Психология предмет: 1.1. Предмет психологии. Основы психологии

предмет, задачи, место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии.

Психология — это наука изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология изучает: возникновение и развитие психики; сознание человека как высшую форму психики; обусловленность психики человека биологическим и социально-историческими факторами; нейрофизиологические основы психической деятельности; структуру психики человека; закономерности формирования психических образов; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов; индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности.

Предметом психологииявляются человек как субъект деятельности системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ееразвитии. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека — от элементарных ощущений, психических свойств личности и до борьбы мотивов личностей.Задачи психологии: научиться понимать сущность психических явлений и ихзакономерности; научиться управлять ими; использовать полученные знания.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах.

Отрасли психологии:

Общая психологияизучает психику нормального взрослого человека, его восприятие и мышление, память и внимание, волю, характер и личность в целом.

Педагогическая психологияобеспечивает научное обоснование программ и методов обучения и воспитания. Устанавливает круг знаний, которые должны быть усвоены в соответствующем возрасте и способы подачи материала, которое обеспечивает его прочное усвоение.Психология трудаизучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов: 1. инженерная психология, 2. авиационная психология, 3. космическая психология.Медицинская психология, патопсихология, психотерапияставят своей задачей объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения.Юридическая психологиярассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения.Психология спортаизучает закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.
Психология творчества
изучает созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве.Сравнительная психологиярассматривает особенности поведения животных на разных этапах эволюции, прослеживает изменение формы поведения животного в зависимости от их приспособления к условиям существования. Возрастная психологияизучает формирование психической деятельности в процессе развития и позволяет проследить как развиваются психические процессы и формируется личность в онтогенезе. В ней выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.Специальная психологияизучает психологические особенности аномальных детей, дефект которых обусловлен поражением коры головного мозга (умственная отсталость, нарушение деятельности анализаторов – глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, глухонемые, недоразвитие речи).
Социальная психология
изучает человеческие взаимоотношения, возникшие в процессе общения и взаимодействия людей в различных группах.Психология личностиизучает основные закономерности формирования личности, истоки ее активности и жизнедеятельности.Психофизиологиявключает в себя несколько областей исследования: 1. психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, 2. психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль различных областей мозга в осуществлении речевых процессов, 3. психофизиология эмоций исследует механизмы возникновения эмоциональных состояний, 4. психофизиология произвольных движений, действий исследует структуру и механизмы их осуществления.
Нейропсихология
изучает мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий)выявляет индивидуальные различия людей, проявляющиеся в свойствах нервной системы, эмоциональных реакциях, особенностях протекания психических процессов и личностных качеств.

Методы психологии— это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверных фактов и сведений, используемых далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение— древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу к эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Однако главным методом психологического исследования является эксперимент— активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бываетлабораторный экспериментиестественный эксперимент.

Эксперимент позволяет сделать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, тем самым научно объяснив происхождение изучаемых явлений и событий.

Метод тестов— метод испытаний, установления опре­деленных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты должны быть научно обоснован­ны, надежны, и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Существуютустные и письменные опросы.К методу опроса относится также экспертная оценка— систематизированный опрос компетентных лиц или опытных специалистов по определенным вопросам с представлением их обоснованных выводов и рекомендаций.

Психология как наука — предмет, задачи, принципы

О чем статья

Определение психологии, предмет, задачи, принципы

Термин «

психология» вытекает из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logos (наука), то есть наука о душе.

Психология формировалась на протяжении столетий и бурно развивается в современных условиях научно-технического прогресса в неразрывной взаимосвязи с другими отраслями научного знания (социальной, исторической, экономической, юридической, политической и т.д.) и общественной жизни.

Предмет психологии: закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмы.

Задачи психологии:

  • понять сущность и закономерность психических явлений;
  • научиться управлять психическими явлениями;
  • развивать теоретические исследования;
  • решать практические проблемы;
  • использовать обретенные знания для повышения эффективности человеческой деятельности.

Какие-либо исследования, осуществляемые психологией, основаны на таких руководящих положениях –

принципах:

Принцип детерминизма

Основополагающий методологический принцип материалистической психологии, который фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связи и отношения объективных явлений, существующих вне субъекта. При этом каждая следующая форма детерминированного объяснения включает психику к более полной, по сравнению с предыдущей, системе связей материального мира, которая открывает ее новые грани.

Идеалистическая психология борется за право на индетерминизм: отрицает внешнюю обусловленность психики и рассматривает ее как самодетерменированое явление.

«Внешние причины действуют через внутренние условия».

Принцип отражения

Конкретизирует принцип детерминизма, показывая, что психические явления несут в себе внешнее содержание. Согласно этому принципу, психику можно толковать как субъективный образ объективного мира. Принцип отображения должен быть дополнен принципом субъекта, который акцентируется на собственной активности психического, его способности быть фактором жизни.

Принцип единства психики и деятельности

Психика возникает, развивается и существует в деятельности как образе жизни субъекта. Психика является продуктом, компонентом и условием деятельности как активности, путем которой человек реализует свои отношения с миром. Этот принцип направлен против редукции психики только к субъективному и призывает изучать ее косвенно – путем анализа деятельности. По данному принципу психика должна рассматриваться в связи с процессами приспособления, осваивания, самореализации и творчества.

Принцип развития

Обязывает подходить к психике как к продукту осложнения взаимоотношений человека с миром. Это происходит в филогенетическом, историческом и онтогенетическом аспектах.

Методы психологии

Главными требованиями к формированию подходов к созданию методов психологической науки являются: объективность, генетический подход, системность, личностный подход, индивидуализация, единство теории и практики.

Психологические методы – это путь организации психологом собственной деятельности, с помощью которых он достигает поставленной задачи. Делятся на объективные и субъективные методы.

Существуют четыре группы психологических методов:

Организационные. Определяют стратегию исследователя. Среди них выделяют: сравнительный метод (сопоставление разнообразных групп по возрасту, деятельности и т.п.), лонгитюдный метод (многократное исследования одних и тех же лиц в течение долгого периода времени) и комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными способами).

Эмпирические. Определяют тактику при проведении исследования: основные (наблюдение, эксперимент), дополнительные (тесты, интервью, беседа, анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности).

Метод обработки данных: количественный и качественный анализы.

Интерпретационные. Выделяют генетический метод и структурный.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать работу

Этапы развития психологии

Учение о душе – V в. до н. е. – начало XVII в. н. е.

Образовалось как внешняя особая область человеческой деятельности по отношению к религии и отделилось от нее. Было основано не на власти над существом, а на законе. Изначально учение о душе сложено в рамках медицины и древнегреческой философии.

Значительный вклад в данное учение сделали:

Платон Афинский (провел грань между материальным смертным телом и нематериальной бессмертной душой).

Аристотель Стагирский (по его мнению, душа – это неотделимая форма живого органического тела; существует три типа души (разумная, животная и растительная), которые представляю три совершенно разных уровня жизни).

Гиппократ (сформулировал положение, что органом мышления и ощущения является мозг; разработал учение о темпераментах).

Френсис Бекон (отделил тело от науки о душе, а в учении о душе выделил науку о рациональной божественной душе).

Учение о познании, опыте и сознании – середина XVII в. – середина XIX в.

Рене Декарт ввел понятие «сознание», которое рассматривается как критерий, отличающий душу и тело между собой. По его мнению, только человек может владеть душей, а животные не имеют ее и действуют как механические устройства.

Джон Локк назвал сознанием способность думать, чувствовать и желать. Стал идеологом метода интроспективных исследований. По его мнению, существует 2 вида опыта: внешний (непосредственно основан на ощущениях, его результат – простые идеи, которые не делятся на меньшие единицы) и внешний (манипуляция ума с простыми идеями, результат – с простых идей образуются сложные).


Учение о поведении – вторая половина XIX в.

Формируются новые школы и течения психологии, основатели которых признавали предметом психологии не сознание, а поведение.

Джон Уотсон провозгласил формулу «стимул-реакция». Он выдвинул план перестройки общества на основе бихевиористической схемы, согласно которой, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека с какими-либо константами поведения.


Учение о самосознании – конец XIX в.

На данном этапе предметом психологии является система представлений индивида о себе, образ собственного «Я» с присущими ему когнитивными, эмоциональными и оценочно-волевыми компонентами.

Л. С. Выготскому удалось раскрыть содержание и операции, которые присущи каждой стадии развития самосознания и подобны стадиям развития высших психических функций в целом. По его мнению, сперва внутренние качества и состояния определенного субъекта (в том числе ребенка) выступают объектом познания и осознания для других людей.


Учение о личности – с начала XX в.

С начала XX века психика человека связывается с личностью. Главное направление поисков в этом периоде – более широкое, целостное понимание феномена человека. Психология рассматривает социально обусловленную систему психических качеств индивида, которая формируется и проявляется в предметной деятельности и общении.

Структурная школа В. Вундта считала главным заданием психологии – экспериментальное изучение структуры сознания.

Школы, направления, концепции в психологии

На пути становления психологии как науки возникли различные школы, направления и концепции, а именно:

Интроспективная психология. Одно из направлений в психологии, предметом изучения которого является самонаблюдение (интроспекция) человека за содержанием, актами собственного сознания.

Ассоциативная психология. Сводит все сложные психические процессы в комбинацию элементарных ассоциаций – ощущений, представлений и самых простых чувств.

Психоаналитический подход. Разработан З. Фрейдом. Предметом изучения является подсознательное. Бессознательное («оно»), по мнению З. Фрейда, – глубинный слой; Сознательное «я» – посредник между «оно» и внешним миром. Над «я» – «интернализованная» версия общественных норм и стандартов поведения.

Аналитическая психология. Предмет изучения – бессознательное. Рассматривает процесс психического развития индивида, а также делится по содержанию на две составляющие: коллективное бессознательное и личное бессознательное.

Когнитивная психология – один из современных направлений психологии, основным предметом изучения которого является знание, познание. Представители данного направления исследуют внутреннюю организацию психических процессов: восприятие, память, внимание и мышление.

Операциональная концепция интеллекта и генетической эпистемологии. Направление основано швейцарским ученным Жан Пиаже. Он рассматривает интеллект человека как одну из форм приспособления к среде обитания. Касаемо генетической эпистемологии: контролируемые психологические исследования когнитивного развития детей, по мнению ученного, призваны ответить на принципиальные теории познания (как происходит переход от незнания к знанию, от менее достоверного к более достоверному знанию; существуют ли врожденные идеи или наши знания вполне извлекаются из опыта; как формируются основные категории познания).

Бихевиоризм. Предметом изучения является поведение. Представители данного направления психологии отрицают сознание, признают предметом лишь поступки (образ действий).

Необихевиоризм – направление в современной психологии, представители которой делаю попытку преодолеть прямолинейность и упрощенную систему ортодоксального бихевиоризма.

Психология поступка. Предмет изучения – поступок – основное звено, центр какой-либо формы человеческой деятельности, не только моральной.

Гештальтпсихология. Представители данного направления утверждали целостность структуры и выдвигали идею целостности восприятия.

Концепция психологии народов. Главная движущая сила истории – народ, который выражает себя в искусстве, воспитании, религии, легендах, мифах и т.д.

Гуманистическая психология – совокупность направлений психологической науки и практики, отличающиеся сознательным и последовательным соглашением осуществляемой психологами деятельности принципам гуманизма.

Критическая психология – направление в немецкой психологии, основанное на марксизме и возникшее в конце 60-х гг. XX века. Предмет изучения – способность к действию.

Полезные источники

Выготский Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – М.: Мир,1992.

Дружинина В. Н. Психология [учебник для гуманитарных вузов] / В.Н. Дружинина. – Спб: «Учебник нового века», 2001.

Обзор тематического пула

| Кафедра психологии

Главная Бакалавриат психологии Обзор тематического пула


Студенты могут записаться на обучение в нашей системе управления экспериментами, Сона Системы.
Дополнительную информацию можно найти на информационный сайт тематического пула.

ОСЕННИЙ И ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР
Если вы зачислены на несколько курсов по психологии, требующих участия в тематическом пуле, вам нужно будет выполнить каждое из этих требований отдельно. Когда вы зарегистрируетесь для исследования вы укажете, на какой курс вы хотите, чтобы этот кредит засчитывался. Это гарантирует, что ваши преподаватели получат точный отчет по вашему предмету. заработанные кредиты пула.

ЛЕТНЯЯ СЕССИЯ
Только для летних занятий, если вы зачислены на несколько курсов психологии, каждый из которых попросить вас принять участие в исследованиях, вы можете засчитывать каждый балл эксперимента в все эти классы. (т.е. вам не нужно выполнять каждое из этих требований отдельно, как осенью/весной).

АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Руководство для студентов на текущий семестр

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Координатор исследования: Синди Форман
Психология B 154
Телефон: 631-632-7027
Электронная почта: psychsp@stonybrook. edu

 

 

  • См. стр. консультирование

    • Обзор

    • Академическое консультирование

    • Б.А. по сравнению с Б.С.

    • Курсы

      с лета 2016 г. по весну 2019 г.

    • Объявление майора

    • Осень20

    • Формы

    • Предложения будущих курсов

    • Основные контрольные списки

    • Миссия и цели

    • человек

    • Требования

    • Предлагаемые расписания на семестр

  • digitalmeasures.com/schema/data» xmlns:dmd=»http://www.digitalmeasures.com/schema/data-metadata»>

    Календарь

  • Часто задаваемые вопросы (общие)

  • Часто задаваемые вопросы (перевод)

  • Примите участие

  • digitalmeasures.com/schema/data-metadata»>

    Программа с отличием

  • Стажировки

  • Новые студенты

  • Информационные бюллетени

  • Прочие ресурсы

  • digitalmeasures.com/schema/data» xmlns:dmd=»http://www.digitalmeasures.com/schema/data-metadata»>

    См. стр. наставничество сверстников

    • Программа взаимного наставничества

    • 2021-2022 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МАСТЕРСКИХ

    • Встреча с наставниками

    • Форма запроса подопечного

    • Флаер ученика

    • Флаер наставника

    • См. стр. Квалификация наставника

      • Приложение наставника

      • Квалификация наставника

    • мероприятия программы наставничества

    • Информационные бюллетени 2021-2022

  • Подготовка к поступлению в аспирантуру

  • digitalmeasures.com/schema/data» xmlns:dmd=»http://www.digitalmeasures.com/schema/data-metadata»>

    Психология URECA

  • Стипендии

  • Обзор тематического пула

  • силлабусов

  • Советы и рекомендации

  • digitalmeasures.com/schema/data» xmlns:dmd=»http://www.digitalmeasures.com/schema/data-metadata»>

    См. стр. консультирование

    • Обзор

    • Академическое консультирование

    • Б.А. по сравнению с Б.С.

    • Курсы с лета ’16 по весну ’19

    • Объявление майора

    • Осень20

    • Формы

    • Будущие курсы

    • Основные контрольные списки

    • Миссия и цели

    • Люди

    • Требования

    • Предлагаемые расписания на семестр

  • digitalmeasures.com/schema/data» xmlns:dmd=»http://www.digitalmeasures.com/schema/data-metadata»>

    Календарь

  • Часто задаваемые вопросы (общие)

  • Часто задаваемые вопросы (перевод)

  • Примите участие

  • com/schema/data» xmlns:dmd=»http://www.digitalmeasures.com/schema/data-metadata»>

    Программа с отличием

  • Стажировки

  • Новые студенты

  • Информационные бюллетени

  • digitalmeasures.com/schema/data-metadata»>

    Прочие ресурсы

  • См. стр. наставничество сверстников

    • Программа взаимного наставничества

    • 2021-2022 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МАСТЕРСКИХ

    • Встреча с наставниками

    • Форма запроса подопечного

    • Флаер ученика

    • Флаер наставника

    • См. стр. Квалификация наставника

      • Приложение наставника

      • Квалификация наставника

    • мероприятия программы наставничества

    • Информационные бюллетени 2021-2022

  • Подготовка к поступлению в аспирантуру

  • digitalmeasures.com/schema/data» xmlns:dmd=»http://www.digitalmeasures.com/schema/data-metadata»>

    Психология URECA

  • Стипендии

  • Обзор тематического пула

  • силлабусов

  • digitalmeasures.com/schema/data-metadata»>

    Советы и рекомендации

Пул людей | Факультет психологии

Все студенты, изучающие психологию 201 и 202, лингвистику 301 и 396, а иногда и другие определенные курсы (например, лингвистику 100, психологию 303), должны иметь некоторый опыт проведения эмпирических исследований. Один из лучших способов получить опыт — принять непосредственное участие в текущих исследованиях. Если вы согласны выступать в качестве участника исследования, информация на этой странице (и на других подстраницах пула испытуемых, перечисленных справа) будет описывать ваши обязанности по выполнению требования об участии в исследовании и процедуры, которым вам необходимо будет следовать. .

Ваше участие выполняет пять важных функций. Во-первых, большая часть того, что вы изучаете на уроках психологии и лингвистики, основана на тщательно проведенных исследованиях с участием людей-добровольцев. Теоретически исследования могут показаться довольно загадочными. Участие в научных исследованиях дает вам возможность увидеть из первых рук исследовательское предприятие, которое раскрывает объяснения человеческого поведения. Во-вторых, вы узнаете и познакомитесь с различными методами исследования и различными областями психологии и лингвистики. Методология может варьироваться от опроса до измерения физиологии, просмотра видео, реагирования на компьютерные стимулы и взаимодействия с другими людьми. Это может помочь вам получить более полное представление о типе психологических или лингвистических исследований, которые вам будут интересны в будущем. В-третьих, вы вносите свой вклад в базу знаний. Точно так же, как учащиеся предыдущих поколений вносили свой вклад в информацию в ваших учебниках, вы также будете «платить вперед», внося свой вклад в базу знаний поколений, которые последуют за вами. В-четвертых, вы станете лучше потреблять исследовательскую литературу. Непосредственный опыт проведения исследований позволит вам задавать критические вопросы о результатах, обобщениях и методологии, основанной на психологических исследованиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *