Потребность в самореализации это: 1. Потребности в самореализации

Содержание

Потребность в самореализации | Anthropology

[80]

1.1. Теоретическая проблема общего определения «потребности в самореализации» и предлагаемые схемы ее решения сформулирована разными авторами-психологами исходя из радикально различающихся, с трудом сопоставимых, позиций. Общим остается утверждение, что «творчество», «творческие порывы» есть деятельные проявления «потребности в самореализации» («творчество» обычно принимается за онтологическую черту человека и человечества). Но нет общепризнанного определения потребности в самореализации, нет общеприемлемых процедур измерения ее «силы», а тем более — процедур измерения «степени удовлетворения» этой потребности. Отсутствует согласие в том, чем детерминирована эта потребность, в какой мере эта потребность определена биологией субъекта, а в какой эту потребность формирует, направляет, «модулирует» внешнее социальное окружение и как это происходит, а также в каком возрасте эта потребность появляется или актуализируется. Нет согласия в вопросе, как и в чем эта потребность в самореализации проявляется в поведении — в оптимуме и при наличии фрустрации. Согласие только в одном: потребность в самореализации проявляется в социальном, техническом, научном и художественном творчестве.

Возникает впечатление, что разные авторы описывают источники творчества и деятельные проявления «потребности в самореализации» исходя из найденных или созданных ими психотерапевтических приемов или же — отталкиваясь от собственных личностных проблем. Так, З. Фрейд утверждал, в частности, что «авиация, которая сделала столь значительные успехи в последние годы… имеет своим источником детскую сексуальность». Аналогично он пытался определить специфику творческих актов Леонардо… (Леонардо да Винчи. Пг., 1917, с. 100). Н. Коростылева (2000) предложила «успешность самореализации» [81] оценивать через «успешность трудоустройства». Следуя этой логике, «успешность самореализации» у С.А. Толстой следует признать близкой к нулевой. Представители «гуманистической психологии», начиная с А. Маслоу (1948), относят потребность в самореализации к числу исключительно человеческих потребностей, как и теоретики из школы «материалистической психологии» в СССР середины ХХ века.

Попытки отнести потребность в самореализации к группе исключительно социально детерминированных (порождаемых социальным окружением) приводят к ряду теоретических затруднений. Во-первых, если целиком принять этот взгляд, то одинаковое социальное окружение должно формировать примерно один и тот же уровень потребности и сходные варианты оптимального ее удовлетворения, чего в реальности нет. Во-вторых, это представление делает непонятным сам филогенез такой потребности в человеческой популяции. В-третьих, придется отрицать наличие такой потребности у животных, у младенцев и у части взрослых. И, наконец, без убедительного решения остается проблема содержательного описания взаимодействий между потребностью в самореализации и другими потребностями. В лучшем случае фрагментарно рассматриваются бинарные отношения между различными потребностями.

1.2. История психологии отмечена попытками обогатить ее понятийный аппарат заимствованиями из других дисциплин с высокой репутацией. Психоаналитическая школа оперирует понятиями «энергия» (в физике — универсальная мера взаимодействия между объектами) и «сублимация» (фазовый переход вещества из твердого состояния в пар и обратно, минуя жидкую фазу), при этом «энергия» у психоаналитиков не подчиняется законам сохранения, тогда как «сущностью» «сублимации» объявлено сохранение этой самой «психической энергии». Подобные терминологические злоупотребления, лишающие физические понятия их устойчивого содержания, служат основанием для выводов о вненаучном (мифологическом) характере большинства психоаналитических схем.

Растет частота публичных утверждений, что деятельность психолога не может быть с исчерпывающей полнотой описана и рационалистически проанализирована (подобно тому, как предмет искусства не поддается полному рационалистическому описанию без утраты эстетическим объектом его специфики). Часть «психологов» утверждает, что психология есть в гораздо большей степени «искусство», чем «наука» в традиционном европейском понимании. В подкрепление приводятся ссылки и на плюралистическую природу современной науки, и на «постмодернистскую эпоху», и на нужду «вернуть в психологию человеческую душу», а тем самым — начать «строительство гуманистической [82] психологии». Быстро растет число «психологических» публикаций маргинального типа, не отвечающих таким критериям научной состоятельности, как внутренняя непротиворечивость, транзитивность, «фальсифицируемость» по К.  Попперу. Рассуждения о психологии-искусстве служат оправданием неспособности формулировать и решать проблемы в рационалистическом стиле.

Вводятся в психологический оборот термины, обозначающие квазиобъекты (подобия «эссенций», которыми оперировали в средние века философы-«реалисты» — противники «номиналистов»), такие как «игровая деятельность», «психическая энергия», «психологическое поле». Например, успех или неуспех процедур «внушения» (суггестии) находит объяснение в большей или меньшей «внушаемости» объекта внушения. Снова, как в двадцатые годы ХХ века, приличными стали рассуждения с применением психоаналитического жаргона, некорректное применение психологических терминов (с изменением их содержания в зависимости от контекста вплоть до противоположных значений!). В итоге произошла маргинализация научного сообщества психологов, сопровождаемая потерей общих представлений и о специфике психологической науки, и о «хорошем тоне» публикаций.

«…Противоположные концы лука требуют ПОСТОЯННО НАТЯНУТОЙ тетивы для удержания целостности системы. Для поддержания целостности лиры усилий не требуется…» (В.А. Ганзен, В.К. Толкачев. Роскошь системного мышления. СПб., 1995, с. 87). Приведенная цитата показывает, что кандидат технических наук и доктор психологических наук, рассуждающие о «системном мышлении» (!), плохо представляют себе не только устройство и работу примитивных механических систем из напряженных и гибких связей (т. е. лука и лиры), но и не знают, что музыкальные инструменты арфа и лира «произошли» от лука, являются продуктом их дивергентной эволюции. И каким это образом примитивная механическая «система» (лук) оказалась способной «требовать» чего-либо? Без труда можно продолжить ряд таких же примеров… Вопросы о границах научной психологии и методологические проблемы этой науки вновь стали актуальными.

1.3. Научная медицина, как и психология, окончательно оформилась сравнительно поздно — в середине XIX века. Поэтому рассмотрим некоторые аналогии между «психологией» и «медициной». За общим названием «медицина» скрываются три принципиально различных явления современной культуры: «медицинское ремесло», «медицинская мифология» и собственно «научная медицина». В медицине «ремеслу» соответствует «фельдшерская медицина» — совокупность каких-то правил и приемов, позволяющих в части случаев получать результаты, [83] близкие к ожидаемым, но без реального понимания границ эффективной применимости этих приемов и правил.

Мифы, в отличие от собственно научных теорий, легко и с равным успехом способны «объяснять все», применяя некие метафоры, заимствованные из наук или из бытового языка. В медицине «мифологии» соответствуют рассуждения о «биоинформационном поле» и неких специфических «энергиях», которые не подчиняются законам сохранения, активно распространяемые у нас некоторыми теоретиками «альтернативной медицины», поклонниками «экстрасенсорики» и «профессиональными иглотерапевтами». С сороковых-пятидесятых годов ХХ века рассуждения «истинных павловцев» из числа неврологов и врачей о «балансе процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга» играли роль таких же мифологических сущностей, которыми можно было беспрепятственно «объяснять все».

Собственно «научная медицина» имеет основой не столько устоявшуюся медицинскую практику, сколько содержательные представления о начальных причинах болезней (об «этиологиии») или о ведущих механизмах развития болезни (о «патогенезе»). Исходный эмпирический материал для построения этиологических и патогенетических теорий дают модельные и клинические эксперименты. Но реальное существование и назначение любого физиологического процесса доказывают именно патологические случаи, когда данный процесс или орган «выключен».

Отметим, что медицина не располагает исчерпывающими по полноте описаниями процессов патогенеза, они невозможны в принципе. Попытки в этом направлении — безнадежны, некоторые даже вредны.

1.4. Аналогично положению в медицине, под благообразным названием «научная психология» в настоящее время сосуществуют три различных культурных явления.

Во-первых, «психологическое ремесло», по существу — совокупность каких-то правил и приемов, позволяющих в части случаев получать результаты, близкие к ожидаемым, но без реального понимания границ эффективной применимости этих приемов и правил. Во-вторых, «психологическая мифология»: «объяснения неизвестного через непонятное», квази-рациональные теоретические обоснования ремесла. И только в третьих — собственно «психология» как наука, научные теории с теми или иными ограничениями на их способность описывать и предсказывать поведение объектов. Радикальное различие между наукой и мифологией состоит в том, что любое научное утверждение имеет ограниченную сферу эффективной применимости. Миф, в том числе миф психологический, способен «объяснить все», исходя из неких достаточно примитивных схематизаций, причем любые теоретические [84] затруднения разрешаются «элементарно» — дрейфом значений, которые приписываются тем или иным терминам (см. выше раздел о содержании понятий «энергия» и «сублимация», включаемых в психоаналитические построения).

2.1. Чем заданы непреодолимые ограничения, присущие самому предмету научной психологии?

Во-первых, психолог-исследователь (в отличие от психолога-мистификатора) вынужден изучать и корректно описывать поведение «большой системы», для которой просто невозможно создание полностью детерминированной модели. Иначе говоря, в психологии принципиально нереализуем «критерий Кирхгофа» («хорошая теория — это простое полное описание»). А стохастические описания (в стиле физики элементарных частиц) редко оказываются в психологии содержательными. И любому эмпирическому наблюдению психолога можно поставить в соответствие практически неограниченное количество теоретических моделей. Практически любой идее нетрудно найти в психологии «эмпирические подтверждения».

Как избежать рассмотрения бесплодных построений? И какие неустранимые ограничения в психологии заданы самими методами психологического исследования?

В процессе психологического исследования взаимодействуют (как минимум) две системы, относящиеся к одному классу по сложности внутренней организации и по сложности доступного им поведения. Исключениями могут быть только случаи грубой патологии у исследуемого (или у исследователя, как заметил один ироничный психиатр). В итоге, даже самый простой психологический эксперимент (диагностический прием психиатрии) бесполезно рассматривать только как попытки однонаправленного (императивного) управления изучаемым объектом. Ведь с равным успехом объектом управления («рефлексивного управления», в терминологии В.А. Лефевра, 1973) оказывается не только исследуемый (со стороны психолога), но и сам исследователь — уже со стороны исследуемого или исследуемых. Этими неустранимыми особенностями методов обусловлена уникальная особенность «научной психологии человека» — в ней практически любая, самая дикая, идея может получить эмпирическое и экспериментальное подтверждение. Все сказанное указывает на необходимость осознания собственных, специфичных именно для научной психологии, методологических критериев для селекции и скрининга теоретических моделей.

2.2. Структура любой рафинированной научной теории может быть описана ориентированным графом из класса «сеть»: к идентичным выводам и прогнозам можно приблизиться по самым разным «трассам», исходя из весьма различных теоретических или эмпирических оснований [85] (Litzmann, 1913; Брусиловский, 1979). Чем полнее и глубже разработана теоретическая модель, тем больше «связность» и «цикломатическое число» соответствующего графа (Кустова, Ирецкий, 1998). Структуры мифов и мифоподобных теоретических построений с достаточной полнотой описываются графами из классов «цепь», или «дерево», или «лес». К общим выводам приближение возможно по единственной «трассе» (если структура из классов «цепь» или «дерево»). И в мифоподобных «теоретических моделях» отдельные принципы или часть рассмотренных эмпирических фактов прямо противоречат некоторым собственным же выводам (если структура модели описывается графом из класса «лес»). Так, одна и та же фабула сновидения психоаналитиками трактуется взаимоисключающим образом, в зависимости от того, к какому направлению — фрейдистскому или пост-фрейдистскому — принадлежит психоаналитик-практик.

Иногда отдельные выводы из психологических теорий прямо противоречат фундаментальным физиологическим и даже физическим законам. Так называемая «Условно-рефлекторная теория словесного внушения», созданная в рамках «истинного павловского направления в физиологии ВНД», вместе с приводимыми экспериментальными «подтверждениями» истинности (А.  Иванов-Смоленский, 1950) прямо противоречит законам сохранения вещества и энергии. Заметим, что это противоречие не привлекало внимания отечественных теоретиков «материалистической психологии» и психотерапии… более 40 лет! Итак, отдельные выводы состоятельной психологической теории должны быть как минимум совместимыми с фундаментальными физическими и физиологическими законами.

2.3. Отметим особо, что продуктивные модели в психологии отвечают некоторым особым критериям и принципам, специфичным именно для этой науки. Содержательные и в то же время экономные описания поведения возникают, когда психолог применяет телеологический принцип: теоретическая модель строится, исходя из возможных целей и назначения процесса (отметим, что рассматриваемая психологическая «потребность в самореализации» как функциональное образование может иметь несовпадения целей популяционных с целями индивида). Второй важный «узел» в «сетевой» структуре содержательных психологических моделей — принцип эволюции. Характер и специфика данного психического процесса делаются более понятными, если изучены исходные — более примитивные — варианты и осознано общее направление эволюции. Третий принцип, позволяющий быстро отсеять иллюзорные и непродуктивные теоретические построения, — принцип патофункциональной модификации. Реальность гипотетического процесса доказывают только обнаружение патологических вариантов, когда [86] данный процесс отсутствует, либо осуществлен в болезненном варианте. Четвертый принцип, который реализуется здоровой психикой — принцип экономии, или принцип наименьшего действия (Мопертюи — Лейбница).

Принцип наименьшего действия может быть использован в психологических теориях в нескольких вариантах. Во-первых, в описании филогенеза и онтогенеза у конкретного психического процесса. Формирование абсолютно новой структуры — событие в биологической эволюции редкое, почти исключительное. Много чаще в ходе развития происходит только трансформация, приспособление уже существующих структур или процессов к достижению новых целей, до того недоступных, и к решению новых задач, ранее не существовавших.

Во-вторых, принцип наименьшего действия реализуется здоровой психикой высокоорганизованных животных (и человека в том числе) в том, что они способны строить единую линию поведения, приближающую к достижению сразу нескольких целей, к удовлетворению «комплекса» актуальных и латентных потребностей. Ослабление такой способности строить компромиссную линию поведения давно описано в патопсихологии человека (см. выше принцип патофункциональной модификации) под названием «бесплодная борьба мотивов» в клинике психастении. «Рассуждательство» и подробное гипотетическое рассмотрение альтернативных возможных действий — при неспособности остановиться на каком-то одном варианте — как раз отражает ослабление способности строить линию поведения, отвечающую «принципу наименьшего действия».

3.1. Если предположить, что потребность в самореализации — не исключительное достояние человека социального, то «потребность в самореализации» надлежит отнести к числу «биологически заданных». Тогда деятельные проявления этой потребности могут быть обнаружены в поведении не только человека начиная с детского возраста, но и в поведении высших животных. Описание отличий в деятельных проявлениях и в характеристиках этой потребности способно помочь уточнению функциональных различий между «человеком разумным» и другими животными, в частности приматами.

Иначе говоря, этологический подход к описанию и анализу проблемы позволил бы снять сразу несколько противоречий, указанных в разделе 1.1. Мы придерживаемся представления, что игры — самые общие проявления потребности в самореализации, тогда как творчество детей и взрослых — вариант удовлетворения этой биологической потребности.

4.1. Этологами отмечено, что игры у высших животных выполняют несколько функций. Во-первых, в ходе имитационных игр [87] неполовозрелая особь осваивает и запечатлевает («импринтинг») схемы поведения, накопленные популяцией. Во-вторых, в ходе креативных игр животное создает и испытывает новые варианты действий по достижению тех или иных целей, и в случае их успешности — также их запечатлевает посредством «импринтинга». В-третьих, в ходе конкурентных игр животное накапливает опыт существования в протосоциальной иерархии.

4.2. Отметим особо, что для высших животных характерно, что импринтингом часто закрепляются варианты поведения, ориентированные на достижение не одной, а целого комплекта потенциальных целей (в соответствии с принципом Мопертюи — Лейбница!). Иначе говоря, посредством «импринтинга» формируется особая структура, в которой общей схемой действий объединены несколько потребностей. Привычные упрощенные схемы анализа и описания обычно толкают исследователя-психолога к выявлению в поведении особи только одной, «ведущей» потребности или «доминирующего мотива». Но более реалистичный анализ поведения за одним и тем же действием выявляет комплект потребностей, которые как бы «склеены» (“agglutinated”) общей схемой поведения, закрепленной в психике импринтингом.

Понятие «естественный агглютинационный комплекс» обозначает функциональную структуру в психике высших животных, которая включает общую универсальную схему поведения, ориентированную на достижение заданного комплекса потребностей. Данная структура закреплена процессом «импринтинга». Если мы имеем дело с человеком, то комплекс потребностей обычно не поддается рациональному самосознанию в полном объеме. Этим, собственно, заданы возможности для формирования невротического конфликта между актуальными поведенческими стереотипами, актуальными и латентными потребностями, и самосознанием.

Если стереотипная схема поведения, закрепленная импринтингом, в силу изменившихся условий просто не способна привести к удовлетворению тех или иных потребностей, ранее включенных в него, то агглютинационный комплекс представлен теперь уже в «патологическом варианте» (как «невротический комплекс»). К примеру, если в одном агглютинационном комплексе общей схемой поведения оказались «склеенными» потребность в реализации агрессивности и сексуальная потребность, то в поведении индивида и нарастает вероятность появления агрессии в сексуальной сфере, и чаще проявляются «сексуальные мотивы» в агрессивных реакциях на внешние трудности; механизм «невротического вытеснения» любой из этих потребностей из сознания не делает поведение индивида более адаптивным или менее конфликтным. Иначе говоря, данная теоретическая схема экономно описывает [88] механизм формирования сексуальных аберраций садистического типа и позволяет наметить пути ранней их профилактики и диагностики.

Вернемся к рассмотрению потребности в самореализации. У большинства животных потребность в самореализации ингибируется голодом, страхом, негативными эмоциями, эта потребность обычно затухает после полового метаморфоза. В популяциях вида Homo sapiens возраст, когда затухает потребность в самореализации и завершаются процессы импринтинга новых схем поведения, резко различается у различных индивидов. При наличии самых легких («пограничных») степеней слабоумия формирование новых «агглютинационных комплексов» прекращается особенно рано, у части особей потребность в самореализации и способность к генерации и импринтингу новых схем сохраняется до старости. Возможно, именно эта особенность биологического вида Homo sapiens обеспечила его выход за границы животного царства — в сферы техногенеза и культурогенеза.

Остается выяснить, какие процессы в прошлом приводили протоцивилизации и цивилизации к технологической и культурной стагнации и к гибели в столкновениях с конкурентами. Транскультуральные исследования показывают, что в так называемых «примитивных» и «традиционных» культурах доминируют имитационные и конкурентные игры — у детей, и азартные и конкурентные игры — у взрослых. Можно предположить, что доминирование имитационных, конкурентных и азартных игр (с подавлением игр креативных) выступает как механизм стабилизации социума, и он же снижает адаптивность социума в нестационарной среде за счет подавления креативных интенций у людей, этот социум составляющих.


  1. Ганзен В., Толкачев В. Роскошь системного мышления. СПб., 1995.
  2. Гусева А.Ю. Проблема потребности в игре // Ананьевские чтения. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
  3. Данфельд А.Ф., Привень А.И. Синергетика в описании психологических и педагогических феноменов // Тезисы V Международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1998.
  4. Дольник В. Происхождение человека // Наука и жизнь, 1993, №8.
  5. Заболотных В.А. Пути человечества. СПб., 1998.
  6. Ирецкий А.Н., Егорова А.Е. Этологические координаты игры в пространствах культур // Сб. форума 16-19 апреля 2002 г. СпбГУ. СПб., 2002.
  7. Ирецкий А.Н., Данфельд А.Ф., Ирецкая Л.Б. Этологический взгляд на культуру и игру // Клиническая сексология. Сборник научных трудов. СПб., 1999.
  8. Кравченко О.В., Кустова Н.О. Топологические критерии в скрининге психологических моделей // Ананьевские чтения. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
  9. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии, 1989, №4.
  10. Рукавцова О.М., Ведерникова Е.А. К проблеме содержательного описания взаимодействия между потребностями // Ананьевские чтения — 97. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997.
  11. Фрейд З. Леонардо да Винчи. СПб., 1917.
  12. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.
  13. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1990.
  14. Чернявская Г.К. Трудный путь к самому себе. СПб.: Изд. СПбГУ, 1994.
  15. де Шарден Т. Феномен человека. М., 1987.

Что такое самореализация и зачем к ней стремиться? | Познающий

Каждый человек сознательно или бессознательно стремится к самореализации. Без этого важного элемента трудно быть на 100% счастливым и удовлетворенным жизнью.

Почему так важна самореализация и как её достичь?

Самореализация — это термин, который психологи используют для описания одной из самых важных потребностей в жизни человека. Она определяется как непрерывное развитие, стремление к реализации своего наивысшего потенциала и использование своих талантов.

Короче говоря, это всё, что приближает вас к тому, чтобы стать тем, кем вы хотите быть.

По словам одного из пионеров нейропсихологии Курта Гольдштейна,

Самореализация является главенствующим мотивом, управляющим деятельностью человека, ориентированным на реализацию возможностей и реализацию личностного потенциала личности.

При этом для каждого человека самореализация может означать что-то своё. Один удовлетворяет эту потребность через профессиональную карьеру, другой через хобби, которому он посвящает своё свободное время, а третий через заботу о семье, воспитание детей или романтические отношения. Однако большинство людей находят удовлетворение сразу в нескольких областях.

Самореализация по Маслоу и его пирамида потребностей

Концепция самореализации была популяризирована Абрахамом Маслоу, который поместил её на вершину своей знаменитой пирамиды потребностей.

Леонид, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
  1. В самом основании можно найти физиологические потребности: в еде, питье, сне или кислороде.
  2. Выше находятся потребности в безопасности, комфорте, свободе от страха.
  3. Следующий уровень — это любовь.
  4. Затем потребности в уважении и признании, которые включают в себя: самооценку, уверенность в себе, уважение и компетентность.
  5. И только в самом конце возникает потребность в самореализации, которую можно охарактеризовать как наличие целей и реализацию своего потенциала. Это означает, что данный вопрос становится актуальным только после удовлетворения всех остальных потребностей более низкого уровня.

Трудно думать о карьере и самореализации посредством своего хобби, если вы голодны или хотите спать.

Практика благодарности — как она может помочь?

Самореализация требует знания себя и своих потребностей, а также мужестве и уверенности в себе. Вы можете проработать всё это с помощью медитации и различных практик осознанности, которые могут помочь вам успокоиться и лучше войти в контакт с самим собой.

Особым типом медитации является практика благодарности, в которой вы должны мысленно перечислить хотя бы пару вещей, за которые вы можете быть благодарны сегодняшнему дню. Вы также можете записать свои мысли на листе бумаги.

Это упражнение покажет вам, какие аспекты вашей жизни важны и приносят вам удовлетворение, а какие не выполняют эту функцию и могли бы играть гораздо меньшую роль в вашем списке приоритетов. Это также позволит вам заметить свои успехи (даже самые маленькие), чтобы оценить их еще больше.

На пути к самореализации

Не знаете, как бы вы хотели самореализоваться? Тогда ответьте себе на несколько вопросов:

  • Если бы я мог попросить золотую рыбку исполнить три моих желания, о чём бы я попросил?
  • Если бы я выиграл много денег в лотерею, на что бы я их потратил?
  • Если бы я мог выбрать любой талант или навык, что бы я выбрал?

Всё ещё не знаете?

Тогда сядьте в тихом месте и закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своём дыхании на несколько минут, чтобы очистить разум. Как только вы почувствуете спокойствие и блаженство, представьте, как будет выглядеть день вашей мечты через 5 лет. Не ставьте себе никаких ограничений. Представьте, что вы просыпаетесь утром и начинаете свой день. Как выглядит ваша спальня? Кто рядом с вами? Что у вас за работа? Какие люди вас окружают? Все эти образы могут стать очень ценной подсказкой о том, как можно изменить свою жизнь, и мотивацией сделать что-то, чтобы реальность стала больше похожа на сон.

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

Самореализация: определение, потребности, примеры и советы

Самореализация: определение, потребности, примеры и советы

Чики Дэвис, Массачусетс, доктор философии

Что такое самореализация и почему у нас есть потребность в самореализации? Иерархия потребностей Маслоу говорит нам, почему и когда самореализация имеет для нас значение.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что я зарабатываю на соответствующих покупках продуктов.

Что такое самореализация? (Определение)

Идея самоактуализации исходит из теории человеческой мотивации Маслоу. Короче говоря, Маслоу предположил, что неудовлетворенные потребности управляют нашим поведением. Маслоу предположил, что как только основные потребности, такие как пища, вода и безопасность, удовлетворены, у нас появляется мотивация удовлетворять потребности других, а именно социальные связи и самооценку. Как только все эти потребности удовлетворены, у нас наконец появляется мотивация к самореализации. По Маслоу, самореализация — это раскрытие нашего полного потенциала. Это может включать в себя такие вещи, как мораль, творчество и решение проблем.

Немногие знают, что в последней книге Маслоу перед смертью он фактически пересмотрел свою теорию самоактуализации. Он предполагает, что высшая форма самореализации на самом деле превосходит самость. Затем мы стремимся быть самоотверженными и вносить свой вклад в нечто более значимое, чем мы сами (Greene, & Burke, 2007). Это также называют «за пределами самоактуализации» или «трансцендентности».

Потребности в самореализации

Маслоу предположил, что потребности более низкого уровня являются «дефицитными потребностями». Они нужны нам, чтобы выжить, поэтому они в приоритете. Однако самореализация и не только включают «потребности роста». Действительно, личностный рост — или наша способность продолжать расти и расширяться как личность — считается важным условием благополучия (Ryff, 1989). Но что такое «потребности роста» и как мы можем удовлетворить эти потребности?

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше $ быстрее  
 Повышайте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный контент 

Действительно ли самоактуализация связана с собой?

Первоначальная теория потребностей Маслоу в настоящее время считается довольно старой, поскольку была создана в 1940-х годах. Но самое замечательное в науке то, что дальнейшее размышление, теоретизирование и проверка могут помочь нам изменить старые теории и приблизиться к «Истине». Более ранние работы по теории Маслоу предполагают, что самоактуализация сосредоточена на себе или на внутреннем мире. Однако изучение этой теории Маслоу на протяжении всей своей жизни привело его к откровению.

​Самореализация — или пиковый человеческий опыт — на самом деле включает в себя перенос нашего внимания с себя на других. У нас могут развиться мотивы социальной справедливости, доброты или щедрости. Или у нас есть какое-то призвание или желание делать добро другим. Эту еще более полноценную версию самореализации иногда называют «бескорыстной актуализацией» (Greene, & Burke, 2007).

Что такое бескорыстная реализация?

Многое из того, что Маслоу впервые назвал самоактуализацией, можно лучше описать как бескорыстную актуализацию. Например, творчество, которое часто считается основным компонентом самореализации, часто является самоотверженным занятием.
Мы часто создаем с намерением служить другим. Мы хотим решить какую-то проблему, которая затрагивает многих, или создать что-то, что положительно повлияет на жизнь других людей. Таким образом, творчество можно рассматривать как положительный опыт как для себя, так и для других.

Примеры бескорыстной реализации

  • Желание исправить плохие ситуации
  • Желание вознаграждать и хвалить других
  • Вера в справедливость и равные возможности для всех

Зачем использовать это определение самореализации?

Самоактуализация заключается в стремлении быть лучше самих себя, но если мы будем заниматься самоактуализацией, сосредоточившись на себе, мы на самом деле окажем медвежью услугу своему благополучию. Например, исследования показывают, что если вы регулярно сосредотачиваетесь на себе, вы, скорее всего, заметите любую неудовлетворенность, тревогу или общее недомогание, которые иначе могли бы не заметить. И привлечение вашего внимания к этим негативным эмоциям часто усиливает их (Инграм 19).
90).

Другие исследования показывают, что оценка собственного счастья и навязчивая концентрация на нем имеют парадоксальные последствия. То есть сосредоточение внимания на собственном счастье может сделать вас менее счастливым (Mauss, Tamir, Anderson, & Savino, 2011).

Кроме того, целый ряд исследований, которые продолжают набирать обороты, показывают, что просоциальное поведение — или добровольные действия, направленные на помощь другим или принесение им пользы, — прекрасно влияет на благополучие (например, Layous et al., 2012). Доброта, щедрость и альтруизм часто приводят к пиковым переживаниям и улучшению самочувствия. Все это говорит о том, что самореализации легче добиться, если сосредоточить внимание на том, как мы можем принести пользу другим.

Видео: базовый обзор самореализации

​Как реализовать себя

Теперь, когда вы понимаете более современное определение самореализации, мы поговорим о некоторых советах по самореализации. Некоторые из них взяты из работ Маслоу, а другие — из более поздних исследований личностного роста, благополучия, просоциального поведения и достижения целей. Попробуйте некоторые из этих советов по самореализации, чтобы понять, что вам подходит.

1. Развивайте открытость и креативность

Когда мы думаем в терминах «черное против белого» или «все против ничего», мы упускаем возможности учиться, расти и получать опыт, который мог бы придать больше смысла нашей жизни. Вот почему самоактуализация по своей сути предполагает открытость для альтернативной информации и точек зрения (Greene, & Burke, 2007). Креативное решение наших и чужих проблем обычно предполагает взгляд на проблему по-другому или попытку объединить существующие идеи, чтобы сформировать что-то новое. Так что старайтесь держать свою перспективу открытой, а разум гибким.

2. Подумайте о своих ценностях, морали и этике

Когда вы стремитесь к самореализации и лучшему себе, может быть полезно очень четко определить свои ценности, мораль и этику (Greene, & Burke, 2007). Ни одна цель или достижение не стоит того, чтобы жертвовать этими вещами. На самом деле, достижение цели, которая идет вразрез с вашими ценностями, моралью и этикой, скорее всего заставит вас чувствовать себя опустошенным или неудовлетворенным. Это потому, что самореализация на самом деле не связана с достижением целей; это о том, чтобы стать лучшим собой. И ваше лучшее я определяется вами.

Думаю, здесь многие из нас теряются. Мы преследуем цели, которые наше общество или культура считает важными. Затем, когда мы достигаем их, мы удивляемся, почему мы не счастливы. Это потому, что мы не нашли время подумать о том, соответствуют ли эти цели нам и нашим убеждениям. Если я стану миллионером, но деньги для меня не важны, то я могу быть успешным, но не реализовать себя. Если я поспешу выйти замуж за первого человека, которого смогу найти, но я действительно ценю любовь, то, возможно, я достиг  своей цели, но все равно буду неудовлетворен.

Итак, если у вас есть минутка, сделайте паузу, чтобы подумать над этими вопросами:

  • Живу ли я в соответствии со своими ценностями, моралью и этикой?
  • Сосредотачиваюсь ли я на себе за счет других?
  • Действительно ли мои цели подлинны или на них влияют внешние силы, такие как моя культура, общество или семья?
  • Как мне лучше жить в соответствии со своими ценностями, моралью и этикой?
Размышляя над этими вопросами, вы сможете лучше убедиться в эффективности своих усилий по самореализации.

3. Преодолейте потребность в любви и уважении

В более поздних исследованиях изучалось, как обычные люди думают о самореализации. Будь то из-за непонимания, из-за того, что они еще не испытали истинной самоактуализации, или из-за довольно неописуемого определения самоактуализации Маслоу, определения самоактуализации людей не совпадают с определениями Маслоу. Они больше соответствуют потребностям в любви/принадлежности или потребностям в уважении (которые являются ступеньками ниже самоактуализации в пирамиде Маслоу). В частности, большинство участников исследования считали, что полное раскрытие своего потенциала связано с достижением статуса (потребность в уважении) или поиском партнера (потребность в любви/принадлежности; Krems, Kenrick, & Neel, 2017).

Нет ничего плохого в том, чтобы быть мотивированным для удовлетворения этих потребностей. Они абсолютно необходимы, даже более важны, чем самоактуализация. На самом деле, Маслоу утверждал бы, что у нас нет мотивации к самоактуализации до тех пор, пока эти другие потребности не будут удовлетворены.

Но это исследование показало, насколько сложно понять и достичь истинной самореализации. Даже я в настоящее время преследую потребности в уважении — такие потребности, как самооценка, свобода и уважение. Правда в том, что достижение момента, когда мы мотивированы к самореализации, может потребовать немало времени, размышлений и усилий.

Альтернативный взгляд на самоактуализацию

Со времен Маслоу появились и другие теории. Некоторые из этих теорий пытаются лучше объяснить такие вещи, как «личностный рост» и «оптимальный опыт», хотя они не всегда называют эти вещи самоактуализацией. Эти идеи могут помочь нам лучше понять, как полностью реализовать свой потенциал и жить полноценной жизнью.

Одной из таких теорий является теория психологического благополучия Риффа (Ryff, 1989). Эта теория направлена ​​​​на включение более старых теорий, в том числе теорию самоактуализации Маслоу, и проведение исследований, чтобы определить, какие части теории подтверждаются доказательствами.

Этот синтез привел к шести потребностям или опыту , которые способствуют оптимальному опыту (или благополучию).

Шесть характеристик оптимального опыта включают:

  • Положительные отношения с другими. Теплые, доверительные, любящие отношения с окружающими.
  • Самопринятие. Положительное отношение к себе.
  • Автономия. Способность выбирать и направлять собственное поведение.
  • Окружающая среда. Способность продвигаться в мире и знать, что можно изменить обстоятельства, приложив усилия.
  • Личностный рост. Способность развиваться, расти и расширяться как личность.
  • Цель жизни.  У вас есть миссия или чувство направления.
Эта теория включает потребности в любви/принадлежности, потребности в уважении и потребности в самореализации, но эта теория не предлагает иерархии. Мы можем удовлетворять эти потребности одновременно или с перерывами. Или мы можем сосредоточиться на одной потребности, а не на другой из-за относительного отсутствия одной потребности по сравнению с другой.

​Например, вы с большей вероятностью будете стремиться к автономии , если чувствуете себя в ловушке, или стремиться к любви, если чувствуете себя одиноким. Но, согласно этой теории, вам не нужно иметь любовь или самоуважение, прежде чем вы сможете испытать другие важные жизненные переживания, такие как личностный рост или жизненная цель. По этим причинам я считаю, что эта теория предлагает гораздо более точное описание того, как люди на самом деле идут к самореализации.

Дополнительные советы для достижения самореализации

Вот еще несколько общих советов и стратегий, как достичь самореализации:

  • Живите искренне. Чтобы стать самыми лучшими, очень важно сначала узнать, что это за лучшее я. Все мы разные, и мы стремимся к достижению разных целей. Выбирая жить более аутентично, мы с большей вероятностью будем заниматься тем, что для нас важно.
  • Практикуйте доброту. Пиковые переживания часто связаны с выполнением чего-то значимого для кого-то другого. Поэтому постарайтесь найти способы проявить доброту и отплатить своим друзьям, семье, сообществу, стране или миру.
  • Следуй за своей целью. Реализуемая цель часто ориентирована на других и имеет личное значение. Не знаете свое предназначение? Это нормально. Вот несколько советов, как найти свое жизненное предназначение.

Действия для достижения самореализации

Иногда о самореализации легче сказать, чем сделать. Если вам нужна помощь в развитии некоторых вспомогательных навыков, попробуйте эти упражнения.

  • Представьте себе счастье. Проделайте это упражнение по визуализации, чтобы лучше понять, что для вас значит счастье.
  • Развивайте сострадание к себе. Попробуйте выполнить некоторые из этих упражнений на сострадание к себе, чтобы повысить самооценку.
  • Определите значимые долгосрочные цели. Ознакомьтесь с этим научно обоснованным руководством по постановке более значимых и эффективных долгосрочных целей.

Вот спокойная музыка для медитации самоактуализации

    Начать самоактуализацию

    Лучший способ начать движение к любому желаемому результату — это 1.) поставить небольшую достижимую цель, 2.) зафиксировать свою цель в письменной форме и 3.) создать намерения по реализации или «план Б», чтобы остаться на пути к своим целям. Приведенный ниже инструмент поможет вам в этом процессе, одновременно помогая нам узнать больше о самореализации.

    Какой совет из этой статьи вам понравился больше всего? *

    Вы обязуетесь использовать этот совет? *

    Да №

    Как вы вернетесь в нужное русло, если наткнетесь на блокпост? *

    Насколько полезной была эта статья? *

    1 — Совершенно бесполезно 2 — Немного полезно 3 — Довольно полезно 4 — Очень полезно 5 — Чрезвычайно полезно

    Примечание. Отправка ваших ответов поможет нам лучше понять самореализацию. Если вы хотите сохранить свои ответы, вам придется  сохранить в PDF или распечатать  эту страницу. Спасибо!

Представлять на рассмотрение

Статьи о самореализации

  • Как измениться: 6 научно обоснованных советов и стратегий
  • Самосовершенствование: 45 советов, целей и идей для саморазвития
  • Самомотивация: определение, примеры и советы
  • Самоопределение: определение, Теория и примеры
  • ​Цитаты об изменениях: в жизни, мире и себе

Заключительные мысли о самореализации

Самоактуализация и бескорыстная реализация могут стать делом всей жизни. Они требуют глубоких размышлений и усилий. Но они того стоят, потому что именно они создают оптимальный жизненный опыт и благополучие.

Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения!

Ссылки

  • Грин, Л. , и Берк, Г. (2007). Помимо самореализации. Журнал Управления здравоохранения и социальных служб , 116-128.
  • Инграм, Р. Э. (1990). Самостоятельное внимание при клинических расстройствах: обзор и концептуальная модель. Психологический бюллетень , 107 (2), 156.
  • Кремс, Дж. А., Кенрик, Д. Т., и Нил, Р. (2017). Индивидуальные представления о самореализации: Какие функциональные мотивы связаны с реализацией своего полного потенциала? Бюллетень по психологии личности и социальной психологии 43 (9), 1337-1352.
  • Лайоус, К., Нельсон, С.К., Оберле, Э., Шонерт-Райхл, К.А., и Любомирский, С. (2012). Доброта имеет значение: поощрение просоциального поведения у подростков способствует принятию и благополучию сверстников. PloS one , 7 (12), e51380.
  • Мосс, И. Б., Тамир, М., Андерсон, К. Л., и Савино, Н. С. (2011). Может ли поиск счастья сделать людей несчастными? Парадоксальные эффекты оценки счастья. Эмоция , 11 (4), 807.
  • Ryff, CD (1989). Счастье — это все или нет? Исследования значения психологического благополучия. Журнал психологии личности и социальной психологии , 57 (6), 1069.​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи:

  • Счастье​
  • Благополучие
  • Эмоции
  • Управление стрессом
  • Уверенность в себе
  • Забота о себе
  • Проявление
  • ​Все статьи…
900 56 Пакеты содержимого:

  • Пропуск полного доступа​
  • Пакеты материалов PLR
  • Курсы PLR​

Важность самореализации | Почему это важно в нашей жизни?

Жизнь сегодня далека от совершенства. Очень легко потеряться в океане противоречивых сообщений о том, какой должна быть ваша жизнь и что вы должны делать. Хотя некоторое личное развитие может быть полезным, большинство предложений, которые вы получаете, могут быть просто вредными. В дополнение к этому, вы, возможно, уже изо всех сил пытаетесь удовлетворить свои потребности и потребности окружающих вас людей. Список длинный: хорошо учиться в школе, хорошо работать, быть хорошим ребенком, хорошим супругом, хорошим родителем и хорошим другом. Все это может быть очень истощающим, и вы можете потерять свою энергию. Но есть одно решение – Самореализация. Это один из самых мощных инструментов, когда дело доходит до полного раскрытия вашего потенциала. Прочитайте эту статью, чтобы понять важность самореализации и то, как она может помочь вам в повседневной жизни.

Содержание

Самореализация, также известная как самоактуализация, — это концепция, стара как мир. Так или иначе, это часть всех культур, религий и философий. Эта концепция является основной как в восточной, так и в западной культурах. Способ его определения разный, но конечная цель остается прежней. Цель самореализации — иметь мирную и наполненную жизнь; жизнь добродетели и изобилия. Если человек достигает самореализации, это приносит ему много пользы. Он затрагивает все сферы жизни. Существует множество определений самореализации. Но прежде чем мы доберемся до этого, нам важно понять важность самореализации. Итак, вот некоторые из величайших преимуществ, которые предлагает реализация.

 

Важность самореализации

1. Повышение уверенности и самоуважения

Люди на пути к самореализации тесно связаны со своим внутренним «я» и с окружающим миром. Глубина и сила связи освободит их от забот, страхов и чувства униженности. Это также позволяет им полностью раскрыть свой потенциал.

2. Помогает лучше сфокусироваться

Те, кто принимают реализацию, находятся в контакте со своим истинным «я», действуя в соответствии со своими глубочайшими убеждениями и ценностями. Они определят свои приоритеты и будут следовать им более агрессивно и резко. Самореализованные люди легко удаляют негативные силы из своей жизни, освобождая место для позитива.

3. Отсутствие контроля над эмоциями

Самореализованные люди не контролируют свои чувства. Реализация позволяет людям, которые ее принимают, наблюдать, смотреть в лицо и побеждать свои эмоции. Обновление учит людей понимать свои эмоции и успешно справляться с ужасом, тревогой, изоляцией и другими эмоциями, которые их сдерживают.

<<<ВАЖНОСТЬ МОТИВАЦИИ>>>

4. Принятие

Самореализованные люди более открыты и непредубеждены, чем те, кто еще не полностью осознал свой потенциал. Они могут открыто и искренне выражать свои чувства. Это приводит к более сильным и позитивным отношениям с другими людьми.

5. Другое Важность самореализации

Самореализация имеет гораздо больше преимуществ. Некоторые из них

  • Вы испытываете бесконечное внутреннее блаженство; вы не будете испытывать никаких страданий
  • В гневе после Самореализации не будет присутствовать ни намерения причинить боль, ни затянувшееся раздражение
  • заботы или несчастья
  • Бесстрашие и независимость возникают у тех, кто достиг Атмана
  • После Самореализации человек становится беспристрастным.
  • После достижения Самореализации вы обретаете правильное видение, благодаря которому вы видите мир безупречным
  • Это знание является исключительным и экстраординарным.
  • Даже если кто-то причинит вам боль, чувство мести не останется после Самореализации
  • Истинный пратикраман (просьба о прощении) начинается после Самореализации
  • Никакие новые кармы не будут связаны
  • Безразличие к мирской боли — первый опыт освобождения
  • После Самореализации вы почувствуете, что делаете в своей жизни нечто иное, чем до Самореализации

Понимание Самореализации

Самореализация как концепция присутствует как в восточной, так и в западной философии и религиях. Западное общество смотрит на эту концепцию с научной точки зрения, тогда как она глубоко укоренилась в восточных религиях, таких как индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм. Среди западных определений наиболее широко принято определение Абрахама Маслоу. В нем говорится, что самореализация — это полное раскрытие своего потенциала, полное удовлетворение своих потребностей и вклад во всеобщее благо человечества или общества. С другой стороны, восточные духовности определяют это по-разному для разных религий.

  • В джайнизме самореализация — это удаление всех искусственных слоев личности и понимание истинного «я» и природы реальности. материальные явления
  • Буддизм рассматривает реализацию как пробуждение к истинной реальности
  • В сикхизме реализация возможна через отделение себя от собственного ложного эго

<<<ВАЖНОСТЬ ХОРОШИХ МЫСЛЕЙ>>>

Что такое потребность в самореализации?

Концепция самоактуализации Абрахама Маслоу сформулирована в виде пятиуровневой пирамиды. Каждый уровень пирамиды отражает уровень базовых потребностей человека. Вот уровни от самого низкого до самого высокого

  • Физиологические потребности
  • Потребности в безопасности
  • Потребности в любви и общении
  • Потребности в самоуважении
  • Самореализация

Теперь, когда вы знаете о важности самореализации, вы также должны знать, что значит быть самореализованным. Самореализация означает многое. Это означает быть в контакте со своим внутренним я и иметь полное понимание своих чувств и потребностей. Это также означает, что вы полностью реализуете свой потенциал во всех аспектах жизни и имеете крепкие, значимые отношения с близкими.

Сможете ли вы достичь самореализации

ДА! Можно достичь самореализации. И основные религии, и психологические теории признают, что реализация возможна. Средства для достижения этого могут быть разными, но актуализация возможна. Путь к реализации и реализации может быть долгим и сложным. Это зависит в первую очередь от вашего нынешнего места в жизни. Но с решимостью и упорным трудом все возможно. Теперь вы можете задаться вопросом, как достичь самореализации.

Ну, те, кто полагаются на науку, могут следовать иерархии потребностей Маслоу. Вы должны проверить, какие уровни вы реализовали и каков ваш текущий уровень. Составьте план действий и двигайтесь вперед.

Если вы больше верите в духовность, вы можете начать свое путешествие с медитации и йоги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *