2. Бихевиоризм (предмет исследования, основной метод исследования, образ человека, достоинства и ограничения данных направлений).
В качестве предмета психологии выступают поведение и поведенческие реакции, т. к. именно эти явления могут быть изучены объективно опытным путем через наблюдение.
Поведение включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни человека.
Поведение и животных, и человека рассматривается как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия – стимулы (S), действует схема стимул – реакция (S → R).
Задача бихевиоризма – уметь правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды: зная характер стимула, можно предсказать реакцию или поведение.
Все реакции человека имеют либо приобретенную, внешнюю природу и называются условными рефлексами, либо внутреннее происхождение, т. е. наследственные, и называются безусловными рефлексами.
Поведение является результатом обучения, когда удачные реакции в результате многократного повторения автоматизируются и закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению, т.
Высшие психические функции, например речь и мышление, также являются навыками.
Механизмом удержания навыков является память.
Развитие психики происходит прижизненно и зависит от окружающей среды и ее стимулов – социального окружения, условий жизни и т. п.
Отсутствует периодизация возрастного развития, нет общих для всех закономерностей, определяющих развитие ребенка на каждом возрастном этапе.
Эмоции есть результат реакции организма на негативные или позитивные стимулы внешней среды.
Достоинства и ограничения:
1. Обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг изучаемых явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований, но при этом потребность в расширении предмета изучения была отражена однобоко и неадекватно, т. к. игнорировалось сознание как объективная сущность.
2. Исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии, но понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы.
3. Обозначение задачи управления поведением человека, нацеленности научного исследования на связь с практическими задачами, но из-за механистической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее средство.
4. Укрепление метода лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях, введение в практику опытов на животных, что позволяет решить многие практические задачи психологии, но эти результаты переносятся без каких-либо купюр и ограничений на человека, не учитывая при этом качественной разницы в поведении человека и животных.
5. Установление многих закономерностей выработки навыков, были игнорированы важнейшие компоненты действия – мотивация и психологический образ действия как ориентировочная основа его реализации, полностью исключался социальный фактор.
📖 Предмет изучения бихевиоризма, Глава 10 Бихевиоризм: истоки. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 171. Читать онлайн
. ..
Первичным предметом изучения и исходными данными для бихевиоризма Уотсона являются основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез. Психология, как наука о поведении, должна иметь дело только с теми актами, которые можно объективно описать, не прибегая к менталистическим концепциям и терминологии. Несмотря на объявленную задачу свести поведение к единичным парам «стимул — реакция» (S — R), Уотсон утверждал, что бихевиористы в итоге должны изучать поведение организма в целом. Ведь реакция может быть как простейшей, к примеру, подергивание колена, так и более сложной. В последнем случае Уотсон применял термин «акт». Он полагал, что акты реакций включают такие вещи, как употребление пищи, написание книги, игра в бейсбол или строительство дома. Таким образом, акт представляет собой ответную реакцию организма, выраженную движениями в пространстве, — такими, например, как произнесение слов, потягивание или бег.
Все это говорит о том, что Уотсон воспринимал акт реакции в терминах достижения определенного результата — воздействия на окружающую среду, а не как набор мышечных элементов. И тем не менее, по его мнению, акты поведения — вне зависимости от их сложности — могут быть сведены к моторным или железистым реакциям низшего уровня.
Реакции могут явными или неявными. Явные реакции являются внешними и непосредственно наблюдаемыми. Неявные реакции — сокращения внутренних органов, выделения желез, нервные импульсы и т. д. — происходят внутри организма. Несмотря на то, что такие движения не являются внешними, они также считаются элементами поведения. Прибегая к использованию понятия неявной реакции, Уотсон тем самым модифицировал свое требование, что предмет изучения психологии должен быть фактически наблюдаемым. Движения и реакции, которые происходят внутри организма, становятся наблюдаемыми с помощью приборов.
Подобно реакциям, раздражения (стимулы), с которыми имеет дело бихевиоризм, могут быть как простыми, так и сложными. Так длина световой волны, оказывающая воздействие на сетчатку глаза, считается относительно простым раздражителем, но раздражители могут быть и физическими объектами, и более сложными ситуациями (то есть комбинацией различных специфических стимулов). Подобно тому, как комбинация реакций, участвующих в действии, может быть сведена к отдельным составляющим, так и стимулирующая ситуация может быть разложена на составные компоненты.
Таким образом, бихевиоризм имеет дело со всем организмом в целом, со всеми его связями с окружающей средой. Путем анализа совокупностей пар <стимул — реакция> и разложения их на элементарные составляющие можно разработать определенные законы поведения.
Бихевиоризм Уотсона представляет собой попытку построить науку, свободную от менталистических понятий и субъективных методов, науку столь же объективную и здравомыслящую, как физика. Давайте посмотрим, как Уотсон относился к трем основным предметам изучения психологии инстинкту, эмоциям и мышлению. Как и все создатели систематических теорий, Уотсон разрабатывал бихевиоризм на основе своих глубоких убеждений. В данном случае это означало, что все области поведения должны рассматриваться в объективных терминах <стимул — реакция>.
Вы обусловлены? Объяснение величайших экспериментов бихевиоризма
Бихевиоризм — это дисциплина в психологии, которая предполагает, что любое поведение людей и животных обусловлено взаимодействием с окружающей средой. Он систематически изучает наблюдаемое поведение людей и животных, игнорируя более субъективную информацию, такую как мысли и чувства субъекта.
Бихевиоризм был доминирующей философией в господствующей психологии вскоре после 19-го века.13 публикация книги Джона Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» до середины 1950-х гг.
Еще в семнадцатом веке выдающийся мыслитель Томас Гоббс (1650, 1709) выразил заинтересованность в том, чтобы выяснить, можно ли применить ошеломляющие достижения науки к изучению человеческой природы. По данным Harzem (2006):
«Начиная с эпохи Возрождения и заканчивая эпохой просвещения, обоснованное решение все больше приобретало первенство над решением на основе веры или указом в научных исследованиях и вопросах человеческих дел. Естественным следствием этого развития было то, что науки в совокупности стали рассматриваться как императивное предприятие, если нужно было найти надежные решения проблем человеческой жизни».
Бихевиористы участвовали в амбициозной попытке найти методы, позволяющие получать эмпирические объективные данные, которые можно было бы надежно собирать и адаптировать для различных исследовательских задач (Harzem, 2006). Традиционная психология и чрезвычайно влиятельные работы Зигмунда Фрейда и Карла Юнга уделяли особое внимание бессознательным процессам.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Бихевиористы проводили эксперименты, направленные на устранение субъективного, надеясь получить новые знания, привнося психологию в сферу современной науки.
Джон Уотсон (1913) утверждал, что люди и животные, неоднократно подвергавшиеся вызывающему воспоминания стимулу (например, чему-то страшному), сопровождаемому нейтральным стимулом (например, чем-то неинтересным), в конечном счете будут реагировать на один только нейтральный стимул так же, как и на нейтральный стимул. сам вызывающий стимул. Это стало известно как классическое обусловливание — известным примером являются эксперименты Ивана Павлова на собаках.
Эдвард Ли Торндайк (1927) позже утверждал, что существа, вознаграждаемые за одни виды поведения и наказываемые за другие, в будущем будут демонстрировать больше вознаграждаемых поступков, что стало называться 9.0029 оперантное обусловливание . Эти утверждения были проверены с помощью различных экспериментов, проведенных на животных и людях в лабораториях по всему миру. Некоторые из этих экспериментов дали плодотворное понимание психологии; другие прославились страданиями, причиняемыми испытуемым.
Уотсон считал, что его открытия можно использовать для прогнозирования результатов, которые определенные стимулы, опыт и образ жизни могут проявляться в течение жизни человека. Его видение на этом не остановилось — он думал, что преднамеренное манипулирование человеческим опытом и стимулами может привести к конкретным желаемым результатам.
«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его любому специалисту, которого я выберу, — доктору, адвокат, художник, купец-главнокомандующий и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, склонностей, наклонностей, способностей, призваний и расы его предков». (****)
.
Основная философия, лежащая в основе бихевиоризма, заключается в том, что только данные, собранные в ходе научных наблюдений, могут дать надежные результаты. Многие увлекательные эксперименты, вытекающие из этой философии, действительно сделали бихевиористов знаменитыми.
1. Собаки Павлова – 1898-1925
Истинный генезис бихевиоризма как теории пришелся на 1890s, когда физиолог Иван Павлов изучал пищеварительную систему собак. Он создал систему для измерения количества слюны, выделяемой собаками во время кормления, но отметил, что это начиналось, как только собаки слышали шаги помощника, который их кормил.
Далее он обнаружил, что любые явления, которые собаки научились ассоциировать с едой, вызывали одинаковую реакцию. Это открылось Павлову как важное научное открытие, и он посвятил этому изучению большую часть своей оставшейся карьеры.
В работе 1902 года Работа пищеварительных желез Павлов отмечал, что безусловный раздражитель (пища) непроизвольно вызывает безусловную реакцию (слюноотделение). Затем он нашел нейтральный стимул или что-то, что изначально не вызывало реакции у собак, в данном случае тиканье метронома. Он начал включать метроном до и во время кормления и обнаружил, что после нескольких повторений одного только метронома было достаточно, чтобы вызвать слюноотделение.
2. Исследование Маленького Альберта – 1919
В самом раннем эксперименте по классическому обусловливанию, примененном к людям, Уотсон и Рейнер в 1920 году начали исследовать, можно ли создать стойкую реакцию страха или фобию. За этим последовал эксперимент, не отвечающий современным этическим стандартам.
Альберту Б. было 9 месяцев, когда Уотсон и Рейнер впервые познакомили его с рядом безвредных предметов; белая крыса, обезьяна, кролик, маски, тлеющая бумага и звук удара молотком по четырехфутовой трубе. Они заметили, что он не боялся ни одного из предметов, но испугался и заплакал, когда ударили по трубе.
Семь раз в течение следующих недель Альберт подвергался воздействию крыс одновременно с ударом по трубе. Он каждый раз плакал, а также начинал плакать при виде одной крысы. Это была условная реакция, которую Уотсон и Рейнер надеялись вызвать. Они обнаружили, что Альберт реагировал так же, когда видел других маленьких животных или белые пушистые предметы: мягкие игрушки, бороду Санта-Клауса и шубу Рейнера.
Исследователи продолжили тестировать Альберта через месяц после окончания условного рефлекса и обнаружили, что он продолжает демонстрировать обусловленное поведение.
Торндайк помещал голодного кота в коробку, которая открывалась, когда кошка наступала на встроенный переключатель. Снаружи коробки он ставил миску с едой, чтобы мотивировать ее на побег.
Он заметил, что кошки, которых он тестировал, мяукают и бродят внутри коробки в поисках выхода, пока случайное нажатие на переключатель не вознаградит их доступом к еде. Когда одну и ту же кошку тестировали несколько раз, время, необходимое кошке, чтобы открыть коробку, обычно уменьшалось с каждым повторением. Кроме того, он обнаружил, что скорость снижения каждый раз увеличивалась, прежде чем стабилизироваться, как только кошка научилась эффективно выполнять задачу. Это привело к тому, что он ввел термин «кривая обучения».
Торндайк утверждал, что повышение производительности кошек не указывает на понимание механики их затруднительного положения; «Нет никакого рассуждения, никакого процесса вывода или сравнения; нет размышлений о вещах, нет сложения двух и двух; нет никаких идей — животное не думает ни о ящике, ни о еде, ни о действии, которое оно должно совершить».
4. Коробка Скиннера
Берхус Скиннер впервые применил метод помещения животных в небольшую коробку, чтобы подвергнуть их оперантному обусловливанию. Они были сконструированы таким образом, чтобы блокировать внешние раздражители и держать животное в узде, пока его обучали определенным действиям.
Они использовались в экспериментах, подобных экспериментам Торндайка, а также в классических исследованиях условного рефлекса. В них животных учили ассоциировать действие, такое как поворот направо, с горящей лампочкой и наградой в виде еды. В конце концов, животное можно было заставить повернуть направо, просто включив лампочку и не получая никакой награды.
В других экспериментах животных заставляли нажимать на рычаг либо для получения вознаграждения, либо для прекращения поражения электрическим током. Как и Торндайк, Скиннер обнаружил, что животные выполняли эти задачи за все более короткое время.
По мере роста научного мировоззрения многие из ранее авторитетных человеческих институтов постепенно ввергались в кризис легитимности. По мере того, как накапливались технологические триумфы научного мировоззрения, рос скептицизм в отношении идей и взглядов, которые не соответствовали этим новым стандартам.
Бихевиористы попытались решить эту проблему, примирив психологию с научным методом наблюдения и исследования. Это также имело значение для области философии; Э. О. Уилсон (1975) предположил, что «этические философы интуитивно постигают деонтологические каноны морали», консультируясь со своими собственными «эмотивными центрами». Далее он предположил, что «этический бихевиоризм» может предоставить средства «интерпретации активности эмоциональных центров как биологической адаптации». Таким образом, моральное обязательство можно интерпретировать как набор моделей поведения, усвоенных детьми посредством оперантного обусловливания (Wilson, 1995).
Критики утверждают, что современная когнитивная психология превратила бихевиоризм в устаревшую дисциплину (Harzem, 2006). Бланшар (1965) утверждал, что отрицание внутренних процессов бихевиористами наносит ущерб развитию самой психологии; «Некоторые головные боли, по-видимому, вызваны беспокойством и страхом, другие — аллергией на шоколад. […] В той мере, в какой психология может говорить о физической причинности, она обретает точность, объективность и контроль».
Бихевиористы установили многие из самых глубоких психологических истин, которые сегодня считаются само собой разумеющимися; понимание механизмов дрессировки животных, обучения детей и того, как наследуются социальные нормы. Они попытались определить и устранить то, что они считали слабыми местами прежних доминирующих методов, подобно тому, как после них это сделали когнитивные психологи. Как писал Исаак Ньютон (Merton, 1985) в письме коллеге-ученому Роберту Хуку;
«Если я и видел дальше, так это стоя на плечах гигантов».
Бланшард, Б. (1965). Критические размышления о бихевиоризме . Труды Американского философского общества, 109 (1), 22-28. Получено 4 сентября 2021 г. с http://www.jstor.org/stable/9.85775
Хоббс, Т., и Мисснер, М. (2016). Томас Гоббс: Левиафан (Библиотека первоисточников по философии Лонгмана) . Рутледж.
Гоббс, Т. (1999). Элементы права, естественного и политического: Часть I, человеческая природа, часть II, de corpore politico; с тремя жизнями . Издательство Оксфордского университета, США.
Мертон, РК (1985). На плечах гигантов: Шандейский постскриптум (Том 63). Харкорт.
Торндайк, Э. Л. (1927). Закон Эффект . Американский журнал психологии, 39, 212-222.
https://doi.org/10.2307/1415413
Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиориста . Психологический обзор, 20 (2), 158–177.
Уилсон, Э. О. (1975). Некоторые центральные проблемы социобиологии. Информация по социальным наукам , 14 (6), 5–18. https://doi.org/10.1177/0537501400601
Уилсон, Э. О. (1995). Генная мораль . Вопросы эволюционной этики, 153-164.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по теме
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Подача статей
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. |