Повышение эффективности деятельности а также скорости ее выполнения в присутствии других людей: Социальная фасилитация (социальное способствование) это

Содержание

Фасилитация социальная | это… Что такое Фасилитация социальная?

[от англ. facilitate — облегчать] — повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов. Впервые социальная фасилитация была зафиксирована и описана еще в конце XIX века (В. М. Бехтерев, Ф. Олпорт, Л. В. Ланге и др.). Одним из случаев выявления феномена социальной фасилитации была ситуация, зафиксированная наблюдателями на велосипедном треке (в отличие от обычного стадиона, велотрек устроен таким образом, что трибуны со зрителями там расположены вдоль лишь одной стороны трассы). Оказалось, что вне зависимости от оговоренных с тренером тактических планов борьбы за первенство в заезде, именно перед трибунами со зрителями спортсмены непроизвольно ускоряются даже в ущерб возможной победе, которая как необходимое условие предполагала бы некоторое «предразгонное замедление».
В ряде случаев присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида людей, ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции. Совершенно однозначно зафиксирован тот факт, что феномен «фасилитация — ингибиция» принципиально по-разному проявляется в условиях интеллектуально сложной и простой, по сути дела, механической деятельности. Так, в первом случае наличие наблюдателей чаще всего приводит к снижению качественной успешности осуществляемой субъектом деятельности, а во втором — к явному наращиванию количественных показателей ее реализации. Следует отметить, что выраженность социально-психологического феномена «фасилитация — ингибиация» во многом зависит от половозрастных, статусно-ролевых и целого ряда других социальных и социально-психологических характеристик личности. В то же время необходимо понимать, что подобное «включение» в процесс анализа дополнительных конкретизирующе-персонифицирующих переменных ставит перед исследователем задачу на этапе интерпретации эмпирических данных с помощью дополнительных экспериментальных усилий дифференцировать феномен «фасилитация — ингибиция» и феномен реальной личностной персонализации.
Следует различать сущностное несовпадение феноменов фасилитации и персонализации. Если в «персонализационной» ситуации происходит актуализация образа конкретного в той или иной степени «значимого другого», то в «фасилитационной» ситуации актуализируется лишь сам факт присутствия другого, не значимого как конкретная личность, а значимого лишь потому, что он присутствует и потому, что он «другой».

Наряду с уже упомянутыми результатами наблюдений за состязаниями на велотреке, феномен социальной фасилитации был зафиксирован в целом ряде экспериментальных ситуаций. Один из классических экспериментов такого рода поставил еще в начале XX в. Н. Триплет. Группе детей он предлагал выполнить простое задание — с максимально возможной скоростью намотать леску на катушку спиннинга. Сначала испытуемые должны были делать это поодиночке, а затем, в группе. В результате было установлено, что в присутствии других дети быстрее справляются с данной задачей. В своих ранних экспериментах Н.

Триплет зафиксировал также, что в ситуации реального состязания с живыми соперниками велогонщики показывают более высокие результаты, чем в контрольных одиночных заездах на максимальную скорость.

В последующих экспериментах, проводившихся в разных странах, было зафиксировано, что «…в присутствии других повышается также скорость, с которой люди выполняют простые примеры на умножение и вычеркивают в тексте заданные буквы. Повышается кроме того точность выполнения простых заданий на моторику…». Нечто подобное было зафиксировано и в экспериментах с животными. Так, например, «в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее роют песок, а цыплята склевывают больше зерен. В присутствии других сексуально активных крыс у спаривающихся крыс повышается сексуальная активность»1.

С другой стороны, в ранних исследованиях проявления социальной ингибиции также были зафиксированы как у людей (в частности, при прохождении лабиринта, заучивании бессмысленных слогов и решении сложных математических задач), так и у животных. Так, например, «в присутствии других особей своего вида тараканы, попугаи и зеленые зяблики проходили лабиринт медленнее, чем обычно»2. Противоречивость результатов первых исследований феномена «фасилитация-ингибиция» привела к тому, что эксперименты в этой области практически прекратились на довольно длительный период.

Новый толчок эти исследования получили благодаря работам социального психолога Р. Зайенса. Именно он первым выдвинул предположение о том, что эффект фасилитации имеет место в случае простой механической деятельности, а ингибиции — в ситуации интеллектуально сложной. При этом он опирался на хорошо известный принцип, согласно которому возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию. Как считает в этой связи Д. Майерс, повышенное возбуждение, обусловленное присутствием других людей, «…улучшает выполнение простых задач, для которых наиболее вероятной (“доминирующей”) реакцией является правильное решение. (Заметим, что применительно к таким задачам правильное решение практически всегда является однозначным и единственным — В. И., М. К.). Люди быстрее разгадывают простые анаграммы, такие как «лебх», когда они возбуждены. В сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам собой, возбуждение приводит к неправильной реакции. Возбужденные люди обычно хуже решают сложные анаграммы. … Сматывание лески, решение простых примеров на умножение и выполнение заданий, связанных с едой, — все это легкие задачи, для которых реакция хорошо усвоена или врожденно доминирует. И вполне естественно, что в присутствии других людей выполнение таких заданий заметно улучшается. С другой стороны, усвоение нового материала, прохождение лабиринта и решение сложных математических задач — это более трудные задания, для которых верный ответ изначально менее вероятен. И нет ничего удивительного в том, что в присутствии других людей увеличивается число неверных ответов в таких задачах. Одно и то же общее правило — возбуждение благоприятствует доминирующей реакции — применимо в обоих случаях»1.

Данное объяснение феномена «фасилитация — ингибиция» получило подтверждение в многочисленных экспериментах, проведенных как самим Р.

Зайенсом, так и многими другими исследователями. В одном из таких экспериментов Р. Зайенс и его коллега С. Сейлз «…предлагали испытуемым произносить каждое слово из некоего набора бессмысленных слов от 1 до 16 раз. Затем они объясняли, что эти слова будут по одному появляться на экране. Испытуемым предлагалось каждый раз отмечать, какое из слов появилось. В то время как в действительности на экране в течение одной сотой доли секунды экспонировались лишь хаотичные черные линии, испытуемые “видели” по большей части те слова, которые до этого называли чаще. Эти слова стали доминирующей реакцией»2. При этом, если в одиночку испытуемые называли доминантные слова примерно в два раза чаще, чем повторенные всего один раз, то в присутствии наблюдателей это соотношение возрастало до 3:1.

Дальнейшие исследования «…подтвердили тот факт, что социальное возбуждение благоприятствует доминирующей реакции, независимо от того правильна она или нет. Петер Хант и Джозеф Хиллери обнаружили, что студентам университета Акрона в присутствии других людей требуется меньше времени на изучение простого лабиринта и больше времени — на изучение сложного.

… А Джеймс Майклз с сотрудниками обнаружил, что хорошие игроки в билльярд из студенческого союза Виргинского политехнического института (те, кто попадал в лузу в 71% случаев при незаметном наблюдении) играли еще лучше (81% попаданий), когда четверо наблюдателей приходили посмотреть на игру. Плохие же игроки (у которых до этого была результативность 36%) при публичном выступлении играли даже хуже (25% попаданий)»3.

Результаты, полученные Дж. Майклзом, позволяют понять, почему хорошо известный во многих видах спорта эффект «своего поля» гораздо более значим для команд среднего уровня, чем для по-настоящему классных спортивных коллективов. Вполне понятно, что присутствие многочисленной благожелательно настроенной аудитории усиливает доминантные реакции. В то же время, если последние недостаточно развиты, негативная реакция трибун может оказывать ингибирующее воздействие. При этом, чем выше класс команды, тем лучше усвоены ее членами навыки, связанные как с индивидуальными действиями на спортивной площадке, так и с командным взаимодействием, а следовательно, тем ниже степень зависимости эффективности от реакции болельщиков.


Надо сказать, что в последние годы, наряду с теорией Р. Зайенса, получили распространение и другие точки зрения на природу и сущность феномена «фасилитация — ингибиция». Одной из них является так называемая модель отвлечения внимания/конфликта. В основе данной модели лежит представление о том, что присутствие других людей всегда привлекает к себе наше внимание. В результате возникает внутренний конфликт между двумя основными тенденциями, проявляющимися практически в любой ситуации публичной деятельности: «1) уделять внимание аудитории и 2) уделять внимание самой задаче. Этот конфликт способен увеличить возбуждение, которое в дальнейшем помогает или препятствует выполнению задачи в зависимости от того, связано правильное решение данной задачи с доминирующей реакцией или нет. Кроме того, такой конфликт может вызвать когнитивную перегрузку, если усилия, необходимые для того, чтобы непременно уделять внимание сложной задаче и другим людям, превышают уровень познавательных способностей индивида»1.


Кроме того, проявление и степень выраженности феномена «фасилитация — ингибиция» зависит от целого ряда факторов. С собственно социально-психологической точки зрения, особый интерес в этой связи представляет влияние уровня группового развития. Как показывает практика, в группах высокого уровня социально-психологического типа развития, присутствие других и взаимодействие с ними оказывает отчетливо выраженное фасилитирующее влияние в процессе и сложной интеллектуальной деятельности. Особенно ярко это проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и «единственно верного» решения и требующими креативного подхода. Более того, как показывают последние исследования в области психологии менеджмента, в современных условиях наличие полноценной команды является не только полезным, но часто и совершенно необходимым условием поиска эффективных решений такого рода задач. Правда, в данном случае, в ситуации высокоразвитой общности ее можно рассматривать в качестве психологически целостного, пусть и коллектиного, но субъекта.


В этой связи в профессиональном сленге социальных психологов-практиков специализирующихся в сфере организационного консультирования, под фасилитацией зачастую понимается повышение эффективности деятельности малой группы под воздействием курирующего ее тренера-консультанта, а сам он нередко называется фасилитатором групповых процессов или просто фасилитатором. И все-таки наиболее точным и общепризнанным в современной социальной психологии содержанием термина «фасилитация» является его определение в контексте феномена «фасилитация — ингибиция».

Практический социальный психолог, планируя любое, как индивидуально-специфическое, так и функционально-ролевое свое влияние и взаимовлияние членов интересующей его группы должен учитывать феномен «фасилитация — ингибиция» и отдавать себе отчет в том, что порождаемый фасилитационный эффект может оказаться как существенным ресурсом для достижения поставленных целей, так и серьезным препятствием, которое этих целей достигнуть не позволит.

что такое в Педагогической психологии

(от англ. tu facilitate – «способствовать», «облегчать», «помогать») — это возрастающая продуктивность деятельности людей в зависимости от присутствия других людей.

Смотреть больше слов в «Педагогической психологии»

ФАСЦИНАЦИЯ →← ФАМИЛЬГЕНИИ

Смотреть что такое ФАСИЛИТАЦИЯ в других словарях:

ФАСИЛИТАЦИЯ

фасилитация сущ., кол-во синонимов: 2 • фасилитаторство (2) • экофасилитация (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: фасилитаторство, экофасилитация… смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

   ФАСИЛИТАЦИЯ (с. 621)    16 июля 1965 г. в популярном американском журнале Science («Наука») появилась статья Роберта Зайонца «Социальная фасилитация», положившая начало целому направлению социально-психологических исследований.    Слово «фасилитация» в английском языке встречается нечасто и почти исключительно в психологическом контексте — как производное от глагола facilitate — облегчать, помогать, способствовать. Не умея или не желая подобрать русский эквивалент, наши психологи в очередной раз позаимствовали термин-«кальку». «Краткий психологический словарь» разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Про Зайонца в словаре ни слова, хотя именно он ввел данное понятие в научный обиход и наметил перспективы исследования этого явления.    Впрочем, о его приоритете можно говорить лишь с известной долей условности. Само это явление было зафиксировано еще в конце XX в. в опытах французского физиолога К.Фере, первооткрывателя психогальванического рефлекса. Затем оно изучалось многими исследователями, в частности в нашей стране В.М. Бехтеревым и Н.Н. Ланге. Было показано, что присутствие наблюдателя заметно влияет на осуществление человеком практически любой деятельности. Причем влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Последний феномен получил название социальной ингибиции (подавления). Его наглядно иллюстрирует небезынтересный опыт, проводившийся в 20-х гг.в Берлине в школе К. Левина. Испытуемыми в опыте выступали студенты — люди по большей части малообеспеченные, буквально недоедавшие. Их усаживали за стол, полный яств, и предлагали угощаться вволю. Единственной помехой выступал сам экспериментатор, который тоже усаживался за стол, но ничего не ел, а внимательно следил за испытуемым и что-то записывал в блокнот. Можно себе представить, что в такой ситуации у испытуемых «кусок не лез в горло», и большинство вставали из-за стола голодными.    Сорок лет спустя Роберт Зайонц решил выяснить, от чего зависит успешность деятельности в присутствии наблюдателя. В качестве его испытуемых выступили не люди, а животные, причем даже не млекопитающие или птицы, а такие примитивные существа, как тараканы. Вероятно, на этом основании психологические выводы Зайонца можно было бы оспорить (допустить аналогию таракана и человека очень нелегко!), если бы полученные результаты не были впоследствии многократно воспроизведены в опытах на людях. (Вообще склонность к аналогиям у Зайонца очень сильна: одна из его работ даже вышла под вызывающим названием «Социальная психология животных».)    Вместе с коллегами, Хайнгартнером и Германом, Зайонц построил несложный ярко освещенный лабиринт с галереей для наблюдения, куда помещались тараканы. Яркий свет является раздражающим стимулом для тараканов, и они стараются его избежать, поспешно проходя лабиринт, чтобы добраться до темной коробки. Выяснилось, что тараканы пробегают лабиринт быстрее, когда за ними «наблюдают» другие тараканы. Однако когда лабиринт усложняется, результаты получаются обратными — присутствие себе подобных затрудняет прохождение сложного лабиринта. Зайонц предложил изящное объяснение этому эффекту. Во-первых, присутствие других увеличивает физиологическое возбуждение, а во-вторых, при повышенном возбуждении лучше выполняются легкие задания, в то время как выполнению сложных оно препятствует. Иными словами, присутствие окружающих помогает осуществлению хорошо заученных устойчивых реакций и препятствует новым, еще не усвоенным. Но почему простое присутствие окружающих вызывает физиологическое возбуждение? Зайонц утверждает, что присутствие других людей (или тараканов, если изучается поведение тараканов, — разница, по его мнению, невелика) увеличивает сложность ситуации, ибо живые существа непредсказуемы и, в отличие от статичных элементов окружающей среды, вызывают более значительное возбуждение. Кроме этого, существуют следующие объяснения: 1) присутствие других отвлекает, и это вызывает возбуждение; 2) если речь идет о людях, то надо признать, что они устроены сложнее, чем другие животные виды, и возбуждение у них является результатом ожидаемой оценки со стороны окружающих.    При всей спорности исследовательской позиции Зайонца полученные им результаты отвечают принципиальным научным критериям — воспроизводимости и прогностичности. Сегодня исследования, начало которым было положено его опытом над тараканами, ведутся широким фронтом — уже не ради того, чтобы оспорить выводы Зайонца (они достоверно подтверждены), но чтобы их углубить и расширить. … смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

Cпособ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки<br><p><em><span itemprop=»source»>Словарь бизнес-терминов.<span itemprop=»author»>Академик.ру</span>.<span itemprop=»source-date»>2001</span>.</span></em></p><b>Синонимы</b>: <div> фасилитаторство, экофасилитация </div><br><br>… смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников. Успешная фасилитация включает предварительную подготовку и планирование, конструктивный подход. Она требует определенные навыки и тип поведения, набор средств и методов, необходимых для работы. Цель фасилитатора — поддерживать групппу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу. … смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

от англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать) – эффективная технология решения проблем групповой эффективности. Напр., предложение разных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых клиенты делают выводы. Ведущий (фасилитатор) задает процедуру, которая дает участникам возможность понять проблему, а также отработать определенные навыки ее решения…. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

ж.facilitation; см. тж облегчение- ретроактивная фасилитация- социальная фасилитация

ФАСИЛИТАЦИЯ

Процесс, благодаря которому художественное творчество доводится до участников и зрителей. Включает не только обучение, тренинг, демонстрацию, режиссуру, репетиции, исполнение, но также, например, монтаж выставки, дизайн среды и т.д…. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

усиле­ние доминантных реакций, действий, деятельности в присутствии других лю­дей наблюдателей и содеятелей (Д. Майерс).

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

[англ. facilitate — облегчать] — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Впервые Ф. с. была зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В.М. Бехтеревым (совместно с М.В. Ланге) и др. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, людей ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции (подавления). Установлено, что возникновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. С. от пола, возраста, статуса, других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. И.Г. Дубов… смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

[от англ. facilitate — облегчать] — повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов. Впервые социальная фасилитация была зафиксирована и описана еще в конце XIX века (В. М. Бехтерев, Ф. Олпорт, Л. В. Ланге и др.). Одним из случаев выявления феномена социальной фасилитации была ситуация, зафиксированная наблюдателями на велосипедном треке (в отличие от обычного стадиона, велотрек устроен таким образом, что трибуны со зрителями там расположены вдоль лишь одной стороны трассы). Оказалось, что вне зависимости от оговоренных с тренером тактических планов борьбы за первенство в заезде, именно перед трибунами со зрителями спортсмены непроизвольно ускоряются даже в ущерб возможной победе, которая как необходимое условие предполагала бы некоторое «предразгонное замедление». В ряде случаев присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида людей, ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции. Совершенно однозначно зафиксирован тот факт, что феномен «фасилитация — ингибиция» принципиально по-разному проявляется в условиях интеллектуально сложной и простой, по сути дела, механической деятельности. Так, в первом случае наличие наблюдателей чаще всего приводит к снижению качественной успешности осуществляемой субъектом деятельности, а во втором — к явному наращиванию количественных показателей ее реализации. Следует отметить, что выраженность социально-психологического феномена «фасилитация — ингибиация» во многом зависит от половозрастных, статусно-ролевых и целого ряда других социальных и социально-психологических характеристик личности. В то же время необходимо понимать, что подобное «включение» в процесс анализа дополнительных конкретизирующе-персонифицирующих переменных ставит перед исследователем задачу на этапе интерпретации эмпирических данных с помощью дополнительных экспериментальных усилий дифференцировать феномен «фасилитация — ингибиция» и феномен реальной личностной персонализации. Следует различать сущностное несовпадение феноменов фасилитации и персонализации. Если в «персонализационной» ситуации происходит актуализация образа конкретного в той или иной степени «значимого другого», то в «фасилитационной» ситуации актуализируется лишь сам факт присутствия другого, не значимого как конкретная личность, а значимого лишь потому, что он присутствует и потому, что он «другой». Наряду с уже упомянутыми результатами наблюдений за состязаниями на велотреке, феномен социальной фасилитации был зафиксирован в целом ряде экспериментальных ситуаций. Один из классических экспериментов такого рода поставил еще в начале XX в. Н. Триплет. Группе детей он предлагал выполнить простое задание — с максимально возможной скоростью намотать леску на катушку спиннинга. Сначала испытуемые должны были делать это поодиночке, а затем, в группе. В результате было установлено, что в присутствии других дети быстрее справляются с данной задачей. В своих ранних экспериментах Н. Триплет зафиксировал также, что в ситуации реального состязания с живыми соперниками велогонщики показывают более высокие результаты, чем в контрольных одиночных заездах на максимальную скорость. В последующих экспериментах, проводившихся в разных странах, было зафиксировано, что «…в присутствии других повышается также скорость, с которой люди выполняют простые примеры на умножение и вычеркивают в тексте заданные буквы. Повышается кроме того точность выполнения простых заданий на моторику…». Нечто подобное было зафиксировано и в экспериментах с животными. Так, например, «в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее роют песок, а цыплята склевывают больше зерен. В присутствии других сексуально активных крыс у спаривающихся крыс повышается сексуальная активность»1. С другой стороны, в ранних исследованиях проявления социальной ингибиции также были зафиксированы как у людей (в частности, при прохождении лабиринта, заучивании бессмысленных слогов и решении сложных математических задач), так и у животных. Так, например, «в присутствии других особей своего вида тараканы, попугаи и зеленые зяблики проходили лабиринт медленнее, чем обычно»2. Противоречивость результатов первых исследований феномена «фасилитация-ингибиция» привела к тому, что эксперименты в этой области практически прекратились на довольно длительный период. Новый толчок эти исследования получили благодаря работам социального психолога Р. Зайенса. Именно он первым выдвинул предположение о том, что эффект фасилитации имеет место в случае простой механической деятельности, а ингибиции — в ситуации интеллектуально сложной. При этом он опирался на хорошо известный принцип, согласно которому возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию. Как считает в этой связи Д. Майерс, повышенное возбуждение, обусловленное присутствием других людей, «…улучшает выполнение простых задач, для которых наиболее вероятной (“доминирующей”) реакцией является правильное решение. (Заметим, что применительно к таким задачам правильное решение практически всегда является однозначным и единственным — В. И., М. К.). Люди быстрее разгадывают простые анаграммы, такие как «лебх», когда они возбуждены. В сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам собой, возбуждение приводит к неправильной реакции. Возбужденные люди обычно хуже решают сложные анаграммы. . .. Сматывание лески, решение простых примеров на умножение и выполнение заданий, связанных с едой, — все это легкие задачи, для которых реакция хорошо усвоена или врожденно доминирует. И вполне естественно, что в присутствии других людей выполнение таких заданий заметно улучшается. С другой стороны, усвоение нового материала, прохождение лабиринта и решение сложных математических задач — это более трудные задания, для которых верный ответ изначально менее вероятен. И нет ничего удивительного в том, что в присутствии других людей увеличивается число неверных ответов в таких задачах. Одно и то же общее правило — возбуждение благоприятствует доминирующей реакции — применимо в обоих случаях»1. Данное объяснение феномена «фасилитация — ингибиция» получило подтверждение в многочисленных экспериментах, проведенных как самим Р. Зайенсом, так и многими другими исследователями. В одном из таких экспериментов Р. Зайенс и его коллега С. Сейлз «…предлагали испытуемым произносить каждое слово из некоего набора бессмысленных слов от 1 до 16 раз. Затем они объясняли, что эти слова будут по одному появляться на экране. Испытуемым предлагалось каждый раз отмечать, какое из слов появилось. В то время как в действительности на экране в течение одной сотой доли секунды экспонировались лишь хаотичные черные линии, испытуемые “видели” по большей части те слова, которые до этого называли чаще. Эти слова стали доминирующей реакцией»2. При этом, если в одиночку испытуемые называли доминантные слова примерно в два раза чаще, чем повторенные всего один раз, то в присутствии наблюдателей это соотношение возрастало до 3:1. Дальнейшие исследования «…подтвердили тот факт, что социальное возбуждение благоприятствует доминирующей реакции, независимо от того правильна она или нет. Петер Хант и Джозеф Хиллери обнаружили, что студентам университета Акрона в присутствии других людей требуется меньше времени на изучение простого лабиринта и больше времени — на изучение сложного…. А Джеймс Майклз с сотрудниками обнаружил, что хорошие игроки в билльярд из студенческого союза Виргинского политехнического института (те, кто попадал в лузу в 71% случаев при незаметном наблюдении) играли еще лучше (81% попаданий), когда четверо наблюдателей приходили посмотреть на игру. Плохие же игроки (у которых до этого была результативность 36%) при публичном выступлении играли даже хуже (25% попаданий)»3. Результаты, полученные Дж. Майклзом, позволяют понять, почему хорошо известный во многих видах спорта эффект «своего поля» гораздо более значим для команд среднего уровня, чем для по-настоящему классных спортивных коллективов. Вполне понятно, что присутствие многочисленной благожелательно настроенной аудитории усиливает доминантные реакции. В то же время, если последние недостаточно развиты, негативная реакция трибун может оказывать ингибирующее воздействие. При этом, чем выше класс команды, тем лучше усвоены ее членами навыки, связанные как с индивидуальными действиями на спортивной площадке, так и с командным взаимодействием, а следовательно, тем ниже степень зависимости эффективности от реакции болельщиков. Надо сказать, что в последние годы, наряду с теорией Р. Зайенса, получили распространение и другие точки зрения на природу и сущность феномена «фасилитация — ингибиция». Одной из них является так называемая модель отвлечения внимания/конфликта. В основе данной модели лежит представление о том, что присутствие других людей всегда привлекает к себе наше внимание. В результате возникает внутренний конфликт между двумя основными тенденциями, проявляющимися практически в любой ситуации публичной деятельности: «1) уделять внимание аудитории и 2) уделять внимание самой задаче. Этот конфликт способен увеличить возбуждение, которое в дальнейшем помогает или препятствует выполнению задачи в зависимости от того, связано правильное решение данной задачи с доминирующей реакцией или нет. Кроме того, такой конфликт может вызвать когнитивную перегрузку, если усилия, необходимые для того, чтобы непременно уделять внимание сложной задаче и другим людям, превышают уровень познавательных способностей индивида»1. Кроме того, проявление и степень выраженности феномена «фасилитация — ингибиция» зависит от целого ряда факторов. С собственно социально-психологической точки зрения, особый интерес в этой связи представляет влияние уровня группового развития. Как показывает практика, в группах высокого уровня социально-психологического типа развития, присутствие других и взаимодействие с ними оказывает отчетливо выраженное фасилитирующее влияние в процессе и сложной интеллектуальной деятельности. Особенно ярко это проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и «единственно верного» решения и требующими креативного подхода. Более того, как показывают последние исследования в области психологии менеджмента, в современных условиях наличие полноценной команды является не только полезным, но часто и совершенно необходимым условием поиска эффективных решений такого рода задач. Правда, в данном случае, в ситуации высокоразвитой общности ее можно рассматривать в качестве психологически целостного, пусть и коллектиного, но субъекта. В этой связи в профессиональном сленге социальных психологов-практиков специализирующихся в сфере организационного консультирования, под фасилитацией зачастую понимается повышение эффективности деятельности малой группы под воздействием курирующего ее тренера-консультанта, а сам он нередко называется фасилитатором групповых процессов или просто фасилитатором. И все-таки наиболее точным и общепризнанным в современной социальной психологии содержанием термина «фасилитация» является его определение в контексте феномена «фасилитация — ингибиция». Практический социальный психолог, планируя любое, как индивидуально-специфическое, так и функционально-ролевое свое влияние и взаимовлияние членов интересующей его группы должен учитывать феномен «фасилитация — ингибиция» и отдавать себе отчет в том, что порождаемый фасилитационный эффект может оказаться как существенным ресурсом для достижения поставленных целей, так и серьезным препятствием, которое этих целей достигнуть не позволит…. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

(от англ. facilitate облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности человека вследствие актуализации в сознании человека образа (восприятия, представления и т. п.) др. человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя. Возникновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно 158на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. с. от пола, возраста, статуса, др. характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие др., не вмешивающихся в действия личности, ведет к ухудшению результатов ее деятельности. Указанное явление получило название соц. ингибиции (подавления). Явление Ф. с. учитывается в пед. процессе, когда учитель хочет простимулировать деятельность отдельного воспитанника, группы или класса…. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

первоначальное значение тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые и хорошо знакомые задачи в присутствии других; современное значение повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей (без вмешательства в его действия),выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. (1)… смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Психологический эффект повышения эффективности деятельности в том случае, когда за работающим наблюдают. Социальная фасилитация характерна для относительно простых видов деятельности.<br><p><em><span itemprop=»source»>Словарь бизнес-терминов.<span itemprop=»author»>Академик.ру</span>.<span itemprop=»source-date»>2001</span>.</span></em></p>… смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

(от англ. facilitate — облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида (см. отраженная субъектность). Впервые Ф. с. была зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В. М. Бехтеревым (совместно с Н. Н. Ланге) и др. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, людей ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции (подавления). Установлено, что возникновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. с. от пола, возраста, статуса, других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим…. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ (ФАЦИЛИТАЦИЯ)

(лат. «облегчение», от facilis «легкий») – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие наблюдения за ней другого человека (людей), в частности, соперника. Ср. социальная фасилитация. Ср. ситуацию покосом, в котором принимает участие Левин: боясь, что крестьяне, следящие за его работой, подумают, что он неумелый косарь и обгонят его, Левин работает более старательно и успешно (Л. Толстой, Анна Каренина). Ср. апопатическое поведение, социальное поведение…. смотреть

Шесть стратегий повышения операционной эффективности банков

Учитывая проблемы, с которыми сегодня сталкиваются банки, становится ясно, что руководители банков должны получать максимальную отдачу от всех затрат ресурсов. Продолжающаяся неэффективность в банке может лишить важные усилия ресурсов, необходимых банкам для достижения полного успеха. Но сосредоточение внимания только на сокращении расходов не является формулой долгосрочного успеха. Сбалансированный подход, который позволяет банку не только повысить операционную эффективность, но и модернизировать свои возможности, чтобы реагировать на потребности рынка и быть готовым к будущему, является обязательным условием успеха операций банка и его прибыльности.

Почему эффективность важна для банковских операций

Как и в любом бизнесе, банки должны проявлять бдительность в отношении разумного расходования средств. Однако сегодня банковская отрасль сталкивается с новым сочетанием обстоятельств, которые придают особый импульс необходимости повышения эффективности. Изменения в предпочтениях и ожиданиях клиентов, новая конкуренция и новые технологии меняют характер банковского дела. Банковский бизнес трансформируется в цифровую и технологическую модель, сохраняя при этом важные аспекты традиционной бизнес-модели личного общения. Чтобы оставаться конкурентоспособными, банкам необходимо инвестировать в технологии, маркетинг, автоматизацию и возможности самообслуживания, а также оптимизировать свои устаревшие инвестиции в филиалы и традиционные системы. Все эти изменения происходят в отраслевой среде, которая испытывает сужение маржи, медленный рост депозитов и потенциальный экономический спад.

Эти факторы оказывают исключительное давление на операционные бюджеты банков и порождают вполне понятный аппетит руководителей к стратегиям сокращения расходов в некоторых областях, чтобы позволить необходимые расходы на технологии, маркетинг и новые возможности для сохранения конкурентоспособности. Повышение эффективности во всем, что они делают, является важной стратегической задачей для банков, и большинство банков уже приложили значительные усилия для сокращения своих расходов после последней рецессии.

Постановка операционных целей для улучшения

Руководители банков сегодня задаются вопросом, как и насколько можно повысить эффективность и затраты. Каждое учреждение, конечно, уникально, поэтому размер возможности улучшения будет сильно различаться от одного банка к другому. Опыт отрасли показывает, что целенаправленная и тщательно реализованная инициатива по повышению эффективности должна обеспечить значительную экономию. Результаты не всегда реализуются за счет прямого сокращения затрат. В идеале повышенная эффективность означает процессы, которые являются масштабируемыми и поддерживают более высокие темпы роста потока доходов и базы активов банка, чем его накладные расходы.

Шесть стратегий повышения эффективности банковских операций

Так как же банк может добиться таких результатов? Пересечь границу сокращение бюджета неизбежно ведет к катастрофе. Такие разрезы обычно больше, чем необходимо в областях, которые уже продуктивны и не достаточно для самых неэффективных областей. Самая успешная эффективность инициативы следуют более аналитическому подходу, отражающему конкретные обстоятельства, с которыми сталкивается каждое направление бизнеса и функция поддержки. Ниже приведены шесть стратегических областей, в которых работают сегодняшние лидеры отрасли. сосредоточив свои усилия.

1. Реорганизация бизнеса

Основной предпосылкой перестройки бизнеса является выход из направлений деятельности с низкой маржой и переход к направлениям, которые по своей природе являются более рентабельными и повышают прибыльность банка. Ведущие банки применяют надежный подход к стратегическому планированию, оценивая минимальное выделение ресурсов, необходимых для конкуренции в конкретной сфере деятельности, и выявляя возможности, чтобы выделиться среди конкурентов. Во многих случаях это означает, что традиционные банки могут предпочесть заняться нетрадиционными видами деятельности, такими как специализированное финансирование и обработка платежей, при условии, конечно, что их анализ показывает, что они могут эффективно конкурировать. Вопреки здравому смыслу, эти стратегические переходы могут потребовать от банка увеличения инвестиций и затрат в краткосрочной перспективе, чтобы добиться повышения рентабельности и эффективности в долгосрочной перспективе.

2. Оптимизация канала 

Цель оптимизации канала — оценить различные способы взаимодействия клиентов с банком, чтобы создать рентабельную комбинацию, адаптированную к конкретной клиентской базе каждого банка. Учитывая быстро меняющийся характер предпочтений клиентов в каналах, этот процесс оптимизации требует довольно агрессивного закрытия, консолидации, продажи и покупки отделений по мере того, как банки корректируют свое географическое присутствие. Многие банки также существенно перестраивают роли, обязанности и штатное расписание в отделениях и используют новые показатели для анализа эффективности и ценности отделений.

Оптимизация канала не должна касаться только отделений, так как контакт-центры, онлайн- и мобильный банкинг, банкоматы и менеджеры по связям с клиентами также являются важными каналами для клиентов. Банки работают над улучшением своих контакт-центров за счет улучшения часов работы и технических знаний, а также своих возможностей чата, текстовых сообщений и социальных сетей, чтобы соответствовать меняющимся ожиданиям клиентов.

Опять же, универсального подхода не существует. Некоторые банки настойчиво продвигают открытие электронных счетов, дистанционное внесение депозитов с помощью смарт-устройств и создание счетов, практически безбумажных. Другие банки, часто с крупными коммерческими клиентами, придерживаются принципиально иного подхода, сосредоточив внимание на личном обслуживании с менеджером по работе с клиентами и группой поддержки, назначенной для каждого соответствующего счета. Высокодоходный бизнес, созданный таким подходом, может с лихвой компенсировать дополнительные затраты.

3. Технологические затраты

Банки часто недооценивают возможность снижения себестоимости процессов, отчасти потому, что это требует более производственного взгляда на бизнес-процессы. Цель состоит в том, чтобы повысить коэффициент эффективности банка за счет снижения удельного отношения затрат к стоимости каждого вида деятельности или транзакции, например, затрат на открытие счета, создание пакета кредитных документов или обработку определенного типа транзакции. Улучшение процессов в этой области включает в себя постоянный мониторинг производительности и часто происходит в результате анализа, сопоставления, сравнительного анализа и, в конечном итоге, переосмысления бэк-офисных процессов. Важные тенденции (более подробно обсуждаются позже) включают большую зависимость от электронных документов, автоматизированную маршрутизацию и обработку, а также автоматизацию процессов на основе моделей машинного обучения.

4. Производительность персонала

Средства автоматизации не только снижают затраты на процессы, но и помогают повысить производительность персонала, позволяя банкам обрабатывать больше транзакций и объемы операций с тем же числом сотрудников. Но повышение производительности зависит не только от технологии. Некоторые из наиболее важных возможностей связаны с использованием устоявшихся методов управления эффективностью, таких как четко определенные ожидания и оценочные листы, улучшенные системы мотивации и вознаграждения, а также лучшее обучение и контроль.

Другие полезные инструменты включают видимые показатели и диаграммы производительности, а также поощрения «прямой видимости», такие как бонусы, которые напрямую связаны с индивидуальными или командными показателями и практикой, а не только с показателями учреждения. Многие учреждения также успешно пересматривают должностные обязанности, используя более гибкие схемы работы, обеспечивая мобильность для работы вне офиса и отдавая на аутсорсинг более специализированные виды деятельности.

5. Технология и автоматизация

Роль технологий в банковской сфере уже упоминалась несколько раз, но из-за их широкого влияния в масштабах предприятия использование технологий и автоматизации также заслуживает отдельного внимания в рамках общих усилий по повышению эффективности. Общая цель состоит из трех частей: 1) иметь приложения, которые позволяют клиентам совершать транзакции или получать информацию в режиме самообслуживания, не требуя усилий сотрудников; 2) использовать технологии для сокращения времени, затрачиваемого сотрудниками на поиск информации; и 3) использовать автоматизированные бизнес-правила и модели принятия решений для более быстрого и эффективного перемещения работы по процессам.

Например, автоматизированная обработка рабочих процессов дает менеджерам больше информации о выполняемых действиях, позволяя им отслеживать рабочие очереди, выявлять узкие места или проблемы и перераспределять работу в соответствии с изменяющимися условиями. Одной из все более важных практик является преобразование всех бумажных документов в электронные изображения как можно раньше в транзакции или процессе, а не на последнем этапе хранения документов после транзакции.

 

Электронные документы могут перемещаться от шага к шагу с минимальной задержкой и практически без дополнительных затрат. Что еще более важно, электронное изображение позволяет параллельно обрабатывать документы, так что несколько шагов в ходе транзакции могут выполняться одновременно. Конечно, во многих случаях использование электронных подписей, планшетов для подписи и онлайн-процессов может полностью исключить бумагу, тем самым делая еще один шаг в сторону от процесса.

 

Помимо помощи в автоматизации основных процессов, технологии также играют очевидную роль в усилиях банка по оптимизации каналов сбыта. Это влияет не только на то, как клиенты взаимодействуют с банком, но и на то, как банки передают важную внутреннюю информацию и как они управляют своими продажами и взаимоотношениями с клиентами.

6. Отношения с поставщиками

Улучшение управления поставщиками означает не просто давление на поставщиков с целью снижения их цен. Скорее, это целенаправленные усилия, направленные на получение максимально возможной выгоды от отношений с поставщиками. Выбор поставщиков, которые точно соответствуют бизнес-целям банка, имеет решающее значение. Поддержание высокой производительности поставщика поддерживается соглашениями об уровне обслуживания и оценочными картами поставщика для мониторинга таких проблем производительности, как доступность системы, время отклика и прямые расходы. Такие инструменты помогают получить более полное представление о взаимоотношениях с поставщиками.

Другие основные методы сокращения затрат включают консолидацию поставщиков и сравнение затрат с сопоставимыми услугами на рынке. Имейте также в виду, что отношения с поставщиками могут повлиять на мнение регулирующих органов о профиле рисков учреждения.

Внедрение культуры, которая ценит эффективность

Помимо шести конкретных стратегий экономии, обсуждаемых здесь, важно признать, что долгосрочная эффективность невозможна без корпоративной культуры, которая ее поддерживает и ценит. Для этого требуется видимая приверженность высшего руководства балансу стоимости и затрат, сокращению ненужных расходов и внедрению показателей и подотчетности, которые поощряют индивидуальное внимание к повышению эффективности и прибыльности.

 

В конечном счете, организационный успех и повышение прибыльности банка требуют большего, чем просто эффективность. Успешный банк должен быть в состоянии предоставлять клиентам ценность и услуги по конкурентоспособной цене с затратами, которые по-прежнему приносят приемлемую прибыль.

Свяжитесь с нами

Джон Эпперсон

Управляющий директор, Финансовые услуги

+1 630 575 4220

Профиль

Стефани Уайт

+1 502 420 4461

Определение, модель, анализ и пример

Что такое цепочка создания стоимости?

Цепочка создания стоимости представляет собой серию последовательных шагов, которые ведут к созданию готового продукта, от его первоначального дизайна до его прибытия к двери клиента. Цепочка определяет каждый этап процесса, на котором создается добавленная стоимость, включая этапы поиска, производства и сбыта продукции.

Компания проводит анализ цепочки создания стоимости, оценивая подробные процедуры, задействованные на каждом этапе ее бизнеса. Целью анализа цепочки создания стоимости является повышение эффективности производства, чтобы компания могла создавать максимальную ценность с наименьшими возможными затратами.

Цепочка создания стоимости

Ключевые выводы

  • Цепочка создания стоимости — это пошаговая бизнес-модель для преобразования продукта или услуги из идеи в реальность.
  • Цепочки создания стоимости помогают повысить эффективность бизнеса, чтобы он мог приносить максимальную пользу при минимальных затратах.
  • Конечной целью цепочки создания стоимости является создание конкурентного преимущества для компании за счет повышения производительности при сохранении разумных затрат.
  • Теория цепочки создания стоимости анализирует пять основных видов деятельности фирмы и четыре вспомогательных вида деятельности.

Понимание цепочек создания стоимости

Из-за постоянно растущей конкуренции за непревзойденные цены, исключительные продукты и лояльность клиентов компании должны постоянно проверять ценность, которую они создают, чтобы сохранить свое конкурентное преимущество. Цепочка создания стоимости может помочь компании выявить области своего бизнеса, которые являются неэффективными, а затем внедрить стратегии, которые оптимизируют ее процедуры для достижения максимальной эффективности и прибыльности.

В дополнение к тому, чтобы производственная механика была безупречной и эффективной, очень важно, чтобы компании поддерживали клиентов в уверенности и достаточной безопасности, чтобы оставаться лояльными. В этом также может помочь анализ цепочки создания стоимости.

Главной целью цепочки создания стоимости является предоставление максимальной ценности с наименьшими затратами для создания конкурентного преимущества.

Фон

Майкл Э. Портер из Гарвардской школы бизнеса представил концепцию цепочки создания стоимости в своей книге «Конкурентное преимущество: создание и поддержание превосходной производительности ». Он писал: «Конкурентное преимущество нельзя понять, глядя на фирму в целом. Оно проистекает из множества отдельных действий, которые фирма выполняет при разработке, производстве, маркетинге, доставке и поддержке своего продукта».

Другими словами, важно максимизировать ценность на каждом конкретном этапе процессов фирмы.

Компоненты цепочки создания стоимости

В своей концепции цепочки создания стоимости Портер разделяет бизнес-деятельность на две категории: «основную» и «вспомогательную», примеры деятельности которых мы приводим ниже. Конкретные виды деятельности в каждой категории будут варьироваться в зависимости от отрасли.

Основная деятельность

Основные виды деятельности состоят из пяти компонентов, и все они необходимы для создания добавленной стоимости и создания конкурентных преимуществ:

  1. Входящая логистика включает такие функции, как получение, складирование и управление запасами.
  2. Операции включают процедуры преобразования сырья в готовую продукцию.
  3. Внешняя логистика  включает действия по доставке конечного продукта потребителю.
  4. Маркетинг и продажи  включают стратегии повышения узнаваемости и ориентации на соответствующих клиентов, такие как реклама, продвижение и ценообразование.
  5. Служба  включает в себя программы обслуживания продуктов и повышения качества обслуживания клиентов, такие как обслуживание клиентов, техническое обслуживание, ремонт, возврат средств и обмен.

Вспомогательная деятельность

Роль вспомогательных мероприятий заключается в том, чтобы помочь сделать основные виды деятельности более эффективными. Когда вы повышаете эффективность любого из четырех вспомогательных действий, это приносит пользу как минимум одному из пяти основных действий. Эти вспомогательные мероприятия обычно обозначаются как накладные расходы в отчете о прибылях и убытках компании:

  1. Закупки касается того, как компания получает сырье.
  2. Технологические разработки используется фирмой на стадии исследований и разработок (НИОКР), например при проектировании и разработке производственных технологий и автоматизации процессов.
  3. Управление человеческими ресурсами (HR)  включает в себя наем и удержание сотрудников, которые будут выполнять бизнес-стратегию фирмы и помогать разрабатывать, продвигать и продавать продукт.
  4. Инфраструктура  включает в себя системы компании и состав ее управленческой команды, такие как планирование, бухгалтерский учет, финансы и контроль качества.

Примеры цепочек создания стоимости

Корпорация Starbucks

Starbucks (SBUX) представляет собой один из самых популярных примеров компании, которая понимает и успешно реализует концепцию цепочки создания стоимости. Существует множество статей о том, как Starbucks включает цепочку создания стоимости в свою бизнес-модель.

Торговец Джо

Другим примером является частный продуктовый магазин Trader Joe’s, который также получил много отзывов в прессе о своей огромной ценности и конкурентоспособности. Поскольку компания является частной, многие аспекты ее стратегии нам неизвестны. Однако, когда вы входите в магазин Trader Joe’s, вы можете легко увидеть примеры бизнеса Trader Joe, которые отражают пять основных видов деятельности в цепочке создания стоимости.

1. Входящая логистика. В отличие от традиционных супермаркетов, Trader Joe’s занимается приемкой, расстановкой и инвентаризацией в обычные часы работы магазина. Хотя эта система может свести с ума покупателей, она обеспечивает значительную экономию средств только с точки зрения заработной платы сотрудников. Более того, логистика выполнения этой работы в то время, когда клиенты все еще совершают покупки, посылает стратегическое сообщение о том, что «мы все вместе».

2. Операции.  Вот пример того, как компания может творчески применить цепочку создания стоимости. В приведенном выше основном виде деятельности номер два «преобразование сырья в готовый продукт» упоминается как «операционная деятельность». Однако, поскольку преобразование сырья не является аспектом индустрии супермаркетов, мы можем использовать термин «операции» для обозначения любой другой обычной функции продуктового магазина. Итак, давайте заменим «разработкой продукта», так как эта операция имеет решающее значение для Trader Joe’s.

Компания тщательно отбирает свои продукты, предлагая товары, которые вы обычно не можете найти где-либо еще. Продукты под собственной торговой маркой составляют более 80% ее предложений, которые также часто имеют самую высокую норму прибыли, поскольку Trader Joe’s может эффективно поставлять их в больших объемах. Еще одним важным элементом разработки продуктов для Trader Joe’s являются его программы дегустации и партнерства с шеф-поварами, которые обеспечивают высокое качество и постоянное совершенствование продуктов.

3. Исходящая логистика. Многие супермаркеты предлагают доставку на дом, а Trader Joe’s – нет. Тем не менее, здесь мы можем применить деятельность исходящей логистики, чтобы обозначить ряд удобств, с которыми покупатели сталкиваются, когда они находятся в магазине Trader Joe’s. Компания тщательно продумала, какой опыт она хочет, чтобы мы получили, посещая ее магазины.

Среди многих тактических логистических операций Trader Joe есть дегустации в магазине. Обычно одновременно проводится несколько дегустаций продуктов, которые создают живую атмосферу и часто совпадают с сезонами и праздниками. На дегустационных станциях представлены как новые, так и знакомые блюда, которые готовят и обслуживают сотрудники.

4. Маркетинг и продажи. По сравнению со своими конкурентами Trader Joe’s почти не занимается традиционным маркетингом. Тем не менее, весь его опыт в магазине является формой маркетинга. Копирайтеры компании создают этикетки для продуктов специально для своей клиентской базы. Уникальный брендинг и инновационная культура Trader Joe’s указывают на то, что компания хорошо знает своих клиентов, что и должно быть, поскольку фирма действительно выбрала тот тип клиентов, который ей нравится, и не отклонилась от этой модели.

Благодаря этому непрямому маркетингу стиля и имиджа Trader Joe’s удалось выделиться на рынке, тем самым укрепив свое конкурентное преимущество.

5. Сервис.  Обслуживание клиентов имеет первостепенное значение для Trader Joe’s.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *