Потребность в общении — Психологос
01 октября 2022 г., 21:41
Людям общаться хочется. Можно назвать это желанием потрепаться, можно назвать — потребность в общении. Как формируется потребность в общении, от чего зависит и как к этому относиться? Вместо предисловия — фрагмент из статьи М.И. Лисиной:
Изучение потребностей — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе.
Не решен и вопрос о происхождении потребности в общении. Лишь немногие считают ее целиком врожденной. Гораздо чаще выдвигается иная точка зрения, состоящая в утверждении того, что потребность в общении складывается прижизненно, в ходе реальной практики общения человека с окружающими людьми.
По сути дела остается открытым и вопрос о специфике потребности в общении — о ее качественном своеобразии и несводимости к любым другим потребностям. На словах ее часто признают, но на практике коммуникативную потребность нередко сводят к другим потребностям—во впечатлениях, в безопасности, в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом или в совокупности всех благ↑.
Потребность в общении у младенцев, детей и подростков
Потребность в общении у детей, по всей видимости, не врожденная — она формируется на фоне активности взрослых и в благополучном варианте обычно начинает активно проявляться к 2 месяцам.
Подростки убеждены не только в том, что у них есть потребность в общении, но также и в том, что в связи с этим они имеют право общаться столько, сколько им захочется. Нередко протестуют против попыток взрослых как-то ограничить их общение, отрегулировать его, а также настаивают на том, что поскольку у них потребность в общении, они могут удовлетворять ее за счет взрослых, никак себя не ограничивая.
Короче, оплачивайте детям их переговоры по мобильникам независимо от суммы счетов.
Чем это кончается? — Тем, что вроде бы невинная потребность в общении превращается в жесткую зависимость от общения: такую же, как зависимость алкоголика от водки или наркомана от очередной дозы. В это трудно поверить, но во время эксперимента, где детей лишили привычного общения через интернет, отобрали мобильники и оставили без телевизора (всего на восемь часов!), 65 участников из 68 испытали сильнейший стресс. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства. У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Пятеро испытали острые «панические атаки». У троих возникли суицидальные мысли. Может быть, стоит что-то подправить в консерватории?
Потребность в общении у взрослых людей
Многие взрослые, когда общаются меньше, чем им хочется, погружаются в негатив.
Когда люди живут и общаются, у них возникает много желаний. Когда они привыкают к мысли, что им все все это еще и «положено», они начинают называть потребностями в общении. И эти потребностей с каждым годом становится все больше. И если вы не будете людям эти потребности удовлетворять, они будут вам страдать и рассказыать, что вы ущемляете им их потребности, то есть законные интересы.
На сегодняшний день проявлениями потребности в общении считаются следующие желания (потребности):
- Потребность в положительной оценке, одобрении
- Потребность в психологической защищенности
- Потребность во внимании
- Потребность в равенстве
- Потребность человека участвовать в решении всех касающихся его вопросов
- Потребность в информации
- Потребность в признании компетентности
- Потребность в благодарности
- Потребность в смехе (потребность в эмоциях от нейтрального юмора)
- Потребность в завершении общения
- Общение
- Потребности
Комментарии (3):
Евгений Дмитриевич Щедрин, 29 марта 2015 г. , 15:59
На мой взгляд, есть два разных рода потребности в общении. Под один из них подпадают все выше перечисленные роды потребности, и их список, пожалуй, можно значительно удлинить. Совсем другой род потребности в общении связан с духовным влечением к другому человеку (в дружбе, любви, почитании и др., и, бывает, пожалуй, даже и во вражде).
1
ответ
Гость, 19 июля 2017 г., 10:31
Для того, чтобы понять, почему для всех живых организмов, не только людей, важно общение, нужно понять, что общение — это один из видов энергии (будь оно негативным, позитивным, нейтральным), которая необходима для для обеспечения жизнедеятельности, так же как и физическая энергия. Общение, а именно, обмен энергией происходит между всеми видами живых организмов, разница между общением простейших организмов и общением людей заключается лишь в количестве и изощренности причин, которое может придумать человек, чтобы подчеркнуть исключительность своего вида. Вода, изменяя свою структуру на молекулярном уровне под воздействием человеческих слов, не понимает, о чем мы ей говорим, а только реагирует на энергетические импульсы, исходящие от нас в этот момент.
1
ответ
Гость, 02 августа 2022 г., 23:07
Жаль, что с Вами нельзя пообщаться. Ныне 2022-й год, и Вы сюда уже не заглянете, скорее всего…
Материалы по теме:
23 нояб. 2020 г.
О чем говорить с родителями. Эксперимент. Часть 1
О чем хотят и не хотят говорить друг с другом подростки и взрослые? Автор знакомит читателей с результатами первой части опроса на эту тему.
1Подробнее
01 янв. 2001 г.
Аффиляция, аффилиативное общение
Аффилиативное общение — когда люди общаются не по делу, а для души, когда просто хочется дружески пообщаться, не думая ни о какой цели или о результате.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Есть ли жизнь без гаджетов? Компьютерная зависимость.
Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся. По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.
7Подробнее
21 нояб. 2014 г.
И о чем мы будем сегодня разговаривать?
Много лет мы с женой заботились о том, чтобы за столом у нас было легко и весело.
15Подробнее
01 окт. 2022 г.
Общение ребенка с взрослым
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Потребность в общении (Лисина)
Изучение потребностей — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком
Иногда десять минут, проведенные в сердечной беседе, для ребенка значат гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе.
0Подробнее
ОБЩЕНИЕ КАК ПОТРЕБНОСТЬ — NovaUm.
RuУДК 159.9
ОБЩЕНИЕ КАК ПОТРЕБНОСТЬ
№27,
Психологические науки
Попова Ксения Федоровна
Ключевые слова: ОБЩЕНИЕ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ; ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ; ВОСПРИЯТИЕ; ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ; COMMUNICATION; INTERACTION; ABILITY TO COMMUNICATE; NEED TO COMMUNICATE; PERCEPTION; EMOTIONAL STATE.
Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению общения, как средства необходимости и потребности. Показаны особенности психологии общения с точки зрения её актуальных проблем.
Данная тема является актуальной в настоящее время, т.к. общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа – люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным.
Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления.
В настоящее время ни для кого не будет открытием то, что межличностные отношения между людьми — это абсолютно необходимое условие в жизни. Без данного вида общения невозможно полноценное формирование у человека высших психических функций, а также развития личности в целом. Факт общения свойственен всем высшим живым существам, однако на уровне человека оно включает в себя самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. У человека содержание общения намного шире, чем у животных. В процессе общения, люди обмениваются друг с другом различной информацией, передают свой богатый жизненный опыт, знания, умения, навыки, их способности, представления о том или ином событии, ситуации. Целью общения считается то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Количество целей может увеличиваться. Помимо вышеперечисленных целей, сюда можно включить: обучение, воспитание, согласование людей в их совместной деятельности, установление тех или иных межличностных отношений и прочее.
Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.
Особенности общения:
общение – вид самостоятельной деятельности;
общение сопровождает другие виды деятельности;
общение – взаимодействие субъектов.
Содержание общения – информация, которая передается от одного субъекта другому вербальными или невербальными средствами.
Средства общения – способы передачи информации от одного субъекта другому. Информация может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Вступая в общение, т.е. взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели:
обмен или передача информации;
формирование профессиональных умений и навыков;
развитие личностных и деловых качеств;
формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
организация и обмен деятельностью, инновационными приемами и техниками, средствами и технологиями;
осуществление коррекции, изменение мотивации поведения;
обмен эмоциональными состояниями и чувствами;
познание себя и партнера в процессе общения.
Вы совершенствуете свое восприятие, когда активно интересуетесь его точностью, находите больше информации для проверки восприятия, говорите с теми людьми, о которых вы хотели бы получить определенное представление, осознаете, что восприятие людей нуждается в постоянном изменении и проверяете восприятие словами, прежде чем отреагировать на человека.
Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведение, но и понимание партнера по общению. При этом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, позволяющее установить взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.
Проблема общения в психологической науке и по сегодняшний день остаётся актуальной. В настоящее время изучению подверглись далеко не все аспекты этого явления, как у человека, так и у животных. Существует огромное количество спорных вопросов в этой области, на которые до сих пор не найдено исчерпывающих ответов. В любом случае общение — это недостаточно изучено явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными технологиями может дать просто поразительные результаты, которые могут перевернуть наше сегодняшнее представление об обучении и его методиках.
Придём к выводу, что общение — это взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом.
Список литературы
- Вердербер Р. Психология общения. – СПБ.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2016. – 412 с.
- Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с.
- Грейдина Н.Л. Основы коммуникативной презентации – М.: АСТ: Восток-Запад, 2014. – 380с.
- Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие. – М.
- Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 304 с.
- Панфилова А.П. Теория и практика общения. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. – 288с.
- Робер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации / Хрестоматия по социальной психологии. — М., 2015. — С. 167–186.
- https://moluch.ru/archive/198/pdf/1085/
Почему общение имеет значение | Psychology Today
Источник: изображение edsavi30 с сайта Pixabay
Помню, я видел плакат на стене своего класса: «Общение — это начало понимания». Это говорило со мной в то время. Тем не менее, как и многие люди, я никогда особо не задумывался об общении. Я бы описал общение как отправку и получение сообщений.
Общение — это больше, чем отправка и получение сообщений
На самом деле общение часто связано с передачей информации. Мы отправляем и получаем сообщения с людьми в нашей жизни. Ежедневно большая часть нашего общения состоит из согласования расписаний: «Во сколько ты приходишь домой к ужину?» и договариваться, чья очередь мыть посуду, оплачивать счета или приносить ужин больному другу. Мы отправляем сообщения типа «Твоя очередь выпустить собаку» и получаем сообщения типа «Не забудь купить собачий корм в магазине» (если вы не догадались, многие сообщения в моем доме о собаке).
Мы также можем винить в проблемах общение, говоря о «нарушениях общения» или «отсутствии общения». Если мы думаем об общении таким образом, мы упускаем так много важного в общении. Мы пренебрегли тем, как и почему общение имеет значение.
Общение имеет значение для создания и изменения отношений
Мы осознаем важность общения, когда
- Мы сталкиваемся с проблемами баланса между работой и личной жизнью.
- Мы переживаем положительные события, такие как рождение ребенка или получение награды.
- У нас есть друг, который делает или говорит не то, что мы ожидаем.
- У нас есть разногласия по религиозным убеждениям или политическим ценностям.
Как позитивные, так и сложные события влияют, отражают и изменяют нашу идентичность, а также идентичность наших личных и семейных отношений. Что я имею в виду? Как возникли эти отношения? Что ж, подумайте о том, когда вы в последний раз заводили новую дружбу или к вам присоединялся новый член семьи. Через то, что вы и другой человек говорили и делали, то, что мы бы назвали вербальным и невербальным общением, формировались эти отношения.
Иногда отношения складываются легко и ясно. Они здоровы и приятны. В других случаях отношения развиваются в условиях стресса и бури и могут быть здоровыми или нет. То, как мы общаемся, помогает отношениям встать на правильный путь, справиться с проблемами и со временем измениться.
Важно понять, что отношения создаются (и прекращаются) разговором. В общении мы развиваем, создаем, поддерживаем и изменяем наши отношения. Когда мы общаемся, мы становимся и меняемся теми, кто мы есть.
Общение имеет значение для отношений и семейной идентичности
Общаясь, мы совместно создаем отношения и нашу собственную идентичность. Когда вы думаете о своих близких отношениях и своей семье, вы, вероятно, можете вспомнить важные события, как положительные, так и отрицательные, которые повлияли на то, как вы понимаете свои отношения и себя как личность.
Рассмотрим такой пример: один из моих студентов колледжа описал детский семейный ритуал выхода на лужайку перед домом в канун Рождества. Семья пела рождественские гимны и бросала морковь на крышу для северных оленей Санты. Семья до сих пор проводит этот ежегодный ритуал бросания моркови во взрослом возрасте. Вы можете представить себе, как они выводят на снег своих иногда сбитых с толку новых партнеров и супругов, бросают морковь на крышу и поют.
Почему эта семья до сих пор кидается морковкой и поет? С помощью этого, казалось бы, глупого ритуала семья празднует то, кем они являются как семья, и единение, которое для них важно. Семья создает пространство для новых людей, чтобы присоединиться к семье. Своими словами и действиями члены семьи учат своих новых партнеров тому, как быть членами семьи, бросая пряник и используя другой жизненный опыт.
Я уверен, что вы можете указать на опыт, который сыграл ключевую роль в создании ваших отношений и вашей личности.
Общение важно, когда мы сталкиваемся с переменами и проблемами
Мы также общаемся, чтобы справиться с семейными изменениями и проблемами. Члены семьи или другие люди могут иметь разные ожидания относительно того, какой должна быть наша семья и личность. Это особенно верно, когда семья не соответствует доминирующим культурным моделям, таким как семьи с одним родителем, многоэтнические семьи, сводные семьи, семьи ЛГБТК или приемные семьи.
Для меня стать сводной семьей было очень сложно. Мы стали сводной семьей, когда мне было 12 лет. Моя мать недавно умерла, и мой папа удивил нас, детей, познакомив с женщиной, на которой он хотел жениться. Мы больше не соответствовали другим семьям по соседству, где прожили большую часть своей жизни. Мы, конечно, не чувствовали себя семьей в одночасье.
Моей приемной семье потребовалось несколько лет, чтобы понять, что значит быть семьей. По мере нашего взаимодействия, со многими ошибками и некоторыми успехами, мы постепенно пришли к пониманию того, что нам нужно и что мы ожидаем друг от друга, чтобы быть семьей.
Для всех нас отношения и семейная идентичность постоянно развиваются и меняются. В моем случае, я помню, как моя мачеха напоминала мне надевать куртку, выходя вечером, даже в мои 40 лет, и давала мне советы по поводу моего здоровья. В какой-то момент наши роли поменялись, и сейчас, когда ей уже за 80, чаще всего я спрашиваю о ее здоровье и помогаю ей принимать важные решения. Что значит быть матерью или дочерью и чего мы ожидаем друг от друга и от самих себя, меняется по мере нашего взаимодействия.
Вопросы связи . Обсуждаем ли мы, чья очередь кормить собаку, как стать родителем, как взаимодействовать с трудным коллегой или как отпраздновать с другом, который получил главную награду, именно в общении мы узнаем, что делать и говорить. Это то, о чем я буду писать в этом блоге, размышляя о том, чему я научился как профессор и исследователь межличностного и семейного общения. Я приглашаю вас отправиться в это путешествие со мной. Я надеюсь дать вам представление о вашем общении.
Вопросы связи. Общение — это начало понимания . Это захватывающее и постоянно меняющееся путешествие.
Навыки, которыми должен обладать клинический психолог | Work
Автор Sara Mahuron Обновлено 19 апреля 2022 г.
Клинические психологи — это медицинские работники с докторской степенью, имеющие опыт консультирования пациентов, оценки и лечения психических и эмоциональных расстройств с использованием научных методов и теорий. Навыки эффективного межличностного общения являются важными способностями психолога. Клинический психолог должен уметь активно слушать и понимать то, что говорят им клиенты, а также уметь ясно говорить с клиентами о деликатных вопросах. Эта профессия также требует навыков критического мышления, поскольку клинические психологи должны уметь использовать разум и логику для интерпретации и решения сложных проблем.
Навыки общения
Клинические психологи взаимодействуют с клиентами и используют методы интервью для сбора информации, используемой для диагностики психических заболеваний и расстройств. Они также консультируют клиентов, участвуют в интерактивной терапии и составляют подробные письменные отчеты или заметки после каждого сеанса. В результате клинический психолог должен понимать социокультурные нормы и эффективно общаться с разнообразным населением, защищая при этом частную жизнь клиента и придерживаясь этических принципов.
Аналитические навыки
Клинические психологи интерпретируют информацию, которую они получают от своих клиентов из интервью, оценок и записей; эта информация оценивается по критериям, которые помогают им выявлять и диагностировать расстройства. Они также должны быть осведомлены о методах лечения и иметь навыки разработки эффективных планов лечения, основанных на потребностях. Чтобы преуспеть в этом, клинические психологи должны продемонстрировать сильные аналитические способности. Они должны уметь решать проблемы, применять теорию, оценивать варианты, принимать обоснованные решения и реализовывать решения.
Научные навыки
Клинические психологи используют объективные исследования и научно обоснованные методы при диагностике и лечении расстройств, как указано Американской психологической ассоциацией. Хотя им не нужно запоминать каждую теорию или исследование, они должны быть осведомлены об общих теориях и понимать, как интерпретировать исследования и их результаты. Чтобы интерпретировать данные и объективно оценивать их, клинические психологи должны уметь использовать научное мышление и аргументацию при решении проблем.
Навыки общения
Навыки общения для психологов очень важны для установления взаимопонимания и завоевания доверия. Клинический психолог должен быть чутким к ситуации клиента, чтобы развивать отношения, необходимые для лечения расстройства. Хотя психолог не решает проблемы клиента напрямую, он должен быть в состоянии завоевать доверие и приверженность клиента, чтобы он мог помочь клиенту решить проблемы. Профессионал достигает этого, оказывая эмоциональную поддержку, разрешая конфликты и обучая других.
Математические и технологические навыки
Поскольку клиническая психология является исследовательской областью, для анализа результатов исследований с использованием статистических программ необходима прочная статистическая база. Они должны быть в состоянии судить о надежности и достоверности новых исследований, которые определяют их подход к психотерапии. Клинические психологи также должны понимать, как проводить и интерпретировать серию психометрических тестов. По данным Occupational Information Network, клинические психологи обычно используют специализированное программное обеспечение для тестирования, планирования и управления частной практикой.
Ссылки
- O*Net Online: Сводный отчет для клинических психологов
- Американская психологическая ассоциация: Публичное описание клинической психологии
Автор биографии
Сара Махурон специализируется на образовании для взрослых/высшем образовании, воспитании детей, бюджетных поездках и личных финансах .