Позитивные чувства: Позитивные эмоции — Психологос

Содержание

что происходит с эмоциями современного человека

Завышенные ожидания, идеальные образы из социальных сетей, необходимость «транслировать» позитивные эмоции и отчитываться о них — все это меняет самовосприятие и нашу способность чувствовать и говорить об этом. Современный человек живет в эпоху экономики события — потребитель платит не за продукт, а за связанные с ним эмоции и ощущения. Личные взаимоотношения превращаются в краткосрочные проекты, где главная цель — извлечь максимальную выгоду, уверена Полина Аронсон, социолог и автор книги «Любовь: сделай сам. Как мы стали менеджерами своих чувств». Т&Р поговорили с Полиной Аронсон о том, из-за чего эмпатия является дифференцированной, как трансформируются эмоции в дигитальной среде и почему дейтинг-приложения приводят к эмоциональному выгоранию.

Полина Аронсон

Социолог, публицист, автор книги «Любовь: сделай сам. Как мы стали менеджерами своих чувств»

Полина Аронсон
Издательство individuum, 2020

Что происходит с эмоциями в digital-среде

Мы живем в эпоху экономики события, которая производит, в первую очередь, ощущение переживания, сопричастности, приобретения какого-то опыта. Сфера производства и потребления коммодифицирует чувства — вы покупаете не товар, а ощущение. Одновременно происходит и встречный процесс: человеческие отношения приобретают некую рыночную ценность. В отношения инвестируют, над ними работают, они должны выполнять определенные функции, а именно, удовлетворять потребности партнеров. Человек становится, по выражению Евы Иллоуз, частным эмоциональным предпринимателем; ему очень важно правильно рассчитать свои ресурсы — и не промахнуться.

Производители пива, мюсли, шоколада добавляют в список ингредиентов — в одном ряду с солодом и сухим молоком — «любовь», а купленные в рядовом немецком супермаркете рулоны туалетной бумаги цветут словами «Glück» («счастье») и «Freude» («радость»). Вся наша повседневность и окружающая среда постоянно связана с каким-то аффектом. По выражению моей коллеги, антрополога Юли Лернер: мы имеем дело с эмоционализацией публичного пространства. А немецкий социолог Андреас Реквиц говорит о «гиперинфляции чувств», которой мы отчаянно пытаемся управлять.

К чему эта гиперинфляция чувств ведет в политике и экономике? И почему современному человеку, так мастерски научившемуся у своего психолога «проговаривать» свои чувства, так сложно бывает договориться с другими? Многие социологи считают: императив самореализации и личностного роста, призыв выражать свои чувства и жить в полном соответствии с ними не делают нас, вопреки ожиданиям, счастливее. Напротив, современный человек все чаще чувствует тревожность и разочарование, неспособность выбраться из лабиринта своих эмоций и завышенных ожиданий.

Постоянная тревожность каждого в отдельности и накал страстей в общественных дискуссиях — взаимосвязанные вещи. Избежать их можно лишь сознательной попыткой «приглушить» собственный аффект — и услышать аргументы другой стороны.

Дигитальная среда вовсе не притупляет эмоции, как может показаться, а напротив, служит для них своего рода усилителем, питательной средой. Конфликты в онлайн-среде задевают и вовлекают нас не меньше, чем те, что происходят в жизни. От того, что коммуникация опосредована той или иной технологией, она не становится менее человеческой или острой, даже наоборот. При этом в сетевых конфликтах люди не испытывают такого чувства ответственности за свои слова, как в общении лицом к лицу. Происходит деперсонализация собеседника, вы взаимодействуете с аватаром, а не с человеком из плоти и крови, который сидит напротив вас. Тем не менее, чувства, которые возникают в этой коммуникации, не становятся менее аутентичными. Они возникает все равно. Многочисленные эксперименты подтверждают, что сильные чувства возникают и при общении с роботом или чат-ботом: вспомните фильм «Она». Именно тот факт, что привязанность, доверие, или наоборот, злость и разочарование — могут формироваться в среде полностью опосредованной технологически и не подразумевающей никакого прямого человеческого контакта, создает простор для различных IT-решений в области управления эмоциями — например, популярных ботов-терапевтов.

Начиная с 1970–1980-х годов происходит трансформация культуры эмоций: они не только обрели легитимность, но и стали пониматься как самая суть удавшейся жизни. Об этом много пишет немецкий социолог Андреас Реквиц. Субъект позднего модерна теперь занят не только самореализацией, но и тем, чтобы продемонстрировать вовне свою подлинную и привлекательную жизнь. Все должны ее увидеть. На этом месте возникает внутренний конфликт между аутентичностью и самоконтролем.

Начиная с эпохи 70-ых годов, мы изменили свое понимание об удавшейся жизни. Теперь успешный индивид — это тот, кто постоянно испытывает позитивные эмоции и выражает их. Речь идет не о приобретении каких-то статусов, выполнении общественных функций, а о том, что ты можешь транслировать и показывать свои позитивные эмоции.

Современный человек все время находится под прессингом: он должен постоянно выражать свой позитив, отчитываться о своей внутренней жизни

С одной стороны возникает необходимость быть аутентичным — все эти чувства и переживания должны быть искренними. Вы должны показывать, что вы действительно так живете. Инстаграм — это пространство для производства этих смыслов. Вы действительно едите по утрам эту прекрасную овсяную кашу со свежими фруктами, посыпанную сверху кокосовой стружкой, а потом в экологически чистых великолепных лосинах встаете в потрясающую асану и находитесь в состоянии эйфории. Далее вы с вашим бойфрендом прогуливаетесь по какой-нибудь набережной и чувствуете счастье, любовь. Эта жизнь становится постоянным континуумом отчета о своих эмоциях. С одной стороны, они должны быть позитивны, с другой — все время тщательно курироваться. В социальных сетях идет реклама вашего образа жизни.

Это особенность нашей современной эпохи. Разумеется, драматургия в социальных отношениях была всегда. Особенность сегодняшней ситуации в том, что наш статус часто напрямую зависит от того, на позитиве мы или нет.

Как мы выражаем эмпатию

Мы становимся все более дифференцированно эмпатичными. С одной стороны, люди всегда склонны выражать эмпатию дифференцированно: если это один из нас, то мы ему сострадаем больше, чем кому-то, кого мы не считаем своим.

С другой стороны, еще одна особенность современности — это дискредитированность идеи общего блага. Феминизм, антиколониализм совершенно справедливо ставят вопрос: для кого вообще создана идея общего блага? Кому она нужна? Ее придумали белые образованные мужчины в Европе. И ради этой мысли было совершено много всяких преступлений против человечества. Но это не значит, что от идеи общего блага нужно отказаться совсем — ее следует переосмыслять, и в этом нам может помочь новый взгляд на нашу собственную европейскую историю. В чем состоит освободительный потенциал романов эпохи сентиментализма? В том, что они ломают стены между социальными классами и группами, и крестьянки внезапно умеют любить. И здесь возникает предпосылка для формирования идеи общего блага, которая потом ведет нас к французской революции и идее об универсальных правах человека. Это очень длинный путь, все происходит не одновременно. Но идея о том, что другой может чувствовать то, что и я, всегда прорывная. Это суть активистской деятельности, так работают и масс-медиа, которые пытаются привлечь внимание к какой-то проблеме. Первое, что нужно сделать, — это показать тем, кто не такие, как мы, что они на самом деле такие же.

Но пока идея общего блага кажется нам опасной и даже тоталитарной. На этом фоне каждый сочувствует только похожим на себя самого. Я не думаю, что мы перестали быть эмпатичными, но нам сейчас сложно испытывать сочувствие к не таким, как мы — к каким-то другим, к тем, кого мы считаем чужими.

Почему взаимоотношения превращаются в проекты

В первую очередь, наше современное представление любви сформировано экономикой события. Мы воспринимаем жизнь как череду каких-то краткосрочных проектов, из которых желательно быстро извлечь выгоду и перейти к следующему. Это та реальность, в которой мы существуем. То есть целеполагание рациональности современного человека, живущего в мире экономики события. И эту рациональность невозможно отменить в какой-то одной сфере жизни. Когда люди хотят так поступить, у них возникает сильный внутренний конфликт.

Современная интимность обусловлена этой идеей движения от хорошего к лучшему. Всегда есть возможность каким-то образом оптимизировать тот проект, который у тебя есть, и перейти к следующему. Дейтинговые приложения, «Тиндер» — появились как предложение, удовлетворяющее спрос. Его не могло не быть.

Поиск партнера — это процесс, осуществить который очень часто удается только за счет участия третьих лиц или специальных институтов. В традиционных обществах всегда существовали специальные люди и специальные места, которые выполняли функцию брачного посредничества. В деревне — танцы, праздники, в городах среди буржуазии и аристократии — балы, гостиные, салоны. Но с начала 20 века с массовой урбанизацией и индустриализацией эти структуры начинают меняться, так как огромное количество людей переезжают из деревень в город.

У них встает вопрос — а что теперь? Нет больше старшего брата, отца, матери, священника, свахи, которые регулировали бы этот процесс. Ты работаешь на фабрике, живешь в общежитии с другими девушками. Что делать? На этом фоне возникает индустрия дейтинга. Начинает развиваться гастрономия, туризм и сфера развлечений. Уже туризм не аристократический, связанный с паломничеством к руинам, а более массовый и коммерческий. Все это развивается постепенно, соответствуя потребностям рынка и людей, которые живут в больших городах, которые переходят от традиционной семьи. И возникновение дейтинговых платформ и приложений к концу 20-го — началу 21 века — это совершенно понятное и предсказуемое явление. Они закрывают важную нишу в поиске партнеров.

Во второй половине 20-го века наши родители знакомились по месту учебы или работы, а затем заключали какой-то долгосрочный проект под названием «брак». Безусловно, этот проект мог развалиться. В Советском Союзе разводов было больше на душу населения, чем в других развитых странах. Это была серийная моногамия — но состоящая, как правило, из долгосрочных проектов.

В конце 20-го века все структуры, которыми обусловлена жизнь городского населения — рынок труда, производства, жилья, образования — начинают быть устроены по-другому. Мы переходим на краткосрочные проекты. Появляется намного больше выбора. Мы начинаем мигрировать между местами работы, учебы. Эффект от этого процесса на интимную жизнь сравним с массовым исходом из деревни в город в начале 20-го века.

Социологи называют это текучей действительностью. Мы постоянно перетекаем из одного состояния в другое. Это перетекание связано с очень большими рисками, с какими-то потерями и в том числе с идентичностью, со статусом. Также сексуальное и социальное все больше разделяется.

Вопрос знакомств на работе или по месту учебы тоже становится совсем непростым. Уже непонятно — можно или нельзя? Или лучше не надо? И безопаснее вынести сферу сексуального и интимного из всех социальных контекстов и поместить ее в какое-то отдельно взятое место. И вот «Тиндер» и другие прочие платформы помогают закрыть нам эти потребности. Безопаснее, проще, более предсказуемо пойти туда, где ты точно знаешь, что человек хочет, чтобы с ним познакомились. Но результат, увы, не всегда соответствует ожиданиям.

«Тиндер» устроен так, что его интересует не результат вашей деятельности, а ваша производительность

Мало того, что ты должен отслеживать свою производительность в других сферах, то теперь еще и в «Тиндере» собирать лайки и мэтчи. Вести какую-то бесконечную работу. И в этом весь парадокс, нам кажется, что это так удобно, быстро можно кого-то найти, а на самом деле это превращается в бесконечную череду каких-то обрывочных встреч, связей, которые никуда не ведут и приводят к выгоранию.

Поколение, рожденное после распада СССР, испытывает конкуренцию двух режимов — эмоциональный социализм и эмоциональный капитализм. Первое — это как раз неготовность, часто нежелание, декларативный отказ человека артикулировать свои чувства и управлять ними. Многие из наших родителей ориентируются на эту модель, и в какой-то степени мы тоже воспитаны на ней. Поколение 20-летних смотрели какое-то советское кино, читали какие-то советские книги. И эта модель пока не уходит окончательно. Во многом она связана с особенностями постсоветского гендерного порядка, где женщины одновременно занимали очень важное место на рынке труда и имели ряд прав, которых не было у женщин на Западе — но при этом действовали и выстраивали свою жизнь на условиях патриархата.

И то, как мы понимаем гендерные роли сегодня, очень сильно сказывается на том, какими мы готовы помыслить интимные отношения. Мне кажется, очень многие темы, о которых рассказывали люди, с которыми мы говорили об их личной жизни, связаны с сильной потребностью преодолеть гендерные стереотипы и разрывы. У них в голове есть какие-то ужасающие картины, чего они не хотят, сконструированное представление о том, как нельзя. Очень часто оно сформировано из каких-то обрывков воспоминаний о жизни родителей. Или это вообще какое-то мифологическое представление о том, как жили в Советском Союзе. Для них очень важно соблюдать гендерный паритет. Часто это выливается в сложности с выражением эмпатии, так как каждый чувствует опасность впасть в какой-то вид зависимости. Зависимость в отношениях — это вещь совершенно нормальная. Мы ищем партнера, так как мы не хотим быть одни. Мы действительно зависим от других людей. Но это понятие себя дискредитировало во многом именно из-за того, что оно связано с гендерным неравенством. Молодые люди настолько боятся этой зависимости, что с трудом выстраивают отношения близости. И мужчинам, и женщинам, думающим и желающим жить в мире более равном, приятном для них, хочется этого гендерного равенства. Но как соединить равенство и привязанность — это проблема, вопрос, который очень сложно разрешить.

Жертвовать в печали и радости – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Благотворительное поведение проявляется на фоне множества негативных и позитивных эмоций. При этом различные эмоции неодинаковы по силе своего влияния на благотворительность. Люди, испытывающие сострадание, страх или гнев могут жертвовать больше, чем не переживающие подобных чувств. Но есть вероятность, что в таких ситуациях просоциальное поведение не продлится долго. Напротив, позитивные эмоции — чувство радости, надежды — способны мотивировать благотворителей на будущие пожертвования. Исследователи из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Анна Шепеленко и Владимир Косоногов проанализировали влияние различных эмоций на благотворительное поведение людей.

Взгляды на эмоциональную природу благотворительности

Благотворительные организации вносят важный вклад в социально-экономические процессы. Они поддерживают нуждающиеся слои населения, содействуют развитию науки и образования, активно участвуют в охране окружающей среды и помогают многим другим общественно-значимым направлениям. Однако несмотря на то, что благотворительные организации имеют такое существенное влияние на общество, сами они тоже зависят от общественной поддержки, выраженной в частных пожертвованиях. Так, например, в США порядка 70% всех взносов в благотворительные организации делают частные лица.

В 2021 году Россия поднялась на 67-ое место в международном рейтингеблаготворительности. Повысились три ключевых показателя отношения к благотворительности — денежные пожертвования, помощь незнакомым людям и волонтерство. Пять лет назад Россия находилась на 164 месте.

Учёные обращают внимание, что для многих благотворительных организаций сбор средств — крайне сложная задача, особенно в кризисные периоды. По их мнению, изучение причин, которые влияют на процесс принятия решения о пожертвовании, может оказать дополнительную поддержку некоммерческому сектору. «Однако просоциальное поведение, то есть готовность пожертвовать своими ресурсами в пользу другого, является сложным психологическим явлением, что затрудняет его исследование и приводит порой к противоречивым выводам», — отмечают в своей статье в журнале «Мир психологии» Анна Шелепенко и Владимир Косоногов.

Также читайте

Эмоциональное состояние — один из ключевых факторов, влияющих на решение о пожертвовании. В числе базовых эмоций, влияющих на готовность сделать пожертвования, выделяют печаль, страх, гнев и радость. Но, как поясняют учёные, нет единой позиции относительно того, какая из эмоций является наиболее эффективной в контексте призывов к благотворительности.

Согласно исследованию НИУ ВШЭ, за 2021 год каждый десятый россиянин совершал регулярные пожертвования. 41% признались, что совершали пожертвования, но мало, а 42% не делали никаких пожертвований.

«Противоречия в результатах исследований касаются не только базовых эмоций, но также и знака эмоций. Часть исследований показывают, что негативные эмоции более действенны для сбора пожертвований, в то время как другие демонстрируют противоположные результаты», — поясняют авторы.

Грустной собаке жертвуют больше, чем весёлой

Любое рекламное сообщение автоматически пробуждает те или иные эмоциональные реакции. Эффективность рекламы во многом зависит именно от эмоций, которые она вызывает. Поэтому коммерческие и некоммерческие организации в своих рекламных сообщениях часто используют эмоциональные призывы. «Например, 95% телевизионных роликов фармацевтических компаний в США содержат обращения к эмоциям. В попытке привлечь внимание потребителей компании создают неконгруэнтную и даже шокирующую рекламу», — отмечают учёные. Негативные и шокирующие призывы также применяются и в социальных кампаниях. Именно отрицательные эмоции преобладают в призывах к благотворительности.

По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 53% россиян — из тех, кто в 2021 году делал пожертвования — отдали их на лечение больных детей, 27% — на помощь пожилым людям. Каждый пятый помог животным и детям-сиротам, на поддержку бездомных и взрослых людей, которым необходимо лечение, пожертвовали по 13% респондентов.

Эффективность такого подхода подтверждают данные многих исследований. Так, в одном из них было показано, что изображения, вызывающие негативные эмоции, повышают готовность пожертвовать свои ресурсы, включая деньги, предметы и время. В другой работе изучали влияние эмоций на сбор средств в пользу бездомных животных. Испытуемым показывали грустную и весёлую собаку. В первом случае жертвовали больше, чем во втором. Научные эксперименты также демонстрируют, что люди могут быть более щедрыми в своих благотворительных действиях, если изначально пребывают в негативном настроении.

Печаль, гнев и страх благотворителей

Анализ имеющихся научных данных помог авторам нового исследования получить картину того, как отдельные негативные базовые эмоции влияют на благотворительность. Так, печаль вызывает желание помочь и способствует увеличению размера пожертвования. «Такая связь печали и просоциального поведения может быть основана на сострадании, которое возникает при просмотре изображений горя других людей», — отмечают авторы.

При этом, как показывают исследования, наибольшую эффективность печаль вызывает в сочетании с положительными эмоциями, такими как уверенность и надежда. «Благотворительные призывы, сочетающие в себе надежду и печаль, вызывают больше сочувствия, вдохновения и повышают размер пожертвования», — комментируют учёные.

Благотворительности также способствует гнев, если он направлен на восстановление справедливости. В рамках одного из экспериментов участники знакомились с информацией о страданиях жертв насилия. Больше остальных жертвовали те, кто испытывали гнев после прочтения.

Страх — ещё одна из эмоций, которая влияет на благотворительное поведение. Дональд Хайн и Роберт Гриффорд в ходе своего эксперимента сравнивали воздействие различных типов сообщения о загрязнении окружающей среды. Вызывающие страх сообщения, по сравнению с эмоционально нейтральными, собирали больше пожертвований на решение проблемы. А другое исследование показало, что люди могут жертвовать на фоне страха оказаться без поддержки в схожем болезненном состоянии в будущем.

Также читайте

Таким образом, можно резюмировать, что негативные эмоции могут быть эффективны для сбора пожертвований. Но их частое «использование» вызывает критику из-за многочисленных отрицательных последствий. «Повторное предъявление негативных образов приводит к угасанию переживаемых эмоций и снижению внимания к таким образам. Повторяющиеся негативные призывы к благотворительности также снижают уровень эмпатии и даже могут вызывать неприязнь по отношению к благотворительным организациям», — отмечают исследователи.

У аудитории может возникать защитная реакция, проявляющаяся в избегании неприятной информации. Если, например, человек пользуется кондиционером, но периодически видит информацию об их негативном влиянии на окружающую среду, то велика вероятность, что он начнет избегать соответствующих сообщений.

«Тёплое свечение», или Когда помощь другим даёт ощущение счастья

Позитивные эмоции, согласно многим исследованиям, не настолько эффективны в сборе пожертвований, как негативные. Но, как отмечают авторы, есть данные, которые показывают существенную роль позитивных эмоций в процессе принятия решения о пожертвовании.

Так, в ходе одного из исследований испытуемые жертвовали больше при предъявлении стимулов, вызывающих позитивное возбуждение, нежели негативное. А в другом эксперименте с применением программы автоматического распознавания выражений лица FaceReader было показано, что приятные эмоции способствуют б о льшим пожертвованиям. Правда, в данном случае эмоции не были вызваны информационными материалами. Никакие специальные стимулы (например, рекламные плакаты или видеосюжеты) для изменения эмоций испытуемых в дизайне исследования не использовались — эмоциональное состояние измерялось во время знакомства с инструкцией и после пожертвования

По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, потенциал участия в благотворительности и волонтёрстве в России наиболее высок среди молодёжи. В возрасте 18-24 лет хотели бы жертвовать деньги 60% по сравнению с 44% среди людей от 36 лет и старше.

Учёные поясняют, что склонность к благотворительности под воздействием положительных эмоций может быть связана с механизмом вознаграждения, который называют «тёплым свечением». «Согласно теории “тёплого свечения” помощь другим приносит удовольствие и создает ощущение счастья, что, по сути, является вознаграждением за проявленную просоциальность», — поясняют авторы.

Эту теорию подтверждают многие исследования, которые в том числе показывают, что помощь родственникам и пожертвования в благотворительные организации вызывают счастье. «С позиции нейробиологии это объясняется тем, что просоциальные решения активируют области мозга, связанные с положительным подкреплением, — полосатое тело и вентральный средний мозг», — комментируют Анна Шелепенко и Владимир Косоногов.

Также читайте

Отсюда следует, что возможность ощутить счастье может мотивировать на благотворительность. Но, как поясняют исследователи, аффект в этом случае относится к моменту после акта пожертвования, а не ко времени знакомства с информационными материалами о потенциальных благополучателях.

НКО не стоит делать упор на негативные эмоции

Имеющиеся на сегодняшний день научные данные показывают — негативная реклама чревата отрицательным воздействием на эффективность коммуникации и способна ухудшить отношение аудитории к благотворительным организациям. «Противоречивость результатов предыдущих исследований связи эмоций и благотворительности может объясняться методологическими расхождениями при оценке вклада эмоций в процесс принятия решения о пожертвовании», — поясняют авторы. Для разового привлечения внимания и проявления сострадания негативные эмоции могут быть действительно эффективны и способствовать краткосрочному повышению размера пожертвования. Но в дальнейшем, вероятно не желая испытывать негатив, человек постарается исключить данный канал коммуникации из своего информационного поля, считают учёные. Это может выразиться, например, в выключении телевизора или радио при появлении нежелательного сообщения.

Также читайте

Поэтому НКО стоит учитывать отрицательный эффект негативных эмоций при повторном взаимодействии. «Напротив, следует уделить внимание мотивам просоциального поведения, формирующим положительное подкрепление, и постараться выстроить с жертвователями долгосрочное взаимодействие на основе добровольного и приятного процесса пожертвования», — считают авторы. Одно из продуктивных решений, по их мнению, может заключаться в использовании сообщений, которые сочетали бы в себе комбинацию эмоций — таких как печаль и надежда.
IQ
 

Авторы исследования:

Анна Шепеленко, стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований, аспирант департамента психологии

Владимир Косоногов, заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 26 августа, 2022 г.

Все материалы автора

Когнитивные науки Исследования


10 позитивных чувств, приносящих счастье

Опубликовано 4 февраля 2022 г.

Счастье, как говорится, неуловимое чувство. Большинство из нас делают то, что мы делаем, потому что мы хотим быть счастливыми или это делает нас счастливыми. Тем не менее, как бы мы ни старались, мы просто не можем достичь того уровня счастья, которого хотим. Может быть, потому, что счастье мимолетно. Или, может быть, потому, что у нас просто разные определения счастья.

Но независимо от того, как мы определяем счастье, одно можно сказать наверняка: счастье проистекает из положительных чувств. Когда мы чувствуем себя хорошо, все кажется правильным. Листья зеленее, солнце намного ярче, и все смеются. Вроде ничего не может пойти не так. Мы чувствуем себя сильными и воодушевленными. Короче говоря, мы счастливы.

Если серьезно подумать, то не существует ни одной эмоции, которая могла бы полностью выразить чувство счастья. Скорее, это целый спектр положительных эмоций, которые делают нас счастливыми по-разному и в разной степени. А понимание силы положительных эмоций и того, как их использовать, может стать ключом к подлинному счастью.

Что такое положительные эмоции?

Когда мы слышим о «позитивных эмоциях», первое, что обычно приходит на ум, это «счастливые чувства». Но это больше, чем просто короткий всплеск восторга, который мы часто ассоциируем со счастьем.

Согласно психологии, эмоции можно определить двумя способами:

  • состояние или чувство, которое вы не можете вызвать по своему желанию
  • реакция или отношение к вещи или ситуации

Из них мы можем почерпнуть две вещи: наши эмоции произвольны и зависят от того, как мы реагируем на вещи. Таким образом, положительные эмоции — это интенсивные и приятные переживания, которые мы испытываем, когда положительно реагируем на ситуацию или окружающие нас вещи. Короче говоря, позитивное отношение к жизни создает положительные чувства.

Как положительные эмоции приносят счастье?

Не поймите меня неправильно. Отрицательные эмоции — это совершенно нормально. На самом деле, чувство как положительных, так и отрицательных эмоций является признаком эмоционального здоровья. Но вы не можете отрицать жизненно важную роль положительных эмоций в нашем психическом благополучии. Фактически, исследование утверждает, что когда мы испытываем положительные эмоции, отрицательные эмоции исчезают.

Теория расширения и развития в позитивной психологии также утверждает, что положительные чувства дают нам ресурсы для повышения устойчивости к негативным эмоциям. Они расширяют нашу осведомленность и поощряют находчивость — и то, и другое помогает нам развивать навыки преодоления трудностей.

Короче говоря, положительные чувства помогают нам справиться с натиском отрицательных эмоций. Это, в свою очередь, уводит нас от негативных мыслей и сосредотачивается на тех, которые положительно влияют на нас. И когда мы научимся сосредотачиваться на положительном, а не на отрицательном, именно тогда мы начнем замечать серебряные накладки и стакан наполовину полон, а не наполовину пуст. Все это в конечном итоге приводит к счастью.

(См. также: Что означает «чистая душа»?)

Позитивные чувства, которые вдохновляют на счастье

Как уже упоминалось, счастье — это спектр положительных эмоций, которые в той или иной степени влияют на нас. Поэтому, если мы хотим быть счастливыми, мы должны больше сосредоточиться на усилении положительных эмоций.

Если вы не знаете, с чего начать, вот некоторые из позитивных чувств, которые вызывают истинное счастье:

1. Любовь

Мы часто слышим высказывание о том, что «любовь» заставляет мир вращаться. Действительно, любовь может заставить нас делать то, на что мы никогда не думали, что сможем. Любовь дает родителям силы работать долгие часы, чтобы обеспечить потребности своих детей. Именно это вдохновило Мать Терезу посвятить свою жизнь благотворительности. Это то, что заставляет солдата рисковать своей жизнью за свою страну.

Это чувство сильной привязанности меняет нашу точку зрения. Мы видим мир под другим углом. Любовь в наших сердцах стирает ненависть. Это вдохновляет на прощение и принятие. Это заставляет вас чувствовать себя хорошо и искренне счастливы.

2. Безмятежность

Вы когда-нибудь замечали, что когда вы находитесь в тихом и безмятежном месте, все кажется намного светлее? Воздух не душный, мысли не хаотичны, и вы чувствуете себя умиротворенно. Это сила безмятежности. Он прогоняет наши заботы и любые негативные эмоции, что, в свою очередь, приводит к счастью.

3. Довольство

Когда мы продолжаем гоняться за тем, чего у нас нет, мы склонны упускать из виду то, что у нас есть. Мы всегда чувствовали бы, что ничего никогда не бывает достаточно. Это очень утомительный цикл, который может привести к депрессии и снижению самооценки.

Но если мы научимся довольствоваться тем, что имеем, жизнь станет намного счастливее. Мы не будем подвергаться стрессу, работая до смерти, просто чтобы иметь последнюю модель телефона. Или утопить себя в долгах только для того, чтобы купить хорошую машину. Когда мы начнем ценить то, что имеем, жизнь станет намного более значимой.

4. Радость

Многие люди склонны приравнивать радость к счастью. Но радость — это больше, чем короткие вспышки восторга, которые мы получаем от вещей и моментов. Это то волнение, которое мы получаем от получения подарка или выигрыша в лотерее. Это также может быть то позитивное чувство, когда мы слышим хорошие новости или даже простые вещи, такие как получение нашей зарплаты. Но без этих маленьких вспышек радости мы не узнаем, что такое счастье.

5. Оптимизм

Часть позитивного настроя — позитивный взгляд на жизнь. Когда веришь, что завтра будет лучше, сегодня становится намного ярче. Вы меньше сосредотачиваетесь на том, что может пойти не так, и начинаете с нетерпением ждать того, что может пойти хорошо. Вместо того, чтобы опасаться, это заставляет вас волноваться о том, что может принести завтрашний день. Это позволяет вам отбросить страхи перед будущим и просто радоваться сегодняшнему дню.

6. Надежда

Словарь определяет надежду как «веру в то, что может произойти что-то хорошее». Надежда дает нам повод вставать по утрам и встречать новый день. Это вдохновляет нас верить во что-то неопределенное. Это позволяет нам мечтать о лучших днях и лучшей жизни. Как говорится, когда ничего не помогает, остается надежда.

7. Альтруизм

Альтруизм – это бескорыстная забота о благополучии других. Короче говоря, альтруизм делает вас счастливыми, принося счастье другим. Когда вы видите, что кто-то улыбается из-за вас, это приносит другое удовлетворение. Такие, которые никогда не купишь за деньги. Такой, который согревает самые глубокие, самые темные уголки вашего сердца. Такой, который делает вас искренне счастливым.

8. Благодарность

Практика благодарности в повседневной жизни помогает нам ценить наших друзей, нашу работу, пищу, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, — всю жизнь. Вместо того чтобы жаловаться, мы лучше осознаем, насколько мы благословлены. Мы также становимся более склонными делиться этими благословениями с теми, кто больше всего в них нуждается. И для большинства из нас именно в этом и заключается настоящее счастье.

9. Гордыня

Некоторые считают гордыню грехом. Но это обычно относится к чрезмерной гордыне, граничащей с самомнением. Гордиться собой и своими достижениями — совсем другое дело. Это вид гордости, связанный с достижением цели. Это то потрясающее чувство, которое вы испытываете, когда ваши усилия и жертвы, наконец, окупились, и вы внесли свой вклад, чтобы сделать мир лучше.

10. Вдохновение

Говорят, что мотивация — одна из самых сильных сил в мире. Когда кто-то вдохновлен и мотивирован, он может покорить мир. Вдохновение поднимает вас вверх. Это заставляет вас снова поверить в себя и свои мечты. Когда мы видим, что кто-то делает то, о чем мы мечтали, мы склонны признавать и свой собственный потенциал. И нет чувства более вызывающего эйфорию, чем осознание своей истинной ценности и потенциала.

Развитие положительных эмоций | Управление институциональной культуры

За последние несколько недель я провел несколько вебинаров о том, как сохранить здоровье и благополучие во время нынешней пандемии. Некоторые общие вопросы в конце презентации включают в себя, как оставаться сосредоточенным, как справляться со стрессом и как поддерживать здоровые отношения, когда мы все время находимся в пространстве друг друга. В связи с этим я решил опубликовать серию постов с ответами на эти вопросы. Это о преимуществах культивирования положительных эмоций.

 

Во время пандемии многие люди испытывают ряд негативных эмоций. Важно понимать, что мы должны не только сдерживать отрицательные эмоции, но и культивировать положительные.

Эмоции играют важную роль в смысле и значении, потому что они могут способствовать как положительному, так и отрицательному циклу. Наличие положительных эмоций может заставить вас чувствовать себя ценным для себя и других. Это, в свою очередь, вызовет больше положительных эмоций. С другой стороны, наличие негативных эмоций может заставить вас чувствовать себя недостойным и помешать вам повысить ценность как для себя, так и для других. Чем меньше вы добавляете ценности себе или другим, тем меньше возможностей почувствовать, что вы значимы, и тем выше вероятность испытать еще больше негативных эмоций. Несколько примеров могут проиллюстрировать эти циклы.

Практика осознанности, признание своих сильных сторон, выражение благодарности, наслаждение хорошими моментами и поиск оптимизма в трудных ситуациях приведут к положительным эмоциям. Вы будете чувствовать себя хорошо, что вы присутствуете и знаете о своих дарах. Вы получите эмоциональный кайф, выразив благодарность другу или бывшему учителю. Эти положительные эмоции сделают вас более творческими, общительными, счастливыми и умными. Это разные способы повысить ценность себя, своих близких, своей работы и сообщества. Кроме того, вы почувствуете, что вас ценят, потому что вы только что провели инвентаризацию своих даров и положительных качеств.

Чем больше вы чувствуете, что цените себя, тем больше вероятность того, что вы будете способствовать счастью и значимости других.

Положительные эмоции улучшат ваше самочувствие в эти трудные времена. Это правда, что реальность для многих людей мрачна, и необходимы срочные социальные изменения для обеспечения социальной справедливости. Однако также верно и то, что каждый из нас должен чувствовать себя хорошо, чтобы присоединиться к борьбе за справедливость. Положительные эмоции полезны всем нам.

Позитивность связана со счастьем, здоровьем, щедростью, сочувствием и лучшими результатами в отношениях и работе. Положительные эмоции могут расширить наш кругозор, сделать нас более творческими и помочь нам в решении проблем. Отрицательные эмоции, с другой стороны, ограничивают наше мышление. Если вы чувствуете настоящий гнев или страх, вся ваша психологическая энергия направляется на человека или ситуацию, создающую неприятности; не так много осталось для новаторского мышления о ваших проблемах.

Воспринимайте положительные эмоции как топливо для своих интеллектуальных, социальных и психологических двигателей. Чем больше вы их испытываете, тем выше вероятность того, что они будут иметь значение. Есть несколько способов культивировать положительные эмоции.

Отметьте свои сильные стороны. У всех нас есть сильные стороны. Мы редко останавливаемся, чтобы подвести итоги наших даров, тем не менее, это важное упражнение. Признание сильных сторон в себе и в других связано с более высоким уровнем счастья, повышенной продуктивностью на работе, повышением производительности и снижением уровня депрессии. Да, мы должны попытаться исправить слабые стороны, но более действенно сосредоточиться на сильных сторонах. Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы выявить свои сильные стороны и отпраздновать их:

  • Составьте список своих положительных качеств и опишите, как вы их используете во время пандемии
  • Вспомните в деталях ситуацию, в которой вы использовали одну из своих сильных сторон подписи
  • Подумайте о новых способах применения своих сильных сторон в трудные времена
  • Подумайте, как другие люди могут извлечь выгоду из ваших сильных сторон в эпоху COVID-19


Составление списка своих сильных сторон и анализ их поможет вам почувствовать себя ценным. Это напомнит вам о большом вкладе, который вы вносите в мир. Вы можете быть щедрым, добрым, творческим, смелым, организованным, спортивным или добросовестным. Вы можете преуспеть в отношениях, интеллектуальных занятиях, юморе, музыке или теннисе. В чем бы вы ни преуспели, найдите минутку, чтобы лелеять свои достоинства.

Развивайте в себе чувство благодарности. Выражение благодарности — это квинтэссенция важного упражнения, потому что оно способствует благополучию другого человека, и, делая это, вы также помогаете себе. И даритель, и получатель извлекают выгоду из выражений благодарности. Отправить письмо бывшему учителю, который помог вам, оценить еду, приготовленную вашей женой, и поблагодарить коллегу за хорошо выполненную работу — это простые акты благодарности. Чем больше в него войдет, тем лучше. Чем больше подробностей вы описываете в своем выражении благодарности, тем больше пользы. Не просто говорите спасибо автоматическим голосом. Обратитесь к конкретным событиям или поступкам, за которые вы благодарны.

За этой рекомендацией стоит не только здравый смысл, но и научные доказательства. Выражения благодарности полезны для вашего здоровья и хорошего самочувствия, а также для вашего межличностного благополучия. Это также связано с добротой по отношению к другим, сочувствием и прощением.

Польза заключается не только в выражении благодарности кому-либо, но и в простом написании в дневнике того, за что вы благодарны. Люди, которые занимаются этими практиками, сообщают о более высоком уровне удовлетворенности жизнью. Следующее может помочь вам усилить свои положительные эмоции:

  • Каждую неделю уделяйте несколько минут тому, чтобы вспоминать о том, за что вы благодарны в жизни
  • Напишите благодарственное письмо тому, кто вам помог
  • Позвоните родственнику или другу и поблагодарите их за то, что они сделали для вас

Насладитесь моментом. Сделайте паузу, обратите внимание, смакуйте и наслаждайтесь моментом. Сосредоточенность на сожалениях о прошлом или беспокойстве о будущем может лишить вас возможности насладиться настоящим. Как написал Джон Леннон в «Красивом мальчике», песне о своем сыне, «жизнь — это то, что происходит с тобой, пока ты строишь другие планы».

Вам не нужно ждать идиллического отпуска, чтобы насладиться моментом. Существует множество исследований о преимуществах ориентации на настоящее и наслаждения мелочами жизни, от первой утренней чашки кофе до улыбки вашего ребенка. Наслаждение — это акт расширения и усиления удовольствия от опыта. Сосредоточьтесь на нем, устраните посторонние отвлекающие факторы и подумайте, как прекрасен этот момент. Обратите внимание на следующее:

  • Вспомните прекрасный опыт, который вы недавно пережили, и определите, что делало его особенным
  • Подумайте о предстоящем захватывающем событии и поделитесь своим энтузиазмом с тем, кто может разделить с вами радость


Найдите серебряную подкладку. Мы не можем прожить жизнь без невзгод. Когда это случается, многие люди проявляют не только стойкость, но и замечательную способность видеть луч надежды. Посттравматический рост и обретение выгоды описывают способность находить что-то положительное в трудностях. Развод, болезнь и смерть близкого человека ложатся на нас тяжелым бременем. Тем не менее, в них можно найти что-то положительное. Люди сообщают, что становятся более чуткими, находчивыми и благодарными в результате невзгод. Кроме того, они сообщают о повышенной оценке драгоценных моментов жизни и способности отпускать мелкие неприятности. Обратите внимание на следующее:

  • Чему вы можете научиться у людей, которые пережили серьезную утрату, но сохраняют оптимизм в жизни?
  • Испытывали ли вы или кто-то из ваших знакомых рост в результате трудностей?


Отмечая свои сильные стороны, выражая благодарность, находя оптимизм и наслаждаясь моментом, вы можете добавить в свою жизнь здоровую дозу положительных эмоций. Делая это, вы становитесь счастливее, здоровее, добрее и умнее; и ваше чувство значимости в мире возрастает. Ни одна из этих стратегий не устраняет необходимости работать над социальными изменениями, чтобы гарантировать, что наиболее уязвимые из нас немедленно получат необходимую им помощь от правительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *