Практическая психология для мальчиков — читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Землянская
Глава 1. Ты – непростое создание
«Здравствуйте. Хочу найти ответ на свой вопрос: что будет после смерти? Что, меня просто закопают в землю, и все? А мои мысли, чувства, куда они денутся? Недавно вычитал в журнале, что смерть наступает постепенно, и даже если человек уже умер, то он еще жив на уровне клеток. Правда ли это?» Олег, 13 лет.
Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои. (Апостол Павел, 1-е послание коринфянам,6,19).
Вопрос «что будет после смерти» волнует человечество давно. И у каждой народности и религии есть свои ответы на этот вопрос. Например, в Древнем Египте верили, что человек просто переходит в загробный мир и там продолжает жить своей жизнью. Поэтому и накладывали в гробницы всякой всячины – и посуду, и еду, и украшения. В некоторых учениях стран Востока есть убежденность, что душа человека вселяется в животное или древо, в зависимости от того, как он прожил свою жизнь. Но Россия – страна христианская, и естественно, стоит знать христианский взгляд на «жизнь после смерти».
Ты – это душа, тело и дух. Тело – это твои внешние и внутренние органы, кости, кожа, волосы и так далее. Но кроме того, у тебя есть душа – твое сознание, твое внутреннее «я».
Каждая душа имеет свой выбор: или идти за Богом, исполнять законы Бога и обрести бессмертие, или отречься от всего святого и тем самым себя погубить. Еще одно составляющее это дух. Это не тот дух, который в сказках или страшилках исполняет роль джинна, а дух (дуновение) жизни, который вдохнул в человека Бог. По библейским преданиям сначала Бог создал Адама из праха земного, вдунул в лицо ему дыхание жизни и стал человек душой живою (бытие, глава 2, 7). По христианским взглядам, после смерти тело умирает, а душа и дух – нет, они направляются к Создателю и там ожидают суда.
Сложно поверить, правда? Можно спорить с этим до бесконечности, до хрипоты доказывать, что все это выдумки, что тебя создали твои родители, но ведь от этого правда не изменится. Тебя сотворил Господь, и нравится тебе это или нет, ты – Его создание, Его творение.
Наука всячески пытается опровергнуть существование Бога. Ученые предлагают массу теорий: что человек произошел от обезьяны, и что наши предки – пришельцы из других миров, и даже то, что написал в письме Олег, будто человек живет, пока его клетки до конца не разложились. Но все это не выдерживает истины христианства. Человек – это творение Бога, и поставлен им выше всяких там крыс, обезьян и даже китов. Разумнее осознавать свою важную роль в жизни всей планеты, чем думать, что предки прыгали по лианам и не знали даже, как сморкаться.
Потребности души
Есть режим для души, как есть режим для тела: надо уметь ему подчиниться (Петр Чаадаев, мыслитель)
Мы разобрались, из чего состоит человек, и что ожидает его после смерти. Но этот вопрос настолько серьезен, что невозможно вот так, запросто, рассказать и осознать всю правду о человеке. Поэтому давай попробуем сделать это постепенно. И рассмотрим, как могут изменяться твои тело и душа.
Потребности души заключаются в поиске ответов на главные жизненные вопросы, спокойствия и в том, чтобы избежать вынужденного одиночества. Все это дает Бог.
Душа, как мы уже выяснили, это твое сознание, твое «я». Но не нужно путать это с самолюбием и гордостью, а также с эгоизмом. «Бездушных» людей не бывает, есть только те, чья душа черствая, заблудшая, грешная, только таких людей называют бездушными, жестокими. Они не понимают, что такое милосердие, жалость, совесть. Но такими не рождаются, такими становятся.
Душа тоже должна стать зрелой, и вот что это значит.
Духовная зрелость – это состояние души, когда есть четкие определения отличий между добром и злом.
Когда ты был совсем маленьким, ты верил всему, что говорили твои родители и вообще взрослые люди, например утверждениям типа «нашли тебя в капусте», или «в магазине купили». Теперь то ты понимаешь, что это не так, и, наверно, смеешься над такими словами. Это потому, что ты вырос и уже отличаешь правду от вымысла.
Так же происходит и с твоей душой. Сначала ты не понимаешь, где хорошо, а где плохо, где правда, а где ложь, где исполнение закона, а где грех. Позже, по мере твоего взросления, ты поймешь, как относиться к Богу, что нужно делать, как найти выход из сложных ситуаций.
Важно иметь свое мнение, которое опирается на прочную основу святого Писания.
Ты станешь взрослым, самостоятельным и духовно зрелым человеком, когда сможешь самостоятельно оценивать ситуации и брать на себя ответственность за других людей.
Все труды человека для рта его, а душа его не насыщается (Екклесиаст, 6,7).
Для того чтобы больше узнать о духовной зрелости, стоит почитать подходящую христианскую литературу. Или просто попытаться поговорить с теми, кто посвятил свою жизнь служению Богу: семинаристами, попами, диаконами. Для общения можно просто зайти на соответствующий православный сайт.
Неужели это про меня? Телесная зрелость
«Хочется больше узнать о том, как с возрастом меняется тело. Я живу с мамой и бабушкой, папа у меня погиб, и поэтому поговорить на тему мужского созревания не с кем. Друзья сами толком ничего не знают, только отрывками из журналов и статей и пополняю свои знания. Порой кажется, что я не такой, что все идет неправильно. Когда я стану мужчиной?» Виктор, 13 лет.
Тело также взрослеет, как и душа. Вообще можно разделить развитие тела на несколько стадий.
1. Сначала тело имеет младенческое строение. Сразу видны первичные половые признаки – половой орган и мошонка. Примерно до трех лет формируются внешние и внутренние органы, закладывается характер человека.
2. Затем тело ребенка начинает усиленно расти и развиваться. Начинает меняться гормональный фон организма, т. е. больше вырабатывается мужского гормона тестостерона.
3. В зависимости от этого гормона, и от общего состояния организма к подростковому возрасту (примерно с 10 до 16 лет, в зависимости от твоей национальности и особенностей строения тела), появляются вторичные половые признаки. Это волосы в области паха, в районе подмышек. Могут появиться волосы на груди или руках, спине.
Также появляются фурункулы, прыщи, угри. Это все пройдет со временем, не стоит их давить, лучше сходи к дерматологу, и он посоветует, что можно применять для избавления от этих неприятностей. Примерно в это же время наступает половое созревание организма, т. е. ты физически уже готов к тому, чтобы жениться и даже завести ребенка. Но нужно ли тебе это в таком возрасте?
4. Немного позже начинают расти борода и усы. Иногда их появление затягивается до совершеннолетия, но ничего страшного, все равно рано или поздно все, что нужно, вырастет.
5. Полное созревание организма происходит до 25 лет, после этого возраста изменения тоже возможны, но уже из-за гормонального сбоя. Все же до 25 не стоит волноваться из-за особенностей своего строения.
Жизнь делится на три части: когда ты веришь в Санта Клауса, когда ты не веришь в Санта Клауса, и когда ты уже сам Санта Клаус (Боб Филлипс)
Есть еще одна важная тема, которая незнакома девчонкам, так как касается только тебя. Возможно, ты однажды утром обнаружишь на простыне и белье пятна. Не пугайся, с тобой все в порядке. Это явление называется поллюцией, оно происходит оттого, что у тебя начинает работать предстательная железа и вырабатываться сперма. И организм избавляется от лишней жидкости вот таким образом. Происходит это примерно с 11–14 лет и пройдет, когда ты начнешь половую жизнь (будет очень редким или исчезнет совсем).
Для того чтобы помочь себе, стоит вести здоровый образ жизни, правильно питаться и больше двигаться, подумать о режиме дня и над тем, чем занимаешься в свободное время.
Не стоит пить гормональные таблетки (стероиды) для того, чтобы накачать мускулатуру. Это принесет вред твоему растущему организму. Также не стоит перегружать себя силовыми упражнениями, потому что можно «сорвать» организм, и помешать ему правильно развиваться. Также не стоит волноваться по поводу размеров своего полового органа и положения мошонки. Если ты не ощущаешь боли, значит, все в порядке.
Важно понимать, что, несмотря на то, что ты внешне уже мужчина, стать им по-настоящему – это не значит вступить в близость с девочкой или отрастить усы. Есть кое-что поважнее.
Лабиринты мужества
Если ты откроешь анатомию, то прочтешь совсем немного о том, что такое мужской пол. А ведь стоит узнать о себе больше. Так кто же такой «настоящий мужчина» и как им стать?
Каждый человек – исключение (Кароль Ижиковский, польский писатель).
Наверно, ты уже знаешь, что первый человек был мужчиной. Звали его Адам, и Бог сделал его по Своему подобию. И только после того, как Бог увидел, что Адаму тяжело одному, он сделал ему помощницу, Еву. И теперь, даже в наше время, мужчины всегда сильнее, чем женщины, не только в физическом плане, а еще из-за качеств характера. Невозможно доказать свою мужественность, если ты капризный избалованный сын, который не думает о своих близких. Также невозможно считать настоящим мужчиной того, кто бьет свою жену или подругу, смеется или издевается над слабыми. Ведь есть набор качеств, который должен иметь настоящий мужчина.
Справедливость – качество, которое заслуживает уважения. Быть справедливым – значит уважать чужое мнение, прислушиваться к своей совести. Справедливый человек старается решать проблемы объективно, независимо от собственных интересов.
Надежность – качество, благодаря которому окружающие доверяют тебе, знают, что могут обратиться к тебе за помощью. Слышал выражение «как за каменной стеной»? Заслужить доверие людей, не предавая их, защищая интересы своих близких, – это дорогого стоит.
Ответственность – тоже очень важно качество. Быть ответственным – значит брать на себя заботу о близких тебе людях. Отвечать за свои поступки и не скрывать недостатки, а исправлять их – это признак мужественности.
И неважно, сильный ты или нет, высокий или низкий, мужественность – это не внешний признак, а качество характера. И стать настоящим мужчиной – значит понять то, что ты мужчина, и действовать как мужчина.
Сила мужчины заключается в умении терпеть чужие слабости.
Твой минимум (естественные неестественные потребности)
«Недавно я узнал, что мой знакомый пытался покончить с собой. Его спасли, теперь он лежит в больнице. Мы с друзьями думаем, ну чего еще пацану надо было? Родители богатые, сам тоже видный, спортсмен. Он мало с кем общался, замкнутый очень. А теперь вообще молчит. Мой дед говорит, что просто его потребности не были удовлетворены, а родители просмотрели, и что такое может случиться с каждым. Есть где-то список этих потребностей?» Антон, 14 лет.
Конечно, есть правда в том, что порой неудовлетворение потребностей приводят к самым непредсказуемым последствиям. Случай из письма больше похож на депрессию и психическое расстройство из-за душевной травмы. Вообще нужно быть очень сильным человеком, чтобы постараться понять, в чем твоя проблема, и решить ее.
У каждого человека свои потребности. Кто-то нуждается в общении со старшими, в их советах, а кому-то легче без опеки. Подумай, что нужно тебе? Что нужно, чтобы твоя жизнь улучшилась?
Ты должен знать, что потребности бывают естественные и неестественные, а также есть борьба между телом и душой. Так что читай внимательнее и делай выводы.
Естественные потребности организма понятны каждому. Есть, спать, пить. Без этих действий человек долго не проживет. Но еще есть потребности человеческие. Среди них можно указать
Потребность в общении. Обязательно нужно общаться с другими людьми, дружить с мальчишками, быть в компании нескольких или хотя бы одного друга.
Также у мужчины есть потребность в том, что бы его признавали как мужчину, уважали его достоинство, принимали как не просто существо, а как представителя сильного пола. Наверно, тебе хочется, что бы с твоим мнением считались? Это и есть потребность в признании.
Потребность в дружбе с девочками. Так тебе легче будет принимать себя как мужчину.
Потребность в лидерстве. Каждый мужчина может быть лидером, поэтому нужно стремиться к этому, воспитывать свою волю и характер.
Потребность в половой близости. Это важно как доказательство цельности твоей натуры для тебя самого. Но об этом в отдельной главе.
Потребность в надежде и вере в хорошее будущее. Без этого сложно создавать планы.
Потребность в любви, ведь без нее каждый человек одинок и неполноценен.
Среди неестественных потребностей стоит выделить постоянное стремление быть зависимым от кого-то (например, от родителей), потребность постоянного одиночества (это уже серьезная проблема!), и потребность в наличии объекта для подражания.
Тело также борется с душой. У него свои потребности, и не всегда все, что человек делает, безгрешно. Среди заповедей Святого Писания есть «не чревоугодствуй», т. е. не угождай чреву (организму) своему. Кстати, мужчины намного больше подвергаются искушениям: и денег хочется легких, и внимания от девчонок, и сбросить напряжение. Но все это ловушки для души. Поэтому будь крепок и не становись похожим на существо, которое только живет, чтобы есть и спать. Стоит достичь чего-то большего!
Все изменяется. Переходный возраст
«Сестре сейчас 14 лет, она делает что хочет. Она ходит на секции волейбола, и еще какой то кружок. Родители ей ничего не говорят, а мне постоянно твердят, что я неуравновешенный и дерзкий из-за переходного возраста. А я так не думаю, просто они меня достают своим контролем, туда нельзя, этого нельзя. Что такое переходный возраст и сколько он длится? Как его можно распознать?» Марат, 12 лет.
Переходный возраст – это такое время, когда весь организм делает огромный шаг в развитии. Есть несколько таких застав на дороге жизни. Первый переходный возраст это 2–3 года, когда малыш перестает быть младенцем и начинает осмысливать жизнь.
Второй – в 7-10 лет, когда школьнику открываются новые истины. Третий – в 12–15 лет, когда начинается половое созревание, также меняются и характер и взгляды на жизнь. Четвертый – в 18–20 лет, когда происходит возмужание всего организма. Также есть перелом в 25–30 лет, когда молодой человек становится мужчиной, и в 40–50 лет, когда мужчина начинает стареть физически.
Теряя голову, не теряй хотя бы лица (Лешек Кумор, польский афорист).
Мы будем рассматривать самый известный и сложный возраст между 12-ю и 15-ю годами.
Именно этот возраст очень сложен для мужчин. В это время могут быть
1. Ломка голоса. Детский голос «ломается» становится более грубым, но перед этим или становится немного визгливым, или резко перепадает с высоких нот на низкие.
2. Перепады настроения. Сейчас тебе хочется веселья, а через пять минут все надоедает и хочется залезть в Интернет. А еще через полчаса уже ругаешься с родителями из-за мелочи. Вот это и есть признак переходного возраста – неуравновешенность и вспыльчивость.
3. Чрезмерная активность. Все хочется делать чересчур – громче смеяться, выше прыгать, прибавлять скорости и т. д.
4. Резкая смена характера. Вчерашний тихий и послушный сын может превратиться в сорвиголову и наоборот.
Все эти превращения происходят из-за буйства гормонов в крови и скоро пройдут. Кстати, порой родители слишком много внимания придают мелочам. Не обижайся на них, не замыкайся. Стоит объяснить им, что с тобой все в порядке, и ты ничем их не хочешь обижать. Но чтобы не испортить себе будущие отношения с ними, стоит стараться держать в руках себя, свои эмоции.
Зеркало треснуло (эмоции, как с ними бороться)
«Владеющий собою, лучше завоевателя города» (Притч. 16,32).
Эмоции – это твои чувства, реакции на происходящие события. Твои эмоции, которые нужно уметь сдерживать, могут быть 2 видов – положительные и отрицательные. Конечно, радость и счастье сдерживать очень трудно, но иногда резким восторгом по поводу нового велика, например, можно испугать не только маму.
А негатив вообще не стоит показывать. Ведь ты же мужчина, не нужно опускаться до детского уровня и долго и нудно выяснять что-либо, особенно на повышенных тонах.
Порой чувство злости нам даже помогает выигрывать соревнования или побеждать в драке. Но сила – это не выход из положения. Физическая, грубая сила порой уступает душевной, духовной силе. А стать сильным духовно – значит уметь сдерживать негативные эмоции.
Гнев – это такое состояние, при котором ты очень сильно зол, раздражен и стоит кому-то тебя задеть, может вспыхнуть ссора. Обычно гневаются из-за чего-то, например из-за несправедливости. «Собака лает – ветер носит», так говорит народная пословица. Это означает, что своим гневом, криками, угрозами ты никому ничего не докажешь. Только зря будешь трепать себе нервы и потом злиться на себя самого за несдержанность. Поэтому думай над тем, как не допускать эту эмоцию в твою жизнь.
Злость обычно испытывают по отношению к какому-то определенному человеку или ко всем сразу. Если даже ты чувствуешь ее, старайся не показывать, ведь это признак слабости. К тому же к злобному человеку будут относиться так же.
Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лук. 6,38).
Ненависть можно испытать к определенному человеку. Это чувство настолько яркое, что иногда говорят «от любви до ненависти один шаг». Христианство учит нас быть выше этого чувства, а если не получается, старайся разобраться в себе и не общаться с этим человеком.
Зависть не дает спокойно добиваться своей цели, успехов, заставляет жить чужой жизнью. Разве ты хочешь быть тенью другого человека, а не самим собой? Научись искренне радоваться успехам других и своим достижениям.
Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей (Притч. 14,30).
Ярость порой приводит к трагедии. Замечал за собой внезапные вспышки ярости, когда хочется немедленно ударить человека, сделать ему больно, как-то сильно навредить? Стоит задуматься, почему это происходит. Знай, что приобретя репутацию парня, который способен на такие вспышки, ты рискуешь остаться в одиночестве.
Возмущение при ссорах понятно. Ты что-то доказываешь, а тебя не просто не понимают, а даже слышать не хотят. Но ведь если ты будешь ссориться из-за этого, будешь выглядеть смешно. Будь умнее, оставь ссору первым, скажи, что остаешься при своем мнении, потому что уверен в нем, и никому ничего внушать не собираешься. Так ты выйдешь победителем из любого спора.
Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она (Притч. 17,14).
Твой темперамент
«Здравствуйте. Хочется больше узнать о том, какие бывают темпераменты. Мы на кружке проходили психологические тесты, но я не смог определить, кто я по темпераменту. И от сангвиника есть немного, и от холерика. Нужны ли эти разделения, и для чего?» Саша, 14 лет.
Молодец, что пытаешься разобраться в себе. Разделения по типам темперамента именно для того и существуют, чтобы пытаться предсказать твое поведение. Всего выделяют 4 типа темперамента. Это сангвиник, морально устойчивый, сильный, активный, волевой тип. Холерик – очень активный, возбудимый, у него все чувства слишком сильно выражены. Флегматик – тоже сильный тип, спокойный, рассудительный, уверенный и медлительный. Меланхолик это печальный, слабый, заторможенный тип.
Чтобы ты лучше понял, вспомни сказку «Золотой ключик». Там Пьеро явный меланхолик, а Буратино холерик. Карабас сангвиник, а Тортилла флегматик. Но в реальной жизни «чистые» виды характеров почти не встречаются. Вместо них получаются сочетания, например сангвиник может быть немного меланхоличным и т. д.
Роль мужчины в мире
Весь мир театр, все женщины, мужчины в нем – актеры… (Шекспир)
Вне зависимости от того, какой у тебя характер, ты живешь не просто так. Бог определил твою судьбу еще до рождения, поэтому у тебя как у мужчины есть роль в этом мире. Не думай, что на мужчин взваливается больше обязанностей. У женщин они тоже есть: она и хозяйка, и мама, и жена, и подруга, и надежный тыл для мужа. У мужчин тоже есть много ролей. Но давай все по порядку.
Самая первая роль мужчины – быть добытчиком, кормильцем. Это значит, что ответственность за обеспечение семьи берет на себя мужчина, и это правильно. Несмотря на то, что сейчас многие женщины стали зарабатывать так же и столько же, эта роль для мужчин очень важна.
Следующая роль мужчины в жизни – это воин. Уметь защищать самое дорогое, нападать, чтобы добиться успеха, тоже важно. И мы сейчас говорим не о силе (хотя она иногда очень нужна), а о качестве «завоеватель» в характере.
Хоть рыцари давно уже исчезли, их роль все еще продолжает существовать. Быть рыцарем по отношению к девушкам, женщинам – значит мириться с их слабостью и не доказывать силу грубо. Если усвоишь эту роль, успех тебе обеспечен.
Когда-нибудь ты станешь отцом. А это не просто запись в паспорте, а трудная наука. Нужно научиться быть настоящим отцом, который сможет воспитать своих детей.
Роль покровителя также важна в мире. Защищая слабых, не боясь заступаться за обиженных, тем самым ты показываешь благородство души.
Очень важна роль судьи. Ведь в нашей жизни столько всего происходит, поэтому нужно научиться строго судить о том, что хорошо, а что плохо, кто прав, кто виноват. Выносить обдуманное решение и брать на себя ответственность за него– это по-мужски.
И самая главная роль, та, о которой забыли, но которая не может исчезнуть это роль священника. Любой мужчина (муж) – священник в своей семье. Только через него семья может быть благословлена Богом и быть счастливой. Если мужчина верит в Бога, живет по закону, не переступает через заповеди, то и женщина, дети и родственники его будут жить мирно и без особых проблем.
Если Бог за вас, кто против вас? (Апостол Павел, послание к римлянам, 8,31).
Вот такие роли есть в мире у мужчин. Если достичь исполнения хотя бы двух-трех, то это уже ясно покажет, что ты настоящий мужчина.
Глава 2. Зачем я живу?
Зачем мне Бог?
«Я атеист и горжусь этим. Не верю ни в какого Бога, в мире есть только случайности и совпадения, каждый сам делает себе судьбу. Люди даже воюют между собой из-за религиозных разногласий… А на самом-то деле нужно жить для себя, и не думать о последствиях. А религия, по моему мнению, лишь для тех, кто глупый и нищий. Им больше делать нечего, только кому-то молиться. Зачем мне Бог?» Павел, 14 лет.
Вот это да! Так по твоей логике, Павел, ты тоже случайность? А твое появление на свет простое совпадение двух клеток? Вообще-то любой человек представляет собой намного большее, чем группа клеток. И ты, в силу своей юности, не можешь отрицать того, чего сам не знаешь. Чтобы сделать какой-то вывод, нужно хорошо разбираться в предмете. Так давай, подумай, что ты знаешь о Боге?
Никто так не легковерен, как человек неверующий (Ириней Лионский, епископ Лионский, богослов).
Отрицая Бога, ты не сделаешь себе репутацию продвинутого парня. И вовсе не стоит кичиться тем, что у тебя все так хорошо, что ты сам хозяин свой судьбы. Тогда как объяснишь несчастные случаи или смертельную болезнь? Совпадением?
У человека очень много вопросов, ведь он – мыслящее творение Божье. И не стоит опускаться до оскорбления верующих людей, даже если ты придерживаешься другой точки зрения.
Зачем тебе Бог? У каждого есть свой ответ. Самый распространенный – приобретение стимула для жизни в виде веры, надежды и любви.
Вера – признание чего-либо истинным с решительностью, превышающей силу внешних фактических и формально логических доказательств (В. Соловьев).
То есть верить в Бога – значит не искать какие-то доказательства Его существования, а просто принять это как факт и опираться на Святое писание.
В окопах нет атеистов (Уильям Камингс)
Надежда – ожидание благополучия при любых ситуациях. Вот поэтому в окопах и нет атеистов, потому что перед смертью все равны, но каждый хочет остаться в живых. И единственная надежда – упование на защиту Бога.
Любовь – это способность отдавать свои душевные силы (заботу, трепетное отношение, восторг, радость, милосердие и т. д.) любимому человеку и принимать такие же дары. Это такое чувство, которому учит нас Святое Писание. И та любовь, которую могут испытывать христиане к Богу, помогает им испытывать любовь ко всем ближним.
Вот и думай сам, кто выглядит глупцом? Христиане, которые верят в то, что сотворены Богом по образу и подобию Его, и живут по его законам? Или ты, который верит, что произошел от обезьяны, и, следовательно, считаешь себя просто разумным прямоходящим животным.
Планы на будущее
«Нашу семью называют неблагополучной, поэтому я очень часто мечтаю о том, что у меня будет огромный дом, и все в нем будет супер. Порой даже не хочется отрывать голову от подушки, так в мечтах мне хорошо, я там богатый, езжу на классной машине и круто выгляжу. А родители на меня ругаются, что я лодырь и ничего не делаю, хотя сами вовсе не так трудолюбивы. Порой я и сам понимаю, что эти мечты планами не назовешь, они нереальны. Но так хочется помечтать!» Андрей, 9 лет.
Диля Еникеева. Практическая психология для мальчиков, или Как стать настоящим мужчиной. (торги завершены #49153354)
Загрузка …
Все с рубля!-
- Основной раздел
- Как работает аукцион
- Зачем регистрироваться?
- Как покупать?
- Как продавать?
- Частые вопросы
- Корзина
- Продать
- Регистрация
- Недавние 1
- Лоты 1
- Разделы
- Поиски
- Избранные
- Лоты
- Разделы
- Поиски
«>
- Недавние 1
- Лоты 1
- Разделы
- Поиски
- Избранные
- Лоты
- Разделы
- Поиски
- Покупаю
- Главная страница
- Избранные лоты
- Торгуюсь сейчас
- Я купил
- Не купил
- Подписка на новые лоты
- Запросы лотов у продавцов
- Предложения продавцов
- Продаю
- Продать
- В продаже
- Сделки
- Завершенные торги
- Пополнить счет
- Спрос
- Настройки продавца
- Мой магазин [подробнее]
- Активация
- Настройка
-
- Покупаю
- Избранные лоты
- Торгуюсь сейчас
- Я купил
- Подписка на новые лоты
- Запросы лотов у продавцов
- Предложения продавцов
- Продаю
- Продать
- В продаже
- Сделки
- Завершенные торги
- Пополнить счет
- Спрос
- Настройки продавца
| |||
Все фото на одной странице |
| |||
Психология психология подростков практическая психология
Все права защищены 1999-2022 Мешок
Thu, 22 Dec 2022 00:17:29 +0300
20 классических примеров обусловливания в повседневной жизни.
Что такое обусловливание | Что такое классическое кондиционирование | Примеры | Основы | Свойства
В этой статье мы рассмотрим классическое обусловливание, простой процесс создания ассоциации между двумя разными стимулами для создания нового обучения.
Что такое обусловливание в психологии
В психологии обусловливание — это процесс соединения двух стимулов вместе таким образом, что если один стимул может вызвать реакцию, то другой тоже может вызвать то же самое, просто посредством усвоенной ассоциации.
Классические сценарии обусловливания легко найти в повседневной жизни.
Например, когда вы приходите домой в бейсболке, вы ведете своего ребенка в парк играть. Итак, всякий раз, когда ваш ребенок видит, что вы приходите домой в бейсболке, он взволнован, потому что у него ваша бейсболка ассоциируется с поездкой в парк.
Это научение через ассоциации является классической обусловленностью.
Что такое классическое обусловливание в психологии
Классическое обусловливание, также называемое павловским обусловливанием и обусловливанием респондента, представляет собой обучение посредством ассоциации нейтрального стимула с биологически мощным стимулом. Биологически мощный стимул представляет собой непроизвольную реакцию, также известную как рефлекторная или рефлекторная реакция.
Классическая обусловленность была открыта русским физиологом Иваном Павловым при изучении пищеварительной системы собак в начале 1900-х годов 1 .
Вот знаменитый эксперимент Павлова с собакой, демонстрирующий классическую теорию условного обучения.
Павлов заметил , что у его собак выделялась слюна каждый раз, когда он входил в комнату, независимо от того, приносил он еду или нет, потому что собаки ассоциировали его вход в комнату с кормлением.
Затем Павлов провел серию экспериментов с использованием различных классов звуковых объектов, чтобы обусловить поведенческие реакции собак. В эксперименте Павлова он звонил в колокольчик всякий раз, когда кормил своих собак.
После нескольких повторений у собак началось слюноотделение, как только они услышали звук — еще до того, как увидели еду.
Вскоре после этого он начал звонить в колокольчик, не дав им еды. Тем не менее, собака Павлова продолжала выделять слюну на звук без вида еды.
Звук колокольчика стал ассоциироваться с едой, а реакция слюноотделения стала усвоенной реакцией. Звук колокольчика стал условным раздражителем.
Примеры классического кондиционирования
Вот несколько примеров классической обусловленности Ивана Павлова в повседневной жизни.
1. Теплый и заботливый учитель мотивирует учеников
Теплый и заботливый учитель (США) заставляет учеников чувствовать себя связанными (UR). Учащиеся связывают поход в школу (CS) с учителем. Таким образом, учащиеся учатся получать удовольствие от посещения школы (CR) 2 .
Это один из положительных классических примеров обусловливания для студентов.
2. Резкий и строгий учитель демотивирует учеников
Резкий и строгий учитель (США) заставляет учеников чувствовать себя плохо (УР). Учащиеся ассоциируют посещение школы (CS) с суровым учителем и учатся чувствовать себя плохо, когда ходят в школу (CR).
Это один из наиболее распространенных примеров классического обусловливания в классе, когда учащиеся не мотивированы учиться.
3. Боязнь собак
Ребенок видит, как собака нападает на человека. Это очень пугающий опыт (УР). Собаки, как правило, являются нейтральными раздражителями (США), которые многие люди находят очаровательными. Но для этого ребенка после этого инцидента он боится (CR) всякий раз, когда видит собаку (CS).
4. Отвращение к еде
Пищевое отравление может привести к фобии определенной пищи. В первый раз, когда кто-то ест определенную пищу (США) и заболевает от нее, он может ассоциировать эту еду с ужасным чувством (УР). Внешний вид, запах или вкус пищи (CS) могут вызвать сильную неприязнь или даже страх у человека (CR).
5. Тревога из-за игл
Вот один из наиболее распространенных примеров классического обусловливания из реальной жизни родителей.
Прививка от гриппа (США) причиняет боль ребенку и заставляет его плакать (UR). Ребенок ассоциирует иглу (CS) с травмой и плачет при виде иглы (CR).
6. Боязнь сцены
Над ребенком смеются (США), когда он делал презентацию в классе и ему было стыдно (UR). Теперь каждый раз, когда ему приходится выступать перед людьми (CS), он нервничает и боится (CR).
7. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это психическое расстройство, возникающее в результате травматического события, такого как стихийное бедствие или насильственное преступление (США).
Пациенты были жертвами или свидетелями, которые испытали сильный страх (UR) в случае. Местоположение, объекты или звук — это сигналы, которые могут быть связаны с ним. Когда присутствует такой сигнал (CS), он может вызывать у больных воспоминания и навязчивые мысли (CR).
8. Обсессивно-компульсивное расстройство
ОКР характеризуется навязчивыми и нежелательными мыслями (обсессиями) и потребностью в повторяющемся поведении или мыслительных действиях (компульсиях). Навязчивые идеи обычно связаны с микробами, загрязнением, сомнениями, порядком и симметрией.
Навязчивая идея часто развивается через обусловливание респондента. Человек, который связал нейтральный раздражитель с безусловным раздражителем, вероятно, будет чувствовать тревогу и навязчивость при дальнейших встречах с нейтральным раздражителем. Эти навязчивые мысли являются классически обусловленными реакциями.
9. Похвала поощряет ребенка радоваться своему хорошему поведению
Похвала родителей за хорошее поведение ребенка (US) вызывает у них чувство гордости (UR). Ребенок связывает поведение (CS) с похвалой и испытывает чувство гордости (CR).
10. Родитель превращает домашнюю работу в страдание
Если родители кричат на своих детей (США) за то, что они не делают домашнюю работу, они чувствуют себя несчастными (UR). Они научатся ассоциировать домашнее задание (CS) с страданием и не любить его (CR).
11. Родитель превращает домашнее задание в игру
Игры с родителями (США) делают ребенка счастливым (UR). Ребенок связывает выполнение домашнего задания (CS) с играми и учится чувствовать себя хорошо, выполняя домашнее задание (CR).
12. Беспокойство по поводу экзаменов
Всякий раз, когда ребенок проваливает экзамен, родители наказывают его (США). Затем ребенок связывает экзамены с плохими последствиями, которые вызывают тревогу (UR). Когда ребенок снова сдает экзамен (CS), он автоматически начинает нервничать (CR).
13. Получение пятерок
Ребенок, который получает все пятерки в своем табеле успеваемости, получает похвалу и вознаграждение от своих родителей (США), что заставляет его чувствовать себя хорошо (UR). Экзамены (CS) связаны с гордостью и уверенностью (CR) вместо беспокойства и страха за него.
14. Тяга к хот-догам
Каждый раз, когда отец приводит сына на футбольный матч, он покупает ему хот-дог. Ребенку нравится ощущение (UR) от проведения времени с отцом (US). Даже будучи взрослым, он по-прежнему жаждет хот-догов (CR), когда посещает игру (CS).
15. Разгневанное выражение родителей
Когда родители злятся и собираются закричать, их лица и жесты выражают гнев. Крики и брань (США) могут напугать маленьких детей до плача (УР). Когда эти дети видят взрослого с таким выражением лица (CS), они спонтанно плачут (CR).
16. Реклама
Большинство детей любят играть с другими детьми (США). Это весело и заставляет их чувствовать себя счастливыми (УР). Когда ребенок видит в рекламе группу детей, играющих с игрушкой, он связывает игрушку (CS) со счастливыми чувствами (CR) и тоже хочет с ней поиграть.
17. Мелодия звонка мобильного телефона
У людей мелодия звонка мобильного телефона (США) ассоциируется с разными чувствами. Если человек получает звонки от друзей, которые заставляют его чувствовать себя связанным и счастливым (UR), он научится чувствовать себя счастливым (CR), просто слыша звуки сам по себе (CS).
18. Аромат хлеба в дни открытых дверей
Давно известно, что риелторы пекут хлеб в дни открытых дверей. Аромат выпекаемого хлеба часто ассоциируется с воспоминаниями о детстве (УС), которые вызывают у людей воспоминания (УР). Почувствовав этот запах снова (CS) во время дня открытых дверей, человек с большей вероятностью почувствует себя как дома (CR).
19. Праздничная музыка
Праздничный сезон (США) обычно радостное время года, наполненное музыкой, подарками и смехом (УР). Во время сезона праздничных покупок в универмагах часто играет праздничная музыка (CS), чтобы вызвать чувство праздника и щедрости (CR).
20. Прогулка с собакой
Прогулка с хозяином (США) доставляет удовольствие собаке (UR), которая остается дома весь день. Поэтому, когда он видит, что его владелец переодевается в толстовку, надевает пальто и берет ключи, он знает, что они уходят. Одни только эти действия (CS) могут возбудить собаку (CR).
См. также : Классическое обусловливание против оперантного обусловливания
Основы классического обусловливания
Давайте рассмотрим механику классического обусловливания. Есть несколько шагов классического кондиционирования. На каждом этапе стимулы и реакции обозначаются разной терминологией.
Три стадии классической обусловленности: до приобретения, приобретения и после приобретения.
Фаза 1: перед приобретением
Перед началом классического обусловливания безусловный стимул (УЗ) вызывает безусловная реакция (UR) у человека естественным образом. Это рефлекторная реакция, которая не требует обучения или практики. Его также называют первичным подкреплением.
Например: в эксперименте Павлова кормление собак кормом (US) естественным образом вызывает у них слюноотделение (UR). Эта реакция была безусловным рефлексом.
На этой стадии нейтральных стимула (НС) не вызывают безусловной реакции. Новым нейтральным стимулом может быть что угодно, например. звук, запах, вкус, объект, сцена и т. д. Он не вызывает реакции, пока не будет соединен с безусловным раздражителем.
Например: звон в колокольчик (NS) сам по себе изначально не вызывал слюноотделения (UR) у собак Павлова.
Фаза 2: Приобретение
Во время приобретения нейтральный стимул неоднократно сочетается с безусловным стимулом для формирования ассоциации.
Как правило, для того, чтобы пара стимулов стала ассоциированной, требуется несколько пар. Но иногда ассоциация может быть сформирована одной парой NS-US без повторения.
Собака залаяла (NS), а затем укусила (US) ребенка за ногу. Ребенок был очень напуган (УР). Когда этот ребенок снова слышит лай собаки (CS), он дрожит от страха (CR). Для завершения этого процесса обучения потребовалось всего одно соединение.
Фаза 3: После приобретения
Нейтральный раздражитель становится условным раздражителем (УС) . Условный раздражитель может вызвать ту же реакцию, что и безусловный раздражитель, даже если его нет.
Когда непроизвольная реакция запускается условным раздражителем, она называется условной реакцией (CR) . Условная реакция — это выученная реакция. Условная реакция и безусловная реакция обычно являются одинаковыми или похожими реакциями.
Напр. После многократного сочетания с едой (US) звук колокольчика (NS), ранее нейтральный раздражитель, мог вызвать у собак слюноотделение (CR) самостоятельно.
Свойства классического кондиционирования
В зависимости от применения классического кондиционирования можно наблюдать различные результаты. Вот свойства и различные типы классического обусловливания.
Временные отношения
Обычно для возникновения классического обусловливания условный раздражитель должен предъявляться перед безусловным. Когда условный раздражитель предшествует безусловному, процесс обучения называется 9.0003 переднее кондиционирование 2 .
С другой стороны, обратное обусловливание вводит условный стимул после того, как закончился безусловный стимул.
Существует три типа прямого классического кондиционирования. Они по-разному влияют на силу и эффективность обучения.
- Задержка – представляет CS, за которым сразу следует US 3 .
- Trace — вводит временной разрыв между окончанием CS и началом US.
Ассоциативное обучение обычно сильнее и быстрее при использовании условной задержки по сравнению с условной трассировкой. По мере увеличения разрыва в кондиционировании трасс становится сложнее сформировать ассоциацию 4 .
В большинстве случаев обработка с задержкой и трассировкой работает лучше, чем синхронная и обратная обработка. Исследования также показывают, что обратное обусловливание не работает во многих ситуациях 5 .
Угасание
- Угасание – прекращение ранее обусловленных реакций.
В эксперименте Павлова, если он перестанет давать своим собакам еду, когда звонит в колокольчик, у собак в конце концов перестанет выделяться слюна при этом звуке. - Спонтанное восстановление — внезапное возвращение ранее угасшего поведения.
После того, как усвоенное поведение исчезнет, оно может внезапно вернуться, и это явление называется спонтанным восстановлением. - Всплеск вымирания — временное увеличение частоты, продолжительности или величины вымирания.
Иногда во время процесса угашения условное поведение может временно увеличиваться, а не уменьшаться, потому что индивидуум пытается вернуть безусловный раздражитель.
Обусловливание стимулом и страхом
- Обобщение стимула – когда новый стимул, похожий на условный раздражитель, может вызвать ту же условную реакцию без необходимости обусловливания.
- Различение стимулов – это противоположность генерализации. Это способность различать два похожих стимула.
Печально известный эксперимент Little Alert хорошо демонстрирует концепцию генерализации стимулов.
В этом противоречивом исследовании исследователь Джон Б. Уотсон приучил малыша Альберта бояться белой крысы (CS), сочетая ее с пугающим лязгающим звуком (US).
После многократного громкого звука всякий раз, когда ребенок прикасался к животному, малыш Альберт испугался, просто увидев животное (CR).
Уотсон обнаружил, что страх ребенка перед белой крысой не ограничивается только белыми крысами.
Малыш стал бояться и других мелких животных, таких как белые кролики или собаки.
Бедный ребенок также стал бояться белых мягких предметов, таких как белые ватные шарики. Таким образом, страх перед одним стимулом был обобщен до страха перед другими стимулами, обладающими сходными свойствами.
Выработка условного рефлекса страха не всегда требует повторения. Иногда одного травматического опыта достаточно, чтобы вызвать ассоциативное обучение и обобщение на другие стимулы.
Вот еще один пример классической обусловленности в повседневной жизни.
Проезжая перекресток, вы попали под машину, которая проехала на красный свет, и получили тяжелые травмы.
Теперь вы нервничаете, когда едете к перекрестку, любому перекрестку, а не только тому, на котором вас сбили.
Тревога может быть настолько сильной, что вы больше не захотите водить машину. Именно так генерализация стимулов создает тревожные расстройства.
Классическое обусловливание, созданное экстремальным аверсивным событием, подобным этому, может быть очень сильным и привести к фобии, паническому расстройству или посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР)7–9.
Исследования показали, что некоторые пациенты с посттравматическим стрессовым расстройством имеют более низкую дискриминацию стимулов 6 , что приводит к трудностям в угашении.
Обусловливание высшего порядка
- Первый порядок – обучение достигается путем связывания нейтрального стимула с безусловным стимулом.
- Обусловливание второго порядка – обучение путем сочетания нейтрального стимула со стимулом, который ранее был преобразован в условный раздражитель посредством обусловливания первого порядка.
- Обусловливание более высокого порядка – обучение достигается путем сочетания нейтрального стимула с другим ранее обусловленным стимулом. Обусловливание более высокого порядка по своей сути слабее, чем его аналог первого порядка. Но силу можно увеличить, используя мощный безусловный раздражитель 7 .
Кондиционирование второго порядка состоит из трех фаз.
На первом этапе обучения условный стимул CS1 предъявляется перед безусловным стимулом (US) для установления условной связи.
Во второй фазе за вторым условным стимулом (CS2) следует CS1, так что, наконец, CS2 вызывает ту же условную реакцию (CR), хотя CS2 никогда не сочетался напрямую с US 8 .
Классическое обусловливание второго и более высокого порядка часто используется в маркетинге потребительских товаров.
Например, спортивная личность ассоциируется с увлекательной игрой. Когда производственная компания использует спортивную личность для продвижения своего продукта, цель состоит в том, чтобы создать ассоциации между продуктом и положительными эмоциями от посещения захватывающего спортивного матча 5 .
Как приобретается отвращение к вкусу
Чтобы выжить в мире с разнообразными видами пищи и источниками, люди и животные запрограммированы узнавать, какая пища безопасна, а какая нет.
Когда вы едите вызывающую тошноту пищу (US), которая вызывает тошноту (UR), сочетание запаха и вкуса пищи (CS) становится ассоциативным, и вы учитесь избегать или не любить пищу с таким запахом и вкусом.
Обучение отвращению вкуса является одним из самых сильных типов реакций, которые могут повлиять на поведение человека.
Требуется только один экземпляр состояния, потому что, если оно сигнализирует об «опасности», у вас есть последний шанс воздержаться от приема пищи 9 .
Заключительные мысли о классической обусловленности
Реальные примеры классической обусловленности часто происходят бессознательно. Несмотря на то, что при правильном использовании он может быть полезным, есть веская причина, по которой бихевиоризм потерял популярность — он слишком упрощен 10 .
Теория Павлова возникла в результате обширных исследований, проведенных на лабораторных животных.
Но люди не лабораторные животные.
Обучение с помощью ассоциаций намного сложнее, когда речь идет о людях, потому что наше поведение часто мотивируется не только окружающей средой.
Например, чрезмерная похвала может быть нехорошей.
Когда это возможно, родители должны использовать внутреннюю мотивацию для побуждения детей к обучению, а не внешнюю мотивацию.
Для объяснения обусловленности произвольного поведения американский психолог Б. Ф. Скиннер предложил теорию оперантного обусловливания.
Позднее Скиннер стал основоположником бихевиоризма, а теория Павлова стала важным столпом психологии бихевиоризма.
Каталожные номера
1.
Clark RE. Классические истоки условности Павлова. Интегральное психологическое поведение . Опубликовано в Интернете в октябре 2004 г .: 279–294. дои: 10.1007/bf02734167
2.
Андерсон М. Классическое кондиционирование. SUNY Cortland, Университет штата Нью-Йорк. https://web.cortland.edu/andersmd/ccond/clascon.html
3.
Han CJ, O’Tuathaigh CM, van Trigt L, et al. Отследить, но не отсрочить обусловливание страха требует внимания и передняя поясная кора. Труды Национальной академии наук . Опубликовано в Интернете 10 октября 2003 г. : 13087-13092. doi:10.1073/pnas.2132313100
4.
БАЛЬЗАМ П. Относительное время в следовом кондиционировании. Ann NY Acad Sci . Опубликовано в Интернете, май 1984 г .: 211–227. дои: 10.1111/j.1749-6632.1984.tb23432.x
5.
McSweeney FK, Bierley C. Последние разработки в области классической обусловленности. Дж ПОТРЕБЛ. РЕЗ. . Опубликовано в Интернете в сентябре 1984 г .: 619. дои: 10.1086/208999
6.
Макфарлейн А.С., Ли Вебер Д., Кларк К.Р. Аномальная обработка стимулов при посттравматическом стрессовом расстройстве. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете в сентябре 1993 г .: 311–320. дои: 10.1016/0006-3223(93)
-у
7.
Гевирц Дж.С. Использование павловских парадигм обусловливания высшего порядка для исследования нейронных субстратов эмоционального обучения и памяти. Обучение и память . Опубликовано в Интернете 1 сентября 2000 г . : 257–266. дои: 10.1101/лм.35200
8.
Хара Э., Вила Дж., Мальдонадо А. Обусловливание второго порядка человеческого причинного обучения. Обучение и мотивация . Опубликовано в Интернете в августе 2006 г .: 230–246. doi:10.1016/j.lmot.2005.12.001
9.
Welzl H, D’Adamo P, Lipp HP. Условное отвращение к вкусу как парадигма обучения и памяти. Поведенческие исследования мозга . Опубликовано в Интернете в ноябре 2001 г .: 205–213. doi:10.1016/s0166-4328(01)00302-3
10.
Купер Пенсильвания. Сдвиг парадигмы в разработанном обучении: от бихевиоризма к когнитивизму и конструктивизму. Образовательные технологии . 1993;33(5):12-19.
О Памеле Ли, MS, MBA
Памела Ли — автор бестселлеров. Она является основателем и главным редактором Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли, MS, MBA | Веб-сайт
Советы по хорошему поведению: дошкольники и подростки
Как поощрять хорошее поведение у дошкольников и подростков
Хорошее поведение у дошкольников и подростков начинается с позитивного общения и теплых отношений. Это закладывает основу для управления поведением вашего ребенка в позитивном ключе.
Вот несколько практических советов по воплощению этого позитивного подхода в жизнь.
Советы по хорошему поведению
1. Найдите время, чтобы активно слушать
Активно слушать означает уделять пристальное внимание тому, что говорит ваш ребенок, как словами, так и языком тела. Это позволяет вам настроиться на мысли и чувства вашего ребенка. И это показывает вашему ребенку, что вы заботитесь о нем и заинтересованы в нем.
2. Установите четкие правила поведения
Семейные правила устанавливают четкие ожидания в отношении поведения. Если можете, вовлеките всех членов семьи в обсуждение правил. Старайтесь, чтобы правила были положительными. Например, вместо того, чтобы говорить «Не проявляйте неуважения», вы можете сказать: «Мы относимся друг к другу с уважением».
3. Нарушенные правила: реагируйте спокойно, твердо и последовательно
Вы можете сделать это, используя краткое и справедливое следствие, о котором вы и ваш ребенок договорились заранее. Будет полезно, если вы свяжете последствия с нарушением правила — например, «Поскольку вы не пришли домой в оговоренное время, вам придется остаться дома на эти выходные». Это также поможет вам сообщить о своих ожиданиях относительно будущего поведения.
Вы можете узнать больше об установлении границ и использовании последствий в нашей статье о стратегиях дисциплины для подростков.
4. Поощряйте саморефлексию
Если вам нужно использовать последствия, хорошо бы побудить вашего ребенка подумать о том, что он мог бы сделать, чтобы предотвратить повторение проблемы. Например, вы можете сказать что-то вроде: «Джем, я беспокоюсь, когда ты задерживаешься допоздна, не говоря мне, что ты делаешь. В следующий раз я заеду за тобой в 10 вечера. Что вы могли бы сделать по-другому в следующий раз, чтобы не получить последствия?» Затем спросите ребенка, каковы будут справедливые последствия, если это произойдет снова.
5. Старайтесь быть образцом для подражания
Дети, даже подростки, поступают так же, как и вы, поэтому быть образцом для подражания – это мощный и позитивный способ направлять поведение вашего ребенка. Например, когда ваш ребенок видит, что вы сами следуете семейным правилам, он получает сильный пример.
6. Выберите свои сражения
Прежде чем вступать в конфликт из-за поведения вашего ребенка, спросите себя: «Действительно ли это имеет значение?» и «Действительно ли из-за этого стоит бороться?» Чем меньше негативных отзывов, тем меньше возможностей для конфликта и плохого чувства.
7. Относитесь к ребенку серьезно
Ваш ребенок — личность, и ему необходимо знать, что его ценят, принимают и уважают таким, какой он есть. Один из способов сделать это — серьезно относиться к развивающимся идеям и мнениям вашего ребенка, даже если вы не всегда согласны с ними.
8. Дайте ребенку ответственность
Научиться брать на себя ответственность — одна из самых больших проблем подросткового возраста и важный шаг на пути к взрослению. Предоставление вашему ребенку ответственности в определенных областях — например, предоставление ему возможности выбирать одежду или прическу — может помочь увеличить автономию и независимость. Это также может помочь вам избежать сражений по мелочам.
9. Решайте проблемы позитивно
Будь то ссора с ребенком или разногласие с партнером, позитивные навыки решения проблем помогут вам сохранять спокойствие. Это также дает вашему ребенку отличный пример для подражания.
10. Хвалите своего ребенка
Описательная похвала и поощрение являются сильными мотиваторами. Когда вы замечаете и комментируете ответственный выбор и позитивное поведение вашего ребенка, вы побуждаете его продолжать вести себя таким же образом. Просто помните, что подростки часто предпочитают, чтобы вы хвалили их наедине, а не в присутствии их друзей.
11. Заранее планируйте сложные разговоры
Когда вам предстоит сложный разговор, рекомендуется заранее подумать о том, что вы скажете и что может чувствовать ваш ребенок. Это может помочь вам избежать конфликта. Также помогает организация времени и места, где вы можете уединиться. Например: «Иззи, я хотел бы найти время, чтобы поговорить с тобой о том, что происходит в доме. Мы можем поговорить об этом за пиццей в субботу вечером. ОК?»
12. Продолжайте «дополнять» ваши отношения
Ваши отношения с ребенком могут быть чем-то вроде банковского счета. Проводить время вместе, веселиться, помогать и поддерживать — это «залог», а споры, обвинения и критика — «изъятие». Хитрость заключается в том, чтобы сохранить баланс счета — или даже в плюсе.
13. Поделитесь своими чувствами
Если честно сказать ребенку, как его поведение влияет на вас, это может быть полезно для ваших отношений. Утверждения «я» могут оказать большую помощь в этом. Например, фраза «Я очень беспокоюсь, когда ты не приходишь домой вовремя», скорее всего, вызовет лучший ответ, чем «Ты же знаешь, что должен позвонить мне после школы!»
14. Учитесь жить с ошибками
Все совершают ошибки, и никто не совершенен. Все дело в том, как вы справляетесь с ошибками — как своими, так и ребенка — когда они случаются. Взять на себя ответственность за ошибки — это хороший первый шаг, а затем выяснение того, что вы можете сделать, чтобы улучшить ситуацию, может стать вашим следующим шагом. Если вы извиняетесь перед ребенком за ошибку, это помогает сохранить ваши отношения в порядке. И если вы проявляете сострадание к себе, это также моделирует сострадание к себе и для вашего ребенка.
15. Ищите способы оставаться на связи
Вы можете оставаться на связи со своим ребенком, проводя вместе особое и приятное время. Лучшие моменты могут быть случайными и незапланированными, например, когда ваш ребенок решает рассказать вам о своем дне в школе за мытьем посуды. Когда такие моменты случаются, постарайтесь прекратить то, что вы делаете, и уделите ребенку все свое внимание. Это посылает сообщение: «Ты важен для меня, и я люблю тебя».
16. Уважайте потребность вашего ребенка в уединении
Подростки жаждут уединения и собственного пространства. Спрашивая у ребенка разрешения войти в его комнату и не копаясь в его телефоне или вещах, вы проявляете уважение к этой потребности. Другой способ — подумать о том, что вам действительно нужно знать, а что можно оставить как личное между вашим ребенком и его друзьями.
17. Поощряйте чувство сопричастности
Семейные ритуалы могут дать вашему ребенку чувство стабильности и сопричастности в то время, когда многие другие вещи вокруг него и внутри него могут меняться.