу, так и человек накапливает свой собственный балласт – «груз прошлого». Он не может из-за него в полной мере проявить и реализовать себя и поэтому вынужден жить на более низком уровне, чем мог бы, если бы не имел этой ноши за «своей спиной».


Если об обрастании и его негативном воздействии на суда и их эксплуатационные характеристики все давно и хорошо известно, то об «обрастании человека» и его влиянии на нас мы пока ничего не знаем или знаем очень и очень мало. Даже профессионалы, связанные с этой областью (психологи, физиологи, психотерапевты и др.), имеют об этом только разрозненные и несистематизированные знания.

Так вот, когда мы говорим об улучшении жизни человека, о его развитии и полном раскрытии внутреннего потенциала, то мы в первую очередь имеем ввиду избавление, освобождение от этого нашего «обрастания», «груза прошлого».

Каждый человек в процессе жизни накапливает «опыт», «груз прошлого», который не позволяет ему жить полноценной, наполненной радостью, удовольствием и счастьем жизнью. Имея эту «ношу» за своей спиной, он не может полностью проявить и реализовать себя.

Скрытый Внутренний Потенциал по Улучшению Жизни и Развитию Человека

Итак, каждый из нас в процессе жизни неосознанно накапливает, обрастает «опытом», «грузом прошлого», о котором ничего не знает, и который сильно, но скрытно негативно воздействует, влияет на нас, на наше настроение, на тело, здоровье, на наше поведение, поступки и потребности.

Воздействие этого «груза прошлого» на человека происходит незаметно и очень постепенно, начиная с самого раннего детства. И нами никак не осознается. А самое главное то, что это влияние в виде плохого самочувствия, неважного здоровья и негативного настроения не воспринимается нами как аномалия. Мы относимся к этому как к данности, как к естественному положению вещей, как к «Закону Жизни».

А если кто-то и задумывается над этим, то находит для себя «очень весомые обоснования» и на этом успокаивается.

Как я и упоминал раньше, свое плохое настроение, здоровье, нехватку сил и энергии обычно мы списываем на плохую генетику и недостаток образования, на родителей и учителей, на начальство и коллег по работе, плохую экологию, нехватку витаминов и микроэлементов, на паразитов в теле человека и даже на погоду. Мы всегда можем найти причины и оправдания для своей лени, неспособности и нежелания что-то делать. Так устроена психика большинства людей.

Только к истинному положению дел это никакого отношения не имеет. Настоящей причиной этого является накопленный нами «груз прошлого».

Освобождение от него является первым шагом, первой ступенькой к раскрытию своего «Скрытого Потенциала Развития».

Полное освобождение человека от этого груза на уровне психики, ума, памяти и физического тела приводит к качественно новому уровню существования, к более высокому уровню жизни, пониманию себя, своих возможностей, восприятию окружающего мира и совершенно иному мировоззрению.

Но и это еще не все! По сути дела, мы будем говорить о многостороннем скрытом потенциале, который может быть реализован только в определенной последовательности!


Первый шаг, первая ступень – самая сложная и самая важная – это освобождение человека от «груза прошлого» на уровне его психики, ума и памяти.

Вторая ступень – это освобождение человека от этого «груза» на уровне физического тела.

И третья ступень – Полное Открытие Внутреннего Потенциала.

Эта ступень будет доступна только тогда, когда человек полностью избавится, освободится от всего «груза прошлого» как на уровне психики, так и на уровне физического тела.

У каждого из нас есть неизвестный, скрытый многосторонний задел по кардинальному Улучшению Жизни, Развитию и Полному Открытию своего Внутреннего Потенциала.

Шкала состояний человека

Поскольку мы говорим об улучшении жизни, о развитии, а тем более о полном раскрытии внутреннего потенциала, у нас должны быть критерии, признаки, показатели разных уровней психического (душевного) и физического состояний человека и его жизни в целом.

Они необходимы как для определения его текущего состояния, так и тех, в которых человек может потенциально находиться как в сторону его улучшения, так и в сторону ухудшения. И поскольку мы сейчас говорим о развитии, то эти критерии нам объективно подскажут, что мы двигаемся в нужном направлении. Сначала в направлении улучшения жизни, а затем в сторону более высоких состояний существования, связанных с полным раскрытием внутреннего потенциала.

Под состоянием человека мы будем подразумевать совокупность признаков, состоящих из его эмоционального состояния, его отношения к жизни, к миру, уровня общения, уровня фиксации и свободы внимания, состояния его физического тела, энергетики и т. д.

Давайте рассмотрим эти состоянии и соответствующие им качественно разные уровни жизни. Для этого мы будем использовать Шкалу Состояний Человека, приведенную ниже.

Шкала состояний человека – это наглядный, интуитивно-понятный, очень удобный и важный для нас инструмент.

Одним из основных элементов этой шкалы является последовательность эмоций, таких как страх, гнев, горе, энтузиазм и других, которые могут чувствовать, испытывать люди.

 

Шкала имеет определенную, закономерную последовательность состояний человека: высшее, среднее и низшее.

Для удобства все шкалу мы поделили на пять зон, окрашенных разными цветами.

В самой верхней части шкалы – желтой зоне – расположены высочайшие эмоции: безмятежность бытия, счастье, вдохновение и т. д.

За ней – зеленая зона – на которой расположены положительные эмоции: энтузиазм, веселье, интерес и т. д.

Далее вниз по шкале идут серая, красная и темная зона, на которых расположены менее положительные, затем негативные и, наконец, очень негативные, отрицательные эмоции.

Шкала состояний наглядно показывает, как происходит движение из зеленой зоны, наполненной положительными эмоциями, жизненной силой и энергией, вниз – к темной зоне, к смерти через постепенное ухудшение этих и других показателей.

Если сказать обобщённо, то для человека, находящегося в верхней части шкалы – желтой и зеленой – жизнь легка и проста, она наполнена творчеством, радостью, счастьем и удовольствием.

Человек, находящийся в желтой зоне, имеет высокую степень осознанности, он целеустремлен, всегда знает, что ему делать и куда двигаться по жизни.

Для того, кто находится в серой и красной зоне шкалы – жизнь скучна, бесцельна и неинтересна.

Для того, кто находится в нижней, темной зоне шкалы – жизнь тяжела, сложна, полна трудностей, наполнена страхами, волнениями и беспокойствами.

Внимательно ознакомьтесь со шкалой и ее цветными зонами. Как следует изучите характеристики всех зон, поскольку мы будем к ней постоянно обращаться.

Она является одним из важных элементов, используемых в «Развитии человека» и «Очищении Ума» в частности!


А сейчас давайте поближе познакомимся с каждой зоной шкалы.

Как я уже сказал, цвет каждой зоны соответствует определенному состоянию человека.

Движение человеческого потенциала | Encyclopedia.com

Движение, направленное на то, чтобы помочь обычным людям полностью раскрыть свой потенциал посредством эклектичного сочетания терапевтических методов и дисциплин. Ценности движения включают терпимость, базовый оптимизм в отношении человеческой природы, необходимость честного межличностного общения, важность полноценной жизни «здесь и сейчас», а также дух экспериментирования и открытость новому опыту.

Уильям Джеймс , ранний сторонник человеческого потенциала и измененных состояний сознания , считается предшественником движения человеческого потенциала. Однако современный интерес к человеческому потенциалу можно напрямую проследить до гуманистического психологического подхода таких фигур, как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу в 1950-х годах. Гуманистическую психологию иногда называют Третьей силой, потому что она представляет собой альтернативу преобладающим психоаналитическим и бихевиористским методам. Отказ от представления о поведении, определяемом детство событий или условных реакций на внешние раздражители, практикующие гуманисты подчеркивали способность человека расти и меняться в настоящем и ставили перед собой цель самореализации путем устранения препятствий.

Маслоу вместе с Роджерсом, Ролло Мэй и Шарлоттой Бюлер основали Американскую ассоциацию гуманистической психологии. Придерживаясь позитивного, оптимистичного взгляда на человеческую природу, он популяризировал концепцию самоактуализации 9. 0008, основанный на его исследовании исключительно успешных, а не исключительно проблемных людей. Выбрав группу «самореализовавшихся» исторических личностей, включая Авраама Линкольна (1809–1865), Альберта Эйнштейна (1879–1955) и Элеонору Рузвельт (1884–1962), Маслоу составил список их характеристик, некоторые из которых позже стали фирменными ценностями движения за человеческий потенциал (принятие себя и других, спонтанность, идентификация с человечеством, демократические ценности, креативность ). В широко популяризированной Маслоу иерархии мотивации базовые потребности человека располагались в нижней части пирамиды, а самоактуализация — на самом высоком уровне. Другой идеей Маслоу была концепция «пикового опыта», трансцендентного момента самоактуализации, характеризующегося чувством радости, целостности и удовлетворения.

Философия клиент-центрированной терапии Карла Роджерса (которая была разработана в 1940 году, но достигла пика популярности в 19 веке). 50-е годы) напоминал идеи Маслоу своим взглядом на человеческие импульсы как в основном положительные и своим уважением к внутренним ресурсам и врожденному потенциалу каждого клиента. Еще одно сильное влияние на развитие движения за человеческий потенциал оказал тренинг чувствительности , открытый гештальт-психологом Куртом Левином (1890-1947) в его Т-группах в Национальных учебных лабораториях в конце 1940-х и 1950-х годах. Под влиянием таких деятелей, как Маслоу и Роджерс, обучение чувствительности, которое первоначально использовалось для обучения профессионалов в бизнесе, промышленности и других областях, превратилось в группы встреч 19-го века.60-х и 1970-х годов. В группах встреч использовались базовые техники Т-группы, но акцент смещался в сторону личностного роста, подчеркивая такие факторы, как самовыражение и интенсивный эмоциональный опыт.

В центре движения за человеческий потенциал находился центр роста, образцом для которого послужил Институт Эсален в Биг-Суре в Калифорнии. Независимо от какого-либо университета или другого учреждения, Эсален предлагал семинары психологов и авторов по многим темам, представляющим интерес для гуманитариев. Его основатель Майкл Мерфи представлял его как место, где гуманистическая психология может быть интегрирована с восточными философиями. В середине 19В 60-е годы в список ведущих входили философ Алан Уоттс (1915–1973), историк Арнольд Тойнби (1889–1975), теолог Пол Тиллих (1886–1965) и химик Лайнус Полинг (1901–1994). Маслоу присоединился к Esalen в 1966 году. К началу 1970-х годов в Соединенных Штатах насчитывалось от 150 до 200 центров роста, созданных по образцу Esalen.

Статус Калифорнии как центра движения за человеческий потенциал еще больше укрепился, когда Карл Роджерс переехал в Ла-Хойю в 1964 году, где писал и читал лекции в Западном институте поведенческих наук, а затем в Центре изучения человека. Центральные принципы его терапевтического подхода были расширены на такие области, как философия и образовательная реформа, выходящие за рамки психологии, а фразы «личностно-центрированный подход» и «образ жизни» стали заменять «клиент-центрированный подход». Роджерс также стал лидером в встретиться с группой движения, адаптируя принципы клиент-центрированной терапии к групповой модели. К ним относится вера в то, что люди могут решать свои собственные проблемы и полностью раскрывать свой потенциал в поддерживающей и разрешающей среде. Модель Роджерса призывала лидера группы действовать как неавторитарный фасилитатор, создавая безопасную атмосферу, способствующую открытому и честному обмену мнениями между членами группы.

Помимо групп встреч и различных нетрадиционных методов лечения (включая гештальт-терапию, психодраму, трансактный анализ, терапию первичного крика и терапию Морита), движение человеческого потенциала также охватило ряд дисциплин и практик (как восточных, так и западных). включая исцеление, самосовершенствование и самосознание, включая дзен-буддизм, астрологию, искусство, танец и различные системы движения тела и манипуляции. В то время как наиболее яркие и эксцентричные аспекты движения за человеческий потенциал в значительной степени были отнесены к причудам 19-го века. 60-х и 1970-х годов, таких как первичная терапия криком и EST (обучение на семинарах Эрхарда), она сохраняется в других формах. Американское общество гуманистических психологов по-прежнему является активной, хорошо организованной группой. Журналы в этой области включают Journal of Humanistic Psychology, Journal of Creative Behavior, Journal of Transpersonal Psychology, и другие. Помимо этого, наследие движения человеческого потенциала можно увидеть в продолжающейся популярности семинаров и книг по самосовершенствованию и даже в недавнем распространении групп 12 шагов, а также во многих отношениях, в которых его ценности и принципы продолжают влиять. профессиональная работа терапевтов различной направленности.

Маслоу, Абрахам. К психологии бытия. Принстон: Ван Ностранд, 1962.

Роджерс, Карл. О становлении личностью. Бостон: Houghton Mifflin, 1961.

Северин, Ф., изд. Гуманистические взгляды в психологии. Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1965.

Движение человеческого потенциала | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

Определение

Движение человеческого потенциала — это термин, используемый для обозначения гуманистической психотерапии, которая впервые стала популярной в XIX веке.60-х и начала 1970-х годов. Движение делало упор на развитие личности с помощью таких методов, как группы встреч, тренировка чувствительности и первичная терапия. Хотя движение человеческого потенциала и гуманистическая терапия иногда используются как синонимы, на самом деле гуманистическая терапия предшествовала движению человеческого потенциала и обеспечила теоретическую основу движения. Гуманистическая терапия процветала в 1940-х и 1950-х годах. Его теоретиками были в основном психологи, а не врачи. Среди них были Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Эверетт Шостром, Карл Роджерс и Фриц Перлз.

Движение человеческого потенциала и гуманистическая терапия отличаются следующими акцентами:

  • Забота о том, что является уникальным для человека, а не то, что люди разделяют с другими животными.
  • Сосредоточенность на неограниченном росте каждого человека, а не на изменении личности в соответствии с требованиями общества.
  • Интерес к тому, что происходит здесь и сейчас, а не к истории детства или предполагаемым бессознательным конфликтам.
  • Целостный подход, касающийся всех уровней человеческого бытия и функционирования, а не только интеллектуального, включая творческое и духовное функционирование.
  • Ориентация на психологическое здоровье, а не на беспокойство.

Цель

Цель гуманистической терапии — позволить человеку в полной мере использовать свои личные способности, ведущие к самореализации. Самоактуализация требует интеграции всех компонентов уникальной личности. Эти элементы или компоненты личности включают физическое, эмоциональное, интеллектуальное, поведенческое и духовное. Признаками самоактуализировавшегося человека являются зрелость, самосознание и подлинность. Гуманистические терапевты считают, что большинству людей — не только тем, у кого есть явные проблемы — могут быть полезны возможности для саморазвития. Гуманистическая терапия использует как индивидуальный, так и групповой подходы.

Меры предосторожности

Психотические пациенты, лица, злоупотребляющие психоактивными веществами, и лица с тяжелыми расстройствами личности или расстройствами импульсивного контроля могут не подходить для лечения гуманистическими методами.

Описание

Гуманистический подход к индивидуальному лечению обычно следует тому же формату, что и другие формы амбулаторного консультирования. Терапевтами могут быть врачи, медсестры, психологи, социальные работники или священнослужители. Форматы гуманистического группового лечения гибки, и используется широкий спектр методов лечения, начиная от групп встреч и групп терапии и заканчивая тренировками уверенности в себе и группами повышения сознательности. Кроме того, гуманистическая традиция способствовала публикации книг по самопомощи для людей, заинтересованных в психологическом самосовершенствовании.

Риски

Основные риски включают в себя усиление эгоцентричных тенденций у некоторых пациентов и опасности, возникающие в результате встреч с группами, возглавляемыми людьми без соответствующей подготовки. Плохо организованные группы встреч могут быть травмирующими для людей с низкой терпимостью к конфронтации или «раскрытию» личных проблем.

Нормальные результаты

Ожидаемый результат гуманистической терапии — более высокая степень личной целостности, самопринятия и исследования своего потенциала. Ожидается, что в групповом лечении участники вырастут в навыках межличностной эмпатии и взаимоотношений. Однако было проведено несколько контролируемых исследований для определения обоснованности этих ожиданий.

Ресурсы

КНИГИ

Северин, Фрэнк Т. «Гуманистическая психология». В Энциклопедия психиатрии, психологии и психоанализа под редакцией Бенджамина Б. Вольмана. Нью-Йорк: Генри Холт и Ко., 1996.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Группа встреч — Форма гуманистической терапии, в которой участники встречаются с обученным лидером для повышения самосознания и социальных навыков посредством обмена эмоциями и конфронтации.

Гуманистическая терапия — Подход к психотерапии, который подчеркивает уникальность человека, его положительные качества и индивидуальный потенциал. Иногда его используют как синоним движения человеческого потенциала.

Первичная терапия — Форма гуманистической терапии, зародившаяся в 1970-х годах. Участникам было предложено пережить болезненные события и высвободить чувства с помощью крика или плача, а не анализа.

Тренинг чувствительности — Форма гуманистической групповой терапии, начавшаяся в 1950-е годы. Участники участвовали в неструктурированных дискуссиях, чтобы лучше понять себя и других.

Медицинская энциклопедия Гейла, 3-е изд.

Подробнее с encyclopedia.com

Терапия движением, определение Двигательная терапия состоит из множества восточных и западных двигательных техник, которые используются для развития физических, психологических, эмоциональных… Групповая психотерапия, определение Групповая терапия — это форма психосоциального лечения, при которой небольшая группа пациентов регулярно встречается, чтобы поговорить, пообщаться и обсудить проблемы, связанные с… Терапия магнитным полем, определение Магнитотерапия — это использование магнитов для облегчения боли в различных областях тела. Истоки Магнитная терапия восходит к древним… Chelation Therapy , Definition Хелатная терапия — это внутривенное лечение, предназначенное для связывания тяжелых металлов в организме с целью лечения отравления тяжелыми металлами. Сторонники… Эдди Г. Робинсон, ECT • сокр. электрошоковой терапии. ЭСТ мед. электрошоковой терапии • Мед. эмиссионно-компьютерная (или -компьютерная) томография ЭСТ Аббревиатура от… Арт-терапия, определение Арт-терапия, иногда называемая творческой арт-терапией или экспрессивной арт-терапией, побуждает людей выражать и понимать эмоции через…

Об этой статье

Обновлен Облизости Encyclopedia.com Содержание ПЕЧАТЬ Статья

Вы также можете также вроде
Близлежащие термины

Человеческая фактора. теория капитала

Конфликты между людьми и животными

Торговля людьми продолжается и в США

Торговля людьми

Торговля людьми

Вирус Т-клеточного лейкоза человека, связанный со СПИДом

Вирус Т-клеточного лейкоза человека (HTLV)

Люди, защита

Исследования на людях

Обзор

Человеческие жертвы

Права человека: права женщин

Права человека: обзор

Права человека, права детей и демократия

Права человека, не основанные на сексе (2 октября 1837 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *