8.1.2. Все, что не разрешено, запрещено
Государственно-властным субъектам запрещено все, что прямо не разрешено правом (правовым законом). Или: публично-властные правомочия осуществляются по принципу “неразрешенное запрещено”. Этот принцип тоже является одним из конкретных выражений формального равенства.
С юридической точки зрения, государственные органы создаются сообществом свободных индивидов и наделяются властными правомочиями – полномочиями, которые дозволяютсясообществом свободных ради обеспечения правовой свободы. Граждане, образующие аппарат государства и выступающие в роли государственно-властных субъектов, представляют собой лишь часть сообщества свободных и равных в свободе. С юридической точки зрения, у них нет и не может быть властных правомочий кроме тех, которые им дозволены. За пределами этих правомочий индивиды, выступающие как государственно-властные субъекты и как “рядовые” граждане, формально равны.
При
правовом способе соционормативной
регуляции, когда публичная власть
введена в рамки права (и в той мере, в
которой она введена в рамки права),
властные полномочия принадлежат
государственной должности, а не
человеку, который находится на
должности и исполняет должностные
обязанности
Формальное равенство означает применение одинакового масштаба ко всем индивидам, включая тех, которые выступают как носители государственно-властных полномочий, и то, что запрещено правом, запрещено в равной мере всем4. В частности, не дозволенное правом применение силы запрещено и частным лицам, и государственно-властным субъектам. Следовательно, произвольное использование власти, злоупотребление властью, применение силы за пределами дозволенного правом – это, хотя и организованное, но, по существу, такое же преступное насилие, как и неправомерное применение силы частными лицами.
Тем не менее, возможны так называемые дискреционные полномочия, т.е. полномочия определенных законом государственных органов действовать в определенных законом ситуациях по своему усмотрению. Но, во-первых, дискреционные полномочия – это не правомочия. Во-вторых, с точки зрения права, дискреционные полномочия могут быть предусмотрены законом лишь какчрезвычайные– в условиях чрезвычайного положения, которое может вводиться в государстве в соответствии с конституцией и законом.
Нормальные полномочия государственных органов должны быть прямо предусмотрены правом (правовым законом). В правовом государстве, в принципе, не должно быть так называемых скрытых полномочий органов исполнительной власти. (Имеются в виду, например, полномочия президента, которые прямо не предусмотрены конституцией, но считаются вытекающими из его общей конституционной компетенции). Лишь в исключительных случаях (когда существует пробел в праве – см. 18.1.) “скрытые полномочия” могут быть признаны правомочиями соответствующего органа, если компетентный суд признает их необходимыми для обеспечения правовой свободы. Так, согласно ч.2 ст.80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Разрешено все, что не запрещено
Аргументы Недели → Мнение 13+
24 апреля 2021, 21:27 Константин Куликов,
Фото из открытых источниковКак часто вы слышали такую фразу? А хоть раз задумывались что она значит (а что ещё важнее, задумывались ли вы что она значит в юридическом аспекте)?
Если этот вопрос связан с законом Российской Федерации, то первое с чего надо начинать свои познания, это с основного закона Российской Федерации, а это Конституция РФ.
В статье 55 части 3, сказано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (да и то с определенными оговорками). РФ Статья 105 пункт 1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. (Постановление правительства, губернаторов, инструкции, правила, указы, приказы и т.п., не являются федеральным законом, а потому не могут ограничивать права человека. Федеральные законы принимаются только законодательной властью, а не исполнительной)
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции России).
Так вот. Когда вам что-то там говорят, что вы чего-то и кому-то должны, первое каким вопросом надо задаться, а существует ли какой-то федеральный закон, где сказано о каких-то ваших действиях, которые ограничивают ваши права. Где вообще это написано что вы должны делать то-то и то-то?
И вот тут переходим ко второму вопросу, не менее важному. Обязан ли тот, кто требует от вас что-то, показывать вам и доказывать? Если это должностное лицо, то не только обязан, но и должен. Само слово должностное лицо, именно от этого слова. Статья 24 часть 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
А если это сотрудник полиции, то это еще сказано и федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ Статья 5 часть 4 пункт 2. в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. Часть 7 Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
И вот мы и добрались к сути, важная мысль в которой, звучит примерно так: «Твои права заканчиваются там, где начинаются права других».
Примерно об этом сказано и в федеральном законе Российской Федерации, который называется Гражданский кодекс РФ. Статья 1 часть 1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Часть 2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Часть 3. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Часть 4. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Статья 9 часть 1. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Часть 2. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.Как итог. Считаю что фраза «Разрешено все, что не запрещено» вполне соответствует действительности, во всяком случае в рамках законодательства РФ. Но это вовсе не означает вседозволенность как со стороны к кому предъявляют требование, так и что ещё более важно, со стороны того кто предъявляет требование. Предъявляешь-подтверди законом законность требования, а подтвердил-выполняй. Лично я так вижу нормы в правовом государстве. В ином случае, это уже самоуправство, а это уже нарушение закона (УК РФ Статья 330 и КоАП РФ Статья 19. 1) и это надо учитывать, а в нынешнее время (когда многие не знают своих прав и законодательства), может даже и в первую очередь.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram
- запреты
- нормативные акты
- права человека
- федеральный закон
- нарушение закона
Новости МирТесен
Политика
Политика
Политика
Политика
Политика
Политика
Политика
Происшествия
Политика
Политика
Политика
Мнение
Общество
Общество
Политика
Общество
Политика
Новости МирТесен
Общество
Общество
Политика
Общество
Не запрещено, а разрешено?
Автор: Somasekhar Sundaresan Индия придерживается политики принятия законов всякий раз, когда обнаруживается проблема, вместо того, чтобы применять существующие законы для решения проблем. В результате он никогда не знает, где он находится, юридически
Должен ли закон говорить вам, что вам разрешено делать? Или, скорее, вы должны делать только то, что прямо разрешает вам закон? Согласно индийскому законодательству ответ будет: «Нет». Наша конституционная система не требует говорить людям, что им разрешено делать, и предполагать, что все остальное запрещено. На самом деле, если что-то не запрещено, следует исходить из того, что все остальное разрешено.
Однако социальная реальность полна непредсказуемого страха и беспокойства. Большинство индийцев, не желающих рисковать, со страхом спрашивали бы у своих адвокатов: «Где написано, что я могу это сделать?»
Конституция Индии гарантирует различные свободы. Действительно, эти свободы не являются абсолютными. Они могут быть скованы законами, устанавливающими «разумные ограничения». Уточняются цели, по которым могут вводиться разумные ограничения, например, такие основания, как национальная безопасность, общественный порядок, порядочность и нравственность, неуважение к судам, подстрекательство к правонарушениям и диффамация. Хотя такие основания сами по себе ограничены, они могут быть расплывчатыми и субъективными. Таким образом, законы, ограничивающие свободы, могут быть оспорены в высоких судах и Верховном суде как неконституционные.
В одном таком деле Верховный суд совершенно ясно заявил, что суды не должны действовать на основе принципа, согласно которому все должно считаться запрещенным, если это прямо не разрешено. Напротив, суд заявил, что принцип, который следует применять, заключается в том, что все следует понимать как разрешенное, пока не будет доказано, что оно запрещено законом.
Тем не менее, почему индийцы жаждут конкретики в законе о том, что они могут делать на законных основаниях? На протяжении десятилетий Индийская Республика придерживалась политики принятия законов всякий раз, когда обнаруживается проблема, а не обеспечения соблюдения существующих законов для решения этой проблемы. Примеров того, как наша система работает по принципу «покажи мне проблему, и я напишу тебе закон», можно найти множество. Например, когда было раскрыто мошенничество с Satyam, закон о компаниях был переписан для всего общества, вместо того, чтобы строго соблюдать существующие законы. Это очень похоже на то, когда студенческие подростки тянутся друг к другу, и их институты налагают на них всевозможные запреты, вместо того, чтобы решать проблемы, порождающие ситуацию.
Даже судебные органы, когда стороны, представляющие общественный интерес, просят их принять законы, сбиваются с толку и способствуют принятию законодательных решений. Классическим примером является запрет Верховного суда на использование солнцезащитных пленок на
окнах транспортных средств . Судьи почему-то были убеждены, что запрет тонированных стекол в автомобилях поможет ограничить количество преступлений внутри них.
Конечным результатом является то, что индийское общество закалено как общество, которое никогда не знает точно, на каком уровне оно находится с законом. Отсутствие ясности в отношении того, имеет ли человек законное право жаловаться, заставляет наше общество бояться оспаривать законы.
Это общество, которое развивает уважительное благоговение (читай «страх») перед законодателями, а не перед законом. Оно могло бы даже стать обществом, которое не хотело бы отстаивать свободы — люди больше хотят не оказаться по ту сторону закона, чем наслаждаться и лелеять свободы. Антон Чехов, русский писатель, живший между 1860 и 1904 годами (до советской революции), написал рассказ под названием «Человек в футляре», который вполне объясняет концепцию.
Герой рассказа Беликов был смущенной душой, которая могла иметь полную ясность только с правительственными циркулярами, в которых что-то запрещалось. На что-либо еще, что способствовало бы свободе, как открытие драмкружка или читального зала, он говорил бы: «Ничего, конечно; все это очень мило, но я надеюсь, что это ни к чему не приведет!»
В рассказе те, кто положили его тело в ящик и похоронили, говорят: «Мы вернулись с кладбища в хорошем настроении. Но не прошло и недели, как жизнь пошла по-прежнему, такая же мрачная, тяжелая и бессмысленная, жизнь, не запрещенная правительственным запретом, но и не вполне разрешенная: лучше не стало».
Twitter @SomasekharS
Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме
Сфера действия Свода принципов
Эти принципы применяются для защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в любой форме.
Использование терминов
Для целей Свода принципов:
(a) «Арест» означает задержание лица за предполагаемое совершение преступления или действия органа власти;
(b) «Задержанное лицо» означает любое лицо, лишенное личной свободы, кроме как в результате осуждения за преступление;
(c) «Заключенное лицо» означает любое лицо, лишенное личной свободы в результате осуждения за преступление;
(d) «Задержание» означает состояние задержанных лиц, как это определено выше;
(e) «Тюремное заключение» означает состояние заключенных, как это определено выше;
(f) Слова «судебный или иной орган» означают судебный или иной орган в соответствии с законом, чей статус и срок пребывания в должности должны предоставлять самые надежные гарантии компетентности, беспристрастности и независимости.
Принцип 1
Со всеми лицами, задержанными или заключенными в какой бы то ни было форме, следует обращаться гуманно и с уважением достоинства, присущего человеческой личности.
Принцип 2
Арест, задержание или тюремное заключение должны осуществляться только в строгом соответствии с положениями закона и компетентными должностными лицами или лицами, уполномоченными для этой цели.
Принцип 3
Не должно быть никаких ограничений или умалений каких-либо прав человека лиц, находящихся под стражей или тюремным заключением в любой форме, признанных или существующих в любом государстве в соответствии с законом, конвенциями, правилами или обычаями, под предлогом того, что этот Орган Принципов не признает такие права или признает их в меньшей степени.
Принцип 4
Любая форма задержания или заключения и все меры, затрагивающие права человека в отношении лица, находящегося под стражей или заключением в любой форме, должны быть предписаны судебным или иным органом или находиться под его эффективным контролем.
Принцип 5
1. Эти принципы применяются ко всем лицам на территории любого данного Государства без каких-либо различий, таких как раса, цвет кожи, пол, язык, религия или религиозные убеждения, политические или иные убеждения, национального, этнического или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
2. Меры, применяемые в соответствии с законом и направленные исключительно на защиту прав и особого положения женщин, особенно беременных женщин и кормящих матерей, детей и подростков, престарелых, больных или инвалидов, не считаются дискриминационными. Необходимость и применение таких мер всегда подлежат рассмотрению судебным или иным органом.
Принцип 6
Никто из задержанных или заключенных в какой бы то ни было форме не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. 1 Никакие обстоятельства не могут служить оправданием пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Принцип 7
1. Государства должны законодательно запретить любые действия, противоречащие правам и обязанностям, содержащимся в этих принципах, налагать на любые такие действия соответствующие санкции и проводить беспристрастные расследования по жалобам.
2. Должностные лица, у которых есть основания полагать, что нарушение настоящего Свода принципов имело место или должно произойти, должны сообщить об этом вышестоящим органам и, при необходимости, другим соответствующим органам или органам, наделенным полномочиями по пересмотру или исправлению положения. .
3. Любое другое лицо, имеющее основания полагать, что нарушение настоящего Свода принципов имело место или должно произойти, имеет право сообщить об этом вышестоящим должностным лицам, а также другим соответствующим органам или органы, наделенные контрольными или исправительными полномочиями.
Принцип 8
Лица, содержащиеся под стражей, должны подвергаться обращению, соответствующему их неосужденному статусу. Соответственно, они должны, по возможности, содержаться отдельно от заключенных.
Принцип 9
Органы, осуществляющие арест лица, содержание его под стражей или расследование дела, осуществляют только полномочия, предоставленные им по закону, и осуществление этих полномочий подлежит обращению в судебный или иной орган.
Принцип 10
Любой арестованный должен быть проинформирован во время его ареста о причине его ареста и должен быть немедленно проинформирован о любых предъявленных ему обвинениях.
Принцип 11
1. Лицо не может содержаться под стражей без предоставления реальной возможности быть незамедлительно заслушанным судебным или иным органом. Задержанный имеет право на защиту или на помощь адвоката в порядке, установленном законом.
2. Задержанному лицу и его адвокату, если таковой имеется, незамедлительно и в полном объеме сообщается любой приказ о задержании вместе с его причинами.
3. Судебный или иной орган уполномочен пересматривать в случае необходимости продолжение содержания под стражей.
Принцип 12
1. Должны быть должным образом зарегистрированы:
(a) причины ареста;
b) время задержания и доставления задержанного в место содержания под стражей, а также время его первой явки в судебный или иной орган;
c) личности соответствующих сотрудников правоохранительных органов;
(d) Точная информация о месте содержания под стражей.
2. Такие протоколы сообщаются задержанному или его защитнику, если таковой имеется, по форме, установленной законом.
Принцип 13
Любому лицу в момент ареста и в начале задержания или заключения либо сразу же после этого орган, ответственный за его арест, задержание или заключение, предоставляет информацию и разъяснение относительно его права и как воспользоваться этими правами.
Принцип 14
Лицо, которое недостаточно понимает или не говорит на языке, используемом властями, ответственными за его арест, задержание или тюремное заключение, имеет право на незамедлительное получение на понятном ему языке информации, указанной в принципе 10, принципе 11. , параграф 2, принцип 12, параграф 1 и принцип 13, а также на бесплатную помощь переводчика, если это необходимо, в связи с судебными разбирательствами после его ареста.
Принцип 15
Несмотря на исключения, содержащиеся в пункте 4 принципа 16 и пункте 3 принципа 18, в общении задержанного или находящегося в заключении лица с внешним миром и, в частности, с его семьей или адвокатом не может быть отказано более чем вопрос дней.
Принцип 16
1. Незамедлительно после ареста и после каждого перевода из одного места содержания под стражей или заключения в другое задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право уведомить или потребовать от компетентного органа уведомить членов его семьи или других соответствующих лиц. лиц по его выбору о его аресте, задержании или заключении или о передаче и месте, где он содержится под стражей.
2. Если задержанное или находящееся в заключении лицо является иностранцем, его также незамедлительно информируют о его праве сноситься с помощью соответствующих средств с консульским учреждением или дипломатическим представительством государства, гражданином которого оно является или которое иным образом уполномочено получать такое сообщение в соответствии с международным правом или с представителем компетентной международной организации, если он является беженцем или иным образом находится под защитой межправительственной организации.
3. Если задержанное или находящееся в заключении лицо является несовершеннолетним или не в состоянии понять свои права, компетентный орган должен по собственной инициативе предпринять уведомление, упомянутое в настоящем принципе. Особое внимание следует уделить уведомлению родителей или опекунов.
4. Любое уведомление, указанное в настоящем принципе, должно быть сделано или разрешено сделать без промедления. Однако компетентный орган может отсрочить уведомление на разумный срок, если этого требуют исключительные потребности расследования.
Принцип 17
1. Задержанный имеет право на помощь адвоката. Он должен быть уведомлен компетентным органом о своем праве сразу же после ареста, и ему должны быть предоставлены разумные возможности для его осуществления.
2. Если задержанный не имеет защитника по своему выбору, он имеет право на защитника, назначенного ему судебным или иным органом, во всех случаях, когда этого требуют интересы правосудия, и бесплатно. им, если он не имеет достаточных средств для оплаты.
Принцип 18
1. Задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право общаться и консультироваться со своим адвокатом.
2. Задержанному или находящемуся в заключении лицу должно быть предоставлено достаточное время и условия для консультации со своим адвокатом.
3. Право задержанного или находящегося в заключении лица на свидание со своим защитником, консультации и общение без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности не может быть приостановлено или ограничено, за исключением исключительных обстоятельств, которые должны быть указаны законом или законными постановлениями, когда судебная или иная власть считает это необходимым для поддержания безопасности и порядка.
4. Беседы между задержанным или находящимся в заключении лицом и его адвокатом могут проводиться в пределах видимости, но не в пределах слышимости сотрудника правоохранительных органов.
5. Переписка между задержанным или находящимся в заключении лицом и его адвокатом, упомянутая в настоящем принципе, не допускается в качестве доказательств против задержанного или находящегося в заключении лица, если только они не связаны с продолжающимся или планируемым преступлением.
Принцип 19
Задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право на посещение и переписку, в частности, с членами своей семьи, и ему должна быть предоставлена надлежащая возможность общаться с внешним миром при соблюдении разумных условий и ограничений. в соответствии с законом или правовыми актами.
Принцип 20
Если задержанное или находящееся в заключении лицо просит об этом, оно должно, по возможности, содержаться в месте содержания под стражей или в заключении, достаточно близком к его обычному месту жительства.
Принцип 21
1. Запрещается злоупотреблять положением задержанного или находящегося в заключении лица с целью принуждения его к даче признательных показаний, к даче показаний против другого лица.
2. Ни одно задержанное лицо во время допроса не должно подвергаться насилию, угрозам или методам допроса, которые умаляют его способность принимать решения или выносить суждения.
Принцип 22
Ни одно задержанное или находящееся в заключении лицо не может, даже с его согласия, подвергаться каким-либо медицинским или научным экспериментам, которые могут нанести ущерб его здоровью.
Принцип 23
1. Продолжительность любого допроса задержанного или находящегося в заключении лица и промежутки между допросами, а также личности должностных лиц, производивших допрос, и других присутствовавших лиц должны быть зафиксированы и удостоверены в форме, могут быть установлены законом.
2. Задержанное или находящееся в заключении лицо или его адвокат, когда это предусмотрено законом, должны иметь доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящего принципа.
Принцип 24
Задержанному или находящемуся в заключении лицу должно быть предложено надлежащее медицинское обследование как можно скорее после его поступления в место содержания под стражей или в тюрьму, а затем в случае необходимости предоставляется медицинская помощь и лечение. Такой уход и лечение предоставляются бесплатно.
Принцип 25
Задержанное или находящееся в заключении лицо или его адвокат, при соблюдении разумных условий для обеспечения безопасности и порядка в месте содержания под стражей или в заключении, имеют право просить или ходатайствовать перед судебным или иным органом о повторном медицинское обследование или заключение.
Принцип 26
Тот факт, что задержанное или находящееся в заключении лицо прошло медицинский осмотр, имя врача и результаты такого осмотра должным образом регистрируются. Доступ к таким записям должен быть обеспечен. Таким образом, условия должны соответствовать соответствующим нормам внутреннего законодательства.
Принцип 27
Несоблюдение этих принципов при получении доказательств учитывается при определении допустимости таких доказательств против задержанного или находящегося в заключении лица.
Принцип 28
Задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право получать в пределах имеющихся ресурсов, если из открытых источников, разумное количество образовательных, культурных и информационных материалов при соблюдении разумных условий для обеспечения безопасности и порядка в место задержания или заключения.
Принцип 29
1. В целях надзора за строгим соблюдением соответствующих законов и правил места содержания под стражей должны регулярно посещаться квалифицированными и опытными лицами, назначенными и ответственными перед компетентным органом, отличным от непосредственно ответственного органа. администрации места содержания под стражей или лишения свободы.
2. Задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право свободно и в условиях полной конфиденциальности общаться с лицами, посещающими места задержания или заключения в соответствии с пунктом 1 настоящего принципа, при соблюдении разумных условий для обеспечения безопасности и добросовестности. порядок в таких местах.
Принцип 30
1. Виды поведения задержанного или находящегося в заключении лица, представляющие собой дисциплинарные проступки во время содержания под стражей или в заключении, описание и продолжительность дисциплинарного взыскания, которое может быть применено, а также органы, уполномоченные налагать такое наказание, определяются законом или правовыми актами и должным образом опубликованы.
2. Задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право быть заслушанным до принятия дисциплинарного взыскания. Он имеет право обратиться с таким иском в вышестоящие органы для рассмотрения.
Принцип 31
Соответствующие органы должны стремиться обеспечить, в соответствии с национальным законодательством, помощь, когда это необходимо, иждивенцам и, в частности, несовершеннолетним членам семей задержанных или заключенных лиц, и уделяют особое внимание соответствующим опека над детьми, оставленными без присмотра.
Принцип 32
1. Задержанное лицо или его адвокат имеют право в любое время в соответствии с национальным законодательством обратиться в судебный или иной орган с целью обжалования законности его задержания с целью добиться его безотлагательного освобождения, если это незаконно.
2. Производство, указанное в пункте 1 настоящего принципа, должно быть простым и быстрым и бесплатным для задержанных лиц, не имеющих достаточных средств. Орган, производящий задержание, без необоснованной задержки доставляет задержанное лицо в орган, осуществляющий контроль.
Принцип 33
1. Задержанное или находящееся в заключении лицо или его адвокат имеют право обратиться с просьбой или жалобой относительно обращения с ним, в частности в случае применения пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, в органы, ответственные за администрации места содержания под стражей и вышестоящим органам, а при необходимости и соответствующим органам, наделенным полномочиями по пересмотру или исправлению положения.
2. В тех случаях, когда ни задержанное или находящееся в заключении лицо, ни его адвокат не имеют возможности осуществлять свои права в соответствии с пунктом 1 настоящего принципа, член семьи задержанного или находящегося в заключении лица или любое другое лицо, которому известно по делу может воспользоваться такими правами.
3. Конфиденциальность в отношении запроса или жалобы сохраняется, если об этом просит заявитель.
4. Каждый запрос или жалоба должны быть рассмотрены незамедлительно, и на них должен быть дан ответ без неоправданной задержки. Если запрос или жалоба отклонены или, в случае чрезмерной задержки, заявитель имеет право подать ее в судебный или иной орган. Ни задержанному или находящемуся в заключении лицу, ни любому подателю жалобы в соответствии с пунктом 1 настоящего принципа не должно быть нанесено ущерба при подаче просьбы или жалобы.
Принцип 34
Всякий раз, когда смерть или исчезновение задержанного или находящегося в заключении лица происходит во время его задержания или заключения, расследование причин смерти или исчезновения проводится судебным или иным органом либо по собственной инициативе, либо по заявление члена семьи такого лица или любого лица, которому известно об этом деле. Когда того требуют обстоятельства, такое расследование должно проводиться на той же процедурной основе, когда смерть или исчезновение происходят вскоре после прекращения содержания под стражей или заключения. Результаты такого расследования или отчет о нем предоставляются по запросу, если только это не поставит под угрозу текущее уголовное расследование.
Принцип 35
1. Ущерб, причиненный в результате действий или бездействия государственного должностного лица, противоречащих правам, содержащимся в этих принципах, возмещается в соответствии с применимыми правилами или ответственностью, предусмотренной национальным законодательством.
2. Информация, подлежащая регистрации в соответствии с настоящими принципами, должна быть доступна в соответствии с процедурами, предусмотренными национальным законодательством, для использования при требовании компенсации в соответствии с настоящим принципом.
Принцип 36
1. Задержанное лицо, подозреваемое в совершении уголовного преступления или обвиняемое в совершении уголовного преступления, считается невиновным и с ним следует обращаться как с таковым до тех пор, пока его вина не будет доказана в соответствии с законом в ходе публичного судебного разбирательства, на котором ему были предоставлены все гарантии, необходимые для его защита.
2. Арест или содержание под стражей такого лица до следствия и суда осуществляются только в целях отправления правосудия по основаниям, на условиях и в порядке, установленных законом. Наложение на такое лицо ограничений, не являющихся строго необходимыми для целей задержания или предотвращения помех процессу расследования или отправления правосудия, либо для поддержания безопасности и порядка в месте содержания под стражей, запрещенный.
Принцип 37
Лицо, задержанное по уголовному обвинению, должно предстать перед судебным или иным предусмотренным законом органом сразу же после его ареста. Такой орган безотлагательно принимает решение о законности и необходимости задержания. Никто не может содержаться под стражей в ожидании расследования или суда, кроме как по письменному распоряжению такого органа. Задержанное лицо, когда оно доставлено в такой орган, имеет право сделать заявление об обращении с ним во время содержания под стражей.
Принцип 38
Лицо, задержанное по уголовному обвинению, имеет право на судебное разбирательство в разумный срок или на освобождение до суда.