Принцип активности в психологии это: 49. Принцип активности в психологии.

49. Принцип активности в психологии.

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях.

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека.

В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно то есть в нужный момент времени.

Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности.

1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности.

2) Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования.

3) Активность, как высшую форму развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.

(Субъективность и есть активность)

Принцип системности означает рассмотрение любого предмета научного анализа с определенных позиций: выделение составляющих систему элементов и структурно – функциональных связей.

Принцип системности – методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующие явление как систему.

Изоморфизм – наличие однозначного или частичного соответствия структуры одной системе структуры другой.

Холизм – первичное невыводимое начало, которое вне сохранения целостности теряет свою сущность (целостность). (Душа организм личность сознание)

Элементаризм (атомизм) – принцип, предлагающий соединение в целом элементов, сущности которых не изменяются целым.

Концепция системности (системного подхода) Б.Ф Ломова (декан ЛГУ) в которой разрабатывается системная методология как средство решения теоретических задач психологии, и интегратора разнородного психологического знания.

Пути реализации системного подхода:

  1. рассмотрение явления в нескольких планах (аспектах) : микро и макро.

  2. рассмотрение психических явлений как многомерных.

  3. многоуровневость и иерархичность.

  4. множественность отношений – множественность разнопорядочность свойств.

  5. системный подход связан с изменением в понимании принципа детерминизма.

В.С. Мерлин: системный подход — средство изучения интеграции.

В.А.Ганзен: системный подход — переработчик специальных шагов, осуществляющихся с целью получения целостности описания психических явлений.

В.Д.Шадриков: главное место занимает идея системогенеза деятельности.

Положения системного подхода:

  1. системность деятельности. Динамика деятельности – подвижность отдельных составляющих деятельности.

  2. единство сознания и деятельности: взаимообусловленность развития; регулированное воздействие на сознание.

  3. социальная природа деятельности (совм. практическая деятельность – исходная форма)

Механизм развития психики – интериоризация, переход внешней деятельности во внутреннюю.

Признаки деятельности:

Принцип активности.

Леонтьев, Бернштейн. Этот принцип выражается в понимании психического отражения как активного процесса. В частности речь идет о том, что психическое отражение непосредственно зависит от целей, установок, потребностей, эмоций, прошлого опыта человека, которые и определяют избирательность этого отражения. Кроме того, одной из важнейших особенностей проявления активности психического отражения является возможность предвосхищения будущих событий, возможных результатов действий, построение гипотез и т.д. Некоторые психологические теории строятся на противоположном принципе реактивности, согласно которому, человек представляет собой особого рода «машину», которая пассивно откликается на воздействия внешней среды. Такой подход используется в бихевиоризме, в ассоциативной психологии и некоторых течениях когнитивной психологии.

Принцип активности – принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира.

Человек, как субъект деятельности, может по-разному к ней относиться – он может быть ее простым исполнителем, а может быть ее зачинателем, инициатором, активным участником. Обычно различают активность ситуативную, произвольную, надситуативную (превышающую требования ситуации), поисковую. Она может быть устойчивой, эпизодической, кратковременной и т.

д.

Применительно к психологии понятие активности используется двояко с выделением специфического и неспецифического значения. Неспецифическое (по отношению к собственному психологическому уровню анализа), более широкое толкование этого понятия связано с обозначением любого проявления психики как активности и имеет своим основанием поиск и осмысление тех характеристик психического, которые выходят за пределы адаптивной, приспособительной деятельности индивида.

Специфическое значение понятие активности в психологии связано с характеристикой особого качества психических явлений. В этом своем значении активность не является абсолютной и исходной характеристикой психического, а приобретает свой реальный смысл лишь в сопоставлении со своей противоположностью – пассивностью.

В соответствии с этими двумя значениями понятие активности в системе современного психологического знания имеет не только общепсихологический статус, но и выступает в качестве принципа исследования. Методологическое значение понятия активности применительно к психологическим исследованиям раскрывается, прежде всего, в принципе активности субъекта деятельности.

В этом принципе учитывается не просто наличие у индивида определенного отношения (мотивации) к задачам, которые перед ним встают, но и такого отношения, которое исходно требует от него осмысления, преобразования действительности, поиска собственных решений в соответствии с конкретными условиями и обстоятельствами жизнедеятельности, личной инициативы, «выхода» за пределы заданного, постановки и решения новых творческих задач.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Принцип активности.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Принцип активности.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Принцип активности.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Что такое теория деятельности | ИГИ Глобал

1.

Теория социокультурной, опосредованной человеческой деятельности , возникшая в конце 1800-х годов, в настоящее время представляет собой многогранную традицию с несколькими субтрадициями. Узнайте больше в: Исследование деятельностного подхода к разработке информационных систем

2.

Теория социокультурной, опосредованной человеческой деятельности , возникшая в конце 1800-х годов, в настоящее время представляет собой многогранную традицию с несколькими субтрадициями. Узнайте больше в: Исследование деятельностного подхода к разработке информационных систем

3.

Теория деятельности обеспечивает концептуальную основу для понимания взаимосвязей между действиями, действиями и артефактами, мотивами и целями действующих лиц, а также аспектами социальных, организационных и общественных контекстов, в рамках которых осуществляется эта деятельность. Узнайте больше в: Взгляды иранских преподавателей EFL на интеграцию ИКТ в их педагогическую практику

4.

Теоретический подход, который анализирует, как использование субъектом инструментов для достижения цели сильно зависит от правил и разделения труда в сообществе субъекта и зависит от них. Узнайте больше в: Введение Форумы доски обсуждений в онлайн-курсах письма необходимы: нет, правда, они необходимы

5.

Подход, предполагающий, что деятельность человека направлена ​​на достижение определенных результатов с помощью артефактов и других ресурсов. Узнайте больше в: Теории, используемые в исследованиях информационной безопасности: обзор и повестка дня

6.

Теоретическая основа, вдохновленная российской школой социально-исторической психологии, которая фокусируется на культурном и техническом опосредовании человеческой деятельности . Узнайте больше в: Устойчивость электронного сотрудничества

7.

Концептуально-методологический аппарат познания человека и функции опосредования изучения социальной действительности в сфере деятельности через социокультурные исследования. Узнайте больше в: Адаптивный веб-дизайн для мобильного обучения (M-Learning)

8.

Социокультурная теория , инициированная Выготским и его коллегами, основана на идее о том, что человек Деятельность расположена в социальном контексте и опосредована психологическими и физическими инструментами, такими как язык, танцы, книги или компьютеры. Узнайте больше в: Практический пример — «Ты меня видишь?»: Написание для ясности в жизненном цикле разработки программного обеспечения

9.

Теория деятельности , основанная на работах 1920-х годов Льва Выготского и его ученика Леонтьева (которого часто называют основоположником теории деятельности ), выдвигает на передний план то, что человек активность , в отличие от животного активность , исследованная Павловым, представляет собой нечто большее, чем просто стимул и ответ. Скорее, человеческая деятельность является целенаправленной, состоит из действий и предполагает использование инструментов, которые опосредуют деятельность (и наоборот). Деятельность , как она понимается в теории деятельности , является сознательным действием. Узнайте больше в: Контекст и участие: разработка учебного плана на уровне программы в высшем образовании

10.

Система, которая связывает контекстуальные факторы, такие как отдельные лица, группы, рабочие параметры, правила и инструменты. Узнайте больше в: Модель учебного проекта, основанная на сценариях

11.

Концептуальная и методологическая основа для изучения отдельных субъектов и социальной реальности, в которой они находятся, посредством социокультурных исследований посреднической деятельности. Узнайте больше в: Аудитория, пользователь, продюсер: МООК как система деятельности

12.

Социально-техническая теория , касающаяся развития деятельности человека и его сознания. Узнайте больше в: Развертывание архитектуры предприятия с точки зрения теории деятельности

13.

Описательная основа для изучения контекстуальных аспектов различных практик, связывающая индивидуальные и социальные аспекты этой практики. Узнайте больше в: Теория деятельности и разработка инструментов педагогического планирования

14.

Теория деятельности представляет собой основу для изучения различных форм человеческой практики как процессов развития, взаимосвязанных как на индивидуальном, так и на социальном уровнях. Узнайте больше в: Онлайн-сети человеческой деятельности (OnHAN): анализ, основанный на теории деятельности

15.

Концептуальная и методологическая основа для изучения отдельных субъектов и социальной реальности, в которой они находятся, посредством социокультурных исследований посреднической деятельности. Узнайте больше в: Обучение будущей рабочей силы: преодоление разрыва между потребностями учащихся и необходимыми навыками

16.

Структура, описывающая систему целенаправленных действий человека, учитывающих окружающую среду. Узнайте больше в: Предварительная подготовка учителей к интеграции вычислительного мышления

17.

Это психологическая основа, уходящая своими корнями в культурно-историческую психологию Выготского. Его цель — объяснить умственные способности отдельного человека. Однако он отвергает изолированное человеческое существо как адекватную единицу анализа, сосредотачиваясь вместо этого на культурном и техническом посредничестве человека. 0005 деятельность . Узнайте больше в: Дизайн для мобильного обучения в музеях

18.

Критическая линза, используемая для описания индивидуальных и социальных условий, которые влияют на результат, опосредованный объектом. Узнайте больше в: Fusion+SNA: Стратегическая модель технологических инноваций как функции коммуникационных сетей – пример школы K-12

19.

Разделение труда между сообществом и субъектами, участвующими в работе. Узнайте больше в: Создание учителей-лидеров посредством ранней поддержки учителей

20.

Теория , которая постулирует отношения между субъектом (человеком) и объектом с помощью опосредованных средств. Узнайте больше в: Игры в образовании взрослых

21.

Это фокусируется на взаимодействии человеческой деятельности и человеческого разума в соответствующем контексте окружающей среды. В теории деятельности деятельность не отделяется от контекста (Jonassen & Rohrer-Murphy, 19). 99). Узнайте больше в: Создание поддерживающей мультимедийной среды обучения

22.

Социально-техническая теория , касающаяся развития деятельности человека и его сознания. Узнайте больше в: Развертывание архитектуры предприятия с точки зрения теории деятельности

23.

Описательная метатеория или структура. Он рассматривает всю работу или действий и мотив деятельности в АТ создается через напряжения и противоречия внутри элементов системы. Узнайте больше в: Предпринимательские потребности в коворкинг-центрах за пределами города: предварительное исследование всплывающего коворкинг-хаба

24.

Теория деятельности была предложена Алексеем Леонтьевым, учеником и коллегой Льва. С Выготский. В этой теории человеческой деятельности используется как единица анализа. В основном он представляет собой социокультурную и социально-историческую основу для понимания сложных человеческих систем. Его целью является анализ людей и их социальных систем в их естественной среде обитания посредством изучения их деятельности (Каптелинин и Нарди, 2006). Человеческая деятельность здесь понимается как треугольное отношение между субъектом, объектом его деятельности и опосредующими средствами, физическими или психологическими, используемыми для осуществления деятельности.0005 деятельность . Эта точка зрения дает совершенно иной взгляд на использование технологии в процессе обучения, потому что здесь технология не концептуализируется как простой необязательный объект, а скорее связывает субъекта с его конечной целью. Узнайте больше в: Методология трех контекстов: стратегии воплощения реальности в классе

25.

Теория деятельности направлена ​​на понимание умственных способностей отдельного человека. Однако он отвергает изолированное человеческое существо как адекватную единицу анализа, сосредотачиваясь вместо этого на культурном и техническом посредничестве человека. 0005 деятельность . Узнайте больше в: Активное обучение онлайн

26.

Психологическая метатеория , инициированная группой революционных русских психологов в 1920-х и 1930-х годах, главным образом Л.С. Выготский и его коллеги А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев. Основные принципы Теории Деятельности включают объектно-ориентированность, двойственные концепции интернализации/экстернализации, инструментальное посредничество, иерархическую структуру деятельности и непрерывное развитие. Узнайте больше в: Интерсубъективное смыслообразование в диадах с использованием картирования понятий объектного типа

27.

Группа теорий, созданная Львом Выготским, Алексеем Леонтьевым и Сергеем Рубинштейном как способ понять поведение человека применительно к системам трудовой деятельности. Узнайте больше в: Система продуктов для полноценной работы, реабилитации и социального благополучия в исправительных учреждениях

28.

Метамодель или структура, используемая для описания, теоретизирования и исследования организованной человеческой деятельности, возникшая в советской культурно-исторической психологии 1920-х гг. Узнайте больше в: Динамическая и контекстно-зависимая адаптация процесса

29.

Психологическая теория для понимания человеческой деятельности в социально-культурном контексте. Теория первоначально разработана Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым и берет свое начало в советской психологии. Узнайте больше в: WebCom: модель для понимания коммуникации на веб-сайте

30.

Психологическая теория для понимания человеческой деятельности в социально-культурном контексте. Теория первоначально разработана Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым и берет свое начало в советской психологии. Узнайте больше в: WebCom: модель для понимания коммуникации на веб-сайте

31.

Социокультурно-историческая аналитическая основа, основанная на идеях Леонтьева, Энгестрема и других. Структура состоит из шести элементов: субъект, объект, артефакт, практика, сообщество и роли. Узнайте больше в: Разработка вычислительной модели обучения

32.

Структура или метатеория , которая помогает понять, почему и как индивидуум(ы) делает (делают) то, что в культурно-историческом контексте, в который они погружены. Узнайте больше в: Удобство использования стандартных рабочих визуализаций в производстве

Найдите больше терминов и определений, используя наш поиск по словарю.

Теория культурно-исторической деятельности

Ключевые моменты

  • Теория культурно-исторической деятельности утверждает, что человеческая деятельность может быть описана и проанализирована с учетом динамики мотивации, социальных структур и правил, а также средств осуществления деятельности.
  • Теория деятельности в своей первоначальной форме имеет три ключевых принципа: субъект или лицо, осуществляющее деятельность; объект или цель; и артефакты или инструменты, используемые для достижения цели. Позже теоретики добавили в эту модель множество новых факторов.
  • Теория деятельности была разработана в 1920-х годах главным образом как способ описания развития ребенка, но до 1970-х годов оставалась ограниченной рамками Советского Союза, после чего она распространилась на такие разные области, как образование и взаимодействие человека с компьютером.

В этой статье

Обзор

Теория деятельности, также известная как культурно-историческая теория деятельности, утверждает, что любая человеческая деятельность может быть описана и проанализирована и что все виды деятельности имеют структуру, происходят при определенных условиях и могут поддерживаться определенными инструменты, инструменты или артефакты и выполняются для достижения цели.

В теории деятельности человеческая деятельность является единицей анализа (Kaptelinin and Nardi, 2006), а намеренное использование людьми инструментов или артефактов для выполнения задач находится в центре внимания. Теория деятельности связана с пониманием взаимосвязи между сознанием и активность (Нарди, 1996).

Это означает, что сознание и деятельность не независимы друг от друга, а взаимозависимы. Деятельность имеет намерение, а сознание — это осуществление деятельности в социальном контексте (McAvinia, 2016).

По словам Нарди (1996), «вы — это то, что вы делаете». Артефакты — это инструменты, которые люди используют для выполнения задач, и они могут улучшить культурно-специфические инструменты, такие как язык.

Поскольку люди — это то, что они делают, а инструменты опосредуют то, что люди делают, согласно теории деятельности, такие артефакты, как компьютеры, являются «важнейшими посредниками человеческого опыта» (McAvinia, 2016).

Целью теории деятельности является описание отношений между индивидуумом, инструментами или артефактами, другими индивидуумами и условиями, при которых целенаправленная деятельность может быть предпринята для достижения намеченного или желаемого результата.

Теория деятельности возникла в марксистской философии (Wertsch, 1981), а также в работах советских психологов в 1920-х и 1930-х годах. Создатели теории, такие как Алексей Леонтьев и Лев Выготский, считали бихевиоризм и психоанализ неадекватными подходами к психологии и опирались на марксистскую критику социальной теории.

Лурия и Леонтьев предложили концепцию артефактно-опосредованного и объектно-ориентированного действия (CRADLE, 2011), отвергнув бихевиористскую идею о том, что действия являются реакцией на стимул (McAvinia, 2016).

По мнению Выготского, обучение носит социальный характер, и младенцы учатся понимать мир, взаимодействуя с ним и создавая артефакты.

Основываясь на уравнении действия и сознания, Выготский (1978) предположил, что использование, конструирование и артефакты являются частью человеческого развития и что посредством деятельности можно развивать разум.

Основные принципы

Теория деятельности утверждает, что сознание, контекст и деятельность — это одно и то же. Вместо контекста деятельности сама деятельность является контекстом, и участники действуют сознательно.

В приложении это означало бы, что, например, теоретик деятельности сказал бы, что кто-то не может разработать компьютерное приложение с фиксированным представлением о пользователе, поскольку намерения и сознание проектировщика будут влиять на систему.

Для теоретиков деятельности разум является продуктом конкретных действий и их отношений между субъектом и объектом (McAvinia, 2016).

Интернализация и экстернализация

В теории деятельности человеческий разум не отделен, не объективен и не удален от деятельности. Вместо этого субъекты или люди договариваются о том, как они будут действовать и какие действия они будут выполнять.

Поскольку люди приходят к пониманию мира через свою деятельность, как считает Выготский, люди усваивают это понимание. Позже человек может экстернализировать это понимание, чтобы выполнять новую деятельность.

Когда люди используют артефакты-посредники, они начинают понимать, как эти артефакты-посредники работают в действии. В свою очередь, человек может создавать новые артефакты (онлайн-обучение и его применение).

Энгестром и Миеттинен описывают интернализацию как связанную с воспроизводством культуры, а экстернализация как создание новых артефактов, делающих возможной трансформацию культуры.

Таким образом, по мнению Энгестрома и Миеттинена, эти процессы неразделимы (1999).

Деятельность является объектно-ориентированной и ведет к результату

Согласно теории деятельности, у людей есть намерения, которые осознанно рассматриваются посредством познания. Действия отличаются от других действий, потому что у них есть объект (Issroff and Scanlon, 2002).

Этот объект мотивирует деятельность, а деятельность направлена ​​на превращение объекта в результат. Короче говоря, когда люди проектируют, изучают или продают, они не только что-то проектируют, изучают или продают, но их «мечты, эмоции и чувства также направлены на что-то в мире» (Каптелинин и Нарди, 2006).

Это превращение объекта в результат, по Давыдову (1999), есть внутреннее изменение, «выявляющее его сущность и изменяющее его». По Давыдову, есть два типа трансформации. При первом, формальном преобразовании, люди преобразуют вещи, классифицируя их по категориям.

Например, люди могут отнести помидор к категории овощей, и хотя сам помидор физически не изменится, изменится его организация и классификация.

При второй форме трансформации, диалектической, «люди находят ресурсы и создают условия» (Давыдов, 1999). Например, фермер может найти и посадить семена для производства продуктов питания.

В этом случае семена физически изменяются в другом объекте по мере роста. Короче говоря, преобразования могут быть как когнитивными, так и физическими (McAvinia, 2016).

Действия опосредованы и существуют артефакты опосредования

Энгестром (1987) считает фундаментальным изменением от людей к животным способность людей изготавливать инструменты и использовать их с намерением. Это ознаменовало, по мнению Энгестрома, начало социального порядка и разделения труда у людей.

Использование инструментов позволяет людям реализовать свои намерения, но использование инструментов также влияет на них (McAvinia, 2016).

Например, как обсуждает Коул (1999), артефакты эволюционируют, чтобы включать модификации людей, которые использовали их на протяжении всей истории. Артефакты
также могут ограничивать действия людей, поскольку инструменты могут ограничивать взаимодействие субъекта с объектом.

Например, кто-то с губкой и ведром вынужден приближаться к цели «убрать дом», чем кто-то с мойкой высокого давления (McAvinia, 2016).

Деятельность имеет правила и разделение труда

Правила сообщества, а также разделение труда также влияют на деятельность. Однако это не ограничивающая структура теории деятельности, поскольку все узлы в системе деятельности связаны и, таким образом, могут влиять друг на друга (McAvinia, 2016).

Правила

Деятельность человека регулируется сообществом, членом которого он является, а также правилами этого сообщества. Правила могут быть как озвученными, так и негласными.

Например, в то время как правила, связанные с работой врачом, записаны в клятве Гиппократа, правила приемлемого поведения на званом обеде могут быть неявными (McAvinia, 2016).

Разделение труда

Деятельность также может быть опосредована разделением труда в сообществе.

Это разделение труда может различаться в зависимости от контекста: в то время как разделение труда на рабочем месте будет соответствовать ролям отдельных лиц, в классе может наблюдаться разделение труда между всеми (McAvinia, 2016).

Операции и действия Вклад в действия

Система действий имеет три уровня: действие, действие и операция.

Деятельность – это более крупная система, в которой целью человека является преобразование объекта в результат; действие целенаправленно и способствует общей деятельности; а операция — это автоматический процесс, вносящий вклад в действия, связанные с деятельностью.

Изменение условий на любом из этих уровней может прервать работу или привести к сбою в системе. Действия также могут стать действиями, если они теряют свою конкретную мотивацию, объект.

Согласно Kuuttii (1996), хотя действия предпринимаются сознательно и имеют цели, их цели не совпадают с объектом деятельности. Одно и то же действие может способствовать разным видам деятельности (McAvinia, 2016).

Противоречия в системах деятельности

Противоречие — это термин, используемый в теории деятельности для описания несоответствий внутри элементов, между ними, между различными видами деятельности или между различными фазами развития одной деятельности (Kuuttii, 19). 96).

Согласно Энгестрому (1987), существует четыре типа противоречий:

  1. Первичные противоречия: противоречия, возникающие, когда субъект имеет более одной системы ценностей; например, врач, который одновременно хочет лечить пациентов и должен вести свою практику как бизнес (McAvinia, 2016).
  2. Вторичные противоречия: противоречия, возникающие, когда в деятельность вносится что-то новое и адаптация к этому изменению вызывает конфликт.
  3. Третичные противоречия: когда принятие нового метода для достижения Объекта вызывает проблемы с другими частями деятельности.
  4. Четвертичные противоречия: изменения в деятельности, приводящие к конфликтам с другими видами деятельности.

Действия постоянно меняются

Наконец, теоретики деятельности склонны подчеркивать, что, хотя исследователи могут пытаться моделировать действия для их анализа, это не обязательно означает, что действия фиксированы и неизменны.

По мере развития деятельности некоторые старые аспекты деятельности могут остаться. Таким образом, знание истории деятельности может быть важно для ее понимания. Теория деятельности — это «линза» для понимания деятельности в разное время (Russell, 2002).

Например, у студентов университета могут быть разные цели в разное время; в одном случае они могут работать только над получением хороших результатов на экзаменах, чтобы поступить в университет, в то время как в других случаях они могут пытаться добиться мастерства и понимания (McAvinia, 2016).

Теория деятельности первого поколения

Теория деятельности, сформулированная Выготским, имеет три ключевых принципа, которые можно смоделировать в виде трех узлов: человеческие субъекты используют инструменты для достижения цели.

Объект является мотивом деятельности, а деятельность опосредована одним или несколькими артефактами, которые также можно назвать инструментами, инструментами или технологиями.

Процесс работы субъекта над объектом с использованием артефакта создает результат. Этот результат может быть таким же или отличным от объекта и даже непреднамеренным или нежелательным.

Теория деятельности второго поколения

Леонтьев расширил модель теории деятельности Выготского, приняв во внимание социально опосредованный характер деятельности и роли других индивидов в деятельности.

Леонтьев предположил, что деятельность зависит и от разделения труда между людьми. В то время как Выготский определял деятельность как предметно-ориентированное действие, опосредованное культурными орудиями и знаками (Engestrom, Miettinen, 1999; McAvinia, 2016), Леонтьев расширил это определение, чтобы рассмотреть, как эта деятельность связана с ролью индивида в группе. Таким образом, леонтьевская итерация теории деятельности имела несколько различных узлов: индивидуум, опосредующий артефакт, объект, общность, правила и разделение труда.

Кроме того, Леонтьев учитывал автоматические или бессознательные аспекты деятельности, теоретизируя, что деятельность состоит из действий и операций.

Это означает, что теория деятельности Леонтьева состоит из деятельности, движимой предметным мотивом, действий целенаправленных, способствующих деятельности в целом, и, наконец, операций, автоматических и определяемых условиями, при которых деятельность ведется (McAvinia, 2016).

Хотя теория деятельности Леонтьева была первоначально разработана в 1920-х годах, большая часть работ советской школы теории деятельности была неизвестна за пределами Советского Союза до тех пор, пока не была переведена и популяризирована в 1970-х годах.

Энгестром и Миеттинен (1999), которые проследили развитие теории деятельности после Второй мировой войны, говорят, что она использовалась в детской психологии и исследованиях овладения языком, а также при изучении обучения.

Однако с 1980-х годов теория деятельности стала оказывать влияние на такие не связанные между собой сферы, как образование, взаимодействие человека и компьютера и обсуждение ситуативного обучения (McAvinia, 2016).

Теория деятельности третьего поколения

В 1980-х годах Юрьо Энгестром представил графическое изображение теории деятельности. В то время Энгестром и его коллеги провели обширные исследования по теории деятельности в Хельсинкском университете.

Визуальное представление Энгестром теории деятельности включает в себя раннюю модель Выготского с расширениями, сделанными Леонтьевым.
В этой модели человек, субъект, преследует объект, используя артефакты-посредники, которые также можно назвать инструментами или инструментами.

Деятельность также может быть опосредована сообществом, правилами сообщества (такими как законы, соглашения или негласные правила) и разделением труда, которое описывает, как члены сообщества разделяют деятельность.

Понятие деятельности не фиксировано и постоянно изменяется, а это означает, что то, что вначале кажется объектом, вскоре может превратиться в результат, затем превратиться в инструмент, а еще позже в правило (CRADLE, 2011; McAvinia, 2016). ).

Если объект действия либо не ставится, либо не может быть выполнен, то в системе происходит разрыв или противоречие. Когда возникает противоречие, объект отделен от результата.

Эти противоречия могут быть одной из причин, по которой результат не является ожидаемым или желаемым (McAvinia, 2016).

Энгестром также считал, что деятельность всегда (McAvinia, 2016):

  • целенаправленна;
  • многоголосый;
  • историческое и меняющееся с течением времени;
  • подвержены противоречиям, являющимся источниками изменения и развития;
  • с учетом возможности так называемой «экспансивной трансформации».

Расширение, как упоминалось выше, является важным аспектом работы Энгестрома (McAvinia, 2016). Согласно Энгстрему, деятельность — это обширный процесс, необходимый для обучения, но не обязательно ограниченный формальной обстановкой, такой как школа.

Теория деятельности третьего поколения определяет связи между различными системами деятельности, и Энгестром утверждает, что разные системы деятельности могут иметь как общие, так и неразделенные объекты (McAvinia, 2016).

Примеры

Человеко-компьютерное взаимодействие

Теория деятельности является основополагающим аспектом взаимодействия человека и компьютера с середины 1980-х годов. В Скандинавии в 1970-е годы был проведен ряд исследовательских проектов, которые пересмотрели внедрение компьютеров на рабочем месте.

В этих исследовательских проектах использовался исследовательский подход, в котором ценилось активное сотрудничество между исследователями и участниками, подразумевая, что исследователям необходимо активно взаимодействовать с рабочими, чтобы помочь улучшить их положение (Carroll, 2003).

Появление персонального компьютера вызвало необходимость изучить, как работать с материалами и объектами с помощью компьютера. Те, кто разрабатывал компьютерные приложения, обратились к традиции исследования взаимодействия человека и компьютера, зародившейся в Соединенных Штатах, чтобы решить эту проблему.

Однако, по-видимому, недостаточно учитывалось то, как люди взаимодействуют с другими людьми, окружающей средой и влияние исторических и культурных факторов на поведение (Norman, 1980).

В частности, ранние когнитивные научные теории взаимодействия человека с компьютером, как правило, имели следующие проблемы (Bannon and Bodker, 1991):

  • человек, который их проектировал.
  • Исследователи не понимали роли артефакта и того, как он связан с пользователем и его материалами, объектами и результатами.
  • Больше внимания уделялось начинающим пользователям, а не опытным пользователям, которые использовали программное обеспечение каждый день.
  • Хотя анализ задач рассматривался в качестве отправной точки для проектирования большинства пользовательских интерфейсов (Carroll, 2003), исследователи из Скандинавии отметили, что подробные описания задач являются плохим средством фиксации реальных действий и условий тех, кто использует компьютер, и не смогли зафиксировать сложность и случайность действий в реальной жизни (Эн и Кинг, 1984).
  • Ранние взгляды на компьютеры рассматривались как средства автоматизации рутинных операций, и это было перенесено во взаимодействие человека с компьютером. Между тем, исследователи взаимодействия человека и компьютера, такие как Эн и Кинг (1984), рассматривали свой взгляд на компьютеры как аналог того, как ремесленник использует инструменты и материалы с опытом, который он имеет как ремесленник, в качестве практической основы для использования эти инструменты. Однако эта точка зрения не имела теоретического обоснования.
  • Взаимодействие человека с компьютером, как правило, было сосредоточено на том, как отдельный пользователь использовал один компьютер, а не на сотрудничестве и координации нескольких людей и компьютеров в реальных рабочих ситуациях.
  • Наконец, взаимодействие человека с компьютером, как правило, рассматривало людей в основном как объекты изучения, а не как источники вдохновения в дизайне.

В ответ на эти вопросы Бодкер (1991), Груйдин (1990) и Каптелинин связали раннее развитие теории деятельности в России с взаимодействием человека и компьютера. Это теоретико-деятельностное взаимодействие человека и компьютера имеет следующие направления:

  • Анализ и проектирование для людей на работе, которые имеют различную рабочую среду, разделение работы, квалификацию работы и так далее.
  • Анализ и проектирование с упором на фактическое использование и сложность многопользовательской деятельности, а также на идею о том, что артефакт является посредником в человеческой деятельности.
  • Сосредоточьтесь на развитии опыта и использовании в целом.
  • Активное участие пользователей в разработке и ориентация на использование как часть этой разработки

Ссылки

Bannon, L., & Bødker, S. (1991) . За пределами интерфейса: обнаружение артефактов при использовании. Проектирование взаимодействия: психология в человеко-компьютерном интерфейсе , 227-253.

Бёдкер С. (1991). Через интерфейс: подход человеческой деятельности к дизайну пользовательского интерфейса . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Кэрролл, Дж. М. (ред.). (2003). Модели, теории и структуры человеко-компьютерного взаимодействия: на пути к междисциплинарной науке . Эльзевир.

Коул, М. (1999). Культурная психология: некоторые общие принципы и конкретный пример. В Ю. Энгестрем, Р. Миеттинен и Р.-Л. Punamäki (Eds.), Взгляды на теорию деятельности (стр. 87–106). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

ЛЮЛЬКА. (2011). Веб-сайт CRADLE (Центр исследований деятельности, развития и обучения). Получено с: http://www.helsinki.fi/cradle/index.htm

Давыдов В.В. (1999). Содержание и нерешенные проблемы теории деятельности. Взгляды на теорию деятельности, 1, 39-52.

Энгестрём, Ю. (1987). Обучение путем расширения: теоретико-деятельностный подход к развивающей работе. Хельсинки: Ориента Консультит.

Энгестрём, Ю., и Миеттинен, Р. (1999). Теория активности: тщательно охраняемый секрет.

Эн П. и Кинг М. (1984). Инструментальный взгляд на проектирование интерактивной компьютерной поддержки квалифицированных рабочих. В М. Сааксъярви (ред.), Материалы Седьмого скандинавского исследовательского семинара по системоведению (стр. 211–242). Хельсинки: Хельсинкская школа бизнеса.

Грудин, Дж. (1990). Компьютер протягивает руку: историческая преемственность дизайна интерфейса. Эволюция и практика разработки пользовательского интерфейса, Материалы конференции ACM CHI’90 по человеческому фактору в вычислительных системах (стр. 261–268). Нью-Йорк: ACM Press.

Иссрофф, К., и Скэнлон, Э. (2002). Образовательные технологии: Влияние теории. Журнал интерактивных медиа в образовании, 6. Каптелинин В. и Нарди Б. А. (2006). Действие с технологией: теория деятельности и дизайн взаимодействия. Пресс МТИ.

Куутти, К. (1996). Теория деятельности как потенциальная основа для исследования взаимодействия человека и компьютера. В BA Nardi (Ed.), Контекст и сознание: теория деятельности и взаимодействие человека и компьютера (стр. 17–44). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

МакАвиния, К. (2016). Онлайн-обучение и его пользователи: уроки для высшей школы. Издательство Чандос.

Нарди, Б. А. (ред.). (1996). Контекст и сознание: теория деятельности и взаимодействие человека с компьютером . Массачусетский технологический институт Пресс.

Норман, Д. (1980). Двенадцать вопросов для когнитивной науки. Когнитивные науки, 4 , 1–32.

Рассел, Д. (2002). Взгляд за пределы интерфейса: теория деятельности и распределенное обучение. В М. Ли и К. Николл (ред.), Распределенное обучение: социальные и культурные подходы к практике. Лондон: Рутледж Фалмер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *