Принцип не навреди это: Кафедра философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук

THE PRINCIPLE OF “DO NO HARM” IN THE MODERN WORLD

Research article

Slizhevskiy, N.S.

Issue: № 7 (38), 2015

Published:

2015/08/15

Слижевский Николай Сергеевич

Студент, Витебский Государственный Ордена дружбы народов Медицинский Университет

ПРИНЦИП «НЕ НАВРЕДИ» В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация

Цель статьи – призыв к взаимодействию между врачом и пациентом для повышения качества работы в сфере здравоохранения. Задача – описание принципов обеспечения блага в зависимости от ситуации. Практическое применение: любое взаимодействие между людьми в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: благо, взаимодействие, субъективность.

Slizhevskiy Nikolay Sergeevich

Student, Vitebsk State Order of peoples friendship Medical University

THE PRINCIPLE OF “DO NO HARM” IN THE MODERN WORLD

Abstract

The intent of the article is the appeal to the interaction between doctor and patient to increase work quality in the sphere of the health service.

The goal is the definition of the principles of boon providing depending on the situation. Practical use: any interaction between people in the sphere of the health service.

Keywords: boon, interaction, subjectivity.

Принцип Гиппократа «не навреди» являлся основополагающим в становлении моральных принципов врача того времени, но они держались больше на совести, чем на прямой обязанности. Уровень развития знаний о человеке был недостаточен для проведения судебных медицинских экспертиз, поэтому необходим был моральный кодекс для людей, в чьих руках находилась жизнь человека.

В современном мире врачебные обязанности закреплены юридически в законе, благодаря чему можно оставить опасения угрызений совести, ведь все права и обязанности прописаны, а клятва сократилась до минимума. Однако такое управление деятельностью врача сильно ограничивает его мастерство. Сама идея врачебной помощи подразумевает, что врач, имея дело с жизнью доверившегося ему, всегда имеет необходимость импровизировать.

В некоторых случаях то, что является злом для одного пациента, может помочь другому, из чего следует, что врач – человек высоких моральных качеств, достаточно чуткий и умеющий делать выбор в зависимости от обстоятельств. Студента-медика в первую очередь учат думать, а не подгонять случаи и людей под рамки заученных схем и стандартных ситуаций. Поэтому врача нельзя заменить простым алгоритмом.

С другой стороны всегда есть фактор некомпетентности врача, поэтому пациенту предоставляется право на согласие оказания медицинских услуг, а в деятельности врача имеет место возможность ошибки без его вины. В настоящее время врач уже не принимается как всесильный и знающий все аспекты жизнедеятельности организма человека мудрец, что связано с расширением круга знаний медицины в целом и её соприкосновения с неизвестным. Также один человек уже не может быть носителем всех этих знаний.

Стремление предоставить людям максимальное количество блага – наверное, главный и благороднейший мотив для овладения профессией врача, но как нужно относиться к понятиям о вреде и пользе, чтобы принести наибольшее количество блага?

В первую очередь абстрактные понятия о вреде и пользе согласуются именно с субъективностью их трактовки. В современном мире развитые страны часто имеют высокий уровень этического развития, и при предоставлении медицинских услуг необходимо считаться не только с улучшением здоровья физического, но и не повредить, а кроме того часто и вылечить здоровье психическое. Например, ряд пластических операций, операции по смене пола. Сложно представить себе, что есть такой человек, который мог бы сам по себе отвечать всем моральным предпочтениям пациентов и предоставлять им полный психологический комфорт, так как сама по себе работа с людьми требует выхода из своей зоны комфорта для удовлетворения потребностей других. К примеру, акушер, который не принимает для себя возможность убийства неродившегося ребёнка, но, в соответствии со своими обязанностями, иногда должен с этим сталкиваться. Или, в другом случае, эвтаназия. Таким образом, врач сам должен ожидать, что, имея дело с жизнью и здоровьем людей, вопросы о благе для человека принимают более серьёзный характер. С другой же стороны, и пациент, обращаясь за помощью к врачу, должен всегда понимать, что обращается к такому же человеку, как и он сам, что психическое здоровье врача также нужно беречь, хоть пациент и не является врачом сам.

В свою очередь от морального состояния врача может зависеть и качество медицинских услуг, что создаёт порочный круг. Только в случае взаимодействия и заинтересованности возможны долгая и продуктивная работа врача и качественное лечение пациентов. Нельзя относиться к пациенту только как к носителю определённой болезни, всей сутью которого является предоставление возможности её диагностировать и, таким образом, дать работу врачу. Человек же, пришедший к врачу, нуждается именно в помощи. Также нельзя и к врачу относиться как к универсальному сборнику медицинских знаний и не более того.

С развитием знаний о человеке развивается также и медицина, всё больше отклонений от нормы могут быть исправлены с помощью этих знаний. Однако это рождает вопрос: насколько нужно заботиться о себе, чтобы сохранить своё здоровье, ведь всегда можно обратиться к врачу, который всё исправит. Это извращает исконное понятие призвания врача, которое заключается именно в предоставлении помощи всем нуждающимся в ней настолько, насколько это необходимо для каждого.

И, с другой стороны, главным направлением развития медицины, конечно же, должно быть именно профилактическое, ведь не создавая вреда проще всего добиться максимума блага. Последнее также создаёт свою проблему: вряд ли есть такой человек, который был бы знаком со всеми правилами профилактики болезней для своего образа жизни, более того, который их все соблюдал бы. Всё это делает необходимым постоянное общение, доверие, просвещение населения в плане профилактики, стремление взаимодействовать для достижения главного – блага. Таким образом, помимо хорошего знания клинических дисциплин важным является также повышение внимания к изучению гигиены и социально-гуманитарных наук.

Существуют различные модели поведения, однако каждая из моделей хороша в определённой ситуации. Ведущим же принципом всегда, конечно же, будет благоприятное отношение между врачом и пациентом и полное взаимное доверие – цель одна, а стремиться необходимо к идеальной форме отношений, когда врач – человек, желающий дать помощь, а пациент всеми силами ему способствует в этом.

Таким образом, нет возможности говорить об абсолютном благе, но стремиться к нему можно, соблюдая наиболее правильную тактику поведения с конкретным пациентом, а также призывая самих пациентов понимающе относится к возможностям врача. Сам же врач обязан постоянно совершенствоваться, причём не только в плане медицинских и социологических знаний, но и воспитывать в себе следующие качества: настойчивость, мужество, терпеливость, коммуникабельность.

Литература

  1. А.Н. Бартко, Е.П. Михаловска-Карлова. Биомедицинская этика: теории, принципы, проблемы. Ч. 2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. – М.: ММСИ, 1999 – С. 13-99.

References

  1. A.N. Bartko, E.P. Mihalovska-Karlova. Biomedicinskaja jetika: teorii, principy, problemy. Ch. 2. Principy i osnovnye problemy biomedicinskoj jetiki. – M.: MMSI, 1999 – S. 13-99.

Принцип «Не навреди» и Этический кодекс практического психолога

Принцип «Не навреди» был предложен Гиппократом для работы врача.

Понятно, что для военоначальника (а также повара, художника и других специалистов, далеких от медицинской деятельности) с учетом специфики их деятельности и требований к ним первоприоритетными оказываются уже другие принципы: военоначальник должен быть эффективным и побеждать, повар должен готовить сытно и вкусно, художник творить прекрасное…

Так же и в деятельности практического психолога принцип «Не навреди» может иметь разный приоритет в зависимости от того, близка ли его деятельности к медицине либо имеет другой характер. Психолог не обязательно кого-нибудь лечит, психолог совсем не обязательно психотерапевт (несмотря на распространенные мифы), характер его деятельности куда как более разнообразен.

Практический психолог, разрабатывающий рекомендации по повышению эффективности рекламы на выставке, в контексте своей деятельности и стоящих перед ним задач напрямую с принципом «Не навреди» не пересекается. Этику никто не отменял, но в его этическом кодексе в связи с характером его работы могут быть актуальными принципы «Добросовестность рекламы» и «Честность во взаимоотношениях с заказчиком».

В таких случаях принцип «Не навреди» уходит с видимого первого места, но обязательность его соблюдения остается при любых обстоятельствах.

Обязательность принципа «Не навреди»

Принцип «Не навреди» — естественная основа работы члена Ассоциации.

Члены Ассоциации работают только с психически здоровыми людьми, по крайней мере с людьми без выраженной психопатологии. Если налицо признаки, дающие основания заподозрить наличие у участника тренинга психического расстройства, такой участник не может быть допущен к психологической работе без разрешения психиатра. Если родители приводят на тренинг своего ребенка с возможным нарушением психического статуса, основанием для допуска к психологической работе может быть только справка от психиатра.

Любые действия, процессы и влияния членов Ассоциации, в которых можно спрогнозировать вероятное нарушение психического статуса либо иного вреда для здоровья участников тренинга, недопустимы.

Варианты прочтения принципа «Не навреди»

Принцип «Не навреди» обязательно присутствует в этическом кодексе практического психолога, какой бы деятельностью он ни занимался, но в зависимости от специфики контингента и характера деятельности психолога он может иметь разное прочтение.

Можно ли поднимать груз весом 20 кг? Спортсмену естественным образом можно, это для него не нагрузка и ему не навредит. Девочке-подростку, если только она не из школы Олимпийского резерва, скорее всего, такая нагрузка очень нежелательно и опасно, ее организм к таким нагрузкам не готов и не приспособлен.

В случае психотерапевтической работы с пациентами, находящимися в трудной жизненной ситуации и переживающими серьезные проблемы, любые нагрузки должны быть максимально щадящими. Эта ситуация актуальна, например, для членов Российского Психологического общества и отражена в его Этическом кодексе. Смотри Этический кодекс Российского Психологического Общества

В случае работы по развитию личности с психологически взрослыми и душевно здоровыми людьми, находяшимися в высоком эмоциональном тоне, нагрузки могут быть больше.

Участники тренинга уже не боятся, что им навредят, но им будет очень жалко дорогого для них времени, если они просидят на тренинге в полной безопасности и уйдут с тренинги ни с чем. Люди приходят на тренинг за работой и за нагрузкой. Они готовы к трудностями, от травм защищены и травм не боятся, им нужна энергичная учеба.

Однако, конечная ответственность для сохранность психического статуса участников тренинга лежит все равно на тренере.

Эта ситуация актуальна для членов Международной Ассоциации профессионалов развития личности и отражена в его Этическом кодексе. Смотри Этический кодекс Международной Ассоциации профессионалов развития личности

Что такое принцип «не навреди» в медицине?

Принцип «не навреди» является этическим краеугольным камнем для медицинских работников во всем мире, но что он означает на практике?

«Не навреди» — этическая основа профессионализма в медицине. Следовательно, у врачей укоренилось беспокойство по поводу совершения ошибок и обвинений в ошибках. Но что это на самом деле означает? Здесь мы рассмотрим его аспекты и немного подробнее рассмотрим, что подразумевается под безопасностью пациентов.

Во-первых, не навреди

Непричинение вреда — это способ выражения «не навреди» в контексте биоэтики — неблагоприятные события в медицине редко возникают из-за злого умысла или злого умысла врача.

Вторая этическая заповедь — благодеяние: то, что мы делаем, приносит пользу пациенту.

В наркологии простым примером может быть консультирование человека с расстройством, связанным с употреблением алкоголя. Это не зло, но благотворно ли это? Как насчет того, чтобы предложить лекарство от расстройства, связанного с употреблением алкоголя, без консультации? Разве это не вредно и благотворно?

В таких случаях мы полагаемся на доступные доказательства, клинический консенсус и совместное принятие решений с пациентом — процесс, который признает и уважает их автономию.

Что понимают под безопасностью пациентов в медицине?

Самое простое определение безопасности пациента — это «свобода от случайных или предотвратимых травм, вызванных медицинской помощью», согласно Агентству исследований и качества в области здравоохранения (AHRQ).

Американский совет по медицинским специальностям (ABMS) уточняет: «предотвращение причинения вреда пациентам» подчеркивает систему оказания помощи, которая

  • предотвращает ошибки.
  • учится на возникающих ошибках.
  • основан на культуре безопасности, в которой участвуют медицинские работники, организации и пациенты.

Ошибки возникают как в результате бездействия, так и в результате действия.

Бездействие… Акт поручения…
происходит, когда мы что-то не делаем, и наше бездействие причиняет вред. происходит, когда мы предпринимаем действия и обнаруживаем, что наши действия были ошибочными и причинили вред.

«Человеку свойственно ошибаться, но ошибки можно предотвратить».

В дополнение к беспокойству о совершении ошибок, врачи обеспокоены тем, что их обвиняют в ошибках. Человек может ошибаться, но наша система или культура не всегда прощает ошибки.

В то же время наша система и культура не всегда находят способы предотвратить ошибки или извлечь уроки из них, когда они случаются. За этим часто следует обвинение или, в лучшем случае, узкий акцент на том, как и когда произошла ошибка. То, как мы склонны распределять вину, может увековечить цикл причинения вреда пациенту или почти причинения вреда.

Чтобы сделать пациентов более безопасными, нам необходимо создать культуру безопасности в организациях и коллективах здравоохранения, которая позволит нам предвидеть и предотвращать или сокращать количество ошибок.

Культура безопасности требует:

  • Методы обеспечения безопасности , в которых мы выявляем и извлекаем уроки из ошибок, когда они происходят. Это включает в себя изменение практики, чтобы предотвратить повторение одной и той же ошибки.
  • Безопасные системы которые начинаются с понимания того, как системы и процессы на организационном уровне могут способствовать ошибкам. Системное мышление используется, чтобы предвидеть ситуации, в которых ошибки становятся более вероятными, модифицируя процессы в организации здравоохранения и стандартизируя внедрение более безопасных методов для снижения риска и, в конечном счете, количества ошибок.

Безопасность пациентов является проблемой общественного здравоохранения

Точно так же, как расстройство, связанное с употреблением опиоидов, в настоящее время считается проблемой общественного здравоохранения, то же самое должны делать и вопросы безопасности пациентов.

Безопасность пациентов включает не только заболеваемость и смертность, но и вред, такой как потеря достоинства и уважения. Это особенно серьезная проблема для таких медицинских работников, как мы, специализирующихся на лечении зависимости, поскольку многие наши пациенты испытали большой вред из-за потери достоинства и уважения.

Безопасность пациентов применима к каждому медицинскому учреждению

Хотя обычно мы считаем, что вред пациентам причиняется в клинических условиях, важно учитывать вред, который пациенты могут испытывать за пределами клинических условий.

Эти места могут включать не только больницы, но и амбулаторные клиники, отдельно стоящие хирургические и диагностические центры, учреждения длительного ухода и даже дома пациентов.

Медицинские работники должны помнить не только о том, что необходимо для обеспечения безопасности людей с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, в стационарных условиях, но и о потребностях человека в обеспечении безопасности в каждом лечебном учреждении. Легко забыть, что если пациент принимает лекарства дома, его дом становится местом ухода. По этой причине дом, а также другие упомянутые места находятся в сфере безопасности пациентов.

Что означает безопасность пациента в неклинических условиях?

Вот пример того, как можно повысить безопасность пациентов в неклинических условиях: Предоставление налоксона людям, употребляющим наркотики после несмертельной передозировки, до того, как они покинут отделение неотложной помощи, или оставление налоксона после устранения передозировки. медработниками на дому, что может снизить риск смертельной передозировки в будущем для человека. Это квалифицируется как улучшение безопасной практики для безопасности пациентов.

Во-первых, не навреди — Harvard Health

Чтобы стать врачом, студенты-медики должны принять клятву Гиппократа. И одно из обещаний этой клятвы: «Во-первых, не навреди» (или « primum non nocere », латинский перевод греческого оригинала).

Верно?

Неправильно.

В то время как некоторые медицинские школы просят своих выпускников соблюдать клятву Гиппократа, другие используют другую клятву — или вообще ничего не делают. И на самом деле, хотя «во-первых, не навреди» приписывается древнегреческому врачу Гиппократу, оно вообще не является частью клятвы Гиппократа. На самом деле это из другой его работы под названием  Об эпидемиях.

Так почему путаница?

По общему признанию, в обоих местах есть схожие формулировки. Например, вот строка из одного перевода клятвы Гиппократа:

» Я буду следовать той системе режима, которую, согласно моим способностям и суждениям, я считаю на пользу своим пациентам, и воздержусь от всего вредного и вредного. озорной».

Да, залогодатель обязуется избегать причинения вреда, но нет ничего в том, чтобы сделать это главным приоритетом. При этом Об эпидемиях  говорит

» Врач должен быть в состоянии рассказать о прошлом, знать настоящее и предсказывать будущее — должен опосредовать эти вещи и иметь в виду две особые цели в отношении болезни, а именно: хорошо или не причинять вреда».

Опять же, нет явного приоритета предотвращения причинения вреда цели оказания помощи.

Возможно ли «во-первых, не навреди»?

Идея о том, что врачи должны, в качестве отправной точки, не причинять вред своим пациентам, привлекательна. Но не занижает ли это планку? Конечно,  ни один врач не должен браться за то, что будет сопровождаться только предсказуемым и предотвратимым вредом. Нам не нужен древний предок, каким бы уважаемым он ни был, или клятва, чтобы убедить нас в этом!

Но если бы медики понимали «во-первых, не навреди» буквально, никому бы не делали операцию, даже если бы она спасала жизнь. Мы можем перестать назначать маммограммы, потому что они могут привести к биопсии доброкачественной опухоли. На самом деле, мы можем даже не запрашивать анализы крови — боль, кровоподтеки или кровотечение, необходимые для забора крови, — это вред, которого можно избежать.

Но врачи рекомендуют эти вещи в рамках этической практики, потому что современная интерпретация «во-первых, не навреди» ближе к этому: врачи должны помогать своим пациентам настолько, насколько они могут, рекомендуя тесты или методы лечения, для которых потенциальные польза превышает риск вреда. Тем не менее, на самом деле принцип «во-первых, не навреди» может оказаться менее полезным и менее практичным, чем вы думаете.

Насколько практично «во-первых, не навреди»?

Представьте себе следующие ситуации:

  • Ваш диагноз ясен — скажем, острый фарингит — и существует эффективное лечение, которое сопряжено с минимальным риском. Здесь «во-первых, не навреди» не особенно уместно или полезно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *