Принцип коллективности социального воспитания: Принцип коллективности социального воспитания

Принцип коллективности социального воспитания

А.В. Мудрик раскрывает данный принцип следующим образом – социальное воспитание, осуществляясь в коллективах разного типа, дает человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, а в целом – опыт адаптации и обособления в обществе.

4. Принцип диалогичности социального воспитания

Данный принцип вытекает из концепции, согласно которой социальное воспитание как сотрудничество педагога с воспитанниками, направленное на успешную социализацию последних, должно быть основано на конструктивном диалоге.

По мнению А.В. Мудрика, принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков и в большей мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитываемых, содержанием которого является обмен ценностями, а также совместное продуцирование (перенос) ценностей в процесс жизнедеятельности.

5. Принцип природосообразности социального воспитания

Традиционная трактовка принципа: воспитание должно соответствовать природе ребенка, учитывать и опираться на нее, оберегать и обогащать ее.

Отсюда вытекает необходимость соблюдения таких требований, как:

  • индивидуальный подход – соответствие воспитания психолого-физиологическим особенностям ребенка;

  • полоролевой подход – учет особенностей пола ребенка и формирование соответствующего типа поведения;

  • возрастной подход – соответствие воспитания возрастным особенностям школьника, помощь в решении специфических возрастных задач.

6. Принцип культуросообразности социального воспитания

Данный принцип отражает аксиологический (ценностный) подход в воспитании.

Трактовка данного принципа предполагает осуществление воспитания в соответствии с общечеловеческими, национальными, региональными культурными ценностями, причем эти уровни должны гармонично соотноситься и способствовать становлению гуманного, толерантного и духовно богатого человека.

7. Принцип незавершимости воспитания

А.В. Мудрик отмечает, что воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый имел возможность состояться заново: заново познать себя и других, заново реализовать свои возможности и самоутвердиться, заново найти свое место в мире. Согласно данному принципу каждый возрастной этап в развитии человека является самостоятельной ценностью, а не только этап подготовки к дальнейшей жизни.

Задачи социального воспитания (Барышников).

Социальное воспитание, осуществляясь в различных социальных институтах, будет решать задачи специфического характера – воспитание в семье, в образовательном учреждении, в религиозных организациях и т.п.

Задачи социального воспитания будут зависеть от общей воспитательной направленности, от целей воспитания, от особенностей субъектов воспитания.

Остановимся на позиции Е.Н. Барышникова, который под социальным воспитание понимает:

Социальное воспитание – это целенаправленная педагогическая деятельность, способствующая решению социальных проблем учащихся.

И выделяет следующие задачи социального воспитания:

1. Оказание социальных услуг и поддержка социально неблагополучных учащихся. В основе проблем данного круга лежит социальное неблагополучие ребенка. Важно воспитать у учащегося умение видеть и строить свою жизненную перспективу. «Воспитать так, чтобы неблагополучный ребенок воспитал собственного благополучного ребенка».

2. Адаптация к нормам, правилам, законам поведения в обществе. Для решения данной задачи необходимо единство требований к учащимся и развитая система студенческого самоуправления.

3. Формирование ценностно-смысловых ориентиров социальной жизни. Важно помочь учащемуся найти свои собственные смыслы и самоопределиться в будущей профессии, в жизни в целом. Необходимо воспитать у студентов направленность и стремление к успеху.

4. Создание условий для социальной успешности. Данная задача ориентирована на работу с социально неуспешными студентами. Эффективными формами работы являются: коллективные творческие дела, тренинги, ролевые игры и т.д.

5. Формирование толерантности и культуры диалогового взаимодействия с субъектами социальной жизни. Важно в процессе воспитания снять соревновательную агрессию – соревноваться не с человеком, а с результатом. Толерантность надо воспитывать, начиная с толерантности на бытовом уровне (признание за другим человеком права быть другим).

6. Развитие социальной активности и творчества.

Этапы воспитательной деятельности:

— диагностика социальных проблем студентов;

— выбор задачи социального воспитания;

— разработка и реализация содержания воспитательной деятельности по данному направлению.

ПРИНЦИП КОЛЛЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ — Мегаобучалка

Характеристика микрофакторов социализации показывает, что социализация детей, подростков, юношей происходит в большой мере в их взаимодействии с группами сверстников и старших (будь то семья, соседство или микросоциум, различные организации).

Социальное воспитание как часть относительно социально кон­тролируемой социализации, с одной стороны, происходит в группах — коллективах, а с другой — объективно погружает детей, подростков, юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой жизни может быть весьма различным).

Идея о том, что коллектив — важнейшее средство воспитания, появилось очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой начиная с середины XIX в. Реалии жизни современного общества и перспективы его развития, проблемы социализации чело­века и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности одним из организационных оснований социального воспитания.

Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различно­го типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для по­зитивно направленных самопознания, самоопределения, самореа­лизации и самоутверждения, а в целом — для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

В наиболее общем видеколлектив можно определить как фор­мализованную социально-психологическую контактную группу лю­дей, функционирующую в рамках той или иной организации.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как от­крытую и автономную систему. Коллектив функционирует в опре­деленной среде в ряду и во взаимодействии с другими объедине­ниями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружающей действительности. В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью лю-

дей, в определенной мере функционирует независимо от окру­жающей среды, что делает его относительно автономным.

Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей. По источникам, учитывая, что коллектив в то же время является открытой системой, они разделяются на три слоя: первый — индивидуальные нормы и ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями; второй — нормы и ценности, специ­фические для общества, социальных, профессиональных, возрас­тных групп, не совпадающие с первыми; третий — индивидуальные нормы и ценности, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входящие в коллектив.

В процессе функционирования коллектива все три слоя норм и ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризующий поле его интеллектуально-морального напряжения (термин А. Т. Ку­ракина). Это поле, специфическое для конкретного коллектива, определяет его автономность и влияние на своих членов. Поле интеллектуально-морального напряжения коллектива не однородный сплав. Оно распадается, как минимум, на два сектора. Один -ценности и нормы, обязательные для всех членов коллектива, кото­рые регламентируют коллективно значимое поведение личности. Другой — те нормы и ценности, которые, в принципе не противоре­ча первым, предоставляют отдельным микрогруппом и членам кол­лектива возможности для некоторой самобытности в поведении. Характер норм и ценностей определяет направленность влияния коллектива на те или иные аспекты развития личности.

В любом коллективе складываются две структуры отношений -формализованная и неформализованная.

Формализованная структура коллектива создается его руково­дителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Форма­лизованная структура отражает деловые отношения управления, которые складываются между руководителями, функционерами ор­ганов самоуправления и остальными членами коллектива.

Неформализованная структура коллектива отражает неофици­альные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отноше­ний приятельства и дружбы.

Характер отношений в коллективе определяется полем интеллек­туально-морального напряжения и в чистом виде может быть гума­нистическим, просоциальным, асоциальным, антисоциальным, а на практике обычно представляет собой различные их сочетания в различных соотношениях. Отношения, складывающиеся в коллекти­ве, существенно влияют на возможности развития его членов.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенной социальной роли. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: социальный и пси­хологический.

Социальный аспект включает в себя те ролевые ожидания и пред­писания, которые диктуются жизнедеятельностью коллектива и несо­блюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям). Психологический аспект ~ это субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с соци­альными ожиданиями и предписаниями. Это несовпадение, если оно проявляется в жизнедеятельности, может вызвать негативные санкции, а если не проявляется, может вести к внутреннему напряжению, фрустрации. В оптимальном варианте это несовпадение становится ос­новой проявления творческой индивидуальности человека (человек находит нетривиальные способы исполнения роли члена коллектива, т. е. проявляет креативность).

Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т. е. создает возможности для развития человека.

Известный отечественный педагог Е.А.Аркин писал: «… когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, тогда всплывают такие стороны детской индивидуальности, которые при всевозмож­ных других условиях не могут проявиться или быть обнаружены. В коллективе, достойном своего имени, ребенок не раство­ряется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон».

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Проанализируйте семью как фактор социализации человека на различ­ных возрастных этапах.

2. Охарактеризуйте семейное воспитание.

3. Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена?

4. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме.

5. Раскройте социализирующие функции религиозных организаций.

6. В чем состоят особенности религиозного воспитания?

7. Покажите двойственную роль воспитательных организаций в процессе социализации.

8. Покажите особенности социального воспитания в школе и летнем ла­гере.

9. Дайте характеристику микросоциума, в котором вы проходите прак­тику.

10. Сформулируйте проблемы, требующие социально-педагогического решения, характерные для различных категорий детей, подростков, юношей в этом микросоциуме.

11. Охарактеризуйте воспитательное пространство как педагогическое яв­ление и различные варианты его создания.

12. Какова современная трактовка принципа коллективности социального воспитания?

Коллективное поведение | Определение, типы, теории, примеры, характеристики и факты

Землетрясение на Гаити в 2010 г.: поиск и спасение

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Леон Фестингер Нил Смелсер
Похожие темы:
соответствие коллективное насилие распространение инноваций мем бесплатная езда

Просмотреть весь связанный контент →

коллективное поведение , виды деятельности, которыми занимаются значительные, но свободно организованные группы людей. Эпизоды коллективного поведения, как правило, довольно спонтанны и являются результатом опыта, разделяемого членами группы, который порождает чувство общего интереса и идентичности. Неформальность групповой структуры является основным источником частой непредсказуемости коллективного поведения.

В коллективное поведение включены действия людей в толпе, паники, причуды, мода, безумие, публика, культы и последователи, а также более организованные явления, такие как реформы и революционные социальные движения. Поскольку основное внимание уделяется группам, изучение коллективного поведения отличается от изучения индивидуального поведения, хотя часто проводятся исследования мотивации и отношения людей в этих группах. Коллективное поведение напоминает поведение организованной группы тем, что оно состоит из людей, действующих вместе; но оно более спонтанно — и, следовательно, более изменчиво и менее предсказуемо — чем поведение в группах, которые имеют устоявшиеся правила и традиции, определяющие их цели, членство, лидерство и методы работы.

Американский социолог Роберт Э. Парк, который ввел термин «коллективное поведение», определил его как «поведение индивидов под влиянием импульса, который является общим и коллективным, импульс, другими словами, является результатом социального взаимодействие. » Он подчеркивал, что участники толпы, причуд или других форм коллективного поведения разделяют отношение или ведут себя одинаково не из-за установленного правила или силы власти, и не потому, что как личности они имеют одинаковые отношения, а из-за отличительного групповой процесс.

Отсутствие формальных правил, позволяющих проводить различие между членами и аутсайдерами, определять лидеров, устанавливать цели коллектива, устанавливать приемлемые пределы поведения для членов и определять, как должны приниматься коллективные решения, объясняет изменчивость коллективного поведения. Лидер толпы может стать объектом ненависти толпы за считанные минуты; лидер моды может внезапно стать устаревшим.

Соглашаясь с тем, что коллективное поведение обычно не соответствует повседневным правилам, некоторые исследователи подчеркивают появление в коллективе правил и паттернов, связанных с окружающей социальной структурой. Американский психолог Ральф Х. Тернер и американский социолог Льюис М. Киллиан определяют коллективное поведение на основе «спонтанного развития норм и организации, которые противоречат или переосмысливают нормы и организацию общества». Несколько похоже на определение американского социолога Нила Дж. Смелзера: «мобилизация на основе веры, которая переопределяет социальное действие». Отличительная вера, которая является обобщенной концепцией событий и отношения членов к ним, обеспечивает основу для развития отличительной и стабильной организации внутри коллектива. Но определение Смелзера обращает внимание, в отличие от других определений, на уникальный способ восприятия реальности участниками; без такого взгляда группа людей не была бы вовлечена в коллективное поведение.

Американский социолог Герберт Блумер определил стремление к социальным изменениям в коллективном поведении, что выражается в его определении: «коллективное предприятие по установлению нового порядка жизни». Это определение, однако, исключает многие временные побеги от обычной жизни через кутежи и оргии, карательные акции типа линчевания и паники, не направленные ни на какое переустройство социальной жизни или общества. Однако большинство исследователей коллективного поведения не стали бы так сильно ограничивать поле.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Элементарные формы коллективного поведения

Независимо от того, где и как развивается коллективное поведение, оно требует некоторой подготовки. В организованных группах существуют ритуалы, такие как личное знакомство, юмор тамады и групповое пение, облегчающие переход от индивидуального действия к групповому взаимодействию. Люди могут действовать вместе эффективно, если они были подготовлены к модели поведения, такой как пожарная тревога, но результатом является организованное, а не коллективное поведение. Не имея организации, люди должны сначала стать чувствительными и начать общаться друг с другом. Эти процессы сенсибилизации и коммуникации были названы элементарным коллективным поведением. Три важные элементарные формы — это суета, слухи и социальные волнения.

Фрезерование

Перед большинством случаев коллективного поведения существует период, в течение которого люди двигаются несколько взволнованно, но бесцельно. Ранние исследователи поведения толпы, пораженные сходством с помолом скота перед паническим бегством, дали название этой форме человеческой деятельности. Его характерное физическое беспокойство можно увидеть в аудитории, ожидающей начала программы с опозданием, или среди граждан, которые только что получили известие о покушении. В первом случае люди шаркают ногами, встают со своих мест и ходят, а иногда спонтанно присоединяются к ритмическому поведению, такому как топание ногой. В последнем случае люди прекращают рутинную деятельность и разговаривают с соседями, друзьями и незнакомцами. В большинстве ситуаций перемалывание также означает поиск подсказок к чувствам других, таким как потливость, нервозность и изменение тона голоса.

Толкание человека имеет как минимум четыре важных эффекта. Во-первых, это настраивает людей друг на друга. В этом смысле фрезерование фокусирует внимание людей на коллективе и на предмете или проблеме. Во-вторых, перемалывание, как правило, создает общее настроение среди взаимодействующих людей. Там, где одни могут отреагировать печалью, другие — гневом, а третьи — пристрастным восторгом или безразличием, скольжение помогает распространить единое настроение внутри группы. В-третьих, фрезерование вырабатывает общий образ или интерпретацию ситуации. Толпа решает, безобиден ли западный турист, фотографирующий базарную площадь в туземном квартале азиатского города, или он оскорбляет местное достоинство; арестовывает ли полиция в американском городе просто пьяного водителя или притесняет угнетенное меньшинство. Наконец, измельчение запускает процесс переопределения правил, управляющих поведением. Молчание публики обычно является сигналом того, что привычные правила вежливости по отношению к исполнителям и ораторам больше не применимы и что можно ожидать иных форм поведения.

Ситуации, порождающие слухи

Слухи появляются при определенных обстоятельствах. Американские психологи Гордон У. Олпорт и Лео Постман предложили обобщение, что интенсивность слухов высока, когда велик интерес к событию и его двусмысленность. Американский социолог Тамоцу Шибутани согласился с этим, утверждая, что слухи множатся, когда спрос на новости превышает их предложение по институциональным каналам.

По крайней мере, два условия должны быть добавлены к интересу и двусмысленности в качестве предпосылок для слухов. Во-первых, слухи множатся, когда группа людей разделяет необходимость действовать, но не хочет этого делать, пока ситуация не будет лучше определена. Во-вторых, слухи распространяются только тогда, когда ситуация требует, чтобы в каком-то существенном отношении члены группы действовали сообща, а не индивидуально.

Есть три основных типа ситуаций, в которых обычно выполняются эти четыре условия и распространяются слухи. Во-первых, в социальном порядке, в котором информация находится или считается строго контролируемой властями, слухи интенсивны. Когда контроль над новостями становится постоянным (а не временным) условием, слухи становятся регулярным и важным аспектом повседневной жизни. Создаваемые этими условиями так называемые виноградные лозы регулярно используются тоталитарными режимами, военными организациями и подчиненными им этническими группами, расами и социальными классами.

Во-вторых, слухи распространяются, когда события угрожают пониманию, на котором основана нормальная жизнь. Крупная катастрофа или скандал представляет собой такую ​​проблему. Любое изменение привычных приспособлений между потенциально конфликтующими или конкурирующими группами в обществе также ставит под вопрос рутинные модели поведения. Предположение о том, что руководство может более строго следить за соблюдением фабричных правил, например, или предположение о том, что преподаватели колледжа могут ужесточить или ослабить требования к получению дипломов, немедленно вызывают осаду слухов.

В-третьих, слухи возникают, когда сильное общее побуждение к действию каким-то образом блокируется, даже просто из-за отсутствия повода для действия. Во время состояния скуки слухи извлекают выгоду из незначительных событий, превращая их в поводы для захватывающих коллективных действий.

Передача слухов

Слухи распространяются быстрее всего по ранее существовавшим социальным сетям: среди друзей, коллег и сверстников, а не среди лиц с неравным положением. Посланник, первым рассказавший слух, зарабатывает тем самым престиж. Кроме того, любой конкретный слух имеет тенденцию распространяться наиболее быстро, когда он впервые попадает в группу, и быстрее достигает людей, имеющих обязанности и интересы, связанные с событием.

Часто ошибочно полагают, что люди распространяют слухи только тогда, когда верят им, и что их опровержение остановит их распространение. Другие данные свидетельствуют о том, что люди распространяют слухи независимо от того, верят они им или нет, и что вероятность того, что они поверят, возрастает по мере их повторного прослушивания. Этот последний паттерн понятен, если рассматривать слух как процесс поиска, а не убеждения, в котором каждая идея, какой бы неверной она ни была, дает способ понять странное или неприятное событие. Но поскольку группа считает необходимым прийти к общему пониманию, давление в сторону принятия предпочтительной версии растет по мере расширения процесса слухов. В конце концов, происходит сортировка счетов и настаивание на том, чтобы все согласились на согласованный счет, который затем служит основой для коллективных действий.

Стадии распространения слухов

Есть свидетельства того, что слухи следуют типичному пути. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что процесс распространения слухов исключает самые невероятные и ненадежные сообщения и достигает высокой степени достоверности, когда (1) существует значительная рециркуляция слухов и (2) имеется достаточно хорошо организованная лоза слухов. Когда слух распространяется повторно, возможность сравнить версии с разными группами людей действует как тормоз преувеличения и стирает идиосинкразические аспекты истории. При наличии устоявшейся виноградной лозы источник слухов часто можно проверить, а с лицами, которые, как известно, обладают инсайдерской информацией, регулярно консультируются для проверки.

Как на ранней, так и на поздней стадии содержание слуха меняется при последовательном пересказе в сторону понятного и знакомого и в сторону поддержки действий, которые группа начинает предпринимать. Первое называется ассимиляцией Олпортом и Постманом и иллюстрируется тенденцией согласовывать подробности слухов с предрассудками. Последняя тенденция указывает на то, что группа склонна поддерживать те убеждения, которые оправдывают некий образ действий, к которому она уже предрасположена.

Социальные волнения

Общее состояние общества, в котором помол является частым и широко распространенным явлением и в котором постоянно ходят слухи, является горнилом, в котором развиваются более высокоорганизованные формы коллективного поведения. Это состояние, известное как социальные волнения, может привести к вспышкам насилия. Американским городским восстаниям чернокожих 1960-х годов предшествовали и сопровождались социальными волнениями в виде роста напряженности в чернокожих общинах по всей стране; Русской революции предшествовали несколько лет постоянных беспорядков и беспорядков, сопровождавшихся случайными убийствами, забастовками и беспорядками.

Социальные волнения имеют несколько отличительных черт. Во-первых, это общее нарушение коллективного образа жизни. Людям трудно сосредоточиться на своей работе или даже придерживаться правил в играх. Приветствуется любой повод отказаться от рутины. Во-вторых, люди гиперреактивны. Величина реакции непропорциональна обычному значению любого стимулирующего события. Небольшая полицейская провокация вызывает большой протест по поводу жестокости полиции; тривиальный успех — повод для масштабного празднования. Сплетни и слухи изобилуют, потому что инциденты, которые обычно проходят незаметно, становятся поводом для обоих. В-третьих, социальные волнения характеризуются заразностью. Когда беспокойство строго индивидуально, беспокойство одного человека просто раздражает другого. Но когда беспокойство становится общим опытом, люди очень внушаемы друг другу. Вопросы и изучение альтернативных вариантов действий сведены к минимуму. В-четвертых, социальные волнения не являются специфическими в отношении недовольства или деятельности. Когда в школе происходят социальные волнения, учащиеся жалуются как на ограничения в своем поведении, так и на отсутствие четко определенных правил; они придираются как к школьной администрации, так и к своим однокурсникам. Наконец, социальные волнения, пожалуй, самое изменчивое из коллективных состояний. В отличие от слухов или болтовни, он не остается сосредоточенным на вопросе или проблеме. В отличие от поведения толпы или увлечений, оно еще не было направлено в одно основное русло. Хотя социальные волнения могут со временем стихнуть без каких-либо серьезных последствий, это состояние, при котором людей легко возбудить.

Модуль 4 — Индивидуальные и коллективные действия

Вы когда-нибудь были в Бостоне, штат Массачусетс? Вы были в Бостон Коммон?

Сегодня Бостон Коммон — общественный парк в центре Бостона. Он используется так же, как и любой другой городской парк: для неторопливых прогулок, занятий спортом и общественных мероприятий.

Рисунок 4. 1: Boston Common, Boston, Massachusetts

Предоставлено: Boston Commons 7 by AlexiusHoratius из Wikimedia под лицензией (CC BY-SA 3.0)

Но Common не всегда использовался таким образом. В 1600-х годах, задолго до того, как Бостон стал большим городом, пространство использовалось как пастбище для коров. Коровы принадлежали семьям, которые жили в этом районе.

Выпас коров вызвал проблему коллективных действий. Каждая отдельная семья хотела, чтобы их коровы ели как можно больше травы из Общины, потому что тогда коровы росли бы больше и приносили бы больше пользы семье. Однако на Коммоне было ограниченное количество травы, которую можно было съесть за раз. Вскоре коровы стали есть траву быстрее, чем она успевала отрастать. В этот момент выпас стал неустойчиво , и это был лишь вопрос времени, когда на Коммоне закончилась трава, что вынудило семьи прекратить пасти своих коров.

Можно разумно утверждать, что если бы семьи коллективно установили правила выпаса скота и проявляли умеренность в своих методах выпаса, то трава не была бы истощена, и коровы могли бы продолжать пастись бесконечно. Однако оригинальная идея , лежащая в основе «трагедии общин», заключается в том, что истощение 9Общий ресурс 0091 , такой как Boston Common, неизбежен из-за эгоистичного поведения людей.

Определение трагедии общин

Термин « трагедия общин » был придуман Гарретом Хардином в его статье 1968 года, опубликованной в журнале Science под названием «Трагедия общин». Хардин утверждал, что в отсутствие прав частной собственности или строгого государственного регулирования общие ресурсы (т. Е. Общественное достояние) в конечном итоге будут истощены , потому что люди склонны действовать эгоистично, стремясь собрать как можно больше ресурсов из общего достояния.

Часто, но не всегда, некоторые виды ограниченных природных ресурсов совместно используются сообществами, потому что существуют серьезные проблемы с установлением и соблюдением прав частной собственности. Они называются ресурсами общего пула . Рыба, леса и вода являются хорошими примерами ресурсов общего пользования, и они часто управляются местными сообществами с помощью или без какого-либо государственного регулирования.

То, что произошло в Бостон-Коммон, — один из примеров трагедии общин. Еще одним важным примером трагедии общин является чрезмерный вылов рыбы. Рыбу можно найти в озерах, океанах, реках и ручьях, которые обычно не принадлежат ни одному человеку. Любой может ловить рыбу в этих местах, поэтому эти места являются «общим достоянием», а рыба является общим ресурсом. , но если это будут делать все, то запасы рыбы истощатся. Истощение есть «трагедия», и оно неустойчиво. В конце концов, рыбы больше не будет, и никто больше не сможет ловить рыбу. С другой стороны, если все будут проявлять сдержанность и не вывозить слишком много рыбы, то рыба сможет размножаться, запасы рыбы не истощатся, и промысел может продолжаться бесконечно

Перелов рыбы — глобальная проблема. Многие популяции рыб сильно истощены из-за перелова. Одним из примеров является популяция трески у атлантического побережья США и Канады.

Практический пример: атлантическая треска

привели к краху промысла трески, уничтожению средств к существованию, потоку экологических беженцев и долгосрочным воздействиям на экосистему северо-западной Атлантики у побережья северных Соединенных Штатов и Канады.

На приведенном ниже графике показано количество пойманной и выброшенной на берег трески в период с 1850 по 2000 год. Всплеск вылова, начавшийся примерно в 1960 году, был вызван инновациями в обнаружении и ловле трески.

Как это связано с уравнением I=PAT?

Небольшой рост вылова, начавшийся примерно в 1978 г., последовал за новой программой Организации рыболовства в северо-западной части Атлантического океана (НАФО) по управлению рыболовством путем принятия квот на вылов рыбы и определения минимального размера ячеи. Обратите внимание, что обе попытки увеличить количество посадок были недолгими, и сегодня количество посадок так низко, как никогда.

Рисунок 4.3 Исчезновение запасов атлантической трески у восточного побережья Ньюфаундленда в 1992 г.

Щелкните, чтобы просмотреть текстовое описание рисунка 4.3.

Сокращение запасов атлантической трески у восточного побережья Ньюфаундленда в 1992 г. Вылов рыбы был относительно стабильным с 1850 по 1960 г. (менее 300 000 тонн в год), быстро рос и достиг пика в 800 000 тонн примерно в 1970 году; после резкого спада, за которым последовал очень минимальный рост (ниже 300 000) в 1970-1990 гг., запасы трески полностью сократились в 1992.

Авторы и права: © Оценка экосистем на пороге тысячелетия (Программа). (2005). Экосистемы и благополучие человека. Вашингтон, округ Колумбия: Island Press.

Индивидуальные действия помогут избежать перелова. Например, вы, как потребитель, можете не есть рыбу, популяция которой находится под угрозой. Аквариум Монтерей-Бей в Монтерее, Калифорния, поддерживает программу наблюдения за морепродуктами, которая объясняет, какие популяции рыб находятся под угрозой, а какие нет. Программа делает простые справочники по каждому региону страны, доступные онлайн. (Задайте себе вопрос: почему программа «Наблюдение за морепродуктами» выпускает разные справочники для разных регионов страны?)

Перелов рыбы может привести к необратимому коллапсу запасов рыбы. Если популяция рыб будет полностью уничтожена, она не сможет воспроизводиться и восстанавливать свою численность, даже если люди полностью перестанут ловить рыбу. Другими словами, коллапс может быть необратимым . Необратимые коллапсы можно обнаружить и в других случаях трагедии общин, включая утрату биоразнообразия и некоторые экологические нарушения. Но не все случаи трагедии общин необратимы. Например, чрезмерный выпас скота в Бостон-Коммон вызывает лишь временную потерю травы, поскольку люди всегда могут вырастить там больше травы.

Также важно то, что аргументы Хардина о трагедии общин были тщательно проанализированы и подвергнуты критике. Хотя есть несколько примеров трагедии общего достояния, есть также множество контрпримеров — случаи, когда общими ресурсами успешно управляют самоорганизующиеся сообщества пользователей без прав частной собственности или строгого вмешательства правительства. Читай дальше.

Второй взгляд на

Трагедия общин

Как и в случае с неомальтузианским аргументом IPAT, взгляд Хардина на неизбежное истощение общин подвергается критике. Первый вопрос, который вы должны задать при рассмотрении сценария, связанного с использованием человеком общего ресурса: что на самом деле приводит к истощению ресурсов? Хардин утверждает, что это индивидуальный эгоизм. Но еще раз взгляните на пример с атлантической треской. Это правда, что промысел был сильно переловлен, что привело к значительному сокращению популяции трески. Но был ли перелов действительно вызван индивидуальными действиями частных рыбаков или это были глобальные рыночные силы, интересы крупных корпораций и слабые экологические нормы? Помните, что рыбаки , которые привозили треску в Северной Атлантике, не были семьями, которые ловили рыбу для пропитания, как те, которые держат несколько голов крупного рогатого скота на Бостон-Коммон. Они также не являются мелкими рыбаками. Коммерческий промысел, такой как североатлантическая треска, является очень капиталоемким предприятием, в котором задействованы большие лодки, значительные ресурсы для пребывания в море и корпоративные контракты. Так является ли эта деградация ресурсов трагедией общего достояния или внутренней проблемой капитализма? Если вы читали статью Хардина в Наука, вы заметите, что он одобряет, когда это возможно, ограждение общих ресурсов в пользу частных владений, что является отличительной чертой капиталистической рыночной экономики. Это не значит, что капитализм — это зло, просто, как и любая другая экономическая система, он не идеален. И взгляд от отдельных рыбаков к более крупным экономическим силам является классическим примером использования шкалы в географическом исследовании. Были ли это рыбаки, живущие и работавшие в Северной Атлантике, которые истощили промысел, или это были экономические процессы, действовавшие в гораздо больших масштабах? Или это было и то, и другое?

Второе, что следует иметь в виду при рассмотрении трагедии общин, это то, что она чаще всего оказывалась тем же предзнаменованием судьбы, с которым мы сталкивались в предсказаниях IPAT будущих человеческих трагедий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *