Примеры авторитета – Психологический триггер, превращающий силу толпы в слабость, — авторитет

Содержание

Психологический триггер, превращающий силу толпы в слабость, — авторитет

Психология полна противоречий. В начале цикла статей про психологические триггеры мы рассматривали социальное доказательство. Это триггер, который основан на массовом подражании людей друг другу. А сегодня мы рассмотрим обратный триггер, тот, в основе которого лежат противоположные принципы. Забавно: несмотря на то, что триггеры, по сути, противоположны они оба работают безотказно. Но сперва небольшой аттракцион. Вспомните, бывало ли с Вами такое…

Ситуация №1

Вы присутствуете на тренинге самоназванного гуру. Вы понимаете, что он говорит очевидные вещи, и в его выступлении есть куча изъянов. Вы знаете, что Вы можете выступить гораздо лучше и рассказать интереснее. Но Вы упорно не можете понять, почему люди слушают этого выскочку, раскрыв рот, в то время как Вы сливаетесь с серой массой. Вы даже задаете провокационные вопросы, на которых оратор начинает “сыпаться”, но аудитория все равно слушает его, раскрыв рот, не обращая на Вас никакого внимания… И Вас это бесит…

Ситуация №2

Другая ситуация: безголосая певичка, которую не то, чтобы на эстраду, в школьный хор не должны были взять, вдруг пробивается и становится звездой. Ее песни крутят по радио каждый час, ей устраивают фотосессии и толпы фанатов выстраиваются в очередь на морозе, чтобы получить ее автограф. Вы понять не можете: “Как?! Как такое может быть?! Почему?!”

Ситуация №3

Третий пример. Вы который год упорно бьетесь над одним вопросом: почему “Черный квадрат” Малевича стоит миллионы долларов, а Ваш “Красный треугольник” или “Синий овал” не стоит ничего? Почему люди так яро писают кипятком от черной геометрической фигуры на белом фоне, которую в состоянии нарисовать любой школьник?! И при этом еще доказывают, что это гениальное произведение искусства, шедевр!

Ситуация №4

Вы долгие годы пытались раскрутить сайт или группу в социальных сетях. Вы публиковали ценнейший контент, но люди упорно не хотят Вас замечать. Вместо этого они толпами лайкают примитивные, вульгарные и «бородатые» хохмы Феди Пупкина, делятся ими с друзьями и бурно обсуждают. Вы упорно не можете понять, почему прыщавые подростки, кривляющиеся на видео, и обычные дворовые кошки собирают миллионы просмотров, а действительно классные студийные ролики остается без внимания.

Если хотя бы один из примеров Вам близок (пусть даже отдаленно), то сегодня Вы узнаете, что лежит в основе этих явлений. Вы получите ответы на главные вопросы: “Как?!”, “Почему?!”, “Когда весь мир успел сойти с ума?!” и многие другие. Если нет, то сегодня Вы узнаете о новом психологическом триггере. Триггере, который превращает силу толпы в слабость. Устраивайтесь поудобнее, сегодня речь пойдет об авторитете.

Закон Парето и триггер авторитета

Итальянский социолог Вильфредо Парето вывел один любопытный закон, который в последствии был назван в его честь. Гласит он примерно так: “20% усилий дают 80% результата и наоборот”.

Затем социологи установили, что этот закон выполняется во многих других областях: например, 80% пользователей посещают только 20% сайтов. Правда, процентное соотношение для отдельных сфер впоследствии корректировалось: 5% к 95%. Так, например, 5% людей владеют 95% капитала и т.д.

Когда речь заходит о человеческой психологии, то выполняется то же производное соотношение: 5 к 95. 5% людей ведут других и создают историю, в то время как 95% людей слепо следуют за этими пятью процентами. Примеров масса, начиная от религии и заканчивая новыми гаджетами.

Природа авторитета

Большинству людей нужно за кем-то следовать. Это основа общества, истоки которого заложились еще в палеолите. Обществу нужны лидеры: в противном случае будет хаос.

При этом влияние авторитета гораздо выше, чем может показаться на первый взгляд. Представьте себе собрание совета директоров, где президент обладает сильным влиянием. Далеко не каждый решится голосовать против решения президента, даже если человек с ним не согласен.

Это, пожалуй, одно из самых сильных преимуществ авторитета: с ним не спорят, и именно эту особенность часто используют в маркетинге, рекламе и копирайтинге. Давайте рассмотрим на примерах.

Пример авторитета №1

Ваш друг очень хорошо разбирается в машинах. И вот однажды Вы решили сменить свою “ласточку” на что-нибудь посвежее. Вы выбрали три варианта: А, Б и В. И решили проконсультироваться у друга. Он Вас внимательно выслушал и сказал: «А и Б я тебе брать не рекомендую. А сгниет за год-два, а Б очень слабая машина в плане безопасности. Лучше взять В или еще есть вариант Д, он лучше, чем А, Б и В вместе взятые, но по цене такой же.»

Вероятность того, что Вы прислушаетесь к другу и купите вариант Д или В очень высока. Ваш друг выступает в роли эксперта и для Вас является авторитетом. Щелк! Сработал триггер.

Пример авторитета №2

Маркетинговое агентство для рекламы продукта приглашает раскрученную поп-звезду. В результате фанаты поп-звезды будут более склонны к покупке продукта, поскольку ее авторитет усилит рекламу.

И здесь мы подходим к еще одному очень любопытному феномену.

Символы авторитета

Вы уже поняли, что авторитетами чаще всего являются эксперты в своей области или известные личности. Однако это еще не все. Авторитетом порой может стать атрибут или титул.

Пример авторитета №3

В известной рекламе Colgate в свое время делался особый акцент на том, что именно эта паста рекомендована всемирной ассоциацией стоматологов. Это неспроста. Дело в том, что врачи для большинства людей — это уже авторитет. И если врач что-то рекламирует по ТВ, то большинство людей склонны безоговорочно верить такой рекламе.

Обратите внимание: далеко не факт, что врач в рекламе настоящий. Это может быть просто актер, одетый в белый халат, но люди все равно ему верят, не требуя диплом медицинского университета. Здесь работает именно атрибут авторитета — белый халат.

Социологи проводили массу экспериментов. Униформа, какая бы она ни была, — это тоже атрибут авторитета. Например, если к большинству людей подойдут “пацанчики” с семечками и в спортивных костюмах, и потребуют показать паспорт, то им быстро скажут, куда идти. Но если эти же самые “пацанчики” подойдут без семечек и в полицейской форме и попросят показать документы, то большинство людей безоговорочно выполнят просьбу.

Едем дальше. Какая первая мысль возникает у Вас, когда Вы слышите “заслуженный профессор, член Российской Академии Наук, автор сорока патентов”. Вы представляете себе как минимум мужчину в возрасте 70-80 лет, седовласого, который всю жизнь посвятил науке. И Ваш мозг очень удивится, если после всех этих титулов ему показать 20-летнего юношу.

Способы активации триггера

Переходим к самому интересному. Как сделать так. чтобы триггер сработал и сыграл нам на пользу.

1. Экспертность

Многие клиенты обращаются ко мне, прочитав мой блог. И многие вопросы снимаются сами собой. А все потому что я позиционирую себя как эксперт в своей области. Экспертность активирует триггер авторитета, потому что люди любят работать с профессионалами высокого уровня.

2. Титулы

Мы живем в мире, где балом правит первое впечатление. Я в свое время проводил забавный эксперимент. Когда я знакомился с новыми потенциальными клиентами на конференциях, переговорах и других встречах, я представлялся двумя способами.

  1. Копирайтер Даниил Шардаков
  2. Директор лаборатории продающих текстов Даниил Шардаков

В первом случае люди не особо впечатлялись, и многие с пренебрежением спрашивали: “А-а-а-а… текстики пишете?”. Во втором случае интерес был гораздо выше, возникали вопросы по работе лаборатории и очень часто эти вопросы выливались в новый заказ.

3. Ссылка на авторитет

Вы наверняка часто замечали на сайтах блоки а-ля “Наши клиенты”. Если в этом блоке присутствуют крупные бренды, такие как Газпром, Сбербанк и т.д., то триггер активируется по принципу: “Если уже эти гиганты обратились в эту фирму, значит там точно работают профессионалы”.

Еще один вариант активации триггера — простое упоминание. Однажды я спорил со своим другом. Он маркетолог в рекламном агентстве. Спор был пустой, и мне хотелось поскорее его закончить. Но друг не унимался и провоцировал все больше и больше воросами: “Вот почему ты считаешь, что надо делать так? Ну почему? Обоснуй!”. У меня не было ни времени, ни желания продолжать этот разговор, поэтому я интуитивно ляпнул: “Потому что так говорил Огилви”. Ответ превзошел мои ожидания: “А-а-а-а… Ну, тогда ладно.” Да, Дэвид Огилви для моего друга был безусловным авторитетом.

4. Атрибуты авторитета

Оденьте белый халат, форму сотрудника МЧС или МВД, и Вам будет гораздо проще убедить людей сделать то, что в обычной ситуации они для Вас никогда не сделали бы.

5. Социальное доказательство

Я Вам еще не говорил, но когда Вы задействуете последовательно несколько триггеров, они усиливают друг друга в разы. Убедите группу людей в чем-то, и эта группа начнет убеждать других.

Такая цепная реакция используется, чтобы заставить людей поверить в то, что кто-то гениален или популярен, моден или эксперт в своей области. Такой подход требует либо огромного везения, либо большого количество ресурсов, либо грамотно продуманный вирусный посев.

6. Протекция

Вы наверняка не раз наблюдали, как в эстраде укоренившиеся старички проталкивали своих протеже под соусом “Молодой, но безумно талантливый”. И вся богемная элита, подчиняясь авторитету, принимает новичка в свои ряды и сама начинает верить, что этот новичок безумно талантлив (дабы не ставить под сомнения слова человека, которого все уважают).

Справедливо и обратное: стоит авторитетному человеку сделать один звонок, и молодого, но заносчивого артиста больше никто никогда не услышит.

7. Харизма

Есть люди, которые с ходу к себе располагают других людей или сразу вызывают к себе уважение. Причем на подсознательном, природном уровне. Люди с сильной харизмой становятся ключевыми фигурами и создают историю. Это феномен. Вы можете видеть вокруг множество, казалось бы, глупых и недостойных людей. Но эти люди настолько харизматичны, что ведут за собой других. И другие следуют за ними, несмотря ни на что. Тысячами… Миллионами…

8. Тень

Пожалуй, самый простой способ, который активирует триггер автоматически. Представьте, что есть некий авторитетный Мистер Х, которого все уважают и боятся. Логично, что часть авторитета перейдет и на его близкое окружение: родственников и друзей. Этот способ активации триггера называется “тенью авторитета”.

Тень авторитета часто используется и в бизнес-среде. Например, если есть известная и авторитетная компания, которую продвигает рекламное агентство, то рекламное агентство находится в “тени” этой компании и получает больше крупных клиентов. Срабатывает принцип: “Они серьезные ребята! Они продвигают всем известный бренд!”

Прием “тень” можно комбинировать со ссылкой на авторитет. Я заметил, что когда люди узнают, что я работал начальником отдела в известном рекламном агентстве, они больше располагаются к диалогу и сотрудничеству.

Бунтари

Есть отдельная категория людей, которую я не могу не упомянуть в это статье. Эта категория — люди, не признающие никаких авторитетов. Это те, кто ставит на ю-тубе дизлайк, когда тысячи других выражают свое одобрение. Это люди, которым близки четыре примера в начале этой статьи. Если Вы ощутили внутренний резонанс, читая эти примеры, поздравляю! Вы — бунтарь.

Чтобы вызвать расположение бунтаря, поставьте для начала под сомнение чей-то авторитет. Бунтари обожают такие вещи и становятся солидарны с Вами. Вслед за солидарностью появляется благорасположение (что неудивительно, ведь это дружба против общего врага), и убедить бунтаря что-либо сделать становится на порядок проще.

Впрочем, от бунтарей никогда не знаешь, чего ожидать. Они в большинстве своем непредсказуемы, поэтому здесь лучше протестировать различные подходы и выбрать тот, который сработает лучше.

Резюме

А теперь самое важное: у каждой аудитории свои авторитеты. Это могут быть прыщавые подростки, легенды бизнеса, артисты, художники и просто скромные люди. Когда Вы обращаетесь к аудитории, у которой есть авторитеты, постарайтесь понять, как именно эти авторитеты цепляют людей. Почему люди следуют за ними, и как Вы можете это использовать для своих целей.

Сегодня мы с Вами рассмотрели очень мощный триггер. Люди, которые его используют, создают историю. Этот триггер можно использовать как во благо, так и во вред, поэтому этическую сторону вопроса я оставляю на Вашей совести.

Владейте, но будьте осторожны.

Искренне Ваш, Даниил Шардаков.

P.S. На десерт небольшой тематический пример. Посмотрите, как Патрик Джейн ссылается на авторитет для того, чтобы разговорить собеседницу.

shard-copywriting.ru

Статья «Авторитет и личный пример родителей»

Авторитет и личный пример родителей.

Большое значение в семейном воспитании детей имеют авторитет родителей и их личный пример. Интересы и привычки родителей, их поведение и взаимоотношения оказывают непосредственное воздействие на ребенка. Чем объясняется воспитательная сила примера? Почему дети живо воспринимают примеры поведения других людей и следуют им? Ребенок в раннем возрасте всегда стремится подражать окружающим: родителям, старшим братьям и сестрам, друзьям. Подражательность является психологической особенностью детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети склонны подражать как хо-рошим, так и плохим поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания.

Если мама твердит своему ребенку ежедневно о том, что все время проводить время с гаджетами очень вредно, что это портит зрение, влияет на умственные способности, но при этом сама не выпускает из рук телефон, следя за жизнью в социальных сетях — самый прямой путь к тому, что и ребенок станет зависим от гаджетов. Или если в семье ненормативная лексика-норма, то нужно быть готовым к тому, что и ребенок будет ею пользоваться и в школе, и на улице. И как бы мама не объясняла ребенку, что «это плохие слова»- для него это пустой звук. Не могут быть слова, которые говорит мама, плохими.

Большое значение личного примера родителей в воспитании обусловливается во многом особенностями детского мышления. Мышление детей дошкольного и школьного возраста отличается конкретностью, поэтому они склонны подчиняться скорее примерам, чем правилам. У них надолго сохраняется в памяти представление о тех поступках или действиях, которые они наблюдают непосредственно своими глазами. Если в семье принято читать книги, если ребенок видит перед собой читающего папу в свободное от работы время, или маму с книгой в руках — скорее всего для него чтение будет естественным занятием, интересным и важным.

Пример родителей — это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети видят их у родителей. Если отец и мать хотят, чтобы их дети росли трудолюбивыми, организованными, честными, чтобы они уважали старших, то должны позаботиться, чтобы в семье дети видели проявление этих, черт и качеств в характере и поведении своих родителей. Нередко причиной возникновения отрицательных черт в характере детей является недостойное поведение самих родителей.

Мама жалуется классному руководителю, что ее дочь Катя иногда лжет. И вот в субботу Кати нет в школе. Мама сообщает классному руководителю, что Катя плохо себя чувствует и побудет дома. В понедельник второклассница Катя рассказывает учителю, как весело им с родителями и друзьями было в субботу в лесу. Как видно, в том, что Катя иногда говорит неправду, виновата сама мама.

А. С. Макаренко писал, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Ребенок видит или чувствует все повороты вашей мысли. Малейшие изменения доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании, вы уже воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Особое значение имеет пример матери. Первым человеком, на кого хочет походить маленький ребенок, является его мать, в ней он видит самое прекрасное и совершенное существо. «Моя мама лучше всех!»,— восклицает ребенок.

Сила воздействия примера родителей зависит от их авторитета. Авторитет родителей является необходимым условием правильного семейного воспитания. В семьях, где родители пользуются авторитетом, между ними и детьми сохраняются хорошие взаимоотношения, дети уважают отца и мать, охотно выполняют их советы и указания. Отсутствие авторитета обычно ведет к тому, что дети с родителями ничем не делятся, на их замечания отвечают грубостью и непослушанием.

Что же следует понимать под авторитетом родителей?

Это, прежде всего, высокое уважение отца и матери, в основе которого дети добровольно и сознательно выполняют требования и желания родителей, стремятся подражать им во всем.

« Самый смысл авторитета, — говорил Макаренко, — в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом».

Авторитет родителей в семье должен быть направлен не на подавление воли и сознания детей, а, наоборот, на то, чтобы создавать самые благоприятные условия для воспитания и развития всех их творческих способностей, для всестороннего развития личности детей.

Авторитет может и должен быть создан в каждой семье. Бывает так, что пока ребенок маленький, он уважает родителей, слушается их, но вдруг наступает резкий перелом, ребенок перестает подчиняться. Это часто происходит от того, что отец и мать не замечают изменений, происшедших в детях, ведь к ним нельзя всегда относиться, как к маленьким.

По мере своего умственного и нравственного развития дети проявляют все больший интерес к деятельности родителей, гордятся их успехами. Для воспитания уважения у детей юношеского возраста большое значение имеет моральный облик родителей, их отношение к переживаниям, интересам и запросам детей.

Родители теряются в догадках, когда падает их авторитет, объясняют все это дурным влиянием одноклассников, телевидения, социальных сетей. Авторитет родителей быстро разрушается в том случае, когда он построен на ложных основаниях.

К сожалению, семей, где уважение к родителям держится на страхе, угрозе, ремне, встречается еще немало. Осуждая таких родителей, великий русский критик Белинский писал: «Как грубо ошибаются многие, даже из лучших отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью. Они думают этим возбудить к себе в детях уважение и в самом деле возбуждают его, по уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают от себя их и невольно приучают к скрытности и лживости».

Спокойное, ровное обращение с детьми рождает веру в родителей и уважение к ним.

Ряд родителей добивается послушания детей путем подарков и обещаний. «Авторитет подкупа — самый безнравственный вид авторитета», — писал Макаренко.

Одним из важнейших условий авторитета является поведение родителей в семье, их отношения между собой. Ненормальная жизнь семьи — ссоры и конфликты между родителями, взаимное недоверие, пьянство — неблагоприятно отражаются на детях, порождают в них чувство отчужденности, замкнутости, иногда даже враждебное отношение к родителям.

А. С. Макаренко говорил: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение». Определяющим в поведении родителей в семье является их совместный труд, взаимопомощь, взаимное уважение, теплота задушевности, искренность. Повышает авторитет родителей договоренность между родителями о единой линии в воспитании.

Взрослые не должны осуждать и отменять решений, принятых кем-нибудь из них, если даже не согласны с ними. Все недоразумения решаются в отсутствие детей, в семье должна быть установлена единая линия подхода к ним.

Родители разрушают свой авторитет, если не придерживаются единых требований в воспитании, не считаются друг с другом. Нужно стремиться, чтобы все спорные вопросы, касающиеся воспитания детей, обсуждались и решались в их отсутствие.

Только поддерживая взаимное уважение, каждый из родителей может укрепить свой личный авторитет, и вместе с тем будет обеспечено нужное воспитательное воздействие старших на детей.

Атмосфера товарищеской помощи, уважения, доверия — необходимое условие прочного родительского авторитета.

Но авторитет родителей во многом зависит и от того, как относятся они к детям. Ведь бывает так: родители живут между собой хорошо и дружно, но настоящей близости с детьми нет. Взгляды детей порой формируются независимо от семьи, под влиянием товарищей. А родители потом удивляются: «В кого они у нас такие?». Поэтому нужна близость с детьми. Важно быть внимательным к жизни детей, знать их интересы, чем они живут, кто их друзья. В хорошей семье ребенок делится с родителями своими переживаниями, чувствами, рассказывает о себе. Необходимо относиться к ребенку справедливо. Малейшая несправедливость вызывает у него чувство обиды и неуважения к родителям.

Авторитет зависит от понимания психологии ребенка, от умения глубоко проникнуть в мысли и чувства детей, правильно учесть их желания. Иногда можно разрешить сыну или дочери то, что не совсем желательно для родителей, разрешить только потому, что желание их слишком сильно, и прямой запрет вызвал бы у них тяжелые переживания.

Полезно, чтобы дети путем личного опыта поняли ошибочность своего желания. Некоторые родители невнимательно относятся к рассказам детей о событиях в школе, о том, что ребенка волнует. Это неправильно. Надо серьезно и постоянно интересоваться учебным трудом детей. Для повышения собственного авторитета, родителям также важно внушать детям мысль о необходимости уважения к учителю и его благородному труду. Сейчас, в современном обществе, очень часто можно встретить потребительское отношение родителей учащихся к школе, учителю. Школа и учитель «должны» — и дальше длинный список обязанностей. Порой при ребенке дома некоторые родители обсуждают и требования учителя, и, по их мнению, «неправильное» отношение учителя к их чаду, даже ставятся под сомнение умственные способности учителя. Ребенок верит своим маме и папе. И вот тут родители сами ставят себе подножку в плане своего же авторитета у ребенка. Ну а об авторитете школы и учителя речи быть уже не может.

Таким образом , в основе авторитета родителей лежит честное и сознательное отношение их к своей деятельности, искреннее и теплое отношение их друг к другу и своим детям, достойное поведение в семье и обществе. Опыт семейного воспитания показывает, что каждый родитель может создать и укрепить свой авторитет , атак же использовать личный пример для достойного воспитания детей.

Л.А. Соловьева

Учитель начальных классов

МОУ СОШ 34

г. Комсомольска-на-Амуре

infourok.ru

Что такое авторитет. Как завоевать личный авторитет

Эффективное взаимодействие с другими людьми – это необходимое условие успеха в любой деятельности. И важным фактором этого взаимодействия является авторитет. Без него невозможно стать лидером, успешным организатором, да и просто работать в команде. Авторитет – это то, что позволяет нам оказывать влияние на других людей.

Авторитет с точки зрения психологии

Социальная психология рассматривает авторитет как форму влияния на людей, основанную на уважении и доверии. Фактор веры побуждает людей некритически воспринимать информацию, исходящую от авторитета, и основным рычагом управления в этом случае является не принуждение, а убеждение. Поэтому хоть авторитет и рассматривают как форму власти, но делают это с оговорками. Ведь люди добровольно признают за авторитетом право управлять ими и принимать решения.

В основе формирования авторитета – личные качества индивида, наиболее привлекательные и уважаемые членами данной группы, а также способности организовывать совместную деятельность и защищать интересы социума и каждого отдельного его члена.

В разных социальных группах набор качеств, необходимых для получения влияния, может быть разным. Так, в сообществе мальчиков-подростков главную роль играет уверенность в себе, независимость, смелость и даже наглость. А в профессиональном коллективе обязательными являются организаторские способности, чувство ответственности и профессионализм.

Большинство членов группы обладает авторитетом, только разного уровня. Исключение составляют отверженные и изолированные, которые не смогли завоевать уважение одногруппников.

Авторитет как инструмент власти

Власть – это одно из наиболее привлекательных для человека социальных явлений. Власть над своим телом, своими желаниями, власть над природой и, конечно, другими людьми. Она позволяет человеку ощутить собственное могущество и превосходство над окружающими.

Одним из наиболее эффективных инструментов власти является авторитет, который обеспечивает практически безоговорочное подчинение его носителю. Это связано с положительной оценкой обладающего авторитетом человека и убежденностью правильности принимаемых им решений. Такому человеку хочется доверять и подчиняться.

Правда, в зависимости от характера власти формирование авторитета идет разными путями. Различают формальный и неформальный аспекты власти и, соответственно, авторитет лидера и руководителя.

Авторитет лидера

Этот вид влияния основан на личных качествах человека. Лидер обладает совокупностью особенностей, притягивающих к нему людей и обеспечивающих ему высокий социальный статус и, соответственно, авторитет. Можно назвать следующие личностные качества, необходимые, чтобы завоевать авторитет:

  • уверенность в себе, убежденность в своей правоте и своей силе;
  • высокий уровень энергии, стремление к деятельности, направленной на достижение значимых целей;
  • обладание харизмой – яркой индивидуальностью, связанной с одаренностью, особыми способностями, в первую очередь, в интеллектуальной и социальной сферах;
  • хорошие организаторские и коммуникативные способности, развитая риторика и умение убеждать;
  • принятие своего высокого статуса, потребность в социальном признании и даже в восхищении окружающих.

Без этих качеств и способностей невозможно стать действительным авторитетным лидером, человеком, за которым люди признают право на власть, то есть право принимать решения и управлять ими.

Авторитет руководителя

Руководитель, в отличие от лидера, получает власть, так сказать, в готовом виде. В основе его права влиять на людей лежат формальные законы, положения, постановления и т. д. По сути дела, руководитель может влиять на людей и не обладая авторитетом, для этого у него есть инструменты принуждения и поощрения. Например, он может понизить или повысить человека в должности, выдать премию или перевести на менее престижную работу.

Руководитель имеет полномочия управления, делегированные ему высшей властью. Поэтому нередко руководители не обладают авторитетом вовсе. А если авторитет все же имеется, то основан он не на личных качествах. Это прежде всего авторитет статуса. Люди привыкли считать, что те, кто обладает формальной властью, достигли поста руководителя, заведомо умнее, профессиональнее обычных членов группы, и, следовательно, имеют право принимать решения и руководить. Лишившись своей должности, такой руководитель быстро утрачивает и авторитет.

Даже термины «лидер» и «руководитель» отражают саму суть различия видов влияния. Руководитель – это манипулятор, он управляет людьми, сам оставаясь в стороне от непосредственного процесса деятельности. Он находится как бы за сценой, отдавая приказы, перекладывая всю тяжесть выполнения принятых решений на плечи подчиненных. А лидер возглавляет группу, он идет впереди, принимая на себя и первый удар, и наибольшую ответственность, и всю тяжесть совместной деятельности.

Бывает, конечно, ситуация, когда руководитель обладает одновременно и неформальным авторитетом, то есть является одновременно и лидером. Эта самый лучший, самый эффективный вариант для успешной деятельности группы. К тому же он является условием позитивного психологического климата и помогает решать внутренние конфликты. Но к сожалению, такая ситуация встречается далеко не всегда. Ведь уже обладая влиянием статуса, руководитель часто не хочет прилагать усилия для завоевания еще и личного авторитета.

Виды авторитета

Быть авторитетным членом сообщества престижно, и завоевать этот высокий статус стремятся многие. А есть личности, которые в силу особенностей характера буквально одержимы стремлением к власти. Пути приобретения влияния на людей могут быть разные, и в зависимости от них выделяют разные виды авторитета.

Подлинный и ложный (мнимый) авторитет

Подлинный авторитет – это следствие конструктивной деятельности человека и того уважения, которое испытывают к нему другие члены социума. Формирование авторитета этого типа требует не только немалых усилий и затрат времени, но и личностных качеств, о которых говорилось выше.

Нередко бывает, что стремление к власти, желание управлять людьми и извлекать из этого пользу упирается в отсутствие авторитета. Не все готовы жертвовать своим временем и интересами ради того, чтобы заслужить уважение. Если подобные люди лишены еще и нравственных принципов, то они идут к завоеванию авторитета обходными путями: используют манипулирование, интриги, лицемерие, распускание слухов и разжигание межличностных конфликтов.

Известный психолог Э. Берн охарактеризовал такие действия как социальные игры. Нередко с помощью таких нечестных приемов человеку удается если не заслужить уважение, то хотя бы получить влияние на людей. Это и есть ложный или мнимый авторитет, который, по сути, является не авторитетом, а лишь временным преимуществом человека, сумевшего обманным путем вскарабкаться по лестнице статусов.

Такое признание неустойчиво, не подкрепленный уважением и конструктивными делами авторитет может рассыпаться, как карточный домик, от одного неверного поступка, очередной лжи или неосторожного слова. Ложный авторитет может привести человека к статусу «серого кардинала», но настоящим лидером он никогда не станет.

Рациональный и иррациональный авторитет

Эту классификацию ввел один из лидеров психоанализа Э. Фромм.

Рациональный авторитет опирается на доводы разума, на рациональную оценку качеств, способностей и опыта личности. Главную роль в формировании этого вида авторитета играет уровень компетенции – чем он выше, тем устойчивее влияние человека в определенной сфере, тем авторитетнее его мнение и тем больше доверия к нему.

Так, если мы приглашаем специалиста для настройки нашего компьютера, то нас интересует прежде всего его компетенция и профессиональный опыт. Специалисту высокого уровня мы доверяем, и он для нас является авторитетом в данной области. Но только именно в этой области. Мы не будем ждать от него советов о том, как воспитывать детей или как мариновать мясо для шашлыка.

Следовательно, рациональный авторитет не носит всеобщего характера и имеет отношение не столько к личным качествам, сколько к профессиональным. Еще одной особенностью рационального авторитета является его толерантность к критике. Более того, этот тип влияния предполагает постоянное подтверждение уровня компетентности и доказательства профессионализма на деле.

Иррациональный авторитет – это влияние власти и статуса. Он не требует осмысления и не терпит критики. Так, люди часто считают, что тот, кто выше их по статусу, заведомо умнее, опытнее, авторитетнее. Поэтому начальник, представитель власти уже в силу своего статуса и прав является авторитетом. Это и есть иррациональный авторитет, и любая попытка серьезного анализа и оценки действий авторитарной личности может привести к разочарованию в ней.

Но многие люди не хотят задумываться, анализировать действия властей, так как им удобнее и проще иррационально им доверять, перекладывать на плечи авторитарных личностей и решение своих проблем, и ответственность за эти решения.

Как завоевать авторитет

Если речь идет об авторитете, основанном на уважении, то завоевать его одновременно и легко, и просто. При наличии соответствующих личностных качеств формирование авторитета идет естественным путем и, кажется, совершено без усилий человека, как бы само собой. А если данные, необходимые для завоевания уважения окружающих, отсутствуют, или вам кажется, что они отсутствуют? В этом случае необходимо пройти своеобразную «настройку личности», включающую несколько шагов:

  • Шаг 1. Самоанализ и самооценка. Это серьезное осмысление своих личных и профессиональных качеств и оценка их с точки зрения значимости и привлекательности для окружающих. Для этого необходима рефлексия – умение посмотреть на себя со стороны. Чтобы облегчить себе задачу, можно выписать все значимые для завоевания уважения качества и оценить их наличие у вас по десятибалльной шкале.
  • Шаг 2. Саморазвитие. Оценив качества, необходимые для завоевания авторитета, выберите те, что считаете наиболее важными, и составьте план их развития.
  • Шаг 3. Коммуникация. Невозможно завоевать авторитет, не взаимодействуя с людьми. Это необходимо и для налаживания контактов, и для демонстрирования своих личных и профессиональных качеств. Поэтому оцените свои коммуникативные качества, и если они недостаточно развиты, поработайте над этим.
  • Шаг 4. Социальная значимость. Для того чтобы завоевать авторитет, нужно стать полезным, значимым для общества. Это требует понимания интересов и целей группы и готовности жертвовать своими интересами ради блага социума. Чем больше группа нуждается в вас, тем выше ваш авторитет.

Ну и еще один совет. Помните, что понять, какие качества необходимы для завоевания авторитета, очень легко. Это то, что мы все ценим в окружающих:

  • открытость и честность;
  • естественность поведения;
  • позитивный настрой;
  • трудолюбие и отзывчивость;
  • умение уважать других и прощать их ошибки.

Будьте строги к себе и снисходительны к окружающим, не стремитесь перекладывать на других ни работу, ни ответственность, и проблемы с завоеванием авторитета у вас не будет.

Послушайте, как интересно авторитет влияет на наше восприятие других людей:

psychologist.tips

Пример выдающегося авторитета. Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным

Пример выдающегося авторитета

Рассмотрим основные категории риторики Аристотеля и то, как они проявляются у одного из выдающихся авторитетов 20-го века – Мартина Лютера Кинга.

Логос

Логос – это идеи, мысли, понятия, облеченные в слова, и способ их изложения в устной и письменной речи. Мартин Лютер Кинг облекал в слова глубоко продуманные, содержательные мысли и излагал их убедительно и понятно.

Этос

Аристотель сказал, что этос (который я назвала целью, отражающую наши нравственные ценности, характер и жизненную позицию) состоит из трех компонентов:

1. Вера и добродетель.

2. Житейская мудрость и надежность.

3. Сострадание.

Вера и добродетель формируются на протяжении долгого времени и разрушаются за один момент. Мудрость – это как профессиональный опыт и знания (интеллектуальный аспект), так и манера держаться и говорить (поведенческий аспект). Сострадание – это доброта и эмпатия, являющиеся признаками реального авторитета и влияния в противоположность старой авторитарной установке «делайте-как-я-сказал».

Мартин Лютер Кинг является примером удачного сочетания всех компонентов этоса. Слушая его выступления, получаешь ясное представление о его нравственных ценностях и веришь, что это не просто слова. Он обладает состраданием. Тепло в его глазах и голосе говорит о том, что ему небезразлична аудитория и то, о чем он говорит.

Пафос

Пафос означает чувства, эмоции. Речи Лютера Кинга наполнены страстью и силой. Это читается в его глазах и слышится в голосе. Он говорит с глубоким чувством и проникновенностью, заражая аудиторию своими идеями.

Чем больше вы изучаете формулу авторитета, тем больше подмечаете, как она проявляется в других людях. Когда кто-то производит на вас впечатление своей личностью, суждениями и профессионализмом, это и есть проявление авторитета. Чем больше вы ищете подобные примеры, тем чаще их находите, причем в самых неожиданных местах. Со временем вы начинаете понимать, что авторитет – это нечто более утонченное и интересное, чем то, что мы привыкли наблюдать на политической арене.

Авторитет проявляется там, где встречаются знания, цель и страстность. Когда вы достигнете этого заветного сочетания, останется только справиться с волнением и/или напряжением. Но это не проблема, если вы знаете, как найти гармонию между разумом и телом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Авторитет — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 мая 2017; проверки требуют 25 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 мая 2017; проверки требуют 25 правок.

Авторитет (нем. Autorität, от лат. auctoritas — «власть, влияние»):

  • в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть;
  • в узком — влияние умственное, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и так далее.

У В. И. Даля в словаре, Авторитет — свидетельство или мнение известного человека в деле науки, принимаемое слепо, на веру, без поверки и рассуждений[1].

Авторитет заключается в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки, и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект, обуславливающем определенную исторически изменяющуюся форму подчинения действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок субъекта[2].

Римляне называли признанную за их городами власть auctoritas. Говорится также о вере в авторитет (лат. Argumentum ad verecundiam — «обращение к авторитету»), которая бывает основана на доверии к мнению или знанию другого лица.

В отличие от принуждения, базирующегося на реальном или символическом насилии, влияние авторитета основано на добровольном подчинении. Обязательным условием является легитимность источника авторитета. В соответствии с концепцией М. Вебера, авторитет может о

ru.wikipedia.org

11. Власть и авторитет. Виды авторитета.

Влияние — это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. Власть — это возможность влиять на поведение других. Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

Успех в управленческой деятельности за­висит не столько от силы власти, сколько от воздействия личного авторитета менеджера. Есть такие духовные ценности, без кото­рых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям и отно­сится авторитет менеджера.

Авторитет — это заслуженное доверие, которым пользуется ру­ководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям.

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей и положительно влияет на них. К решениям авторитет­ного и неавторитетного менеджера подчиненные относятся по-разному. В первом случае указание принимается без внутренне­го сопротивления, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима. Распоряже­ния неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внут­ренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачива­ется недоверием к его решениям.

Приемы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в об­ществе нормам этики и морали. Искусственные приемы формиро­вания авторитета не приводят к успеху: в результате этого появля­ется мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет). В связи с этим можно выделить следующие разновидности псевдоавторитета:

авторитет расстояния. Руководитель считает, что его автори­тет возрастает, если он находится «подальше» от подчиненных и держится с ними официально;

авторитет доброты. «Всегда быть добрым» — таков девиз такого типа руководителя. Такая доброта снижает требователь­ность. Бывает так, что добрый руководитель оказывает подчи­ненному «медвежью» услугу;

авторитет педантизма. В этом случае менеджер прибегает к ме­лочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненными, тем самым сковывая их творчество и инициативу;

авторитет чванства. Руководитель высокомерен, гордится сво­ими бывшими или мнимыми нынешними заслугами и везде ста­рается их подчеркнуть. Такому руководителю кажется, что эти «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;

авторитет подавления. Менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие при­емы укрепят его авторитет. В конечном счете это лишает людей уверенности, инициативы, порождает перестраховку и даже нече­стность.

Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности ру­ководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навы­ки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.

Применительно к организациям авторитет подразделяется на следующие виды:

1) должностной, или формальный, базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям и должностям, признании права их представителей командовать, убежденнос­ти в необходимости поддерживать порядок и подчиняться руководству;

2) деловой, предполагающий высокую профессиональную компетент­ность руководителя (или любого другого сотрудника), его способность лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха;

3) личный (персональный), формирующийся на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных непосредственно с должностными обязанностями. Это, например, такие качества, как порядоч­ность, ум, коммуникабельность и приятность в общении, забота о лю­дях, обширность познаний, скромность образа жизни, музыкальные и иные способности и т.п.

Ведущее место среди указанных видов авторитета руководителя за­нимает деловой авторитет. Именно он непосредственно связан с эффективной реализацией целей организации и ее сотрудников.

studfiles.net

Проблема истинного авторитета — сочинение ЕГЭ

Внутренние качества человека имеют важное значение для его жизни в обществе. Не ко всем люди относятся одинаково. Причем заслужить недоброжелательное отношение гораздо легче, чем уважение, которое формируется постепенно. Какие люди имеют в обществе авторитет? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Б.Л. Васильев, автор текста, предложенного мне для анализа.

 

В центре внимания автора образ доктора Янсена. Б.Л. Васильев с глубоким уважением говорит об этом человеке, который «сражался за людские жизни» в любой день недели, в любое время суток. Отношение доктора Янсена к своему делу автор описывает особенно подробно, говоря о неторопливых и обстоятельных объяснениях, отсутствии опозданий, приятных прикосновениях его хорошо прогретых рук. Рассуждая о врачебном и человеческом авторитете доктора Янсена, Б.Л. Васильев подчеркивает, что такое отношение к себе получают люди, обладающие «редчайшим даром жить не для себя». Стараясь быть убедительным, автор рассказывает об обстоятельствах гибели доктора Янсена: он задохнулся в канализационном колодце, понимая, что шансов выбраться мало, но пожертвовав собой ради жизни детей.

 

Позиция автора выражена открыто: Б.Л. Васильев считает, что авторитет в обществе имеют люди, живущие для народа. Автор уверен, что авторитет формируется «в насыщенном растворе людской благодарности» за грамотное исполнение профессиональных обязанностей, внутренние качества человека, благородные поступки.

 

С позицией автора невозможно не согласиться. Я считаю, что основой формирования авторитета человека являются его поступки, связанные и с выполнение профессиональных обязанностей, и с разными жизненными ситуациями. Авторитет заслуживают люди, совершающие благородные поступки, с вниманием и заботой относящиеся к окружающим, готовые на самопожертвование.

 

Человек может заслужить авторитет серьезным отношением к своему делу, твердым характером, своими жизненными принципами. Тарас Бульба, герой произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», является примером человека отважного, умного, верного долгу. Он верен своим товарищам, беспощаден по отношению к врагу. Его по достоинству оценили казаки, выбрав атаманом. Авторитет Тараса Бульбы сложился из всех его заслуг, сильных черт характера. Героя не просто уважали, ему полностью доверяли, а это дорогого стоит.

 

Об авторитете человека можно говорить не только в рамках общества, но и в рамках семьи. Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого позволяет рассуждать над данным вопросом на примере семьи Болконских. Николай Болконский, отец Андрея и Марьи Болконских, представлен как человек уважаемый. Такого уважения к себе он добился порядочностью, строгостью, трудолюбием, нравственностью. Он не мог не стать для своих детей примером для  уважения и гордости. Грубость и даже некоторая жестокость героя по отношению к дочери не мешают княжне Марье любить и почитать отца. Мог ли человека отрицательный заслужить такой авторитет?

 

Отношение к человеку всегда чем-то обусловлено. Если общество отзывается о человеке хорошо, то у него всегда найдутся значимые заслуги, правильные жизненные принципы, достойные уважения поступки. Поэтому люди, имеющие авторитет в обществе, обязательно сделали что-то значимое или для отдельной личности, или для общества в целом.

Работа написана по Варианту 16 из сборника тестов Цыбулько 2017 года.

ege-soch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о