Примеры темперамент: Что такое темперамент: объяснение простыми словами

Структура, свойства и типы темперамента

Результаты исследований внутренней структуры темперамента, проведенных Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным, привели к выводу о том, что темперамент человека имеет три главных, ведущих компонента [33, 54]:

  • Общая психическая активность – интенсивность и объем взаимодействия человека с окружающей средой (физической и социальной). «Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема – на другом» [33].
  • Особенности моторной сферы – состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости). По мнению Небылицына, особенности моторной сферы могут быть как рассмотрены отдельно, так и включены в состав общей психической активности.
  • Эмоциональность – комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости и чуткости к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности или стабильности (быстроты смены эмоциональных состояний, их начала и прекращения).

Каждый из перечисленных компонентов, в свою очередь, обладает своей сложной структурой и различными формами проявлений. Все психологические компоненты структуры темперамента называют свойствами темперамента.

Изучая свойства темперамента, В.С. Мерлин выделил критерии отнесения тех или иных психологических особенностей к свойствам темперамента: «мы имеем необходимые основания для того, чтобы отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые:

  • регулируют динамику психической деятельности в целом;
  • характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
  • имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
  • находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
  • однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь перечисленными признаками, мы можем с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности» [29].

В настоящее время, по результатам исследований Теплова, Мерлина, Русалова и других, различают следующие основные свойства темперамента [1, 3, 8, 22, 24, 27, 36, 49]:

  1. Сензитивность (чувствительность) – определяется наименьшей силой внешних воздействий, необходимой для возникновения психической реакции человека, и скоростью возникновения этой реакции.
  2. Реактивность – сила непроизвольных эмоциональных реакций на внешние или внутренние воздействия.
  3. Активность – свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
  4. Соотношение реактивности и активности – определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
  5. Пластичность – свидетельствует, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям.
  6. Ригидность – свидетельствует, насколько инертно и косно поведение человека.
  7. Темп реакций – характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.
  8. Экстраверсия, интроверсия – определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
  9. Возбудимость внимания – чем меньше степень новизны привлекает внимание, тем более оно возбудимо у данного человека.
  10. Тормозимость – быстрота прекращения того или иного познавательного процесса.
  11. Переключаемость – скорость пе­реключения познавательных процессов с одного объекта на другой.
  12. Эмоциональная возбудимость – характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
  13. Эмоциональная стабильность – устойчивость настроения индивида к внешним и внутренним воздействиям.
  14. Впечатлительность – эмоциональная восприимчивость индивида, его чуткость к эмоциогенным воздействиям, способность найти почву для эмоциональной реакции там, где для других людей такой почвы не существует; сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них.
  15. Эмоциональность – скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события.
  16. Импульсивностьбыстрота, с которой эмоция становится побудительной силой действия либо поступка без предварительного их обдумывания и сознательного решения выполнить их; проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности.
  17. Эмоциональная лабильность – скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. От эмоциональной лабильности зависит, как быстро и сильно человек «загорается» и с какой быстротой он «угасает».
  18. Резистентность – сопротивляемость неблагоприятным условиям, способность оказывать со­противление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тор­мозящим начатую деятельность.

Следует отметить, что перечисленные свойства темперамента в большинстве источников рядоположены, не систематизированы.

Многие исследователи рассматривают темперамент и критерии его типологии с точки зрения двух или нескольких свойств темперамента. Так, например, Я. Стреляу считает главными фундаментальными измерениями темперамента реактивность и активность, Г. Айзенк – экстраверсию / интроверсию и эмоциональную стабильность / нестабильность (нейротизм) [50], С.Л. Рубинштейн основывает типологию темпераментов на впечатлительности и импульсивности [49] и т.п.

Наиболее разработанной является типология темперамента И.П. Павлова, описанная на основании выделенных его последователями свойств темперамента. Пример такой характеристики типов темперамента приводит В. Д. Небылицын [33]:

  1. Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
  2. Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
  3. Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
  4. Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

В то же время многие исследователи вовсе отказываются от типологии темперамента, считая, что число и многообразие всевозможных типов темперамента слишком велико: классическая классификация, включающая четыре типа темперамента, далеко не охватывает всех возможных вариантов. Кроме того, для разработки окончательной типологии темперамента необходимо полностью завершить изучение свойств нервных процессов, и обратиться к данной проблеме лишь основываясь на окончательных сведениях о биологических основах темперамента.

Таким образом, на современном этапе развития науки темперамент человека изучен недостаточно.

Далее: Общая характеристика эмоций

как они связаны, правила выборы, преимущества и недостатки

При выборе профессии очень важно учитывать особенности характера и темперамента человека. О том как правильно это сделать, читайте в статье.

Что означает термин темперамент

Каждый человек рождается с уже заложенным в нем природой высшим типом нервной деятельности, который определяет его темперамент. Это своеобразный фундамент, на основе которого формируется личность человека.

Темперамент — совокупность индивидуальных свойств человека, отвечающих за его эмоциональные реакции, тип умственной деятельности и характерные поведенческие реакции.

Именно он отвечает за реакции индивида на разные раздражители, за протекание процесса социализации. Понятие темперамента впервые появилось в Древнем Риме. Людей пытались классифицировать по характеру их психических реакций. Поначалу в классификации типов темперамента их насчитывалось до десятка, но в результате ученые договорились остановиться на четырех основных.

По мнению психологов в каждом человеке содержится сочетание черт, присущих всем типам темперамента, но какие-то из них преобладают. Обычно это два типа, один из которых проявляется чуть ярче. Черты остальных выражены намного слабее. Для более точного определения своего типа темперамента можно пройти тестирование у психолога или пройти тест в интернете. 

Источник: sb.by

Типы темперамента, описание

Каждый вид темперамента проявляется в соотношении между определенными качествами нервной системы человека

  • сильный или слабый психотип;
  • уравновешенный или нет;
  • быстрый или замедленный темп реакций;
  • пластичный или ригидный.

Сильными (активными) считаются все, кроме меланхолика. Флегматик при этом медленно разгоняется, включается в процесс, но зато потом может долго и продуктивно работать. К людям с высоким темпом реакций относятся сангвиник, холерик, а также меланхолик после полноценного отдыха (когда он утомлен, его реакции замедляются).

К уравновешенным психотипам принадлежат сангвиник и флегматик, они способны сохранять стабильное эмоциональное состояние независимо от внешних факторов. Сангвиники, кроме того, обладают самой высокой пластичностью — быстрой адаптацией к меняющимся условиям. У холериков она немного ниже, а остальным двум вообще мало свойственна, им сложнее перестраиваться.   

Сангвиник

Источник: i.ytimg.com

Сангвиника отличает повышенная психическая активность, открытость, жизнерадостность, доступность. Из-за энергичности, общительности и внешней стремительности его можно поначалу принять за холерика. Но эта суета обманчива.

В отличие от холерика, внутри сангвиник всегда остается уравновешенным.

Его сложно вывести из себя, он умеет хорошо сдерживать проявление эмоций, настроен позитивно и доброжелательно по отношению к окружающим. Сангвиники легко устанавливают новые контакты и сходятся с людьми. Они умеют производить приятное впечатление и располагать человека к себе. Их речь выразительна, они умеют слушать и слышать собеседника.

Им свойственно легкое переключение с одной задачи на другую и в целом быстрая адаптация к новым условиям. В этом еще одно его преимущество. Сангвиники обладают организаторскими способностями высокой производительностью и умеют сосредоточиться на выполнении поставленной задачи, но при потере интереса могут выполнять работу поверхностно. 

Чувства у сангвиников сменяются быстро — они не зацикливаются на них, легко переживая неудачи и не придавая им значения. Им вообще свойственна некоторая беззаботность и легкомыслие, непостоянство. Они стремятся к частой смене впечатлений

Холерик

Источник: i. ytimg.com

Холерику свойственны резкие порывистые действия, стремительные движения. Он быстро думает и так же быстро, сбивчиво и эмоционально говорит. Обладает яркой жестикуляцией и мимикой. Отличается завидной энергичностью, активностью, любит проявлять инициативу. Он не боится трудностей и любит рисковать.

У холериков обширный круг знакомых, в компаниях он предпочитает переключать внимание на себя — может перебить собеседника, чтобы высказать свое мнение. Он импульсивен в общении, проявляет прямолинейность, открытость, не скрывает эмоции. Холерикам нравится роль лидера, они постоянно стремятся к чему-то новому. Способны быстро принимать решения, но впоследствии могут их пересматривать.

Они устают от однообразия, а их работоспособность сильно зависит от настроения. Холерики подвержены частым перепадам настроения, в некоторых ситуациях могут проявлять вспыльчивость и раздражительность. Им недостает эмоциональной уравновешенности, которая могла бы выручить в трудных жизненных ситуациях.

Меланхолик

Источник: i.ytimg.com

Меланхолики обладают неустойчивым типом нервной системы. Им свойственно постоянно переживать различные события на протяжении длительного периода. Они остро и болезненно реагируют на внешние факторы, очень впечатлительны. Меланхолики обладают повышенной эмоциональной чувствительностью, ранимостью, высоким уровнем тревожности.

Им сложно удерживать свои переживания волевыми усилиями. Зацикливаясь на них, меланхолики могут абстрагироваться от внешнего мира, стать невнимательными, забывчивыми, задумчивыми и рассеянными. Внешне их переживания могут оставаться незамеченными, так как меланхоликам свойственна замкнутость и желание остаться наедине с собой.

Они вообще легко переносят одиночество и быстро устают от общения с незнакомыми людьми. Но с близкими людьми у них складываются глубокие и достаточно прочные отношения. В общении меланхолики проявляют особую тактичность и внимательность по отношению к собеседнику. Они очень наблюдательны — им свойственно обращать внимание на мелкие нюансы и детали. В работе проявляют исполнительность и тщательность.

Меланхолики болезненно относятся к критике и тяжело переживают неудачи. Для них очень важно одобрение со стороны и поддержка близких людей, иначе они могут потерять веру в себя. Меланхолики обладают богатым внутренним миром и воображением. Они очень ярко и красочно переживают внутри себя все происходящие вокруг события. 

Это вовсе не значит, что быть меланхоликом плохо. Благодаря своему особому складу темперамента, среди них много ученых, художников, поэтов, писателей. Эти талантливые люди нашли свое призвание в соответствии с индивидуальными свойствами характера. Вот почему так важно вовремя понять свой тип и направить деятельность в правильное русло.

Флегматик

Источник: i.ytimg.com

Самым устойчивым типом нервной системы обладают флегматики. С одной стороны — это низкий уровень психической активности, медлительность, а с другой — завидная уравновешенность, невозмутимость, устойчивость к стрессу. Флегматику присущи медленный темп движений и речи, долгое вхождение в процесс и медленный выход из него.

Он отличается рассудительностью, спокойствием, пониженной эмоциональностью, немногословностью. Флегматик редко выходит из себя, в общении сдержан и ровен, не нуждается в большом количестве контактов. Его чувства и настроения отличаются постоянством. Он вообще не любит перемен в любой жизненной сфере, с трудом к ним привыкает. Зато сформированные привычки и навыки являются устойчивыми.

Привычную деятельность он выполняет качественно и в среднем темпе. Перед принятием решения флегматику требуется все тщательно взвесить и обдумать, поэтому процесс может затянуться. Но зато потом он методично и упорно следует к поставленной цели. Его настойчивости можно позавидовать. Поэтому при медленной раскачке флегматик всегда доводит начатое дело до конца.

Для него важно работать в привычной и спокойной обстановке, он устает от суеты и любит порядок во всем. Одно и то же качество темперамента у разных флегматиков проявляется по-разному. Один может быть вдумчивым, старательным, размеренным, рассудительным. А другой — ленивым, вялым, безвольным, безучастным к окружающему, пассивным.

Как связаны профессии с темпераментом человека

Каждая профессия требует от человека определенных психофизических данных — склада ума, особенностей поведения и характера, скорости реагирования, склонностей, привычек. Где-то требуется умение быстро переключаться с одной задачи на другую или вообще работать в режиме многозадачности. В другом месте необходимо тщательное и кропотливое исполнение одних и тех же действий.

Один вид деятельности требует моментального принятия решений (например, работа авиационным диспетчером или водителем), а другой — тщательного обдумывания, анализа исходных данных и выбора оптимального варианта из всех возможных. Наиболее продуктивное выполнение рабочих обязанностей напрямую зависит от темперамента человека.

Многие незаслуженно недооценивают этот фактор, а зря — именно он награждает нас определенными характеристиками и склонностями, определяет предрасположенность к конкретным видам деятельности.

Скорректировать его сложно, а порой и невозможно. Логичнее будет использовать в работе сильные стороны своего темперамента. 

При неправильном выборе профессии, когда она противоречит врожденным особенностям человека, страдать будет и он сам, и качество выполняемой работы. Человек, который привык к постоянной смене впечатлений, к активности, не сможет скрупулезно выполнять однообразную, рутинную работу. А тот, кто привык погружаться в работу с головой, не сможет качественно выполнять обязанности, требующие постоянной смены деятельности.

Поэтому при выборе специальности очень важно понять, какому темпераменту наиболее соответствует психотип личности человека. И исходя из этого делать осознанный выбор. Лучше всего, если это произойдет еще до поступления в учебное заведение, чтобы годы, затраченные на обучение, не пропали даром.

Правила выбора будущей профессии

Для сангвиника 

Источник: billionnews.ru

Качества, на которые следует обратить внимание сангвинику при выборе рода деятельности:

  • умение налаживать контакты и располагать людей к себе;
  • организаторские способности;
  • лояльность к подчиненным;
  • быстрое переключение с одной задачи на другую;
  • отвращение к рутине и монотонности;
  • умение сосредоточиться;
  • смекалка и расчетливость;
  • высокая работоспособность;
  • склонность делать работу поверхностно;
  • хорошая адаптация.  

Благодаря своему легкому характеру и стабильной работоспособности, не зависящей от внешних обстоятельств, сангвиникам подходит большинство видов деятельности как умственного, так и физического направления. Им проще работать, когда задачи предельно ясны и не требуют проявления инициативы.

Основное условие качественной работы — отсутствие скуки. Работа у сангвиника должна вызывать интерес. Добиться этого можно в тех профессиях, где происходит смена деятельности в течение дня. В противном случае он может выполнять свои обязанности небрежно, не прилагая особых усилий.

Вот список профессий, которые могут ему подойти: директор, менеджер, организатор мероприятий, администратор, журналист, адвокат, психолог, педагог, экономист, инженер, технолог, работник отдела кадров, продавец, официант

Не подходят ему специальности, связанные с рутинным исполнением обязанностей: бухгалтер, диспетчер, архивариус, делопроизводитель, реставратор, ювелир, радиомонтажник, токарь.

Для холерика 

 

Источник: 1.bp.blogspot.com

Холерику при выборе будущей профессии надо учитывать такие особенности темперамента:

  • лидерские качества;
  • коммуникабельность;
  • повышенная концентрация внимания;
  • тяга к творчеству и новизне;
  • энергичность;
  • самостоятельное принятие решений;
  • устойчивость к стрессам;
  • отсутствие страха перед сложностями;
  • быстрая адаптация к изменяющимся условиям.

Для продуктивной работы холерику необходимо поддерживать постоянный интерес к ней. Это могут быть новые идеи, новые люди, смена поставленных задач, получение эмоциональной подпитки. Идеальной для холерика считается такая работа, где он берется за определенную задачу, самостоятельно ищет пути решения и реализует их, трудясь в том режиме, который ему наиболее удобен, проявляя гибкость и изобретательность.

Холерику проще работать с людьми, чем с техникой или документами. Из него получится хороший предприниматель, менеджер по продажам, страховой агент, дипломат, журналист, репортер. Он может быть гидом-экскурсоводом, ведущим различных шоу и передач, режиссером, артистом, работать в сфере рекламы и пиара. Холерик может работать хирургом, следователем, летчиком.

Совершенно неподходящими будут профессии, связанные с однообразными монотонными действиями, а также требующими досконального оттачивания какого-либо навыка или дотошного изучения всех мелочей. Ему не подходят скучные профессии с монотонными однообразными действиями — библиотекарь, бухгалтер, редактор, архивариус, работник конвейера.

Для меланхолика

Источник: 1.bp.blogspot.com

Свойства темперамента меланхолика, которые могут влиять на выбор рода занятий:

  • хорошая наблюдательность;
  • внимание к деталям и мелочам;
  • исполнительность и старательность;
  • частые перепады настроения;
  • плохая адаптация к смене коллектива и обстановки;
  • пониженная устойчивость к стрессам;
  • повышенная утомляемость и необходимость в отдыхе;
  • стремление избегать частого общения с людьми.

Самой подходящей деятельностью для меланхолика является та, которая не требует большого количества общения, но при этом может быть связана с творчеством, наблюдательностью, внимательностью к деталям. В основном это профессии, связанные с техникой, знаками, творческими образами.

Большинство поэтов было меланхоликами — через поэтические образы им удавалось выражать свои душевные переживания, которые намного ярче, чем у остальных типов темперамента. Среди меланхоликов достаточно и талантливых ученых, полностью посвятивших себя миру науки. Для меланхолика важно, чтобы работа оценивалась не по количеству, а по качеству, и давала возможность творческой и интеллектуальной реализации.

Он может работать в сфере искусств (композитор, художник, писатель), заниматься научными разработками, быть кинокритиком или литературным редактором, психоаналитиком. Меланхолик может оказаться неплохим педагогом, так как тонко разбирается в людях. Из него получится хороший бухгалтер, аудитор, программист, архитектор, а также агроном и ветеринар.

Не подходят им профессии, где надо постоянно общаться с людьми — журналиста, диспетчера, рекламного агента. Им противопоказана работа, создающая стрессовые ситуации, связанная с постоянными переменами или форс-мажорными обстоятельствами — хирурга, спасателя, летчика, водителя общественного транспорта или подъемного крана. Самая неподходящая профессия — работник колл-центра, на которого клиенты постоянно сливают негатив.

Для флегматика

Источник: billionnews.ru

Флегматику стоит выбирать специальности, которые не противоречат следующим качествам его темперамента:

  • склонность к хладнокровному анализу;
  • умение принимать взвешенные решения;
  • неторопливость и педантичность;
  • отсутствие спешки и суетливости;
  • постоянство во всем;
  • неприязнь к любым переменам;
  • внимание к мелочам и деталям;
  • упорство в достижении результата;
  • перфекционизм;
  • отсутствие инициативы;
  • повышенная устойчивость к стрессу.

Флегматик будет незаменим специалистом в тех областях деятельности, где требуется усидчивость и кропотливость, выполнение однообразных действий — везде, где необходимо поддерживать стабильность процессов. Ему подойдет также деятельность, связанная с проведением тщательного анализа и принятием обоснованных решений.

Для флегматика важно работать по четкому графику, выполняя действия по строгому алгоритму. Ему подходят профессии экономиста, бухгалтера, научного работника, лаборанта, инженера, врача, статистика, логиста, системного администратора, оператора базы данных, преподавателя технических дисциплин, ювелира, корректора, агронома.

Флегматику противопоказан вид деятельности связанный с импровизацией, с частой сменой задач, с быстрым принятием решений, с переключением на новых людей и изменившиеся обстоятельства. Поэтому ему не стоит работать секретарем, ведущим шоу, авиационным диспетчером, дирижером, страховым агентом, в профессиях сферы обслуживания. Ему следует также избегать работ, связанных с физической активностью и эмоциональными перегрузками.  

Преимущества выбора профессии по темпераменту

Каждый темперамент предполагает наличие идеально подходящих профессий и тех, которые ему противопоказаны. Темперамент в чистом виде встречается редко, чаще они комбинируются, но все же преобладает какой-то один, максимум — два. Главное в выборе профессии — это понять, каких основных качеств она требует.

И если эти качества не являются для человека естественными, природными, ему будет сложно постоянно вести себя несвойственным образом. Насилие над своими психофизическими особенностями может привести к нервному срыву и болезням. Дело, которым человек будет заниматься, должно приносить ему не только материальное, но и моральное удовлетворение.

Лучше всего, когда человек на работе имеет возможность оставаться самим собой. В этом случае может идти речь о самореализации, о профессиональном и личностном росте, о получении удовольствия от хорошо выполненной работы.

Недостаток этого метода выбора профессии в том, что он не учитывает ряд других важных факторов. Что делать в том случае, если профессия нравится, но из-за темперамента она не подходит? Можно ли развить в себе качества, которые не свойственны человеку от природы? Если есть сильное желание и четко поставленная цель, то можно развивать в себе недостающие внимательность, энергичность, быстроту реакций и другие качества.

Есть много тренингов, практик, упражнений, направленных на тренировку определенных навыков. Полностью переделать свой темперамент не получится, но частично скорректировать слабые стороны за счет систематической работы над собой вполне реально.

Кроме того, при выборе профессии необходимо учитывать конкретную специализацию и условия рабочего места. Например, холерику подходит профессия журналиста, но только в том случае, когда он имеет определенную свободу действий — сам выбирает темы для репортажей и статей. Если же его заставляют работать над темами, которые ему не нравятся, да еще в режиме постоянного дедлайна, то это ничем не лучше работы на конвейере, противопоказанной холерику.

Похожая ситуация может возникнуть в любой сфере деятельности. Если меланхолику не подходит должность рекламного агента, это не значит, что ему вообще нельзя работать в области рекламы. Он может оказаться прекрасным разработчиком пиар-компании, ведь его творческие способности и внимание к мелочам — отличное поле для вызревания креативных идей.

С этой же точки зрения меланхолику будет трудно вести групповые психологические тренинги, но в качестве психоаналитика он просто универсален — его наблюдательность тонкая душевная организация помогают понять проблемы клиента. 

Поэтому при выборе деятельности, профессии, специализации, места работы, следует учитывать множество факторов. Даже если на первый взгляд какая-то профессия не подходит вам по темпераменту, вы вполне можете найти себе место в этой сфере, которое не противоречит вашим индивидуальным особенностям и характеру. 

Примеры удачного выбора профессии (знаменитые люди)

Источник: sites. google.com

Французский император Наполеон Бонапарт был сангвиником. Как и все люди этого типа он обладал хорошо поставленной речью, необычайной подвижностью и живым мышлением, буквально горы мог свернуть на своем пути и увлечь за собой других.

Французский драматург Пьер Бомарше, автор популярной комедии «Безумный день или женитьба Фигаро», тоже был сангвиником. Его Фигаро словно списан с самого автора — настолько типичным представителем этого темперамента он является.

А ярким примером холерика является Петр Первый. Его несомненные лидерские качества, активность, целеустремленность трудно оспорить.

Холериком был и А.С. Пушкин — его пылкие чувства, свойственные этому темпераменту, нашли свое отражение в стихах. К сожалению, именно вспыльчивость и нежелание идти на компромисс отняли у человечества этого великого поэта. 

Среди поэтов, художников и композиторов было немало меланхоликов. Русский поэт М.Ю. Лермонтов — один из них. Ничего удивительного в том, что его стихи и проза настолько образны и впечатляющи, западают в душу, ведь через них он передавал свои эмоции впечатлительного и ранимого человека с тонкой душевной организацией.

Меланхоликом был и композитор П.И. Чайковский. Его биографы называют Чайковского лириком, музыкальным романтиком и драматургом-психологом. В своей музыке композитор углублялся в психологический анализ жизненных противоречий и сложностей — свойство, присущее истинному меланхолику.

Знаменитым флегматиком был Исаак Ньютон. Его вдумчивость и склонность к анализу всех событий, помогли открыть закон всемирного тяготения и написать массу фундаментальных трудов в области физики, математики, астрономии. 

Известный баснописец И.А. Крылов тоже был флегматиком. Кто, кроме представителя этого темперамента смог бы не только сочинять собственные произведения, но и упорно трудиться над адаптированным переводом с французского басен Лафонтена? Результатом его кропотливости стали девять прижизненных сборников басен.  

Желаем каждому найти профессию, подходящую по темпераменту и другим признакам. А студентам, уже выбравшим специальность, рекомендуем обращаться за помощью в учебе к специалистам сервиса Феникс.Хелп.

Что такое темперамент? | Колледж образования и гуманитарных наук

По словам экспертов по темпераменту 1  «родители часто не верят в темперамент до тех пор, пока не родится их второй ребенок». С другой стороны, учителя, в силу того, что они общаются с таким количеством детей, с готовностью признают широкий спектр различий в темпераменте детей в их классах. Действительно, дети различаются по тому, как они подходят к обучению, следуют указаниям, интересуются и посещают занятия в классе, взаимодействуют со сверстниками и взаимодействуют с учителями. Эти различия часто коренятся в темпераменте, определяемом как биологически обоснованные индивидуальные различия в мышлении, чувствах и поведении в окружающей среде. Есть несколько черт темперамента; некоторые из них особенно важны для детского опыта в классе: застенчивость, активность, настойчивость, внимание и гнев. Хотя поведение детей меняется по мере развития (например, застенчивый малыш может прятаться за ноги матери, а застенчивый подросток, скорее всего, будет говорить тихо при встрече с новым человеком), темпераментные черты остаются пронизанными во всем. Таким образом, застенчивый малыш вряд ли вырастет, чтобы стать душой компании или жаждать быть в центре внимания, а настойчивый дошкольник, вероятно, займет твердую позицию, и на него будет трудно повлиять (хорошо или иначе), как на старшеклассника. Действительно, темперамент обеспечивает основу для более поздней личности, которая распространяется на ценности, мораль, убеждения и социальное познание.

Когда мы рассматриваем темперамент детей по мере его развития в классе (или дома), важно помнить, что не существует «хорошего» или «плохого» темперамента; скорее это то, как темперамент ребенка соответствует окружающей среде, что приводит к положительным или отрицательным результатам. Некоторые черты темперамента, такие как внимание, помогают детям быстро учиться; некоторые качества, например активность, могут нарушать способность ребенка усидеть на месте в классе; другие, такие как застенчивость и гнев, немного затрудняют социальное взаимодействие. Однако во всех этих случаях есть методы, которые учителя и родители могут использовать, чтобы лучше соответствовать темпераменту ребенка. Это требует чуткости и отзывчивости, но также требует осознания со стороны учителей и родителей, чтобы распознать естественные склонности ребенка и определить путь к успеху. Например, ребенку с высокой потребностью в активности могут быть полезны возможности передвигаться по классу, например, помощь в раздаче материалов. Или родители могли бы дать ребенку время для физических упражнений до или после школы, чтобы компенсировать малоподвижный характер большинства классных комнат. Застенчивый ребенок может огорчаться перед перспективой выступить с устным докладом или принять участие в школьном собрании. Настроенный учитель может поддерживать этот процесс, предоставляя множество возможностей для практики в небольшой группе или со сверстниками.

Родители могут выступать за своих детей перед школой и учителями. Поскольку родители знают темперамент своих детей лучше, чем кто-либо другой, именно их понимание может иметь решающее значение, когда администраторы принимают решения относительно классных заданий, а учителя имеют дело с поведением детей в классе. Осведомленность учителя является ключом к успешному установлению оптимального соответствия между темпераментом ребенка и его или ее классной средой.

1 Сансон А., Патнэм С. и Ротбарт М. К. (2002). Темперамент ребенка и воспитание. В Справочник по воспитанию детей, Vol. 1: Дети и воспитание.  Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. 255-277.

Уровень активностиThe Center for Parenting Education

У вас есть дети, которые никогда не сидят на месте и постоянно в движении, даже когда делают уроки, обедают и смотрят телевизор? Или ваши дети предпочитают более спокойный образ жизни, например, чтение вместо езды на велосипеде и прогулка по парку вместо бега по полям?

Каждый человек рождается в этом мире со своим уникальным темпераментом. Уровень активности или энергии, который обычно проявляет человек, является одной из десяти черт темперамента, которыми мы все обладаем , и является фактором, помогающим сделать каждого человека уникальной личностью.

Ваш темперамент является врожденным и определяет, как вы реагируете на окружающий мир. Хотя эти черты остаются неизменными на протяжении всей жизни человека, существуют определенные навыки и методы, которые вы можете использовать, чтобы помочь себе и своим детям справиться с этими чертами, которые могут быть более сложными.

 

Уровень активности относится к количеству физических движений ваших детей во время занятий.

Некоторые дети рождаются с большой энергией.

  • На самом деле, часто внутриутробно они демонстрируют высокую активность, много пинаются и двигаются.

  • В кроватке они извиваются и передвигаются так, что никогда не оказываются на том же месте, куда их положили родители.

  • Когда они начинают ползать, они повсюду.

  • Подрастая, эти дети много бегают, прыгают и лазают.

  • Даже сидеть за обеденным столом может быть проблемой для очень активных детей. Кажется, им нужно ерзать и извиваться, чтобы выплеснуть свою энергию.

И наоборот, другие дети, кажется, входят в мир в гораздо более спокойном состоянии. Их выход энергии намного ниже, и когда им предоставляется выбор занятий, они часто предпочитают менее активные и более спокойные.

 

Определить активность ваших детей несложно. Скорее всего, если у вас есть дети, которые очень активны, вы уже хорошо это знаете. Если вы не уверены, попробуйте отследить их энергию по шкале от одного до пяти, в отношении следующих вопросов:

  • Ваши дети все время двигаются?

  • Им трудно сидеть за обеденным столом или терпеливо ждать чего-то?

  • Ваши дети с трудом сидят во время длительных автомобильных поездок?

  • Во сне ваши дети двигаются по всей кровати, запутываясь в одеялах?

  • Ваши дети увлекаются видами спорта, требующими много движения, такими как футбол и езда на велосипеде?

  • Во время повседневной жизни, такой как чистка зубов и одевание, ваши дети двигаются повсюду, а не стоят на одном месте?

Нет Да

1 2 3 4 5

Тихи детей, которых можно отнести к категории «очень активных», по темпераменту.

Это означает, что вашим детям нужно двигаться, ерзать и покачиваться. Они также имеют тенденцию становиться очень возбудимыми, когда делают что-то.

Высокая активность не всегда плоха или хороша. В зависимости от детского окружения и вашего темперамента активные дети могут либо хорошо вписаться, либо столкнуться с некоторыми проблемами.

Часто дети с высоким уровнем активности преуспевают в легкой атлетике. Став взрослыми, они часто преуспевают в конкурентной карьере и на работах, которые требуют движения, а не тех, которые связаны с сидячей деятельностью.

Активным детям нужен выход для их энергии. Для того, чтобы настроить их на успех, вы можете:

  • Оставьте время и пространство для движения в повседневной жизни ваших детей. Например, при выборе работы по дому помогите детям выбрать те, которые связаны с крупной моторикой, например уборка пылесосом, выгуливание собаки или уборка двора.

  • во время прогулки, если есть возможность подняться по лестнице вместо лифта, сделайте это.

  • идти до места назначения, когда это возможно, а не на машине.

  • Если вам приходится водить машину, припаркуйте машину подальше от входа, чтобы перед входом в магазин можно было много двигаться.

  • Помогите своим детям определить, когда излишняя энергичность неуместна, и научите их приемам успокоения.

Дети с низкой активностью

Напротив, если большинство ваших ответов «нет» и находятся в левой части шкалы, ваши дети по темпераменту менее активны.

Эти дети двигаются медленнее, предпочитают больше сидеть и часто выбирают занятия, не требующие больших физических усилий.

Менее активным детям также требуется больше времени для выполнения заданий. Эту информацию полезно знать при распределении обязанностей или задач по дому или при планировании прогулок. Однако вам может потребоваться вмешаться, чтобы установить ограничения или дать рекомендации о том, когда что-то должно быть завершено.

 

  • Поймите, что уровень активности является частью врожденного темперамента ваших детей.

  • Используйте положительные слова, чтобы описать поведение вашего ребенка.
    Избегайте негативных оценок уровней активности ваших детей как «гипер», «диких» или «ленивых». Более позитивным рефреймингом было бы думать о них как об энергичных или спокойных.

  • Признавайте темперамент ваших детей.
    Помогите им понять свой темперамент.

  • Обучение детей навыкам самопомощи.
    Например, вы можете научить их, как успокоиться, когда их уровень активности высок, или как начать действовать, если их энергия слишком низка.

  • Обучать успокаивающим приемам.
    Некоторые очень активные дети могут успокоиться, сделав глубокий вдох или сосчитав до 10. Другим может потребоваться отдушина, например, прыжки в воду, чтобы израсходовать свою энергию.

  • Использовать раннее вмешательство.
    У детей с высокой активностью, склонных к чрезмерному буйству, прекратите такое поведение, как только заметите, что оно начинается. Обратите внимание на поведение, успокойтесь сами, дайте ребенку сигнал, что ему нужно успокоиться, а затем вмешайтесь, если это необходимо.

  • Признайте, что часть этой высокой активности находится вне контроля вашего ребенка.
    Это может быть связано с плохими импульсами, не заслуживающими наказания. Вместо этого научите ребенка навыкам, которые помогут ему успокоиться. У вас может быть период охлаждения, когда вы настаиваете на более спокойной деятельности.

  • Дети с низким уровнем энергии нуждаются в поощрении, чтобы заставить себя двигаться.
    Это может включать в себя прыжки с места или другую физическую активность. Может помочь, если вы сделаете из этого игру и сделаете это вместе с ними.

  • Перенаправьте ребенка на другие занятия.
    Активному ребенку потребуются занятия, которые его успокоят, а малоэнергичному ребенку потребуются занятия, которые наполнят его энергией и, таким образом, повысят уровень активности.

  • При необходимости установить ограничения на поведение детей.

  • Хвалите своих детей.
    Всем нравится, когда их узнают, поэтому не забывайте отмечать их, когда они завершают работу и добиваются успеха.

  • Учитесь работать вместе.
    Поймите, насколько ваш темперамент соответствует или не соответствует темпераменту ваших детей, и разработайте стратегии, чтобы помогать друг другу.

  • Отправляйте сообщения, которые помогут вашим детям оценить свою уникальность и помогут им почувствовать себя счастливыми.

  • «Тебе нравится учиться, используя свое тело».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *