2.2. Потенциалы личности
Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности).
1) Познавательный потенциал. Определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Кроме этого, он включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.
2) Морально-нравственный потенциал. Обусловливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоцоинально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироустремлениях.
3) Творческий потенциал. Определяется репертуаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному и/или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятельности или общения.
4) Коммуникативный потенциал. Зависит от общительности, характера и прочности контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Содержательно-динамически эта способность выражается в систематичности и разнообразии социальных ролей, которые играет личность.
5) Эстетический потенциал личности обусловливается уровнем содержания и интенсивностью ее потребностей в прекрасном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется и в творчестве (профессиональном или самодеятельном), и в «потреблении» произведений искусства.
Таким образом, личность определяется следующим: 1) что она знает; 2) что она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.
2.3. Фундаментальные потребности личности
Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные, взаимосвязанные между собой:
– потребность быть личностью (потребность персонализации),
– потребность самореализации.
Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и вместе с тем оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.п. Как и любая потребность, она может иметь многоуровневую выраженность и проявляется как стремление субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей.
Потребность самореализации проявляется в стремлении реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности). Подлинной сутью хорошего образования должно являться освоение путей, посредством которых человек может стать тем, кем он способен стать, т.е. самореализоваться.
2.4. Характеристика структуры личности
Существуют многочисленные классификации, рассматривающие личность с различных точек зрения. Комплексное их рассмотрение позволяет получить целостное представление о структуре личности.
1. Наиболее распространенной является структура личности, предложенная К. К. Платоновым. Она включает четыре подструктуры.
Направленность личности. Объединяет направленность, отношения, моральные черты личности, ее мотивацию. Формируется путем воспитания.
Подструктура опыта. Включает знания, навыки, умения, привычки. Приобретается путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств человеческого организма.
Подструктура форм отражения. Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций (ощущений, восприятий, мышления, воображения, речи, внимания, памяти). Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре по сравнению с описанными выше, усиливается. Формируется путем упражнения;Биологически обусловленная подструктура. Объединяет задатки, особенности высшей нервной деятельности, свойства темперамента, половые, возрастные свойства личности, ее органические изменения. Формируется путем тренировки.
2. А.Г. Ковалев предложил свою структуру личности, состоящую из четырех компонентов.
Направленность.
Способности (субъективные условия успешного осуществления определенного рода деятельности; не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности).
Система управления, осуществляющая саморегуляцию – «Я» (Я – это представление о своей индивидуальности, идентичности, это определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентаций, это самооценка и самоуважение).
Психические процессы и состояния, на основе которых образуются психические свойства личности (умственные, эмоциональные, волевые).
3. Д.А. Леонтьев в структуре личности выделил три уровня.
Высший уровень – это уровень ядерных структур личности (свобода, ответственность, духовность), тот психологический скелет или каркас, на который впоследствии наслаивается, нанизывается все остальное.
Второй уровень – это отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир человека» (потребности и ценности, отношения, конструкты, смысл жизни).
Hижний уровень – это экспрессивно-инструментальные структуры (характер, способности, роли, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку.
4. По мнению А.В. Петровского, структура личности не может быть ограничена только пространством ее интраиндивидной жизни. Он предлагает при изучении личности фиксировать и ее интериндивидные свойства, которые проявляются и существуют в межиндивидуальных процессах, включающих, по меньшей мере, два индивида.
Пространство интраиндивидной жизни личности (интерпретация личности как индивидуального качества, присущего индивидуальному субъекту).
Метаиндивидные свойства личности. При таком рассмотрении личность индивида выносится за рамки не только индивидуального субъекта, но и актуальных связей этого субъекта с другими индивидами, за пределы совместной деятельности с ними. Личность исследуется через ее реальные вклады в других людей, благодаря ее идеальной представленности в них.
каких видов он бывает, и как его реализовать
Каждый человек является личностью, он имеет свои уникальные особенности, которые проявляются в его характере, темпераменте, в познавательных способностях, в наследственности, в системе ценностей и мотивов, а также внутренней направленностью к внешнему миру и к окружающим.
Собственно, благодаря всем этим качествам человек и имеет свою индивидуальность, которая позволяет ему выстраивать отношения с миром и с другими людьми в своем стиле. Эти качества оказывают влияние на его достижения и на успех в жизни. Современные философы и психологи спорят относительно того, что же включает в себя понятие «личностный потенциал».
В этой статье:
Что такое личностный потенциал?Виды личностного потенциалаКак развить саморегуляциюВ чем твоя уникальность?
Новости СМИ2
Что такое личностный потенциал?
Фото Kristopher Roller on Unsplash
Само определение «потенциал» очень ёмкое, но каждый знает, что оно обозначает возможности, способности и ресурсы, которыми наделен тот или иной человек. Соответственно, что личностный потенциал подразумевает под собой, какие – то возможности личности.
Естественно, что рассматривать потенциал личности стоит в одном из ключей психологии, это направление мотивов и ориентаций на достижение поставленных целей. Данное понятие раскрывает внутреннюю картину мира человека, его мотивы, ценности, ответственность и жизненную позицию.
Именно здесь стоит быт внимательным и обратить внимание на то, что если личностный потенциал, это способности, компетенция, знания, опыт и умения, то почему те, кто ими в принципе обладает, не всегда успешны и полностью реализованы? Ответ на этот вопрос скорее кроется в ложном понимании нами этого понятия.
Скорее всего, личностный потенциал – это именно умение грамотно и своевременно использовать свои знания, таланты, способности и возможности. Это намного больше, чем простая данность, которая порой имеется благодаря наследственности.
Что такое личностный потенциал и зачем его развивать?
Получается, что личностный потенциал это:
- Наличие способностей, таланта, физических и психологических возможностей для самореализации своих умений.
- Наличие сильной мотивации.
- Способность к самоорганизации и к самореализации.
- Внутренний контроль своих эмоций, самоуправление.
- Самодисциплина.
Из всего этого вытекает, что личностный потенциал зависит от волевой сферы человека и его внутренней самоорганизации. Наличие таланта, способностей и других дарований просто, как данность не дает никаких результатов без внутренней работы личности.
Виды личностного потенциала
Личность многогранна и дает человека массу возможностей для самореализации в этом мире, её потенциалы безграничны, особенно когда её внутренняя энергия направлена на их раскрытие и реализацию. В психологии, философии и в социологии выделяют пять видов личностного потенциала:
- Коммуникативный потенциал. Он выражается в том, как данная личность выстраивает взаимоотношения с окружающими, как именно она общается, какую направленность по отношению к окружающему миру она имеет. Стоит сказать, что оценки в данном случае быть не может, так как люди имеют разные темпераменты и, например, у интровертов в отличие от экстравертов потребность в общении намного ниже, и при этом они могут себя прекрасно реализовывать в жизни.
- Гносеологический потенциал. Данный вид характеризует личность, как некий сосуд, наполненный информацией о внешнем мире, о мироздании, о своем предназначении и о природе. Сюда входят личный опыт, родовые ценности и ориентации в жизни.
- Творческий потенциал человека заключается в наработке умений, способностей, возможности созидать, создавать продукт в процессе творческой деятельности.
- Аксиологический потенциал личности. Данный потенциал заключается в ценностных ориентациях человека, в его внутренних убеждениях.
- Художественный потенциал. Человек существо созерцающее, мыслящее образами и умеющее пользоваться своим воображением и фантазией. Именно поэтому важно, чтобы человек мог удовлетворять свои художественные потребности, а они есть у каждого.
Все виды личностного потенциала в идеале должны быть включены в общую систему личности. Одно без другого существовать не сможет, имея талан к художеству или, например, к спорту, человек без внутренних усилий и мотиваций не сможет развиваться и повышать свое мастерство. Развить внутренний потенциал возможно, и многие специалисты считают, что человек в этом направлении должен работать постоянно.
Возникает вопрос, а что же, собственно, может заставит человека реализовывать свой внутренний потенциал? Есть такое понятие, как ресурс, и к сожалению, многие люди мало уделяют ему внимания. А ведь это наличие потока внутренней энергии, силы, которая способствует успешной реализации своих талантов.
Ресурс и личностный потенциал в общей совокупности позволяют человеку быть самодостаточным и распоряжаться своими способностями грамотно и успешно в соответствии с поставленными целями. Иными словами, личностный потенциал заключается в саморегуляции человека своей внутренней энергетикой, которая имеет определенную направленность.
Как развить саморегуляцию
Способности, таланты могут лежать мертвым грузом долгие годы и по итогу так и не получить возможности для успешной реализации, если у человека есть проблемы с самодисциплиной и с саморегуляцией. Улучшить эти способности помогают специальные упражнения и стратегии, которые необходимо внедрять в свою жизнь.
Фото автора RODNAE Productions: PexelsДля начала, стоит взять за правило следующее:
- Всегда стоит слушать и слышать свой внутренний голос и интуицию.
Важно, чтобы дела и действия человека не расходились с его совестью и ценностными ориентациями. Целостность личности позволяет избегать тяжелых падений и разочарований даже в случае неприятностей.
- Важно развивать в себе способность к принятию ситуации такой, какая она есть.
Если не можешь изменить саму ситуацию, поменяй к ней собственное отношение.
- Стоит провести серьезный анализ своих действий и обнаружить, какие триггеры мешают достигать цели.
Они действуют под воздействием бессознательного, а значит контролировать их сложно. В этом случае стоит проработать проблему с психологом и возможно удастся избавиться от нежелательного триггера.
- Развивай самодисциплину, именно она сможет привести тебя к успеху и достичь желаемого результата в моменты, когда охватит лень или меланхолия.
Масса проблем и преград встречается на пути к успеху, и только самодисциплина позволит обойти большинство из них с легкостью. Возьми за правило, в начале недели записывать план действий и дел на ближайшее время, и не разрешай себе отходить от этого плана.
Фото Aaron Robinson on Unsplash- Научись управлять собственными эмоциями и чувствами.
Это сложно, да, но есть два способа овладеть этим умением. Первый, это работа над собственной личностью со специалистом, проработка проблем, а второй, это активное занятие спортом и полноценный отдых. Здесь же включается и самодисциплина, регулярность занятий спортом позволит побороть негативные эмоции и снизить уровень собственной агрессии, депрессии и уныния, если таковые, конечно, имеются.
Умение владеть собственной волевой сферой, грамотно распоряжаться внутренними ресурсами дают зеленый свет личностным потенциалам. Развивайся, находи новые увлечения, получай удовольствие от собственных успехов, и не забывай ставить цели!
В чем твоя уникальность?
Индивидуальный личностный потенциал берет свое название от латинского слова potentia, что переводится как «сила», «возможность». Потенциал личности в психологии – это комплекс еще не раскрытых или не используемых задатков, способностей, умений, знаний, навыков, склонностей, особенностей характера и темперамента, личных качеств.
Личностный потенциал можно определить как способность управлять психологическими ресурсами в собственных интересах. От потенциала напрямую зависит качество жизни индивида. Потенциалы личности делят на:
- Познавательный (гносеологический). Это объем и качество информации, которой обладает человек. Это зависит от жизненного опыта, образованности и природного склада ума индивида.
- Ценностный (аксиологический). Это идеалы, цели, убеждения, стремления, которыми человек обзавелся в процессе жизнедеятельности. Все это входит в структуру сознания и самосознания личности.
- Созидательный (творческий). Это знания, умения и навыки человека, помогающие ему создавать, творить, выполнять какую-то деятельность. Речь идет как о воспроизведении по образцу (репродуктивный труд), так и о создании чего-то уникального (продуктивный труд).
- Потенциал межличностного общения (коммуникативный). Это формы, средства и объем коммуникаций, которые имеются у человека.
- Эстетический (художественный). Это сила и содержание художественных потребностей человека, а также средства и особенности их удовлетворения.
Каждый из названных типов потенциала развивается только в процессе активной деятельности. Однако одного желания и стремления мало, должны еще быть природные задатки и соответствующие внешние условия (психолого-педагогическая среда развития индивида). Проблема личностного потенциала человека в том, что нет его единого определения.
Из-за этого возникают трудности с обозначением плана по развитию потенциала. Однако психологи сходятся во мнении, что существует три вектора развития потенциала личности:
- Развитие человека как биологического существа. Речь идет о физическом, психологическом здоровье и развитии в соответствии со всеми возрастными нормами. Итог – здоровый, зрелый и исправно работающий организм.
- Развитие человека как социальной единицы. Под этим подразумевается процесс социализации – вхождения в общество. Итог – социальный индивид, который смог приспособиться к жизни в обществе, подстроиться под его требования и принять на себя выдвигаемые социальные роли.
- Развитие человека как личности. Под этим подразумевается отстаивание личностью своей уникальности без отказа от принятых норм общества и социальных ролей. Это борьба за автономию с сохранением сопричастности. Итог – независимая личность, успешно взаимодействующая с другими людьми.
Последнее направление развития подразделяется еще на два элемента:
- Развитие до совершеннолетия. Это период работы над саморегуляцией – способностью управлять своим поведением.
- Развитие после совершеннолетия. Человек становится активным субъектом своей жизни.
Полноценное раскрытие потенциала личности возможно только при движении по всем трем векторам. Как реализовать свою уникальность? Процесс по созданию условий для раскрытия потенциала и называют развитием последнего. Цель работы – преобразовать потенциальное в актуальное.
Второе – то, что вы уже используете, знаете о себе. Первое – то, что чуть сложнее второго, то есть ближайшая зона вашего развития. Итак, как сформировать и развить личностный потенциал:
- Определитесь с ключевой целью в жизни.
- Обозначьте промежуточные цели и задачи. Выберите первую, самую ближайшую цель.
- Определитесь с главным видом деятельности и сферой, в которых вы можете раскрыть свой потенциал.
- Ведите личный дневник. Это может быть дневник эмоций, достижений, неудач – что угодно.
- Освойте техники тайм-менеджмента и организуйте свое время. Многие люди даже не замечают, сколько часов у них отнимают пожиратели времени. А ведь все эти минуты можно потратить на развитие личностного потенциала.
- Разрешите себе ошибаться. Учитесь признавать ошибки и извлекать из них уроки. Воспринимайте трудности как возможности для роста. Ищите другие пути решения проблемных ситуаций.
- Избавляйтесь от комплексов и других проблем.
- Работайте над повышением самооценки, развитием оптимизма, уверенности в себе.
И помните: реализация потенциала личности – это беспрерывный и бесконечный процесс. Зона ближайшего развития есть всегда. В психологии вообще существует мнение, что человеческий потенциал безграничен, его нельзя полностью раскрыть даже за всю жизнь.
Тест личности с высоким потенциалом
Исследователи Ян Макрей и Адриан Фернэм из Университетского колледжа Лондона определили шесть качеств, которые неизменно связаны с успехом на работе. Они объединили эти черты в конструкцию Высокопотенциальной Личности. Однако оказывается, что чрезмерный уровень этих качеств также может мешать работе. Таким образом, секрет успеха заключается в том, чтобы быть в оптимальном диапазоне этих качеств.
Вы находитесь в оптимальном диапазоне для высокого потенциала? Для каждого из следующих утверждений укажите, насколько хорошо оно применимо к вам ниже.
Тест IDRlabs High Potential Personality Test (IDR-HPPT) является собственностью IDRlabs International. HPPT использует результаты исследований Furnham и MacRae, опубликованные в научных журналах, но не связан с Furnham или MacRae и не является эквивалентом какого-либо инструмента, созданного этими исследователями. HPTI® является зарегистрированным товарным знаком High Potential Psychology Ltd. Body Incorporate. Настоящий тест никоим образом не одобрен и не связан с High Potential Psychology Ltd. Body Incorporate или аналогичными организациями. Оригинальные материалы HPTI являются либо ®, либо товарными знаками, и/или © High Potential Psychology Ltd. Body Incorporate, зарегистрированными в Великобритании и других странах по всему миру. Настоящее испытание не предполагает нарушения.
Этот тест был проведен с помощью профессиональных аналитиков, имеющих опыт работы с организационной психологией. Тем не менее, имейте в виду, что подобные тесты — это всего лишь индикаторы — первый взгляд на систему, чтобы вы могли начать.
Тесты на личностные качества с высоким потенциалом, независимо от того, являются ли они профессиональными, используются в академических исследованиях или бесплатные онлайн-тесты, подобные этому, — это индикаторы, которые помогут вам получить представление о ваших оценках по шести характеристикам, связанным с высокопотенциальными личностями. Что касается авторов настоящей статьи, то ни один из когда-либо разработанных тестов не может определить ваш фактический потенциал с полной точностью и надежностью, и никакие тесты личностных черт с высоким потенциалом, использующие открытия Яна Макрея и Адриана Фернхэма, не могут заменить подробное знакомство с теорией личностных черт. . Для получения дополнительной информации о работе Макрея и Фернхэма см. следующие издания: Teodorescu, A., Furnham, A., & MacRae, I. (2017). Черты, коррелирующие с успехом на работе . Международный журнал отбора и оценки, 25 (1), 36–42. Макрей, Фернхэм и Рид (2018). Высокий потенциал: как выявлять, управлять и развивать талантливых людей на работе . Блумсбери. Фернхэм, А., и Треглоун, Л. (2018). Высокий потенциал личности и интеллекта . Личность и индивидуальные различия, 128, 81–87.
Авторы этого бесплатного онлайн-теста на личностные качества с высоким потенциалом сертифицированы в использовании множества различных личностных тестов и профессионально работали в области психологии, политической психологии и личностного тестирования. Прежде чем использовать наш бесплатный онлайн-тест, обратите внимание, что результаты предоставляются «как есть», бесплатно и не должны рассматриваться как предоставление профессиональной или сертифицированной консультации любого рода. Чтобы узнать больше о нашем онлайн-тестировании командных ролей, ознакомьтесь с нашими Условиями обслуживания.
Яркая и темная личность коррелирует с творческим потенциалом, творческой деятельностью и творческими достижениями
Аллен М.С., Гринлис И. и Джонс М. (2011). Исследование пятифакторной модели личности и совладающего поведения в спорте. Журнал спортивных наук, 29 , 841–850. https://doi.org/10.1080/02640414.2011.565064.
Артикул пабмед Google Scholar
Бэррон, Ф. (1955). Склонность к оригинальности. Журнал ненормальной и социальной психологии, 51 , 478–485. https://doi.org/10.1037/h0048073.
Артикул Google Scholar
Бати, М. , Чаморро-Премузик, Т., и Фернхэм, А. (2010). Индивидуальные различия в образном поведении: могут ли большая пятерка и психометрический интеллект предсказать показатели креативности? Журнал исследований творчества, 22 , 90–97. https://doi.org/10.1080/10400410
9627.Артикул Google Scholar
Beaussart, ML, Andrews, CJ, & Kaufman, JC (2013). Креативные лжецы: связь между творчеством и целостностью. Навыки мышления и креативность, 9 , 129–134. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2012.10.003.
Артикул Google Scholar
Берлин, Н., Тавани, Дж. Л., и Бизансон, М. (2016). Исследовательское исследование творчества, личности и школьных достижений. Экономика образования, 24 , 536–556. https://doi.org/10.1080/09645292.2015.1117580.
Артикул Google Scholar
Чанг, К.С., Пэн, Л. П., Лин, Дж.С., и Лян, К. (2015). Прогнозирование креативности дизайнеров-специалистов на основе взаимодействия разноплановых личностных качеств. Innovations in Education and Teaching International, 52 , 371–382. https://doi.org/10.1080/14703297.2014.999697.
Артикул Google Scholar
Чен, Б. Б. (2016). Добросовестность и повседневное творчество китайских студентов. Личность и индивидуальные различия, 102 , 56–59. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.06.061.
Артикул Google Scholar
Кристенсен, Б.Т., Дрюсен, Л.К., и Маало, Дж. (2014). Имплицитные теории личности идеального творческого работника. Психология эстетики, творчества и искусства, 8 , 189–197. https://doi.org/10.1037/a0036197.
Артикул Google Scholar
Кропли, Д. Х., Кауфман, Дж. К., Уайт, А. Э., и Кьера, Б. А. (2014). Восприятие злонамеренного творчества непрофессионалами: хорошее, плохое и неоднозначное. Психология эстетики, творчества и искусства, 8 , 400–412. https://doi.org/10.1037/a0037792.
Артикул Google Scholar
Дамен-Вассенберг П., Каммерле М., Унтеррайнер Х. Ф. и Финк А. (2016). Связь между различными гранями творчества и темной стороной личности. Журнал исследований творчества, 28 , 60–66. https://doi.org/10.1080/10400419.2016.1125267.
Артикул Google Scholar
Дэн Л., Ван Л. и Чжао Ю. (2016). Как на творчество повлияли факторы окружающей среды и индивидуальные характеристики: перспектива межкультурного сравнения. Журнал исследований творчества, 28 , 357–366. https://doi.org/10.1080/10400419.2016.1195615.
Артикул Google Scholar
ДеЯнг, К.Г. (2006). Факторы высшего порядка большой пятерки в выборке с несколькими информантами. Журнал личности и социальной психологии, 91 , 1138–1151. https://doi.org/10.1037/0022-3514.91.6.1138.
Артикул пабмед Google Scholar
Дидрих, Дж., Яук, Э., Сильвия, П.Дж., Гредлейн, Дж.М., Нойбауэр, А.С., и Бенедек, М. (2018). Оценка реальной креативности: Инвентаризация творческой деятельности и достижений (ICAA). Психология эстетики, творчества и искусства, 12 , 304–316. https://doi.org/10.1037/aca0000137.
Артикул Google Scholar
Древдаль, Дж. Э., и Кеттелл, Р. Б. (1958). Личность и творчество художников и писателей. Журнал клинической психологии, 14, 107–111.
Артикул пабмед Google Scholar
Файст, Г. Дж. (1998). Метаанализ личности в научно-художественном творчестве. Обзор личности и социальной психологии, 2 , 290–309. https://doi. org/10.1207/s15327957pspr0204_5.
Артикул пабмед Google Scholar
Финк, А., и Вошнняк, С. (2011). Креативность и индивидуальность профессиональных танцоров. Личность и индивидуальные различия, 51 , 754–758. https://doi.org/10.1016/j.paid.2011.06.024.
Артикул Google Scholar
Фюрст Г., Гислетта П. и Любарт Т. (2014). К интегративной модели творчества и личности: теоретические предложения и предварительная эмпирическая проверка. Журнал творческого поведения, 50 , 87–108. https://doi.org/10.1002/jocb.71.
Артикул Google Scholar
Фернхэм, А., Хьюз, Д. Дж., и Маршалл, Э. (2013). Творчество, ОКР, нарциссизм и большая пятерка. Навыки мышления и креативность, 10 , 91–98. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2013.05.003.
Артикул Google Scholar
Галанг, AJR (2010). Просоциальный психопат: объяснение парадоксов творческой личности. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 34 , 1241–1248. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2010.03.005.
Артикул Google Scholar
Galang, AJR, Castelo, VLC, Santos, LC, Perlas, CMC, & Angeles, MAB (2016). Исследование модели просоциального психопата творческой личности: данные черт и психофизиологии. Личность и индивидуальные различия, 100 , 28–36. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.03.081.
Артикул Google Scholar
Джино, Ф., и Вилтермут, С.С. (2014). Злой гений? Как нечестность может привести к большему творчеству. Психологические науки, 25 , 973–981. https://doi.org/10.1177/0956797614520714.
Артикул пабмед Google Scholar
Голдберг, Л. Р. (1992). Разработка маркеров для факторной структуры большой пятерки. Психологическая оценка, 4 , 26–42. https://doi.org/10.1037/1040-3590.4.1.26.
Артикул Google Scholar
Гонсало, Дж. А., Флинн, Ф. Дж., и Ким, С. Х. (2010). Два нарцисса лучше, чем один? Связь между нарциссизмом, воспринимаемым творчеством и творческим исполнением. Бюллетень личности и социальной психологии, 36 , 1484–1495. https://doi.org/10.1177/0146167210385109.
Артикул пабмед Google Scholar
Го, Дж., Су, К., и Чжан, К. (2017). Индивидуальное творчество на этапе идеи инновационного продукта: интерактивная перспектива. Управление творчеством и инновациями, 26 , 31–48. https://doi.org/10.1111/caim.12205.
Артикул Google Scholar
Гэн Ю., Сунь К., Хуанг Дж., Чжу Ю. и Хань X. (2015). Грязная дюжина и короткая темная триада: китайское подтверждение двух кратких мер темной триады. Китайский журнал клинической психологии, 23 , 246–250.
Google Scholar
Гилфорд, Дж. П. (1967). Природа человеческого интеллекта . Макгроу-Хилл.
Заяц, Р. Д. (1996). Психопатия: клиническая конструкция, время которой пришло. Уголовное правосудие и поведение, 23 , 25–54. https://doi.org/10.1177/0093854896023001004.
Артикул Google Scholar
Хонг Э., Пэн Ю. и О’Нил Х. Ф. (2014). Деятельность и достижения в различных областях: Отношения с творческой личностью и творческая мотивация в подростковом возрасте. Roeper Review, 36 , 92–103. https://doi.org/10.1080/02783193.2014.884199.
Артикул Google Scholar
Хьюз, Д. Дж., Фернхэм, А., и Бейти, М. (2013). Структура и личностные предикторы самооценки креативности. Навыки мышления и творчество, 9 , 76–84. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2012.10.001.
Артикул Google Scholar
Яук, Э., Бенедек, М., и Нойбауэр, А.С. (2014). Дорога к творческим достижениям: скрытая переменная модель предикторов способностей и личности. Европейский журнал личности, 28 , 95–105. https://doi.org/10.1002/per.1941.
Яук, Э., и Сордия, Н. (2018). О рисках и побочных эффектах: Делают ли нас творческие достижения нарциссами? Творчество . Теории – Исследования – Приложения, 5 (2), 182–187. https://doi.org/10.1515/ctra-2018-0017.
Артикул Google Scholar
Джон, О.П., Донахью, Э.М., и Кентл, Р.Л. (1991). Инвентаризация большой пятерки – версии 4a и 5 . Калифорнийский университет в Беркли, Институт личности и социальных исследований.
Джонасон П.К., Аббуд Р., Томе Дж., Даммет М. и Хейзер А. (2017). Черты темной триады и индивидуальные различия в самооценке и оценке других творческих способностей. Личность и индивидуальные различия, 117 , 150–154. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.06.005.
Артикул Google Scholar
Джонасон П.К., Ричардсон Э.Н. и Поттер Л. (2015). Самооценка творческих способностей и черты темной триады: предварительное исследование. Психология эстетики, творчества и искусства, 9 , 488–494. https://doi.org/10.1037/aca0000037.
Артикул Google Scholar
Джонасон, П.К., и Вебстер, Г.Д. (2010). Грязная дюжина: краткое изложение темной триады. Психологическая оценка, 22 , 420–432. https://doi.org/10.1037/a0019265.
Артикул пабмед Google Scholar
Капур, Х. (2015). Творческая сторона темной триады. Журнал исследований творчества, 27 , 58–67. https://doi.org/10.1080/10400419.2014.961775.
Артикул Google Scholar
Капур, Х. , и Хан, А. (2016). Измерение негативного творчества: метрики и отношения. Журнал исследований творчества, 28 , 407–416. https://doi.org/10.1080/10400419.2016.1229977.
Артикул Google Scholar
Карвовски М. и Лебуда И. (2016). Большая пятерка, огромная двойка и творческая самооценка: метаанализ. Психология эстетики, творчества и искусства, 10 , 214–232. https://doi.org/10.1037/aca0000035.
Артикул Google Scholar
Карвовский М., Лебуда И., Вишневская Э. и Гралевски Дж. (2013). Большая пятерка личностных качеств как предикторы творческой самоэффективности и творческой индивидуальности: имеет ли значение пол? Журнал творческого поведения, 47 , 215–232. https://doi.org/10.1002/jocb.32.
Артикул Google Scholar
Кауфман, С. Б., Куилти, Л. К., Грациоплен, Р. Г., Хирш, Дж. Б., Грей, Дж. Р., Петерсон, Дж. Б., и ДеЯнг, К. Г. (2016). Открытость опыту и интеллекту по-разному предсказывают творческие достижения в искусстве и науке. Journal of Personality, 84 , 248–258. https://doi.org/10.1111/jopy.12156.
Артикул пабмед Google Scholar
Кинг, Л. А., Уокер, Л. М., и Бройлс, С. Дж. (1996). Креативность и пятифакторная модель. Журнал исследований личности, 30 , 189–203. https://doi.org/10.1006/jrpe.1996.0013.
Артикул Google Scholar
Лян, К., Чанг, К.С., и Хсу, Ю. (2013). Личностные и психологические факторы предсказывают воображение: данные из Тайваня. Обучение и индивидуальные различия, 27 , 67–74. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2013.06.010.
Артикул Google Scholar
Лебуда И., Карвовски М., Галанг А. Дж., Шумски Г. и Фирковска-Манкевич А. (2019). Личностные предикторы творческих достижений и правонарушительного поведения. Текущая психология , 1–10. https://doi.org/10.1007/s12144-019-00306-w.
Матье, К. (2015). Может ли творчество быть плохим для организации? Темные личности, творчество/инновации и лидерство. Журнал исследований лидерства, 9 , 57–59. https://doi.org/10.1002/jls.21406.
Артикул Google Scholar
МакКрей, Р. Р. (1987). Креативность, дивергентное мышление и открытость опыту. Журнал личности и социальной психологии, 52 , 1258–1265. https://doi.org/10.1037/0022-3514.52.6.1258.
Артикул Google Scholar
Маккей, А.С., Карвовски, М., и Кауфман, Дж. К. (2017). Измерение муз: проверка шкалы областей творчества Кауфмана (K-DOCS). Психология эстетики, творчества и искусства, 11 (2), 216–230. https://doi.org/10.1037/aca0000074.
Артикул Google Scholar
Майзель, М. К., Нинг, Х., Кэмпбелл, В.К., и Гуди, А.С. (2016). Нарциссизм, самоуверенность и склонность к риску в выборке студентов из США и Китая. Журнал межкультурной психологии, 47 (3), 385–400. https://doi.org/10.1177/0022022115621968.
Артикул Google Scholar
Морф, К.С., и Родевальт, Ф. (2001). Разгадка парадоксов нарциссизма: динамическая саморегулирующаяся модель обработки. Психологическое обследование, 12 , 177–196. https://doi.org/10.1207/s15327965pli1204_1.
Артикул Google Scholar
Морган, К.Г., и Льюис, Р.Дж. (2017). Моральная двусмысленность в нарративах снижает творческую активность высокотворческих людей. Журнал творческих коммуникаций, 12 , 150–158. https://doi.org/10.1177/0973258617708376.
Артикул Google Scholar
Невицка Б., Баас М. и Тен Велден Ф. С. (2016). Яркая сторона угрозы нарциссизма: улучшение производительности после угрозы эго. Журнал личности, 84 , 809–823. https://doi.org/10.1111/jopy.12223.
Артикул пабмед Google Scholar
Нипель, К., Мустафич, М., Грейфф, С., и Робертс, Р. Д. (2015). Еще раз о темной стороне творчества: связано ли творчество учащихся с последующим снижением их этического принятия решений? Навыки мышления и творчество, 18 , 43–52. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2015.04.005.
Артикул Google Scholar
Ниу, В., и Штернберг, Р. Дж. (2001). Культурные влияния на художественное творчество и его оценка. Международный журнал психологии, 36 (4), 225–241. https://doi.org/10.1080/002075
000036.Артикул Google Scholar
Паулхус, Д.Л., и Уильямс, К.М. (2002). Темная триада личности: нарциссизм, макиавеллизм и психопатия. Journal of Research in Personality, 36 , 556–563. https://doi.org/10.1016/s0092-6566(02)00505-6.
Артикул Google Scholar
Плюкер, Дж. А., Цянь, М., и Шмалензее, С. Л. (2014). То, что вы видите, это то, что вы действительно получаете? Сравнение методов подсчета очков при оценке дивергентного мышления в реальном мире. Журнал исследований творчества, 26 , 135–143. https://doi.org/10.1080/10400419.2014.
3.
Артикул Google Scholar
Основная группа R (2012 г.). R: Язык и среда для статистических вычислений . R Foundation for Statistical Computing, Вена, Австрия. ISBN 3–
1–07-0, URL http://www.R-project.org/Ревель, В., и Зинбарг, Р. Э. (2009). Коэффициенты альфа, бета, омега и glb: комментарии к Sijtsma. Психометрика, 74 , 145–154.
Артикул Google Scholar
Сильвия, П. Дж., Кауфман, Дж. К., и Прец, Дж. Э. (2009a). Зависит ли творчество от предметной области? Латентные классовые модели творческих достижений и творческих самоописаний. Психология эстетики, творчества и искусства, 3 (3), 139–148. https://doi.org/10.1037/a0014940.
Артикул Google Scholar
Сильвия, П. Дж., Кауфман, Дж. К., Райтер-Палмон, Р., и Вигерт, Б. (2011). Придирчивое творчество: честность-смирение, покладистость и структура творческих достижений HEXACO. Личность и индивидуальные различия, 51 (5), 687–689. https://doi.org/10.1016/j.paid.2011.06.011.
Артикул Google Scholar
Сильвия П. Дж., Нусбаум Э. К., Берг К., Мартин К. и О’Коннор А. (2009b). Открытость опыту, пластичность и креативность: изучение низших, высших и интерактивных эффектов. Журнал исследований личности, 43 , 1087–1090. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2009.04. 015.
Артикул Google Scholar
Саймонтон, Д.К. (2014). Больше метода в споре о безумном гении: историометрическое исследование 204 исторических создателей. Психология эстетики, творчества и искусства, 8 , 53–61. https://doi.org/10.1037/a0035367.
Артикул Google Scholar
Сордия, Н., Яук, Э., и Марцквишвили, К. (2020). За пределами больших личностных измерений: постоянство и специфичность ассоциаций между чертами темной триады и творчеством. Психология эстетики, творчества и искусства. Предварительная онлайн-публикация. https://doi.org/10.1037/aca0000346.
Стека, П., Баретта, Д., Греко, А., Д’Аддарио, М., и Монзани, Д. (2018). Ассоциации между личностью, участием в спорте и спортивным успехом. Сравнение большой пятерки взрослых, занимающихся спортом и не занимающихся спортом. Личность и индивидуальные различия, 121 , 176–183. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.09.040.
Артикул Google Scholar
Сун, С.Ю., и Чой, Дж.Н. (2009). Влияют ли пять личностных факторов на индивидуальное творчество? Сдерживающая роль внешней мотивации. Социальное поведение и личность: международный журнал, 37 , 941–956. https://doi.org/10.2224/sbp.2009.37.7.941.
Артикул Google Scholar
Томас, К.С., Сильвия, П.Дж., Нусбаум, Э.К., Бити, Р.Э., и Ходжес, Д.А. (2016). Открытость опыту и способность слухового различения в музыке: инвестиционный подход. Психология музыки, 44 , 792–801. https://doi.org/10.1177/0305735615592013.
Тьяги В., Ханох Ю., Холл С.Д., Ранко М. и Денхэм С.Л. (2017). Рискованная сторона творчества: специфический риск для творческих личностей. Frontiers in Psychology, 8 , 145. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00145.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Валчик, Дж. Дж., Рунко, Массачусетс, Трипп, С. М., и Смит, К. Э. (2008). Творчество лжи: дивергентное мышление и идейные корреляты разрешения социальных дилемм. Журнал исследований творчества, 20 , 328–342. https://doi.org/10.1080/10400410802355152.
Артикул Google Scholar
Weitzel, U., Urbig, D., Desai, S., Sanders, M., & Acs, Z. (2010). Хорошие, плохие и талантливые: предпринимательский талант и эгоистичное поведение. Журнал экономического поведения и организации, 76 , 64–81. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2010.02.013.
Артикул Google Scholar
Wisse, B., Barelds, DPH, & Rietzschel, EF (2015). Насколько изобретателен ваш сотрудник? Роль личностных качеств темной триады сотрудника и руководителя в восприятии руководителем инновационного поведения сотрудников. Личность и индивидуальные различия, 82 , 158–162. https://doi.org/10.1016/j.paid. 2015.03.020.
Артикул Google Scholar
Вольфрадт, У., и Прец, Дж. Э. (2001). Индивидуальные различия в творчестве: Личность, написание рассказов и хобби. Европейский журнал личности, 15 , 297–310. https://doi.org/10.1002/per.409.abs.
Артикул Google Scholar
Ян, Ю., и Ван, К. (2010). Креативность среди специалистов по исследованиям и разработкам: надзорная поддержка и личностные качества. Азиатский журнал технологических инноваций, 18 , 229–248. https://doi.org/10.1080/19761597.2010.9668689.
Артикул Google Scholar
Зенасни, Ф., Безансон, М., и Любарт, Т. (2008). Творчество и терпимость к двусмысленности: эмпирическое исследование. Журнал творческого поведения, 42 , 61–73. https://doi.org/10.1002/j.2162-6057.2008.tb01080.x.
Артикул Google Scholar
Чжоу, Дж.