36. Виды мышления
Наиболее полно типология видов мышления в отечественной психологии представлена в работах Р.С. Немова, в зарубежной психологии – Дж. Брунера. Так, Р.С. Немов выделяет практическое и теоретическое мышление, каждое из которых соответственно подразделяется на два подвида: наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и теоретическое образное и теоретическое понятийное мышление
Наглядно-действенное мышление – процесс решения умственных задач при непосредственном манипулировании предметами. Например, в экспериментах с обезьянами на недоступной им высоте подвешивали приманку. При этом по площадке были разбросаны ящики. Сначала обезьяна тянулась к приманке или прыгала. Затем она сидела неподвижно и «анализировала» ситуацию. Наконец, обезьяны составляла пирамиду из ящиков, брала палку и доставала фрукты. Подобная сообразительность – это конкретное мышление в действии, то есть наглядно-действенное мышление.
Такое мышление широко представлено у людей, занятых ручным трудом.
Наглядно-образное мышление – процесс решения умственных задач при манипулировании образами предметов, извлеченными из кратковременной памяти. Такое мышление непосредственно связано с восприятием. Наглядно-образное мышление характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для художников, работающих на пленере, инженеров и конструкторов.
Теоретическое образное мышление – процесс решения умственных задач при манипулировании образами предметов, извлеченными из долговременной памяти. Мышление такого типа является более обобщенной и отвлеченной формой, его образы не только извлекаются из памяти, но и реконструируются силой воображения. Хорошо развитое теоретическое образное мышление имел И.М. Гончаров. Он вспоминал, что когда писал книги: люди не давали ему покоя, приставали, позировали в сценах. Он слышал отрывки их разговоров.
Ему казалось, что он ничего не выдумывал в своих книгах, а только смотрел и вдумывался.Теоретическое понятийное мышление – процесс решения мыслительных задач при манипулировании абстрактными категориями (понятиями) без обращения к опыту, который был получен при помощи органов чувств. Такое мышление свойственно научным работникам, к нему, по мере необходимости, обращаются все люди, когда имеют дело с абстрактной (символической или знаково-символической) информацией.
Когнитивный психолог Дж. Брунер по характеру воспринимаемой информации и соответствующему типу ее репрезентации выделяет в профиле мышления 4 базовых и 6 комбинированных видов. К базовым типам он относит предметное, образное, знаковое и символическое мышление.
Предметное мышление неразрывно связано с предметом в пространстве и во времени и осуществляется как преобразование информации с помощью предметных действий. Операции предметного мышления выполняются строго последовательно.
Образное мышление осуществляется с помощью манипулирования образами предметов, когда его свойства воспринимаются отвлеченно от непосредственного носителя. Таким мышлением обладают люди с художественным складом ума.
Знаковое мышление оперирует информацией на уровне умозаключений. Знаки группируются в более крупные структуры, результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между предметами и явлениями. Это тип мышления людей с гуманитарным складом ума.
Символическое мышление преобразует информацию с помощью логических операций, его результатом является мысль, выраженная в виде структур или формул, фиксирующих существенные отношения между символами. Такое мышление характерно для людей с математическим складом ума.
абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое мышление, научное
«Я мыслю, значит существую» (лат. Cogito ergo sum) — философское размышление Декарта об осознании своего мышления, как аргумента обнаружения себя существующего.
Каждый человек наделен возможностью мыслить. Мышление человека, включая представления и образы, является не только показателем склада ума (разума, мудрости) и интеллекта (IQ), но и в зависимости от типа, вида, формы мышления — показателем его чувств, эмоций и поведения, а значит — программы жизни, судьбы, если хотите…
Сегодня на психологическом сайте http://Психоаналитик-Матвеев.РФ
Как я мыслю, так я и живу (или существую). Вся схема: Как я думаю (мыслю, представляю себе) в той или иной ситуации (при том или ином жизненном событии), так я себя и чувствую…а как чувствую (эмоции), так и веду себя (поступки, поведение, физиология).
В целом все это образует заученные, автоматические паттерны мышления, чувствования и поведения в схожих ситуациях, т.е. удачливый, банальный или неудачливый (последний — комический, драматический или трагический) сценарий жизни. Решение: Измени свое мышление, и ты изменишь свою жизнь
Существует множество типов, видов и форм мышления человека, посредством которых наша психика воспринимает, перерабатывает и преобразует всю информацию, считываемую пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) поступающую из внешнего мира.
Мы рассмотрим основные типы, виды и формы мышления: наглядное, образное, предметное, действенное, словесно-логическое, абстрактное, профессиональное и научное, а также ошибки мышления, приводящие человека к психологическим, эмоциональным и жизненным проблемам.
Наглядное и образное мышление
Наглядно-образное мышление — работа правого полушария головного мозга — представляет собой, преимущественно, зрительную (визуальную) переработку информации, хотя это может быть и аудиальная (слуховая). Такой тип мышления присущ животным (у них нет второй сигнальной системы — не могут мыслить словами) и маленьким детям.
Во взрослой жизни, наглядно-образное мышление (его еще называют художественным видом) свойственно людям с ведущим правым полушарием, творческих профессий, например художникам, актерам…
Люди с образным мышлением часто думают картинками, любят представлять ситуации в образе, фантазировать, мечтать…и даже грезить наяву…
Практическое или предметное, действенное мышление
Оперирование предметами, взаимодействуя с ними: разглядывая, ощупывая, слушая, может даже обнюхивая и пробуя на вкус — представляет собой предметно-действенное мышление. Оно свойственно малым детям, познающим таким образом мир, приобретая некий жизненный опыт, и животным.
У взрослого человека также проявляется предметное и действенное мышление — этот вид практического, конкретного мышления используется не только людьми практических профессий, где предметами нужно постоянно манипулировать, но и в обычной, бытовой жизни, например, когда человек раскладывает все предметы на свои места и знает где что находится (в отличие от творческого типа мышления — таким людям свойственен «творческий беспорядок» и постоянный поиск чего-то нового).
Словесно-логическое мышление
По мере развития и взросления, человек учится говорить и логически мыслить. Картинки и образы, непосредственное восприятие (увидеть, услышать, пощупать, понюхать, вкусить) заменяются словесными обозначениями и логическими цепочками рассуждений, приводящих к тем или иным умозаключениям.
У многих начинает больше работать левое полушарие, люди воспринимают и интерпретируют мир: жизненные ситуации и различные явления словами, пытаясь логически осмыслить происходящее вокруг.
Правополушарное (образное, эмоциональное мышление) также никуда не девается, и все, что было воспринято наглядно-образно и предметно-действенно, вместе с эмоциональной окраской, сохраняется в подсознании человека. Однако, большинство людей не помнят своего детства и особенно детских переживаний, т.к. будучи взрослым, человек мыслит логически, словами, а не образами и картинками, как в детстве.
И например, если кого-то в детстве напугала собака, будучи взрослым он может продолжать панически их бояться, совсем не понимая, почему…ведь он не помнит момента испуга, т.к. тогда мыслил образами и предметами, а сейчас словами и логикой…
И чтобы человеку избавиться от кинофобии, нужно на время «отключить» (ослабить) левое, словесно-логическое полушарие…перейти к правому, эмоционально-образному, вспомнить и заново пережить ситуацию со «страшной» собакой в фантазиях, тем самым отработав этот страх.
Абстрактное мышление
Абстрагирование, отвлечение от того, что можно воспринять непосредственно, увидеть, пощупать…, думание обобщенными понятиями, представляет собой абстрактное мышление, свойственное старшим школьникам и взрослым людям, у которых уже развилось словесно-логическое мышление.
Например, понятие «Счастье» — абстракция, т.е. оно обобщает множество различных человеческих благ, его нельзя потрогать и увидеть, плюс ко всему — каждый по-своему понимает, что такое для него счастье…
Например, часто бывает, что из-за слишком абстрактного мышления человек обобщает каждую ситуацию в жизни, вместо того, чтобы взглянуть на нее в деталях, предметно и практически. Т.е. если кто-то будет стремиться к чему-то абстрактному, не конкретному — к тому же счастью — то он никогда не достигнет успеха.
Профессиональное и научное мышление
Во взрослой жизни человек получает какую-либо профессию, он начинает мыслить профессиональными понятиями, так и воспринимает мир и происходящее вокруг.
Например, как вы думаете, если вслух произнести слово «Корень», о чем подумают люди таких профессий как зубной врач, учитель словесности, садовод-огородник (ботаник) и математик?
Профессиональное мышление пересекается с предметным, а научное — с творческим, т. к. любой ученый, исследователь, постоянно в поисках новых открытий.
Однако всем этим людям не чуждо и словесно-логическое, и абстрактное, и наглядно-образное мышление. Другое дело, когда люди часто совершают — обычно неосознанно, как по программе — множество мыслительных ошибок. Т.е. подсознательно путают, когда и как нужно мыслить, чтобы добиваться успехов в жизни, и того же пресловутого счастья…
Ошибки мышления, приводящие человека к неудачам и краху
Наше мышление (слова, картинки и образы) во многом зависит от хранящихся в глубине психики (заложенных туда извне, в процессе воспитания, окультуривания и первичной социализации) внутренних глобальных, часто обобщенных убеждений (мировосприятия).
Стереотипное мышление и многочисленные, зачастую неосознаваемые логические ошибки и образуют тот или иной, удачливый или неудачный, жизненный сценарий человека (человек, мысля постоянно по одной заученной схеме, живет как робот, кибернетический организм, по программе, по установленным в голове алгоритмам).
И именно от этих алгоритмов мышления и зависит жизнь и судьба человека — счастливая или несчастная.
Но если изменить «плохую» программу, т.е. изменить роботизированные мысли, чувства и поведение, то измениться и сама жизнь…и судьба
Нужно немногое — проанализировать негативные ситуации в жизни, и виды, типы и формы мышления в них, чтобы изменить последнее… Здесь вам поможет психоанализ онлайн
Читайте еще про мысли и мышление:
- Измени мышление и ты изменишь жизнь!
- Как избавиться от дурных мыслей
- Передача мыслей на расстоянии
- Как научится читать мысли
- У ребенка плохие мысли
- Негативные мысли
- Как привести свои мысли в порядок
- Как люди мыслят
- Мысли о смерти
- Логические ошибки мышления
- Материальные мысли
- Детское мышление
Пройти тесты на мышление:
- Тест на креативное мышление
- Тест на рациональное — иррациональное мышление
- Тест на ассоциативное мышление
- Тест на абстрактное мышление
- Тест на логику мышления
- Тест на логическое мышление
- Тест на навязчивые мысли
notes/book-object-thinking.
md на главной · eoinkelly/notes · GitHub- Автор
считает, что поведение является ключевой концепцией для
- обнаружение
- , описывающий
- проектирование объекты.
ему нравятся CRC-карты, а не UML
он не увлекается формализмом
- утверждает, что «поведенческие» подходы к программному обеспечению безразличны к формализму
Объектно-ориентированный дизайн требует мышления, отличного от конструктивного проектирования
OO дизайн отличается культурой
Объектно-ориентированный дизайн имеет идеи о декомпозиции, которые отражают мировоззрение/культуру, отличную от традиционной разработки программного обеспечения. * мировоззрение: совместное использование социальных знаний и моделей поведения
Он считает, что быть гибким разработчиком программного обеспечения или экстремальным программистом — это культурная вещь. * как таковой он должен быть в первую очередь прожит * но книга и может помочь «настроить» вас на это
Формализм против герменевтики-постмодернизма * разные системы ценностей * приводит к разным идеям
Объектное мышление можно реализовать на любом языке программирования метафора и словарный запас играют большую роль в объектном мышлении * метафоры соединяют знакомое и незнакомое * словарный запас позволяет нам думать и общаться
считает, что модели (как в UML) не являются источником истины вместо этого рассматривает их как «удобные средства краткосрочной памяти»
Поведение — главный принцип * не классовые или сущностные отношения * не атрибуты данных и функции-члены (это разные вещи)
Другие книги с таким же видом
- Объектно-ориентированный дизайн: Брокс, Вайнер, Уилкинсон
- Использование карт CRC: Wilkinson
ДО НАЧАЛА ВНЕДРЕНИЯ
Автор считает, что XP и agile-методы переплетаются с объектным мышлением и каждый требует успеха другого.
«Лучшие люди» признан самой многообещающей серебряной пулей для преодоление кризиса программного обеспечения, и все же почти вся наша энергия была направлена тратиться на создание лучших инструментов, методов и процессов, а не на улучшение люди?»
«Все усилия по продвижению неформальных, повторяющихся, художественных и гуманных способов кажется, что разработка программного обеспечения встречает сопротивление, а затем кооптируется и обесценивается формальными разработка программного обеспечения?»
Отрывок из: Дэвид Уэст. «Объектное мышление (справочник разработчика)». iBooks.
Автор полагает, что руководство убедило руководство в том, что строгие формальные процессы улучшат программное обеспечение
Единственный неизменно надежный подход к хорошему программному обеспечению — это просто хорошие люди.
Промышленность уделяет так много внимания инструментам и процессам, потому что
- не знаю, как «обновить» средних разработчиков до хороших разработчиков
- распространено мнение, что «хороших» разработчиков недостаточно, чтобы обойти
- убеждение в том, что хорошие разработчики «ненадежны» и им нельзя доверять — как правило, «художники»
Agile-методы сосредоточены на отношениях, поведении, культуре и адаптивной эвристике (люди вещи), а не формальные процессы
Цель должна состоять в том, чтобы производить лучших разработчиков, а не производить лучших программное обеспечение, потому что лучшее программное обеспечение создается лучшими разработчиками.
В большинстве учебников по инструментам и процессам упоминается предостережение о том, что вам нужна группа опытные разработчики, чтобы правильно использовать инструмент.
«опыт — это всего лишь кодовое слово для таких аспектов развития, как философия, отношение, практика, ошибки и даже эмоции — все это нельзя свести к синтаксическое представление и рецептурная формулировка в учебнике»
Оправдание для XP состоит в том, что «Мы видели, как мастера-разработчики делают эти вещи. Мы видели, как менее опытные разработчики применяли эти методы и получали лучше», чем любая великая теория
«XP включает в себя устную традицию, которая еще не сведена к чернилам. и бумага (и, возможно, не может быть так сокращена)».
Автор говорит, что большинство книг по ХР предполагают объектное мышление, т. е. они связаны между собой. Можем ли мы объединить объектное мышление с функциональными подходами?
Повсеместное распространение объектно-ориентированных языков НЕ означает, что все овладели объектно-ориентированным мышлением
«Можно привести аргумент, что современное господствующее понимание объектов является лишь бледной тенью первоначальной идеи»
Отрывок из: Дэвид Уэст. «Объектное мышление (справочник разработчика)». iBooks.
Поведенческий подход к пониманию объектов НЕ распространен * UML рассматривает объекты как «анимированные записи данных» или «мини-программы COBOL»
Smalltalk — язык программирования, наиболее близкий к инкапсуляции поведенческих объектов
Истории против сценариев
- Истории всегда рассказываются покупателем и описывают взаимодействия в предметной области
- Сценарии (которые являются частью метода CRC) имеют тенденцию изображать вещи в области решения
Автор упоминает, что воплощение CRC-карт в 1990-х на самом деле не использовало объектно-ориентированное мышление
ДО НАЧАЛА ГЛАВА 1
В этой книге большое внимание уделяется мышлению по сравнению с инструментами или техникой
Сравнение объекта UML и антропоморфных объектов как мыслительных устройств
Структурированное программирование гласит: программа = структуры данных + алгоритмы (+ инкапсуляция черного ящика)
UML моделирует объект как «футбольный мяч» данных, окруженный операциями Объектные мыслители более склонны антропоморфизировать объект
Футбольный мяч как «мыслящее устройство» не фокусируется на поведении — он воспринимает объекты как крошечные программы на языке COBOL
антропоморфизировать = проецировать человеческие характеристики на объекты
Кажется, что «мышление UML» тесно связано с мышлением «дизайна базы данных», где структура данных является руководящим принципом, а нормализация данных — обычной желаемой задачей.
Процесс, через который мы проходим при программировании
концепция -> декомпозиция -> анализ -> дизайн -> исходный код -> объектный код -> выполнение [обсуждать вещи в [исключительно области компьютеров] язык проблемного домена]
- Объектное мышление здесь важно на всех этапах, кроме крайнего левого
- Объектное мышление производит совсем другие объекты, чем традиционное структурное программирование
В книге делаются большие заявления об объектно-ориентированном мышлении по сравнению с традиционным структурным программированием
- метрики SLOC будут на порядок меньше при использовании ОО мышления!!! Программы
- в два раза быстрее (или быстрее) доставляют
Надо будет что-нибудь подкрепить!
У него также есть некоторые характеристики по размеру объекта
- обязанности на класс: в среднем 7
- метода на класс: в среднем 12
- строки кода на метод: менее 7 для smalltalk, около 15 для C++, Java
Автор говорит, что относитесь к этим цифрам как к приблизительным ориентирам, если вы слишком сильно отклонились, значит, что-то не так
ДО «ДУМАТЬ КАК ОБЪЕКТ» P 59
«Объектное мышление» означает «думать как объект» — в отличие от «думать как компьютер», которым является процедурный код.
Когда мы «думаем как компьютер», мы записываем все шаги, которые компьютер предпримет для решения задачи.
Плюсы/минусы:
- ++ думать как компьютер интуитивно
- ++ хорошо работает для простых задач
- ++ «мысли» компьютеров могут быть довольно большими шагами (состоящими из более мелких шагов)
- — если последовательность внешних событий, поступающих в программу, не может контролироваться, то порядок «мыслей» также не может быть известен на самом деле
- — если задача требует большого разветвления, человеческий мозг плохо с ней справляется
- — если компьютер работает одновременно (или задействовано более одного компьютера), то мы практически не можем рассуждать о порядке, в котором что-то будет происходить в .
Многие программы до сих пор пишутся в стиле «думай как компьютер»
Эоин: Неясно, учитывался ли здесь функциональный стиль при выражении того, почему объектно-ориентированный стиль лучше, чем процедурный
Java и UML определяют объект как структуру данных + операции — если вы так думаете, то вы не «объектное мышление» — вы занимаетесь «компьютерным мышлением» 🙂
«Суть компьютерного мышления заключается в том, чтобы мыслить с точки зрения средств решение проблемы. Вы смотрите на каждую проблему развития через призму означает, что вы собираетесь использовать для решения этой проблемы. При разработке, ориентированной на данные, средства решения состоят из отношений и отношений; для Пролога и LISP, набор предложений или деклараций состояний».
Отрывок из: Дэвид Уэст. «Объектное мышление (справочник разработчика)». iBooks.
«Объектное мышление предполагает совсем другое средство решения — сотрудничающее сообщество виртуальных людей. Виртуальный человек — это сущность, способная выполнять определенные задачи».
- и виртуальные люди, и виртуальные машины являются метафорами того, как мы думаем о решениях проблемы, но это очень разные метафоры!
Выдержка из: Дэвид Уэст. «Объектное мышление (справочник разработчика)». iBooks.
«Объектное мышление фокусирует наше внимание на проблемном пространстве, а не на пространстве решения.
Отрывок из: Дэвид Уэст. «Объектное мышление (справочник разработчика)». iBooks.
Резюме:
- Объектное мышление фокусируется на пространстве проблем, компьютерное мышление фокусируется на пространстве решений
- Различные языки имеют разные инструменты в «пространстве решений», например.
- C = процедурные инструменты
- Лисп = ???
- Пролог = набор предложений
Муфта и сцепление
«На практике задачи неоднородны. Они полны узлов и щелей которые имеют четко выраженную структуру. Аналитический процесс терпит неудачу, только если он не учитывает эту структуру. —Кристофер Александер, 1964 г.
- искать «естественные соединения» (разделения и классификацию) в проблемном пространстве (как резчик по дереву искал бы в деревянном блоке)
«естественные модули в проблемном пространстве не изоморфны (демонстрация соответствия между контекстом и решением) с обнаруженными модулями и определяется, когда вы думаете о дизайне компьютерной программы».
Он считает, что объектное мышление ищет «естественное» разделение ответственности в проблемном пространстве и что это разделение отличается от того, к которому вы пришли бы, если бы начали с точки зрения «Я собираюсь разработать компьютерную программу».
Он утверждает, что объектное мышление создает в пространстве решений (вашей программе) объекты, которые гораздо ближе к естественным в пространстве задач, и это очень хорошо!
Экстремальное программирование ценит общение и общий язык между заказчиком и разработчиком
«Мы добьемся успеха, если у нас будет стиль, который прославляет последовательный набор ценностей, которые служат как человеческим, так и коммерческим потребностям: общение, простота, обратная связь и смелость». Это заявление представляет собой обсуждение Кентом Беком ценностей в eXplained eXtreme Programming »9.0007
Объектное мышление способствует этому общему языку (благодаря тому, что объекты в программном обеспечении соответствуют описанным клиентом)
Каждый аспект объектного мышления поддерживает цель общения XP
- идентификация объекта и распределение ответственности основаны на структуре предметной области, а не на структуре какой-либо компьютерной программы
- Мир природы сложен, но люди умеют в нем ориентироваться — эти же навыки можно использовать в программном обеспечении
- Объектное мышление приводит к меньшему количеству объектов, которые выполняют меньшую работу
- Сосредоточение внимания на координации автономных объектов вместо контроля и управления модулями и структурами данных также способствует простоте
Объектное мышление ценит быструю обратную связь
- Smalltalk был оптимизирован для этого
«Объектное мышление воплощает именно ту смелость, за которую ратовал Кент Бек:
Время от времени у кого-то в команде появляется сумасшедшая идея, что просто может сократить сложность всей системы. Если у них есть мужество, они попробуй. Это сработает (иногда)».
Объектное мышление | Microsoft Press Store
НОВЫЙ ВЫПУСК
Сэкономьте 20% на Microsoft Word Step by Step. Код не требуется. Узнать больше.
9780735619654+
Зарегистрируйте свою книгу, чтобы получить доступ к дополнительным преимуществам.
Не продается
К сожалению, эта книга больше не издается.
Бесплатная доставка
Эта электронная книга включает следующие форматы, доступные на вашем Счет страница после покупки:
EPUB Открытый отраслевой формат, известный своим перекомпоновываемым контентом и удобством использования на поддерживаемых мобильных устройствах.
PDF Популярный стандарт, воспроизводящий внешний вид и расположение печатной страницы.
Для чтения этой электронной книги не требуется ни паролей, ни активации. Мы персонализируем вашу электронную книгу, незаметно добавляя на нее водяной знак с вашим именем, чтобы сделать ее уникальной.
Добавить в корзину
О форматах электронных книг
Эта электронная книга включает следующие форматы, доступные на вашем Счет страница после покупки:
EPUB Открытый отраслевой формат, известный своим перекомпоновываемым контентом и удобством использования на поддерживаемых мобильных устройствах.
PDF Популярный стандарт, воспроизводящий внешний вид и расположение печатной страницы.
Для чтения этой электронной книги не требуется ни паролей, ни активации. Мы персонализируем вашу электронную книгу, незаметно добавляя на нее водяной знак с вашим именем, чтобы сделать ее уникальной.
- Описание
- Образец содержимого
- Опечатки и обновления
- Опубликовано 11.02.2004
- 1-е издание
- 368 страниц
- Книга 978-0-7356-1965-4
- электронная книга 978-0-7356-9130-8
В книге «ОБЪЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ» уважаемый объектный технолог Дэвид Уэст утверждает, что программиста делает образ мышления, а не инструменты и методы. Углубляясь в историю, философию и даже политику объектно-ориентированного программирования, Уэст показывает, как лучшие программисты полагаются на анализ и концептуализацию — на мышление — а не на формальные процессы и методы.