Причины возникновения непроизвольного внимания: Причины возникновения непроизвольного внимания

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

  1. Неожиданность раздражителя.

  2. Относительная сила раздражителя.

  3. Новизна раздражителя.

  4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

  5. Контрастность предметов или явлений.

  6. Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

45.Важную роль в качестве условия внимания играет значение задачи, место, которое она занимает в жизни и деятельности человека, понимание того, что влечет за собой ее выполнение и невыполнение, желание обязательно осуществить ее. Чем важнее задача, чем яснее понято ее значение, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание ко всему, что нужно для успешного выполнения данной задачи.

Велика роль интереса и особенно значение устойчивых интересов личности. Вместе с тем связь с интересами при произвольном внимании оказывается косвенной. Это значит, что ближайший результат деятельности, равно как и сама деятельность, могут быть неинтересны, но то, к чему они приведут в дальнейшем, может, наоборот, представлять большой интерес, и это окажет значительное положительное влияние на выполнение деятельности, побудит быть внимательным.

Перевод текста с иностранного языка на русский сам по себе может не вызывать интереса, но овладение этим языком отвечает интересам учащегося, и, сознавая это, он внимательно выполняет задачу, которая стоит перед ним, т. е. переводит текст. Изготовление какой-либо детали модели самолета само по себе может быть неинтересно подростку, но оно включено в интересное для него дело — моделирование самолетов, и он внимательно выполняет эту часть работы.

Таким образом, сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека — все это способствует произвольному вниманию. Однако для того чтобы все это вызвало внимание, нужны некоторые специальные действия, обеспечивающие его.

Существенную роль играет во многих случаях напоминание самому себе, что надо быть внимательным, в особенности если оно делается в «критические» моменты деятельности, требующие усиленного внимания. Такое напоминание может быть заранее организовано тем, что человек предусматривает, что должно служить сигналом для максимального напряжения внимания. Токарь заранее знает, что высокий уровень внимания потребуется от него тогда, когда резец будет подходить к такому-то месту обрабатываемой на станке детали.

Этот сигнал, намеченный заранее, и напоминает ему о необходимости усилить внимание в определенный момент.

Значительную поддержку оказывает постановка вопросов, ответ на которые требует внимательного восприятия того, что обусловливает успех действий. Внимательное рассматривание картины может быть достигнуто тем, что мы ставим перед собой вопросы, относящиеся к ее содержанию, к ее отдельным деталям, композиции, цветовому оформлению и т. п. Ученик внимательно переписывает слова из книги в тетрадь, если ставит перед собой вопрос: «А сейчас что надо переписать?», или, если решая «столбики» примеров, где требуется производить различные арифметические действия, задает вопрос: «А что сейчас надо делать (какое арифметическое действие выполнить) ?»

Экспериментальные данные показывают, что учащиеся делают меньше орфографических ошибок на грамматические правила, когда выполняют упражнение, в котором имеются пропуски в словах (соответствующие определенным орфограммам), нежели в тех случаях, когда те же слова пишутся ими в диктанте (исследование Петровой). Это объясняется тем, что пропуск букв побуждает их ставить вопрос: «Что здесь надо писать?», в то время как во время диктанта такой вопрос может и не возникать перед ними. Хорошо известно, что, решая столбики из примеров на разные арифметические действия, учащиеся иногда выполняют несколько раз подряд одно и то же действие вопреки тому, что указывается знаками действий, имеющимися в примерах. Источником этого является опять-таки то, что они не ставят перед собой каждый раз вопроса: «А здесь что надо делать?»

Очень важно сочетать постановку таких вопросов с осознанием того, что уже сделано (написано такое-то слово, решен такой-то арифметический пример, проведена такая-то линия и т. п.). Большую помощь оказывает осознание того, что сейчас делается, а также припоминание требований, которым должно удовлетворять данное действие. Осознание всего этого осуществляется в форме словесного отчета о том, что сделано или что выполняется в данный момент. Следовательно, внимательное выполнение деятельности требует участия второй сигнальной системы, словесного обозначения того, что делается или сделано, и словесного выражения требований, которым должна удовлетворять выполняемая деятельность и ее результаты.

Важную роль (в тех случаях, когда выполняется интеллектуальная деятельность) играет сочетание ее с внешним, практическим действием. Ребенку, начинающему читать, легче удерживать внимание на том, что им прочитывается, если он ведет пальцем по строчке. Лучше можно проследить на карте течение реки, двигая по ней острием карандаша. При выполнении практических действий возможность отвлечения от того, что является объектом отражения, значительно ослабляется. Отсюда Еытекает важное положение: для удерживания внимания на чем-либо желательно, чтобы то, на чем оно должно удерживаться, было сделано объектом практических действий, которые служили бы опорой интеллектуальной деятельности, требующей внимания к данному предмету.

Все сказанное об условиях произвольного внимания обнаруживает его зависимость от организации деятельности. Добиться произвольного внимания к тому, на что оно должно быть направлено,— это значит организовать деятельность так, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение объектов действий, соответствующее задаче, которая стоит перед нами.

Рассматривая внимательно картину, человек выполняет ряд действий, направленных на то, чтобы возможно лучше воспринять ее: подходит к ней ближе, отходит от нее, всматривается, прищуривает глаза, переводит взор с одной ее части на другую, фиксирует взгляд на чем-либо его заинтересовавшем, как бы «ощупывает глазами» картину, сравнивает ее с тем, что известно из прошлого опыта, осмысливает ее содержание, обдумывает замысел автора, оценивает ее достоинства, отмечает недостатки. Все, что он делает в этом случае, подчинено задаче, которая стоит перед ним, и направлено на то, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение того, что требуется для осуществления этой задачи. Именно это и характерно для организации деятельности в состоянии внимания.

Нередко такая организация деятельности требует от нас значительных усилий. Иногда же она осуществляется легко, как нечто привычное, как только мы оказываемся в условиях, в которых она уже не раз достигалась. Существенной для всех случаев произвольного внимания остается, однако, определенная организация деятельности. Именно она и характеризует собой произвольное внимание.

Оба вида внимания — непроизвольное и произвольное — не могут быть строго отграничены друг от друга. Произвольное внимание нередко переходит в непроизвольное. Так бывает тогда, когда при выполнении какой-либо деятельности внимание в силу отсутствия интереса к ней требует сначала волевых усилий, а затем возникает интерес к тому, что делается, и человек продолжает быть внимательным к работе уже без всяких усилий. Начало чтения книги может не вызывать интереса у школьника, и ему приходится заставлять себя быть внимательным, однако по мере чтения интерес к содержанию книги возрастает, и внимание уже не требует усилий.

Бывают и обратные переходы: непроизвольное внимание ослабляется или вовсе прекращается, между тем как выполнение деятельности требует, чтобы человек продолжал быть внимательным. В этих случаях удерживание внимания на том, что раньше привлекало его само по себе, осуществляется произвольно.

В школьной практике оба случая перехода одного вида внимания в другой наблюдаются часто. Нельзя долго удерживать внимание на том, что никак не привлекает непроизвольного внимания, а все время требует волевых усилий. Учитель должен добиваться непосредственного интереса к работе, которая первоначально нуждалась в произвольном внимании. Нельзя также, чтобы учащиеся переставали быть внимательными, если непосредственный интерес к тому, чем они заняты, прекращается. Учащиеся должны быть внимательны и тогда, когда работа сама по себе непосредственно их уже не интересует.

46. Пять основных свойств внимания:

1. устойчивость,

2. сосредоточенность,

3. переключаемость,

4. распределение,

5. объем.

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания — переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

47.Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия на органы чувств (Д.Н. Исаев)

Виды ощущений

I. По характеру отражения и месту расположения рецепторов различают следующие ощущения:

1. Экстерорецептивные ощущения — ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.

2. Интерорецептивные (органические) — ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Органические ощущения не дают точной локализации, однако при их сильном отрицательном воздействии могут дезорганизовать сознание человека.

3. Проприоцептивные ощущения — кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Ощущения собственных движений и пространственного положения тела.

II. В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Ощущения подразделяются также на дистантные, при которых источники располагаются на некотором расстоянии от поверхности тела человека (например, зрительные и слуховые ощущения) и контактные, возникающие в результате прикосновения тех или иных предметов к поверхности кожи человека (например, осязательные и вкусовые ощущения).

Можно ли задействовать непроизвольное внимание в образовательном процессе

Что это? В отличие от произвольного, непроизвольное внимание не вызывается волевым усилием самого человека. Громкий звук, яркий свет… Все это может вызвать такой вид внимания. Но можно ли его задействовать в образовательном процессе?

Как использовать в обучении? Главное условие для привлечения и поддержания интереса к объекту – это хорошая организация учебного процесса. Большое значение имеет содержание уроков.

Оглавление:

  1. Что такое внимание
  2. Как возникает непроизвольное внимание
  3. Виды непроизвольного внимания
  4. Как задействовать непроизвольное внимание школьников в процессе обучения
  5. Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно

10 инструкций по организации лагеря дневного пребывания: собрали в одном месте, учли все требования ФГОС Скачать бесплатно

Что такое внимание

Прежде, чем говорить о непроизвольном внимании человека, необходимо понять, что такое внимание в целом, как оно участвует в нашей жизни, а в частности – в психологии человека.

Определение гласит, что это состояние, при котором осуществляется концентрация сознательного или бессознательного на одной и той же информации, поступающей через органы чувств. Однако следует отметить, что при этом игнорируется любая другая информация.

Функция внимания имеет свои особенности, благодаря которым способности личности человека приобретают яркую характеристику.

Параметры внимания

  • Концентрация.

Понятие определяет, с какой силой происходит сосредоточение на объекте. Количество элементов, на которые нужно быть настроенным, значительно сокращается, а рассматриваемому предмету уделяется более пристальное внимание.

  • Объём.

Данный параметр указывает на то, какое количество объектов индивид способен воспринять одновременно. Это зависит от многих факторов, и в первую очередь – от особенных возможностей человека: объёма кратковременной памяти, профессиональных навыков, жизненного опыта и так далее.

  • Распределённость.

Свойство, которое позволяет концентрировать своё внимание сразу на нескольких объектах. Возможность распределения крайне необходима человеку в работе или учёбе. Как устроена распределённость? В отделе оптимальной возбудимости коры головного мозга осуществляется процесс распределения интереса. Его торможение проходит частным образом, из-за чего данные участки начинают контролировать выполнение сразу нескольких функций.

Приведём пример: вы, наверняка, ловили себя на мысли, что одновременно пьёте кофе, разговариваете по телефону, читаете или что-то записываете. Чем сильнее у человека развита распределительная функция, тем проще ему выполнять сразу несколько видов деятельности.

  • Устойчивость.

Она осуществляет контроль над сосредоточением внимания на каком-нибудь объекте (отдельной части объекта) в течение определённого периода времени. Функция «устойчивости» зависит от того, насколько широк спектр выполняемых действий или впечатлений.

  • Отвлечённость.

По своей природе это противоположное свойство, относительно устойчивости. Обычно оно выражается в ослаблении сосредоточенности или её колебании в то время, когда человек концентрируется на каком-либо объекте. Колебания увлечённости могу происходить даже во время интенсивной работы. Главное – чтобы они имели короткие промежутки. Тогда на устойчивости интереса они не будут сказываться.

  • Переключение интереса.

Главный принцип действия данного параметра заключается в переносе внимания с одного объекта на другой. При резкой смене деятельности возникает постановка новых задач. Так происходит переключение интереса.

О чём следует знать:

  • Внимание связано с эмоциями, а также зависит от физиологических изменений, которые происходят в организме человека – это дыхательные, двигательные и сосудистые реакции. Например, если мы говорим о сосредоточенности интереса, то учитываем, что оно зависит от всех двигательных функций человека.
  • Внимание контролирует образ. Благодаря этому процессу формируется умственная деятельность человека.
  • В некоторых случая внимание имеет ограниченные возможности. Когда получаемая информация поступает от разных раздражителей, она создаёт так называемые помехи (для мозга наступает предел обработки информации).

Приведём пример: человек смотрит телевизор, а в это время на плите закипает чайник. Когда ваша мозговая деятельность направлена на обработку происходящего на экране, то о чайнике вы забываете, и он выкипает.

Виды внимания

Имея определённые формы и отличия, внимание делится на следующие виды:

  • Произвольное внимание.

Данная форма проявляется, когда человек вынужден прикладывать усилия, чтобы сфокусировать свою мыслительную деятельность на чём-либо или на ком-либо. Такая направленность необходима в случаях, когда нужно овладевать новыми знаниями.

Способность обработки информации вырабатывается с годами, а не даётся человеку при рождении. Она напрямую зависит от развития интеллектуальных способностей. Основная функция произвольного внимания – это активное регулирование протекающих психических процессов. Благодаря ей человек способен извлекать из памяти необходимую информацию.

  • Непроизвольное внимание.

Оно отличается от произвольного и формируется исходя из внешних причин, в которые человек не вкладывает особые усилия. Чтобы обратить взгляд на какой-нибудь возникший образ, индивид не ставит перед собой никаких специальных целей. Наоборот, непроизвольный интерес включается, переключается с объекта на объект и функционирует бессознательно.

Различные потребности человека, значимые только для него одного, выступают в качестве раздражителей и вызывают непроизвольный интерес. Также он зависит от характера и общей сознательной деятельности индивида и возникает тогда, когда человек никак не проявляет сознательные намерения и волевые усилия мыслительного процесса.

Благодаря механизму непроизвольного внимания индивид способен быстро ориентироваться в изменяющихся условиях среды. Из-за включения данной функции в систему восприятия, значимость важных объектов увеличивается.

  • Послепроизвольное внимание.

Оно объединяет в себе особенности произвольного и непроизвольного внимания.

Как возникает непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание – это самый простой вид внимания. В разных источниках его называют по-разному – пассивным или вынужденным. Оно возникает и функционирует независимо от сознания индивида, то есть деятельность человека осуществляется сама по себе, опираясь в своём проявлении лишь на занимательность или неожиданность.

Говоря об условиях возникновения непроизвольного внимания, мы должны рассматривать целый комплекс причин, в состав которых входит физиология, психология и даже психическое состояние человека. Все причины взаимосвязаны друг с другом, но каждая из них имеет свои индивидуальные особенности:

Характер внешнего раздражителя

К нему относится, прежде всего, сила (интенсивность) раздражителя. Приведём пример: вы увлечёно занимаетесь каким-то делом. Из-за того, что ваше внимание полностью приковано к нему, вы не реагируете на негромкие звуки, доносящиеся с улицы или даже из соседней комнаты. Внезапно рядом раздаётся громкий стук от упавшего рядом предмета. Это неизбежно привлечёт ваше внимание.

Любое достаточно сильное раздражение (звук, свет, толчок, запах) обратит ваше внимание на него. Важную роль в определении непроизвольного внимания играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя.

Приведём пример: мы чем-то увлечены и не замечаем слабых раздражителей, ведь их интенсивность недостаточно велика. В то же время, если мы спим ночью или просто отдыхаем, то чутко реагируем на лёгкие шорохи, скрипы и другие звуки, на которые в обычное время мы не концентрируем своё внимания.

Немаловажным фактором непроизвольного внимания является контраст между раздражителями, их длительностью, величиной и формой. Также к основным причинам можно отнести качество раздражителя, его необычность и новизну.

Учитывается не только то, что раздражитель ранее отсутствовал и вновь появился, но и изменение его физических свойств: ослабление, прекращение, перемещение. Итак, можем сделать вывод, что к первой группе причин относятся те, которые каким-либо образом воздействуют на человека.

Соответствие внутреннего состоянию человека и его потребностей

Сытый и голодный человек на разговор о пище будут реагировать совершенно по-разному. Если человек только что поел, то тема еды не вызовет в нём никаких эмоций. Голодный же невольно обратит внимание на собеседников и поддержит тему. Причины данного явления подробно описаны в работах о принципах доминанты А. А. Ухтомского.

Общая направленность личности

Говоря о данной особенности, мы должны учитывать то, что больше всего интересует человека и что составляет сферу его интересов, в том числе, профессиональных.

Приведём пример непроизвольного внимания из жизни, в котором действует общая направленность личности: сотрудник полиции непременно заметит неправильно припаркованную машину, а художник — сфокусирует свой взгляд на красоте старинного здания.

Ещё пример: редактор просто взял прочитать случайный журнал. Он обязательно найдёт ошибки в тексте, потому что замечать орфографические и стилистические неточности – это важнейшая составляющая его профессиональной деятельности, подкрепленная длительной практикой.

Исходя из этого, можно сделать вывод: общая направленность личности и наличие индивидуальных особенностей (опыта) человека взаимосвязаны друг с другом. Их взаимодействие является неотъемлемым свойством непроизвольного внимания.

Чувства, воздействующие на раздражитель

Наши интересы вызывают у нас определенный эмоциональный отклик и формируют реакцию, которая неизбежно влияет на возникновение непроизвольного внимания. Приведём простой пример: вы читаете интересную книгу и полностью погружены в сюжетную линию и жизнь героев. При этом вы не обращаете внимания на то, что происходит вокруг вас. Данный вид внимания называется преимущественно эмоциональным.

По своему происхождению причины непроизвольного внимания носят не биологический, а, скорее, социальный характер. То есть, внимание не образуется благодаря работе процессов организма, а формируется исходя из социальной вовлечённости индивида.

Уже с раннего возраста ребёнок, у которого есть общение со взрослым человеком, приобретает навыки непроизвольного внимания. Данный феномен был подробно изучен Л. С. Выготским. Он говорил в своих работах о том, что функция такого внимания делится между взрослым и ребёнком, особенно ярко это проявляется на ранних стадиях развития человека.

Взрослый указывает на объект и называет слово, таким образом, выделяет его из среды. Ребёнок в это время реагирует: отвечает на этот сигнал (следя за жестом, хватая предмет или повторяя слово). Так ребёнок заостряет своё внимание на указанном предмете и идентифицирует его из общего поля информации.

Вырастая, дети начинают самостоятельно ставить перед собой цели и определять интересующие их объекты. Не стоит забывать и о тесной связи внимания и речи. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста вначале проявляется благодаря подчинению своего поведения речевой инструкции взрослых, а когда слова освоены — благодаря поведению своей собственной речевой инструкции.

Виды непроизвольного внимания

Существует несколько видов непроизвольного внимания. Рассмотрим каждый их них более подробно.

Невольное непроизвольное внимание проявляется в том случае, когда человек просто смотрит на объекты или их части. Те предметы, которые наиболее значимы для определённого человека и будут привлекать его внимание. Всё зависит от индивидуального восприятия и личных интересов. Находясь в расслабленном состоянии, например, на отдыхе, вы концентрируетесь на пении птиц, шелесте листвы и наслаждаетесь шумом моря.

Вынужденное непроизвольное внимание построено на контрастах, то есть на тех объектах, которые имеют физиологическую значимость: быстро или резко перемещаются, привлекают взгляд своей необычностью и новизной, громким шумом. Данный вид внимания основан на инстинктах человека.

Приведём пример: парень видит красивую девушку, которая привлекает его своими внешними данными. Это неизбежно вызовет неподдельный интерес молодого человека, и он обратит на неё внимание.

Привычное непроизвольное внимание основано на действиях, которые произойдут в будущем и при определённых обстоятельствах. Как правило, данный вид связан с профессиональной стороной жизни человека или учебной деятельностью. Это наивысшая форма непроизвольного внимания, поскольку обладает всеми необходимыми характеристиками произвольного внимания.

Как задействовать непроизвольное внимание школьников в процессе обучения

Для того чтобы задействовать непроизвольное внимание у младших школьников, необходимо формировать у ученика познавательный интерес и расширять круг знаний. Ребёнок, обладающий высокими умственными способностями, владеет более развитыми непроизвольным вниманием. Главное условие для привлечения и поддержания интереса к объекту – это хорошая организация учебного процесса.

Большое значение имеет содержание уроков: какой учебный материал используется, форма подачи, использует ли преподаватель живой, яркий, эмоциональный рассказ, приводит ли примеры и факты, демонстрирует ли иллюстрации и наглядные пособия.

Включение наглядности – одна из важнейших составляющих учебного процесса. Однако злоупотреблять ею не следует, как и излишней эмоциональностью. Для ученика важно, чтобы на уроке он смог сосредотачиваться на своих мыслях.

Можно по-разному заинтересовать ученика конкретным уроком, а уже через него выработать интерес к другим предметам. Такой способ применяется при закреплении иностранных слов. Преподаватели организуют игры, где предлагают ученикам наглядные пособия (картинки с изображением предметов), используют тематическую лексику, изучают стихи или песни на иностранном языке.

Учебный процесс построен на общепсихологических принципах. Их цель – выработать непроизвольное внимание, основываясь на интересе к предмету благодаря следующим составляющим: содержание материала, изложение его в увлекательной форме, применение различных форм и методов работы. Немаловажно и увлеченное состояние самого педагога, то, как он излагает материал, его живость и эмоциональность ведения предмета.

Как же завоевать внимание младших школьников?

Проводя урок, преподаватель должен периодически менять позу, место, на котором находится, время от времени заставлять весь класс хором повторять ответы, задавать вопросы тому или иному ребёнку. По просьбе учителя он должен встать и, например, вставить пропущенные слова.

Также можно обратиться к конкретному ученику, чтобы привлечь его внимание, и заставить, таким образом, непослушного ребёнка слушать то, что говорит педагог. Учитель может сформировать привычку к быстрым и находчивым ответам. Любое отступление от рутины, будь то применение кратких повторительных обзоров, примеров, пояснений, изложений уже известного в новом порядке, станет отличным средством для оживления внимания.

Поддержать устойчивость внимания у младших школьников возможно благодаря оптимальному темпу работы. Когда он медленный, то ученикам быстро становится скучно, и от безделья они начинают заниматься посторонними делами (разговаривать с соседом по парте, рисовать, читать не относящие к предмету книги). Их внимание перестает быть устойчивым. И, наоборот, чрезмерно быстрый темп урока, неблагоприятно влияет на учеников.

При высоком темпе они не успевают вникнуть в материал и выполнять то или иное задание педагога. Из-за того, что ребёнок не чувствует в себе силы продолжать учиться дальше, в конце концов, также начинает заниматься посторонними делами.

Оптимальный вариант, когда темп речи учителя средний. Каждое слово должно произносить чётко и понятно. Педагог обязан учитывать возрастную особенность и неукротимую энергию детей своего класса. Ученики всё время должны быть чем-то заняты. Существует два главных способа удержать внимание школьников младших классов:

  • Прежде чем призвать конкретного ребёнка к ответу, необходимо задать свой вопрос всему классу.
  • После того, как учитель вызвал одного из детей к доске, нужно вовлечь в процесс весь класс – поставить перед ними задачу следить за ответчиком. Это необходимо сделать для того, чтобы потом одноклассники могли исправить его ошибки. Важно также сформулировать конкретную цель, почему они должны следить за его действиями. Не все вопросы нужно задавать ученику у доски. Преподаватель должен проводить фронтальный опрос всего класса. Этот приём является одним из основных способов мобилизации внимания учеников.
[banner_services]

Зная причины, обуславливающие индивидуальные особенности непроизвольного внимания младших школьников, а также осуществляя индивидуальный подход, преподаватель способствует развитию внимания и, в целом, формированию личности.

Развитие внимания максимально эффективно протекает благодаря упражнениям в процессе обучения. Так уже в третьем классе ученики могут одновременно следить сразу за несколькими вещами: за тем, что они пишут (содержанием и орфографической правильность), за своей позой, в которой сидят на уроке (за положением головы, спины, рук и ног), за тем, что говорит учитель.

Об этом подробно говорят многочисленные психологические эксперименты, проведённые многими учёными, в частности Н. Ф. Добрыниным.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Рейтинг: 5

( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Расстройства внимания

Букварь для мозга

  • Опубликовано 29 августа 2022 г.
  • Автор Мелисса Галинато
  • Источник BrainFacts/SfN

iStock. com через Wavebreakmedia

Вы приходите на занятия в 8:00 — как раз вовремя. Наступает 9:00 утра, и ваши способности делать заметки начинают истощаться. К 10:00 ваши мысли преследуют вас по пути чего угодно, только не лекции. Хмпф. А до урока еще час.

Удерживать внимание в течение длительного периода времени, например, во время трехчасовой лекции, многим людям может быть сложно.

А для некоторых людей даже кратковременная фокусировка может быть сложной. На способность обращать внимание влияют несколько расстройств: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), шизофрения, прозопагнозия и синдром геминиглекта. Может показаться странным рассматривать шизофрению как нарушение внимания, но некоторые психиатрические исследования предполагают, что она связана с нарушением избирательного внимания. Прозопагнозия, или лицевая слепота, — это когнитивное расстройство, при котором человек не может узнавать лица — даже членов своей семьи. Тяжесть этого состояния варьируется, и могут быть задействованы генетические факторы.

Расстройства внимания имеют различные причины. Синдром геминиглекта вызывается повреждением правой теменной коры, области мозга, играющей важную роль в непроизвольном внимании. От 50 до 82 процентов пациентов, перенесших инсульт в правом полушарии, испытывают синдром геминиглекта, также известный как пространственное игнорирование и одностороннее игнорирование. В этих случаях пациенты с игнорированием игнорируют левую часть своего поля зрения. Иногда они игнорируют левую сторону тела и левую сторону отдельных объектов. Диагноз синдрома геминиглекта можно поставить с помощью ручки и бумаги. Например, пациентов могут попросить нарисовать копию изображения, такого как бабочка или замок, а пациенты с геминиглектом обычно рисуют только правую половину изображения или опускают детали левой стороны. Исследования пациентов с синдромом геминиглекта способствуют нашему пониманию реабилитации после инсульта, а также роли правой теменной коры во внимании и восприятии.


Адаптировано из 8-го издания Brain Facts Мелиссы Галинато .

Об авторе

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНО

Ссылки

Bartolomeo, P. (2007). Визуальное пренебрежение. Текущее мнение в неврологии, 20 (4), 381-386. http://journals.lww.com/co-neurology/Abstract/2007/08000/Visual_neglect.2.aspx

Карретье, Л. (2014). Экзогенное (автоматическое) внимание к эмоциональным раздражителям: обзор. Когнитивная, аффективная и поведенческая неврология, 14(4), 1228. https://link.springer.com/article/10.3758/s13415-014-0270-2

Кинкейд Дж. М., Абрамс Р. А., Астафьев С. В., Шульман Г. Л. и Корбетта М. (2005). Исследование функциональной магнитно-резонансной томографии, связанное с событием, произвольной и управляемой стимулом ориентации внимания. Журнал неврологии, 25 (18), 4593-4604. http://www.braindetective.com/journalclub/2005Kincade.pdf

Лангнер Р. и Эйкхофф С. Б. (2013). Поддержание внимания к простым задачам: метааналитический обзор нейронных механизмов бдительного внимания. Психологический вестник, 139(4), 870–900. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3627747/

Li, K., & Malhotra, P.A. (2015). Пространственное пренебрежение. Практическая неврология, Пракнейрол-2015. http://pn.bmj.com/content/15/5/333

Похожие темы Внимание Мышление и осознание Мышление, восприятие и поведение Заболевания и расстройства

Непроизвольные движения: типы, причины и примеры, Стэнфорд 25 | Стэнфорд Медицина 25

Непроизвольные движения составляют группу неконтролируемых движений, которые могут проявляться тремором, тиками, миоклоническими подергиваниями, хореей, атетозом, дистонией или гемибализмом.

Распознавание непроизвольных движений, связанных с гиперкинетическими двигательными расстройствами, является важным диагностическим навыком. На этой странице описывается диагностика основных категорий гиперкинетических двигательных расстройств.

Общие определения

  1. Тремор: Ритмические колебания, вызванные прерывистыми мышечными сокращениями.
  2. Тики: Пароксизмальные, стереотипные мышечные сокращения, обычно поддающиеся подавлению, могут быть простыми (одна группа мышц) или сложными. Временно подавляемый.
  3. Миоклонус:  Шоковые, аритмичные подергивания. Не подавляемый.
  4. Хорея:  Танцевальные, беспорядочные движения, часто приближающиеся к определенной цели (например, поправление одежды, проверка часов). Часто быстро и может вовлекать проксимальные или дистальные группы мышц.
  5. Атетоз:  Судорожные движения, в основном рук и кистей. Часто медленный.
  6. Дистония:  Постоянные или повторяющиеся мышечные сокращения, часто приводящие к нарушению осанки.
  7. Гемибаллизм:  дикие, с большой амплитудой, броскообразные движения на одной стороне тела, обычно поражающие проксимальные мышцы конечностей, но могут также поражать туловище.

 

Физиологический тремор

  1. Присутствует почти у всех и является нормальным явлением, которое обычно невозможно увидеть, если оно не ухудшится в определенных ситуациях, которые включают:
    1. тревога, страх, физическое истощение, гипогликемия, гипертиреоз, синдром отмены алкоголя

 

Эссенциальный тремор (ЭТ) (кинетический тремор/семейный тремор) конечности.
  • Прогрессирующий, может появиться в любое время жизни, но чаще всего старше 70 лет.
  • В основном постуральный тремор, но если он усугубляется, то возникает в покое
  • Обычно двусторонние и симметричные.
  • Классически поражает голову и/или речь.
  • Классически тремор уменьшается при использовании EtOH, ухудшается при стрессе.
  • Неврологический осмотр в остальном нормальный.
    1. Отличить от болезни Паркинсона, отметив отсутствие тремора покоя, ригидности, брадикинезии и т. д.
  •  

    Интенциональный тремор (мозжечковый тремор)
    1. Медленное действие тремор, который чаще всего возникает при целенаправленных движениях (например, при выполнении теста пальцем на нос)
    2. Обычно ассоциируется с другими поражениями мозжечка
    3. Наблюдается при любом процессе, вызывающем повреждение головного мозга (инсульт, опухоль, рассеянный склероз, хроническое злоупотребление алкоголем, прием некоторых лекарственных препаратов)
    4. В отличие от головного мозга, заболевание мозжечка вызывает проблемы на ТОЙ ЖЕ СТОРОНЕ тела, что и поражение мозжечка
    5. Титубация относится к тремору головы (а иногда и туловища) из-за болезни мозжечка

     

    Паркинсонический тремор
    1. Наиболее частая причина  тремора покоя  , который обычно затрагивает дистальные мышцы (например, тремор руки с катанием таблетки)
    2. Может уменьшаться при произвольной активности (например, при поднятии руки) и увеличиваться при умственной деятельности (например, при просьбе пациента посчитать) и увеличиваться при тревоге или эмоциональном возбуждении
    3. Причины:
      1. Идиопатическая болезнь Паркинсона: обычно начинается в одной руке, затем распространяется на другие конечности
      2. Лекарственные препараты: нейролептики, метоклопрамид, прохлоперазин
      3. Энцефалит (ВИЧ/СПИД, нейросифилис, ПМЛ, токсоплазмоз)
      4. Хроническая травма головы
    4. Примечание: другие виды тремора покоя включают болезнь Вильсона и тяжелый эссенциальный тремор (ЭТ обычно постуральный, но в тяжелых случаях его можно наблюдать в состоянии покоя или даже при движении)

      Тремор покоя Постуральный тремор Боевой тремор
    Описание Тремор, когда скелетные мышцы находятся в состоянии покоя. Тремор, когда скелетная мышца удерживается в положении против силы тяжести. Тремор в процессе произвольного сокращения мышц.
    Медицинский осмотр Наблюдайте в покое. Наблюдайте, когда просите пациента выполнить умственную работу (может увеличиться). Попросите пациента вытянуть руки и задержать их в воздухе. Палец к носу, быстрые чередующиеся движения или пятка к голени.
    Примеры Болезнь Паркинсона, паркинсонический тремор (например, лекарственные препараты) Эссенциальный тремор, усиление физиологического тремора (гипертиреоз, стимуляторы, такие как кофеин или никотин), болезнь Вильсона Болезнь мозжечка, рассеянный склероз, хроническое злоупотребление алкоголем

    Примечание. Эти категории могут частично совпадать. Например, при некоторых формах болезни Паркинсона наблюдается постуральный тремор. И наоборот, тяжелый эссенциальный тремор будет присутствовать в покое. Важно искать другие признаки предполагаемого диагноза, чтобы убедиться, что вы не пропустите правильный!

    Показать расшифровку видео

    Добро пожаловать на видео Stanford Medicine 25 о подходе к тремору. Цель этого видео – помочь вам выяснить, что вызывает тремор у вашего пациента. Начнем с рассмотрения различных категорий тремора.

    Постуральный тремор легко обнаружить, попросив пациента вытянуть руки. Причины включают нормальный физиологический тремор, который может усиливаться при определенных состояниях, таких как лишение сна, слишком много кофеина или никотина, синдром отмены алкоголя, повышенные метаболические состояния, такие как гипертиреоз и эссенциальный тремор.

    Это реальная пациентка из Стэнфордской больницы с историей семейного эссенциального тремора. Как вы можете видеть здесь, рука выпрямлена и поднята вверх, дрожь постоянная (здесь лучше видно при увеличении). Пациенты с эссенциальным тремором также часто имеют дрожащий голос. Если вы внимательно прислушаетесь, то сможете услышать небольшие изменения в голосе этого пациента. (Пациент кричит).

    Тремор покоя просто исследуется в состоянии покоя. Причины включают болезнь Паркинсона, лекарственный паркинсонизм и менее распространенный надъядерный паралич. Вот тремор покоя у пациента с тяжелой болезнью Паркинсона. Если присмотреться, даже его левая нога в покое дрожит. У этого больного также наблюдается тремор лица от того же заболевания.

    Третьей и последней категорией тремора является тремор действия, который иногда называют кинетическим или для наших целей интенционным тремором, который возникает практически при любом типе движения. Причины включают поражения мозжечка, такие как инсульт или клеточная масса, рассеянный склероз с вовлечением мозжечка или хроническое злоупотребление алкоголем. А вот наш пациент с эссенциальным тремором, демонстрирующий нормальное обследование пальцами носа. Как вы можете видеть, пациента просят выбрать несколько областей, чтобы вытянуть палец и разогнуть его почти полностью.

    И последнее, что следует упомянуть: иногда многие из этих причин тремора могут проявляться одновременно. Например, у пациента с очень тяжелым центральным тремором может быть не только постуральный тремор, но также тремор покоя и/или тремор действия.

    Однако вместе с хорошим анамнезом и обследованием у вас будет отличный шанс выяснить причину тремора вашего пациента.

    Это было видео Stanford Medicine 25 о подходе к тремору. Спасибо за просмотр. Авторские права на предыдущую программу принадлежат Попечительскому совету Стэнфордского университета Леланда.

    Посетите нас по адресу med.stanford.edu.

    Миоклонус может быть доброкачественным (как при гипнопомпических и гипнагогических подергиваниях) или инвалидизирующим. Миоклонические подергивания могут возникать при произвольных движениях (миоклонус действия) или в результате воздействия раздражителя (испуганный или рефлекторный миоклонус). В отличие от тиков, миоклонус не поддается подавлению. Миоклонус часто связан с патологией ЦНС, гипоксическим поражением (например, при остановке сердца), нейродегенеративными расстройствами и энцефалопатией.

    1. Физиологический миоклонус  часто является нормальным явлением у людей, например, миоклоническими подергиваниями во время переходов во сне.
    2. Эпилептический миоклонус  называется миоклонусом при эпилепсии.
    3. Эссенциальный миоклонус  — семейное заболевание, характеризующееся многоочаговыми подергиваниями, обычно доброкачественными.
    4. Симптоматический (вторичный) миоклонус  относится к миоклонии, возникающей вторично по отношению к нейродегенеративным заболеваниям, таким как болезнь Альцгеймера, болезнь Гентингтона, деменция с тельцами Леви и болезнь Крейтцфельдта-Якоба.
    5. Отрицательный миоклонус  это термин, иногда используемый для противопоставления миоклонии. Он представляет собой короткие периоды потери мышечного тонуса , наиболее часто наблюдаемые у пациентов с заболеваниями печени с печеночной энцефалопатией. Его также можно наблюдать при тяжелой уремии и некоторых токсинах (иногда называемом обратимым миоклонусом).

    Болезнь Хантингтона

    Хорея Гентингтона является аритмичной, неповторяющейся, полуцеленаправленной и поражает конечности, туловище и лицо. Ранние проявления мягкие и могут оставаться незамеченными или объясняться беспокойством. Непостоянство моторики (например, неспособность поддерживать высовывание языка) является частым признаком. См. страницу «Аномальные походки» для описания и демонстрации хориформных ворот.

     

    Другие хореи
    1. Хорея Сиденгама (она же танец Святого Вита) является одним из основных диагностических критериев ревматической лихорадки, наблюдаемой при предшествующей стрептококковой инфекции группы А. Наиболее часто встречается среди больных женского пола в возрасте 5-15 лет. Редко встречается в США, но чаще встречается в развивающихся странах.
      1. Острое начало, хореоподобные движения, крайнее беспокойство.
      2. Чаще всего самоограничивается.
      3. Может рецидивировать, особенно во время беременности (хорея беременных).
    2. Нейроакантоцитоз  является редким, рецессивным, неуклонно прогрессирующим заболеванием, типичным примером которого является хорея в сочетании с аномалиями эритроцитов и, возможно, дистонией, тиками, судорогами, полиневропатией и членовредительством. Может проявиться в любой момент жизни.
      1. Аналогичные проявления отмечаются при синдроме Маклеода — Х-сцепленном заболевании, связанном с реактивностью к антигенам Келла, как правило, у пожилых пациентов.
    3. Пароксизмальная хорея  была описана при гипер- и гипогликемии, сосудистых заболеваниях и инфекциях.
    4. Доброкачественная старческая хорея и доброкачественная наследственная хорея детства были описаны, но противоречивы. Важно исключить ГБ.
    5. СКВ  и реже другие аутоиммунные заболевания могут вызывать хорею.

    Синдром Туретта (ТС)   – нейроповеденческое расстройство, поражающее преимущественно мужчин и характеризующееся множественными моторными тиками и вокализацией. Такие тики могут подавляться в течение коротких периодов времени или даже отсутствовать в течение нескольких дней или недель. Начало чаще всего встречается в возрасте до 15 лет и часто уменьшается или даже исчезает во взрослом возрасте. ТС связан с тревогой, депрессией, СДВГ и ОКР. Начало во взрослом возрасте связано с несколькими заболеваниями, такими как болезнь Паркинсона, дистония, прием лекарственных препаратов (например, нейролептиков, леводопы) и травм.

    Дистония существует в широком спектре от сокращения одной группы мышц до инвалидизирующей дисфункции нескольких групп. Обычно дистония начинается с произвольных движений (дистония действия), но позже может стать устойчивой и распространиться на другие области тела. Классически стресс или усталость усугубляют дистонию, расслабление или сенсорная стимуляция уменьшают ее.

    Первичная дистония
    1. Идиопатическая торсионная дистония (ITD) , или дистония Оппенгейма, является аутосомно-доминантным заболеванием с переменной пенетрантностью, наиболее часто наблюдаемым у несовершеннолетних пациентов ашкеназского еврейского происхождения. Обычно начало начинается в стопе или руке, а затем распространяется на другие конечности, голову и шею.
    2. Дофа-реактивная дистония (ДРД)  – это аутосомно-доминантное заболевание, развивающееся в возрасте до 12 лет и отвечающее на леводопу.

     

    Фокальная дистония

    Это наиболее распространенный тип дистонии, обычно манифестирующий на 4–6-м десятилетии жизни и чаще поражающий женщин, чем мужчин. Часто ошибочно диагностируется как психиатрическое или ортопедическое заболевание.

    1. Блефароспазм : ненормальное сокращение век, учащенное моргание может повлиять на ADL.
    2. Оромандибулярная дистония (OMD) : дистонические сокращения групп мышц челюсти, языка, губ или нижней части лица.
      1. Орально-лицевая дистония обычно поражает женщин старше 60 лет как с OMD, так и с блефароспазмом.
    3. Цервикальная дистония : дистонические сокращения мышц шеи, иногда болезненные. Голова может отклоняться латерально (кривошея), вперед (антероколлис) или назад (ретроколлис). Иногда сочетается с дистоническим тремором и вторичной шейной радикулопатией.
    4. Спастическая дисфония : дисфункциональные сокращения голосовых связок.
    5. Дистонии конечностей : могут проявляться как в верхних, так и в нижних конечностях, часто инициируются специфическими действиями, такими как письмо (писчий спазм) или складывание музыкального инструмента (музыкальная дистония).

     

    Вторичные дистонии

    Чаще всего вызываются лекарствами (см. ниже), поражениями головного мозга или патологией ствола мозга. Большинство таких дистоний имеют сегментарное распространение. Реже повреждение периферических нервов может вызвать дистонию.

     

    Дистонический шторм

    Дистонический шторм — это острое генерализованное дистоническое сокращение, которое может затрагивать голосовые связки или мышцы гортани, приводящее к потенциально смертельной обструкции дыхательных путей. Пациенты с дистонией в анамнезе и подверженные острому стрессу (например, хирургическому вмешательству) находятся в опасности. Потенциальные осложнения включают рабдомиолиз и почечную недостаточность. Дистонический шторм лучше всего лечить в отделении интенсивной терапии.

     

    Острая

    1. Наиболее острые гиперкинетические лекарственные реакции приводят к дистонии , обычно генерализованный у детей и очаговый у взрослых.
    2. Известно, что амфетамины, метилфенидат и кокаин вызывают хорею, тики и стереотипное поведение.

     

    Подострая

    1. Большинство подострых реакций приводит к акатизии.

     

    Поздние синдромы

     

    1. Поздняя дискинезия (TD)  чаще всего развивается через месяцы или годы после начала антипсихотической терапии. Чаще всего ТД проявляется хориоподобными движениями рта, языка и губ.
      1. Меньший риск ТД связан с молодым возрастом и использованием атипичных нейролептиков. Повышенный риск обусловлен пожилым возрастом, отсутствием зубов и органической церебральной дисфункцией.
      2. Примерно одна треть случаев TD разрешается в течение 3 месяцев после прекращения приема препарата. Состояние большинства других пациентов медленно улучшается в течение нескольких лет.
    2. Поздняя дистония  связана с хроническим воздействием нейролептиков и характеризуется поражением аксиальных мышц и характерным раскачиванием. Поздняя дистония часто сохраняется после прекращения приема вызывающих ее лекарств и не поддается терапии.
    3. Поздняя акатизия и Поздний синдром Туретта встречаются гораздо реже, но все же связаны с хроническим воздействием антипсихотиков.

     

     

    Злокачественный нейролептический синдром (ЗНС)  характеризуется ригидностью, гипертермией, AMS, тахикардией и почечной недостаточностью. Начало обычно происходит через несколько дней или недель после приема лекарств. Это также может быть спровоцировано прекращением приема противопаркинсонических препаратов.

     

    Другие препараты, связанные с гиперкинетическими двигательными расстройствами  , включают фенитоин, карбамазепин, трициклические антидепрессанты, флуоксетин, пероральные контрацептивы, буспирон, дигоксин, циметидиен, диазоксид, литий, метадон и фентанил.

    Часто встречаются психогенные двигательные расстройства, которые могут имитировать любое из состояний, описанных выше. Пострадавшие пациенты чаще всего женщины и ослаблены своим состоянием. В частности, с психогенными движениями связаны соматоформное расстройство, конверсионное расстройство, симуляция и симулятивное расстройство.

    1. Клинические признаки, указывающие на психогенную причину:
      1. Острое начало.
      2. Модели движений, не соответствующие известному двигательному расстройству.
      3. Вариабельность движений (часто усиливается при внимании) и отвлекаемость от движений (часто уменьшается, когда пациента просят выполнить другое задание).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *