Представители нигилисты: Нигилист в русской литературе

Нигилизм в России | Понятия и категории

НИГИЛИЗМ В РОССИИ. В России термин «нигилизм» впервые употреблен Н.И.Надеждиным в опубликованной в 1829 в «Вестнике Европы» статье «Сонмище нигилистов». Несколько позже, в 30–40-х гг. 19 в., его использовали Н.А.Полевой, С.П.Шевырев, В.Г.Белинский, М.Н.Катков и ряд других русских писателей и публицистов, при этом употребляя термин в различных контекстах. С ним были связаны как положительные, так и отрицательные моральные коннотации. М.А.Бакунин, С.М.Степняк-Кравчинский, П.А.Кропоткин, напр., вкладывали в термин «нигилизм» положительный смысл, не видя в нем ничего дурного. Ситуация изменилась во 2-й пол. 19 в., когда термин «нигилизм» приобрел качественно новый и вполне определенный смысл. Нигилистами стали именовать представителей радикального направления разночишгев-шестидесятников, выступавших с проповедью революционного мировоззрения, отрицавших социальные (неравенство сословий и крепостничество), религиозные (православно-христианская традиция), культурные («официальное мещанство») и иные официальные устои общества до- и пореформенной России, общепринятые каноны эстетики и проповедовавших вульгарный материализм и атеизм.

Отличительной особенностью российского нигилизма становится попытка в области осмысления социальных феноменов опереться на естественнонаучную теорию дарвинизма и экстраполировать ее методологию на процессы эволюции социума (человек есть животное; борьба за существование – основной закон органического мира; ценно и важно торжество вида, индивид же есть величина, не заслуживающая внимания). Рупором подобным образом понимаемого нигилизма в России нач. 60-х гг. 19 в. становится журнал «Русское слово», ведущую роль в котором играл Д.И.Писарев. При этом, правда, сам Писарев игнорировал термин «нигилизм» и предпочитал именовать себя и своих единомышленников «реалистами». Повсеместное распространение подобное толкование термина «нигилизм» получило с выходом в свет в 1862 романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», главный герой которого «нигилист» студент Базаров отстаивал мысль о том, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание», и выступал с разрушительной критикой социального устройства, общественной морали, образа жизни господствующих слоев российского общества.
Впоследствии русская литература дала целую галерею образов нигилистов от Рахметова и Лопухова в произведениях Чернышевского (где образы нигилистов-революционеров были выписаны с большой симпатией) до явных антигероев в романах Достоевского, Писемского, Лескова и др. Во 2-й пол. 19 в. термин «нигилизм» активно использовался правоконсервативной публицистикой для характеристики представителей революционного народничества 1860–70-х гг. и русского освободительного движения в целом.

Новую страницу в истории истолкования феномена «русский нигилизм» открыли в первые десятилетия 20 в. С.Л.Франк и Н.А.Бердяев. Франк в статье «Этика нигилизма» (сб. «Вехи», 1909) объявил «нигилистический морализм» основной чертой духовной физиономии русского интеллигента, первым русским нигилистом назвал Петра I, большевиков же охарактеризовал как выражение «универсального отрицания». Характеризуя русский нигилизм, Бердяев различал его узкий («эмансипационное умственное движение 60-х гг.») и широкий (течения мысли, отрицающие «Бога, дух, душу, нормы и высшие ценности») смыслы («Истоки и смысл русского коммунизма»).

Считая русский нигилизм религиозным в основе своей феноменом, Бердяев, однако, определяет его истоки противоречивым образом, считая их то православными, то гностическими. Нигилистическая ментальность, заявленная в образах Базарова, Рахметова и др., трансформируясь в ходе исторического развития, продолжается в русском коммунизме, где она, в частности, приобретает некоторые черты богоборчества в духе вульгаризированного Ницше, напр. у М.Горького.

Нигилизм в России – это не идеология или мировоззренческая концепция; это специфическая социально-психологическая, как правило неотрефлексированная, установка, особый способ реагирования на самые разные феномены общественной жизни, отличающийся гипертрофированной категоричностью, «тотальностью» отрицания, отрицанием недиалектическим, когда в отрицаемых явлениях не признается и не принимается ничего позитивного, рационального; нигилизм, как правило, выражается в уничижительных, обличительных и даже ругательных терминах; он враждебен всякому компромиссу. Свои нигилисты того или иного рода имелись в самых разных общественных движениях и течениях мысли, но гл.о. феномен нигилизма был характерен для крайне лево- и праворадикальных направлений. В леворадикальных и революционных кругах 19 в. нигилизм наиболее ярко проявился у публицистов «Русского слова» во главе с Писаревым и в «анархистском» движении, в 20 в.– в анархо-синдикализме и в таком антиинтеллигентском движении, как «махаевщина» (В.К.Махайский и др.), в первые годы советской власти в пролеткультовском движении. На правом фланге спектра общественных движений в России 19 в. явно нигилистические мотивы были особенно характерны для выступлений и сочинений редактора обскурантского журнала 40-х гг. «Маяк» С.О.Бурачека, издателя не менее обскурантского журнала 60-х гг. «Домашняя беседа» В.И. Аскоченского, для Константина Леонтьева, идеологов черносотенного движения нач. 20 столетия.

В.П. Визгин, В.Ф. Пустарнаков, Э.Ю. Соловьев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 85-86.

Литература:

Катков М. О нашем нигилизме. По поводу романа Тургенева. – «Русский вестник», 1862, № 7;

Гогоцкий С. Нигилизм. – Он же. Философский лексикон, т. 3. К., 1866;

Де-Пуле М. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. – «Русский вестник», 1881, № 11 ;

Цион И. Нигилисты и нигилизм. М., 1886;

Страхов Н.Н. Из истории литературного нигилизма 1861–65. СПб., 1890;

Алексеев А.И. К истории слова «нигилизм». – В кн.: Сборник статей в честь акад. А.И.Соболевского. Статьи по славянской филологии и русской словесности. М.–Л., 1928;

Воровский В.В. Базаров и Санин. Два нигилизма. – Соч., т. 2. М., 1931;

Степняк-Кравчинский С.М. Нигилизм. – Он же. Подпольная Россия. М., 1960;

Новиков А.И. Нигилизм и нигилист. Опыт критической характеристики. Л., 1972;

Достоевский Ф.М. Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах. – Собр. соч. в 30 т., т. 20. Л., 1980;

Козьмин Б.П. Два слова о слове «нигилизм». – Он же. Литература и история. Сб. статей. М., 1982;

Karlowisch N. Die Entwickelung des russischen Nihilismus. В., 1880;

Oldenberg K. Der russische Nihilismus von seinen Anfängen bis zur Gegenwart. Lpz., 1888;

Coquart A.Dmitri Pisarev (1840–1868) et idéologie du nihilisme russe. P., 1946;

Hingley R. Nihilists. Russian Radicals and Revolutionaries in the Reign of Alexander II (1855–81), 1967;

Lubomirski J. Le nihilisme en Russie. P., 1979.

Tags: 

Идеология

Понятие: 

Нигилизм

кто это такой, взгляды нигилистов

Нигилист – это личность, которая отрицает значимость общепринятых ценностей как нравственных, так и культурных. Понятие «нигилист походит от латинского «nihil» и означает «ничто». Нигилист отметает все принципы, не признает априори авторитетов. Помимо несогласия с общепризнанными ценностями и идеями, он отрицает также и осмысленность человеческого существования. Нигилисты склонны к критическому мышлению и скептицизму.

Кто такой нигилист

В толковом словаре находится информация о том, что нигилист – это индивид, который:

– отрицает смысл существования человека;

– свергает с пьедесталов все общепризнанные авторитеты;

– отвергает духовные ценности, идеалы и прописные истины.

Нигилист своеобразно реагирует на события в окружающем мире, проявляя защитную реакцию в качестве несогласия. Отрицание у нигилиста нередко доходит до мании. Для него все человеческие идеалы – как призраки, ограничивающие свободное сознание индивида и мешающие ему правильно жить.

Нигилист признает в этом мире лишь материи, атомы, образующие определенное явление. Среди основных причин нигилизма – эгоизм, а также чувство самосохранения, не ведающее чувства духовной любви. Нигилисты утверждают, что все творческое – ненужная и напускная ерунда.

В психологии нигилист рассматривается как человек, который отчаялся в поисках причин и смысла существования на земле.

В концептуальных положениях Э.Фромма нигилизм преподносится как механизм психологической защиты. Фромм считал, что основной проблемой индивида, пришедшего в этот мир не по своей воле, является естественное противоречие между бытием, а также тем, что человек, владея способностью к познанию себя, других, настоящего и прошлого, выходит за пределы природы. По мнению Э.Фромма личность развивается в стремлении к свободе и стремлении к отчуждению. И это развитие происходит путем увеличения свободы, однако не каждый может этим путем правильно воспользоваться. Вследствие этого негативные состояния и психические переживания приводят индивида к отчуждению и утрате его самости. Появляется защитный механизм «бегство от свободы», приводящий индивида к деструктивизму, нигилизму, автоматическому конформизму, стремлению разрушать мир, чтобы мир не разрушил его.

В.Райх, анализируя внешний вид и поведение нигилистов, характеризует их как высокомерных, циничных, дерзких с ироничной ухмылкой. Эти качества являются следствием действия нигилизма как защитного механизма. Эти особенности стали «броней характера» и выражаются в виде «невроза характера». В.Райх утверждает, что черты нигилистов – это остатки сильных защитных механизмов в прошлом, отделившиеся от своих исходных ситуаций и ставшие постоянными особенностями характера.

Нигилист – это личность, разочаровавшаяся в жизни и скрывающая горечь этого разочарования под маской цинизма. Но именно в переломных моментах истории человечества нигилисты являлись движущей силой перемен и событий, и большинством носителей нигилистических взглядов была молодежь со своим стремлением к максимализму.

Взгляды нигилистов

Учение о нигилизме возникло в ХII веке, но вскоре было расценено как еретическое и предано анафеме папой Александром III.

Особенный размах получило нигилистическое движение в XIX веке на Западе и в России. Его связывали с именами Якоби, Ницше, Штирнера, Прудона, Кропоткина, Бакунина и других.

Само понятие «нигилизм» ввел немецкий философ Ф.Г.Якоби. Наиболее ярким представителем нигилизма был Ф.

Ницше. Он считал, что истинного в мире нет, а его существование – иллюзия прохристианских мыслителей.

Еще один известный нигилист О.Шпенглер продвигал идею о закате европейской культуры и о разрушении прежних форм сознания.

С.Кьеркегор считал, что причиной распространения нигилистического движения является кризис в христианском вероисповедании.

В России во второй половине ХIХ века появилось больше сторонников нигилизма, отрицающих сложившиеся устои общества. Они высмеивали религиозную идеологию и проповедовали атеизм.

Значение слова нигилист наиболее раскрыто в образе Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Яркий представитель своего времени, он выражал социальные, а также политические изменения, которые происходили тогда в обществе. Он был «новым человеком», бунтарем. Студент Базаров описан Тургеневым как сторонник наиболее «беспощадного и полного отрицания». Прежде всего, он выступал против самодержавия, крепостного права, религии – это всего того, что порождало народную нищету, бесправие, темноту, общину, патриархальную старину, семейный гнёт.

Бесспорно, это отрицание носило революционный характер, такой нигилизм был свойственен революционным демократам 60-х годов.

Среди основных видов нигилизма в современном обществе можно выделить несколько.

Правовой нигилизм состоит в отрицании законов. Это может привести к торможению правовой системы, противоправным действиям, а также хаосу.

Причины правового нигилизма могут иметь исторические корни, также он возникает из-за несоответствия законов интересам граждан, несогласия людей со многими научными концепциями.

Моральным нигилизмом называют метаэтическую позицию, которая гласит, что ничто не может быть моральным либо аморальным. Нигилисты предполагают, что даже убийство независимо от его обстоятельств и причин нельзя расценивать как плохой или хороший поступок.

Юношеский нигилизм, так же, как и юношеский максимализм выражается яркими эмоциями в отрицании всего. Подрастающая личность часто испытывает несогласие с взглядами, привычками и жизненным укладом взрослых и стремится защитить себя от негатива реальной жизни. Этот вид нигилизма нередко присущ не только юношам, но и эмоциональным людям всех возрастов и выражается в самых разных сферах (в религии, культуре, правах, знаниях, общественной жизни).

Мереологический нигилизм сегодня довольно распространен. Это философская позиция, которая твердит, что объектов, состоящих из частей, не существуют, а есть только базовые объекты, не состоящие из частей. Например, нигилист уверен, что лес существует не как отдельный объект, а как множество растений в ограниченном пространстве. И что понятие «лес» создано, чтобы облегчить человеческое мышление и общение.

Географический нигилизм стал выделяться относительно недавно. Его суть в отрицании и неразумении нелогичного использования географических признаков частей света, подмене географических направлений север – восток – юг – запад и географических частей света культурологическим идеализмом.

Эпистемологический нигилизм – это форма скептицизма, которая утверждает сомнение в возможности достижения знаний. Он возник как реакция на идеал и универсальную цель древнегреческого мышления. Софисты первыми поддержали скептицизм. Через некоторое время сформировалась школа, отрицающая возможность идеального познания. Тогда уже была понятна проблема нигилизма, заключающаяся в нежелании его сторонников получать нужные знания.

Популярный сегодня нигилизм – культурный. Его суть в отрицании культурных направлений всех сфер жизни социума. Руссо, Ницше и другие основоположники контркультуры полностью отрицали всю западную цивилизацию, а также буржуазную культуру. Самая большая критика обрушилась на культ потребительства массового общества и массовой культуры. Нигилисты уверены, что только авангард достоин развития и сохранения.

Религиозный нигилизм – это бунт, восстание против религии, негативное отношение к духовным общественным ценностям. Критика религии выражается в прагматическом отношении к жизни, в бездуховности. Такого нигилиста называют циником, для него ничего святого.

Социальный нигилизм выражается в самых разных проявлениях. Это неприязнь к государственным институтам, реформам, социальные протесты против различных преобразований, новшеств и шоковых методов, несогласие с различными политическими решениями, непринятие нового уклада жизни, новых ценностей и перемен, отрицание западных образцов поведения.

Среди негативных сторон нигилизма невозможность выйти за рамки собственных взглядов, непонимание среди окружающих, категоричность в суждениях, которая часто приносит вред самому нигилисту. Однако позитивно то, что нигилист проявляет свою индивидуальность, отстаивает собственное мнение, ищет и открывает что-то новое.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Новые нигилисты — Сара Лонгвелл

Республиканский кандидат в губернаторы Аризоны Кэри Лейк держит кувалду, обращаясь к сторонникам. (Фото Джастина Салливана/Getty Images).

Группа кандидатов от Республиканской партии, баллотирующихся на промежуточных выборах, вывела безнравственность на совершенно новый уровень. Кандидат в губернаторы Аризоны Кари Лейк отказалась заявить, что примет результаты своей гонки, если проиграет. У кандидата в Сенат Пенсильвании Мехмета Оза скандал из-за жестокого обращения с животными, связанный с его медицинскими исследованиями. А Гершель Уокер, кандидат от республиканцев в Сенат США в Джорджии, якобы оплатил аборт, несмотря на заявленную им позицию в защиту жизни, которая не делает исключений для изнасилований, инцеста или жизни матери. Его действия также включают приставление пистолета к голове жены, ложь об окончании колледжа, ложь о карьере в армии и правоохранительных органах и ложь о трех тайных детях.

Какова была реакция лидеров Республиканской партии и деятелей СМИ? По сути: «LOL, ничего не имеет значения».

Раньше такого не было. Скандал с Уокером дает интересный взгляд на то, насколько широко распространились лицемерие и безнравственность. До того, как Дональд Трамп захватил Республиканскую партию, его полемика вызвала бы публичные обвинения со стороны республиканцев, если не призывы полностью выйти из гонки. Именно это произошло в 2008 году с кандидатом в конгресс от штата Орегон Майком Эриксоном, который лишился одобрения организации «Право на жизнь» штата Орегон — а в конечном итоге и своего избрания — после того, как выяснилось, что он оплатил аборт бывшей девушки.

Кажется, что это было целую жизнь назад.

Теперь республиканские лидеры общественного мнения отмахиваются от действий своих самых сомнительных кандидатов. Оправдания варьируются от «а как насчет Билла Клинтона и Теда Кеннеди» до более честных расчетов «Эй, нам нужно это место в Сенате».

Это непонятный поворот для тех из нас, кто вырос в эпоху, когда Республиканская партия строила свой общественный бренд на основе морали и характера. Взгляните на речи Рональда Рейгана или Джорджа Буша-младшего, и вы увидите, что они полны восхвалений «наших глубоких моральных ценностей и наших сильных социальных институтов» и громких призывов вроде: «Самая большая экономическая потребность Америки — это более высокие этические стандарты».

Возможно, мы были лохами, купившимися на всю эту «Книгу добродетелей». В конце концов, Республиканская партия часто проповедовала сексуальную мораль и осуждала скандалы, подобные авантюрам Билла Клинтона в Овальном кабинете, и в то же время терпела сексуальную безнравственность и коррупцию среди таких людей, как Ньют Гингрич и Раш Лимбо. В 2012 году Национальный республиканский сенаторский комитет пообещал отозвать поддержку кандидата Тодда Эйкина из-за некоторых грубых комментариев об изнасиловании, но продолжал тайно финансировать его кампанию.

Но есть большая разница между тогда и сейчас. Еще несколько лет назад Республиканская партия все еще риторически защищала добродетель, даже когда она терпела неудачу и применяла двойные стандарты. Например: моральные и личностные недостатки Трампа были общеизвестны, когда он был номинирован. Все знали или имели основания знать, что он был предполагаемым коррумпированным сексуальным хищником, терпимым (по крайней мере) к расизму и иностранным конфликтам интересов — в основном потому, что он громко и неоднократно хвастался большинством этих пороков. Тем не менее республиканские лидеры в основном рассматривали его как исключение из их моральных рамок. Это означало, что республиканцы еще не полностью отказались от морали.

В 2022 году, напротив, Республиканская партия полностью игнорирует или извращает добродетель. Трамп породил сотни кандидатов от Республиканской партии, которые подражают его лжи о выборах 2020 года, его коррупции и его воинственном стиле. Кандидаты с низким характером, такие как Лейк, Оз и Уокер, являются правилом в Республиканской партии, а не исключением. Согласно старой поговорке, лицемерие — это дань, которую порок платит добродетели, и республиканцы разрешили свое лицемерие в пользу порока.

Защищая свою постоянную поддержку Уокера, лидер меньшинства в Сенате Митч МакКоннелл изложил позицию партии в отношении плохих кандидатов: «Он республиканец, не так ли? Магическое число — 51». Лидер меньшинства в Палате представителей Кевин Маккарти еще хуже. Он стойко поддерживал наиболее сомнительное крыло Республиканской конференции в Палате представителей, в том числе члена палаты представителей Марджори Тейлор Грин, которая делала антисемитские комментарии о еврейских космических лазерах, и члена палаты представителей Пола Госара, который угрожал другим членам Конгресса.

Это тот самый Кевин Маккарти, который всего три года назад лишил общепризнанного белого националиста члена палаты представителей Стива Кинга его должностей в комитете. Он также отказался поддержать Кинга на его предварительных выборах, фактически обеспечив его поражение. Трудно представить, чтобы Маккарти делал это сейчас, особенно с учетом того, что на карту поставлена ​​его цель стать спикером палаты представителей. Вся партия следует примеру МакКоннелла и Маккарти.

Этот нигилистический взгляд отражается, хотя и по-разному, среди избирателей-республиканцев. Дело не в том, что они активно оправдывают плохое поведение и открытое лицемерие кандидатов-республиканцев. Они просто видят демократов как хуже . Негативная приверженность является основной причиной того, почему избиратели-республиканцы не рассматривают эти моральные и личные проблемы как нарушение условий сделки, как они это делали всего десять лет назад. Человек из одной из моих фокус-групп в Джорджии сказал о члене палаты представителей Грин: «Мы должны иметь ее, чтобы компенсировать орехи на другой стороне, где вы получаете AOC или что-то в этом роде».

Для этих избирателей нет смысла ставить их сторону в невыгодное положение, применяя моральные ограничения, потому что они считают, что демократы отказываются делать то же самое. Как выразился представитель группы избирателей Трампа из колеблющихся штатов из Аризоны: «[Демократы] не заботились о стране. Все дело было в победе их стороны».

Но есть очевидная проблема с оправданием плохого поведения своей стороны утверждением, что другая сторона хуже. В конечном счете, вы увеличиваете количество плохого, аморального и коррумпированного поведения, которое вы готовы терпеть во имя трайбализма и негативной приверженности. Такой менталитет затянет Америку в темное место. Точнее, темное место.

Мы можем и должны ожидать большего от наших избранных лидеров.

Пока республиканцы придерживаются морального нигилизма, демократы должны попытаться захватить власть. Партии уже перестраиваются не только по вопросам политики, но и по вопросам характера. В 2020 году Байден выиграл у избирателей, чьим главным приоритетом с точки зрения характера кандидата были «может объединить страну» или «обладает здравым смыслом», и получил хорошие результаты даже среди тех, чей главный критерий был «заботится о таких людях, как я». (Трамп победил тех, кто отдавал предпочтение «сильному лидеру».)

Я знаю, что в наши дни наша политическая культура пропитана цинизмом, но рынок приличия все еще существует. Что-то, что я снова и снова слышал от колеблющихся избирателей, объясняющих, почему они не могут голосовать за Трампа, было: «Как я могу научить своих детей быть порядочными, когда президент Соединенных Штатов ведет себя таким образом?» Многие американцы по-прежнему жаждут морального лидерства или, как минимум, выборных должностных лиц, которых они не стесняются показывать своим детям в новостях.

Сара Лонгвелл — журналист и издатель Бастион .

Примечание редактора: эта часть была исправлена, чтобы удалить утверждение, которое республиканцы Палаты представителей судебных органов написали в Твиттере в поддержку антисемитских высказываний Канье Уэста.

Подпишитесь на Persuasion в Twitter, LinkedIn и YouTube, чтобы быть в курсе наших последних статей, подкастов и мероприятий, а также обновлений от замечательных авторов из нашей сети.

И, чтобы получать подобные материалы на свой почтовый ящик и поддерживать нашу работу, подпишитесь ниже:

Нигилизм, русский — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов организаций, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержание закрыто

    1

    Нигилистическое движение: материализм как образ жизни

  • контент заблокирован

    2

    Нигилистическая доктрина

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • К
  • Ловелл, Стивен

DOI

10.4324/9780415249126-E072-1

DOI: 10. 4324/9780415249126-E072-1
Версия: v1, Опубликовано в Интернете: 1998
Получено 28 июня 2023 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/nihilism-russian/v-1


Термин «нигилист», хотя и был впервые употреблен в русском языке еще в 1829 г., свое нынешнее значение приобрел только в тургеневском романе «Отцы и дети» (1862 г.), где он применяется к центральному герою, Базаров. После этого нигилизм быстро стал предметом полемических дебатов в журнальной печати и в литературных произведениях. Нигилисты были поколением молодых, радикальных, недворянских интеллектуалов, исповедовавших радикальный материализм, позитивизм и сциентизм. Крупнейшими теоретиками русского нигилизма были Николай Чернышевский и Дмитрий Писарев, хотя их авторитет и влияние простирались далеко за пределы теории. Нигилизм был широким социальным и культурным движением, а также доктриной.

Русский нигилизм отрицал не нормативное значение мира или общий смысл человеческого существования, а особый социальный, политический и эстетический порядок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *