Примеры иллюзии восприятия: Иллюзия восприятия — PsychologyPro

что это такое, причины, виды и примеры

Наблюдая за окружающими нас вещами, мы склонны интегрировать различные части визуальных стимулов и организовывать их в значимые формы. В общем, мы делаем эту перцептивную проработку стимулов совершенно бессознательно, так что нам кажется, что мы воспринимаем вещи таким образом просто потому, что «так оно и есть».

Такое впечатление о соответствии восприятия объективной реальности обычно вполне корректно, но иногда восприятие вводит нас в заблуждение, создавая иллюзорные перцептивные конфигурации. Что же такое перцептивные иллюзии? В этой статье мы рассмотрим их причины, различные типы и некоторые примеры.

Вам также может быть интересно: Что такое когнитивные предубеждения: виды, список и примеры

Что такое перцептивные иллюзии?

Перцептивные иллюзии представляют собой, в отличие от перцептивного постоянства, неточное восприятие реальных объектов. Таким образом, иллюзия — это нарушение восприятия, при котором восприятие, не соответствующее характеристикам стимула, вызывает несоответствие между физическим миром и воспринимаемым миром.

Следует сказать, что перцептивные иллюзии — это не только оптические иллюзии, поскольку последние основаны на внедрении визуальных трюков, которые работают с человеческим восприятием; в то время как перцептивные иллюзии — это скорее когнитивное явление, которое включает в себя обработку мозгом сенсорной информации.

Причины возникновения иллюзий восприятия

Явления перцептивных иллюзий являются недвусмысленными примерами общей истины: восприятие организовано и не может рассматриваться как просто «данное» впечатление от внешних событий. Таким образом, перцептивные иллюзии возникают под воздействием целого ряда факторов:

  • Биологическое влияние: наша природа внимания избирательна, и, кроме того, мы видим изображения как перцептивные целые (мы заполняем пробелы в изображении, чтобы завершить его).
  • Психологическое влияние: Иллюзии восприятия являются продуктом эмоционального контекста и схем, усвоенных на протяжении всей нашей жизни.
  • Социокультурные влияния: это те, которые объединяют культурные предположения и ожидания, а также влияние физического контекста.

Виды перцептивных иллюзий и примеры

Чтобы лучше понять, что такое перцептивные иллюзии, полезно прочитать следующие примеры на эту тему:

1. иллюзия Понцо

Восприятие глубины можно изменить, нарисовав на листе бумаги две расходящиеся прямые линии. Если на рисунок добавить одинаковые, но соответствующим образом разнесенные элементы, то объекты в месте схождения прямых линий будут казаться дальше и, следовательно, выше, чем те, где линии расходятся дальше.

2. Иллюзия Канизса

Три цветных диска, расположенных на одной плоскости, из которых вырезана небольшая часть, создают иллюзию, что на листе нарисован белый треугольник. В действительности никакого треугольника нет, как в случае с изменением расположения дискет: наш разум дополняет образ только деталями.

3. Куб Неккера

Какая сторона куба является лицевой, а какая — обратной? Мозг не может принять решение, потому что у него нет точек отсчета, чтобы определить, какая часть куба ближе, а какая дальше.

4. Иллюзии, связанные с цветом

В стакане Рубина можно различить как объект (стакан), так и два человеческих профиля в зависимости от того, на что вы обращаете больше внимания — на белый цвет стакана или на черный цвет фона.

Еще один обман в восприятии цвета возникает, когда однородная полоса цвета накладывается на размытый фон: конец полосы, находящийся в более темной части фона, будет казаться светлее, и наоборот.

5. Невозможные цифры

Есть объекты, которые могут жить только на бумаге, но совершенно нереализуемы. Один из примеров — бесконечная лестница, по которой можно подниматься или опускаться до бесконечности, потому что первая и последняя ступенька совпадают. Бесконечные лестницы и другие невозможные объекты также часто встречаются во многих работах Маурица Корнелиса Эшера.

6. Неоднозначные образы

Молодой или старый? На карикатуре «Моя жена и теща», выполненной английским художником У.Э. Хиллом в 1915 году, мы видим как молодую женщину, снятую в три четверти, так и профиль задумчивой старухи.

Различия между перцептивными иллюзиями и галлюцинациями

Перцептивные иллюзии и галлюцинации — это явления, при которых реализуется ошибочное восприятие. Однако в отличие от перцептивной иллюзии, которая неверно интерпретирует реально существующий стимул, галлюцинация сталкивается с внешним стимулом, который вообще не существует.

Примеры галлюцинаций: когда человек слышит голос без звука или, наоборот, видит человека и предмет там, где на самом деле ничего и никого нет. Нажмите на наш заголовок Виды галлюцинаций: причины и примеры, если вы хотите узнать больше об этой теме.

Примеры перцептивных иллюзий

Другие примеры часто встречающихся иллюзий восприятия — это:

Лунная иллюзия

Луна кажется меньше, когда она находится в зените, чем когда она находится на горизонте. Объяснение этого явления заключается в том, что величина объекта определяется путем сравнения его с окружающей средой.

Так, когда мы видим Луну на горизонте, мы сравниваем ее с элементами ландшафта, тогда как когда она находится в зените, у нее нет точек отсчета, и по этой причине она кажется нам меньше.

Контраст между черным и белым

В другой ситуации перцептивной иллюзии можно легко убедиться, взглянув на некоторые полы с черным и белым мрамором, которые представляют собой серию кубов, воспринимаемых как несбалансированные. В некоторые моменты нам кажется, что белые лица «ближе» к нам, как будто они выступают, как расширенная вершина.

Однако если мы продолжим наблюдение, то в какой-то момент расположение изменится на противоположное: белые части удаляются от нас, как будто это полости, а темные части кажутся нам выступающими.

Если вам понравилась статья о перцептивных иллюзиях, рекомендуем прочитать нашу статью Когнитивные искажения: что это такое, примеры, виды и упражнения, в которой рассказывается о неверных интерпретациях реальности, которые мешают нам объективно переживать происходящие с нами ситуации.

Иллюзии восприятия цвета | Журнал Ярмарки Мастеров

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)

Мозг человека — поистине удивительная и непостижимая вселенная.

Он способен так преображать, преломлять и видоизменять действительность, что порой его носитель может жить совсем не в том мире, который его на самом деле окружает.

В том числе это касается восприятия цвета. Не вдаваясь во все многообразие вариантов видения цветов разными людьми, хочу показать примеры оптических иллюзий, описанных профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсеном. Так называемая, «иллюзия тени Адельсона» заключается в том, что один и тот же цвет на разном фоне видится человеком, как разные цвета.

Самый популярный пример — цилиндр с тенью на шахматной доске

Здесь клетки A и B воспринимаются нами, как темно-серая и светло-серая, на самом же деле эти клетки одного цвета.

Вот еще примеры такого рода иллюзий:

Лошади имеют одинаковую расцветку, хотя выглядят на разном фоне по-разному. То же с собаками:

Чтобы убедиться, что собаки одного цвета, достаточно убрать фон (или поместить их на одинаковый фон):

Вот еще классический пример:

Чтобы увидеть, что прямоугольники A и B одного цвета, нужно пальцем закрыть границу между ними!

И самая моя любимая демонстрация данного эффекта — кубик Рубика:

Центральные квадратики на передней и на верхней гранях кубика тоже одного цвета! Чтобы это увидеть, можно в непросвечивающей бумаге (картоне, например), проделать две дырочки, в которые будут попадать только цвета этих квадратиков, и приложить к изображению.

С проблемами восприятия цветов наверняка сталкивались те, кто когда-нибудь пытался что-то нарисовать с натуры. Вроде видишь какой-то цвет, а когда пытаешься его вписать в свое произведение, он не вписывается, выглядит неестсественно, не к месту. Особенно сильно мозг начинает «играть» с цветами, когда присутствуют тени. Такие известные приемы, как увеличение яркости фона, чтобы «притушить» саму картинку, или выделение черным контуром объекта, чтобы увеличить визуально его яркость, тоже являются следствиями оптических иллюзий. Великое мастерство художников отчасти заключается именно в этом — уметь увидеть нужное, несмотря на фон, помехи, игру мозга.

На последок еще одна иллюзия, возникающая при игре рядом расположенных цветов:

Видите ярко-малиновые точки? Их там нет!

Рейтинг

   0.0 (0 голосов)

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)

Россия, Московская обл. , Дубна

Магазин (110)

Блог (160)

Следите за творчеством мастера

Блоги по теме

Ключевые слова

  • Ключевые слова
  • иллюзия
  • иллюзии
  • иллюзии цвета
  • оптические иллюзии
  • цвет
  • цвета
  • новая публикация
  • иллюзия адельсона

Рубрики блогов

Новости магазинов
Акции и распродажи
Персональные записи

Проверка на реальность: 10 практических применений иллюзий

Хотя иллюзии по определению нереальны, ученые все чаще находят способы использовать их, чтобы влиять на реальный мир. Вот 10 практических приложений, которые используют или контролируют иллюзии, от военных кораблей до виртуальной реальности, Давида Микеланджело и Статуи Свободы.

MP3

Все MP3 основаны на иллюзии. MP3 является продуктом «сжатия звука с потерями», при котором части аудиосигнала отбрасываются для сжатия звукового файла, но при этом не вызывают потери качества звука от нулевой до минимальной для обычного слушателя.

Как работает сжатие MP3? Он устраняет обычно неслышимые звуки. Например, если два звука воспроизводятся одновременно очень близко друг к другу по времени, то в зависимости от их частоты и интенсивности мозг может воспринимать только один из них — явление, известное как маскировка. «Сжатие звука с потерями абсолютно связано с иллюзией», — говорит психолог по восприятию и познанию Диана Дойч из Калифорнийского университета в Сан-Диего. «Вы можете уменьшить количество информации в сигнале, и мозг заполнит пробелы».

После удаления звуков, которые люди обычно не слышат, и использования традиционных методов сжатия, которые кодируют избыточную информацию для экономии места, MP3-файлы могут уменьшить размер звукового файла примерно на 90 процентов.


Изображение: Thinkstock

Футуристические лампочки
В 2012 году когнитивный нейробиолог Стивен Макник, работающий сейчас в Медицинском центре Даунстейт при Государственном университете Нью-Йорка в Бруклине, и его коллеги обнаружили иллюзию, которая позволяет свету мерцать в течение 13 процентов времени, но при этом казаться человеческому мозгу таким же ярким, как если он был включен все время. Создавая лампочку, которая использует эту иллюзию, исследователи надеются создать лампочки, которые сэкономят до 20 процентов на счетах за электроэнергию.

Исследователи анализировали мерцание лампочек с тех пор, как они существуют. Например, Томас Эдисон обнаружил, что лампочки, мигающие 60 раз в секунду, кажутся постоянными источниками света, говорит Макник (который также входит в совет

Scientific American MIND ).

Макник и его коллеги обнаружили, что восприятие яркости связано не только с продолжительностью световых вспышек, но и с их периодичностью. Их результаты показывают, что если бы 67-миллисекундные импульсы света чередовались с 10-миллисекундными периодами темноты, люди, тем не менее, воспринимали бы эти световые импульсы как одно целое, а не как мерцание.

Макник предполагает, что это открытие может привести к созданию ламп, которые экономят энергию и служат дольше. Экономия может быть значительной: по данным Управления энергетической информации США, примерно четверть всей электроэнергии используется для освещения. Изобретение находится на рассмотрении патента, и Макник получил грант Национального научного фонда на исследование физиологических основ этой иллюзии в мозгу.


Изображение: Cornell

Обрезка талии
Ученым давно известно, что иллюзия Дельбёфа может заставить людей неверно оценить размер одинаковых кругов, окруженных большими кругами. Чем больше пустого пространства вокруг внутреннего круга, тем меньше он кажется.

Точно так же в 2006 году исследователи Брайан Вансинк и Корт ван Иттерсум обнаружили, что большие тарелки могут заставить то же количество еды казаться меньше, и наоборот. Ученые также отметили, что средний размер обеденного блюда в США увеличился на 22 процента с 19 века.60, что, возможно, помогает объяснить, почему люди теперь едят больше за один присест.

Это открытие свидетельствует о том, что использование тарелок меньшего размера может быть одним из простых шагов к уменьшению талии и сокращению пищевых отходов. Движение за маленькие тарелки теперь направлено на то, чтобы семьи и рестораны использовали посуду меньшего размера. Действительно, исследователи Штеффен Каллбеккен и Хокон Селен обнаружили, что крупнейшая в Скандинавии сеть отелей сократила пищевые отходы на 20 процентов за счет уменьшения размера тарелок, а также за счет размещения знаков, побуждающих клиентов брать себе еду в виде шведского стола более одного раза за прием пищи, чтобы подтолкнуть их к большему количеству еды. не перегружать свои тарелки при первом посещении парового стола.


Изображение: Honou через flickr

Пробки
Выбоины на дороге, когда дорожное покрытие смещается с спуска на подъем, часто приводят к пробкам. Визуальная иллюзия вертикального уклона приводит к тому, что водители неправильно оценивают уклон дороги. Это означает, что при проседаниях водители часто не понимают, что едут в гору, и, следовательно, ездят, не ускоряясь, чтобы поддерживать скорость, вызывая замедление движения и пробки.

Японские ученые предполагают, что узоры из полос на стенах у дорог могут помочь противодействовать этой иллюзии, способствуя плавному транспортному потоку, говорит исследователь Акиясу Томоэда из Университета Мусасино в Токио. По его словам, исследователи проверяют, могут ли такие модели работать с помощью симуляторов вождения.


Изображение: Карлос Крус через Wikimedia Commons

Принудительная перспектива
Принудительная перспектива основана на оптической иллюзии, чтобы объекты казались ближе, дальше, больше или меньше, чем они есть на самом деле. Например, в фильме, в финальной сцене Casablanca спасательный самолет был на самом деле миниатюрным плоским вырезом, тогда как статисты, работающие над кораблем, были маленькими людьми, что помогло создать иллюзию размера.

Современные версии фильмов с принудительной перспективой включают гигантского Хагрида в Фильмы о Гарри Поттере и гномы и хоббиты в трилогии Властелин колец . «Принудительная перспектива работает, потому что система трехмерного зрения у людей — дерьмо», — говорит Макник. «Мы используем плоскую сетчатку, двумерное «устройство», чтобы видеть в трехмерном пространстве, и поэтому должны полагаться на подсказки в перспективе, чтобы определить размер и расстояние».

В скульптуре классическими примерами принудительной перспективы являются Давид Микеланджело и Статуя Свободы, где иллюзия помогает сделать их пропорции более естественными, если смотреть снизу. Принудительная перспектива также используется в парках развлечений, например, в замке Золушки в Walt Disney World и новом замке Хогвартс в Universal Studios, чтобы сделать эти сооружения более впечатляющими.


Изображение: OhMaGif.com

Видео
Анимация, фильмы и онлайн-видео основаны на оптической иллюзии, известной как фи-феномен, когда неподвижные изображения, просматриваемые в быстрой последовательности, создают иллюзию непрерывного движения. Например, фильмы демонстрируют зрителям не менее 24 неподвижных изображений в секунду, мерцание которых достаточно быстро, чтобы создать иллюзию плавно движущихся изображений. «Феномен фи работает, потому что зрительная система вообще не видит движения — она видит края в разных положениях в пространстве и делает предположение, что они движутся», — говорит Макник. «Поэтому, когда вы моргаете коробкой в ​​одном положении, а затем в другом, визуальное воспринимает это как движение, потому что так же оно видит и реальное движение».

Дисплеи виртуальной реальности, такие как Oculus Rift, частично основаны на десятилетиях исследований авиасимуляторов, которые, в свою очередь, основаны на многовековых знаниях мира искусства о том, как использовать оптические иллюзии, чтобы обмануть зрение и имитировать глубину. «Наш мозг всегда использовал перспективные подсказки, чтобы увидеть глубину, даже до того, как появилось искусство», — говорит Макник. «Художники просто выяснили, что это за правила, и использовали их, чтобы вещи выглядели в другой глубине или размере, чем они есть на самом деле».

Например, при использовании линейной перспективы для создания иллюзии глубины линии сходятся, а объекты прорисовываются меньше по размеру, как будто они удаляются от зрителя. Используя воздушную перспективу, чтобы предметы выглядели так, как будто они находятся далеко, объекты могут быть нарисованы более размытыми и с оттенком синего, чтобы имитировать эффект атмосферной дымки на внешний вид удаленных объектов. Используя штриховку, художники могут имитировать эффекты света и тени на твердых объектах, чтобы создать иллюзию формы.

Авиасимуляторы добавляют эффекты, такие как наклон, тряска и звук, чтобы сделать иллюзии, которые они отображают, более реалистичными. Виртуальная реальность также стремится воссоздать такие ощущения, как прикосновение и пространство, с помощью проводных перчаток и всенаправленных беговых дорожек, а также усилить иллюзии, имитируя взаимодействие между людьми и их виртуальным окружением.


Изображение: PLOSone

Камуфляж Dazzle
Корабли Dazzle были военными кораблями, окрашенными в яркие полосы и другие смелые узоры во время обеих мировых войн, чтобы сбить врага с толку. Идея заключалась в том, что ослепляющая маскировка нарушит восприятие противником дальности, курса, размера, формы и скорости кораблей и, следовательно, уменьшит потери от торпедных атак подводных лодок. По словам специалиста по зрению Ника Скотта-Сэмюэля из Бристольского университета в Англии, командир немецкой подводной лодки мог поднять свой перископ максимум на пять секунд. Подводная лодка уязвима для попадания глубинных бомб». За эти пять секунд или около того «он должен был произвести расчеты, необходимые для того, чтобы торпеда поразила движущуюся цель. Это очень трудно сделать, и цель ослепляющих узоров заключалась в том, чтобы еще больше помешать восприятию».0003

В ходе экспериментов с движущимися объектами на видеоэкранах Скотт-Сэмюэль и его коллеги обнаружили, что ослепляющие узоры действительно могут искажать восприятие скорости, особенно на высоких скоростях. Исследователи предполагают, что при обстреле из гранатомета автомобиля Land Rover, движущегося со скоростью 90 километров в час, на расстоянии около 70 метров, обычном для такого нападения, ослепляющий камуфляж может помочь гранате промахнуться в том месте, куда она была направлена, примерно на один метр, который может быть разницей между жизнью и смертью для пассажиров транспортного средства.


Изображение: Thinkstock

Телефоны
Смартфоны и другие телефоны полагаются на слуховую иллюзию, известную как недостающий фундамент. Сложные звуки, такие как речь или музыка, состоят из множества различных звуковых частот, например, 100, 200 и 300 герц. В этом примере вторая и третья частоты являются кратными, известными как гармоники, первой и самой низкой частоты, называемой основной. «С отсутствующей основной иллюзией можно услышать основную, даже если она удалена, до тех пор, пока в звуке есть достаточное количество соседних гармоник», — У. Об этом сообщает газета Deutsch из Сан-Диего.

Телефоны обычно передают звуки только между 300 и 3000 герц из-за их маленьких, низкокачественных динамиков. Основная частота взрослых голосов обычно ниже 300 герц, а частота типичного мужского голоса составляет от 100 до 150 герц, но по телефону мы обычно не путаем взрослых с детьми или мужчин с женщинами. «Мозг восстанавливает недостающую основу, чтобы вы могли слышать звуки, которых на самом деле нет», — говорит Дойч. «Почему мозг делает это?» она спрашивает. «Ну, когда звуки путешествуют, они часто отскакивают, и различные компоненты звука теряются или уменьшаются в зависимости от стен и различных объектов, через которые звук отражается. Поэтому, пока мы используем недостающую фундаментальную иллюзию, мы можем распознавать звук, даже если он может иметь различную частотную композицию от одного обстоятельства к другому».

Современная телефония использует эту иллюзию, передавая меньшую полосу частот, чем на самом деле в любом конкретном разговоре. Тот факт, что телефонные системы передают меньше информации, позволяет им передавать больше вызовов по одной линии, что делает их более рентабельными.


Изображение: PerceptionWeb.com

Купальники
Почему купальники с высоким вырезом удлиняют ноги? «Это иллюзия высоких ног», — говорит Кадзунори Морикава, который сейчас работает в Университете Осаки в Японии.

В ходе исследования Морикава попросил 76 студентов посмотреть на рисунки женщины, которая была одета либо в купальник с высоким вырезом, либо в колготки до икр. Студенты значительно завысили длину ног женщины, когда она была в купальнике.

Эта иллюзия является вариантом знаменитой иллюзии Мюллера-Лайера. Наиболее распространенная версия включает в себя две линии одинаковой длины, каждая с диагональными линиями, выступающими из их концов, как плавники или крылья. Линия с выступающими наружу крыльями выглядит длиннее, чем линия с выступающими внутрь крыльями. Морикава говорит, что Y-образные контуры, образованные отверстиями для ног купальника с высоким вырезом, и внутренние контуры ног могут вызвать иллюзию Мюллера-Лайера.

ОБ АВТОРЕ (АТОРАХ)

    Чарльз К. Чой часто публикуется в журнале Scientific American . Его работа также появилась в The New York Times, Science, Nature, Wired, и LiveScience, и других. В свободное время он объездил все семь континентов. Следите за Чарльзом К. Чоем в Твиттере

    Иллюзии | Введение в психологию

    Почему иллюзии?

    Психологи анализируют системы восприятия уже более века. Зрению и слуху уделялось наибольшее внимание, но другие системы восприятия, такие как обоняние, вкус, движение, равновесие, осязание и боль, также широко изучались. Специалисты по восприятию используют различные подходы для изучения этих систем: они планируют эксперименты, изучают неврологических пациентов с поврежденными областями мозга и создают перцептивные иллюзии, которые играют с попытками мозга интерпретировать сенсорный мир.

    Рисунок 1 . Это трехмерное уличное искусство демонстрирует, как художники используют иллюзии для изображения глубины на двухмерном тротуаре.

    Создание и проверка перцептивных иллюзий было плодотворным подходом к изучению восприятия, особенно визуального, с первых дней психологии. Люди часто думают, что зрительные иллюзии — это просто забавные уловки, которые развлекают нас. Многие иллюзии интересно испытать, но ученые, занимающиеся восприятием, создают иллюзии, основываясь на своем понимании системы восприятия. Создав успешную иллюзию, ученый может исследовать, что испытывают люди, какие части мозга участвуют в интерпретации иллюзии и какие переменные увеличивают или уменьшают силу иллюзии. Ученые не одиноки в этом интересе. Визуальные художники веками открывали и использовали множество принципов создания иллюзий, что позволило им создавать ощущение глубины, движения, света и тени и относительного размера на двухмерных полотнах.

    Иллюзии глубины

    Когда мы смотрим на мир, мы не очень хорошо различаем абсолютные качества вещей — их точный размер, цвет или форму. В чем мы очень хороши, так это в оценке объектов в контексте других объектов и условий. Давайте взглянем на несколько иллюзий, чтобы увидеть, как они основаны на понимании нашего восприятия. Посмотрите на рисунок 2 ниже. Какая из двух горизонтальных желтых линий выглядит шире, верхняя или нижняя?

    Рисунок 2 . Иллюзия Понцо.

    Большинству людей кажется, что верхняя линия шире. Они оба абсолютно одинаковой длины. Этот опыт называется иллюзией Понцо. Даже если вы знаете, что линии имеют одинаковую длину, их трудно увидеть идентичными. Наша система восприятия принимает во внимание контекст, используя здесь сходящиеся «железнодорожные пути», чтобы создать ощущение глубины. Затем, используя некую впечатляющую ментальную геометрию, наш мозг корректирует воспринимаемую длину верхней линии, чтобы она соответствовала размеру, который она имела бы, если бы находилась так далеко: если две линии одинаковой длины на моей сетчатке, но на разном расстоянии от меня , более дальняя линия должна быть на самом деле длиннее. Вы испытываете мир, который «имеет смысл», а не мир, отражающий реальные объекты перед вами.

    Есть много иллюзий глубины. Рисунок слева внизу сложно рассматривать как двухмерную фигуру. Сходящиеся линии и меньший квадрат в центре, кажется, уговаривают наши системы восприятия видеть глубину, даже если мы знаем, что рисунок плоский. Это стремление видеть глубину, вероятно, так сильно, потому что наша способность использовать двухмерную информацию для вывода о трехмерном мире необходима для того, чтобы мы могли действовать в мире. На картинке справа внизу показан автомобильный туннель, который вам нужно было бы обрабатывать на высокой скорости, если бы вы ехали по нему в машине. Ваше быстрое и детальное использование сходящихся линий и других подсказок позволяет вам понять этот трехмерный мир.

    Рисунок 3 . Понимание глубины позволяет нам функционировать в трехмерном мире.

    Иллюзии света и размера

    Глубина — не единственное качество в мире, которое показывает, как мы приспосабливаем то, что переживаем, к окружающему миру. Посмотрите на два серых квадрата на рисунке ниже. Какой из них выглядит темнее?

    Рисунок 4 . Какой серый квадрат выглядит темнее?

    Большинство людей воспринимают квадрат справа как более темный из двух серых квадратов. Вы, наверное, уже догадались, что квадраты на самом деле идентичны по оттенку, но окружающая область — черная слева и белая справа — влияет на то, как наши системы восприятия интерпретируют серую область. В этом случае большая разница в оттенках между белой окружающей областью и серым квадратом справа приводит к более темному квадрату.

    Ниже приведен еще один пример. Две треугольные фигуры идентичны по оттенку, но треугольник слева выглядит светлее на темном фоне креста по сравнению с треугольником в белой области справа.

    Рисунок 5 . Benary Cross

    Наши визуальные системы работают не только с контрастом. Они также используют наши знания о том, как устроен мир, чтобы скорректировать наше восприятие. Посмотрите на шахматную доску ниже. В них есть два квадрата с буквами, один с пометкой «А», а другой «В». Какой из этих двух квадратов темнее?

    Рисунок 6 . Что выглядит темнее, А или В?

    Это кажется простым сравнением, но правда в том, что квадраты A и B идентичны по оттенку. Наша система восприятия корректирует наш опыт, принимая во внимание некоторую визуальную информацию. Во-первых, «А» — это один из «темных квадратов», а «В» — «светлый квадрат», если принять во внимание шахматную доску. Возможно, еще более впечатляющим является то, что наши зрительные системы замечают, что буква «Б» находится в тени. Объекты в тени кажутся темнее, поэтому наш опыт корректируется с учетом эффекта тени, в результате чего квадрат В воспринимается как более светлый, чем квадрат А, находящийся в ярком свете. А если вы действительно не верите своим глазам, посмотрите видео, демонстрирующее плитку такого же цвета здесь.

    Последняя иллюзия возвращает нас к настройке размера. Посмотрите на два набора кругов ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы отрегулировать центральный круг слева так, чтобы он был того же размера, что и центральный круг справа. Окружающие круги не изменятся в размере, хотя правые круги будут расширяться, чтобы соответствовать размеру центрального круга. Используйте ползунок с меткой «Размер левого круга», чтобы внести коррективы. Когда вы будете удовлетворены своей регулировкой, проверьте точность, нажав кнопку «Проверить диаметр». Нажмите «Сброс», чтобы повторить попытку.

    Эта иллюзия, называемая иллюзией Эббингауза, была создана Германом Эббингаузом, одним из первых основателей экспериментальной психологии. Он снова показан ниже.

    В этой версии иллюзии большинство людей видят круг справа больше, чем круг слева. Два оранжевых круга абсолютно одинакового размера. Иллюзия Эббингауза снова иллюстрирует тенденцию наших систем восприятия приспосабливать наше восприятие мира к окружающему контексту.

    Попробуйте

    Ссылка на обучение

    Если вы хотите узнать больше о визуальных иллюзиях, посетите этот веб-сайт с десятками интересных иллюзий, созданных Майклом Бахом.

    Эббингауз в реальном мире

    Представьте, что вы участвуете в соревновании по гольфу, в котором вы сражаетесь с кем-то, обладающим таким же опытом и навыками, как и вы. Есть одна проблема: ваш противник может попасть в лунку, которая на 10% больше, чем лунка, которую вы должны использовать. Вы, вероятно, думаете, что конкуренция была несправедливо предвзятой против вас.

    Рисунок 7 . Подозреваете ли вы, что воспринимаемый размер лунки для гольфа повлияет на эффективность паттинга?

    Теперь представьте несколько другую ситуацию. Вы и ваш противник примерно равны по способностям, и отверстия, которые вы используете, имеют одинаковый размер, но отверстие, которое использует ваш противник , выглядит на  10 % больше, чем то, которое используете вы. Будет ли сейчас ваш противник иметь несправедливое преимущество?

    Если вы читали предыдущий раздел об эффекте Эббингауза, у вас есть представление о том, как психологи могут использовать вашу систему восприятия (и систему вашего оппонента), чтобы проверить этот самый вопрос. Психолог Джессика Уитт и ее коллеги Салли Линкеногер и Деннис Проффитт привлекли участников исследования, не имевших необычного опыта игры в гольф, для выполнения задачи по паттингу. Они соревновались скорее с собой, чем с другим человеком.

    Экспериментаторы усложнили задачу, использовав отверстие диаметром 2 дюйма, что примерно вдвое меньше диаметра отверстия на поле для гольфа. Проектор, установленный на потолке их лаборатории, позволял им проецировать круги Эббингауза вокруг отверстия для мячей. Некоторые участники видели отверстие для паттинга, окруженное кружками, которые были меньше отверстия в центре; другая половина видела окружающие черные круги, которые были больше.

    Участников толкают с расстояния около 11,5 футов. Они взяли 10 ударов в одном состоянии, а затем 10 в другом состоянии. Половина участников сначала поставила большие окружающие круги, а половина сначала увидела маленькие окружающие круги. Эта процедура называется уравновешивающий . Если есть какое-либо преимущество (например, улучшение с течением времени с практикой) или недостаток (например, усталость от класть), уравновешивание гарантирует, что оба условия в равной степени подвержены положительным или отрицательным эффектам того, какая задача стоит первой или второй. Неспособность принять во внимание этот тип проблемы означает, что у вас может быть смешанная переменная — практика или усталость, — которая влияет на производительность. Вмешивающаяся переменная — это то, что могло бы  влияют на производительность, но не являются частью исследования. Мы пытаемся контролировать  (то есть нейтрализовать) потенциально мешающие переменные, чтобы они не могли быть причиной различий в производительности. Так, например, если бы все сначала выполняли условие больших окружающих кругов, а затем маленькие окружающие круги, то различия в производительности могли бы быть связаны с порядком условий (приводящих к практике или эффектам усталости), а не с размером окружающих кругов. Уравновешивая, мы не избавляемся от последствий практики или усталости для какого-либо конкретного человека, но — для всех участников — практика или усталость должны одинаково влиять на оба состояния (оба типа кругов Эббингауза).

    Экспериментаторы хотели узнать две вещи. Во-первых, действительно ли они создали иллюзию Эббингауза? Помните: нет никакой гарантии, что люди видят или думают так, как говорит ваша теория. Таким образом, непосредственно перед тем, как участник начал ставить определенное условие, он или она нарисовали круг с помощью компьютеризированного инструмента для рисования, пытаясь соответствовать точному размеру отверстия для паттинга. Это лучше, чем просто спросить: «Вы видите иллюзию?» Задача рисования пытается напрямую измерить то, что они воспринимают.

    Во-вторых, экспериментаторы хотели посмотреть, влияет ли воспринимаемый размер отверстия на точность попадания. Они зафиксировали успех или неудачу каждого удара. Каждый участник мог получить от 0 до 10 успешных ударов в каждом условии.

    Резюме методов

    Повторите шаги, о которых вы читали до сих пор:

    1. Участник тренируется, чтобы привыкнуть к задаче.
    2. Участник выполняет первое условие (большие окружающие круги для половины участников и маленькие окружающие круги для другой половины).
      • Участник рисует круг, соответствующий его или ее оценке фактического размера лунки для паттинга. Это позволяет экспериментаторам определить, действительно ли возник эффект Эббингауза.
      • В этом состоянии участник делает 10 ударов.
    3. Участник выполняет второе условие (независимо от того, какое условие он еще не выполнил).
      • Участник рисует круг, соответствующий его или ее оценке фактического размера лунки для паттинга.
      • В этом состоянии участник делает 10 ударов.

    Попробуйте

    Теперь, когда вы знаете подробности эксперимента Джессики Уитт, посмотрите, сможете ли вы ответить на следующие вопросы. Нажмите на вариант, который вы считаете правильным, а затем нажмите ссылку «Показать ответ», чтобы проверить, правы ли вы.

    Вопрос 1: Что такое независимая переменная, описанная в этом исследовании?

    •   Размер отверстия для паттинга является независимой переменной.
    •   Размер кругов, окружающих лунку, является независимой переменной.
    •   Дистанция, которую должен был пройти человек, является независимой переменной.
    •   Есть две независимые переменные: размер отверстия для паттинга и размер окружающих его кругов.

    Показать ответ

    Вопрос 2: Что является зависимой переменной в этом исследовании?

    •   Количество успешных ударов является зависимой переменной.
    •   Размер круга, нарисованного участником, является зависимой переменной.
    •   Размер отверстия для паттинга является зависимой переменной.
    •   Имеются две зависимые переменные: количество успешных паттов и размер круга, нарисованного участниками, являются зависимыми переменными.

    Показать ответ

    Теперь посмотрим, сможете ли вы угадать результаты этого исследования.

    Попробуйте

    Вопрос 3: Как участники восприняли отверстия?

    Измените размер столбцов ниже, нажав и перетащив их, чтобы показать прогнозируемые результаты, когда испытуемых попросили нарисовать круги. Сделайте общий прогноз, основанный на вашем понимании эксперимента.

    Показать ответ

    Вопрос 4: Можете ли вы угадать, насколько хорошо поставили участники?

    Измените размер столбцов ниже, щелкнув и перетащив их, чтобы отобразить прогнозируемые результаты, когда испытуемые положили.

    Показать ответ

    Попробуйте

    Прежде чем мы покажем вам фактические результаты исследования, напишите наш прогноз. Как вы думаете, повлияла ли иллюзия на производительность сдачи? Почему или почему нет? Объясните свой ответ в текстовом поле ниже:

    Показать ответ

    Это не единственный эксперимент, в котором использовался спортивный контекст для изучения эффектов иллюзий. Другие эксперименты показали, что люди лучше бьют по софтбольным мячам, когда мячи воспринимаются как большие. Люди набирают больше очков в дартс, когда доска кажется больше. Спортсмены бьют по воротам с игры и возвращают теннисные мячи более успешно, когда стойки ворот или теннисные мячи кажутся больше. Во всех этих исследованиях мячи, доски или стойки ворот на самом деле не были больше, но они воспринимались как большие, потому что экспериментаторы создавали иллюзии. Опытные спортсмены часто сообщают, что цели кажутся больше или время замедляется, когда они находятся «в зоне», как будто практика и мастерство создают свои собственные иллюзии восприятия, которые повышают уверенность и облегчают выполнение сложных задач.

    Ссылка на обучение

    Посмотрите это интервью с психологом Джессикой Уитт, чтобы узнать, как ее исследование с использованием иллюзии Эббингауза влияет на восприятие и производительность игрока в гольф. Вы также можете прочитать больше о подобных вариациях ее исследований здесь.

    Последнее замечание: наука не всегда дает простые результаты

    Исследование профессора Витта дало интересные результаты; однако они были не так просты, как нам кажется. На самом деле у исследователей было два разных размера отверстий: 2 дюйма и 4 дюйма. Круги Эббингауза были скорректированы таким образом, чтобы они были относительно больше или меньше отверстия для паттинга.

    Иллюзия Эббингауза работала для меньших (2 дюйма) отверстий для паттинга, но не для больших (4 дюйма) паттинговых отверстий. Другими словами, когда люди рисовали круги так, как они их воспринимали (зависимая переменная «проверка манипулирования»), они рисовали круги разного размера для 2-дюймовых отверстий (иллюзия Эббингауза), но круги одинакового размера для 4-дюймовых отверстий ( отсутствие иллюзии Эббингауза).

    Для отверстий большего размера (4 дюйма) точность установки была одинаковой для двух различных условий. Это не беспокоило экспериментаторов, потому что, как мы уже отмечали, участники не испытывали иллюзию Эббингауза с большими отверстиями. Если бы отверстия воспринимались как одинаковые, то уверенность в себе не должна была бы пострадать и, в свою очередь, ставить в одних условиях не должно было быть лучше, чем в других.

    В исследовательской работе экспериментаторы предлагают несколько технических причин того, что большая дыра могла не вызвать иллюзию Эббингауза, но они признают, что у них нет окончательного объяснения. Это нормально. Наука часто дает запутанные результаты, и они могут стать основой для новых экспериментов, а иногда и для действительно интересных открытий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *