Близнецовый метод
Это метод изучения генетических закономерностей на близнецах. Впервые он был предложен Ф. Гальтоном в 1875 г. Близнецовый метод дает возможность определить вклад генетических (наследственных) и средовых факторов (климат, питание, обучение, воспитание и др.) в развитии конкретных признаков или заболеваний у человека. При использовании близнецового метода проводится сравнение:
1) монозиготных (однояйцевых) близнецов — МБ с дизиготными (разнояйцевыми) близнецами — ДБ;
2) партнеров в монозиготных парах между собой;
3) данных анализа близнецовой выборки с обшей популяцией.
Монозиготныеблизнецы образуются из одной зиготы, разделившейся на стадии дробления на две (или более) части. С генетической точки зрения они идентичны, т.е. обладают одинаковыми генотипами. Монозиготные близнецы всегда одного пола. Имеют одну плаценту.
Особую группу среди МБ составляют необычные типы близнецов: двухголовые (как правило, нежизнеспособные), каспофаги («сиамские близнецы»).
Дизиготные близнецыразвиваются в том случае, если одновременно две яйцеклетки оплодотворены двумя сперматозоидами. Естественно, дизиготные близнецы имеют различные генотипы. Они сходны между собой не более, чем братья и сестры, т.к. имеют около 50 % идентичных генов.
Общая частота рождения близнецов составляет примерно 1 %, из них около 1/3 приходится на монозиготных близнецов. Известно, что число рождений монозиготных близнецов сходно в разных популяциях, в то время как для дизиготных эта цифра существенно различается.
Например, в США дизиготные близнецы рождаются чаще среди негров, чем белых. В Европе частота появления дизиготных близнецов составляет 8 на 1000 рождений. Однако в отдельных популяциях их бывает больше. Самая низкая частота рождения близнецов присуща монголоидным популяциям, особенно в Японии. Отмечается, что частота врожденных уродств у близнецов, как правило, выше, чем у одиночно рожденных. Полагают, что многоплодие генетически обусловлено. Однако это справедливо лишь для дизиготных близнецов. Факторы, влияющие на частоту рождения близнецов, в настоящее время мало изучены. Есть данные, показывающие, что вероятность рождения дизиготных близнецов повышается с увеличением возраста матери, а так же порядкового номера рождения. Влияние возраста матери объясняется, вероятно, повышением уровня гонадотропина, что приводит к учащению полиовуляцни. Имеются также данные о снижении частоты рождения близнецов почти во всех индустриальных странах.Близнецовый метод включает в себя диагностику зиготности близнецов. В настоящее время используются следующие методы для: ее установления.
1. Полисимптомныйметод. Он заключается в сравнении пары близнецов по внешним признакам (форма бровей, носа, губ, ушных раковин, цвет волос, глаз и.т.п.). Несмотря на очевидное удобство, это -метол до известной степени субъективный и может давать ошибки.
2. Иммуногенетическийметод. Более сложный, он основывается на анализе групп крови, белков сыворотки крови лейкоцитарных антигенов, чувствительности к фенилтиокарбамиду и др, Если у обоих близнецов по этим признакам различий нет, их считают монозиготными.
Для монозиготных близнецов вероятность сходства по всем показателям равна.
3. Достоверным критерием зиготности близнецов является приживляемость
кусочков кожи. Установлено, что у дизиготных близнецов такая пересадка всегда заканчивается отторжением, в то время как у монозиготных пар отмечается высокая приживляемость трансплантантов.
4. Метод дерматоглификизаключается в изучении папиллярных узоров пальцев, ладоней и стоп. Эти признаки строго индивидуальны и не изменяются в течение всей жизни человека. Не случайно, что эти показатели используются в криминалистике и в судебной медицине для опознания личности и установления отцовства. Сходство дерматогли-фических показателей у монозиготных близнецов значительно выше, чем у дизиготных.
5. Близнецовый метод включает также сопоставление групп моно- и дизиготных близнецов по изучаемому признаку.
Если какой-либо признак встречается у обоих близнецов одной пары, то она называется конкордантной,если же у одного из них, то пара близнецов называется дискордантной (конкордантность — степень сходства,дискордантность —степень различия).
При сопоставлении моно- и дизиготных близнецов определяют коэффициент парной конкордантностн, указывающий на долю близнецовых пар. в которых изучаемый признак проявился у обоих партнеров. Коэффициент конкордантностн (Кп) выражается в долях единицы или в процентах и определяемся по формуле:
Кп = С \ С+Д где С — число конкордантных пар. Д — число дискордантных пар.
Сравнение парной конкордантностн у моно- и дизиготных близнецов дает ответ о соотносительной роли наследственности и среды в развитии того или иного признака или болезни. При этом исходят из предположения о том, что степень конкордантностн достоверно выше у монозиготных, чем у дизиготных близнецов, если наследственные факторы имеют доминирующую роль в развитии признака.
Если значение коэффициента конкордантностн примерно близко у монозиготных и дизиготных близнецов, считают, что развитие признака определяется главным образом негенетическими факторами, т.е. условиями среды.
Если в развитии изучаемого признака участвуют как генетические, так и негенетические факторы, то у монозиготных близнецов наблюдаются определенные внутрипарные различия. При этом различия между моно- и дизиготными близнецами по степени конкордантностн будут уменьшаться.
Для количественной оценки роли наследственности и среды в развитии того или иного признака используют различные формулы.
Чаще всего пользуются коэффициентом наследуемости, который вычисляется по формуле:
Н = КМБ — КДБ (в процентах) или (в долях единицы),
100 — КДБ
где Н — коэффициент наследуемости. К — коэффициент парной конкордантностн в группе монозиготных (МБ) или дизиготных (ДБ) близнецов.
В зависимости от значения Н судят о влиянии генетических и средовых факторов на развитие признака. Например, если значение Н близко к 0, считают, что развитие признака обусловлено только факторами внешней среды. При значении Н от 1 до 0,7 — наследственные факторы имеют доминирующее значение в развитии признака или болезни – это группы крови, цвет глаз, резус – фактор, а среднее значение Н от 0,4 до 0,7 свидетельствует о том, что признак развивается под действием факторов внешней среды при наличии генетической предрасположенности.
Например, конкордантность МБ по заболеваемости шизофрении равна 70%, а у ДБ – 13%. Вычисляем по формуле Н = КМБ – КДБ / 100 – КДБ = 70 -13 \ 100 – 13 = 0,65 или 65 %. В данном случае преобладают генетические факторы, но существенную роль играют и условия среды.
С помощью близнецового метода было выявлено значение генотипа и среды в патогенезе многих инфекционных болезней. Так, при заболевании корью и коклюшем ведущее значение имеют инфекционные факторы, а при туберкулезной инфекции — существенное влияние оказывает генотип. Исследования, проводимые на близнецах, помогут ответить на такие вопросы как: влияние наследственных и средовых факторов на продолжительность жизни человека, развитие одаренности, чувствительность к лекарственным препаратам. В клинической фармакологии нет более эффективного метода способа оценки действия новых лекарственных препаратов и схем лечения, чем сравнение терапевтических результатов на однояйцовых близнецах. Также оценивают эффективность разных педагогических приёмов в процессе обучения.
Биохимические методы
Биохимические показатели отражают сущность болезни более адекватно, чем клинические симптомы. Эти методы направлены на выявление биохимического фенотипа организма. Им принадлежит ведущая роль в диагностике моногенных наследственных болезней. Принципы биохимической диагностики менялись на разных этапах развития генетики:
В настоящее время все эти объекты являются предметом биохимических исследований.
Так как биохимических методов очень много, поэтому при их использовании дол-жна быть определенная система схема обследования строится на:
клинической картине болезни;
генеалогических сведениях;
поэтапном исключении определенных классов болезней (просеивающий метод).
Биохимические методы многоступенчаты.
info — Гены и среда: как близнецы помогают в изучении поведения
Genetics-Info
Генетика – не только наука цифр и лабораторий, это еще и наука, имеющая точки соприкосновения со многими гуманитарными дисциплинами. Например, психогенетика – одна из наиболее интересных междисциплинарных областей современного знания. Одним из главных инструментов психогенетики является метод близнецов. 5 фактов о близнецовом методе, его потенциале, ограничениях и успехах рассказывают научные сотрудники Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ Ксения Шарафиева и Дарья Мацепуро и заведующая лаборатории, профессор Юлия Ковас.
1. В чем суть близнецового метода?
Метод близнецов или близнецовый метод — ключевой метод, использующийся в психогенетике (науке о наследственности и средовых влияниях на поведение).
Метод заключается в сравнении однояйцевых (монозиготных — МЗ) и разнояйцовых (дизиготных — ДЗ) близнецов. Монозиготные близнецы – это фактически 100% генетические копии друг друга, а дизиготные близнецы генетически похожи в среднем на 50%, как обычные родные братья и сёстры. При этом и те, и другие близнецы разделяют общую среду, например, они развиваются в одной утробе, воспитываются в одной семье, обучаются зачастую в одной школе или даже в одном классе.
Это означает, что наличие различий в физических и психологических характеристиках и поведении между монозиготными близнецами объясняется влиянием среды, а различия у дизиготных близнецов объясняются и влиянием среды и генетическими влияниями. Близнецовый метод направлен на выявление средовых и генетических влияний на различные признаки.
Современные исследования, выполненные методом близнецов, указывают на то, что почти все признаки частично зависят от генетических факторов, причем некоторые признаки показывают более сильное генетическое влияние (например, рост), другие – менее сильное влияние (например, черты личности). Большинство признаков являются сложными — их наследуемость обусловлена большим количеством генов, например, в случае с аутизмом.
Иллюстрация Георгий Сапего2. Кто открыл близнецовый метод?
Идея близнецового метода была сформулирована Ф. Гальтоном еще в 1865 году. А в 1876 г. появилась его статья «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания. В статье обсуждаются и вопросы биологии многоплодия, и близнецовый метод генетики, и полученные с его помощью данные о роли «природы» и «воспитания» в формировании индивидуальных особенностей людей.
В России первые системные психогенетические исследования с использованием близнецов начались через полвека — в 1929 г. в Медико-генетическом институте. Исследовательская группа под руководством С.Г. Левита создала самый большой (на тот момент) в мире близнецовый регистр, включавший более 1 000 пар близнецов. Ученые также организовали «близнецовый» детский сад для проведения исследований. Однако эта работа была остановлена и запрещена в конце 1940-х в результате «лысенковщины». Впоследствии исследования в области генетики поведения в СССР прекратились на 25 лет.
3. Какие открытия были сделаны при помощи близнецового метода?
Близнецовый метод используется и в здравоохранении для изучения процессов наследуемости различных заболеваний и предрасположенностей, и в гуманитарных науках. В мире на сегодняшний день существует целый ряд масштабных лонгитюдных близнецовых исследований.
Например, ряд психогенетических исследований посвящен анализу индивидуальных различий в способностях к обучению и школьной успеваемости по отдельным предметам. Так, для способности к чтению получены оценки наследуемости около 40-60%, а оценки влияния общей среды варьируют от 25 до 45%. Похожий вклад генетических и средовых факторов в индивидуальные различия получен и для способностей в математике. Другие исследования, проведенные с использованием близнецового метода, были направлены на изучение индивидуальных различий в чувстве числа (способности правильно оценивать количество предметов с первого взгляда, не считая их). Индивидуальные различия в чувстве числа обнаруживаются в раннем возрасте, сохраняются в более позднем развитии и связаны с общим интеллектом. Исследования показали, что генетический вклад для чувства числа составляет только 32%, индивидуальные различия во многом объясняются неразделенным влиянием среды.
Еще одно интересное исследование было проведено под руководством Юлии Ковас. В нем приняли участие 13 тысяч близнецов в возрасте от 9 до 16 лет из России, Великобритании, США, Германии, Японии и Канады. Ученые пытались ответить на вопрос, в чем причины мотивации к обучению у школьников, почему им нравится или не нравится учиться, и насколько для них интересен тот или иной предмет школьной программы. Результаты исследования были опубликованы в журнале Personality and Individual Differences. Выяснилось, что даже монозиготные близнецы, которые растут в одной семье и учатся в одном классе, могут сильно отличаться по своей мотивации. По словам руководителя исследования, это говорит о том, что существует масса каких-то средовых воздействий, которые не работают на уровне семьи или класса, а индивидуально специфичны. Генетические факторы также вносят вклад в индивидуальные различия в мотивации.
4. Какие разновидности близнецового метода используются сегодня?
Существует несколько основных разновидностей близнецового метода: классический (сравнение сходства монозиготных и дизиготных близнецов), метод разлученных близнецов, изучение семей (например, детей) МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, близнецовой пары.
Метод разлученных близнецов заключается в оценке внутрипарного сходства исследуемого признака у близнецов, которые были разлучены в детстве и, следовательно, воспитывались в разных средах. Наибольшую ценность представляют пары МЗ близнецов (МЗр), разлученных в первые месяцы или годы жизни, поскольку это означает, что два генетически одинаковых человека растут в разных условиях. В таком случае их сходство не может быть объяснено сходством постнатальной среды, следовательно, полученные корреляции — во многом отражает наследуемость признака.
Критика этого варианта близнецового метода заключается в сложности оценки действительного различия сред, в которых воспитывались МЗ близнецы.
Метод семей МЗ близнецов, или метод монозиготных полусиблингов заключается в сопоставлении детей в семьях, где матери или отцы являются монозиготными близнецами. Эти дети имеют своеобразный генетический статус: тетя (или дядя) с точки зрения генетической — то же самое, что мать (или отец).
Главная задача, для решения которой этот метод дает ценный материал, состоит в выявлении так называемого материнского эффекта. Этим термином обозначается преимущественное влияние матери на фенотип потомков, возникающее не только благодаря передаче генов, но и из-за психологических, постнатальных, а также биологических и внутриутробных факторов.
Наличие материнского эффекта в психологической черте должно проявиться в большем сходстве детей, имеющих матерей — МЗ близнецов, по сравнению с детьми, у которых отцы-МЗ близнецы. Интерес также вызывают эффекты цитоплазматической наследственности, которые можно обнаружить (в психологических признаках человека) пока только при помощи метода семей МЗ близнецов. Дело в том, что, помимо генов, заключенных в хромосомах ядра клетки, носителями наследственной информации являются некоторые структуры, находящиеся в цитоплазме.
Метод контрольного близнеца (взаимоконтроля близнецов, контроля по партнеру, близнеца-свидетеля) основан на том, что МЗ близнецы являются идеальным контролем друг к другу. Если группу МЗ близнецов разделить на две выборки так, чтобы в каждую вошли по одному близнецу из каждой пары, то исследователь получит уникальную ситуацию — две выборки, уравненные и по генетической конституции, и по основным средовым (общесемейным) параметрам. Далее можно, например, одну группу тренировать, а другую — нет или тренировать их в разном возрасте, как это было сделано в работе А. Гезелла, который впервые использовал метод, изучая развитие одной женской пары МЗ близнецов с первых месяцев жизни до 14 лет. Они получили материал, свидетельствующий о зависимости эффективности обучения (двигательного и речевого) от возраста.
Метод близнецовой пары. Еще в 30-х годах появились работы, в которых рассказывалось об особой психологической ситуации в парах близнецов, «эффекте пары», или «эффекте близнецовости». Основными характеристиками этой особой психологической ситуации являются две противопоставленные тенденции: к идентификации со своим со-близнецом и, напротив, к индивидуализации каждого близнеца. Первая приводит к ощущению себя сначала членом пары и лишь затем — отдельной личностью; вторая, в крайних случаях, может привести к выраженным конфликтным отношениям близнецов, протесту против «второго — такого же». С возрастом первая тенденция обычно ослабевает, уступая место второй, причем у близнецов-мужчин данный процесс происходит легче, чем у женщин.
5. Я близнец — как стать участником исследований?
Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета – один из ключевых научных центров в России, где активно используется близнецовый метод. В 2011 году на базе лаборатории при участии Российско-британской лаборатории психогенетики Психологического института РАО был создан первый в России близнецовый регистр — Российский школьный близнецовый регистр «Прогресс».
Близнецовый регистр — это важный ресурс, инструмент изучения того, как индивидуальные различия влияют на процесс обучения. С его помощью воплощаются в жизнь междисциплинарные исследования мирового уровня, проводятся молекулярно-генетические кросс-культурные исследования для понимания механизмов когнитивного развития.
Для участия в данном проекте приглашаются родители близнецов и преподаватели общеобразовательных школ. Для регистрации близнецов школьного возраста необходимо заполнить форму регистрации на сайте.
А в 2015 году стартовал международный научно — исследовательский проект, направленный на изучение природы индивидуальных различий в познавательных процессах. Цель исследования в длительной перспективе – анализ причин успешности и неуспешности людей в освоении математики и других когнитивных функций. Задачей также является разработка новых, более «математически дружелюбных» программ образования от школы до университета. Проект осуществляется совместно с лабораторией InLab, Голдсмитс Университета Лондона; лабораторией возрастной психогенетики и Российско-британской лабораторией психогенетики Психологического института Российской академии образования; и инновационным центром исследований нарушений способностей к обучению Университета Огайо. В рамках проекта исследования нейрофизиологических механизмов индивидуальных различий в познавательных процессах проводятся именно с помощью близнецового метода.
Если вы являетесь близнецами в возрасте от 17 до 30 лет и хотите принять участие в данном проекте, то вам нужно заполнить онлайн форму регистрации, которую вы можете найти на официальной страничке проекта по ссылке.
Также всю информацию о деятельности Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики, как структурного подразделения Международного центра исследований развития человека, можно получить на сайте.
Усыновление и исследования близнецов AO1 AO2 AO3
ИССЛЕДОВАНИЯ БЛИЗНЕЦОВДля того, чтобы понять исследования близнецов, вам необходимо понять два типа близнецов:
Близнецы встречаются редко. Вероятность рождения близнецов у матери в Великобритании составляет 1,5%. Только треть близнецов имеют МЗ; Близнецы ДЗ встречаются чаще.
В прошлом не существовало 100%-ного способа идентификации MZ-близнецов; была большая «серая зона» для похожих однополых близнецов. Однако два изобретения с 1970-х годов изменили это положение.
Исследования близнецов до середины 19-го века80-е годы, когда УЗИ стали обыденностью, страдают от проблемы путаницы близнецов МЗ и ДЗ. Исследования близнецов включают сравнение близнецов MZ и близнецов DZ. Стоит принять это во внимание. Исследования близнецов не сравнивают близнецов с нормальными братьями и сестрами. Они о сравнении двух разных типов близнецов .
ПОКАЗАТЕЛИ СООТВЕТСТВИЯИсследования близнецов измеряются с использованием статистики, называемой коэффициентом конкордантности. Согласие означает « соглашение «:
youtube.com/embed/BTYCv1ObZrI?wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»> ОЦЕНКА ИССЛЕДОВАНИЙ БЛИЗНЕЦОВОбобщаемость Исследования близнецов должны использовать близнецов в качестве выборки ( dur! ), и эта группа может быть не очень репрезентативной для других детей. Во-первых, близнецы встречаются редко (1,5% рождений в Великобритании), а близнецы MZ еще реже (0,5%). Мы до сих пор не до конца понимаем процессы, которые приводят к близнецам, особенно MZ-близнецам, и могут быть другие особые или необычные черты MZ-близнецов помимо их генетического сходства. У близнецов может быть необычная жизнь и в других отношениях. Они привлекают внимание и часто с ними обращаются одинаково, даже если у них разные личности; они могут быть ошибочно приняты друг за друга. Это может привести к тому, что они начнут вести себя более похоже друг на друга, чем другие братья или сестры. Надежность Из-за лечения бесплодия и женщин, рожающих детей в более позднем возрасте, число многоплодных родов увеличивается. Это увеличивает количество близнецов, доступных для изучения, что позволяет проводить исследования с большими выборками, анализировать данные с помощью более мощных статистических тестов и облегчает другим психологам повторение исследований. Однако определение зиготности (MZ и DZ) не является совершенным. Для многих исследований, проведенных до 1980-х годов, это действительно очень ненадежно. Например, Gottesman & Shields (1966) должны были использовать анализы крови и сравнение отпечатков пальцев; это означает, что близнецы DZ могут быть ошибочно отнесены к состоянию MZ. Даже современные исследования, такие как Brendgen et al. (2005) использовали анализ ДНК только для половины изученных близнецов, а остальные были отнесены к MZ или DZ на основании физического сходства. Однако анализ ДНК подтвердил отнесение к MZ/DZ 9.4% времени; Брендген считал это надежным. Заявка Исследования близнецов могут сказать нам, передаются ли важные модели поведения по наследству, т. е. передаются ли они генетически от ваших родителей, а не усваиваются из вашего окружения. Это важно для лечения таких расстройств, как шизофрения, а также для предупреждения родителей о рисках, связанных с ростом детей с этими проблемами. Если удастся выявить детей «группы риска», то можно будет предотвратить проблемы, связанные с правильным воспитанием, образованием или здравоохранением. Например, шизофрения, по-видимому, имеет генетическую основу, но определенные жизненные события должны «включать» гены; людям с генетической предрасположенностью к шизофрении не следует злоупотреблять наркотиками или алкоголем, поскольку это может спровоцировать заболевание. Валидность Близнецы являются примером природной переменной, идеально измененной для изучения: у MZ-близнецов 100% общих генов, у DZ-близнецов примерно 50%. Поскольку исследователи сами не манипулируют этой переменной, это снижает риск предвзятости исследователей. В исследованиях близнецов существуют смешанные переменные. Тот факт, что близнецы живут в одном доме и у одних родителей, не означает, что их воспитание было одинаковым. У них могут быть разные друзья, интересы и отношения, и эти различия могут стать более выраженными по мере взросления близнецов. Психологические термины для этого заключаются в том, что близнецы могут иметь один и тот же генотип (биологическое сходство), но они могут не иметь одного и того же фенотипа (социальное сходство). Идея о том, что ваша генетика полностью формирует человека, которым вы становитесь, является биологическим детерминизмом. Однако большинство современных психологов не являются детерминистами; они думают, что люди находятся под влиянием смеси факторов окружающей среды и генетики. Это ограничивает полезность исследований близнецов, поскольку они редко показывают степень соответствия, близкую к 100%. Лучшее, что они могут показать, это то, что конкордантность несколько выше у близнецов MZ, чем у DZ, что позволяет предположить, что генетика влияет на это поведение, но не полностью. 0043 причина это. ЭтикаПризнавая важность близнецов для исследования природы и воспитания, многие штаты ведут учет рождений близнецов и приглашают семьи присоединиться к программам изучения близнецов. Это обеспечивает группу семей, которые дали согласие на изучение их детей. Брендген и др. (2005) набрали близнецов из такой группы, как эта, в Квебеке, Канада. Другие исследователи рекламируют взрослых близнецов для добровольного участия в исследованиях близнецов. Готтесман и Шилдс (1966) призвал близнецов из старых больничных записей выступить и пройти обследование. Нет никаких этических проблем с информированными взрослыми добровольцами (хотя Gottesman и Shields изучали пациентов с шизофренией, что поднимает отдельные этические вопросы). Всегда существует риск того, что исследования близнецов могут привлечь внимание к близнецам и заставить их чувствовать себя необычными (или еще более необычными, чем они есть на самом деле). Существует особый риск того, что дети будут чувствовать себя «странными» или «другими», и Кодекс поведения BPS предостерегает от исследований, которые « подрывает уверенность в себе ». Тем не менее, психологи часто утверждают, что от исследований близнецов столько пользы, что они несут социальную ответственность за изучение близнецов. во всяком случае, как часть обычной жизни. |
определение близнец+метод по Медицинскому словарю
близнец+метод | определение близнец+метод по Медицинскому словарю Двойной+метод | определение близнец+метод по Медицинскому словарюСлово, не найденное в Словаре и Энциклопедии. Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова по отдельности:
близнец метод
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Двойной метод
- Защита от копирования CD/DVD
- Выборочное уменьшение
- Объем себя
- Литчфилдит
- Двойной скейлинг
- Digital Datcom
- Теория сита
- Viggo Brun
- Копия объекта
- Уолден Два
- Гёнданг
- Генетика поведения
- Верстак (деревообработка)
- Дейл Купер