Смысл жизни — презентация, доклад, проект
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Смысл жизни. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Философия» Смысл жизни
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Презентация по философии на тему смысла жизни Выполнила : Баратова Саниям , Прокаева Аделина , Садриева Алия , Скокова Анастасия, Шаймарданова Айсылу
Слайд 2
Описание слайда:
Смысл жизни Смысл жизни и цели человека Философские видения : Древняя Греция и Рим Смысл жизни с точки зрения ислама Концепции смысла жизни Проблема смысла жизни человека.
Слайд 3
Описание слайда:
Смысл жизни и цели человека Смысл жизни-стремление человека к чему- либо , что выходи за рамки его жизни, т. е. не дает непосредственной отдачи и часто не соответствует понятию «эгоистического интереса » . Смысл жизни связан с оценкой всей жизни человека ,либо с тем ,что будет после его смерти . При этом цель к которой стремится человек должна восприниматься им ,как нечто сверхценное , что и наполняет его жизнь смыслом.
Слайд 4
Описание слайда:
Многие утверждают ,что «смысла жизни нет». Имеется ввиду ,что нет единого для всех смысла жизни , данного свыше . Однако несомненно , что почти каждый человек имеет цели, которые выходят за рамки его собственной «пользы» и даже за рамки его собственной жизни . Например , мы желаем счастья и процветание своим детям , предпринимая большие усилия по их развитию за счет ограничения собственных потребностей.
При этом все эти усилия принесут основной результат вовсе не нам и , во многом, даже после нашей смерти. Многие утверждают ,что «смысла жизни нет». Имеется ввиду ,что нет единого для всех смысла жизни , данного свыше . Однако несомненно , что почти каждый человек имеет цели, которые выходят за рамки его собственной «пользы» и даже за рамки его собственной жизни . Например , мы желаем счастья и процветание своим детям , предпринимая большие усилия по их развитию за счет ограничения собственных потребностей. При этом все эти усилия принесут основной результат вовсе не нам и , во многом, даже после нашей смерти.Слайд 5
Описание слайда:
Философские видения : Древняя Греция и Рим Сократ считал, что назначение человеческого разума не в том, чтобы исследовать, что находится «в небесах и под землёю», а в том, чтобы исследовать природу добродетели с тем, чтобы совершенствовать душу и строить жизнь на основе этического знания. Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье , которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.
Слайд 6
Описание слайда:
Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание
Слайд 7
Описание слайда:
Смысл жизни с точки зрения ислама Давно известно , что любой тип морали , чтобы быть регулятором определенных отношений между людьми, оценивать их поведение и устанавливать нормы, должен иметь разработанную «программу жизни», определенную целевую установку . Каков же смысл жизни человека с точки зрения исламской нравственности . Главный девиз ислама-все во имя Аллаха, для прославления его имени. Молиться, исполнять обряды , трудиться, учиться и даже любить и ненавидеть человек должен лишь во имя Аллаха. Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека в соответствии с исламским вероучением-это служение Богу, его восхвалению. Все остальное является второстепенным , малозначительным, несущественным.
Слайд 8
Описание слайда:Ислам признает ценность человека лишь постольку, поскольку он создан богом и служит ему. В силу этого смысл и цель человеческой жизни ислам видит не во всестороннем и гармоничном развитии человека, не в развертывании его дарований и способностей во имя общественного прогресса, а в служении богу, в вымаливании у него милостей. „Целью жизни мусульманина является приближение к богу, — читаем мы в одной из публикаций Всемирной федерации исламских миссий. — Мусульманин живет не для себя, он живет во имя бога, и все его действия как мусульманина должны вести к этой цели…» Ислам признает ценность человека лишь постольку, поскольку он создан богом и служит ему. В силу этого смысл и цель человеческой жизни ислам видит не во всестороннем и гармоничном развитии человека, не в развертывании его дарований и способностей во имя общественного прогресса, а в служении богу, в вымаливании у него милостей. „Целью жизни мусульманина является приближение к богу, — читаем мы в одной из публикаций Всемирной федерации исламских миссий. — Мусульманин живет не для себя, он живет во имя бога, и все его действия как мусульманина должны вести к этой цели.
Слайд 9
Описание слайда:
Концепции смысла жизни Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое(ретроспекция), настоящее(актуализация) и будущее ( проспекция ). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств. К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции. Гедонизм-жить-значит наслаждаться. Эвдемонизм-жизнь это стремление к счастью как подлинному назначению человека. Аскетизм-жизнь это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов. Этика долга-жизнь это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу. Утилитаризм-жить это значит, из всего извлекать пользу. Прагматизм- цель жизни оправдает любые средства ее достижения.
Слайд 10
Описание слайда:
Проблема смысла жизни
Слайд 11
Описание слайда:
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!
Tags Смысл жизни
Похожие презентации
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы
Светлана Берестовицкая » В помощь коллегам » Методические статьи » Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы
Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы
Берестовицкая С.Э.
Санкт-Петербург
«Жизнь, зачем ты мне дана?..» (Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы)
Осмысление этических категорий на уроке литературы является для большинства современных школьников единственной возможностью их осмысления вообще. Нравственное сознание общества не способствует нравственному развитию личности, а, скорее, препятствует ему. «С одной стороны, — пишет А. С. Арсеньев в статье «Подросток глазами философа», — уничтожение идеологического пресса, штамповавшего социальных функционеров и конформистов, как будто бы открыло дорогу воспитанию личности, с другой стороны, хлынувшая в образовавшийся вакуум связанная с господством рыночных отношений идеология индивидуализма, вещизма и ее продукт – массовая культура являют собой более глубокую, тонкую и соблазнительную подмену всего собственно человеческого и личностного…» (1). «В современной жизни, — замечает священник Анатолий Гармаев, — нравственное не хранится в окружающих нас традициях, обычаях, в становлении человека. Оно не хранится в укладе, в образе жизни современных людей, оно в основном расточается, попирается, уничтожается. Ввиду того что эгоистические ценности, материальное благополучие, известность в мире или значимость в социуме стали ведущими, современный человек даже не подозревает о существовании в себе образа внутренней нравственной красоты» (2).
Точка зрения, возможно, несколько заостренная, но в основе своей, на наш взгляд, верная. И в этом смысле нравственное значение урока литературы трудно переоценить. По мысли И. С. Грачевой, важнейшая часть литературного образования должна заключаться в установлении этических проблем и осмыслении основных этических категорий. «Чем раньше начнется обдумывание философских понятий, тем лучше», — пишет она (3).Мировоззренческие проблемы, которые обсуждались в классе при изучении отдельных произведений, могут стать центром особых уроков – обобщения и осмысления пройденного. Природа, любовь, Родина, предназначение художника, смысл человеческой жизни, счастье, вера, жизнь и смерть как основные категории русской литературы – таковы темы этих уроков.
В качестве примера мы можем предложить урок, посвященный этическим категориям счастья и смысла жизни в русской литературе.
Размышления в процессе подготовки к уроку
«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» Этот чеховский призыв неизменно вызывает удивление, даже потрясение не только у десятиклассника, но и у взрослого читателя.
«Счастья не должно быть»?
Смысл жизни «вовсе не в нашем счастье»?
Но человек хочет быть счастливым и никогда не смирится с тем, что «счастья нет и не должно его быть». С тем, что «смысл жизни вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом», возможно, многие согласятся, но неужели так просто: «Делайте добро»?..
Проблема смысла жизни – основная проблема русской литературы. Ее герои постоянно задают себе печоринский вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Жизнь невозможна без решения этого вопроса: «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить, — размышляет Левин в «Анне Карениной». – А знать я этого не могу, следовательно, нельзя жить… И счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться». «Сомнение в своей жизни и слабость тела без истины» чувствует герой платоновского «Котлована» Вощев и мучается, «не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться».
Однако русские писатели и философы никогда не сомневались в том, что смысл в жизни есть и найти его можно. В работе «Оправдании добра» Вл. Соловьев приходит к выводу о том, что независимо от каких бы то ни было положительных верований или неверия, всякий человек, как разумное существо, должен признавать, что жизнь мира имеет смысл, то есть должен верить в нравственный порядок. «Эта вера логически первее всех положительных религий и метафизических учений и составляет то, что называется естественной религией» (4).
Понятно, что смысл жизни не может быть подменен временной целью и должен целиком зависеть от человека. Счастье уже потому не может быть смыслом, что оно-то, если под ним понимать материальное благополучие, семейную жизнь, любовь, реализацию каких-либо замыслов, очень часто не зависит от человека.
Русская литература всегда очень настороженно относилась к счастью.
На свете счастья нет, но есть покой и воля… (А. С. Пушкин)
Я жить хочу, хочу печали
Любви и счастию назло… (М. Ю. Лермонтов)
А счастье где? Не здесь, в среде убогой… (А. А. Фет)
И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было… (А. А. Блок)
Возможно, потому, что стремление к счастью часто бывает прямо противоположно реализации смысла жизни. Очень часто русский герой отказывается от личного счастья во имя «чего-то более разумного и великого». Нравственный смысл жизни человека, — по мысли Вл. Соловьева, — состоит в служении Добру, но это служение должно быть добровольным, то есть пройти через человеческое сознание (5). Часто смысл открывается герою русской литературы в вере: «Он [Пьер] не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, — не веру в какие-нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого Бога», — пишет Толстой в IV томе «Войны и мира».
Вера дает не зависящий ни от каких внешних обстоятельств смысл жизни: совершенствование собственной души, главным условием которого является любовь к другому и изживание эгоизма и которое практически проявляется в делании добра.
Счастье как земное устроение, купленное ценой свободы, отвергается Достоевским в «Братьях Карамазовых» (гл. «Великий инквизитор») и вслед за ним Бердяевым в статье «Великий инквизитор». Бердяев утверждал в работе «О назначении человека», что нравственная жизнь по сути своей трагична. «Ясно, что свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонениями», — пишет в письме из лагеря (от 13 февраля 1937 г.) П. Флоренский (6).
Но если в основе мира лежит Добро, то в конечном итоге трагедия мировой жизни должна быть преодолена – таков вывод русской религиозной философии и русской литературы. «Я верую, дядя, я верую горячо, страстно… Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка…» — звучит в финале «Дяди Вани» А. П. Чехова, писателя, далекого от метафизических вопросов.
Может ли человек достигнуть в своей земной жизни совершенного счастья, т. е. такого счастья, которое у него невозможно отнять? Древнеримский философ Сенека отвечает на этот вопрос так: «Счастливым можно назвать того, кто, благодаря разуму, не ощущает ни страстного желания, ни страха… С исчезновением всяких страхов наступает вытекающая из познания истины великая и безмятежная радость, приветливость и просветление духа (7). Счастье не является смыслом жизни, но жизнь, прожитая в согласии со смыслом, в конечном итоге может привести к счастью – «просветлению духа». Это счастье мудрости, полного приятия мира, то счастье, о котором писал Б. Пастернак в стихотворении «В больнице»:
«О господи, как совершенны
Дела твои, — думал больной, —
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти, и город ночной.
…Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать.
Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар,
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр.
Однако такое счастье – удел немногих, и к осознанию его ценности человек приходит уже в зрелости.
Осмысляя с учениками категорию счастья, с нашей точки зрения, подчеркнуть нужно следующее:
— Нет ничего безнравственного в стремлении к счастью в житейском его понимании (материальное благополучие, жизненные успехи и т. д.), однако достижение этого счастья не может являться смыслом жизни. («Чистый практический разум не хочет, чтобы отказывались от притязаний на счастье; он только хочет, чтобы эти притязания не принимались во внимание, коль скоро речь идет о долге», — пишет Кант). (8).
— Нужно ценить мгновения счастья, уметь быть счастливым от самого факта бытия. И этому русская литература учит, пожалуй, лучше, чем любая философия.
Конспект урока
I.
В этом году вы заканчиваете изучение школьного курса литературы. Можно подвести некоторые итоги. Наш урок будет одним из таких уроков – уроком подведения итогов.
Назовите сквозные темы русской литературы. (Тема Родины, природы, любви, смысла человеческой жизни, предназначения поэта и поэзии, жизни и смерти, человека и Бога и т. д.). Выделите среди них философские темы. (Ребята говорят о том, что, кроме собственно философских тем: смысл жизни, поиск Бога и др., – все остальные темы русской литературы так или иначе философски окрашены, например, любовь у Тургенева и Бунина, природа у Тютчева).
Русская литература философична изначально. Вспомните, как переводится с греческого слово «философия» (любовь к мудрости). Вот что написано в первой русской летописи – «Повести временных лет»: «… мудрость обретаем… в словах книжных. Это – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся». А какие книги утешают вас в печали?
Проблемы смысла жизни, взаимоотношений человека и Бога, жизни и смерти называли «проклятыми вопросами». Как вы думаете, почему? Сегодня мы поговорим об одном из этих «проклятых вопросов» – о смысле жизни и счастье. Запишите тему урока: «Жизнь, зачем ты мне дана?..» (А. С. Пушкин).
II.
Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…»
Вместо эпиграфа Пушкин ставит дату: 26 мая 1828 года. Что это за дата? (День рождения поэта).
Как вы думаете, почему такие стихи были написаны именно в день рождения? (Пушкину 29 лет. Время зрелости. Человек пытается осмыслить свою жизнь. 29 лет назад жизнь была дана. Зачем?)
Запишите свои ассоциации к словосочетанию «шум жизни». Попробуйте услышать этот шум.
Почему же у Пушкина шум жизни однозвучный?
В кризисные моменты, когда мы не можем ответить себе на вопрос о смысле нашего существования, жизнь перестает радовать нас. Человек углубляется в себя, мучительно решая этот главный для него вопрос и перестает ощущать многозвучие жизни. И тогда жизнь становится даром «напрасным», «случайным», власть, пославшая нас в этот мир «враждебной», сердце наше пусто (т. к., не любя жизнь, невозможно полюбить и человека), «празден ум» (т. е. ум бездействует, его не к чему приложить – все бессмысленно), а шум жизни не радует, а «томит тоскою». Мы знаем, что Пушкин, вопреки всему, любил жизнь, и она для него, хоть и «напрасный», и «случайный», но все-таки дар, подарок. В стихотворении он выразил наши сомнения и, по сути, задал главный вопрос всей русской литературы: «Жизнь, зачем ты мне дана?».
Вспомните героев русской литературы, мучившихся вопросом о смысле жизни.
На каждой парте – лист с цитатами – размышления героев русской литературы о смысле жизни.
1. «Зачем я жил, для какой цели я родился?»
2. «Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»
3. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. А знать я этого не могу, следовательно, нельзя жить», — говорил себе [он] … И счастливый семьянин, здоровый человек, [он] был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться».
4. «Зачем жил человек?»
«Зачем вы живете? Зачем?..»
«А ведь зачем-нибудь я родился, а?..»
5. «Но вскоре он почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины, — он не мог долго ступать по дороге и сел на край канавы, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться».
Обсудите в парах, из каких произведений эти слова, кто из героев их произносит или к кому они относятся, приготовьтесь прочитать их выразительно.
1.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Размышления Печорина.
2. Л.Н. Толстой «Война и мир». Размышления Пьера Безухова.
3. Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Мысли Левина.
4. А.М. Горький «На дне». Реплики Наташи, Актера, Барона.
5. А.К. Платонов «Котлован». Речь идет о Вощеве.
III.
Откроем скобки и допишем тему урока: «Проблемы смысла жизни и счастья в русской литературе».
Как вы думаете, что позволило объединить эти категории в одной теме? (Не зная смысла жизни трудно быть счастливым; довольно часто смысл жизни определяется как счастье).
Напишите свое определение счастья.
Сейчас прозвучат стихи и отрывки из стихов русских поэтов о счастье. Послушайте стихи, определите их авторов, запишите строчки о счастье. Ответьте на вопрос: в чем счастье, по мысли русских поэтов.
Мини – композиция по стихам русских поэтов о счастье в исполнении учеников
1.
Мое желание – предаться
Всевышнего во всем судьбе,
За счастьем в свете не гоняться,
Искать его в самом себе.
…И если милой и приятной
Любим Пленирой я моей
И в светской жизни коловратной
Имею искренних друзей,
Живу с моим соседом в мире,
Умею петь, играть на лире,
То кто счастливее меня?
2.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
3.
Я жить хочу, хочу печали,
Любви и счастию назло,
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман,
Что без страданий жизнь поэта
И что без бури океан?
4.
Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья…
Глупое сердце, не бейся.
5.
Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река – как зеркало и вся блестит звездами.
А там-то … голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!
6.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
7.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
8.
Царит весны таинственная сила
С звездами на челе.
Ты, нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле.
А счастье где? Не здесь, в среде убогой
А вон оно – как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой –
И в вечность улетим.
9.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет, господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все, вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и травы.
И от сладостных слез не успею ответить
К милосердным коленям припав.
10.
И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на полжизни не хватило,
Что через край перелилась
Восторга творческого чаша,
И все уж не мое, а наше,
И с миром укрепилась связь.
Авторы стихов
1. Г.Р. Державин
2. А.С. Пушкин
3. М.Ю. Лермонтов
4. С.А. Есенин
5. А.А. Фет
6. С.А. Есенин
7. И.А. Бунин
8. А.А. Фет
9. И.А. Бунин
10. А.А. Блок
Итак, в чем же счастье?
— «в самом себе»;
— в мгновении слияния с миром, растворении в природе, любви;
— в творчестве;
— в вечности.
Сравните свое определение счастья с теми цитатами, которые вы выписали. Может быть, вам захотелось что-то изменить, дополнить.
Вы обратили внимание, что почти все поэты говорят о мгновенности земного счастья, невозможности вечного счастья на земле. Русская литература как-то странно относилась к счастью. В.А Жуковский писал: «На свете есть много прекрасных вещей и кроме счастья»; Ф.М. Достоевский: «Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа»; А.П Чехов: «Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»
Счастье – почему не цель, не смысл жизни?
Может быть, потому, что за счастье иногда назначается слишком дорогая цена: счастье другого человека, свобода, совесть, душа. Вспомните произведения, где герой вынужден выбирать между счастьем и чем-то более важным.
Русская литература не призывает человека быть несчастным, напротив, она говорит: «счастье – всюду», но она предупреждает об опасности в стремлении к счастью, благополучию потерять душу, совесть, себя, смысл жизни.
IV.
Итак, «смысл жизни вовсе не в нашем счастье», а в чем же? Как и ради чего жить?
На доске – цитаты:
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете. (С.А. Есенин)
О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить! (А.А. Блок)
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А.С. Пушкин)
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов. (Б.Л. Пастернак)
Жизнь полюбить больше, чем смысл ее… (Ф.М. Достоевский)
Уйти из этого мира существом более высоким, чем пришел в него. (А.И. Солженицын)
Выберите те слова, с которыми вы согласны. Прокомментируйте их. Может быть, у вас своя точка зрения на проблему смысла жизни.
Домашнее задание: ответьте на вопрос «Жизнь, зачем ты мне дана?» собственным афоризмом или напишите эссе на эту тему.
Заключение
«Русская литература есть по преимуществу литература вопросов», — писал А.М. Горький. А есть ли вопросы, на которые вам помогла ответить русская литература?
«Проклятые вопросы» сопровождают человека всю жизнь. Русская литература, русская философия дают на них ответы, с которыми вы можете соглашаться или нет. Совершенно очевидно (для большинства русских писателей и философов), что смысл в жизни есть и он может быть найден. Главное – чтобы не останавливались поиски.
Использованная литература
1. Арсеньев А. С. Подросток глазами философа \\ Возрастная психология: Детство. Отрочество. Юность: Хрестоматия, сост. и научн. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М., 1999. С. 342.
2. 2.Анатолий (Гармаев А. Ц.) Этапы нравственного развития ребенка. Мн., 2002. С. 15-16.
3. Грачева И. С. Уроки Русской Литературы: Методическое пособие. – СПб., 1994. С. 31.
4. Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия. – М., 1996. С. 121.
5. Там же. С. 57.
6. Флоренский П. А. Иконостас. – М., 1995. С. 18.
7. Сенека. О счастливой жизни. \\ Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995. С. 171.
8. Кант И. Основы метафизики нравственности.\\ Кант. И. Соч.: В 6 т. – М., 1965. Т. 4(1). С. 421.
Счастье и смысл жизни Тема в «Войне и мире»
Счастье и смысл жизни Тема в «Войне и мире» | ЛитЧартсВ «Войне и мире» большинство главных героев ломают голову над тем, как жить полноценной и счастливой жизнью в мире, который, кажется, переполнен страданиями. Например, Пьер ищет смысл и стабильность в масонстве, духовном братстве, которое обещает излечить его от юношеского разврата, но вскоре разочаровывается в лицемерии его членов. Княгиня Марья, которая в остальном является образцом подлинной религиозной веры, обнаруживает, что ее добродетель делает ее уязвимой для саморазрушающей гордыни. И Пьер, и Мария узнают, что для того, чтобы жить осмысленной жизнью, необходимо принять реалии обычной жизни в мире, а не пытаться убежать от них. Частичным исключением является князь Андрей, который выходит за пределы мирских авантюр (таких как война, карьера и любовь) до такой степени, что видит мельком конечную цель жизни — вечную любовь — и поэтому может спокойно умереть. Для большинства людей, однако, Толстой предлагает найти счастье не в снисходительности, эскапизме или неустанном самоотречении, а в способности видеть красоту и добро, присутствующие в повседневном существовании.
Сюжетная линия Пьера показывает, как эскапизм не может обеспечить осмысленную жизнь. Разочарованный неудавшимся браком и жизнью, полной телесных утех, Пьер знакомится с масоном по имени Баздеев и верит, что масонство излечит его от пороков прошлого — он думает «с упоением обновления» о «блаженном, безупречном и добродетельном будущем». что ждет его благодаря масонству. Но через несколько лет Пьер обнаруживает, что его эскапистская попытка найти смысл в эзотерическом обществе потерпела неудачу: большинство масонов заботят только обряды, а не какой-либо смысл или добродетель. Кроме того, многие «ни во что не верили […] и присоединялись к масонам только для того, чтобы быть рядом с богатыми молодыми братьями». Это удар по идеализму Пьера, поскольку он вступил в братство, чтобы избежать давления аристократического общества. Но большинство масонов просто копируют аристократические структуры внутри братства. Только когда Пьер встречает бедного крестьянина по имени Платон Каратаев, вместе страдающего во французском плену, Пьер узнает, что ни снисходительность, ни бегство не принесут счастья. Из простой прямоты Платона Пьер учится находить радость независимо от внешних обстоятельств. Освободившись, Пьер учится «во всем видеть великое, вечное и бесконечное […] И чем пристальнее он вглядывался [в это], тем спокойнее и счастливее становился». Мир и счастье обретаются не в каком-то отдаленном, бестелесном состоянии, а в видении мирского существования как божественного дара.
В то время как арка Пьера показывает, что эскапизм не приносит счастья, история княгини Марьи показывает, что самоотречение не лучше. Основная борьба Марии заключается в примирении ее религиозной веры с ее стремлением к земной любви. Хотя Мария хочет любви и семьи, она считает такие желания греховными, поскольку любовь к мужчине отвлечет ее от беззаветного служения Богу. Из-за этого она отрицает собственные желания, делая ее несчастной и одинокой. Из рабской семейной верности Марья также отрицает свою самооценку. По мере того, как ее отец, князь Николай, впадает в маразм, он становится ругательным, но Марья либо упрекает себя за то, что осуждает его поведение, либо замечает, что «чувство, похожее на самопожертвование, собралось в [ее] душе». Другими словами, Мария начинает застенчиво относиться к тому, с чем она мирится, и это приводит к самодовольству вместо того смирения, которое она хочет иметь. Это показывает, как чрезмерное самоотречение может иметь неприятные последствия — оно делает ее ни счастливой, ни добродетельной. Но к концу книги Марья выходит замуж за Николая Ростова и находит покой в обычной семейной жизни. В браке она учится сочетать свои духовные убеждения с заботой о своей семье, а именно любить свою семью так, как «Христос возлюбил человечество». Благодаря этому она узнает, что может служить Богу, любя окружающих и даже наслаждаясь семейной жизнью.
В то время как духовные путешествия Пьера и княгини Марьи включают в себя обучение счастливой жизни на земле, князь Андрей находит счастье, которое освобождает его от повседневной жизни. Получив ранение в битве при Аустерлице, князь Андрей лежит на поле боя, глядя в небо, не обращая внимания на бойню вокруг него. Небо меняет его — он думает: «Да! все пусто, все обман, кроме этого бесконечного неба». Искав славы на войне, Андрей теперь понимает, что есть «бесконечная» красота, которую он никогда раньше не замечал, и что война по сравнению с ней «пуста». Пережив этот момент, Андрей изо всех сил пытается найти удовлетворяющую его роль в земной жизни. Он пробует государственную службу и быстро разочаровывается, и хотя сначала он считает, что женитьба на Наташе исправит его, становится ясно, что на самом деле он не видел ее такой, какая она есть, — он видел только то, что она может сделать для него. Только когда Андрей увидит проблеск вечной любви и полностью перестанет желать чего-либо в материальном мире, его напряжение разрешится. Тяжело раненный под Бородино, он видит страдания своего врага Анатоля, и «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполняют его счастливое сердце», заставляя его понять, что всеобщей любви — это то, чего ему не хватало. Чем больше он размышляет об этом, тем меньше ему нужно упорствовать в мире, и он умирает.
Толстой предполагает, что смысл и счастье обретаются не через универсальный, предписанный путь, а через способность примириться с тайной мира как такового. Но, вообще говоря, красота и добро не находятся «где-то там», они не являются объектами бесконечных стремлений, а вместо этого их можно принять здесь и сейчас, узнав то, что все это время было прямо перед человеком.
Приведенный ниже ThemeTracker показывает, где и в какой степени тема счастья и смысла жизни появляется в каждой главе 9 главы.0015 Война и мир . Нажмите или коснитесь любой главы, чтобы прочитать ее сводку и анализ.
Как часто появляется тема:
длина главы:
Глава
Том 1, часть 1:…
1.1.1-4
Том 1, часть 1:…
1.1.5-6
Том 1, часть 1:…
1.1.7-11
Том 1, часть 1:…
1.1.12-13
Том 1, часть 1:…
1.1.14-17
Том 1, часть 1:…
1.1.18-21
Том 1, часть 1:…
1.1.22
Том 1, часть 1:…
1.1.23-25
Том 1, часть 2:…
1.2.1-3
Том 1, часть 2:…
1.2.4-8
Том 1, часть 2:…
1.2.9-12
Том 1, часть 2:…
1.2.13-20
Том 1, часть 2:…
1.2.21
Том 1, часть 3:…
1.3.1-5
Том 1, Часть 3:…
1.3.6-9
Том 1, часть 3:…
1.3.10-13
Том 1, часть 3:…
1.3.14-19
Том 2, Часть 1:…
2.1.1-6
Том 2, Часть 1:…
2.1.7-9
Том 2, Часть 1:. ..
2.1.10-16
Том 2, часть 2:…
2.2.1-4
Том 2, часть 2:…
2.2.5-9
Том 2, Часть 2:…
2.2.10-14
Том 2, Часть 2:…
2.2.15-18
Том 2, Часть 2:…
2.2.19-21
Том 2, часть 3:…
2.3.1-6
Том 2, часть 3:…
2.3.7-10
Том 2, Часть 3:…
2.3.11-17
Том 2, Часть 3:…
2.3.18-22
Том 2, Часть 3:…
2.3.23-26
Том 2, часть 4:…
2.4.1-6
Том 2, часть 4:…
2.4.7-13
Том 2, часть 5:…
2.5.1-4
Том 2, часть 5:…
2.5.5-10
Том 2, Часть 5:…
2.5.11-13
Том 2, Часть 5:…
2.5.14-17
Том 2, Часть 5:…
2.5.18-22
Том 3, Часть 1:…
3.1.1-7
Том 3, Часть 1:…
3.1.8-11
Том 3, Часть 1:…
3.1.12-15
Том 3, Часть 1:. ..
3.1.16-18
Том 3, часть 1:…
3.1.19-23
Том 3, часть 2:…
3.2.1-5
Том 3, Часть 2:…
3.2.6-12
Том 3, часть 2:…
3.2.13-14
Том 3, Часть 2:…
3.2.15-18
Том 3, Часть 2:…
3.2.19-23
Том 3, Часть 2:…
3.2.24-25
Том 3, Часть 2:…
3.2.26-29
Том 3, Часть 2:…
3.2.30-35
Том 3, Часть 2:…
3.2.36-39
Том 3, часть 3:…
3.3.1-4
Том 3, часть 3:…
3.3.5-9
Том 3, часть 3:…
3.3.10-14
Том 3, часть 3:…
3.3.15-17
Том 3, часть 3:…
3.3.18-22
Том 3, Часть 3:…
3.3.23-26
Том 3, Часть 3:…
3.3.27-29
Том 3, Часть 3:…
3.3.30-32
Том 3, Часть 3:…
3.3.33-34
Том 4, Часть 1:…
4.1.1-3
Том 4, Часть 1:. ..
4.1.4-8
Том 4, Часть 1:…
4.1.9-13
Том 4, Часть 1:…
4.1.14-16
Том 4, Часть 2:…
4.2.1-3
Том 4, Часть 2:…
4.2.4-7
Том 4, Часть 2:…
4.2.8-14
Том 4, Часть 2:…
4.2.15-19
Том 4, Часть 3:…
4.3.1-4
Том 4, Часть 3:…
4.3.5-11
Том 4, Часть 3:…
4.3.12-15
Том 4, Часть 3:…
4.3.16-19
Том 4, часть 4:…
4.4.1-3
Том 4, часть 4:…
4.4.4-9
Том 4, часть 4:…
4.4.10-11
Том 4, часть 4:…
4.4.12-14
Том 4, часть 4:…
4.4.15-20
Эпилог, часть 1:…
Эп.1.1-4
Эпилог, часть 1:…
Эп.1.5-7
Эпилог, часть 1:…
Эп.1.8-16
Эпилог, часть 2:…
Эп.2.1-5
Эпилог, часть 2:…
Эп.2.6-12
Приложение: Несколько W. ..
Приложение
Взаимосвязь между счастьем и качеством жизни: модель для испанского общества
1. Вензяк-Бяловольска Д., Качество жизни в городах – эмпирические данные в сравнительной европейской перспективе. Города, 2016. 58: с. 87–96. [Google Scholar]
2. A., S.D.a.J., Концепции качества жизни и счастья – взаимосвязь и различия. Инженерная экономика, 2009. 63(4). [Google Scholar]
3. Баум С., Артурсон К. и Риксон К. Счастливые люди в разных местах: связь между степенью и типом местного социально-экономического сочетания и выражением удовлетворенности соседства. Городские исследования, 2009. 47(3): с. 467–485. [Google Scholar]
4. Куньядо Дж. и де Грасиа Ф.П. Окружающая среда и счастье: новые данные для Испании. Исследование социальных показателей, 2012. 112(3): с. 549–567. [Google Scholar]
5. Динер Э. Субъективное благополучие: наука о счастье и предложение по национальному индексу. Американский психолог, 2000. 55(1): с. 34–43. [PubMed] [Google Scholar]
6. Лу Х., Тонг П. и Чжу Р. Продольные данные о социальном доверии и счастье в Китае: причинно-следственные связи и механизмы. Журнал исследований счастья, 2020. 21(5): с. 1841–1858 гг. [Google Scholar]
7. Хуан Дж., Неравенство доходов, убеждения в справедливом распределении и счастье в Китае: данные общенационального исследования. Исследование социальных показателей, 2018. 142(1): с. 83–105. [Академия Google]
8. Симона-Мусса Дж. Субъективное благополучие тех, кто подвержен бедности в Швейцарии. Журнал исследований счастья, 2019. 21(5): с. 1561–1580 гг. [Google Scholar]
9. Хан Р.А. и Хуссейн С., Рецензия на книгу: Качество жизни и вопросы политики в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Прикладные исследования качества жизни, 2019. 15(3): с. 931–933. [Google Scholar]
10. Сингх С. и Аггарвал Ю. Шкала счастья на работе: построение и психометрическая проверка показателя с использованием смешанного метода. Журнал исследований счастья, 2017. 19(5): с. 1439–1463 гг. [Google Scholar]
11. Мартинес-Марти М.Л. и Рух В., Связь между установками на счастье и удовлетворенностью работой год спустя в репрезентативной выборке работников в Швейцарии. Журнал исследований счастья, 2016. 18(1): с. 1–15. [Google Scholar]
12. Хофманн Дж., Гандер Ф. и Рух В. Изучение различий в благополучии в зависимости от рода занятий и навыков. Проблемы перевода в психологии, 2018. 4(3): с. 290–303. [Академия Google]
13. Гёрлих Ф. Дж. и Рейг Э. Рейтинг качества жизни испанских городов: некомпенсационный подход. Города, 2021. 109. doi: 10.1016/j.cities.2020.103013 [CrossRef] [Google Scholar]
14. Ван Дж. и др. Повышает ли счастье обязательное раскрытие информации о качестве воздуха? Свидетельства из Китая. Energy Economics, 2021. P. 94. [Google Scholar]
15. Yin C., et al., Счастье в урбанизации Китая: роль поездок на работу и многоуровневой застройки в городских регионах. Транспортное исследование, часть D: Транспорт и окружающая среда, 2019 г. . 74: с. 306–317. [Google Scholar]
16. Флорида Р., Мелландер К., Рентфроу П.Дж. Счастье городов. Регионоведение, 2013. 47(4): с. 613–627. [Google Scholar]
17. Баум С., Артурсон К. и Риксон К. Счастливые люди в разных местах: связь между степенью и типом местного социально-экономического сочетания и выражением удовлетворенности соседства. Городские исследования, 2010. 47(3): с. 467–485%U http://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0042098009351941. [Академия Google]
18. Хван Э.Дж. и Сим И.О., Ассоциация условий жизни с атрибутами счастья среди пожилых людей. БМЦ Гериатр, 2021. 21(1): с. 100. doi: 10.1186/s12877-021-02017-z [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Фрей, Б.С., Какие будущие исследования счастья?, изд. I.A.M.G.t.t.E.O. Счастье. 2021. 17–27.
20. Маслоу А.Х. К психологии бытия. Нью-Йорк, Цинциннати. 1962, Торонто: Ван Ностранд Рейнхольд. [Google Scholar]
21. Грейлинг Т., Россоу С. и Адхикари Т. Хорошие, плохие и уродливые блокировки во время Covid-19. PLoS One, 2021. 16(1): с. е0245546. doi: 10.1371/journal.pone.0245546 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Ли К.-Л., Качество жизни: перспективы отдыха в городских парках в трех азиатских городах. Журнал отдыха и туризма на природе, 2020. 29: с. 100260. [Google Scholar]
23. Ли З. и Се З. Влияние неравенства доходов и использования информационных средств на счастье. Открытый журнал социальных наук, 2020. 08(02): с. 128–142. [Академия Google]
24. Ян Дж., Лю К. и Чжан Ю., Неравенство счастья в Китае. Журнал исследований счастья, 2018. 20(8): с. 2747–2771. [Google Scholar]
25. Баллас Д. Что делает «счастливый город»? Города, 2013. 32 с. С39–С50. [Google Scholar]
26. Винховен Р., Неравенство счастья среди наций. Журнал исследований счастья, 2005. 6(4): с. 351–355. [Google Scholar]
27. Diener E. and Seligman M.E.P., Помимо денег: на пути к экономике благосостояния. Психологическая наука в интересах общества, 2004. 5(1): с. 1–31. дои: 10.1111/j.0963-7214.2004.00501001.х [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Динер Э.Д. и др. Шкала удовлетворенности жизнью. Журнал оценки личности, 1985. 49(1): с. 71–75. дои: 10.1207/s15327752jpa4901_13 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Аречавала Н.С., Эспина П.З., Траперо Б.П. Экономический кризис и его влияние на качество жизни в Европейском Союзе. Исследование социальных показателей, 2015. 120(2): с. 323–343. [Google Scholar]
30. Динер Э., Инглхарт Р., Тэй Л. Теория и достоверность шкал удовлетворенности жизнью. Исследование социальных показателей, 2013. 112(3): с. 497–527. [Google Scholar]
31. Динер Э. Замечательные изменения в науке о субъективном благополучии. Перспективы психологической науки, 2013. 8(6): с. 663–666. дои: 10.1177/1745691613507583 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Винховен Р., Информированное стремление к счастью: что мы должны знать, знаем и можем узнать. Журнал исследований счастья, 2014. 16(4): с. 1035–1071. [Google Scholar]
33. Moeinaddini M., et al., Предлагая новую шкалу для измерения личного счастья путем определения сопутствующих факторов. Измерение, 2020. 151. [Google Scholar]
34. Кордеро Дж. М., Салинас-Хименес Дж. и Салинас-Хименес М. М. Изучение факторов, влияющих на уровень счастья в разных странах: условный надежный непараметрический пограничный анализ. Европейский журнал операционных исследований, 2017. 256(2): с. 663–672. [Google Scholar]
35. Хиршауэр Н., Лебергер М., Массхофф О. Счастье и полезность в экономической мысли. Или: что мы можем узнать из исследований счастья для анализа государственной политики и разработки государственной политики? Исследование социальных показателей, 2014. 121(3): с. 647–674. [Академия Google]
36. Штреймикене Д. и Баракаускайте-Якубаускене Н. Устойчивое развитие и качество жизни в Литве по сравнению с другими странами. Технико-экономическое развитие экономики, 2012. 18(4): с. 588–607. [Google Scholar]
37. Яни Л. и др. Счастье в Италии: перевод, факторная структура и нормирование шкалы субъективного счастья в выборке большого сообщества. Исследование социальных показателей, 2014. 118(3): с. 953–967. [Google Scholar]
38. Загорский К. и др. Влияет ли неравенство национального дохода на качество жизни людей в Европе? Неравенство, счастье, финансы и здоровье. Исследование социальных показателей, 2013. 117(3): с. 1089–1110. [Google Scholar]
39. Чжан Ю. и Ван П. Взаимосвязь между степенью городской застройки и человеческим счастьем. во 2-й Международной конференции по социальным наукам, общественному здравоохранению и образованию (SSPHE 2018). 2019. Атлантис Пресс. [Google Scholar]
40. Флинн П., Берри Д. и Хайнц Т. Показатели устойчивости и качества жизни: на пути к интеграции экономических, социальных и экологических мер. Журнал социального здоровья, 2002. 1(4): с. 274–286. [Академия Google]
41. Бусс Д.М. Эволюция счастья. Американский психолог, 2000. 55(1): с. 15. [PubMed] [Google Scholar]
42. Страк Ф., Аргайл М. и Шварц Н. Субъективное благополучие: междисциплинарный взгляд. 1991. [Google Scholar]
43. Могни Л., Казарян С.С. Субъективное счастье ливанской молодежи колледжа в Ливане: факторная структура и инвариантность арабской шкалы субъективного счастья. Исследование социальных показателей, 2011. 109(2): с. 203–210. [Академия Google]
44. Ван С.-Ю. и др. Что делает жизнь наполненной смыслом? Изучение эффектов межличностной гармонии, диалектического совладания и непривязанности. Азиатский журнал социальной психологии, 2018. 21(3): с. 198–204. [Google Scholar]
45. Папахристу И.А. и Росас-Казальс М., Города и качество жизни. Количественное моделирование возникновения поля счастья в урбанистике. Города, 2019. 88: с. 191–208. [Google Scholar]
46. Мариккиоло Ф. и др. Роль урбанизации места проживания в связи между индивидуальными чертами и счастьем. ла фелицидад). Психэкология, 2020. 11(2): с. 232–259. [Google Scholar]
47. Боулинг А. и Виндзор Дж. На пути к хорошей жизни: Опрос населения по параметрам качества жизни. Журнал исследований счастья, 2001. 2(1): с. 55–82. [Google Scholar]
48. Невадо-Пенья Д., Лопес-Руис В.-Р. и Альфаро-Наварро Х.-Л. Улучшение восприятия жизни за счет использования ИКТ и технологического потенциала в Европе. Технологическое прогнозирование и социальные изменения, 2019. 148. [Google Scholar]
49. Лето И.В., Петренко Е.Н., Слободская Х.Р. Удовлетворенность жизнью российских младших школьников: связи с личностью и семейной средой. Журнал исследований счастья, 2018. 20(6): с. 1893–1912. [Google Scholar]
50. Колер Х. П., Берман Дж. Р. и Скайт А., Партнер + дети = счастье? Влияние партнерства и рождаемости на благополучие. Обзор населения и развития, 2005. 31(3): с. 407–445. [Google Scholar]
51. Бежа Э.Л. Прямое и косвенное влияние отцовства на счастье. International Review of Economics, 2015. 62(4): с. 307–318. [Google Scholar]
52. Квон О.-Х. и др. Городские зеленые насаждения и счастье в развитых странах. Препринт arXiv arXiv: 2101.00807, 2021. doi: 10.1140/epjds/s13688-021-00278-7 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
53. Окулич-Козарин А. и Мазелис Дж. М. Урбанизм и счастье: проверка теории Вирта о городской жизни. Урбанистика, 2018. 55(2): с. 349–364. [Google Scholar]
54. Де Нев Ж.-Э. и Крекель С., Города и счастье: глобальный рейтинг и анализ. Доклад о мировом счастье 2020, 2020: с. 14. [Google Scholar]
55. Эрен К.А. и Ашиджи А.А., Детерминанты счастья в Турции: данные на уровне городов. Журнал исследований счастья, 2017. 18(3): с. 647–669. [Академия Google]
56. Миллан Дж. М. и др., Детерминанты удовлетворенности работой: европейское сравнение самозанятых и оплачиваемых работников. Экономика малого бизнеса, 2011. 40(3): с. 651–670. [Google Scholar]
57. Тандлер Н., Краусс А. и Пройер Р. Т., Подлинное счастье на работе: самооценка и оценка коллегами ориентации на счастье, удовлетворенность работой и преодоление стресса. Front Psychol, 2020. 11: с. 1931. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01931 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Фрей Б.С. и Штутцер А. Счастье, экономика и институты. Экономический журнал, 2000. 110 (466): с. 918–938. [Google Scholar]
59. Данг Ю. и др. Как растущий размер города влияет на счастье жителей в городах Китая? Тематическое исследование района Бохайского края. Habitat International, 2020. 97: с. 102120. [Google Scholar]
60. Коллампарамбил У. Счастье, неравенство счастья и динамика доходов в Южной Африке. Журнал исследований счастья, 2019. 21(1): с. 201–222. [Google Scholar]
61. Лим Х.-Э. и др. Влияние дохода на счастье в Восточной и Южной Азии: социальные ценности имеют значение? Журнал исследований счастья, 2019 г.. 21(2): с. 391–415. [Google Scholar]
62. Алесина А., Ди Телла Р., Маккаллок Р. Неравенство и счастье: чем отличаются европейцы и американцы? Журнал общественной экономики, 2004. 88 (9–10): с. 2009–2042 гг. [Google Scholar]
63. Инш А. Управление удовлетворенностью жителей городской жизнью: применение анализа важности–удовлетворенности. Журнал города и Городское управление, 2010. 1(2). [Google Scholar]
64. Паркс А., Кернс А. и Аткинсон Р. Что делает людей недовольными своим районом? Урбанистика, 2002. 39(13): с. 2413–2438. [Google Scholar]
65. Хертинг Дж. Р., Гест А. М. Компоненты удовлетворенности локальными районами в мегаполисе. The Sociological Quarterly, 1985. 26 (1): с. 99–116. [Google Scholar]
66. Чжэн С., Юань З.-ц., Чжан С.. Живет ли счастье в доме, где живет владелец? Домовладение и субъективное благополучие в городах Китая. Cities, 2020. P. 96. [Google Scholar]
67. Су Л. и др. Влияние непосредственной городской среды на сиюминутное счастье людей. Урбанистика, 2021: с. 0042098020986499. [Google Scholar]
68. МакКеррон Г. и Моурато С. Счастье больше в естественной среде. Глобальное изменение окружающей среды, 2013. 23(5): с. 992–1000. [Google Scholar]
69. Валь Х. У., Иварссон С. и Освальд Ф. Здоровое старение и окружающая среда: к интегративной модели и программе исследований на будущее. Геронтолог, 2012. 52(3): с. 306–16. doi: 10.1093/geront/gnr154 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
70. День Р., Место и опыт качества воздуха. Health & Place, 2007. 13(1): с. 249–260. doi: 10.1016/j.healthplace.2006.01.002 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
71. Парк С. и др., Роль атрибутов досуга при совместном использовании велосипедов в продвижении преимуществ досуга и качества жизни. Устойчивое развитие, 2021. 13(2). дои: 10.3390/su13020965 [CrossRef] [Google Scholar]
72. О’Доннелл А. и др. Удовлетворенность жизнью и счастье у пациентов, защищающихся от глобальной пандемии COVID-19: рандомизированное контролируемое исследование теории «настроение как информация». PLoS One, 2020. 15(12): с. e0243278. doi: 10.1371/journal.pone.0243278 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
73.