Потенциал в психологии это: Потенциал личности — Психологос

4.5. Личностный потенциал

Личностное в личности. Личностный потенциал как основа самодетерминации. Личностный потенциал – это интегральная, системная характеристика личности, которая лежит в основе способности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности на фоне давления ситуации и изменения внешних условий (Д.А.Леонтьев).

Современная психология личности представляет собой весьма эклектичную область, специфическое предметное содержание и границы которой весьма нечетко определены. Если открыть практически любой из учебников под названием «Психология личности», «Теории личности» или «Развитие личности», мы найдем там все что угодно, от конституции до смысла жизни. Именно отсутствие четкого представления о специфическом содержании личности, в отличие от психических процессов, состояний и других составных частей предмета психологии, и является, по мнению Д.

А.Леонтьева, основным барьером для развития этой области научного знания, которое движется сейчас очень быстрыми темпами, но направление этого движения не совсем понятно.

Ряд авторов в разное время и в достаточно разных контекстах пытались вычленить специфическое содержание личности. Можно сослаться на идею А.Н. Леонтьева (1983) о личности как особом измерении, несводимом к тому, в котором ведется изучение психических процессов, на идею В. Франкла (1990) о поэтическом, духовном измерении, которое надстраивается над измерением собственно психологическим, идею Б.С. Братуся (1988) о разведении личности в узком смысле слова, характеризующуюся особым содержанием, и личности в широком смысле слова. Во всех этих случаях под специфическим содержанием личности подразумевалось ее смысловое измерение, смысловая ткань, ее внутренний мир,что нашло отражение в перекликающихся между собой вариантах моделей структуры личности (Асмолов, 1990; Братусь, 1988; Д.А. Леонтьев, 1993), которые достаточно близки.

Во всех трех моделях вычленяется смысловая сфера личности как специфическая ее ткань.

Для обозначения этого базового измерения — собственно личностного в личности — Д.А.Леонтьев вводит рабочее понятие «личностный потенциал» (ЛП), который прямо не коррелирует с интеллектуальным развитием, с глубиной содержательностью внутреннего мира и с творческим потенциалом.

Уже повседневный опыт дает нам интуитивное представление о подобной базовой индивидуальной характеристике, стержне личности. Если мы посмотрим на общепризнанных гениев, то в первых их рядах мы часто видим чувствительные, ранимые, болезненные, сложные, постоянно страдающие натуры, такие как Ван Гог, Достоевский, Кафка и Мандельштам. Но наряду с ними мы видим и таких, хорошо владеющих собой и продуктивно и творчески строящих свою жизнь людей, хотя порой и в неблагоприятных условиях, как Микеланджело, Пикассо, Бернард Шоу или Солженицын. К ним применима известная формула «цветущая сложность»; им свойственна способность уверенно структурировать не только культурный, эстетический материал, но и материал собственной жизни.

Феноменологию, отражающую эффекты ЛП или его недостаточности, в разных подходах в психологии обозначали такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и некоторые другие. Лучше всего, пожалуй, ему соответствует понятие «жизнестойкость» (hardiness), введенное С. Мадди (Maddi, 1998) в качестве операционального аналога «отваге быть» по П. Тиллиху (1995). Мадди определяет жизнестойкость не как личностное качество, а как систему установок или убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию — установки на включенность в противовес отчуждению и изоляции, установки на контроль за событиями в противовес чувству бессилия и установки на принятие вызова и риска в противовес стремлению к безопасности и минимизации напряжений.

Разработав тест жизнестойкости и проведя с его помощью большое количество исследований, Мадди подтвердил, что жизнестойкость является той базовой характеристикой личности, которая опосредует воздействие на ее сознание и поведение всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, от соматических проблем и заболеваний до социальных условий.

Вместе с тем все упомянутые понятия, хоть и имеют самое прямое отношение к ЛП, однако описывают лишь отдельные ег грани. Когда мы говорим о личностном потенциале, речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом, о сложной ее архитектонике, основанной на сложной схеме опосредствования. Например, В.А. Иванников (1991) убедительно показал, что

воля обнаруживает себя не столько как сила, сколько как техника саморегуляции через опосредствование мотивации. Путь к решению проблемы личностного потенциала лежит через смычку, с одной стороны, экзистенциальной психологии, которая на сегодняшний день уделяет наиболее внимание феноменологии личностного потенциала и попыткам его концептуализировать, и, с другой стороны, культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Основной вклад Выготского в психологию личности заключается в четком и развернутом формулировании идеи о том, что сущностной психологической характеристикой личности является овладение собственным поведением через его опосредствование (Выготский, 1983). Хотя Выготский не оставил теории личности, то, что он говорил про личность, позволяет рассматривать
личность как наиболее интегральную высшую психическую функцию
(см. Леонтьев Д. А., 2001), а основной характеристикой высших психических функций является, как известно, произвольность[15].

С этим перекликается еще одна теоретическая идея экзистенциальной персонологии С. Мадди (Maddi, 1971). Мадди вводит понятие психологических потребностей личности, наряду с биологическими и социальными. К психологическим Мадди относит потребности в символизации, суждении и воображении — ранее никто не связывал эти познавательные процессы с потребностями. Мадди показал, что в тех случаях, когда доминируют биологические и социальные потребности, человек воспринимает себя как воплощение социальных нужд и ролей и плывет «по течению», то есть строит жизнь адаптивным образом. Когда же на первое место выходят психологические потребности, тогда человек задается вопросом о смысле, строит образ будущего и у него возникает мощная опора для опосредствования своей жизни в виде жизненных целей, смыслов и т.

д., что полностью перестаивает структуру регуляции его деятельности.

Д.А.Леонтьевым и Е.Р.Калитеевской предложена интерпретация свободы как формы активности и ответственности как формы регуляции; построена модель развития механизмов свободы и ответственности с критической точкой в подростковом возрасте, в период второго рождения личности. Изначально, в раннем онтогенезе, активность и регуляция развиваются по своим линиям, но, начиная с какой-то точки, они идут навстречу друг другу. В точке, в которой активность и регуляция смыкаются друг с другом, различия между ними исчезают, они становятся одним. Свобода как определенная форма активности и ответственность как определенная форма регуляции, слившись, порождают феномен самодетерминации — свободной саморегулируемой активности зрелой личности.

Личностный потенциал предстает как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности — как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры.

В. Франкл (1990) подробно описывал такое проявление человеческой свободы, как свободу по отношению к собственным потребностям и к собственной телесности. Это замечательно было выражено еще Гегелем (1971): «

Обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это». В этой фразе заключена квинтэссенция психологии личности, содержащая две истины: первая — обстоятельства и мотивы могут господствовать над человеком, и вторая — они могут не господствовать над человеком, если он им этого не позволит. Другими словами, существуют разные формы и механизмы регуляции и детерминации человеческого поведения, которые могут «включаться» и «выключаться», в том числе механизмы самодетерминации. Д.А.Леонтьев предполагает, что что усилие, создающее человеческую реальность, раскрывается через механизмы активности и регуляции, то есть свободы и ответственности, развивающейся согласно механизмам, описанным Л. С. Выготским: расширение активности, во-первых, интериоризация регуляции, во-вторых, и, в-третьих, опосредствование этих механизмов регуляции, на чем стоит остановиться отдельно
[29].

Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете преодоление личностью самой себя. Д.А.Леонтьев ссылается на общую антропологическую модель Э. Фромма (1995), которая представляется весьма точным и полным образом человека. Фромм констатирует фундаментальную двойственность человека. С одной стороны, человек вышел из мира природы и его тянет по начертанному природой пути наименьшего сопротивления. Это путь возвращения в лоно матери-природы, путь слияния с родом, кланом и так далее, путь отказа от самостоятельности, от собственного принятия решения, в конечном счете от сознания и бегства от свободы. Но поскольку человек не может вернуться в это лоно, он изгнан из рая, он должен искать свой, уже человеческий путь, в чем ему никто не может помочь; он должен идти по краю и создавать основания для своей жизни, поскольку он лишен тех оснований, которые есть у всех прочих живых существ.

Собственно говоря, в том, в какой мере человек самоопределяется по отношению к этой дихотомии, также находит свое проявление личностное в личности, личностный потенциал.

На сегодняшний день ключевыми в культурно-историческом, деятельностном подходе выступают понятия «регуляция» и «опосредствование», что впервые четко сформулировала Б.В. Зейгарник (1981). Понятие «опосредствование» всегда было в этом подходе в центре внимания, однако сейчас в новом для него контексте регуляции жизнедеятельности оно обнаруживает новые объяснительные возможности.

Можно говорить, по крайней мере, о двух видах опосредствования. Первый — это традиционно изучавшийся, но еще недостаточно раскрытый механизм опосредствования нашей деятельности тем, что мы заимствуем из мира культуры, мира человека — опосредствование ценностями, образцами, орудиями. Второй вариант — то, что можно условно назвать внутреннее опосредствование в противоположность первому, внешнему.

Одна из специфических форм проявления ЛП — это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть и преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала.

В свете вышеизложенных представлений о личностном в личности встают проблемы конкретных теоретических и экспериментальных исследований. Первая из них — проблема психологической структуры и диагностики личностного потенциала, проблема операционализации этой идеи. Во-вторых, это проблема формирования личностного потенциала и условий, способствующих и, наоборот, препятствующих его формированию.

Третья проблема — собственно функционирование личностного потенциала, который в этом контексте выступает как базовая независимая переменная, отвечающая за достаточно много эффектов в плане реального поведения [29, 15].

Интеллектуальный потенциал

3.06.2013

Интеллект и интеллектуальный потенциал образуют единство, но не тождество. Интеллектуальный потенциал – это прежде всего связь потенций и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта, с мотивационно-потребностной сферой и общими способностями человека и, наконец, с энергетическим обеспечением творческой продуктивности человека в процессе деятельности.

Безусловно, интеллектуальный потенциал – это системное свойство, имеющее множественную и разноуровневую детерминацию. Раскрыть интеллектуальный потенциал человека можно на основе анализа взаимосвязей: интеллект – процессы жизнедеятельности; интеллект – личность.

Формируется и накапливается он в ходе развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Интеллектуальный потенциал – это своеобразное «опережающее» отражение действительности, качественно новые элементы и запасы функций, необходимые для перехода системы интеллекта на новый уровень функционирования.

Интеллект – в переводе с латинского intellectus – понимание, познание; intellectum – разум. Не случайно по своему психологическому содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект – это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов. Понятие «интеллект» сводят то к некой общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания.

В истории исследования генезиса интеллекта человека можно выделить два главных подхода, взаимно обогащающих друг друга. Первый связан с именем Ж. Пиаже. В его исследованиях было показано, каким огромным природным потенциалом развития обладает интеллект (операторный механизм уравновешивания субъекта с окружающим миром). Источник развития интеллекта – в нем самом, развитие представляет собой развертывание стадий операторных механизмов по сформированным природой алгоритмам. Источником развития является также актуальная жизнь субъекта, которая ставит проблемы, создает сложности и противоречия, которые необходимо преодолеть субъекту. Выход из противоречий позволяет формировать функциональные механизмы ассимиляции предметной реальности, иначе интеллектуальные операции разных уровней (от сенсорно моторных до формально логических – понятийного мышления).

Другой подход отражен в работах А. Баллона, Л. С. Выготского, Дж. Брунера и др. Ключевым для этих исследований был вопрос об опосредованиях общением интеллектуального развития человека. Интеллектуальное развитие рассматривалось как эффект общей социализации человека.

Так, Дж. Брунер писал, что «нельзя достичь объяснения развития, не привлекая для этого особенности культуры, природу языка, внутреннюю логику детского мышления и характер эволюционной истории человечества».

Совершенно оригинальный подход к пониманию интеллекта был предложен Б. Г. Ананьевым, который отводил интеллекту особое место в общей совокупности потенциалов человеческого развития. Интеллект он рассматривал как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы, состояния и свойства личности. Эта организация, в свою очередь, связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека.

Для оценки наличного состояния системы интеллекта, продуктивности интеллектуальной деятельности в данный период жизни человека используется понятие интеллектуального статуса.

Понятие интеллектуального потенциала в определенной степени перекрывает понятие статуса, оно обозначает реальные интеллектуальные возможности человека, его готовность действовать, а также нереализуемые интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы. Кроме того, понятие интеллектуального потенциала отражает разные классы психических свойств и механизмов, которые определяют прогрессивные изменения интеллекта, движущие силы интеллектуального развития.

Функциональные механизмы интеллекта (сенсорно-перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, психомоторные, речедвигательные и др.) составляют филонтогенетический фонд интеллекта. Потенциалы и уровни достижения в тренировке этих механизмов определяются природными свойствами человека, особенно возрастными и нейродинамическими. Они включают регуляторные системы, отвечающие за энергообеспечение интеллектуальных процессов, за стабильность, устойчивость достигнутых уровней интеллектуальных операций, в значительной степени выполняют функции сохранения видовых системных качеств интеллекта человека.

К операциональным интеллектуальным механизмам относятся интеллектуальные операции, алгоритмы, которые складываются в ходе развития человека как субъекта деятельности, в процессах обучения, воспитания, в многообразных формах человеческой активности и самореализации личности. Операциональные механизмы (системы наблюдений, рациональных операций, мыслительных процедур, абстрактно символических представлений и пр.) являются полифункциональными.

Ключевые слова: Интеллект

Источник: Крылов А.А., Психология

Материалы по теме

Проблема социального интеллекта

Нарушения мышления и интеллекта

Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология

Синдромы интеллектуально-мнестических расстройств

Кирпиченко А.А., Психиатрия

Интеллект и социокультурная среда

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил

Концепция интеллекта Ж. Пиаже

Теория развития интеллекта Пиаже

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Интеллектуальные компоненты психологической устойчивости

Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е., Психология экстремальных ситуаций и состояний…

Интеллект (IQ) и возраст

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил

Neuroscience For Kids — потенциал действия

На этой странице описывается как работают нейроны. Я надеюсь, что это объяснение не станет слишком сложным, но важно понимать, как нейроны делают то, что они делают. Есть много деталей, но идите медленно и смотрите на цифры.

Многое из того, что мы знания о том, как работают нейроны, получены из экспериментов на гигантском аксоне кальмар. Этот гигантский аксон тянется от головы к хвосту кальмара. и используется, чтобы помочь кальмару двигаться. Насколько велик этот аксон? Может быть до 1 мм в диаметре — легко увидеть невооруженным глазом.

Нейроны посылают сообщения электрохимически . Это означает химические вещества вызывают электрический сигнал. Химические вещества в организме являются «электрически заряженные» — когда у них есть электрический заряд, они называется ионов. Важными ионами в нервной системе являются натрий и калий (оба имеют 1 положительный заряд, +), кальций (имеет 2 положительный заряд, ++) и хлорид (имеет отрицательный заряд, -). Есть также некоторые отрицательно заряженные белковые молекулы. Также важно помните, что нервные клетки окружены мембраной, которая позволяет некоторым прохождение ионов и блокирует прохождение других ионов. Этот тип мембрана называется полупроницаемый .

Потенциал покоящейся мембраны

Нейрон находится в состоянии покоя когда он не посылает электрический сигнал. За это время внутренняя часть нейрона отрицательна по отношению к внешней. Хотя концентрации различных ионов пытаются сбалансировать на обоих стороны мембраны, они не могут, потому что клеточная мембрана позволяет только некоторые ионы проходят через каналы (ионные каналы). В покое калий ионы (К + ) могут легко проходить через мембрану. Также в остальное, ионы хлора (Cl ) и ионы натрия (Na + ) имеют более трудное время пересечения. Отрицательно заряженный белок молекулы (А ) внутри нейрона не могут пересечь мембрану. Помимо этих селективных ионные каналы, есть насос , который использует энергию для перемещения три иона натрия из нейрона на каждые два иона калия, которые он помещает в. Наконец, когда все эти силы уравновесятся и разница в измеряется напряжение между внутренней и внешней частью нейрона, у тебя есть потенциал покоя . Мембрана покоя потенциал нейрона составляет около -70 мВ (мВ = милливольт) — это означает, что внутренняя часть нейрона на 70 мВ меньше внешней. В покое там относительно больше ионов натрия вне нейрона и больше калия ионов внутри этого нейрона.

Потенциал действия

потенциал покоя говорит о том, что происходит, когда нейрон находится в состоянии покоя. Потенциал действия возникает, когда нейрон посылает информацию вниз по аксону от тела клетки. Нейробиологи используют другие слова, такие как «спайк» или «импульс» для обозначения потенциал действия. Потенциал действия – это взрыв электрическая активность, создаваемая деполяризующий текущий . Это означает, что некоторое событие (стимул) вызывает потенциал покоя приближается к 0 мВ. Когда деполяризация достигает около -55 мВ нейрон вызовет потенциал действия. Это порог . Если нейрон не достигает этого критического пороговый уровень, то потенциал действия не сработает. Также, когда достигается пороговый уровень, возникает потенциал действия фиксированной величины. всегда срабатывает … для любого данного нейрона размер потенциала действия равен всегда одно и то же. В одном нерве нет ни больших, ни малых потенциалов действия. ячейка — все потенциалы действия имеют одинаковую величину. Следовательно, нейрон либо не достигает порога, либо имеет место полный потенциал действия. уволен — это принцип «ВСЕ ИЛИ НИКТО».

Возникают потенциалы действия когда различные ионы пересекают мембрану нейрона. Раздражитель сначала вызывает натриевые каналы открываются. Поскольку ионов натрия на снаружи, а внутренняя часть нейрона отрицательна по отношению к внешней, ионы натрия устремляются в нейрон. Помните, натрий имеет положительный заряд, поэтому нейрон становится более позитивным и деполяризуется. Занимает дольше открываются калиевые каналы. Когда они открываются, калий устремляется из клетки, обращая деполяризацию. Также об этом время натриевые каналы начинают закрываться. Это приводит к тому, что потенциал действия вернуться к -70 мВ (реполяризация). Потенциал действия на самом деле проходит мимо -70 мВ (гиперполяризация), потому что калиевые каналы остаются открыть слишком долго. Постепенно концентрации ионов возвращаются к состоянию покоя. уровни, и ячейка возвращается к -70 мВ.

И вот оно… Потенциал действия

Попробуйте!
  • Вам нравятся интерактивные головоломки с поиском слов? Попробуйте эту головоломку с потенциалом действия
  • Услышьте некоторые потенциалы действия в Галерея «Звуки нейронауки».
  • Читать о физическом факторы, лежащие в основе потенциала действия.
  • Нерв Сигнализация — от NobelPrize.org
  • Анимации BrainU
Знаете ли вы?
Гигантский аксон кальмара может быть от 100 до 1000 раз крупнее аксона млекопитающих. Гигантский аксон иннервирует мышца мантии кальмара. Эти мышцы используются для продвижения кальмара через вода.

Copyright © 1996-2020, Эрик Х. Чудлер Все права Сдержанный.

Потенциал действия – определение, этапы, фазы

Автор: Яна Васкович, врач • Рецензент: Франческа Сальвадор Магистр наук
Последнее рассмотрение: 12 апреля 2023 г.
Время считывания: 11 минут

Долгое время процесс коммуникации между нервами и тканями-мишенями оставался для физиологов неизвестным. С развитием электрофизиологии и открытием электрической активности нейронов было обнаружено, что передача сигналов от нейронов к их тканям-мишеням опосредована потенциалами действия.

Потенциал действия определяется как внезапное, быстрое, преходящее и распространяющееся изменение мембранного потенциала покоя. Только нейроны и мышечные клетки способны генерировать потенциал действия; это свойство называется возбудимость .

Ключевые факты о потенциале действия
Определение Внезапное, быстрое, преходящее и распространяющееся изменение мембранного потенциала покоя
Стимулы Подпорог
Порог
Надпороговый
Фазы Деполяризация
Перерегулирование
Реполяризация
Огнеупорность Абсолют – деполяризация, 2/3 реполяризации
Относительный – последняя 1/3 реполяризации
Синапс Пресинаптическая мембрана
Синаптическая щель
Постсинаптическая мембрана

В этой статье будут обсуждаться определение, этапы и фазы потенциала действия.

Содержание

  1. Определение
  2. шагов
  3. Фазы
  4. Рефрактерный период
  5. Распространение потенциала действия
  6. Синапс
  7. Резюме
  8. Источники

+ Показать все

Определение

Потенциалы действия являются нервными сигналами. Нейроны генерируют и проводят эти сигналы по своим отросткам, чтобы передать их тканям-мишеням. При стимуляции они будут либо стимулироваться, либо подавляться, либо каким-то образом модулировать.

Изучите структуру и типы нейронов с помощью следующего учебного модуля.

Нейроны: структура и типы Исследуйте учебный блок

шагов

Но что вызывает потенциал действия? С электрической точки зрения это вызвано стимулом с определенной величиной, выраженной в милливольтах [мВ]. Не все раздражители могут вызвать потенциал действия. Адекватный стимул должен иметь достаточную электрическую мощность, которая снизит отрицательность нервной клетки до порога потенциала действия. Таким образом, различают подпороговые, пороговые и надпороговые раздражители. Подпороговые стимулы не могут вызывать потенциал действия. Порог стимулов обладают достаточной энергией или потенциалом, чтобы произвести потенциал действия (нервный импульс). Надпороговые стимулы также вызывают потенциал действия, но их сила выше, чем пороговые стимулы.

Итак, потенциал действия генерируется, когда раздражитель изменяет мембранный потенциал до значений порогового потенциала . Пороговый потенциал обычно составляет от -50 до -55 мВ. Важно знать, что потенциал действия действует на закон «все или ничего» . Это означает, что любой подпороговый раздражитель ничего не вызовет, а пороговый и надпороговый раздражители вызывают полный ответ возбудимой клетки.

Отличается ли потенциал действия в зависимости от того, вызван ли он пороговым или надпороговым потенциалом? Ответ — нет. Длина и амплитуда потенциала действия всегда одинаковы. Однако увеличение силы раздражителя вызывает увеличение частоты потенциала действия. Потенциал действия распространяется по нервному волокну без уменьшения или ослабления амплитуды и длины. Кроме того, после генерации одного потенциала действия нейроны становятся невосприимчивыми к раздражителям в течение определенного периода времени, в течение которого они не могут генерировать другой потенциал действия.

Фазы

С точки зрения ионов потенциал действия вызывается временными изменениями проницаемости мембраны для диффундирующих ионов. Эти изменения вызывают открытие ионных каналов и уменьшение градиента концентрации ионов. Величина порогового потенциала зависит от проницаемости мембран, внутри- и внеклеточной концентрации ионов, свойств клеточной мембраны.

Потенциал действия состоит из трех фаз:  деполяризации, выброса, реполяризации. Есть еще два состояния мембранного потенциала, связанные с потенциалом действия. Первый — гипополяризация , которая предшествует деполяризации, а вторая — гиперполяризация , которая следует за реполяризацией.

Кривая и фазы потенциала действия (диаграмма)

Гипополяризация – начальное повышение мембранного потенциала до значения порогового потенциала. Пороговый потенциал открывает потенциалзависимые натриевые каналы и вызывает большой приток ионов натрия. Эта фаза называется деполяризацией . Во время деполяризации внутренняя часть клетки становится все более и более электроположительной, пока потенциал не приблизится к электрохимическому равновесию для натрия +61 мВ. Эта фаза крайней позитивности — превышение фазы.

После перерегулирования резко снижается проницаемость натрия из-за закрытия его каналов. Повышенное значение клеточного потенциала открывает потенциалзависимые калиевые каналы, что вызывает большой отток калия, снижая электроположительность клетки. Эта фаза является фазой реполяризации , целью которой является восстановление мембранного потенциала покоя. Реполяризация всегда приводит сначала к гиперполяризации , состоянию, в котором мембранный потенциал более отрицателен, чем мембранный потенциал по умолчанию. Но вскоре после этого мембрана вновь устанавливает значения мембранного потенциала.

Обмен ионов в потенциале действия (диаграмма)

После рассмотрения роли ионов мы можем теперь более точно определить пороговый потенциал как значение мембранного потенциала, при котором открываются потенциалзависимые натриевые каналы. В возбудимых тканях пороговый потенциал примерно на 10–15 мВ меньше мембранного потенциала покоя.

Рефрактерный период

Рефрактерный период – это время после генерации потенциала действия, в течение которого возбудимая клетка не может произвести другой потенциал действия. Выделяют две подфазы этого периода: абсолютная и относительная рефрактерность.

Абсолютная рефрактерность перекрывает фазу деполяризации и примерно 2/3 фазы реполяризации. Новый потенциал действия не может быть сгенерирован во время деполяризации, потому что все потенциалзависимые натриевые каналы уже открыты или открываются с максимальной скоростью. Во время ранней реполяризации новый потенциал действия невозможен, поскольку натриевые каналы неактивны и нуждаются в потенциале покоя, чтобы быть в закрытом состоянии, из которого они могут снова быть в открытом состоянии. Абсолютная рефрактерность заканчивается, когда достаточное количество натриевых каналов восстанавливается из неактивного состояния.

Относительная рефрактерность — период, когда возможна генерация нового потенциала действия, но только при надпороговом раздражителе. Этот период перекрывает последнюю 1/3 реполяризации.

Распространение потенциала действия

Аксон двигательного нейрона

Аксон мотонейрона

1/3

Синонимы: нет

Потенциал действия генерируется в теле нейрона и распространяется по его аксону. Распространение никоим образом не снижает и не влияет на качество потенциала действия, так что ткань-мишень получает один и тот же импульс независимо от того, насколько далеко она находится от тела нейрона.

Потенциал действия генерируется в одном месте клеточной мембраны. Он распространяется вдоль мембраны, причем каждая следующая часть мембраны последовательно деполяризуется. Это означает, что потенциал действия не перемещает , а вызывает новый потенциал действия соседнего сегмента нейронной мембраны.

Мы должны подчеркнуть, что потенциал действия всегда распространяется вперед , а не назад. Это связано с рефрактерностью уже деполяризованных участков мембраны, так что единственно возможным направлением распространения является прямое. Из-за этого потенциал действия всегда распространяется от тела нейрона через аксон к ткани-мишени.

Скорость распространения во многом зависит от толщины аксона и от того, миелинизирован он или нет. Чем больше диаметр, тем выше скорость распространения. Распространение также происходит быстрее, если аксон миелинизирован. Миелин увеличивает скорость распространения, поскольку увеличивает толщину волокна. Кроме того, миелин обеспечивает скачкообразную проводимость потенциала действия, поскольку деполяризуются только узлы Ранвье, а миелиновые узлы перескакивают.
В немиелинизированных волокнах каждая часть аксональной мембраны должна пройти деполяризацию, что значительно замедляет распространение.

Хотите быстрее изучить все части и функции нервной системы? Перейдите к статье нашей викторины по нервной системе и успешно сдайте следующий экзамен.

Синапс

Синапс представляет собой соединение между нервной клеткой и тканью-мишенью. У человека синапсы представляют собой химические , что означает, что нервный импульс передается от окончания аксона к ткани-мишени с помощью химических веществ, называемых нейротрансмиттерами (лигандами). Если нейромедиатор стимулирует клетку-мишень к действию, то это возбуждающий нейромедиатор. С другой стороны, если он ингибирует клетку-мишень, он является тормозным нейротрансмиттером.

[Нейроны: структура и типы]

В зависимости от типа ткани-мишени различают центральные и периферические синапсы. Центральные синапсы находятся между двумя нейронами в центральной нервной системе, тогда как периферические синапсы возникают между нейроном и мышечным волокном, периферическим нервом или железой.

Каждый синапс состоит из:

  • Пресинаптическая мембрана – мембрана терминальной кнопки нервного волокна
  • Постсинаптическая мембрана – мембрана клетки-мишени
  • Синаптическая щель – разрыв между пресинаптической и постсинаптической мембранами

Внутри терминальной кнопки нервного волокна образуются и хранятся многочисленные везикулы, содержащие нейротрансмиттеры. Когда пресинаптическая мембрана деполяризуется потенциалом действия, кальциевые потенциалзависимые каналы открываются. Это приводит к притоку кальция, который изменяет состояние некоторых мембранных белков в пресинаптической мембране и приводит к экзоцитозу нейромедиатора в синаптической щели.

Постсинаптическая мембрана содержит рецепторы нейротрансмиттеров. Как только нейротрансмиттер связывается с рецептором, лиганд-управляемые каналы постсинаптической мембраны либо открываются, либо закрываются. Эти управляемые лигандом каналы являются ионными каналами, и их открытие или закрытие вызовет перераспределение ионов в постсинаптической клетке. В зависимости от того, является ли нейротрансмиттер возбуждающим или тормозным, это приведет к разным реакциям.

Изучите типы нейронов с помощью следующей викторины.

Резюме

Потенциал действия вызывается либо пороговыми, либо надпороговыми раздражителями нейрона. Он состоит из трех фаз: деполяризации, выброса и реполяризации.

Потенциал действия распространяется вдоль клеточной мембраны аксона до тех пор, пока не достигнет терминальной кнопки. Как только терминальная кнопка деполяризуется, она высвобождает нейротрансмиттер в синаптическую щель. Нейротрансмиттер связывается со своими рецепторами на постсинаптической мембране клетки-мишени, вызывая ее реакцию в виде стимуляции или торможения.

Потенциалы действия распространяются быстрее через более толстые и миелинизированные аксоны, чем через тонкие и немиелинизированные аксоны. После генерации одного потенциала действия нейрон не может генерировать новый из-за своей рефрактерности к раздражителям.

Источники

Весь контент, публикуемый на Kenhub, проверяется экспертами в области медицины и анатомии. Информация, которую мы предоставляем, основана на научной литературе и рецензируемых исследованиях. Kenhub не дает медицинских консультаций. Вы можете узнать больше о наших стандартах создания и проверки контента, прочитав наши рекомендации по качеству контента.

Каталожные номера:

  • Холл, Дж. Э., Гайтон, AC (2011).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *