1 Вопрос. Предмет и задачи нейропсихологии.
Нейропсихология — отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.
Предмет нейропсихологии — особенности нарушения психических процессов состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга. Таким образом, центральная теоретическая проблема — проблема мозговой организации (локализации) ВПФ.
Основные направления, соответственно задачи:
— клиническая нейропсихология
Основное направление. Изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Основные методы: клиническое неаппаратурное нейропсихологическое исследование — «луриевские методы». Представление о синдроме и факторах, возникшее и реализуемое в клинике
— экспериментальная
Экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.
— реабилитационное направление
Восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений ГМ. Разработка принципов и методов восстановительного обучения больных с мозговыми травмами и заболеваниями (путем перестройки нарушенных функциональных систем с опорой на сохранные функции).
— нейропсихологическая психодиагностика
Применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации и т.п. Наибольшее развитие — определение профиля латеральности. Метод — синдромный анализ.
Т.О., Успехи луриевской нейропсихологии объясняются в первую очередь тем, что он впервые сумел объединить в одну систему знаний современные сведения о работе мозга с психологической концепцией, адекватной поставленной задаче (поиск мозговой организации высших психических функций). Эта концепция в значительной степени представляет собой творческое развитие культурно-исторической теории Выготского.
В нейропсихологии выделяют несколько относительно самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами:
-Клиническая нейропсихология
-Экспериментальная нейропсихология
-Реабилитационная нейропсихология
-Психофизиологическая нейропсихология
2 ВОПРОС. История становления нейропсихологии, особенности отечественной нейропсихологии.
Отличие отечественной нейропсихологии от зарубежных аналогов.
Базируется на четких общепсихологических представлениях, базирующихся на КИТ Л.С.Выготского
и в разработке, целостной концепции о принципах соотношения мозга и психики, принципах локализации (мозговой организации) ВПФ;
в разработке принципа синдромного анализа последствий ЛПМ, (в обнаружении единого радикала — фактора (структурно-функциональной единицы работы мозга) как основы нейропсихологического синдрома, что позволило систематизировать не только синдромы, но и формы нарушения различных психических функций.). На синдромной, или «факторной», основе А.Р.Лурия создал классификацию нарушений речи (афазий), памяти (амнезий), произвольных движений и действий (апраксий).
в создании батареи «луриевских методов» нейропсихологического исследования — набора психологических тестов, необходимых и достаточных для топической диагностики ЛПМ.
Их особенность — с точной адресации к различным
(зарекомендовали себя для диагностики как явных, так и тонких органических поражений головного мозга, для контроля за эффективностью лечения, разработки способов восстановления психических функций и решения целого ряда других задач, связанных с определением состояния мозговых структур (у взрослых и детей).
3 ВОПРОС. Определение основных понятий методологического аппарата нейропсихологии (функция, симптом, локализация, нейропсихологический фактор).
Нейропсихологический фактор — принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры. Он является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом.
Психическая функция – это единая способность, которая соотносится с определённым участком мозга.
Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).
Нейропсихологический синдром– закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).
Локализация ВПФ – центральное понятие теории системной динамической локализации DGA? Объясняющее связь мозга с психикой как соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции с разными нейропсихологическими факторами.
Объект, предмет, задачи, направления, методы нейропсихологии.
Содержание
Объект, предмет, задачи, направления, методы нейропсихологии.
История становления нейропсихологии как науки.
Теория системной динамической локализации ВПФ. Принципы.
Понятие о нейропсихологическом факторе и нейропсихологическом синдроме.
Функциональные блоки мозга…12
Понятие об агнозиях.
Зрительные агнозии: предметная, оптико-пространственная…14Понятие об агнозиях. Зрительные агнозии: лицевая, цветовая, симультанная…16
Понятие об агнозиях. Тактильные агнозии.
Произвольные движения и действия. Нарушения при повреждениях пирамидной и экстрапирамидной систем.
Произвольные движения и действия. Понятие об апраксии. Пространственная, конструктивная, кинестетическая апраксии.
Произвольные движения и действия. Понятие об апраксиях. Кинетическая и регуляторная апраксии.
Понятие об афазиях. Сенсорная (Вернике), амнестическая (акустико-мнестическая, номинативная, оптико-мнестическая) афазии.
Понятие об афазиях. Эфферентная моторная и афферентная моторная афазии.
Понятие об афазиях. Семантическая, динамическая, проводниковая афазии.
Акалькулия. Понятие, характер нарушений.
Алексия. Понятие, характер нарушений.
Аграфия. Понятие, характер нарушений.
Нарушения памяти при локальных поражениях головного мозга: специфические и неспецифические. Псевдоамнезия как нарушение мнестической деятельности.
Специфические и неспецифические расстройства внимания.
Нарушения мышления при локальных поражениях головного мозга.
Нарушения мышления при диффузных поражениях головного мозга.
Эмоционально-личностные нарушения при гипофизарно-таламической, височной и лобной локализациях очага поражения. Поражение правого и левого полушарий, основные нарушения.
Проблема межполушарной асимметрии.
Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.
Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.
В нейропсихологии выделяются несколько относительно самостоятельных направлений, объединённых общими теоретическими представлениями, но отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами. В этом разделе науки можно выделить две – клиническую и реабилитационную.
Клиническая нейропсихология
Реабилитационная нейропсихология – занимается восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки нового набора психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и обще социальной сферах. Это направление включает в себя обширный комплекс методов и приёмов, с помощью которых проводятся целенаправленные воздействия на ослабленные или утраченные, в результате болезни или травмы, функциональные системы мозга.
Психофизиологическая нейропсихология отвечает за исследование психических процессов с помощью объективных аппаратурных методов, использующих для анализа физиологические показатели. К числу таких приёмов относятся механограмма, миограмма, плетизмограмма, а также электроэнцефалография. В клинических условиях используются такие уточняющие локализацию поражения методы, как магниторезонансная томография, позитронно-эмиссионная томография.
Экспериментальная нейропсихология своей задачей ставит экспериментальное, в т.ч. аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует обусловленность психических функций в их эволюционном контексте – на мозге животных. Кроме того, в экспериментальной нейропсихологии и нейрофизиологии используются метод непосредственного раздражения электротоком и бескровные методы.
Детская нейропсихология – раздел, к задачам которого относятся изучение онтогенетически обусловленных изменений мозговой организации психических процессов, с наибольшей отчётливостью проявляющихся в возрастной динамике функциональных связей при становлении межполушарного взаимодействия. Предмет исследования данного направления – закономерности становления отдельных психических функций в связи с неравномерным созреванием различных отделов мозга, особенности протекания патологических процессов у детей различных возрастных групп, отличие психофизиологических проявлений при локальных поражениях мозга у детей и взрослых, разработка специальных диагностических приёмов и нормативных показателей, позволяющих дифференцировать соответствие развития ребёнка его возрасту, готовности к школе и эффективно строить лечебно-профилактическую и специализированную учебную деятельность.
Нейропсихология позднего возраста. Основная задача – изучение закономерностей функционирования мозга человека в периоде инволюции. Перспективность исследований в этой области, с одной стороны, предопределяется демографической спецификой настоящего времени, увеличением числа пожилых людей и распространённостью среди них заболеваний, вызванных возрастными диффузными изменениями в ЦНС, а с другой – поисками малоисследованных механизмов компенсации негативных изменений в мозговой ткани.
Чётких границ между указанными направлениями не существует, а новый методический арсенал и теоретические выводы, рождённые в рамках одного из них, становятся по мере их научного приятия достоянием других /1/.
Что такое нейропсихология?
Сложные тайны мозга веками вызывали споры, разногласия и интриги среди ученых-профессионалов, но только в последние несколько десятилетий эти тайны стали становиться понятными. Область нейропсихологии вносит значительный вклад в наши знания и понимание великого заклинателя, называемого мозгом.
Подпитываемое достижениями в области технологий визуализации, нейропсихологическое мышление начало набирать обороты в 1950-х и 1960-х годов. Именно в эту эпоху исследования и результаты когнитивной психологии и физиологии мозга были интегрированы в новую область исследований.
Проще говоря, нейропсихологи стремятся понять, как психологические процессы связаны со структурами и системами мозга. Эта работа основана на представлении о том, что познание и физиология тесно взаимосвязаны и неразделимы.
С самого начала своего существования область нейропсихологии отличалась — часто с большими спорами и противоречиями — от других наук о мозге тем, что использовала эмпирические исследования одного пациента, а не исследования «групп» пациентов.
Это методологическое ограничение, однако, неизбежно в области, где тематические исследования не могут быть созданы или воспроизведены в лаборатории. Кроме того, сложный и индивидуальный характер черепно-мозговых травм делает почти невозможным поиск большой группы пациентов с точно такими же симптомами — даже от сходных черепно-мозговых травм.
Субъектами нейропсихологических исследований являются лица с черепно-мозговыми травмами в результате войны, несчастных случаев или состояний, таких как инсульт или болезнь Паркинсона. Кроме того, у некоторых субъектов наблюдаются нарушения развития, препятствующие нормальному функционированию мозга, часто мешающие обучению или другому поведению.
Две области нейропсихологии Специальность
Большинство информационных источников по нейропсихологии определяют эту область как состоящую из двух основных областей: клинической нейропсихологии и когнитивной нейропсихологии. Это разграничение обеспечивает основу, которая помогает объяснить две разные специальности; однако следует отметить, что дублирование действительно существует, поскольку одна область специализации дополняет и дополняет знания другой области.
Генезис нейропсихологии
Теории о взаимосвязи мозга и поведения появились еще в классической Греции, но только в начале XIX в.века, когда исследователи начали систематически наблюдать за поведением людей, вызванным черепно-мозговыми травмами. Исследователи попытались локализовать области мозга, которые были повреждены, отследив определенное поведение до определенных областей мозга — или областей, которые, как они предполагали, контролировали это поведение.
В какой-то степени это теоретизирование продолжается и сегодня, но технология, используемая современными нейропсихологами, привела к научным достижениям, расширяющим прежние убеждения и модели функционирования мозга.
Нейропсихологи сегодня изучают, строго ли функции мозга локализованы в одной области мозга, или области или центры мозга взаимосвязаны, что делает локализацию менее значимой, чем думали ранее исследователи. Кроме того, открытие сложных нейронных сетей в мозге и их связи с конкретными мыслительными и поведенческими процессами усложняет связь отдельных центров или областей мозга только с определенными когнитивными задачами.
Сегодня большинство нейропсихологов считают, что мозг координирует многие когнитивные функции между несколькими областями мозга и биохимическими процессами. Они основывают это убеждение и свои теории на результатах одних из самых захватывающих исследований, проводимых в истории науки о мозге, — исследований с использованием нейровизуализации.
Нейровизуализация включает в себя множество методов визуализации, которые визуально изображают структуру и функции мозга живых субъектов. Магнитно-резонансная томография (МРТ), функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), компьютерная томография (КТ или КТ) и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) являются примерами некоторых из наиболее часто используемых методов визуализации.
Используя эти устройства визуализации, исследователи могут неинвазивно изучать человеческий мозг, когда он выполняет определенные задачи. Некоторые текущие исследования используют эту технологию также для картирования реакций мозга на эмоции, такие как печаль, счастье, страх и гнев — сложные процессы, которые когда-то считалось почти невозможным для измерения. Для получения дополнительной информации см. нейровизуализацию.
Области знаний в области нейропсихологии
Вот некоторые из наиболее распространенных областей клинических специальностей и когнитивных исследований для современных нейропсихологов:
Те, кто имеет ученые степени в области нейропсихологии, также консультируют системы образования и преподают на университетском уровне. Для большинства должностей в нейропсихологии требуется докторская степень.
Карьера в области нейропсихологии
Если вы заинтересованы в области нейропсихологии, в применении оценки мозга в качестве клинического нейропсихолога для лечения людей, страдающих дисфункцией мозга, или в использовании этих инструментов тестирования в области нейропсихологических исследований, свяжитесь со школами, предлагающими ученые степени. в психологии. Кроме того, узнайте больше о лицензионных требованиях для карьеры психолога в Psychology Career Licensure.
«Нейроны» нейропсихологии
Сегодня ученым известно, что мозг содержит около 10 миллиардов нейронов, также называемых нервными клетками, которые соединяются с другими нейронами. Один нейрон может соединяться либо с 1000, либо с 10 000 нейронов, обеспечивая до 10 триллионов соединений. Эти соединения отправляют и обрабатывают информацию с помощью электрических и химических сигналов; каждая новая мысль или воспоминание вызывает новую связь в мозгу.
В статье 2009 года «Как нейропсихология влияет на наше понимание нарушений развития» профессор и исследователь Брюс Ф. Пеннингтон написал, что сегодняшние клинические нейропсихологи, в отличие от тех, что были несколько десятилетий назад, мыслят категориями «взаимодействующих нейронных систем».
В лаборатории нейропсихологи сопоставили модели импульсной активности и поведенческих функций определенных групп или систем нейронов. Эти нейронные системы составляют ядро всего человеческого поведения.
Пеннингтон, профессор клинической детской, когнитивной и развивающей когнитивной нейронауки в Денверском университете, заявил в своей статье, что «применение нейропсихологии к взрослой и детской психопатологии расширило сферу нейропсихологической теории, включив в нее такие области, как аффективное принятие решений, создание, торможение, социальное познание, имитация, регулирование эмоций, мониторинг источника мыслей и действий и даже самого себя».
Другими словами, мозг буквально определяет, кто мы есть, — нашу самость. Мозг регулирует наши эмоции, восприятие, рассуждения, восприятие, запоминание, интуицию, обучение — это буквально центр управления жизнью.
Благодаря всеобъемлющей структуре мозга, определяющей образ мыслей и действий каждого человека, область нейропсихологии предлагает многочисленные возможности для специализации, клинической практики и исследований. И из-за влияния технологий на эту область нейропсихология является сегодня одной из самых быстрорастущих областей психологических исследований и карьерного роста.
Какие состояния оценивают нейропсихологи?
Искать:
Автор: доктор Николь М. Вена
29 октября 2021 г.
Клиническая нейропсихология — это раздел психологии, который фокусируется на функциях и системах мозга в связи с поведением. Клинические нейропсихологи проходят специальную подготовку, посвященную неврологии, которая охватывает биологические процессы головного мозга, нервной системы, нейронов, нейроанатомию и функциональные системы мозга. Нейропсихологи предлагают различные услуги, включая оценку и психологическое тестирование. Как правило, людей направляют к нейропсихологу, когда они сообщают о наличии таких симптомов, как проблемы с памятью, проблемы с мышлением, концентрацией или рассуждениями, или изменения в личности, координации, осознании, восприятии или воспроизведении/понимании речи. Эти проблемы могут возникнуть в результате травмы головы, комы, воздействия токсинов, других медицинских заболеваний или могут иметь неизвестную причину. Часть роли нейропсихолога состоит в том, чтобы исследовать потенциальные основные причины симптомов и последующего поведения посредством оценки.
Нейропсихологи могут оценивать и диагностировать людей с нейрокогнитивными расстройствами, включая деменцию, делирий, амнезию, когнитивные расстройства, вызванные черепно-мозговой травмой (ЧМТ), а также болезни Паркинсона, Альцгеймера и Гентингтона. Они также оценивают людей с нарушениями развития нервной системы, такими как расстройства аутистического спектра (РАС), СДВГ, умственная отсталость, специфические расстройства обучения, коммуникативные расстройства, общие задержки развития и двигательные расстройства. Кроме того, с помощью нейропсихологического тестирования можно оценить такие состояния, как рассеянный склероз, эпилепсия, опухоли головного мозга, инсульт, рак, сотрясение мозга/травма головы и кома. Нейропсихологи обучены различным специализированным психологическим оценкам, которые определяют и измеряют когнитивные, вербальные, социальные навыки, память и двигательные навыки человека. На основе этих тестов нейропсихологи оценивают результаты тестов (данные) для выявления недостатков, слабостей и сильных сторон, которые описывают функционирование человека в нескольких областях.
В отличие от неврологов, которые имеют медицинскую подготовку для оценки физического и биологического функционирования мозга, нейропсихологи не используют изображения мозга (МРТ, МРТ, компьютерную томографию, ПЭТ, ЭЭГ). Тем не менее, они иногда направляют людей на визуализацию мозга для изучения медицинских причин появления симптомов. Кроме того, нейропсихологи не проводят медицинские тесты, однако они обычно запрашивают медицинские записи, чтобы лучше понять медицинское образование человека или исключить какие-либо медицинские диагнозы. Нейропсихологи также часто контактируют с поставщиками медицинских услуг клиента, включая неврологов, психиатров, терапевтов или врачей первичной медико-санитарной помощи, чтобы обеспечить непрерывность лечения.
В дополнение к когнитивному тестированию нейропсихологи часто проводят тесты, оценивающие настроение, личность, эмоции и поведение. Поскольку нейропсихологи занимаются пересечением неврологии и психологии, функционирование психического здоровья человека имеет значение и включается в нейропсихологическую оценку. Проблемы, выявленные в головном мозге или его функционировании, могут иметь медицинские, психиатрические или неврологические причины и иногда могут иметь множественную этиологию. Таким образом, для нейропсихологов важно тщательно оценить когнитивные способности человека, его личность, настроение и текущее функционирование. Нейропсихологи будут объединять то, что известно из справочной информации (медицинские записи, отчеты семьи / опекунов, школьные записи и т. д. ), данные тестирования и интервью с клиентом, чтобы поставить диагноз, ответить на направляющий вопрос и сформулировать рекомендации для клиента. . Как уже упоминалось, эти рекомендации иногда включают направления на дальнейшее тестирование или медицинское обследование, если это необходимо. Эта информация преобразуется в полный отчет, а конечный продукт передается направляющей стороне.
Индивидуум может обратиться за нейропсихологической оценкой по ряду причин, в том числе:
- Диагностика недавних симптомов
- Обращение за уточнением диагноза по продолжающимся нерешенным симптомам
- Для определения уровня ухода, необходимого для человека
- Оценка после черепно-мозговой травмы или травмы головы
- Проверка интеллекта для личного или профессионального использования
- Оценка расстройства аутистического спектра (РАС), СДВГ, умственной отсталости или специфического расстройства обучения
- Для определения права на обучение в школе или при тестировании
- Для оценки права на получение пособий или услуг по инвалидности
- Оценка после автомобильной аварии, производственной травмы или другого несчастного случая
- В рамках судебного дела, чтобы помочь в определении различных компетенций для продолжения (например, дееспособности предстать перед судом) или в целом понять когнитивные или нейропсихологические функции подсудимого.