Потребность — это… Что такое Потребность?
потребность — (в психологии) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. П. выступает как такое состояние личности, благодаря к рому осуществляется… … Большая психологическая энциклопедия
потребность — См. нужда ощущать потребность… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. потребность надобность, нужда, необходимость, спрос, нехватка, требование; интерес, неволя, тяготение,… … Словарь синонимов
Потребность — Потребность ♦ Besoin Жизненная необходимость, нужда. Всегда ли потребность означает недостаток чего либо? Не всегда. Всякому растению требуется вода, независимо от того, достаточно оно ее получает или нет. Любой ребенок испытывает… … Философский словарь Спонвиля
ПОТРЕБНОСТЬ
ПОТРЕБНОСТЬ — ПОТРЕБНОСТЬ, и, жен. Надобность, нужда в чём н., требующая удовлетворения. Насущная п. Испытывать п. в чём н. Растущие потребности. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПОТРЕБНОСТЬ — англ. necessity/ need; нем. Bedurfnis. Нужда в ч. л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, соц. группы, общества в целом; побудитель активности. Различают П. первичные, вторичные, биол., социальные; а… … Энциклопедия социологии
ПОТРЕБНОСТЬ — ПОТРЕБНОСТЬ. Нужда в чем л. объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают биологические, или витальные, П. (в … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Потребность — Нужда Need внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего либо. Потребности по разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов. Потребности различают: по сферам деятельности: потребности труда,… … Словарь бизнес-терминов
потребность — удовлетворяется путем известного приспособления к действительности. <…> приспособления к объективной действительности ради самого приспособления, независимо от потребностей организма и личности, не существует. [1.2.1, 59 – 60] см.… … Словарь Л.С. Выготского
потребность — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN demand … Справочник технического переводчика
Потребность — Потребность, нужда внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1]. Ярким примером может служить жажда острое чувство потребности в… … Википедия
psychology_pedagogy.academic.ru
Потребности личности – социальные, духовные, психологические
У каждого человека есть свои потребности. Все люди рождаются в физических телах, которые нуждаются в постоянном потреблении энергии, воздуха, воды и пр. Затем появляются другие виды потребностей личности – социальные, духовные и психологические. Все они определяют судьбу человека, его направленность по жизни, интересы, желания и даже выбор.
Потребностью можно назвать острую нужду в каком-то явлении, предмете или человеке. Потребности могут меняться, а могут всегда оставаться неизменными. Зная потребности другого человека, можно им манипулировать. Зная собственные потребности, можно избавляться от зависимостей и манипуляций со стороны, а также самостоятельно формировать свою жизнь.
Что такое потребности личности?
Потребностью личности (или нуждой) называется некий источник из внешней среды, который дает энергию, вдохновение и мотивацию человеку. Он нуждается в этом источнике, он стремится к нему, он зависит от него. Порой достаточно этого источника достигнуть, чтобы успокоиться, а порой человек постоянно его удовлетворяет.
Потребности изначально у человека формируются на физиологическом уровне. Он рождается в теле, который требует чистоты, подпитки, воздуха и прочих элементов. Человек постоянно зависит от всех тех источников, в которых нуждается его тело.
Затем наступает воспитание, в процессе которого человек обретает другие потребности. Сайт психологической помощи psymedcare.ru указывает, что социальные, психологические и духовные потребности в человеке развиваются в процессе его жизни, когда он воспитывается, проживает в определенных условиях, окружен конкретными людьми и их образами жизней, даже временными тенденциями и пр.
Чем зависть отличается от нужды? Ведь в том и ином случае человеку что-то нужно от других людей или от жизни в целом. Отличие заключается не в том, что человеку что-то нужно, а в том, как он это просит у мира. Завидуя, человек требует, а нуждаясь, он просит.
Зависть заставляет человека думать, будто он чего-то лишен. Это значительно отличается от нужды, когда человек действительно лишен чего-то, что важно для его существования. В зависти человек может ни в чем не нуждаться. Ему просто невыносимо осознавать, что у других людей есть то, что, возможно, хотел бы и он иметь. Но важно ли это для его выживания? Скорее всего, нет. В зависти человек просто хочет иметь то, что есть у других людей, а в нужде человек именно нуждается в чем-то, поскольку это влияет на его выживаемость. Зависть – прихоть, а нужда – необходимость.
В чем еще заключается разница между завистью и нуждой? Отличие есть в энергии и эмоциях, которые вызывают эти два чувства. Зависть вызывает отрицательные эмоции, которые направлены на одно – отнять у другого человека то, что хочется. Нужда же вызывает положительные чувства, направленные на то, чтобы что-то сделать для собственного выживания или обретения того, в чем человек нуждается. В нужде
отсутствует желание отнять, в нем присутствует желание попросить, предложить, помочь, но с отдачей, расплатой, благодарностью.
перейти наверхВиды потребностей личности
Существует множество классификаций потребностей личности. Выделим всего лишь две:
- Разделение потребностей человека на биологические, социальные и духовные. Биологические и социальные потребности зависят от места рождения человека и среды его обитания. Духовные потребности проявляются в стремлении познать мир, самого себя, найти свое место и пр.
- Потребности роста (развития) и нужда в сохранении. Человек нуждается в постоянном развитии, получении одобрения и совершенствовании. При этом есть нужды, которые сохраняют свою актуальность: голод, жажда, секс и пр.
Отдельно рассматривают классификацию потребностей по пирамиде Маслоу, где есть четкие ступени человеческой направленности. Все начинается с низменных желаний, направленных на удовлетворение организма. Затем появляются потребности в защите и признании. Социальные потребности возникают на третьем уровне, и только потом человек доходит до духовного развития. Причем Маслоу утверждает, что высшие потребности не могут быть удовлетворены, если не удовлетворены низшие потребности.
Как человека ставят на «конвеер» по удовлетворению первой ступени потребностей пирамиды Маслоу? Дом, автомобиль, семья, друзья и прочее являются такими же средствами, как и деньги, внешняя красота, умения налаживать контакты, но только на порядок выше. Дом человеку нужен, чтобы было, где отдыхать, растить детей и как себя обезопасить. Автомобиль нужен для того, чтобы было легко и быстро передвигаться. Одежда нужна, чтобы привлекать, согревать и защищать. Люди нужны (друзья, любимый человек и т. д.), чтобы реализовывать свои амбиции, проявлять себя, взаимно обмениваться знаниями и благами.
Но все это останется на Земле, когда вы умрете. Ничего из этого вы с собой не заберете в мир иной. А значит, нужно работать над развитием своей души – вы заберете с собой только то состояние души, мировоззрение, отношение к миру, убеждения, страхи и т. д., которые наработали за всю свою жизнь.
Получается, что человек всю жизнь тратит на то, что он мог бы иметь, если бы не существовало правил, приватных территорий и прочих законов. Буквально за первые 25 лет жизни человек мог бы построить себе дом, научиться обеспечивать себя едой и одеждой, создал семью и обрел друзей, и т. д. А все остальные годы он занимался бы развитием себя. Но, нет! Многие люди большую часть жизни тратят на то, чтобы заработать себе на дом, семью и отдых. Сами они не могут себя всем этим обеспечить – правительство запрещает и ограничивает законами. Поэтому человека ставят на конвеер, чтобы он всю жизнь тратил на удовлетворение первой ступени потребностей пирамиды Маслоу, не поднимаясь выше.
Социальные потребности личности
Поскольку человек живет в социуме, у него рано или поздно развиваются социальные потребности. Это потребность в принятии, адаптации в обществе, приобщении к различным компаниям и группам. Каждый человек желает кого-то любить и быть любимым, с кем-то дружить, поддерживать постоянные контакты и пр.
Также социальная потребность проявляется в трудовой деятельности, которая зависит от других нужд личности. Социальные потребности делятся на:
- Свои нужды.
- Чужие нужды.
- Совместные нужды.
Большинство людей не в силах справиться с собственными проблемами. Так, как они могут давать советы другим людям относительно того, в чем они сами не достигли заметных результатов? Современный человек направо и налево раздает свои рекомендации и советы. Но если посмотреть на его собственную жизнь, насколько она благополучна и счастлива, то можно заметить, что он живет так же несчастно, как и те, кому он дает советы. Почему человек советует другим людям, а сам не пользуется этими советами, чтобы наладить свою жизнь? Потому что легче на словах казаться умным человеком, чем на деле приложить усилия и сделать жизнь лучше.
На социальную зависимость каждого человека существенно влияет процесс образования и воспитания. Если ранее образование и воспитание были направлены на обучение молодого поколения и приспособление его к реалиям жизни, то современные обучающие программы взяли на себя ответственность развивать в людях те или иные моральные догмы, принципы и убеждения. Детей сейчас не обучают, а программируют на определенный стиль мышления и поведения. Таким образом, человек становится частью общества, неспособного жить в одиночестве, обеспечивать себя самостоятельно и думать только своей головой.
Вас невозможно будет подвести, если вы не будете зависеть ни от кого. Люди не смогут ранить вас, задеть ваши чувства, сделать вас несчастными, одинокими, злыми, печальными, если вы не будете зависеть от них в своем благополучии, любви, вдохновении и мотивации. Следует отметить, что самые успешные и богатые люди достигли того уровня самостоятельности, когда они могут быть как в обществе, так и вне него. Их счастье и благополучие не зависят от других людей. И это тот уровень независимости, который предполагает под собой наличие индивидуальности и самостоятельности.
Социальная зависимость друг от друга привела к тому, что люди не могут выжить сами по себе. Если кого-то поместить в дикие условия жизни, то никто из них не выживет. И кто будет виноват? Природа, которая не обеспечила человека жильем и едой? Точно так же современный человек сейчас говорит о чиновниках, которые якобы должны о них заботиться. Но чиновников не более сотни, а людей, о которых они должны заботиться, миллионы. Посилен ли такой запрос, чтобы сотни заботились о миллионах?
Современный человек стал зависимым. Его к этому приучили с самого детства, лишив индивидуальности и способности самому достигать того уровня благополучия, который будет устраивать лично его. Легко пенять на других, кто не помог вам стать счастливыми. Но трудно признать тот факт, что каждый человек должен заботиться о себе лично, особенно о своем будущем, не надеясь ни на кого, даже на государство.
перейти наверхПотребности и мотивы, интересы
Потребность – это нужда человека в неком благе, которое он получает из внешнего мира. Чтобы его получить, возникает мотив – побуждающая сила, которая толкает человека на достижение этого блага. Потребность становится причиной для развития мотива, однако они являются не одним и тем же явлением. Потребность заставляет себя достигать, а мотив побуждает человека действовать.
При этом потребность теряет свою значимость, когда человек ее удовлетворяет. Она может со временем снова проявиться, а может и навсегда исчезнуть. Мотив же является силой, которая зависит от серьезности причин, почему человек желает достичь того или иного.
Мотив и цель – это разные вещи. Однако порой мотив становится самой целью, то есть человек не достигает цели, а просто постоянно совершает одни и те же действия ради самого процесса их совершения.
Интерес также базируется на потребностях личности. Интересом является направленность, которая зависит от того, на что ориентирован человек.
перейти наверхДуховные потребности личности
Духовные потребности возникают в процессе развития личности. Они становятся сознательными нуждами, которые человек реализовывает всю свою жизнь. Предела в духовном развитии не существует, поэтому человек всю жизнь тратит на удовлетворение своих духовных потребностей.
перейти наверхПсихологические потребности личности
Психологическими потребностями становятся нужды, которые не относятся к телесным нуждам, но и духовными не являются. Базовой психологической потребностью становится стремление к общению с другими людьми. Также можно выделить желание любить, принадлежать группе, получать поддержку и понимание, эмоции и пр.
Не стыдно быть одиноким человеком и искать себе любимого мужчину/женщину. Стыдно отвергать свою потребность в любви, когда вы гордитесь своим одиночеством, но на самом деле нуждаетесь в тепле и ласке.
Многие люди сами себя отгораживают от счастливой жизни с любимыми. Как они это делают? Несколько раз потерпев неудачу на поприще любви, они отказываются от нее, начиная гордиться своим одиночеством. Но если эти люди искренне ответят на вопрос, действительно ли они хорошо себя чувствуют, будучи одинокими, то можно услышать, что даже холостяки и холостячки желают быть любимыми и любить.
Как же перестать бояться любви? Вы должны понять, что ваши неудачи с бывшими партнерами являются вашим неверным решением или выбором. Вы сами выбирали таких людей, которые вас потом бросали, оскорбляли и унижали, хотя вокруг вас находится множество людей, самых разных и готовых к любви. Возможно, вы выбирали по внешней привлекательности. Но знайте, что за красивой «обложкой» часто находится «гнилой» и злой человек с комплексами и множеством претензий. Возможно, вы выбирали по количеству денег. Но тогда не обижайтесь, что к вам относились, как к вещи, ведь вас «купили», точнее вы себя «продали», а иначе не выбирали по данному критерию партнера.
Вы сами выбрали того, кто вас потом обидел. Поэтому, чтобы перестать бояться любви, вам необходимо всего лишь научиться правильно выбирать себе партнеров.
Стыдно отвергать свою потребность в любви. Если вы одиноки и ищете себе любимого человека, то это еще не стыдит вас. Все люди периодически становятся одинокими. Это ни хорошо, ни плохо – все зависит от этого, как вы сами относитесь к своему одиночеству. Но стыдно отвергать свою потребность в любви, когда на самом деле вы желаете быть с кем-то и строить крепкие отношения. Вы, получается, сами себя обманываете и еще больше делаете несчастными тем, что отвергаете желания своего сердца и строите из себя «шута», которому хорошо быть одному. Если вы хотите любить, тогда признайте это. Гораздо хуже будет тогда, когда пройдут ваши молодые годы и вы поймете, что у вас нет ничего, кроме денег, друзей и своей гордости, которая вас заставила остаться в одиночестве.
перейти наверхИтог
Человек постоянно в чем-то нуждается. Это нормально, поскольку на основе потребностей возникает мотивация, которая побуждает человека действовать. А движение, как известно, — это жизнь.
psymedcare.ru
6 основных психологических потребностей мужчин, которые должна знать каждая женщина — VALUE
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
6 основных психологических потребностей мужчин, которые должна знать каждая женщина
Дайте это своему любимому — и ваши отношения будут крепнуть с каждым днем…
1. Потребность мужчины — это потребность в свободе.
Свобода является для мужчины одной из самых важных ценностей в жизни.
Как это «давать свободу»? Одно из наших ключевых заблуждений -‐ это под свободой подразумевать вседозволенность.
Это на самом деле абсолютно разные вещи.
Свобода глазами мужчины -‐ это доверие. Ваше полное доверие к нему.
И это доверие должно быть у вас на очень глубоком уровне, тогда оно будет «считываться» мужчиной именно как свобода для него.
В противном случае, когда вы пытаетесь продемонстрировать доверие, но внутри у вас много сомнений и тревоги, мужчина это очень хорошо чувствует.
И это вызывает у него агрессию и желание уйти.
2. Потребность — потребность в принятии.
Принятие ‐ это позволение человеку быть таким, каким он есть. Принятие –это не пассивная жизненная позиция. Например: «Да, мне не нравится его отношение ко мне. Да, меня не устраивает его доход, его привычки и т.д. Но ведь надо же его принять».
И женщина «принимает».И терпит, накапливая в себе обиду и разочарование.
Это не принятие. Это подавление своих потребностей и желаний. Принятие –это о другом. О здесь и сейчас.
Это о том, что есть он -‐ именно такой, со своими привычками, поведением, недостатками и достоинствами.
И есть вы – именно такая, именно с такими реакциями на него.
Это УЖЕ ЕСТЬ.
И вы просто позволяете этому быть.
Без сопротивления. Без агрессии и ожиданий.
И только с позиции принятия начинаются качественные изменения в жизни и в отношениях.
3. Потребность мужчин – это потребность в признательности.
Что для мужчины означает признательность?
Это проговоренная вслух благодарность.
Это то самое «приворотное зелье», которое способно «приворожить» (в хорошем смысле этого слова) мужчину.
Как выражать признательность ?
Говорить о том за, что вы благодарны своему мужчине.
4. потребность мужчины ‐ это поощрение.
Как выглядит поощрение на практике?
Поощрение – это проговаривание своих чувств.
Здесь идет речь о положительных чувствах, которые у вас вызывает то или иное действия вашего мужчины.
Если выражая признательность ( о чем речь шла выше) , вы выражаете вслух свою благодарность мужчине.
То поощрение подразумевает выражение именно ваших чувств.
Например: « Я так рада, что ты сделал это» (Я чувствую радость) или «я чувствую себе любимой, счастливой и т.д. от этого»
5. Потребность – воодушевление.
Наши мужчины ждут от нас воодушевления.
Давайте разбираться, что такое воодушевление?
Уже в самом слове кроется подсказка. Воодушевлять ‐ вселять душу, оживлять.
Согласно Юнгу (Карл Густав Юнг – известный психоаналитик, основатель аналитической психологии), в каждом мужчине живет женская часть. Юнг называл эту часть Анима.
Точно так же в женщине есть внутренний мужчина ‐ Анимус.
Так, что же все таки мужчина ищет в женщине?
Он ищет именно эту свою часть души (Аниму), доступ к которой он может получить только через реальную женщину.
То есть, женщина, говоря символически, способна «оживить», открыть в мужчине его же собственную душу.
Женщина дарит мужчине воодушевление тогда, когда показывает ему, что то, что он делает (не только для нее, а и вообще в жизни) это важно и ценно. Что в этом есть смысл. Это кому то нужно. Она вроде как «вдыхает жизнь» в его работу, в его действия. И что очень важно -‐ в его планы и мечты о будущем. Забирая ощущения бесцельности, ненужности, бессмысленности.
6. Потребность мужчин – это потребность в благодарности.
Здесь речь идет о благодарности ‐ как о состоянии души. То есть, не о благодарности за конкретный поступок или поведение мужчины. Это мы относим к признательности. А о такой всеобъемлющей благодарности Жизни, Богу, Вселенной (назовите как хотите) за то, что этот человек есть в вашей жизни.
Это такое глубинное, фоновое состояние.
И оно совсем не исключает конфликтов, ссор, недовольства, выяснения отношений. В общем -‐ всего того, что является нормальной составляющей здоровых взаимоотношений. Состояние благодарности должно быть как будто фоном, основой ваших отношений (не только с мужчиной, но и с другими людьми, и самой собой) .
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Похожие записи
value-psychology.com
Потребность это в психологии определение
Потребность
Потре́бность — способность живой системы к избирательному контакту с окружающей средой, с целью сохранения гомеостаза внутренних процессов.
Проявления
Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.
Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью[1].
Появление
По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет утверждать, что в общем потребности безграничны. Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворённости, когда человеку недостаёт того, что требуется. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае её удовлетворения — положительными. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые могут удовлетворить его потребности. В течение жизни потребности человека меняются и возрастают.
Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального)[2], которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.
Связь с другими понятиями
Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования[3].
Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии[1]:
- с культурным уровнем и личностью индивида
- с историческими, географическими и другими факторами страны или региона
Врождённый драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма[1].
Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага[4].
Степенью удовлетворения определённых потребностей человека является благосостояние[5].
Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение[1].
Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений)[6].
Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение[7].
Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация[8].
Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека[9].
Потребность — состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности.
zna4enie.ru
Психологические потребности. Быть или иметь? [Психология культуры потребления]
Психологические потребности
Утверждение о том, что у людей есть определенные психологические потребности, популярно и противоречиво одновременно. Безусловно, никто не станет отрицать наличие у каждого человека физиологических потребностей (в воздухе, воде, пище и т. д.), которые непременно должны быть удовлетворены, ибо это необходимо для его жизнедеятельности. Однако некоторые социологи на этом и останавливаются, заявляя, что психологические потребности либо научно недоказуемы, либо их попросту не существует в природе. Другие теоретики и исследователи активно используют концепцию психологических потребностей, чтобы понять мотивацию человека и объяснить, что влияет на его субъективное благополучие[39]; а третьи вообще отказываются обсуждать данную концепцию как таковую исходя из того, что определенные психологические процессы служат базой для человеческой мотивации и для оптимального функционирования человека они должны протекать определенным образом[40].
Но что же такое потребность[41]? Потребностью – в том смысле, в котором это слово используется в данной книге, – является не только то, что человек хочет, а еще и то, что необходимо для его выживания, развития и оптимального функционирования в окружающем мире. Так же как растению, чтобы укорениться, цвести и плодоносить, нужны воздух, вода, свет и почва определенного химического состава, каждому человеку для здоровья и роста понадобятся конкретные «психологические питательные вещества». Более того, точно так же как растения поворачиваются к свету и проникают корнями все глубже в землю, чтобы поглощать из почвы воду и минералы, наши потребности тоже заставляют нас вести себя подобным образом, то есть так, чтобы повысить вероятность их удовлетворения. Иными словами, потребности мотивируют наши поступки и, чтобы обеспечить наш психологический рост, непременно должны быть удовлетворены.
Но если мы и согласны с тем, что потребности обусловливают базовый опыт и поведение, которые понадобятся для выживания и оптимальной адаптации человека к окружающей среде, то исследователи, изучающие наше поведение и мотивацию, по-прежнему спорят о количестве имеющихся у людей потребностей и том, как их называть. В результате психологических экспериментов и путем теоретизирования я пришел к выводу, что для мотивации, приспособления к среде и субъективного благополучия любого человека необходимы как минимум четыре комплекта потребностей. Подробнее они описаны далее; я назвал их так: 1) потребности в безопасности, защищенности и средствах к существованию; 2) потребности в компетентности, эффективности и самоуважении; 3) потребности в принадлежности и 4) потребности в автономии (независимости и самостоятельности) и аутентичности (реализации потенциала)[42]. Каждый из этих наборов рассмотрен психологами-теоретиками с различных точек зрения, и каждый заметно влияет на качество жизни человека. Кроме того, как нам еще предстоит убедиться, когда люди считают погоню за материальными благами своей приоритетной жизненной целью, все эти потребности удовлетворяются далеко не полностью.
Для начала поговорим о первой категории: потребностях в безопасности, защищенности и средствах к существованию. Это потребности в еде на столе, крыше над головой, одежде, защищающей нас от дождя и холода, – то есть во всем том, что позволяет нам выжить. Они также доказывают тот факт, что, когда человек постоянно пребывает во вредоносных, вызывающих тревогу и нервозность, нестабильных ситуациях, он просто неспособен нормально функционировать. В детстве эти потребности часто выражаются в стремлении ребенка чувствовать родительскую заботу, знать, что папа и мама позаботятся о нем, помогут ему выжить в этом большом и опасном мире и добиться успеха. Позже потребность в безопасности проявляется в основном в желании человека остаться в живых и избегать всего того, что может привести к преждевременной смерти[43].
Вторая категория потребностей включает в себя ощущение, что мы способны сделать то, что задумали, и получить то, что хотим и ценим. А еще потребности в компетентности и самоуважении предусматривают наличие у человека позитивного мнения о себе; он должен себе нравиться. По сути, для удовлетворения этих потребностей нужно, чтобы люди чувствовали себя компетентными и достойными уважения[44].
Третья категория потребностей – это необходимость в тесной связи с другими людьми, в принадлежности к той или иной социальной группе, в причастности и поддержке. Человек – существо социальное, поэтому он стремится к близким отношениям с окружающими и ради достижения этой цели готов на многое. Именно желание удовлетворить эти потребности заставляет нас становиться членами религиозных общин, местных организаций и прочих. Человеку необходимо знать, что он принадлежит к какой-то социальной группе, будь то родители, друзья, соседи или коллеги, и что он связан с ними крепкими, хоть и невидимыми узами[45].
И наконец, каждый человек хочет чувствовать себя независимым и аутентичным в своих действиях и поступках. Мы неизменно стремимся к большей свободе и большим возможностям самостоятельно, под собственным руководством, пережить какой-то новый опыт. Эти потребности ярче всего проявляются в нашем желании самовыразиться и делать то, что интересно именно нам. Нам не нравится давление извне и вынужденные действия, совершенные под гнетом сложившихся обстоятельств; мы стремимся заниматься тем, что заставляет нас напрягать силы, приносит искреннее удовольствие, позволяет в полной мере самореализоваться. В этом случае мы чувствуем себя хозяевами своей жизни и, следовательно, удовлетворяем свои потребности как в автономии, так и в аутентичности[46].
В заключение скажу, что многие исследования и теории однозначно свидетельствуют о том, что люди очень сильно мотивированы к тому, чтобы чувствовать себя в безопасности, быть компетентными и связанными с другими людьми, а также автономными и аутентичными в своих действиях и поступках. А по мнению многих исследователей и теоретиков, если эти четыре набора потребностей удовлетворяются, психологическое благополучие и качество жизни повышаются; в противном же случае они снижаются.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Психология и жизнь » Основные потребности человека
Американский психолог Абрахам Маслоу разработал теорию человеческой мотивации, которая имеет значение в любом аспекте индивидуальной или социальной жизни. Итак, Маслоу выделил иерархию базовых потребностей человека.
Физиологические потребности
Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Человек, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности.
Потребности в безопасности
Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности.
Ни для кого не секрет, что человеку необходимо прогнозировать и просчитывать дальнейшие события, чтобы быть спокойным за свое будущее. При этом именно из потребности в безопасности, человек тяготеет к стабильности, постоянству, правильности и иногда рутину человек воспринимает как лучше, чем внезапные и таинственные перемены, потому, что это может нарушить то ощущение безопасности, которое уже есть.
Потребности в зависимости и любви
Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Теперь, когда вышеизложенные потребности удовлетворены, человек будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным (Маслоу).
Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность.
Отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида. Исследования психологов и психотерапевтов в области перенанальной психологии, доказали, что младенец требует любви и что любовный голод младенца окажет влияние на его психологическое развитие в дальнейшем. Многие исследователи в области психопатологии рассматривают неудовлетворенную жажду любви как главную причину плохой приспособленности.
Потребности в оценке
Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении (желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы), и потребность в оценке со стороны других (престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка).
Потребности в самоактуализации
По Маслоу, человек должен быть тем, кем он может быть. Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своего потенциала — в том, что Маслоу называет самоактуализацией, — представляет собой важный аспект его теории человеческой мотивации. Эту потребность Маслоу описывает также как «…желание все больше и больше становиться тем, что ты есть, становиться всем, чем ты способен стать». Потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены.
Желание знать и понимать
Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья является любознательность. Он указывает следующие основания для отнесения любознательности к числу видовых характеристик человека:
1. Любознательность часто проявляется в поведении животных.
2. История дает много примеров людей, искавших новое знание даже перед лицом серьезной опасности: можно назвать хотя бы Галилея и Колумба.
3. Изучение психологически зрелых индивидов показывает, что их привлекает таинственное, неизвестное и необъясненное.
4. В клиническом опыте Маслоу встречались случаи, когда взрослые, ранее здоровые, начинали страдать от тоски, потери интереса к жизни, депрессии и разочарованности в себе. Такие симптомы могут возникать у интеллектуальных людей, когда им приходится, говоря словами Маслоу, «вести глупую жизнь и заниматься глупой работой».
5. Детям, по-видимому, свойственна естественная любознательность.
6. Удовлетворение любознательности субъективно приятно. В отчетах обследованных лиц указывается, что научение и открытие нового приносит удовлетворение и счастье.
Эстетические потребности
Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере, у некоторых индивидов, эта потребность очень глубока, а столкновение с уродливым, поистине делает их больными. Этот тезис получил подтверждение в некоторых из его ранних исследований, Маслоу пришел к выводу, что — в строгом биологическом смысле, подобно тому, как говорят о необходимости кальция в диете, — человек нуждается в красоте: она помогает ему быть здоровее. Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего «Я». Те, кому красота не помогает стать здоровее, отличаются низким уровнем самооценки, отражающимся в этом образе. Так человек в испачканной одежде чувствует себя неловко в шикарном ресторане, ощущает, что как бы «не заслужил такой чести». Наблюдения Маслоу свидетельствуют, что потребность в красоте почти обязательна у здоровых детей. Свидетельства о наличии эстетических потребностей обнаруживаются в любом возрасте и в любой культуре, начиная с пещерных людей.
Потребности в росте
В потребностях роста (связанных с бытийными ценностями) выражается высшая природа человека, но она нуждается в низшей как в основе, без которой высшая природа «рушится». Человек первоначально мотивирован последовательностью базовых потребностей: когда они удовлетворены, он вернется к уровню высших потребностей, которые начинают побуждать его. Маслоу отметил, что такие люди, вместо того, чтобы бороться или приспосабливаться к жизни, проявляют себя как непосредственные, экспрессивные, естественные и свободные. Внешние ценности не могут быть полностью отделены друг от друга. Все они взаимосвязаны, и, определяя одну из них, необходимо обращаться к другим. Итак, бытийные ценности по Маслоу: цельность; совершенство; завершенность; справедливость; жизненность; богатство проявлений; простота; красота; добро; индивидуальное своеобразие; непринужденность; склонность к игре; истинность, честность; самодостаточность.
Предпосылками удовлетворения базовых потребностей являются: свобода слова, свобода исполнять свои желания, если этим не наносится ущерб другим, свобода исследования, свобода защищать себя, справедливость, честность и порядок.
Люди, которым повезло родиться в обстоятельствах, позволивших удовлетворить их базовые потребности, приобретают такой сильный и цельный характер, что могут противостоять фрустрации этих потребностей на протяжении значительных отрезков времени.
Удовлетворение базовых потребностей в раннем возрасте, особенно в первые два года жизни, очень важно. По Маслоу, люди, ставшие уверенными и сильными в свои ранние годы, склонны оставаться таковыми впоследствии перед лицом различных угроз.
Однако не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности. Именно неудовлетворенные потребности имеют наибольшее влияние на поведение.
Когда потребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. Удовлетворенное желание – больше уже не желание.
Возможно Вам будут интересны следующие статьи:Рубрика: Вопросы психологии
Ваш отзыв
Правила комментированияwww.psytalk.spb.ru
Потребности. Основы общей психологии
Личность — это прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, — во внешних предметах или в другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. В потребностях, таким образом, как бы заключен человек как существо, испытывающее нужду и вместе с тем действенное, страдающее и вместе с тем активное, как страстное 192 существо.
История развития человеческой личности связана с историей развития ее потребностей. Потребности человека побуждали его к деятельности. Общественно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало ко все более разносторонней деятельности для их удовлетворения. <…>
Все потребности человека в их конкретном содержании и проявлении представляются историческими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека, включены в него и в ходе его развиваются и изменяются. Потребности человека могут быть при этом подразделены на тесно между собой связанные, друг в друга взаимопроникающие, но все же различные — материальныепотребности и духовные, такие, как потребность в пище, с одной стороны, потребность в книге, в музыке — с другой.
Потребности в пище, в жилье и одежде являются насущными потребностями человека: они вызывают необходимость в труде, в общественно организованной производственной деятельности, составляющей основу исторического бытия человека. Возникающее для удовлетворения человеческих потребностей производство в ходе своего развития не только удовлетворяет, но и порождает потребности людей, определяя их уровень и характер. Не существует самостоятельного, отдельного развития будто бы самодовлеющих потребностей. Развитие потребностей включено как момент, как сторона — и притом зависимая — в развитие производства. Порождая объекты потребления, производство порождает тем самым и соответствующие потребности у субъекта. <…>
Порожденная потребностью в пище, одежде и жилье и т. п., необходимостьв труде и сотрудничестве порождает у человека потребностьв труде, возникающую на основе потребности в активности, и потребность в общении, основанном на сотрудничестве и пересечении интересов. На этой основе новый характер приобретает у человека и потребность его в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке.
Органические потребности представлены в психике прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение — это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности.
Будучи выражением органической потребности, влечение имеет соматический источник; оно происходит от раздражения, идущего изнутри организма. Общую особенность влечений составляет признак импульсивного напряжения. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создает, влечение порождает импульс к действию.
Учение о влечении разработал главным образом З.Фрейд, вписавший этим учением своеобразную главу в психологию. Построенное на большом клиническом материале, оно, однако, разрабатывалось через призму в целом неприемлемой концепции.
Фрейд различает две группы влечений: сексуальные и влечения «я», или самосохранения, а позже — влечения эроса и влечения смерти. Но, введя вторую группу влечений, Фрейд, сосредоточив свое исследование на изучении сексуальности, пришел к чудовищному пансексуализму, превратив жизнь человека в одно открытое или замаскированное проявление пола.
У Фрейда влечение становится идущей из глубин организма самодовлеющей силой. Оно представляется порождением замкнутого в себе организма, вне сознательных отношений личности к окружающему миру. Объект, служащий для удовлетворения влечения, — это, с точки зрения Фрейда, «самый изменчивый элемент влечения, с ним первоначально не связанный». Он присоединяется к влечению только благодаря его свойству сделать возможным удовлетворение. Поскольку влечение действует не извне, а изнутри организма, «бегством невозможно избавиться от его действия». В нем есть нечто фатальное. Фрейд недаром говорит о судьбе влечений, которые определяют судьбу человека. Для Фрейда влечения — это основные стимулы человеческой деятельности, которая «подчиняется принципу наслаждения, т. е. автоматически регулируется ощущениями наслаждения, или удовольствия, или неудовольствия». Влечение необходимо требует удовлетворения. Однако непосредственное удовлетворение влечений не всегда возможно. Общество часто налагает на влечение запрет, подвергает его цензуре. Тогда влечение либо вытесняется в бессознательное, либо сублимируется; сексуальное влечение преобразуется и находит опосредованное удовлетворение в различных формах творческой человеческой деятельности. Вытесненные из сознания влечения проявляются в замаскированной символической форме во сне — в сновидениях, а наяву сначала наиболее безобидным образом в обмолвках, в описках, в ошибочных действиях и забывании. Когда такой реакции на неудовлетворенные, вытесненные влечения оказывается недостаточно, тогда неизбежно возникает невроз.
Фрейд отрывает влечение — этот начальный чувственный момент, отражающий в ощущениях органическое состояние, от последующей психической деятельности человека по осознанию своей потребности. Фрейдистскому понятию мы противопоставляем иное, согласно которому влечение является лишь начальным этапом отражения органической потребности в органической, интероцептивной чувствительности. Проблематика влечений в этом случае получает иное решение.
Существуют различные формы проявления потребностей: влечение лишь одна из них. Это начальный этап в осознании потребности, и само влечение вовсе не обречено на то, чтобы застрять в органической чувствительности, как если бы эта последняя и остальная жизнь сознания были бы друг для друга непроницаемыми сферами. Это относится также и даже особенно к сексуальному влечению, поскольку оно направлено на человека. Оно более или менее глубоко и органически включается в сознательную жизнь личности, и эта последняя включается в него: сексуальное влечениестановится любовью; потребность человека в человеке превращается в подлинно человеческую потребность. Целый мир тончайших человеческихчувств — эстетических и моральных (восхищения, нежности, заботы, умиления) включается в нее, в том числе и сознательная жизнь. Потребность получает, таким образом, совсем новое выражение в чувстве. Включаясь в сознательную жизнь личности, чувство человека тем самым входит в сферу ее мировоззренческих установок и подчиняется их моральному контролю.
Не только сексуальная, но и любая другая потребность не ограничена влечением как формой своего проявления. По мере того как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно исходит, влечение необходимо переходит в желание — новую форму проявления потребности. Этот переход означает не только внешний факт появления объекта, на который направляется влечение, а также изменение внутреннего характера влечения. Это изменение его внутреннего психического содержания связано с тем, что, переходя в желание, направленное на определенные предметы, влечение больше осознается. Тем самым оно опосредуется и обусловливается всей более или менее сложной совокупностью отношений данной личности к данному предмету или лицу. Это качественное различие находит и количественное выражение. В силу дополнительного воздействия опосредованного отношения к предмету желания, потребность, порождающая слабое влечение, может выразиться в сильном желании. Может быть и так, что потребность, которая могла бы породить сильное влечение, не дает сильного желания, потому что элементы влечения тормозятся идущими с ними вразрез и включенными в желание тенденциями.
Направленная на удовлетворение наличных потребностей деятельность, производя новые предметы для их удовлетворения, порождает и новые потребности. Потребности человека отнюдь не ограничиваются теми, которые непосредственно связаны с органической жизнью. В процессе исторического развития не только эти потребности развиваются, утончаясь и дифференцируясь, но и появляются новые, не связанные непосредственно с уже имеющимися. Так у человека возникает потребность в чтении, в посещении театра, в слушании музыки и т. д. Порождая многообразие сферы культуры, человеческая деятельность порождает и соответствующие потребности. В результате потребности человека далеко выходят за узкие рамки его органической жизни, отражая в себе все многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, все богатство создаваемой культуры. Порождая соответствующие потребности, культура становится природой человека.
Возникающие в связи с потребностями, но не сводящиеся к ним интересы и другие существеннейшие мотивы, как-то: осознание задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь, и обязанностей, которые она на него налагает, — вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности. <…>
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru