Потребность физиологическая человека: Физиологические потребности человека — что это такое, как иначе называются и что к ним относится

Потребность в физиологии

Если исключить человека, то многообразные потребности живых организмов сводятся к одной — к поддержанию своего индивидуального и видового существования. Не бывает потребностей положительных и отрицательных. В нормальном организме потребность всегда отрицательна как состояние и положительна по своим целям, будь то потребность в получении пищи (голод) или потребность в прекращении болевого раздражения. Соответственно факторы, мешающие удовлетворению данной потребности (отсутствие пищи или самки, действие вредных факторов, неблагоприятных температурных условий), всегда отрицательны.

Наличие потребностей обусловлено самой природой живого, для которого характерно сочетание постоянного самообновления химического состава наряду с относительным постоянством внутренней организации. Вот почему многие потребности имеют врожденный характер. Кроме голода, жажды, полового влечения, к числу врожденных потребностей можно отнести сон и бодрствование, сохранение своей целостности, заботу о потомстве (родительский инстинкт), получение внешней информации, тренировку мышечной системы и внутренних органов, определенное состояние газовой и температурной среды и т.

д.

Вместе с тем было бы ошибкой абсолютизировать генетическое происхождение потребностей. Известно, что систематическое введение в организм ряда химических веществ, таких, как морфий, алкоголь, никотин, порождает в дальнейшем сильнейшую потребность в этих веществах, явно не существовавшую от рождения.

Условия воспитания способны существенно изменить степень и формы проявления врожденных потребностей. Так, обезьянка, для которой мать была заменена куклой с искусственной соской, став взрослой, весьма холодно относилась к собственному детенышу. Специальными приемами можно нарушить у крысы потребность в строительстве гнезда (Я. Дембовский, 1959). Таким образом, даже у животных потребности формируются под влиянием окружающей среды. Еще сложнее обстоит дело с формированием социально обусловленных потребностей человека. Потребность в общении, в трудовой деятельности, в восприятии художественных произведений возникает в процессе индивидуального развития. В зависимости от эпохи, социального строя, классовой принадлежности и культурного уровня круг потребностей одного человека крайне отличается от потребностей другого.

Скажи мне, каковы твои потребности, и я скажу, кто ты.

Потребности различаются не только но качеству, но и по количеству, степени напряжения. Каждая потребность имеет свою объективную и субъективную меру. Объективная мера той или иной потребности носит видовой характер. Для человека научно установлена суточная потребность в количестве пищи, ее отдельных компонентах (белки, жиры, углеводы), в газовом составе воздуха, в оптимальной температуре окружающей среды, в продолжительности суточного сна. Врожденные и приобретенные индивидуальные особенности данного человека или животного определяют его субъективную «шкалу» потребностей. Голодание одной и той же продолжительности может почти не отразиться на состоянии одного человека и породить острую потребность в утолении голода у другого.

Потребность легче определять для больших отрезков времени (сутки, месяц), где можно воспользоваться статистическими приемами исследования. Труднее произвести объективное измерение потребности живого организма в данный момент. В этих случаях чаще всего используется приближенный метод, где мерилом потребности служит величина внешнего воздействия, порождающего потребность.

Например, о потребности в устранении боли судят по силе электрического тока, о потребности в нище — по длительности интервала между кормлениями, о потребности в поддержании температурного баланса — по температуре окружающей среды, точнее, по отклонению температуры от оптимальной.

Не менее широко используется метод измерения двигательных и вегетативных реакций организма на возникающую потребность.

Этот метод позволяет оценить величину субъективной потребности, т. е. потребности данного, изучаемого живого существа. О степени потребности судят по речевым и голосовым реакциям (сообщение взрослого человека, плач ребенка), по движению (его скорости и величине), по изменениям электрической активности мозга, кровяного давления, пульса, дыхания, химического состава крови и т. д. Основной недостаток метода состоит в том, что большинство перечисленных реакций определяется не исключительно потребностью, а целым рядом факторов и прежде всего эмоциями, которые, как мы уже говорили, отнюдь не тождественны потребностям. Потребность в сохранении жизни у храброго человека ничуть не меньше, чем у трусливого, но в критической ситуации у первого из них мы почти но наблюдаем вегетативных сдвигов, а в организме второго бушует «вегетативная буря». Только наивные и поверхностные люди полагают, что бесстрашный — это тот, кому «жизнь не дорога». Ниже мы рассмотрим вопрос о теоретической возможности измерять потребность по величине вегетативных и двигательных реакций, «

вычленив» из них «эмоциональную составляющую».

Особенно трудным оказывается измерение потребности в таких единицах, которые позволяли бы сопоставлять одну потребность с другой. Пока мы оцениваем потребности с помощью их прямого столкновения, биологической конкуренции. Сотрудница Павлова М. А. Ерофеева вырабатывала у собак условный пищевой рефлекс путем сочетания болевого раздражения кожи с пищей. Спустя некоторое время, в ответ на электрический ток собака не обнаруживала признаков боли, а облизывалась, тянулась к кормушке, виляла хвостом.

Постепенно увеличивая силу тока, Ерофеева находила ту границу, за которой пищевая реакция сменялась оборонительной.

Американский физиолог Ф. Бич (1050) показал, что болевое раздражение током до 100 вольт не подавляло половой активности крыс. При повышении тока до 380 вольт половое поведение прекращалось. Так (напряжение электрического тока стало мерилом пищевой и половой потребности у экспериментальных животных.

Теоретически можно представить себе единицу измерения, общую для различных потребностей. Любое воздействие (температура, голод, электрический ток) характеризуется определенным диапазоном сдвигов, возникающих в организме, от самых слабых (пороговых) до несовместимых с жизнью или существенно нарушающих нормальную жизнедеятельность. Условимся, что одну десятую или одну сотую часть каждого диапазона сдвигов жизненно важных функций мы принимаем за единицу измерения потребности. Это даст нам возможность в каждый данный момент прямо и непосредственно измерить потребность живого существа в пище, воде, восстановлении температурного баланса, в устранении повреждающего фактора и т.

д. Наибольшая методическая трудность будет опять-таки состоять в выборе показателей, отражающих именно факт потребности, а не степень эмоционального напряжения.

Нужно ли говорить, что пока мы чрезвычайно далеки от возможности количественной оценки социальных потребностей человека. В принципе такая возможность, по-видимому, существует, по об этом мы будем говорить в дальнейшем, когда выясним, что же, кроме самой потребности, играет решающую роль в происхождении эмоций.

Возникновение фундаментальных потребностей живых существ связано с первоначальными сдвигами внутреннего химизма. Полагают, что сдвиг в интромедиарном обмене (цикле трикарбононых кислот) представляет начальное звено голодного состояния высших млекопитающих (Л. М. Уголев и В. Г. Кассиль, 1061). Этот сдвиг воспринимается чувствительными образованиями — рецепторами, расположенными в пищевой области головного мозга и на периферии. Большое значение имеет при атом сигнализация из желудка. Искусственное наполнение желудка требует усиления прямого электрического раздражения «центра голода» в мозгу для получения пищевой реакции животного (Н.

Миллер, 1961). Нарушение водно-солевого баланса возбуждает специализированные клетки подбугорной (гипоталамической) области мозга. Возбуждение этого центра ведет к сокращению мышц верхней части глотки и пищевода. Сокращаясь, мышцы раздражают чувствительные нервные окончания, что приводит к ощущению жажды. Гормональные сдвиги в организме ведут к возбуждению половых центров, к изменению кровенаполнения половых органов, к повышению чувствительности специализированных (эрогенных) рецепторных зон. Периферические изменения в половых органах сами становятся источником нервных импульсов, усиливающих половое возбуждение. Так, потребность в пище, воде, удовлетворении полового инстинкта, начавшись с химических перестроек, получает отражение в возбужденном состоянии определенных отделов центральной нервной системы.

Специализированные центры голода, жажды, половой функции, температурного дискомфорта, боли и т. д. с достаточной избирательностью активируют высшие подкорковые отделы мозга и кору больших полушарий —- хранилища генетического и приобретенного опыта. Через сложную систему врожденных и условно-рефлекторных нервных путей устанавливаются связи между потребностью и возможностью ее удовлетворения посредством взаимодействия организма с окружающей внешней средой. Потребность становится влечением, или мотивацией. Таким образом, влечение есть целенаправленная потребность, обращенная к объектам внешней среды, которые могут обеспечить ее удовлетворение. Во многих случаях влечение имеет врожденную природу и безошибочно проявляется у животных, воспитанных в полной изоляции. Но у высших животных, особенно у человека, мы нередко можем наблюдать потребность без влечения, когда возникает необходимость замыкания новых условных связей для того, чтобы потребность обрела цель.

Голодный ребенок до определенного возраста реагирует на потребность в пище плачем, капризом, общим двигательным возбуждением, а не поиском источников питания. Даже овладев речью, он не просит есть. Примерно так же он реагирует на потребность в отдыхе и сне.

В период полового созревания возникает чувство неясного «томления», которое лишь постепенно трансформируется в половое влечение. Наблюдая за собой, за окружающими, слушая их рассказы, читая книги, подросток очень медленно устанавливает связи между нарастающей потребностью и определенными событиями в окружающей среде. Факт удовлетворения потребности при этом отнюдь не обязателен для ее превращения во влечение. Хорошо известно, что у человека целенаправленное влечение сформировано за несколько лет до первых случаев удовлетворения половой потребности.

Итак, с помощью безусловных и условно-рефлекторных связей потребность адресуется к объектам внешнего мира и становится целенаправленным влечением. Процесс приспособительного поведения живых систем приобретает характер действия для удовлетворения данной потребности.

Между действием и мотивацией существуют сложные диалектические отношения. Уточнение цели представляет одну из важнейших сторон действия, и было бы ошибкой отрывать действие от формирования цели.

Трудно согласиться с теми авторами, которые рассматривают выработку навыка как процесс многократного сопоставления пробных движений с вполне законченной «двигательной задачей», которая в готовом виде смоделирована в «акцепторе действия» и, корригируя движения, сама практически не испытывает корригирующих влияний. Только для удобства и четкости анализа мы в дальнейшем будем рассматривать действия, направленные на удовлетворение потребности, допустив, что цель окончательно сформирована и уточнена.

Потребности человека (исследовательский проект) | Статья в журнале «Юный ученый»

Библиографическое описание:

Цацура, И. С. Потребности человека (исследовательский проект) / И. С. Цацура, Н. Н. Вишнякова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 95-96. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/217/ (дата обращения: 08.02.2023).



Потребности человека (исследовательский проект)

Цацура Иван Сергеевич, учащийся 6 класса

Научный руководитель: Вишнякова Наталья Николаевна

КГБОУ «Краевой педагогический лицей – интернат»,

Краевой центр дистанционного образования детей – инвалидов

(Алтайский край, г. Барнаул)

 

Изучая предмет обществознания, я узнал, что человек био-социальное существо. У человека есть признаки биологического существа и социального индивида. А если он два в одном, то у него имеются и биологические, и социальные, и духовные потребности. И если не удовлетворять их, то человек не сможет существовать.

Как биологическому существу нам, людям, необходимо удовлетворять свои биологические потребности. Биологические потребности просты – они примитивны и, в то же время, самые важные для жизни, т.е. жизненно необходимые. Только удовлетворив потребность в пище, сне, безопасности, человек может думать о чем-то еще. Но, не смотря на свою необходимость, они не являются полными для жизни человека на Земле.

Сегодня никому не надо доказывать факт, что человек – существо социальное. Он живет и развивается только в обществе, в постоянном общении с другими людьми. Мы знаем, что, например дети-«маугли», которых воспитывали животные, не умеют говорить. И их практически невозможно обучить тому, чему они могли бы научиться, воспитываясь среди людей. У этих детей нет навыков общения с другими людьми, то есть навыков, обеспечивающие жизнь в обществе. Итак, человек – существо социальное. Для его полноценного развития и существования необходимо постоянное общение с другими людьми, а также всевозможными социальными группами. Но это не единственная небиологическая потребность человека!

Американский психолог А. Маслоу описал «пирамиду потребностей человека» – то есть то, без чего тот не может жить. В этой пирамиде есть так называемые духовные потребности — ведь именно они делают человека Человеком.

Одной такой потребностью человека является потребность в самовыражении. Все мы имеем способности, склонности к чему-либо. Все это мы должны выражать, реализовывать в обществе для себя и для других. Мы самореализовываемся через труд, через профессию. И мне кажется, человек становится по настоящему счастливым тогда, когда он не только получает удовольствие от удовлетворения своих физиологических потребностей, но приносит пользу обществу.

Еще важными потребностями считаются духовные потребности. У каждого человека существует желание постоянного развития. Удовлетворяя эту потребность люди, стремятся узнавать что-то новое, учиться, читать, ходить в кино, театр.

Я говорю не о каком — то идеальном человеке, я говорю о большинстве людей, которые лишь только кажутся другими. Ведь все это заложено в человеке от природы. Человеку надо только раскрыться и проявить себя, а это уже зависит от того, кто его окружает – какая у него семья, школа, друзья.

Я задался целью проанализировать, какие основные потребности испытывают мои близкие люди – родственники, друзья. Для этого я задал 10 человекам из моего окружения один единственный вопрос – «Назовите три ваших основных потребности?» Все ответы я заносил в табличку. И вот что получилось:

Кто?

1 потребность

2 потребность

3 потребность

1

Мама, 55 лет

еда

вода

отдых

2

Папа, 57 лет

здоровье и благополучие семьи

деньги

хорошая работа

3

Дима, 12 лет

воздух

одежда

дом

4

Саша, 12 лет

вода

еда

воздух

5

Кирилл, 13 лет

здоровье родителей

хорошие друзья

собственное благополучие

6

Никита, 10 лет

еда

вода

воздух

7

Никита, 12 лет

дом

воздух

близкие

8

Глеб, 15 лет

еда

хорошая учёба

друзья

9

Сергей, 11 лет

еда

уважение среди друзей

родители

10

Вова, 12 лет

дом

здоровье

общение

 

Проанализировав данные, я получил следующий результат:

  1.                    Физиологические потребности — 46. 67%
  2.                    Потребность в безопасности — 23.33%
  3.                    Социальные потребности — 23.33%
  4.                    Престижные — 10%
  5.                    Духовные — 0%

Порадовало то, что хоть почти половина потребностей были физиологические (а как же иначе, ведь без 7 их мы не выживем!), все же присутствуют и другие!

 

Основные термины (генерируются автоматически): потребность, биологическое существо, друг, еда, потребность человека.

Место безопасности в жизни

человека и общества и её вес…

Потребность — это естественное желание человека.

Потребность в безопасности касается всех сторон жизнедеятельности человека и

Но население планеты уже превысило 7 миллиардов человек, а если учесть, что человексущество социальное, то постоянный. ..

Духовные

потребности человека | Статья в журнале…

Духовные потребности, или потребности в самореализации, — это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя [5, с. 312].

Иерархическая система

потребностей в трудах А. Маслоу

Маслоу разделил потребности человека на пять групп, первая из которых исходит из физиологических потребностей, необходимые для выживания потребности в еде, воде, жилье, отдыхе. Вторая группа — это желание иметь постоянные, комфортные и безопасные условия…

Психологические механизмы развития мотивации

человека

Потребность — источник активности человека. Различают физиологические (биологические), социальные и духовные (идеальные) потребности.

Люди находятся во взаимосвязи друг с другом, поэтому потребности одних людей могут влиять на мотивы других.

Г. Марсель и его l’exigence ontologique. Краткий анализ…

Потребности — это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования.

«Духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к…

Человеческое богатство и его роль в креативном обществе

Действительно творческий человек испытывает жизненную потребность в созидании. Об этом говорил еще Сократ и описал Платон в

Творческая деятельность, как и любая деятельность человека, является социальной, потому что человек — это социальное существо.

Образовательные

потребности школьников и родителей г. Читы…

Потребности в образовании являются значимым фактором развития личности

Потребность — это скрытая реальность, но без эмпирической фиксации их проявления, без

В нашем исследовании объем выборки составил 500 человек школьников, 500 человек родителей.

Физиологические эффекты и роль функциональных продуктов…

Оздоровление организма человека и обеспечение его активной жизнедеятельности на основе массового использования кисломолочных продуктов является новым перспективным направлением [3,5,6]. Кисломолочные продукты играют большую роль в питании человека.

Особенности проявления и становления феномена общего дела…

Потом человек осознает потребность в коллективе, его значимость не как простого

В момент изменения исключительно биологической потребности в социальную меняется сама

Поскольку человек по своей природе есть существо, которое общается и живет в обществе. ..

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Take the Essay Writing Course

As Featured In

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

Browse the Site


Academic Writing Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Руководства по тематическому исследованию

Поиск


Поиск руководств по изучению

Top Academic Writing Ride

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *