Как вести диалог по-сократовски? / Newtonew: новости сетевого образования
Мы в соц.сетях:
- Статьи
- ·
- Авторские колонки
- ·
- Коллекции
- ·
- Новости
- ·
- События
Написать статью
12+
вернуться Время чтения: 7 минут | Комментариев: 7Сохранить
Замечательный способ обучения был придуман ещё в V веке до нашей эры, однако мы до сих пор зубрим, пытаясь усвоить и запомнить информацию.
Сократ предлагает юноше взглянуть в зеркало, картина Пьетро Делла Веккья.
wikipedia.orgАкушер мудрости
Главный способ сократовского философствования называют майевтикой. Сам Сократ определял его как «искусство родовоспоможения». Фенарета, мать философа, была повитухой. Сократ говорил, что делает примерно то же самое, с той только разницей, что повитуха помогает женщинам разрешиться от бремени, тогда как он помогает мужчинам, способным породить мудрые мысли (во времена Сократа женщины-философы встречались редко — исключение составляет разве что Диотима).
Вот что Сократ сообщает в диалоге «Теэтет» о своём методе, заодно проговаривая идею о том, что «учит других тот, кто не может делать сам» (в его исполнении это звучит не обидно для учителей — Сократ подчёркивает, что обучение владению инструментом ничуть не менее важно, чем продукт, который с помощью этого инструмента создаётся).
Сократ. В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у них, – отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен и принимаю роды души, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве – то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод. К тому же и со мной получается то же, что с повитухами: сам я в мудрости уже неплоден, и за что меня многие порицали, – что-де я все выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, – это правда. А причина вот в чем: бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает.
(Платон, «Теэтет»)
К истине через диалог
«Методом Сократа» называют ситуацию, когда истина рождается в общении между двумя людьми, никто из которых не знает верных ответов заранее. Однако оба готовы приводить факты и ставить проблемы, чтобы потом прийти к выводам, которые станут их наградой.
Сократовский диалог — это не спор. Однако победителем в нём может стать всякий, кто в результате получает знание и понимание.
Именно поэтому некоторые назвали Сократа первым психоаналитиком — аналитик тоже не стремится объяснить клиенту, что к чему, а осторожно направляет его, подталкивая человека к тому, чтобы он сам сказал важные для себя вещи. Ведя с человеком беседу, Сократ задавал ему вопросы в таком порядке, чтобы ответы образовывали связную историю, где одно вытекает из другого. Собеседник в это время самостоятельно проговаривает вещи, которых прежде не знал, но к которым пришёл с помощью рассуждений и умозаключений.
В диалогах Сократ обычно пускал в ход два приёма.
Один из них, ирония, состоял в том, чтобы указать собеседнику на его невежество, намеренно приводя его к абсурдным выводам и позволяя ему следовать за ложными посылками в рассуждениях. Предполагалось, что человек, обнаружив, что загнал себя в ловушку и сказал нечто, достойное улыбки, прозреет и осознает свои ошибки.
Другой приём, «обличие», предполагал пробуждение у человека интереса к собственному мышлению. Именно ему посвящён один из двух главных (наравне с картезианским «Мыслю, следовательно существую») философских афоризмов в мире — «Познай самого себя». Эта фраза была написана у на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где обитал оракул. Сократ придавал этой максиме большое значение, ведь всё его философское искусство интеллектуального родовоспоможения было направлено на то, чтобы люди решали теоретические вопросы силами собственного разума.
С точки зрения логического построения мысли, Сократ пользовался индукцией, то есть вёл рассуждение от частного к общему. При этом какое-либо понятие получало определение через серию уточняющих его границы вопросов.
Та самая римская мозаика с греческим предложением познать самого себя.
squarespace.comПример обучения, построенного на сократовском диалоге, приводится Платоном в «Меноне». Меноном звали человека, которому Сократ обещал продемонстрировать свой метод, рассуждая о природе знания. Сократ взялся обучить геометрии мальчика-раба из дома Менона, изобразив на песке квадрат и задав юноше серию вопросов.
Сократ. Позови-ка мне из твоей многочисленной челяди кого-нибудь одного, кого хочешь, чтобы я на нем мог тебе все показать.
Менон. С удовольствием. Подойди-ка сюда!
Сократ. Он грек? И говорит по-гречески?
Менон. Конечно, ведь он родился в моем доме.
Сократ. А теперь внимательно смотри, что будет: сам ли он станет вспоминать или научится от меня.
Менон. Смотрю внимательно.
Сократ. Скажи мне, мальчик, знаешь ли ты, что квадрат таков?
Раб. Знаю.
Сократ. Значит, у этой квадратной фигуры все её стороны равны, а числом их четыре?
Раб. Да.
Сократ. А не равны ли между собой также линии, проходящие через центр?
Раб. Равны.
Сократ. А не могла бы такая же фигура быть больше или меньше, чем эта?
Раб. Могла бы, конечно.
Сократ. Так вот если бы эта сторона была в два фута и та в два фута, то сколько было бы футов во всем квадрате? Заметь только вот что.
Раб. Два.
Сократ. А когда и та сторона будет равна двум футам, разве не получится у нас дважды по два фута?
Раб. Получится.
Сократ. Значит, в этом квадрате будет дважды по два фута?
Раб. Верно.
Сократ. А сколько же это будет – дважды два фута? Посчитай и скажи!
Раб. Четыре, Сократ.
Сократ. А может быть фигура вдвое большая этой, но все же такая, чтобы у нее, как и у этой, все стороны были между собою равны?
Раб. Может.
Сократ. Сколько же в ней будет футов?
Раб. Восемь.
Сократ. Ну а теперь попробуй-ка сказать, какой длины у нее будет каждая сторона. У этой они имеют по два фута, а у той, что будет вдвое больше?
Раб. Ясно, Сократ, что вдвое длиннее.
Сократ. Видишь, Менон, я ничего ему не внушаю, а только спрашиваю. И вот теперь он думает, будто знает, какие стороны образуют восьмифутовый квадрат.
Или, по-твоему, это не так?Менон. Так.
(Платон, «Менон»)
Кое-что о переселении душ
По мнению Сократа, подлинное философское знание отличается от софистики тем, что каждый может открыть его внутри себя. Однако о причинах, побуждавших его так считать, упоминают не всегда.
С сократовским учением мы знакомы, по большей части, по сочинениям Платона. Сам же Сократ, как известно, никаких работ не оставил, предпочитая устный жанр.
Согласно платоновским представлениям о душе, она приходит из горнего мира под влиянием чувственных влечений. Самой благородной формой существования, если уж приходится влачить его на земле, будет мыслитель-философ, помыслы которого направлены, в первую очередь, на божественные и вечные идеи, а не на конкретные вещи, являющиеся лишь их несовершенным воплощением. Если же вы опозорились и позволили чувственным влечениям себя захватить, то имеете большой шанс переродиться животным.
Философия (то есть всякое мышление и обучение) имеет у Платона и Сократа мистический статус, поскольку позволяет душе стать возвышеннее и получить более благородное воплощение.
Отсюда же родились идеи «предсуществования истины» и «знания как припоминания». Говоря с мальчиком-рабом из дома Менона, Сократ полагает, что обращается к душе, которая уже обладает большим количеством знаний, в том числе и по геометрии с математикой. Получается, что в процессе сократовского диалога собеседник не просто приходит к истине посредством построения гипотез, а буквально «рождает» истину, которая была до этого погребена в его душе.
Однако, вне зависимости от того, верите ли вы в прошлые жизни, главный сократовский принцип остаётся неизменным: учись разумно использовать собственный ум. Тогда обучение каким угодно наукам не будет проблемой.
21 июля 2017, 15:00
Редакция Newtonew
Алиса Загрядская
наука
педагог
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
статьи по теме
школа мнения
Может, не стоит? Или прошёл бы Сократ педагогическую аттестацию
мнения
Перестать беспокоиться и начать жить: рецепты стоицизма
Художественные фильмы о философах
Выделенный текст:
Сообщение:
Сообщение об ошибке успешно отправлено, благодарим вас за помощь!
– Oбразование как Стиль ЖизниПрисылайте свои колонки
и предложения
У вас есть интересная новость
или материал из сферы образования
или популярной науки?
Расскажите нам!
[email protected]
© 2014-2023 Newtonew. 12+
Просветительский медиа-проект об образовании,
посвящённый самым актуальным и полезным
концепциям, теориям и методикам, технологиям
и исследованиям, продуктам и сервисам. Мы
говорим о том, как развиваются и изменяются
образование и наука.
ЕГЭ спецпроект ProTeachers
MOOC 2016 Большая переменная
Физика: игра света
Маршрут в будущее
Считаные годы
Образование XXI века
Мы используем файлы cookie для улучшения пользовательского опыта. Подробнее вы можете посмотреть в нашем пользовательском соглашении.
App Store Google Play
Подписаться на рассылку
Подписаться на рассылку
Авторизация на сайте
Вход через соц.сети:
ВКонтакте Facebook Google
Новый пользователь
Введите ваш email:
Введите пароль:
Повторите пароль:
назад
Напомнить пароль
Введите email, на который вы зарегистрированы:
назад
Пароль выслан
Мы выслали ваш пароль для входа в систему на указанный email.
Не забывайте о том, что вы можете авторизоваться в системе через социальные сети. Если при регистрации в соц.сетях вы указывали тот же email что и на нашем сайте, то после авторизации вы попадете в свой профиль.
Вход через соц.сети:
ВКонтакте Facebook Google
Подтвердите регистрацию
На указанный e-mail было отправлено письмо со ссылкой. Пожалуйста, перейдите по ссылке для подтверждения.
Вход через соц.сети:
ВКонтакте Facebook Google
Регистрация подтверждена
Вы успешно зарегистрировались
Сократовский диалог: понятие, особенности, использование
Прекраснейший способ обучения был изобретен еще в далеком V веке до н. э. философом Сократом. Он считал: чтобы человек сказал умную вещь, его необходимо подвести к данному выводу специальными наводящими вопросами. За последние тысячелетия метод Сократа совершенно не утратил своей актуальности.
Сократовским диалогом принято называть ситуацию, когда истина рождается в процессе общения между двумя субъектами, ни один из которых не уверен заранее, какие ответы — верные. Но при этом оба из них готовы приводить различные аргументы и факты и задавать определенные вопросы, чтобы в итоге прийти к правильным выводам.
Именно по этой причине некоторые ученые любили называть Сократа первым психоаналитиком. Ведь психоаналитики также не стремятся разъяснять пациентам, что правильно, а что нет. Они лишь подталкивают человека к тому, чтобы он обнаружил важные для себя вещи. В процессе ведения беседы Сократ задавал вопросы в определенном порядке, так, чтобы ответы собеседника образовывали между собой связный рассказ, где один факт логически вытекает из другого. Собеседник же при этом самостоятельно облекает в слова те идеи, которые до этого были ему неведомы, но к которым он пришел в процессе сократовского диалога при помощи рассуждений.
Этика Сократа и Платона. История древней философии
Исследования современных ученых показывают, что философия как самостоятельная наука зародилась…
Цель техники
Что было основным в процессе обучения для самого Сократа? Он считал, что главное – это подойти к верному решению посредством индуктивного диалогического рассуждения. При этом необходимо сомневаться во всем. Как известно, Сократ говорил:
Я знаю, что ничего не знаю, но они не знают даже этого…
Главная цель сократовского диалога – это не рассказать, а заставить своего слушателя догадаться, сделать важное для себя открытие. Та истина, которая зарождается в процессе беседы, в действительности уже и определяет сам разговор. Скрытым образом дедуктивное понятие предшествует индуктивному.
Акушер мудрых высказываний
Основной способ сократовского диалога принято называть майевтикой. Сам философ определял его в качестве тонкого искусства «родовспоможения». Мать Сократа по имени Фенарета была повитухой. И философ нередко говорил, что его работа похожа на данное ремесло. Только если повитуха помогает женщинам родить ребенка, то Сократ помогает мужчинам породить умные идеи (в те времена дамы-философы встречались очень редко).
Античная литература. История развития. Представители эпохи…
Термин «античная литература» был впервые введён гуманистами эпохи Возрождения, которые называли так. ..
Вот о чем пишет философ в своем диалоге «Теэтет» касательно своего метода, попутно развивая мысль о том, что «учит других людей тот, кто не способен сделать сам» (в исполнении Сократа данная мысль вряд ли будет обидной для педагогов – ведь философ подчеркивает, что умение обучать также является важным мастерством):
В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у них, – отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен, и принимаю роды души, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве – то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод. К тому же и со мной получается то же, что с повитухами: сам я в мудрости уже неплоден, и за что меня многие порицали, – что-де я все выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, – это правда. А причина вот в чем: бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает.
«Апология Сократа» — оправдательная речь учителя,. ..
«Апология Сократа» — это одно из самых ранних произведений Платона. В нем он передает образ своего…
Методы Сократа
Обычно Сократ применял в своих диалогах два приема. Первый из них – ирония. Заключался он в том, чтобы показать собеседнику, насколько он невежествен. Философ специально подводил оппонента к совершенно абсурдным выводам, позволял ему следовать за ложными идеями в рассуждениях. Изначально предполагалось, что человек, когда увидит, что сам себя загнал в ловушку, осознает свои ошибки, и это вызовет у него улыбку.
Второй прием – «обличие» – предполагает возникновение у собеседника интереса к своему же мышлению. Именно данному вопросу посвящен один из важнейших философских афоризмов – «Познай себя». Данная фраза была начертана на стене древнего храма Апполона, расположенного в Дельфах. Сократ считал эти слова очень важными, ведь все его мастерство философа было направлено на особую цель: помочь людям разрешать теоретические трудности силами своего ума.
Также следует отметить, что, с точки зрения логического построения диалога, Сократ использовал метод индукции. Иными словами, его рассуждение ведется от частного к общему. То или иное понятие получало в процессе сократовского диалога определение посредством серии уточняющих его границы вопросов.
Три «да» в сократовском методе
Данный способ только недавно стал называться принципом трех «да». Но до нашего времени он дошел, не меняя своей основной идеи. В процессе построения сократовского диалога с собеседником важно соблюдать главные правила и составлять вопросы так, чтобы другой человек без сомнений отвечал «да». При помощи данного метода можно предотвратить агрессивные споры, в которых люди преследуют цель утвердить за собой последнее слово, а не доказать при помощи очевидных фактов свою правоту. В процессе словесной перепалки возникает два вида общения – диалог и монолог. Что касается монолога, это простой, однако совершенно недейственный вариант. А диалог является более совершенным инструментом, позволяющим убедить собеседника в чем-либо. При использовании данного метода в голосе появляются доброжелательные нотки, и человека без какого-либо давления подводят к определенной идее.
Пример
Рассмотрим пример сократовского диалога.
— Сократ, любая ложь является злом!
— Скажи, случается ли так, что дитя болеет, но не желает принимать горькое лекарство?
— Да, безусловно.
-Бывает ли так, что его родители обманом заставляют принять это лекарство в виде пищи или питья?
— Конечно, бывает.
— То есть такой обман поможет спасти чаду жизнь?
— Да, может.
— И никому эта ложь не причинит вреда?
— Конечно, нет.
— В данном случае будет ли такой обман считаться злом?
— Нет.
— Так всякую ли ложь можно считать абсолютным злом?
— Выходит дело, что не всякую.
Как научиться методу сократовского диалога?
Для этого необходимо придерживаться следующих правил.
- Предварительно логически продумать свою речь, тщательно ее проанализировать. Чтобы оппонент понял и затем принял идею, необходимо и самому ее очень хорошо понимать. А для этого необходимо изложить все свои мысли на листе бумаги. Затем выделяют главные тезисы и логическую аргументацию к ним. Только так можно полностью разобраться в теме, четко и ясно донести ее до своего собеседника.
- Затем написанные на бумаге тезисы следует переформулировать в вопросы. Этими понятными наводящими вопросами и можно подвести собеседника к нужному умозаключению.
- Увлечь своего собеседника. Есть такой тип людей, которые не склонны даже вступать в диалог, не говоря уже о том, чтобы выслушивать своего оппонента. Поэтому начало беседы следует продумать особенно тщательно.
- Стараться проявлять инициативу – не следует дожидаться, когда собеседник сам начнет говорить.
Главные плюсы метода
Основные достоинства технологии сократовского диалога заключаются в следующем:
- Человек приходит к выводу сам, без какого-либо давления или внешнего принуждения. А это значит, что и оспаривать его он не будет.
- Если на собеседника не оказывается давления, то от него не будет исходить противодействия.
- Собеседник, вовлеченный в разговор, будет более внимательно слушать высказывания, нежели в случае простого монолога.
Где применяется техника сейчас
Данный метод может применяться в самых разных областях человеческой деятельности, в процессе анализа всевозможных проблем и поиска их изначальных причин. Вопросы позволяют исследовать причинно-следственные связи, лежащие в основе определенной проблемы.
В настоящее время сократовский диалог нередко используется в продажах. Он является одной из техник манипулирования сознанием потенциального покупателя, которому задаются заранее искусно спланированные вопросы. Цель таких вопросов – вызвать у клиента намерение купить вещь.
Положительной целью применения сократовской техники может быть сфера обучения и психологического консультирования. В таком случае человек приходит к пониманию определенных истин, которые раньше были ему недоступны, но с осознанием которых его жизнь становится более яркой, разносторонней.
Сократовский метод в психологии
Беседа является одним из основных психотерапевтических инструментов, при этом широко применяется в консультировании и сократовский диалог. Психотерапевт тщательно готовит вопросы клиенту, чтобы научить его новым моделям поведения. Цели вопросов сводятся к следующему:
- Прояснить имеющиеся затруднения.
- Помочь пациенту обнаружить свои неправильные психологические установки.
- Исследовать значимость тех или иных событий для пациента.
- Оценить последствия, которые порождает поддержание негативных мыслей.
При помощи техники сократовского диалога психотерапевт не спеша подводит своего клиента к определенному выводу, который им уже заранее запланирован. Данный процесс основывается на применении логических аргументов, в которых и заключается смысл этой методики. Во время беседы с клиентом терапевт задает вопросы так, чтобы пациент отвечал только положительно. Тем самым он подходит к принятию определенного суждения, которое изначально было для него абсолютно неприемлемым.
Сократовский диалог: пример в консультировании
Рассмотрим диалог психотерапевта и клиента. Пациенту 28 лет, он работает программистом в одной из крупных компаний. Он устроился в нее недавно, но в течение всего времени работы его не покидают мысли об увольнении. Хотя его работа ему нравится, конфликты с коллегами не прекращаются. Одну из сотрудниц он довел до слез, пытаясь принизить ее умственные способности в отношении пользования компьютером. Рассмотрим беседу данного клиента с терапевтом в качестве примера сократовского диалога в психотерапии.
Терапевт: Вы стараетесь доказать другим сотрудникам свою правоту для того, чтобы ваша работа была более эффективной?
Пациент: Да.
Т.: А другие сотрудники говорят, что изначально они привыкли работать совершенно по-другому?
П.: Именно.
Т.: Эта ситуация похожа на поговорку о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят
П.: Приблизительно так.
Т.: Я припоминаю, как мне пришлось приехать в гости из столицы к своим родственникам за город, и то разительное отличие в обычаях, общении между жителями крупного города и деревни. И это несмотря на тот факт, что городок находится всего лишь в 120 км от мегаполиса.
П.: Что здесь говорить, меня в детстве отправляли в городок в 10 км от столицы, где дверь в подъезд люди открывали исключительно ударом ноги. Тогда мы недолюбливали жителей больших городов… Погодите, так что же это, для своих коллег я похож на горожанина, приехавшего погостить в провинцию?
Использование данного метода полезно как для психологов и педагогов, так и для людей, далеких от этих сфер. При помощи метода сократовского диалога можно подвести собеседника к определенному выводу, склонить его принять свою точку зрения.
Сократический диалог о любви
Сеттинг: Уолдо и Кармен Сандиего наткнулись друг на друга в древнегреческом городе Афины. Вскоре развивается диалог. ..
Кармен Сандиего: О боже! Это ироничная ситуация. Уолдо и Кармен Сандиего, два самых неуловимых человека на этой планете, случайно встретились.
Уолдо: Да, это шокирующее совпадение.
Кармен Сандиего: Совпадение? Нет! Это от руки судьбы.
Уолдо: Этот спор лучше отложить на другой день.
Кармен Сандиего: Итак, Уолдо, что привело тебя сюда? Вы в бегах от очередной попытки найти вас?
Уолдо: Нет, Кармен Сандиего, я кое-что ищу. Скорее всего, поэтому меня никто не может найти; потому что я пойду куда угодно, чтобы найти его.
Кармен Сандиего: А что ты ищешь, мой дорогой Уолдо?
Уолдо: Я ищу то, что искали многие другие, но не знаю, нашел ли это кто-нибудь.
Кармен Сандиего: И что это может быть?
Уолдо: Любовь.
Кармен Сандиего: Этого не может быть. Все это время ты просто искал любовь?
Уолдо: Да, это правда.
Кармен Сандиего: Что ж, любовь моя, тебе сегодня повезло. Как вы, скорее всего, знаете, я вор произведений искусства. И я так нежно люблю искусство, что даже украду его. Понятно, что любовь — это получение всего, что делает тебя счастливым.
Уолдо: Сегодня мне определенно повезло, Кармен Сандиего. Так ли точны ваши знания о любви, что вы не опасаетесь, что ваша любовь может вообще не быть любовью?
Кармен Сандиего: Конечно, Уолдо. Мои грабежи часто называют преступлениями, но на самом деле это дела любви. Если бы меня не двигала любовь, я бы не стал так сильно рисковать, чтобы получить искусство, чтобы обеспечить свое счастье.
Уолдо: Ты действительно редкая женщина, Кармен Сандиего. Но почему вы скрываете это знание от остального мира? Позвольте мне путешествовать по миру и делиться своими знаниями. Если кто-нибудь бросит мне вызов, я скажу им искать тебя.
Кармен Сандиего: И они быстро поймут силу моего аргумента.
Уолдо: Да, да. Однако мне кажется, что я не до конца понимаю, что вы имеете в виду, когда говорите о получении всего, что делает вас счастливым.
Кармен Сандиего: Что тебя смущает, Уолдо?
Уолдо: Позвольте мне спросить вас; ты счастлив, когда слышишь об убийстве?
Кармен Сандиего: Конечно нет! Убийство — ужасное преступление.
Уолдо: Что насчет пыток? находите ли вы счастье в том, чтобы узнать об этом?
Кармен Сандиего: Вовсе нет! Пытки — это зло.
Уолдо: А как же изнасилование? вы были бы счастливы, если бы вас изнасиловали?
Кармен Сандиего: Уолдо, почему ты задаешь мне эти странные вопросы? С тобой все в порядке?
Waldo: Допустим, кто-то находит бесконечное счастье в убийствах, пытках и изнасилованиях. Очевидно, этот человек делает это во имя любви, верно?
Кармен Сандиего: Конечно нет! Я не это имел в виду, когда сказал, что любовь — это получение всего, что делает тебя счастливым. Вы исказили мои слова и обратили их против меня. Однако позвольте мне собрать ваши знания о любви, чтобы я мог правильно наставить вас. Ты веришь, что должен сделать все возможное, чтобы осчастливить человека, которого любишь, Уолдо?
Уолдо: Что ж, полагаю, я могу сказать, что люблю свою семью и сделаю все, чтобы кто-то из них был счастлив.
Кармен Сандиего: Согласен ли ты с тем, что у мафии сильные семейные ценности, Уолдо?
Уолдо: Конечно; они бы умерли друг за друга.
Кармен Сандиего: Представьте, что ваша семья связана с мафией, мой дорогой Уолдо. И скажем, ваша мать умоляла вас утопить вашего отца в детском бассейне; потому что это принесло бы ей бесконечное счастье. Ты это сделаешь?
Уолдо: Нет, я бы никогда не убил своего отца!
Кармен Сандиего: Ты сам себе противоречишь, дорогая. Если бы вы сделали все, чтобы сделать одного из членов вашей семьи счастливым, то почему бы вам не убить своего отца, чтобы осчастливить свою бедную мать?
Уолдо: Что ж, Кармен Сандиего, вы верите, что большинство людей ценят свою жизнь?
Кармен Сандиего: Да, конечно. Если бы я не ценил свою жизнь, я легко мог бы ее забрать.
Уолдо: А ты не согласен с тем, что большинству людей удовольствие нравится больше, чем боль?
Кармен Сандиего: Это зависит от того, чем ты увлекаешься, Уолдо… но да, я согласен.
Уолдо: Считаете ли вы состояние человека идеальным и стабильным?
Кармен Сандиего: Нет, человеческое состояние улучшается добром и ухудшается злом.
Уолдо: А ты считаешь любовь чем-то хорошим?
Кармен Сандиего: Конечно же!
Waldo: Следовательно, любовь улучшает состояние другого человека. Ранее вы сказали, что убийство ужасно. Вы тоже считаете это злом?
Кармен Сандиего: Да, то, что ужасно, подразумевает зло.
Уолдо: Итак, разве ты не видишь, что, убив моего отца, чтобы осчастливить мою мать, я буду работать со злом и против любви?
Кармен Сандиего: Я не понимаю.
Уолдо: Любовь — это часть великого добра, да?
Кармен Сандиего: Да.
Уолдо: А убийство — это часть большого зла, верно?
Кармен Сандиего: Понятно.
Уолдо: Добро и зло противоположны. То, что хорошо, не может быть злом; а то, что зло, не может быть добром.
Кармен Сандиего: Верно.
Уолдо: Следовательно, убийство не может быть хорошим; а любовь не может быть злом, потому что убийство и любовь находятся в противоположных сферах. А поскольку убийство есть зло, убийство моего отца не может быть любовью, потому что зло не может быть одновременно и добром.
Кармен Сандиего: Это может объяснить, почему ты не должна убивать своего отца. Однако ранее вы сказали, что любовь улучшает состояние другого, что меня смущает.
Уолдо: Ну же, перейдем к делу, так что я могу уточнить.
Кармен Сандиего: Если бы вы завтра выиграли в лотерею, вы бы сказали, что ваше состояние улучшилось?
Уолдо: Определенно Кармен Сандиего, выигрыш может прокормить меня до самой смерти.
Кармен Сандиего: Согласны ли вы с тем, что если бы случайный человек получил деньги, его состояние улучшилось бы?
Уолдо: Почему бы и нет. Даже самый богатый человек может жить в большей роскоши с помощью большего бюджета.
Кармен Сандиего: Итак, предположим, что ваш лучший друг сошел с ума и хочет купить пистолет. Однако он не может позволить себе купить его. Вы бы одолжили ему денег?
Уолдо: Ни за что! Он может навредить кому-то.
Кармен Сандиего: Да, но вы сказали, что если кто-то получит деньги, то его состояние улучшится. Как ты можешь справиться с этим противоречием, любовь моя?
Уолдо: Считаете ли вы любовь к себе важной, Кармен Сандиего?
Кармен Сандиего: Да, как можно любить другого, если он или она не могут любить себя?
Уолдо: Ценить и защищать собственную жизнь — это часть любви к себе, согласны?
Кармен Сандиего: Верно, Уолдо. Любовь к себе – это забота о себе.
Уолдо: Возможно ли, что мой лучший друг мог использовать против меня пистолет? несмотря на то, что я дал ему
деньги, на которые он его купил.
Кармен Сандиего: Это возможно.
Уолдо: И если любовь к себе требует заботы о себе, то разве я противоречу любви к себе, позволив моему сумасшедшему лучшему другу купить пистолет, из которого он сможет застрелить меня?
Кармен Сандиего: Да, но не означает ли это, что любовь к себе важнее любви к другому?
Уолдо: Нет, конечно нет. Верите ли вы, что вред является частью великого целого зла?
Кармен Сандиего: Да, это так.
Уолдо: И мы согласны, что зло не может быть добром, и что любовь — это хорошо, да?
Кармен Сандиего: Да.
Уолдо: Следовательно, если любовь к одному объекту причиняет вред любви к другому объекту, то это вовсе не любовь, поскольку она зла, потому что причиняет вред. В этом случае любовь моего лучшего друга навредила бы любви ко мне самой.
Кармен Сандиего: Из любопытства, Уолдо, что женщины говорили тебе о любви?
Waldo: Почему-то женщины продолжают говорить мне, что если бы я любил их, то сделал бы для них Х, Y и Z. Я этого не понимаю.
Кармен Сандиего: Что тут непонятного? Разве вы не купили бы героиновой наркоманке иглы для шприцев, если бы действительно любили ее?
Уолдо: Нет, но я мог бы, если бы она сказала мне, что я куплю ей иглы для шприцев, если я действительно люблю ее.
Кармен Сандиего: Но разве любовь не дает тому, чего он или она хочет?
Waldo: Сначала ответь мне на этот вопрос: почему большинство родителей игнорируют своих детей, когда они просят всякую ерунду везде, где они делают покупки?
Кармен Сандиего: Потому что их дети обычно просят конфеты, которые разрушат их здоровье, или игрушки, о которых они забудут менее чем через день.
Уолдо: Да, и, к сожалению, то же самое относится и к взрослым.
Кармен Сандиего: Но если родители купят случайную хрень, которую просят их дети, разве это не покажет их любовь к своим детям?
Waldo: Вы верите, что дети просят всякую ерунду, потому что хотят любви своих родителей, или потому что хотят всякую ерунду?
Кармен Сандиего: Им нужна случайная хрень.
Уолдо: Да, и, к сожалению, то же самое относится и к взрослым.
Кармен Сандиего: Конечно, дети, которые просят всякую ерунду, эгоистичны и не заботятся о любви своих родителей. И, к сожалению, это же понятие применимо и к взрослым.
Уолдо: Наконец-то! Женщина, которая на самом деле понимает это. Может быть, я нашел любовь.
Кармен Сандиего: Может быть, да, но что бы вы сказали, если бы я сказал, что любовь делает то, что Бог хочет, чтобы вы?
Уолдо: Это зависит от вашего представления о Боге.
Кармен Сандиего: Скажем, что Бог безусловно любящий Бог; а так как любовь, являющаяся частью большего целого добра, не может быть злом, то Он всегда добр и никогда не зол.
Уолдо: А как узнать, чего хочет Бог?
Кармен Сандиего: Священные тексты.
Waldo: Если Бог всегда благ, и то, что Он хочет, можно найти в священных текстах; тогда Его желания всегда были бы добрыми и никогда не были бы злыми, верно?
Кармен Сандиего: Да, но верите ли вы, что люди могут неверно истолковать предполагаемый смысл священных текстов?
Уолдо: Люди часто даже неверно истолковывают предполагаемый смысл книг, написанных другими людьми.
Кармен Сандиего: Однако, поскольку Божьи желания всегда будут добрыми, мы могли бы перепроверить Божьи желания с тем, что есть добро. Если желания Бога не противоречат добру, то наша интерпретация священных текстов не будет противоречить предположению, что Бог всегда добр, верно?
Уолдо: Верно, но в данном случае все, чего хочет Бог, является синонимом добра; то, что хорошо, и то, чего хочет Бог, — одно и то же. Вы верите, что мудрость — это хорошо?
Кармен Сандиего: Да, потому что мудрость позволяет нам отделить правду от полуправды и лжи.
Уолдо: Следовательно, мудрость хороша из-за ощутимой цели, которой она служит. В этом случае можно доказать, что что-то хорошо по причине, которая не зависит от того, чего хочет Бог.
Кармен Сандиего: Кажется, так оно и есть, Уолдо. Однако я начинаю уставать от всех этих примеров, которые мы перечисляем. Говорить, что любовь — это получать то, что делает вас счастливым, — это то же самое, что говорить, что вождение — это та машина, в которой вы находитесь. Говорить, что любовь — это делать что-то, чтобы сделать кого-то счастливым, — это все равно, что говорить, что счастье — это делать то, что вы любите. Я избавлю вас от дальнейших примеров, моя дорогая, но дайте мне определение, объясняющее универсальную сущность или цель любви. Все имеет существенную характеристику или намеченную цель. Существенной характеристикой королевской власти является королевское происхождение. Назначение лопаты — копать. Дайте мне определение такой природы.
Уолдо: Хорошо, любовь — это то, что улучшает душу.
Кармен Сандиего: Я не понимаю смысла вашего определения.
Уолдо: Медицина улучшает больное тело, да?
Кармен Сандиего: Верно.
Waldo: Согласны ли вы с тем, что диета и физические упражнения улучшают здоровье и состояние тела?
Кармен Сандиего: Действительно, это правда.
Уолдо: Душа требует ухода, как и тело; правильный?
Кармен Сандиего: Наверное, да.
Waldo: Следовательно, душу можно улучшить определенными средствами; точно так же тело можно улучшить с помощью лекарств или упражнений. Любовь — это часть большего целого добродетели, а добродетель — это то, что улучшает душу; следовательно, существенной характеристикой любви является то, что она улучшает душу.
Кармен Сандиего: Это определение имеет смысл, но я заметил недостаток. Большее целое добродетели также улучшает душу, так что хотя это является существенной характеристикой любви и других добродетелей; это не уникальная характеристика, отличающая любовь от других добродетелей.
Уолдо: Тогда я полагаю, что любовь — это то, что может улучшить душу как самого себя, так и других. Платонические добродетели мудрости, мужества, умеренности и справедливости проистекают из личности. Никто не может сделать вас мудрым. Кто-то не может сделать вас мужественным. Кто-то не может предоставить вам модерацию. Никто не может сделать вас справедливым. Эти добродетели заключены в самом себе. Но, конечно, кто-то может любить вас. Любовь превосходит самость.
Кармен Сандиего: Это определение более удовлетворительно. Однако как вы можете доказать онтологическое существование дуализма разума и тела? И если вы способны доказать онтологическое существование дуализма разума и тела, то как вы можете доказать онтологическое существование других людей за пределами «я»? Но прежде чем доказывать онтологическое существование людей за пределами самости: как вы можете доказать, что самость существует онтологически, а не просто иллюзия, созданная эго? Я также был бы не против, если бы вы определили природу сознания. Кроме того, как вы можете подтвердить вывод о том, что добродетель — это то, что улучшает душу?
Уолдо: Дай мне минутку подумать об этом…
Aftermath: К сожалению, мы никогда не узнаем концовку диалога между Уолдо и Кармен Сандиего; ибо вскоре после этого в Афины вторглась Спарта, начав Пелопоннесскую войну в 431 г. до н.э. Можно сказать, что спартанцы любили войну.
10 реальных примеров метода Сократа
Вы помните, когда в последний раз спорили с кем-то? Открыл ли этот опыт для вас различные точки зрения, о которых вы раньше не знали? Вам понравился обмен идеями и мнениями? В итоге дебаты заставили вас больше интересоваться темой?
Если да, то вы могли неосознанно участвовать в сократовском диалоге. Этот метод ведения интеллектуального диалога включает в себя задавание наводящих на размышления вопросов. Человек не просто передает свое мнение как единственно правильное, но вместо этого поощряет всех участвовать и высказывать собственное мнение по этому вопросу.
Некоторые области жизни требуют такого критического и беспристрастного обсуждения и диалога. Этот блог проливает свет на то же самое и обсуждает некоторые реальные приложения метода Сократа.
Примеры метода Сократа для лучшего пониманияМетод Сократа позволяет человеку увидеть различные стороны и точки зрения и понять, что нет единственного «правильного» ответа. Этот способ мышления и общения, расширяющий кругозор, можно использовать и в повседневной жизни. Некоторые примеры того же включают:
1. Моральные дилеммыНичто из того, с чем мы сталкиваемся в жизни, не является действительно черным и белым. От формирования мнения до принятия важного решения мы делаем все возможное, чтобы быть правыми. Подобно дилемме: сдать Робингуда властям за то, что он грабитель, или прославить его за помощь бедным, в жизни все еще бывают случаи, когда независимо от того, какой путь мы выбираем, та или иная моральная ценность может быть повреждена в результате несчастного случая. способ. Столкнувшись с трудными ситуациями, подобными этой, критический анализ становится действительно важной задачей.
Метод Сократа помогает критически анализировать моральные дилеммы. Чтобы примириться с небинарной природой жизни и понять, что правильно и неправильно в конкретном контексте, нам нужно постоянно задавать вопросы себе и окружающим.
2. Решение проблемВсякий раз, когда мы сталкиваемся с проблемой в жизни, наша цель состоит в том, чтобы решить ее максимально эффективно. Используя метод Сократа, мы подвергаем сомнению каждое решение, которое придумываем. Это помогает найти и устранить все лазейки и делает решение максимально надежным и герметичным.
Эта техника решения проблем также может быть профессионально использована при разработке быстрых маркетинговых или даже оборонительных планов.
3. СамооценкаКогда люди используют метод Сократа, думая о себе, это помогает им лучше понять свое поведение, мысли и чувства.
Это критическое самосознание или саморефлексия полезно и ведет к росту и обучению. Терапевты используют эту технику, чтобы помочь клиентам лучше понять самих себя.
4. ОбщениеХотя вербальное и невербальное общение может иметь свои преимущества и недостатки, тем не менее общение — это гораздо больше, чем просто разговор и слушание. Чтобы вести плодотворную беседу, нам нужно вкладывать столько же, если не больше, времени и энергии в слушание, как и в разговор. Вот почему уделять такое же внимание и значение тому, что говорят другие, как люди придают своему собственному мнению, становится важным навыком, которому обучает метод Сократа.
Чем больше человек применяет метод Сократа и задает пытливые вопросы, тем лучше и яснее его понимание. Мозговые штурмы в профессиональной обстановке или просто непринужденная дискуссия в кругу друзей требуют, чтобы люди уважали идеи и мнения друг друга и в то же время задавали вопросы, побуждающие их к размышлению.
5. Согласен или не согласен Сократовский метод по своей сути учит, что может быть множество точек зрения и решений. Это дает вам способность ценить множественность и разнообразие.Знание различных точек зрения, с которыми вы, возможно, в настоящее время не согласны, также может быть полезным в ситуациях, когда ваша текущая точка зрения не помогает.
6. Принятие решенийПоскольку люди, применяющие метод Сократа в повседневной жизни, оцениваются с разных мнений и взглядов на ситуацию, когда дело доходит до принятия важного решения, они используют эту информацию в своих интересах. Они оценивают все возможные решения и их последствия и несколько раз подвергают их сомнению, чтобы убедиться, что они будут эффективными, прежде чем остановиться на одном из них.
Политики могут использовать эту технику для наиболее эффективного распределения ресурсов.
7. Сомнение в достоверностиПрежде чем мы решим внедрить какую-либо практику в нашу повседневную жизнь или поверим в достоверность какой-либо информации, мы подвергаем сомнению ее достоверность и источник, из которого она получена. Мы ищем эмпирические доказательства и смотрим, доказывают ли они информацию или опровергают ее.
Эта практика допроса профессионально используется лицами, занимающимися расследованиями и/или журналистской работой, чья работа заключается в установлении фактов и раскрытии правды.
8. Облегчает обсуждениеОт классных комнат до обеденных столов оживленные дискуссии происходят повсюду. Метод Сократа помогает задавать острые и наводящие на размышления вопросы, которые могут привести к оживляющим дискуссиям.
Эти обсуждения могут расширить кругозор и расширить кругозор каждого, а также привести к качественному совместному времяпрепровождению, где все весело проведут время и узнают что-то новое.
9. Личностный ростКогда нам комфортно со своими взглядами и тем, что происходит вокруг нас, мы не ищем никакой новой информации. С другой стороны, когда мы задаем вопросы, это побуждает нас искать больше информации из различных источников и узнавать больше по теме.
Сбор информации также может принимать форму поиска отзывов от других, что может помочь лучше понять наши области совершенствования.
10. Глубокое пониманиеПостоянно задавая вопросы по теме и рассматривая ее с разных точек зрения, люди приобретают глубокие знания по теме. Ученые, академики и эксперты занимаются этим, работая над изучением нюансов темы.
Учения метода СократаИспользование метода Сократа в реальной жизни имеет ряд преимуществ. Такой диалог способствует развитию навыков, необходимых для интеллектуального роста и обучения.
Некоторые из ключевых преимуществ использования метода Сократа включают следующее:
1. ИнклюзивностьОдним из ключевых принципов метода Сократа является то, что не существует единственно правильного ответа. Вся концепция построена вокруг идеи понимания и оценки разнообразия точек зрения.
Когда человек учится уважать и ценить эти различия во взглядах и мнениях, которые обогащают дискуссию, пространство и наши умы становятся гораздо более приветливыми и инклюзивными для всех участников.
2. Критическое мышлениеМетод Сократа поощряет подвергать сомнению все и всех. Это также включает в себя сомнение в собственных убеждениях и ценностях.