Эффект ореола.
Эффект ореола.
( в посте использованы материалы из различных статей и публикаций в инете.)
На этой неделе мы здесь, на Сплетнике, обсуждали мнение Ололо насчёт того, важна ли внешность при приёме на работу, насколько первое впечатление может расположить к тебе работодателя, или, напротив, оттолкнуть. Лаврентьева приводила пример, что ей однажды не продали дорогую сумку, как в фильме «Красотка», но не потому, что она девушка такой же судьбы, как героиня Джулия Робертс, а потому, что на ней в тот день не оказалось кольца с большим бриллиантом. Она уверяла своих подписчиков, что все ждут от богатых русских определённой манеры поведения и дорогих украшений.
Ну что ж, первое впечатление бывает очень важным, хотя с основными посылами поста Оксаны подавляющее большинство разумно не согласилось.
К привлекательным людям мы относимся более снисходительно. Именно так утверждают психологи и подводят под этот вывод впечатляющую научную базу.
Также эффект ореола (или гало-эффект) может иметь и еще одну сторону, которую называют весьма громким названием – эффектом дьявола.
К примеру, когда из двух подозреваемых (привлекательного и непривлекательного) люди более решительно обвиняют в совершении преступления именно непривлекательного человека.
Примеры эффекта ореола:
Работу получает тот соискатель, который кажется более привлекательным;
Ноутбук с лучшим дизайном кажется более функциональным, чем с неброским;
Люди с приятной внешностью кажутся более умными;
Жюри присяжных испытывает трудности, когда его убеждают, что симпатичный человек виновен в преступлении.
Исследование, которые провели в 2011 году психологи Мур, Филиппу и Перретт показало, что эффект ореола может касаться и мнения об интеллекте. То есть, если человек считает другого человека умным, он ему приписывает и другие положительные качества: дружелюбие, чувство юмора, лидерские качества.
Тут можно с уверенностью сказать, что этот эксперимент расширяет понятие эффекта ореола.
Маркетологи используют эффект ореола для продажи товаров и услуг. Когда знаменитость одобряет конкретный продукт, положительная оценка этого человека может повлиять на восприятие самого продукта.
Формулировка «закон предшествования» появилась в 1925 году. Тогда известный психолог из США М. Лундт выявил, что люди больше всего подвержены влиянию первого сообщения или новости. Последующие сообщения о каком-либо событии уже меньше воздействуют на человека. В принципе, этот закон многим известен. Ведь существует поговорка «Встречают по одежке». Законом предшествования активно пользуются студенты, которые на первых курсах стараются получить хорошие оценки. Это будет помогать им в дальнейшей учебе, преподаватели часто смотрят на предыдущие успехи. Закон работает и в средствах массовой информации. Обычно в новостях сначала выдвигается версия канала, чтобы в большей степени повлиять на зрителей.
Мы часто встречаемся с эффектом первого впечатления в обычной жизни. Во время первой встречи с человеком, с каким-то явлением или вещью мы формируем свое отношение. Это отношение существенно влияет на наше последующее мнение. С помощью эффекта первого впечатления можно быстро сформировать все свои мысли в отношении объекта. Не всегда речь идет о непроизвольном впечатлении, иногда мы выносим вердикт намеренно. Огромное влияние на первое впечатление оказывает внешность и поведение. Но наши собственные личностные особенности тоже играют важную роль. От них зависит, будет ли первое впечатление положительным или отрицательным, будем ли мы оценивать отдельные качества или объект целиком и т.д.
Эффект ореола – это один из излюбленных приемов мошенников. Причем о некоторых из них мы могли читать в художественной литературе. Классический пример – это «Ревизор». Хлестаков изначально предстал перед другими героями картины как ревизор, важный и уважаемый человек. Даже если главный герой впоследствии проявлял свою некомпетентность, показывал незнание своей работы, то другие персонажи вовсе этого не замечали. Как и не замечали того, что Хлестаков совершенно не выглядит как ревизор.
Этот феномен объясняет, почему многие люди любят фотографироваться в чужих дорогих автомобилях или в чужих роскошных загородных домах. Считается, что они перетягивают на себя часть положительных впечатлений и богатства этих объектов. Также многие политики часто появляются в компании знаменитостей – талантливых певцов и актеров. Так они стараются получить немного больше любви и признания публики, которым обладают звезды. Если обычному человеку удалось сфотографироваться с видными деятелями, то фотография станет предметом гордости. Они будто перенимают успех у других. Но стоит помнить, что «рядом» — это еще не означает «вместе».
Вот признайтесь: часто в вашей жизни случалось так, что первичное впечатление о человеке оказывалось ошибочным.
Уверенна, что очень часто.
К примеру, встретили вы симпатичного юношу, который уступил вам место в маршрутке.
После 10 минут разговора вам кажется, что вот он – принц, воплощение всех достоинств.
А вот после пары свиданий оказывается, что принц – глупый, самовлюбленный нарцисс, с которым даже поговорить не о чем.
А место в маршрутке он вам уступил не потому, что галантный, просто это его обычный способ знакомиться с девушками, причем он насколько глуп, что сам же вам об этом и рассказал.
Эта история – пример позитивного эффекта ореола.
Но это явление бывает и негативным.
К примеру, переехали вы в новый дом, встретили соседку по лестничной площадке, хотели с ней познакомиться, а она даже разговаривать с вами не стала, буркнула что-то и закрылась в своей квартире.
Ясное дело, вы тут же навесили на нее ярлык «нелюдимой грубиянки» и успели посетовать: «Как же мне не повезло-то с соседями».
И лишь через месяц окажется, что новая соседка – милейшая девушка, просто в тот день она похоронила близкого человека и ясное дело – ей было не до знакомств.
Чтобы не стать жертвой эффекта ореола, постарайтесь:
Никогда не судить о людях, ориентируясь лишь на первое впечатление.
Дайте другому шанс, узнайте его поближе и лишь тогда решайте: нравится он вам
или не нравится.
Не поддаваться общественному мнению: первая красавица в группе вполне может оказаться эгоистичной дурой, а серая мышка, над которой смеются, может стать вам верной спутницей жизни.
Не доверять малознакомым людям, потому что вашей легковерностью обязательно воспользуются мошенники и негодяи.
Как видите, эффект ореола – достаточно опасная штука, постарайтесь не стать ее случайной жертвой.
Однако, симпатия к брендам Шанель и Виттон, не перешла на обладательницу эксклюзивных сундуков и сумок Яночку. Уважение не вызывает стоявшая и лежащая рядом со многими знаменитостями Лопырева. Совершенно точно не кажется нам хорошим человеком представительница люкса и отечественных виноградников Снежана. И мы не испытываем пиетета перед бизнес- вумен Ололо только потому, что ей когда- то фортануло и дали много денег известного банка.
Это все потому, что нас, сплетниц, простым ореолом и словами не возьмёшь, нам подавай объективный разбор полётов.
Так и живём…)
Пример эффекта ореола в маркетинге
19 января 2014 Бизнес, Интересное, Маркетинг
Приходилось ли вам делать выводы о человеке, зная только несколько фактов из его биографии? Например, знаете, где он получил образование, где одевается или обедает – и в вашем сознании уже родился образ. Даже один взгляд на фото позволяет представить себе личные качества человека, предположить, каков он в общении, обосновать мотивы его поступков…
Это – пример эффекта ореола (нимбовая ошибка, halo effect), известное социально-психологическое явление. Например, высокого, привлекательного человека мы заранее считаем приятным, надёжным, умным, честным. Хотя, вы сами знаете, сколько в мире красивых злодеев.
При чём тут маркетинг?
Очень просто. Заменим слово “человек” на слово “компания” или “продукт” – и вот вам маркетинг.
Причём эффект ореола работает в двух направлениях. Если вам нравится один аспект чего-то (будь то человек, компания или продукт) – вы, скорее всего, будете лояльны и к остальным аспектам. А если что-то вызвало отторжение или раздражение – то этот негатив вы перенесёте на восприятие всей компании, товара, персоны.
Пример эффекта ореола? Один неудачный продукт позволяет составить мнение обо всём ассортименте. Ответ секретаря по телефону – то самое первое впечатление, которое будет перенесено на дальнейшую работу с компанией. Любое представительство фирмы – офис, сайт, социальная сеть и пр. – даёт мощнейший эффект ореола.
Почему это важно для нас с вами? Нимбовая ошибка провоцирует людей к принятию поспешных решений.
- У них на сайте плохое юзабилити? Значит, сам сайт сделан плохо. Значит, они не уважают своих клиентов. Значит, я не буду с ними работать.
- У их секретаря неприятный голос? Наверное, и остальные сотрудники тоже довольно неприятные люди, поищу другую компанию.
- В их офисе бардак и негде сесть, а менеджер занят другими клиентами? Вряд ли у них хорошая продукция и сервис. Вокруг полно конкурентов…
Для малого бизнеса такие вещи смертельны. У нас нет широкой брендовой рекламы. О нас не знают все-все-все. Зачастую люди узнают о нас, только соприкоснувшись с нами (читайте в Интернете про точки входа). Поэтому эффект ореола может как поставлять нам лояльных клиентов, так и отпугивать.
Важно помнить об хало-эффекте тогда, когда вы начинаете планировать свою деятельность. Тщательно продумайте ваши возможности. Не беритесь за то, на что у вас нет времени. Недоделанный сайт, заброшенная группа в соцсетях, вечно занятый телефон – это не дополнительные точки входа, способные приносить клиентов, это негатив, который с помощью эффекта ореола распространяется на всю вашу компанию и на вас лично.
Поищите пример эффекта ореола в вашем бизнесе. Найдёте – боритесь с ним. Удачи 🙂
Мария Губина, автор проекта «Маркетинг с азов», тренер, бизнес-консультант
В соцсети нас уже больше 20 тыс. Присоединяйтесь, чтобы получать советы по развитию бизнеса и полезные ссылки
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.
Информация для студентов и преподавателей
Крис Дрю, доктор философии
«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».
Салли Р.
Бакалавр педагогических наук
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Take the Essay Writing Course
As Featured InThe Economist
Readers Digest
Times Higher Education
eLearn Magazine
What I Teach
Academic Writing Навыки
Поиск
Советы по учебе в колледже
Поиск
Руководства по тематическому исследованию
Поиск
Поиск руководств по изучению
Top Academic Prission и учебные навыки
Как написать внедрение.
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как не прокрастинировать во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%. Вот как.
Как написать выводы с помощью моего метода заключения 5 Cs
Стильно завершите свое эссе с помощью этого простого и эффективного метода написания выводов.
Оставайтесь на связи
Информация для студентов и преподавателей
Крис Дрю, доктор философии
«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».
Салли Р.
Бакалавр образования Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Take the Essay Writing Course
As Featured InThe Economist
Readers Digest
Times Higher Education
eLearn Magazine
What I Teach
Academic Writing Навыки
Поиск
Советы по обучению в колледже
Поиск
Руководства по изучению тем
Поиск
Поиск учебных пособий
Лучшие руководства по академическому письму и навыкам обучения
ваше следующее сочинение.
Как не прокрастинировать во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.