Психологическое заключение и психологический диагноз
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое.
Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.
Выделение вариантов психологического заключения в известной степени условно, поскольку итоговое психологическое заключение при любом повторном обследовании или обращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не является в полном объеме стабильной и неизменной. Даже при олигофрении, благодаря правильной коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеют место положительные сдвиги.
Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:
- клиническая практика – объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;
- экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния ребенка на данный момент;
- школьная практика – определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.
Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разработаны различными авторами. Рассмотрим схему, предложенную М.М. и Н.Я. Семаго.
- А. Общая часть заключения
- Основные паспортные данные ребенка.
- Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
- Наиболее важные анамнестические данные.
- Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
- Сформированность регуляторных функций.
- Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).
- Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
- Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.
- Б. Специальная часть
- Психологический диагноз.
- Вероятностный прогноз развития.
- Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов, но и на тех педагогов, кто имеет непосредственный контакт с ребенком. В этой части раскрываются не только трудности и особенности развития ребенка, но и методы, благоприятные для обучения: особые формы работы, передачи материала и т.д. Желательно по мере возможности отметить выявившиеся в ходе диагностики «сильные» стороны ребенка, способные стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей.
Только при условии, что все специалисты полностью осведомлены об особенностях развития ребенка и используют эти знания в своей работе, можно построить действительно эффективную коррекционно-развивающую работу, основанную на целостном интегративном подходе. Однако «открытость» информации о ребенке должна быть подчинена деонтологическому принципу ее неразглашения, учитывая интересы ребенка и его близких.
Психологическое заключение и комплексный клинико-психологический диагноз состояния являются «дефинициями внутреннего пользования». Варианты комплексного (коллегиального) заключения, предназначенные для неспециалистов, формулируются и оформляются в соответствии с принятыми рекомендациями. Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка, оказании ему специальной помощи. В связи с ее особой важностью рассмотрим эту часть подробнее.
Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С. Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.
Цель диагностического процесса – ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.
Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение – т.е. вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщит ему смысл.
Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик. При этом ему следует творчески истолковывать симптомы. Начало научного знания — в точном наблюдении, тщательном и творческом мышлении а не в накоплении только лабораторных данных, подчеркивает позднее К. Роджерс.
Единственно научный путь построения психологического диагноза – квалификация данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей. Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. В плане изучения конкретного случая это означает применение двустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» с выяснением их качественного своеобразия; с другой – установление структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности.
Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза, определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимость комплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и к постановке диагноза.
Клинический (нозологический) диагноз требует констатации, описания и сведения к той или иной диагностической формуле выявляемых у ребенка симптомов, которые структурируются в определенном синдроме. Клинический диагноз основной практической целью ставит оказание врачебной помощи в виде определенных медикаментозно-терапевтических схем. Задача комплексной психолого-педагогической коррекции выявляемых у ребенка дефицитов и искажений развития определяет роль клинического диагноза как первичного, ориентировочного, приблизительного знания, если, конечно, он не рассматривается лишь как средство селекции (И.А. Коробейников).
Оказание необходимой ребенку с отклонениями или нарушениями развития помощи во многом выходит за границы чисто врачебной компетенции, поэтому в клинической психологии и психиатрии вводится понятие функционального диагноза. Согласно В.В. Ковалеву, это диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненных изменений и сохранных свойств личности, реакции личности на болезнь, преморбидного (доболезненного) состояния социальной адаптации и ее возможностей в условиях болезни. Специалистами практически единодушно подчеркивается неразрывная связь функционального и клинического диагнозов, отражающая единство биологического и социального в диагностике.
Если диагноз понимается как прежде всего основа оказания реальной помощи ребенку, то говорят о динамическом соотношении нозологического и функционального диагноза, определяемого, с одной стороны, спецификой и выраженностью психических расстройств (клиническая составляющая), с другой – характером и индивидуальным содержанием проблем психического развития и социальной адаптации ребенка (социально-психологическая составляющая). В случаях, квалифицируемых как резидуальные состояния, например психическое недоразвитие, функциональный диагноз является ведущим, так как только на его основе возможна своевременная и полноценная коррекция нарушений развития ребенка.
Отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».
В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующего определения: психологический диагноз – это формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности.
Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:
- оценки их актуального состояния,
- прогноза дальнейшего развития,
- разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.
Таким образом, предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза – необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния (А.Ф. Ануфриев).
Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.
- Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
- Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.
- Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля.
Как подчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.
В.И. Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучше недооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.
Значительные трудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответствующим специалистам. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка (например, в случаях наркотической зависимости). Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.
Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
- Методика «Выбор»
- Тест для пап Хороший муж – и отец хороший?
- Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» B.B. Ткачева
- Повар-кондитер
- Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра (продолжение)
- Стандартизированный многофакторный метод
исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)
Интерпретация - Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра (продолжение)
- Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д.М. Менделевич)
- Демонстративный тип
- Моделирующий эксперимент
Как мы пишем заключение психолога — УСПЕШНЫЕ МОЗГИ — психологическая аналитическая консультация
Нас много раз просили рассказать, как мы пишем заключение психолога. Просили студенты факультета психологии, где мы преподавали, чтобы иметь какой-то образец, которому можно подражать. Просили коллеги психологи, чтобы либо использовать, либо покритиковать. Даже особо вдумчивые клиенты просили, чтобы сравнить наш подход с подходом других психологов.
Мы долго отнекивались. Во-первых, мы не считаем наш способ написания заключения психолога эталонным. Он родился из практики. Просто лично нам, как практическим психологам, этот способ удобен. И клиентам он удобен потому, что всё получается логично и аргументированно. Но можно писать заключение психолога еще десятком других способов, и все эти способы могут быть хорошими.
Во-вторых, совершенно не хочется вступать ни в какие профессиональные дискуссии с коллегами психологами. Мы уже давно ни с кем не дискутируем. Некогда и нет желания. Мы работаем, нам нравится, клиентам помогает – ну, о чем нам дискутировать?! Это же не поиск научной истины, а практическое ремесло помощи людям. И хочется поменьше об этом говорить, и побольше заниматься любимым делом.
Но тут мы провели мастер-класс по психологическому консультированию и психологической диагностике. Участники мастер-класса попросили изложить основные принципы написания заключения психолога. Так и родилась эта небольшая статья.
Как мы пишем заключение психолога для клиента
Заключение психолога мы пишем в следующих случаях:
1. По официальному запросу сторонних организаций и для предоставления в эти организации. Наиболее типичные случаи – для следственных органов, адвокатов, суда, работодателя, психиатра. Поскольку мы специализируемся на работе с частными лицами, а не с организациями, то такое в нашей практике случается нечасто – несколько раз в год. К заключению психолога в этом случае обязательно нужно прикладывать заверенную копию диплома психолога, копию официальной регистрации как предпринимателя или справку с места работы психолога, а само заключение психолога подписывается специалистом (т.
е. самим психологом) и ставится официальная печать организации (или печать индивидуального предпринимателя). Если психолог этого не сделает, сторонняя организация может оспорить легальность получения этого заключения и легальность работы самого психолога. Психологу это не выгодно, клиенту тоже, так что лучше сразу всё сделать правильно, чем потом сталкиваться с проблемами.2. По просьбе увлеченных энтузиастов психологического самопознания и самопомощи. Обычно таких людей интересуют конкретные психологические характеристики их личности. Например, общий уровень креативности, а также конкретные таланты и способности, перед выбором места учебы или при смене профессии. Это разумно. Человеку лучше знать свои сильные и слабые стороны прежде, чем инвестировать время и деньги в себя и в новую профессию. Также обращаются влюбленные пары перед принятием решения о совместной жизни или перед созданием семьи. Их интересуют психологическая совместимость и скрытые «тараканы» в психике друг друга.
3. Для дальнейшей психокоррекции и психотерапии обратившегося к психологу клиента. Бывает, что информация, рассказанная клиентом на консультации психолога, недостаточна. Что-то клиент не помнит, что-то не договаривает или врет, что-то не осознает, а что-то в принципе не может быть рассказано, т.к. это очень глубинное и личное. Тогда психолог проводит психологическую диагностику (психодиагностику), на основании полученных данных пишет заключение психолога, и с помощью результатов этого заключения и проводит дальнейшие процедуры: консультирование, психокоррекцию и психотерапию, помогающие психотренинги и т. п. Преимущество такого подхода состоит в том, что психологическая диагностика дает психологу объективные данные о личности клиента. Снижается эффект осознанного или неосознанного вранья клиента, снижается субъективизм самого психолога, увеличивается качество и количество информации, с помощью которой психолог может помочь человеку. Для дополнительного чтения по теме рекомендуем наши статьи:
На основании чего пишется заключение психолога?
Заключение психолога пишется на основании строгого психодиагностического обследования клиента, составленного и проведенного по определенным правилам. Нельзя написать заключение психолога на основании своего субъективного взгляда на клиента после психологической консультации. Т.е. технически написать можно, но ценность такого заключения психолога стремится к нулю. Субъективизм психолога, помноженный на лень психолога закономерно приведет к весьма недостоверным выводам.
На факультете психологии существует академическая дисциплина психодиагностика, которую мы настоятельно рекомендуем изучать всем, заинтересованным в написании качественного заключения психолога. Поскольку объем статьи ограничен, мы тезисно остановимся на главных моментах:
1. Не используйте непрофессиональные (любительские) тесты. Они хороши для развлечения, но ценность и пригодность психодиагностической информации, полученной с помощью непрофессиональных тестов, стремится к нулю. Уважающий себя и клиента психолог не использует непрофессиональные тесты.
2. Не заполняйте тесты в неподходящих для этого условиях: между делом на работе, дома (отвлекаясь на членов семьи и домашние дела) и т.п. Поверьте, любого нормального человека можно с легкостью объявить сумасшедшим, если предъявить ему тесты в неподходящих условиях и в неподходящий момент. Т.е. достоверных и пригодных результатов вы точно не получите, если будете заполнять тесты в неправильных условиях.
3. Не существует в мире ни одного единственного теста, на основании которого можно поставить правильный психологический диагноз и написать правильное психологическое заключении. Да, всё это можно сделать (и сделать хорошо!), но только на основании совокупности психодиагностических методик – например, батареи тестов, состоящей из 12-15 правильно друг к другу подобранных тестов. Умение составить правильную целевую батарею тестов, предъявить ее клиенту, получить пригодные для дальнейшей работы достоверные данные, обработать эти данные, написать заключение психолога и правильно трактовать это заключение клиенту, — это есть ремесло психолога. Во многих случаях ремесло, граничащее с искусством.
4. При составлении психодиагностической процедуры следите за тем, чтобы все методики (в нее включенные) преследовали одну главную цель и при этом дополняли друг друга. Проективные методики должны быть дополнены строгими опросниками и, возможно, психофизиологическими пробами, а всё это должно быть обязательно дополнено клинической беседой с психологом по определенной строгой схеме.
В общем, изучайте полезную науку психодиагностику. Дополнительно рекомендуем почитать нашу статью «О психологической диагностике».Теперь мы пришли к тому, как мы все это оформляем в итоговый документ – заключение психолога. Напоминаем, что предложенный нами способ не эталон и не образец для подражания, а просто практический метод.
1. Первое, что интересует психолога, это то, насколько полученный психодиагностический результат соответствует действительности. Проще говоря, не ошибся ли сам психолог, не наврал ли или не заблуждался ли клиент при заполнении тестов. Существует три базовых параметра, характеризующих пригодность полученных психологом результатов: валидность, достоверность, надежность. Профессиональные тесты (в отличие от любительских) эти параметры отслеживают и контролируют. Первое, что мы пишем в заключении психолога, это то, насколько этому заключению следует доверять. Это вопрос честности и профессиональной репутации психолога.
2. Дальше психолога интересует, насколько психически нормален обратившийся к психологу человек. В мире огромное количество очень разных людей: психически больных, находящихся в состоянии стресса или патологического аффекта, людей с пограничными состояниями (между нормой и патологией), людей с акцентуациями или психопатией, просто неадекватных людей. Вопрос нормы и патологии не праздный. От точного диагноза зависит, здоровье и счастье обратившегося к психологу человека, а также безопасность самого психолога. Ведь одних людей нужно лечить, других консультировать, одним поможет психокоррекция, а другим психотренинг, с одними нужно долго работать, а другим достаточно доброго мудрого слова. Вот об этой тонкой грани между нормой и патологии, и о рекомендациях (об оптимальной форме психологической помощи для данного конкретного человека) мы и пишем обычно во втором пункте нашего заключения.
3. Дальше мы пишем о нервной базе, т.к. психика человека – это надстройка над его нервной системой. Здесь пишется о балансе возбуждения и торможения, о темпераменте, о циклоидности (степени цикличности нервных процессов). Все это очень важно, т.к., по большому счету, это некорректируемо ни за какие деньги и ни какой компетенцией психолога. Это то, с чем клиенту придётся научиться жить, и задача психолога – выявить это и научить клиента.
4. Потом мы обычно пишем о базовых психических процессах и свойствах: ощущения и восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, речь, воля. Это то, что психолог теоретически может скорректировать, но практически это корректируется очень тяжело. Психологический комфорт клиента и успех работы психолога напрямую зависят от того, насколько эти базовые психические процессы и свойства полноценны или дефектны. Вот почему мы уделяем им особое внимание.
5. Дальше мы описываем более гибкие психологические характеристики, например, эмоции, воображение, креативность. Как вы уже заметили, мы двигаемся от базовых характеристик психики к надстроечным, и это здорово упрощает логическое понимание того, что происходит с клиентом психолога.
6. Теперь мы подошли к одному из самых интересных моментов в работе психолога: мы описываем психологический тип клиента (психотип). Существует несколько классификаций психотипов, и все они не идеальны. Поэтому есть смысл выявить психотип клиента психолога по разным классификациям и далее написать свое итоговое видение психологических особенностей данного клиента психолога. Какие классификации психотипа выбрать для анализа – это вопрос субъективных предпочтений психолога. Нам кажутся наиболее адекватными классификации по MMPI (в версии Березина), по СМИЛ (в версии Собчик), по Cattell, по Леонгарду и Шмишеку. Многолетний опыт работы практическими психологами показывает, что они очень адекватны в описании психологического типа личности.
7. Дальше мы конечно не забываем о ценностных ориентациях, установках, стереотипах, предрассудках, вере и суевериях, национальных особенностях и традициях. Всё это образует «многослойный пирог» в личности клиента, обратившегося к психологу. Эти представления о том, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно – влияют на мировосприятие и поведение клиента психолога. Во многом, именно это определяет, насколько человек социально адаптивен, насколько ему хорошо с людьми, и насколько людям хорошо с ним.
8. Потом мы описываем эмоциональный тип, характеристики депрессивности, экзальтированности, тревожности и т.п. Это «перчик» — приправа к основному блюду, т.е. к психологическому типу, к адаптивности и к адекватности клиента психолога.
9. Потом мы начинаем копать вглубь: история детства, пережитые психологические травмы, сформированная сексуальность, социокультурные сексуальные особенности и девиации, сценарии подражания поведению родителей (или других значимых людей в жизни данного клиента психолога). Это бесконечно творческая работа, здесь очень много тонкостей и полутонов, и все это очень желательно отразить в заключении психолога.
10. В итоге мы пишем психологический диагноз, перспективы психологической помощи, оптимальные способы помощи (например, достаточно серии консультаций психолога или нужен курс психотерапии (и какой именно психотерапии) и т.п.), а также при необходимости рекомендуем консультации у других специалистов: психолога другой специализации, психиатра, невролога и т.п.
Как видите, всё это довольно просто, если психолог не ленится и хорошо знает свою профессию. Нужно только тщательно всё проделать, и результат гарантированно будет качественным. А значит клиенту психолога станет хорошо, а самому психологу будет не стыдно за свою работу.
© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: [email protected] Будем рады помочь Вам!
Как написать заключение к исследовательской работе по психологии
Какова цель заключения в исследовательской работе?
Заключение должно повторять тезис. Это ключевой момент, который вам нужно помнить, когда вы пишете свое заключение. В заключении также следует обобщить основные выводы и аргументы, которые вы приводили на протяжении всего документа. Заключение не должно вводить новую информацию, но должно повторять те моменты, которые вы делали на протяжении всего документа. Заключение также не должно содержать каких-либо новых идей или аргументов.
Помните, что заключение — это последняя часть вашей статьи, поэтому вам нужно сделать ее как можно более убедительной. Он должен обобщать вашу статью и напоминать вашей аудитории об основных моментах, которые вы сделали. Оно должно быть кратким и ясным, и оно должно быть написано таким образом, чтобы оставить у читателя сильное чувство или память. Это также должно оставить читателю пищу для размышлений или вопрос для размышления. В то же время выводы не должны содержать никакой новой информации о ваших психологических исследованиях. Чтобы узнать больше о правилах, касающихся написания и форматирования вашего заключения, ознакомьтесь с рекомендациями на надежном агрегаторе рецензий на эссе, где лучшие студенты и профессиональные писатели встречаются, чтобы обсудить свои способы написания, предложить советы, помощь и источники вдохновения.
Заключение должно быть последней частью статьи. Вы должны были уже написать несколько частей статьи, и вы, вероятно, прочитали всю исследовательскую работу несколько раз. Вы должны быть в состоянии обобщить основные моменты, выводы и аргументы, которые вы привели. Заключение должно также переформулировать ваш тезис. Вы должны были уже изложить свой тезис во введении.
Помните, хорошее заключение подтверждает ваш тезис. Заключение не должно вводить новые идеи или аргументы. Вы также не должны использовать много новых слов или предложений. Вы пишете заключение к исследовательской работе по психологии, а не к роману. Заключение должно только обобщать вашу статью и повторять основные моменты, которые вы сделали на протяжении всей статьи.
Подробнее:
Как расширить исследовательскую работу
Как написать заключение для убедительного эссе
Как написать хорошее заключение для исследовательской работы?
Хороший заключительный абзац должен резюмировать основные моменты вашей работы, а также те моменты, которые вы сделали. Основная идея должна быть в вашей диссертации. Утверждение тезиса должно быть в последних нескольких предложениях вашего введения.
Основные моменты, которые вы хотите включить в свое заключение, включают: вклад статьи в область, важность вашей темы и любые новые идеи или аргументы, которые вы получили при чтении статьи. Вы должны также включить любые вопросы, которые вы, возможно, оставили без ответа, и любые моменты, которые вы хотите подчеркнуть. Ключ к хорошему заключению — быть точным, но не настолько, чтобы читатель забыл, что вы только что написали.
Подробнее:
Примеры заключения эссе
Примеры заключения эссе
Пример структуры написания
Основное различие между заключением и рекомендацией заключается в том, что первое носит скорее обзорный характер. Это не аргументированное изложение всей статьи, а краткое изложение наиболее важных моментов, которые вы отметили в своей статье. Рекомендация, с другой стороны, больше похожа на предложение или предложение, основанное на вашем прочтении. Рекомендация обычно пишется в форме вопроса или утверждения. В приведенном ниже примере вопрос звучит так: «Должны ли мы продолжать изучение этого вопроса или нет?» В разделе рекомендаций вы напишите: «Исходя из доказательств, которые мы здесь представили, кажется, что эту проблему следует продолжать решать».
В заключение, вы пытаетесь подытожить все ваши исследования в нескольких предложениях. Это как мини-тезис. Заключение, по сути, является кратким изложением всей статьи, и это хорошее место для обобщения основных моментов и аргументов, которые вы привели в своей статье. Заключение также должно включать в себя тезис. Утверждение тезиса, по сути, является основным аргументом вашей статьи и вашей позицией или позицией по теме.
Заключение — это не резюме. Резюме — это краткое изложение всей статьи, а заключение — это краткое изложение вашей позиции.
Заключение исследовательской работы не то же самое, что заключение эссе. Эссе больше похоже на мини-тезис, тогда как исследовательская работа больше похожа на мини-тезис. Эссе состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Научная работа состоит из двух частей: введения и заключения.
Кроме того, вы можете использовать заключение, чтобы помочь читателю ориентироваться в вашей исследовательской работе. Вы можете написать заключение, которое поможет читателю понять общую цель статьи, а также может помочь читателю решить, хотят ли они продолжать чтение или нет.
Пример:
В приведенном ниже примере читатель может ясно увидеть, что тезисное утверждение более развернуто. Он немного длиннее, но также включает самые важные моменты и аргументы, которые вы приводили.
В заключение, вы также должны переформулировать свой тезис и кратко переформулировать свою общую позицию.
Какой хороший вывод?
Хорошее заключение — это краткое изложение вашей статьи и призыв к действию для читателей. Это последнее предложение статьи, и оно написано, чтобы произвести непосредственное впечатление на читателей. Она написана таким образом, что побуждает вашего читателя совершить какое-либо действие, например, перечитать статью. Хороший вывод не должен просто повторять ваш тезис. Она должна заканчиваться предложением читателям продолжить чтение. Заключение может быть кратким изложением вашей статьи, просьбой к читателям предпринять какие-либо действия или призывом к действию. Это также может быть объяснением того, почему читатели должны предпринять определенные действия.
Как лучше всего закончить статью?
Лучший способ завершить статью — закончить статью сильным заключительным предложением. Это ваш шанс обобщить основные моменты и оставить у читателя положительное, оптимистичное и неизгладимое впечатление. Вы заканчиваете статью сильным заключительным предложением. Это ваш шанс обобщить основные моменты и оставить у читателя положительное, оптимистичное и неизгладимое впечатление.
Заключение должно быть достаточно убедительным, чтобы убедить читателей в том, что ваша работа стоит их времени и внимания, но не настолько убедительным, чтобы заставить их прочитать статью целиком. Слабое заключение заставит читателей хотеть большего.
Самое важное, что нужно помнить при написании заключения, это то, что вы пишете его не для того, чтобы произвести впечатление на учителя. Ваше заключение является кратким изложением вашей статьи, поэтому вы должны быть так же осторожны с ним, как и с остальной частью вашей статьи. Заключение должно быть достаточно убедительным, чтобы убедить читателей в том, что ваша работа стоит их времени и внимания, но недостаточно убедительным, чтобы они захотели прочитать статью целиком. Сильный вывод заставит читателей хотеть большего.
Хорошее заключение — это эффективный способ завершить статью, которая не только эффективна, но и хорошо написана. Лучший способ закончить статью — резюмировать сказанное и повторить тезис. Заключение также должно содержать ваш взгляд на предмет и то, о чем была ваша статья. Наилучшие способы завершения статьи следующие: Подведение итогов: заключение должно обобщать основные моменты статьи. Повторите: заключение должно повторять основные моменты статьи и завершать ее. Заключение: Заключение должно повторять утверждение тезиса.
Хорошее бумажное заключение окажет сильное влияние. Заключение должно быть достаточно сильным, чтобы читатель захотел продолжить чтение оставшейся части статьи.
Заключение — это последнее, что вы пишете перед отправкой статьи. Вы хотите оставить у читателя окончательное впечатление, которое поможет ему/ей понять статью и то, что вы пытались передать. Заключение также должно оказывать сильное влияние на читателя. Вы хотите, чтобы читатель остался с окончательным впечатлением от статьи и заставил его хотеть продолжать читать оставшуюся часть. Заключение — это последнее, что вы пишете в своей статье. Вы хотите оставить читателя с убедительным выводом, который произведет на него хорошее впечатление.
Написание заключения — ответ на исследовательский вопрос
Написание заключения — это заключительная часть исследовательской работы, в которой все сводится воедино и связывается с первоначальным исследованием.
Откройте для себя еще 44 статьи по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Примеры плана
- Пример статьи
- Напишите гипотезу
- Введение 9007 документ начинается с широкого обзора исследования и сужается до результатов, прежде чем обсуждение снова откроет его.
В начале исследовательской работы вы просмотрели все предыдущие исследования и свели их к исследовательскому вопросу.
В ходе обсуждения вы оцениваете, как результаты отвечают на этот вопрос, и обсуждаете их соответствие существующим знаниям в данной области.
При написании заключения постарайтесь максимально кратко ответить на несколько вопросов.
Вы уже ответили на некоторые из них в своем обсуждении, но важно оставить некоторые вопросы, которые другой исследователь может расширить для своего исследовательского проекта.
Если вы планируете долгую карьеру ученого, вы можете вернуться к ней в будущем. Хороший исследовательский проект, какими бы ни были его результаты, приведет к появлению потенциальных клиентов, которым последуют другие.
Что показали ваши исследования?
Это очень краткий обзор результатов и обсуждения.
Написание заключения включает в себя подведение итогов работы и очень краткое описание результатов, хотя вам не следует вдаваться в подробности.
Любой, кто читает заключение, прочитал всю статью, поэтому заключение просто помогает запомнить.
Как это добавило к тому, что известно о предмете?
Здесь вы связываете его с исследованием, отмеченным во введении; в ходе обзора литературы.
Затем вы должны указать на важность исследования и указать, как оно связано с областью.
Вы также можете указать, как ваши выводы могут быть использованы читателями, указывая на преимущества. Даже если вам не удалось отклонить ноль, для этого всегда есть причина, и чему-то научились.
Какие были недостатки?
При написании заключения вы должны выделить любые недостатки в ваших методах, объяснив, как они могли повлиять на ваши результаты.
Это позволит следующему исследователю усовершенствовать методологию и учиться на ваших ошибках, одной из основ научного процесса.
Осталось ли ваше исследование без ответа?
Открывают ли ваши выводы какие-либо предложения для будущих исследований?
Для более короткой статьи это не всегда важно, но вы можете выделить любые возможные области интереса и дать некоторые идеи для тех, кто последует за вами.