Приемы запоминания – Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

Содержание

Введение

Глава 1. Память и запоминание: общая характеристика

1.1 Память как основа психической деятельности человека

1.2 Запоминание, его особенности

Глава 2. Приёмы запоминания

2.1 Возникновение и развитие мнемоники

2.2 Современные приёмы и методы запоминания

Заключение

Список литературы

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого. Появился специальный термин, заимствованный из греческого — мнемо́ника, означающий искусство запоминания.

Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач человека в современном обществе. Изучение и применение определённых способов, приёмов и методов запоминания значительно способствует качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации.

Особенно важно знание этих приёмов для студентов и школьников, поскольку усвоение учебного материала, общеобразовательной или специальной информации является основной сферой их деятельности. И без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл.

Освоение приёмов запоминания информации входит в число вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения студентов, развивает их навыки работы с учебной и научной литературой, способствует успешному овладению знаниями, необходимыми для учебной и учебно-исследовательской деятельности.

Целью данного реферата является рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

Наша память основана на ассоциациях — связях между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными и закреплёнными в нашем сознании.

«Память — это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал» [1; 129].

Формы проявления памяти очень многообразны. В основу их классификации легли три критерия: объект запоминания, степень волевого управления памятью и длительность сохранения в ней информации.

По объекту запоминания различают образную , включающую в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логическую , выраженную в мыслях, понятиях, словесных формулировках;

двигательную , называемую также моторной или кинестетической; эмоциональную , память на пережитые чувства.

По степени волевой регуляции, целям и способам запоминания память подразделяют на непроизвольную (без ранее поставленной цели запомнить) и произвольную (напрягаемую усилием воли).

По степени длительности сохранения информации память делится на кратковременную , действующую всего несколько минут; долговременную , характеризующуюся относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала и оперативную , хранящую информацию лишь необходимое для выполнения какой-либо операции время. Объектом данной работы является словесно-логическая долговременная произвольная память, составляющая основу успешного обучения в вузе.

В зависимости от того, как успешнее запоминает информацию человек, выделяют зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), моторный (кинестетическая) и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухово-двигательный) типы памяти.

Память как психическая деятельность подразделяется на процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание — это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека, «закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия» [2; 133].

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание ранжируется по степени точности будущего воспроизведения материала. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть мыслей. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание смысла — это запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нём наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Оно тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Заучивание — вариант высшей точности воспроизведения при произвольном запоминании — в учебном процессе используется особенно часто. Оно подразумевает «систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определённых приёмов» [2; 133].

Воспроизведение словесного материала без понимания его смысла — не логическое, а механическое заучивание, запоминание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Материал, запомненный механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию» [2; 147]. «Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями» [2; 142].

Большая часть истории человечества протекала до появления письменности. В первобытных сообществах память о жизни отдельных людей, истории семей и племен передавалась в устной форме. То, что не удерживалось в индивидуальной памяти или не передавалось в процессе устного общения, навсегда забывалось. В таких бесписьменных культурах память подлежала постоянному упражнению, а воспоминания — сохранению и обновлению. Поэтому искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы знаний. Особые люди — старейшины, барды — становились хранителями общественной культуры, способными пересказывать эпические повествования, в которых запечатлевается история любого общества.

Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст. Система приемов, улучшающих использование памяти, — так называемая мнемотехника — по-видимому, не один раз независимо возникала и разрабатывалась во многих культурах.

Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки, хотя в письменных источниках первое упоминание о ней принадлежит римлянам. В трактате «De oratore» («Об ораторе») римского государственного деятеля и писателя Цицерона содержится первое упоминание о мнемотехнике. Цицерон приписывает открытие правил запоминания поэту Симониду, жившему в пятом веке до н.э. Этот первый приём предлагал держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать мысленные образы запоминаемых предметов. В результате порядок мест сохранит порядок предметов. В таких мнемотехнических системах воспоминания сохраняются путем «привязки» их к элементам хорошо знакомого окружения — обычно дома с его комнатами, а подлежащие запоминанию предметы мысленно размещаются вдоль цепочки таких элементов. После этого их легко вспоминать, если говорящий будет «внутренним зрением» следовать по ходу этой цепочки, переходя от одного элемента к другому. Другой латинский текст неизвестного автора под заглавием «Ad Herennium» определяет память как прочное сохранение, усвоение умом предметов, слов и их взаимного расположения. В этом тексте речь идет о том, как выбирать образы, которые, помимо прочего, могут давать представление об организации запоминаемых объектов.

Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В средневековье оно в основном сводилось к приемам запоминания чисел и букв. Считалось, что достаточно запомнить легко воспринимаемую глазом последовательность рисунков или расположенных по кругу надписей, чтобы при случае вспомнить порядок молитв или перечень пороков и добродетелей. С XIV века место «записи» запоминаемых образов стали уподоблять театру — особому «театру памяти» с символическими скульптурами, подобными статуям древнеримского форума, у основания которых можно было располагать объекты, подлежащие запоминанию.

Книги по мнемонике писал Джордано Бруно. В своих показаниях трибуналу инквизиции он рассказывает о своей книге под названием «О тенях идей», повествовавшую о его мнемонических приёмах. В его руках театры памяти стали средством классификации и постижения сущности Вселенной и природы, моделями небес и преисподней.

В научном мире запоминание осуществляется в основном через аналогию, особенно в точных науках. Мы пытаемся понять неизвестное, сравнивая его с тем, что уже знаем. Так, Резерфорд в своей теории сравнивал электроны, движущиеся по орбитам вокруг атомного ядра, с планетами, обращающимися вокруг Солнца. Здесь аналогия нужна лишь для того, чтобы создать наглядный зрительный образ.

mirznanii.com

Приемы запоминания и основные способы заучивания информации

Как лучше воспринимать и запоминать обилие информации, которое обрушивается на мозг современного человека? Наверняка, каждый задается таким вопросом, особенно, когда это становится чрезвычайно актуальным, например, во время учебы, экзамена, выступления перед аудиторией, чтения научной литературы.

Чтобы процесс получения и сохранения информации был более действенным, существуют различные приемы запоминания.

Использование систем мнемотехники

В психологии определено, что для овладения любой деятельностью необходимо формирование определенных навыков. Такое же правило применяется для успешного запоминания большого объема знаний. Основные навыки этого процесса приобретаются и формируются под влиянием различных технологий. Какие же методы запоминания могут считаться самыми эффективными?

Сейчас все большую популярность приобретает мнемотехника или искусство запоминания, которая состоит из совокупности (системы) определенных способов, методов, приемов и техник, значительно облегчающих работу с текстовыми материалами.

Мнемотехника ценилась во все времена, люди проявляли к ней особый интерес и интенсивно разрабатывали технологии, добиваясь, чтобы главными свойствами их приемов стали простота, универсальность, эффективность.

Подтверждением такой технологии является система Джордано. Сущность ее содержится в том, что работа памяти идет поэтапно. Сначала происходит кодирование информации в зрительные образы; затем наступает сам процесс запоминания; следом — необходимое усвоение последовательности материала, на последнем этапе – закрепление и сохранение информации в мозге. Исходя из этого, приемы запоминания информации будут систематизироваться по разработанным этапам.

Как отмечают специалисты, система Джордано самая эффективная и практичная в повседневной жизни из всех существующих, используется для усвоения, сохранения часто встречающейся, достаточно четкой, информации. Например, нужно зафиксировать в памяти цифры телефонного номера, название улицы, фамилию, имя, отчество, точные даты, географические названия.

Эта же техника запоминания может служить при работе с энциклопедическими материалами, учебными текстами, если только правильно уметь выделять ключевые слова или фразы. Нужно только учитывать, что материал запоминается не досконально, а близко к тексту, при этом используется принцип «от частного к целому».

Подобная система предполагает необходимость развития навыка запоминания, так как сам процесс работы с информацией зависит от степени тренированности человека, от сложности материала. Например, даже самая непродолжительная тренировка дает возможность за 3 секунды запомнить двузначное число, а за 5 минут можно запомнить 100 двузначных чисел.

Интересно то, что, работая по методу Джордано, можно быстро находить в уме знания, содержащие одинаковые элементы, к примеру, похожие числами даты.

Другой, не менее эффективной технологией, рассчитанной на запоминание большого объема информации, считается методика Цицерона, при которой выстраивается последовательная система образов-ассоциаций. Она может содержать до 50 образов и больше, поэтому запоминаемая информация будет более объемной, чем предполагают другие способы запоминания.

Технология запоминания по методике Цицерона заключается в том, что важные для восприятия объекты нужно мысленно расставлять в строго определенном порядке, используя обстановку комнаты. Далее при воспроизведении материала достаточно вспомнить комнату.

Таким же образом поступал Цицерон, когда готовился к своим речам. Прогуливаясь по дому, он мысленно размещал везде важные пункты своего выступления, потом, припоминая обстановку дома, вспоминал ключевые фразы.

Для построения системы образов можно использовать обстановку других помещений или даже придуманную комнату.

Как варианты данной системы, часто используется дорога, по которой человеку ежедневно приходится ходить, или знакомая ситуация.

Метод Цицерона полезно применять при запоминании цифр, только нужно их из абстрактной формы перевести в конкретную. Например, в психологии рекомендуется связать цифры с буквами: 0 – о, 4 – ч, 6 – б и прочее, а затем по отработанной схеме запомнить их.

Эффективность приемов быстрого запоминания

Когда информация трудна для восприятия, а время ограничено, на помощь приходят рациональные приемы запоминания. Освоив их, человек может работать с любым материалом за короткий срок.

Как наиболее эффективные, можно предложить приемы, отлично зарекомендовавшие себя в мнемотехнике.

Например, такой прием, как рифмование текста широко используется при создании рекламы. Всем известно, что зарифмованные фразы рекламы, независимо от желания человека, врезаются в память и остаются там надолго. То же самое можно произвести с любым материалом. Поэтому, когда человек сталкивается с важной, но нелогичной, трудно запоминаемой информацией, можно ее зарифмовать.

Классический пример — рифма при заучивании одиннадцати глаголов исключения (гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а ещё вертеть, смотреть, и зависеть, и терпеть).

Подобно этому используется придуманная рифмованная фраза, помогающая при изучении падежей: «Иван Рубил Дрова, Варвара топила печь». Аналогично можно зарифмовать правила русского языка: «уж замуж невтерпеж».

Такими же актуальными являются другие методы запоминания. Например, часто используется прием аббревиатуры, служащий для лучшего запоминания различных объектов, не связанных между собой. Всем известна популярная фраза при изучении цветов радуги.

Техника запоминания при помощи аббревиатуры полезна тем, что позволяет не только сокращать длинные фразы, но и фиксировать их надолго в сознании, например, при названии государственных, учебных учреждений или научных понятий: вуз, сопромат, ГИБДД, ГЭС, ЕГЭ.

Чтобы создать свою аббревиатуру, можно придумать незамысловатое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв запоминаемых слов.

В психологии считается, что оптимальными являются классические техники запоминания информации — пиктограммы, ассоциации, активное повторение.

Технология метода пиктограмм построена по принципу выделения ключевых слов, на которые потом придумывается образ. При его зарисовке возникает зрительная ассоциация. Художественных навыков здесь не требуется, просто пиктограмма должна напомнить ключевое выражение или слово.

Ассоциации – проверенная временем технология запоминания, когда устанавливается связь между объектами. Она активно используется для людей любого возраста. Сущность этого метода запоминания в том, что при появлении в сознании одного объекта, вспоминается другой.

Ассоциации могут быть разных видов, например, цепочки, ассоциативные связи, «матрешка». Подбор их зависит от содержания запоминаемого материала.

Данная техника запоминания может служить при работе над последовательностью слов, при фиксировании чисел, телефонов, дат.

Иногда бывают затруднения при составлении связей между объектами. Тогда специалисты рекомендуют создавать самые необычные, даже абсурдные связи, которые даже лучше запоминаются.

Прием активного повторения предполагает многократное воспроизведение уже запомненного материала. Полученные знания воспроизводятся мысленно или устно только из памяти для того, чтобы их сохранить надолго, возможно, навсегда. Примером могут служить стихотворные строки, правила, теоремы, анекдоты, извлекаемые из памяти при каждом удобном случае. Точно также можно использовать активное повторение для любого материала.

От природы человеку дана память, которую нельзя считать совершенной. Но, чтобы активно пользоваться приобретенными знаниями, сохранять их в памяти, добиваться, чтобы они становились систематическими, более глубокими, необходима специальная работа для формирования навыков запоминания. Приобретя знания, призвав на службу воображение, мышление, каждый может сам придумать приемы, облегчающие запоминание информации.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

pamyatplus.ru

13.Приемы эффективного запоминания

  1. Приемы эффективного запоминания

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Может быть произвольным и не произвольным.

Поставленная цель — запомнить — играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. Исследования П. И. Зинченко и Смирновой.

Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.

1 кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени( выученный материал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). Эббингауз В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.

2 Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Но чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. Это связано с осмыслением материала.

известны 3 способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный. наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н. Шардакова

Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.

распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное

Режим рационального повторения

Если есть два дня

первое повторение — сразу по окончании чтения;

второе повторение — через 20 минут после первого повторения;

третье повторение — через 8 часов после второго;

четвертое повторение — через 24 часа после третьего.

Если нужно помнить очень долго

первое повторение — сразу после запоминания;

второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;

третье повторение — через 1 день после второго;

четвертое повторение — через 2 — 3 недели после третьего;

пятое повторение — через 2 — 3 месяца после четвертого повторения

3 Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).

4. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация.

Мнемо́ника (греч.— искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти.

Метод последовательных ассоциаций связь при помощи воображ преды со след.

Метод связанных ассоциаций Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Сюда же МЕТОД ЦИЦЕРОНА, Рифмизация и др.

5. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше Эббингаузу;

6. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. Зейгарник. исследования в этой области были темой дипломной работы автора.

7. интерес к материалу и внимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания.

8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время).

9. З-н действия (практика) Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

10. З-н установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Однако Исследования П. И. Зинченко и Смирновой убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

МЕТОД Цицерона называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. (можно отнести к ассоциативному)

Техника эффективного запоминания

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, — Желание.

Осознание. Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.

Установление связей. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися знаниями или опытом.

Яркие впечатления. информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

Хорошее внимание. 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию.

studfiles.net

Приемы запоминания информации

Слово «мнемоника» происходит от греческого mnemonika, что значит «память». Оно определяет различные приемы, способствующие запоминанию информации. Такие упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции и Риме и дошли до нас во многих видах.

Автор: Отто Эренберг, автор книги «Optimum Brain Power: A Total Program For Increasing Your Intelligence». Эта работа публикуется в сокращенном адаптированном переводе.

Слово «мнемоника» происходит от греческого mnemonika — память и обозначает различные приемы, способствующие запоминанию информации. Такие упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции и Риме и дошли до нас во многих видах. Вы, наверное, знаете определенные приемы, которым вас учили в школе, для запоминания грамматических правил или исключений из них.

К примеру, вас, возможно, учили следующему мнемоническому упражнению для запоминания слов, в которых после буквы «ц» пишется буква «ы»: «Цыган на цыпочках сидит и „цыц“ цыпленку говорит». В этом простом предложении, которое сразу врезается в память, содержатся четыре слова, в которых после буквы «ц» пишется буква «ы». Однако мнемонические упражнения, как правило, не пользуются популярностью у учителей, потому что они считают, что запоминание материала должно базироваться на его понимании.

Все мнемонические упражнения основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации.

Рифма и ритм

Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала — это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе.

Специалисты, занимающиеся рекламой, отлично понимают значение рифмы для запоминания различной информации. Вы, без сомнения, замечали, что во многих рекламных роликах информация о товарах зарифмована, и это способствует более быстрому ее запоминанию, а следовательно, скорейшей реализации товаров.

Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией, то вам стоит попробовать зарифмовать ее. Как это сделать, мы покажем на простом примере с телефонным номером.

Итак, вам нужно запомнить номер 663-15-14. Для этого вы можете зарифмовать его следующим образом:

Шесть шесть три один пять один четыре
Я все помню в целом мире.

А если мы несколько изменим этот телефонный номер: например, 663-14-15, то можем зарифмовать его по-другому:

Шесть шесть три один четыре один пять
Я не буду забывать.

Теперь попробуем зарифмовать номер 151-46-63:

Один пять один четыре шесть шесть три
Никому не говори.

И так далее. Следует напомнить, что такого рода стишки не следует наполнять каким-то глубоким смыслом. Они просто должны помогать вам запоминать не имеющую логических связей информацию, которая является для нас весьма важной. Как вы, наверное, уже убедились, зарифмованную информацию значительно легче запоминать.

Аббревиатура (акроним)

Мы сталкиваемся с аббревиатурами каждый день, поскольку их использование весьма популярно. Мы уже привыкли к таким словам, как МВФ, ООН и т.д. Эти аббревиатуры не только сокращают длинные названия организаций (Международный валютный фонд, Организация Объединенных Наций), но и способствуют их запоминанию.

Принцип аббревиатуры также широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами, помогает нам лучше его запоминать и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации. Вы можете попробовать применять этот принцип и вскоре сами убедитесь в его успешности.

Аббревиатура может применяться для фиксирования самой различной информации. Например, для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — мы обычно пользуемся фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Это, разумеется, не совсем аббревиатура. В этом выражении первые буквы слов, которые необходимо запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, имеющего какой-то смысл. То есть запоминанию информации способствует и смысл простого предложения, и тот факт, что все слова этого предложения начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Это является своеобразным двойным эффектом.

Вы можете использовать принцип аббревиатуры для запоминания самой разной информации. Для этого вам необходимо придумать простое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв тех слов, которые вам нужно запомнить. Для того чтобы вы потренировались в придумывании таких предложений, мы предлагаем вашему вниманию следующее упражнение.

Упражнение: Придумайте предложение для запоминания следующего списка необходимых покупок яблоки, яйца, мороженое, кофе, орехи, изюм, сыр, анчоусы, лимоны. Продукты вы можете расположить в произвольном порядке. Желаем удачи.

Метод расположения предметов

Этот метод пришел к нам из Греции и представляет собой способ запоминания предметов с помощью фиксирования их месторасположение. Вы, без сомнения, часто используете этот метод, хотя не отдаете себе в этом отчета. К примеру, если вас спросить, сколько окон в вашем доме, то вы можете сразу не ответить на этот вопрос, но если вы представите, что идете по своему дому, то безусловно без труда сосчитаете все окна.

Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. Первое, что вам необходимо сделать, — это установить некоторую последовательность в перечислении мест.

Например, если вы мысленно идете по своему дому, то можете следовать в заранее заданном направлении: прихожая, коридор, кухня, столовая, зал, спальня, детская и т.д. Если же вы представляете свой путь от дома до работы, то последовательность может быть такой: светофор, газетный киоск, небольшой сквер, похоронное бюро, автобусная остановка и т.д.

Допустим, что вам нужно запомнить следующий список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, яйца и майонез. Постарайтесь вызвать в сознании какие-нибудь яркие образы, связанные с маршрутом на работу. Представьте, например, светофор, обмотанный туалетной бумагой, выливающееся из газетного киоска моющее средство, дорожки сквера, вымощенные консервами с тунцом, гробы, политые майонезом, и скамейку на автобусной остановке, заваленную яйцами. Если вы представите эти ассоциации, то в супермаркете вам останется лишь вспомнить свой маршрут от дома до работы, а память сделает все остальное.

Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности, такие, как, например, цепочка объектов, встречающихся вам на пути от дома до работы. Надежность этого метода объясняется тем, что вы не можете забыть часто встречающиеся последовательности объектов.

Попробуйте использовать этот метод для запоминания самых различных предметов, а не только списка необходимых покупок. Древние греки, например, с помощью этого метода запоминали основные моменты своих длинных речей. До нас эта привычка дошла в лингвистических оборотах типа «во-первых, во-вторых» и т.д.

Слова, способствующие запоминанию

Применение слов, способствующих запоминанию, является разновидностью метода расположения предметов. Но в данном случае вы используете для запоминания не последовательность объектов, а конкретные образы, названия которых рифмуются с цифрами. Попробуйте для начала запомнить следующий список предметов. Один — господин.
Два — трава.
Три — богатыри.
Четыре — дверь.
Пять — кровать.
Шесть — жесть.
Семь — ремень.
Восемь — лось.
Девять — лебедь.
Десять — лестница.

Итак, вы можете запомнить либо этот список, либо другой, написанный вами подобно этому. В любом случае вы должны запомнить его наизусть, так, чтобы он у вас «отскакивал от зубов». Надеемся, что это задание будет для вас не слишком сложным.

Теперь вам надо запомнить список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, майонез, яйца. Для этого свяжите каждый элемент списка покупок со списком слов, способствующих запоминанию Делать это следует в порядке очередности, то есть если туалетная бумага стоит в списке покупок первой, то она должна ассоциироваться с господином, и вам следует представить какого-нибудь господина, обмотанного туалетной бумагой. Следующим в списке идет моющее средство, ему соответствует трава, так что попробуйте представить траву, облитую моющим средством. Далее идет консервированный тунец. Его вы должны связать с богатырями, поэтому вы можете представить себе богатырей, уплетающих консервированного тунца. Затем настала очередь майонеза. Его порядковый номер соответствует двери, и в вашем воображении должна возникнуть обмазанная майонезом дверь. И наконец, последними в списке идут яйца, которые нужно связать с кроватью, что наверняка вызовет у вас ассоциацию заваленной яйцами кровати.

Методы расположения предметов и подбора слов, способствующих запоминанию, имеют различный круг применения. Первый метод лучше использовать для запоминания относительно коротких списков предметов, а второй — тогда, когда очередность объектов не имеет особого значения.

Нахождение связи между цифрами и буквами

Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова, как правило, имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз и помогает «перевести» числа в слова. В основе данного метода лежит соответствие между цифрами и согласными буквами, которые чем-то напоминают эти цифры.

Цифры и соответствующие им согласные:

1 = т (одна вертикальная черточка)
2 = ц (две вертикальные черточки)
3 = ш (три вертикальные черточки)
4 = ч (начальная буква названия цифры)
5 = п (начальная буква названия цифры)
6 = б (начертание буквы похоже на начертание цифры)
7 = с (начальная буква названия цифры)
8 = в (начальная буква названия цифры)
9 = д (начальная буква названия цифры)
О= о (начертание буквы похоже на начертание цифры)

После того как вы запомните, какие буквы каким цифрам соответствуют, вы будете готовы к использованию этого метода. Старайтесь запоминать связи между буквами и цифрами осмысленно, а не механически. После того как вы запомните все пары, попробуйте любое число перевести в слово или фразу путем использования этих пар и подстановки гласных. Гласные вы можете использовать любые, но согласные должны быть только те, что есть в списке.

Если вам нужно запомнить какой-то важный телефонный номер, то сначала замените цифры согласными, а затем между ними вставьте любые гласные так, чтобы получилось какое-нибудь слово или фраза. Тогда вам останется запомнить только лишь это слово (или фразу), и вы в любой момент сможете перевести его (ее) в номер телефона. Это слово (или фраза) может не иметь особого смысла, но должно легко запоминаться.

А для того, чтобы вы попрактиковались в использовании согласных, соответствующих цифрам, список которых приводился ранее, вашему вниманию предлагается следующее упражнение.

Упражнение: В этом упражнении вам даются различные числа, которые обозначают высоты, расстояния и телефонные номера. Ваша задача — перевести их в слова или простые фразы, которые можно легко запомнить. Желаем успеха.

10
646
248
1492
814-52-60 243-21-42

Использование картинок

Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания. Этот метод особенно полезен для запоминания фамилий людей и их профессий.

Часто случается, что мы сталкиваемся с трудностями при запоминании имен собственных и названий. Для того, чтобы облегчить этот процесс, мы можем использовать различные картинки. Мы должны представить, какие ассоциации возникают у нас, когда мы думаем о каком-то городе, произносим его название или фамилию человека.

Некоторые слова и фамилии вызывают у нас яркие ассоциации, и если мы хорошо запомним эти образы, то нам будет легко вспомнить сами названия. Если вам трудно запомнить фамилию человека или название какого-нибудь города, то запомните ассоциации, связанные у вас с этой фамилией или городом. Затем, когда вам нужно будет вспомнить фамилию человека или название города, просто вспомните свои ассоциации. Особенно полезен этот метод при запоминании новых фамилий и названий, с которыми вы раньше не сталкивались.

Этот метод может с тем же успехом применяться и для запоминания иностранных слов. Представьте, что вы учите какой-нибудь иностранный язык и вам трудно запоминать некоторые слова. Тогда подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите эти слова. Чем ярче будет возникающий при произнесении слова образ, тем лучше. Яркие образы легче запоминаются, а следовательно, легче запоминаются и слова, с которыми они связаны. При постоянном его использовании вы заметите, что вам стало значительно легче запоминать незнакомые слова.

Использование цепочек

Использование цепочек чрезвычайно полезно для фиксирования в памяти списка имен собственных или просто каких-либо предметов. При запоминании любого списка вам нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций. Это может быть сделано двумя способами: с помощью создания рассказа или с помощью простой цепочки.

Возвращаясь к нашему списку необходимых покупок, который вы, наверное, уже выучили наизусть, мы видим следующую последовательность: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, яйца, майонез. Для создания цепочки нам нужно сначала связать туалетную бумагу с моющим средством. Для этого мы можем представить мачту, на которой вместо парусов развевается туалетная бумага, а сама мачта закреплена при помощи банок с моющим средством. После этого нам нужно связать моющее средство с консервированным тунцом. Для этого представьте себе тунца, плавающего в моющем средстве. Затем нам требуется связать тунца с яйцами. Для этого попробуем представить тунца, изо рта которого вылетают яйца. И наконец, для связи яиц с майонезом можно представить, как яйца падают в огромное блюдо с майонезом.

Источник: http://www.elitarium.ru/

www.toptrening.ru

Приёмы и методы запоминания — часть 2

В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации:

1. Осознание . Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках следует лучшее запоминание. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрироваться и анализировать.

2. Ассоциация образов . Прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, можно значительно увеличить количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Можно выбирать самые разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.

3. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий или высказываний, заставляя сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам.

4. Личные комментарии способствует эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти. При комментировании необходимых для запоминания вещей о них помнится значительно больше.

5. Организация материала в категории . И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, предмет можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). Если занести подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории.

6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспомнить что-либо следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, оглядеться по сторонам и дать себе время спровоцировать вспоминание.

7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Гораздо лучше помнятся те сведения и цитаты, к которым прибегают регулярно. Чем чаще используется информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

Существует также целая система специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Эта система называется мнемотехникой . Она основана на создании структуры и придании смысла списку несвязанных слов или цифр для облегчения его запоминания. Мнемотехника предлагает также замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие зрительное, слуховое или кинестетическое представление и связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания.

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность цифр, список телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, новые иностранные слова, грамматические правила и т.п. Очень чётко и полно она сформулирована О. Эренбергом в книге «Приёмы запоминания информации». Эренберг предлагает следующие приёмы, облегчающие запоминание:

1) Рифма — один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала. Этот способ нашел также широкое применение в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому при столкновении с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией стоит попробовать зарифмовать ее.

2) Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.

3) Кодирование информации в простое предложение , в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка».

4) Метод расположения предметов — способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местоположения. Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. (Метод Сократа и Цицерона, о котором упоминалось ранее). Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности.

5) Применение слов, способствующих запоминанию .

6) Нахождение связи между цифрами и буквами . Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз помогает «перевести» числа в слова. К примеру: 2 — л (лебедь), 4 — ч, 6 — б, 7 — к (коса), 8 — в, 9 — д, 0 — о и т.д. Подставляя к имеющимся буквенным значениям цифр другие буквы, мы легко запомним получившиеся слова: 67 — бук, 90 — дом и т.д.

7) Использование картинок . Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинкина основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания.

8) Использование цепочек. При запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций.

2.3 Методы и приёмы запоминания в учебном процессе.

Психологи предлагают использовать следующие правила сохранения знаний в процессе учёбы:

1. Выделение того, что нужно запомнить.

2. Отвлечение от всего постороннего и сосредоточение внимания на тех объектах, которые нужно запомнить.

3. Выделение в объектах главное и второстепенное, нахождение связи между объектами, использование мнемотехники.

4. Выделение в сложном материале смысловых вех.

5. Опора на свой тип памяти, активизация образных представлений.

6. Систематическое повторение и воспроизведение усвоенного.

7. Различение узнавания и воспроизведения.

8. В случае затруднений можно вспомнить обстановку заучивания, идти от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.

Запоминание материала по этой системе предполагает составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, смысловую и пространственную группировку материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение материала с уже имеющимися знаниями и др.

Прогноз ситуациитакже относится к приёмам запоминания. Заключается он в следующем: до начала запоминания следует подумать о том, что произойдет, если не удастся запомнить нужное. Можно прогнозировать и приятные последствия, если они достаточно важны для человека.

Перевод на знакомый язык сложной и не всегда доступно изложенной в учебниках и научной литературе информации также относится к важным мнемоническим приёмам.

Лучшему усвоению материала способствует его эмоциональное восприятие. Вовлечение в запоминание эмоций играет первостепенную роль при запоминании.

Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, чем не усвоить или забыть главный смысл.

Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить поставленную задачу. Связи могут быть смысловыми (логические связи между абзацами, параграфами) и структурными (вид и порядок расположения информации на листе). К примеру, число 7415216 легче запомнится как 741 — 52 — 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, это значительно облегчит его запоминание.

Опорные сигналы или знаковое моделирование также поможет лучше запомнить материал.

Сохранению в памяти информации способствует её повторение. Первое повторение материала следует осуществить через 30-40 мин., второе — в течение дня, третье — на следующий день, с третьего по седьмой день — по одному повторению. Правильно организованное повторение означает не простое перечитывание материала много раз подряд, а прочтение и незамедлительное его воспроизведение. Чередование чтения и воспроизведения должно осуществиться минимум 2 раза. «Условие быстрого и полного запоминания материала — чередование повторений и воспроизведений в процессе заучивания» [2; 146] «Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти» [2; 149].

Условиями успешного запоминания учебной информации являются отсрочка воспроизведения материала на несколько дней, распределение времени его изучения, уделение пристального внимания изучаемому материалу, его понимание, и осмысление материала, а также его структурирование.

При этом следует дать себе установку на запоминание: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Следует также дать себе установку на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Самостоятельность и активность в работе с запоминаемым материалом также будут способствовать его запоминанию: активная, содержательная работа над материалом даже при отсутствии осознанной установки на запоминание может привести к прочному его усвоению.

mirznanii.com

Приемы запоминания информации

Отто Эренберг

Слово «мнемоника» происходит от греческого mnemonika — память и обозначает различные приемы, способствующие запоминанию информации. Такие упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции и Риме и дошли до нас во многих видах. Вы, наверное, знаете определенные приемы, которым вас учили в школе, для запоминания грамматических правил или исключений из них.

К примеру, вас, возможно, учили следующему мнемоническому упражнению для запоминания слов, в которых после буквы «ц» пишется буква «ы»: «Цыган на цыпочках сидит и „цыц“ цыпленку говорит». В этом простом предложении, которое сразу врезается в память, содержатся четыре слова, в которых после буквы «ц» пишется буква «ы». Однако мнемонические упражнения, как правило, не пользуются популярностью у учителей, потому что они считают, что запоминание материала должно базироваться на его понимании.

Все мнемонические упражнения основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации.

Рифма и ритм

Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала — это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе.

Специалисты, занимающиеся рекламой, отлично понимают значение рифмы для запоминания различной информации. Вы, без сомнения, замечали, что во многих рекламных роликах информация о товарах зарифмована, и это способствует более быстрому ее запоминанию, а следовательно, скорейшей реализации товаров.

Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией, то вам стоит попробовать зарифмовать ее. Как это сделать, мы покажем на простом примере с телефонным номером.

Итак, вам нужно запомнить номер 663-15-14. Для этого вы можете зарифмовать его следующим образом:

Шесть шесть три один пять один четыре

Я все помню в целом мире.

А если мы несколько изменим этот телефонный номер: например, 663-14-15, то можем зарифмовать его по-другому:

Шесть шесть три один четыре один пять

Я не буду забывать.

Теперь попробуем зарифмовать номер 151-46-63:

Один пять один четыре шесть шесть три

Никому не говори.

И так далее. Следует напомнить, что такого рода стишки не следует наполнять каким-то глубоким смыслом. Они просто должны помогать вам запоминать не имеющую логических связей информацию, которая является для нас весьма важной. Как вы, наверное, уже убедились, зарифмованную информацию значительно легче запоминать.

Аббревиатура (акроним)

Мы сталкиваемся с аббревиатурами каждый день, поскольку их использование весьма популярно. Мы уже привыкли к таким словам, как МВФ, ООН и т.д. Эти аббревиатуры не только сокращают длинные названия организаций (Международный валютный фонд, Организация Объединенных Наций), но и способствуют их запоминанию.

Принцип аббревиатуры также широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами, помогает нам лучше его запоминать и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации. Вы можете попробовать применять этот принцип и вскоре сами убедитесь в его успешности.

Аббревиатура может применяться для фиксирования самой различной информации. Например, для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — мы обычно пользуемся фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Это, разумеется, не совсем аббревиатура. В этом выражении первые буквы слов, которые необходимо запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, имеющего какой-то смысл. То есть запоминанию информации способствует и смысл простого предложения, и тот факт, что все слова этого предложения начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Это является своеобразным двойным эффектом.

Вы можете использовать принцип аббревиатуры для запоминания самой разной информации. Для этого вам необходимо придумать простое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв тех слов, которые вам нужно запомнить. Для того чтобы вы потренировались в придумывании таких предложений, мы предлагаем вашему вниманию следующее упражнение.

Упражнение: Придумайте предложение для запоминания следующего списка необходимых покупок яблоки, яйца, мороженое, кофе, орехи, изюм, сыр, анчоусы, лимоны. Продукты вы можете расположить в произвольном порядке. Желаем удачи.

Метод расположения предметов

Этот метод пришел к нам из Греции и представляет собой способ запоминания предметов с помощью фиксирования их месторасположение. Вы, без сомнения, часто используете этот метод, хотя не отдаете себе в этом отчета. К примеру, если вас спросить, сколько окон в вашем доме, то вы можете сразу не ответить на этот вопрос, но если вы представите, что идете по своему дому, то безусловно без труда сосчитаете все окна.

Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. Первое, что вам необходимо сделать, — это установить некоторую последовательность в перечислении мест.

Например, если вы мысленно идете по своему дому, то можете следовать в заранее заданном направлении: прихожая, коридор, кухня, столовая, зал, спальня, детская и т.д. Если же вы представляете свой путь от дома до работы, то последовательность может быть такой: светофор, газетный киоск, небольшой сквер, похоронное бюро, автобусная остановка и т.д.

Допустим, что вам нужно запомнить следующий список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, яйца и майонез. Постарайтесь вызвать в сознании какие-нибудь яркие образы, связанные с маршрутом на работу. Представьте, например, светофор, обмотанный туалетной бумагой, выливающееся из газетного киоска моющее средство, дорожки сквера, вымощенные консервами с тунцом, гробы, политые майонезом, и скамейку на автобусной остановке, заваленную яйцами. Если вы представите эти ассоциации, то в супермаркете вам останется лишь вспомнить свой маршрут от дома до работы, а память сделает все остальное.

Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности, такие, как, например, цепочка объектов, встречающихся вам на пути от дома до работы. Надежность этого метода объясняется тем, что вы не можете забыть часто встречающиеся последовательности объектов.

Попробуйте использовать этот метод для запоминания самых различных предметов, а не только списка необходимых покупок. Древние греки, например, с помощью этого метода запоминали основные моменты своих длинных речей. До нас эта привычка дошла в лингвистических оборотах типа «во-первых, во-вторых» и т.д.

Слова, способствующие запоминанию

Применение слов, способствующих запоминанию, является разновидностью метода расположения предметов. Но в данном случае вы используете для запоминания не последовательность объектов, а конкретные образы, названия которых рифмуются с цифрами. Попробуйте для начала запомнить следующий список предметов.

Один — господин.

Два — трава.

Три — богатыри.

Четыре — дверь.

Пять — кровать.

Шесть — жесть.

Семь — ремень.

Восемь — лось.

Девять — лебедь.

Десять — лестница.

Итак, вы можете запомнить либо этот список, либо другой, написанный вами подобно этому. В любом случае вы должны запомнить его наизусть, так, чтобы он у вас «отскакивал от зубов». Надеемся, что это задание будет для вас не слишком сложным.

Теперь вам надо запомнить список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, майонез, яйца. Для этого свяжите каждый элемент списка покупок со списком слов, способствующих запоминанию Делать это следует в порядке очередности, то есть если туалетная бумага стоит в списке покупок первой, то она должна ассоциироваться с господином, и вам следует представить какого-нибудь господина, обмотанного туалетной бумагой. Следующим в списке идет моющее средство, ему соответствует трава, так что попробуйте представить траву, облитую моющим средством. Далее идет консервированный тунец. Его вы должны связать с богатырями, поэтому вы можете представить себе богатырей, уплетающих консервированного тунца. Затем настала очередь майонеза. Его порядковый номер соответствует двери, и в вашем воображении должна возникнуть обмазанная майонезом дверь. И наконец, последними в списке идут яйца, которые нужно связать с кроватью, что наверняка вызовет у вас ассоциацию заваленной яйцами кровати.

Методы расположения предметов и подбора слов, способствующих запоминанию, имеют различный круг применения. Первый метод лучше использовать для запоминания относительно коротких списков предметов, а второй — тогда, когда очередность объектов не имеет особого значения.

Нахождение связи между цифрами и буквами

Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова, как правило, имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз и помогает «перевести» числа в слова. В основе данного метода лежит соответствие между цифрами и согласными буквами, которые чем-то напоминают эти цифры.

Цифры и соответствующие им согласные:

1 = т (одна вертикальная черточка)

2 = ц (две вертикальные черточки)

3 = ш (три вертикальные черточки)

4 = ч (начальная буква названия цифры)

5 = п (начальная буква названия цифры)

6 = б (начертание буквы похоже на начертание цифры)

7 = с (начальная буква названия цифры)

8 = в (начальная буква названия цифры)

9 = д (начальная буква названия цифры)

mirznanii.com

Простые мнемонические приемы запоминания

После наступления совершеннолетия мозг образует миллионы нервных путей, при помощи которых человек способен обработать поступающую информацию, выполнить стандартные задачи, решить уже известные проблемы. При этом затрачивается минимальное количество умственных усилий. Однако мозг должен получать стимуляцию, чтобы развиваться дальше, поэтому периодически ему требуется встряска.

Тренировка памяти

Каждодневные тренировки необходимы не только мышцам, но и памяти. Чем интенсивнее напрягать мозг, заставляя его работать, тем больше повышается способность к анализу и запоминанию информации. Такие упражнения разрушают умственную рутину, стимулируют возникновение, развитие новых путей.

Основные требования к упражнениям для тренировки мозга и памяти:

  1. Сложность. Задание должно давать новые знания и вызывать умственное усилие. Можно начать изучение иностранного языка, осваивать игру на музыкальном инструменте или научиться решать судоку.

  2. Новизна. Если занятие привычно и уже отработано, то толку от него не будет, даже если оно сложное и изматывает интеллектуально. Чтобы память и ум развивались, необходимо выйти из привычного круга и занять себя чем-то новым и неизведанным.

  3. Интерес. Задания рекомендуется выбирать увлекательные, чтобы не возникло желания забросить их спустя пару дней. Тренировки стоит проводить сложные, но охота заниматься ими дальше пропасть не должна.

Мнемонические техники запоминания

Что такое мнемоника? Это понятие определяют как сочетание различных техник и приемов, которые призваны облегчить запоминание и увеличить общий объем памяти за счет создания искусственных ассоциаций. На этом приеме основаны все самые известные мировые техники запоминания.

Наиболее простым, но самым эффективным в мнемонике является правило визуальных ассоциаций. Стоит вспомнить хотя бы один предмет, входящий в ассоциативный ряд, и остальные вспомнятся следом за ним. Главное – создать искусственную ассоциацию и связать ее с последующими в одну цепочку.

Для лучшего запоминания информации необходимо превращать ее в определенные образы. Такой способ поможет намного лучше, чем автоматическое зазубривание. Сведения, которые человек запомнил по методу мнемоники, не только быстрее усваиваются, но и навсегда останутся в памяти. Особенно это касается специфических текстов, которые сложно заучить обычным способом.

Выбор наиболее подходящего образа

Разные предметы можно запомнить по-разному: какие-то остаются в памяти обобщенно, а другие, напротив, детально и очень подробно. Поэтому для создания ассоциации подойдет не каждый образ.

Критерии для выбора ассоциативного предмета в мнемонике:

  1. Крупные образы. Даже если выбранный предмет не отличается большими размерами, то образ, соответствующий ему, должен быть крупногабаритным. К примеру, если запоминать кролика и экскаватор, то лучше представить зверька размером с механическую машину.

  2. Цветные образы предмета. Образное представление запоминаемого предмета должно иметь тот же цвет, что и оригинал. Бесполезно пытаться запомнить радугу, если использовать для этого однотонный предмет.

  3. Насыщенность. Яркий образ запоминается легче, поэтому лучше добавить в него как можно больше красок и блеска.

  4. Обилие деталей. Нужно проработать детальность образа. Если запоминать мордочку кролика, то стоит добавить все мельчайшие детали: блестящие глазки-бусинки, постоянно двигающийся носик, шевелящиеся усы. Это поможет, если запоминать сложные пароли при помощи мнемоники.

  5. Объем. Не рекомендуется использовать плоские и «картонные» образы, так как они плохо запоминаются.

Память и сила человеческого сознания превосходит компьютерные программы для 3D моделирования в несколько раз. Любой человек может мысленно рассмотреть со всех сторон, приблизить и изменить любой предмет. В этой области возможности мозга мало изученны.

Создание образной картинки

Соединение нескольких образов дает цельную картинку, которая должна соответствовать определенным правилам. Изображение должно быть:

  1. Динамическим. Запоминание движущегося предмета происходит легче, так как он привлекает к себе больше внимания.

  2. Необычным. Яркие, красочные и нестандартные образы быстро запоминаются. Например, вместо «стакан» лучше использовать такой образ: «Прозрачный стакан, наполненный ароматным чаем». Этот прием в большинстве случаев оказывается эффективным.

  3. Эмоциональным. Такой пример запомнить не только проще, но и интереснее.

  4. Связанным с остальными элементами. Связь должна быть логичной и обоснованной, кроме того, составляющие картинки должны находиться в подходящей обстановке. К примеру, названия различных овощей запомнить легко, если представить их на прилавке овощного магазина.

Запоминание абстрактных понятий при помощи мнемоники

Существуют такие слова, которые невозможно облечь в визуальную форму – власть, доброта, гнев, боль и т.д. Но ассоциативный метод и богатое воображение помогут и в этом случае.

Представить боль можно в виде лекарств или больничной палаты, любовь – как сердце, власть – в виде трона или короны. Это довольно распространенные образы, поэтому здесь не должно возникнуть затруднений.

Когда необходимо запоминать термины, мнемоника предлагает сделать это следующим способом. Образ придумается не только для самого слова (с чем оно созвучно), но и для его значения. При правильном и удачном подборе образных картинок все они легко связываются в общую цепь.

Какие еще существуют способы запоминания в мнемонике

Помимо визуальных ассоциаций есть еще несколько вариантов:

  1. Рифмы. Таким способом можно запоминать не слишком увлекательные факты или цифры.

  2. Акростих (предложение). Необходимо сочинить предложение или стихотворение, где первая буква каждого из слов является началом того, что требуется запомнить. Пример – знакомая фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

  3. Фрагментация. Большой информационный пласт стоит разбивать на несколько фрагментов – так будет легче запоминать.

  4. Акроним. Это слово, образованное при помощи первых букв главных слов (идей), необходимых для запоминания.

  5. Метод мест. Можно мысленно размещать элементы информации в каких-то конкретных местах: в хорошо знакомом помещении или вдоль изученного маршрута.

Это довольно простые способы запоминания необходимых сведений, понятные любому человеку и способны помочь усваивать и закреплять в памяти большие пласты информации.

Пользуясь методом мнемоники, лучше всего использовать образы и ассоциации, которые первыми приходят в голову. Не стоит создавать несколько вариантов, чтобы потом выбрать подходящий – это ошибочная стратегия, которая не приведет к успеху.

Многие считают, что мнемонические правила запоминания несерьезны и не могут дать хорошего результата. Взрослые люди подвержены различным стереотипам, и простое решение трудной проблемы может не найти отклика среди них. Зато студентам и школьникам мнемоника помогает запомнить множество сведений, определений и дат, ведь они с радостью увлекаются этой «игрой».

Никакая другая методика не даст таких впечатляющих результатов. Поэтому стоит отбросить предрассудки, отнестись к этому серьезно и чаще тренироваться. 


www.itctraining.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *