Восприятие это кратко: Восприятие. Что такое «Восприятие»? Понятие и определение термина «Восприятие» – Глоссарий

Содержание

Ощущение и восприятие | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Загрузка…

Ощущение — это психический процесс, связанный с отображением моз­гом отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном дей­ствии на органы чувств.

Это — в первую очередь — важнейший источник наших знаний о природе и о нас самих. О богатстве красок окружающего мира, его зву­ках, запахах, температуре мы узнаём благодаря уже изученным нами органам чувств. Они дают нам возможность ориентироваться в окружающей среде. Если бы у человека внезапно исчезли все органы чувств и связанные с ними ощуще­ния, то, не зная ничего об окружающем мире, он стал бы совсем беспомощным.

Восприятие — это психический процесс отображения человеком пред­метов и явлений природы в целом, в совокупности всех качеств и свойств при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие — более активный процесс, чем ощущение. Воспринимая, мы не только видим, но и рассматриваем, присматриваемся, не только слышим, но и слу­шаем и прислушиваемся. Оно отличается и от такого познавательного процесса, как воображение. Воображение — психический процесс, что заключается в соз­дании человеком чувственно-наглядных образов (представлений) ранее вос­принятых предметов или явлений действительности. Например, однажды уви­дев, то есть почувствовав и восприняв розу, мы можем её представить.

Загрузка…

Человек способен избирательно воспринимать лишь то, что для него более важное и отвечает его биологическим или социальным потребностям, например — профессиональной деятельности. В процессе восприятия имеют значение опреде­лённый опыт и знания человека. Если он уже неоднократно воспринимал какой-то предмет или явление, то подобное будет восприниматься ним быстрее и полнее. Материал с сайта http://worldofschool.

ru

Приведём примеры профессий, где преимущественно развиты определён­ные ощущения и восприятия: в музыкальной деятельности — слуховые, у во­дителя — зрительные, у хирурга — тактильные и зрительные, у спортсмена — ощущение положения тела и его отдельных частей в пространстве.

Восприятие может нарушаться в результате повреждений (травм головы) или болезней, которые поражают кору головного мозга (воспаление, опухоль, кровоизлияние). Такие больные могут не узнавать самых простых предметов. К нарушениям восприятия также относятся иллюзии и галлюцинации.

На этой странице материал по темам:

  • Ощущение и восприятие доклад по биологии

  • Техническое явление восприятие биология

  • Ощущение и восприятии по биологии сообщение

  • Восприятия и ощущения доклад кратко

  • Познание восприятие доклад по биологии

Вопросы по этому материалу:

  • Дайте определение термина «ощущения».

  • Каким является значение ощущений в познании окру­жающего мира?

  • Докажите, что восприятие — бо­лее активный, чем ощущение, психический процесс.

  • В результате чего может нарушаться процесс восприятия?

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru

Что такое синестезия, и почему синий цвет может пахнуть малиной — T&P

Параллели между разными ощущениями интересовали художников и ученых со времен античности. О возможности «общего чувства» рассуждал Аристотель в трактате «О душе», сопоставлением гамм и палитр интересовались Гете и Лейбниц, а французский ученый Луи Бертран Кастель сконструировал цветомузыкальный орган задолго до авангардных экспериментов Скрябина. Но со временем выяснилось, что «цветной слух» — лишь частное и наиболее распространенное проявление загадочного феномена — синестезии. T&P узнали, как его объясняют нейробиологи, передается ли синестезия по наследству и какую пользу могут принести «смешанные чувства».

Что это такое

Синестезия — это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве. Эти качества иллюзорны: органы чувств, обычно отвечающие за их появление, в синестетическом восприятии не участвуют. При этом чувства словно смешиваются: человек может видеть или осязать звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее.

Такое «перекрестное» восприятие может проявляться в двух вариантах. Более интенсивный — когда синестетик действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества параллельно с привычными ощущениями от предметов. Но есть и мягкий вариант — «ассоциативный». когда у человека всплывают стойкие ассоциации на определенный раздражитель, но в качестве абстрактного знания, а не реальных физических ощущений. Отличие таких ассоциаций от обычной игры воображения — в их фиксированности: например, человек на протяжении всей жизни ассоциирует цифру «7» с желтым цветом, а музыку Моцарта — с овалом, в каком бы контексте он с ними не сталкивался.

Виды синестезии

«Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца и буква А, крепкое каучуковое Г, Ж — отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного, а также темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба».

Так описывал свои ощущения от букв русского и французского алфавита синестетик Набоков — в автобиографической повести «Другие берега». Современное исследование профессора Калифорнийского университета Шона Дэя показало, что графемно-цветовые ассоциации («буква-цвет» или «цифра-цвет») — самый популярный вид синестезии: его обнаружили у 62% опрошенных синестетиков (всего в исследовании принял участие 931 человек). На втором месте — связь между отрезками времени и цветами: 21% опрошенных наделяли разными оттенками дни недели и месяцы года. На третьем месте — ассоциации между музыкальными звуками и цветами. Впрочем, «цветной слух» в базовой форме свойственен большинству людей: мы все способны делить музыку на «светлую» и «мрачную». Но в ходе своих исследований Дэй обнаружил и совсем странные случаи: некоторые люди наделяют запахом геометрические фигуры, а цветом — болевые ощущения. Отдельные счастливчики даже испытывают «цветной» оргазм.

Почему это происходит

Нейрофизиологи до сих пор не пришли к единой точке зрения на этот счет. По одной из версий, проводящие нервные пути в мозге синестетика по каким-то причинам теряют миелиновую оболочку, которая играет роль изолятора и предотвращает рассеивание нервных импульсов. В результате, нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают спонтанно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.

«Ференц Лист однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой “играть чуть менее розово” — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука».

По второй версии, в раннем детстве все мы были синестетиками: в мозгу младенца гипотетически могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств. И если гипотеза верна, то цвета, образы, звуки и запахи в восприятии малыша слиты в одно насыщенное, хаотическое целое — но с возрастом эти связи разрушаются и наши ощущения становятся более четкими. А у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.

Но самая популярная гипотеза — модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация. Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука. Это может происходить из-за возникновения аномальных связей между нейронами или неправильной работы нейротрансмиттеров.

По этой модели, синестезия — врожденное качество человека, вызванное мутацией генов. И может передаваться по наследству — что подтверждает биография Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну. Но стоит подчеркнуть, что наследуется лишь способность «смешанного восприятия»: это не значит, например, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами.

Впрочем, есть и скептики, полагающие, что синестезия — это лишь разновидность метафорического мышления, способность творчески проводить параллели между разными вещами. В той или иной степени такое мышление свойственно всем людям и имеет свои паттерны: например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым». Но эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия — ведь для таких параллелей нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами. А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета. Слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» — как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями.

Синестезия — явление непроизвольное: маловероятно, что человек «развидит» цвета нот или перестанет ощущать запахи дней недели по собственному желанию. Так же мала и вероятность стать настоящим синестетиком в середине жизни. Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества.

Впрочем, медицине известны редкие случаи, когда из-за нарушения определенных процессов в мозгу человек приобретал синестетические способности. Самая нашумевшая история произошла с сорокапятилетним жителем Торонто. В 2007 году мужчина пережил инсульт, а 9 месяцев спустя начал испытывать странные ощущения: его стали раздражать слова, написанные определенным цветом, синий начал ассоциироваться с запахом малины, а при звуках главной темы из фильмов «Бондианы» канадец впадал в настоящий экстаз — хотя отнюдь не являлся фанатом Яна Флеминга. Испугавшись, мужчина обратился к врачам. МРТ-сканирование помогло выяснить причину: пострадавший от инсульта мозг пациента пытался восстановиться, формируя хаотичные связи между нейронами.

Жизнь человека, которому для эйфории достаточно пары нот из саундтрека «Бондианы», не лишена прелести. Хотя есть и минусы — непроизвольные ассоциации и ощущения могут мешать сосредоточению. Зато появляются дополнительные механизмы запоминания. Шотландский психолог Джулия Симнер совместно со своими коллегами провела эксперимент — попросила смешанную группу из синестетиков и обычных людей вспомнить даты ряда известных событий 1950—2008 гг. Синестетики называли даты точнее — благодаря тому, что их воспоминания подкреплялись более широким спектром ассоциаций. Некоторым графемно-цветовая синестезия помогает писать грамотно — совершенную орфографическую ошибку им может подсказать «неправильный» цвет слова.

«Опыт синестезии могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества».

Синестезия может помогать и в творчестве — хотя далеко не все литераторы, художники и композиторы, увлеченные темой смешанного восприятия, действительно обладали даром синестезии. В частности, цвето-звуковые ассоциации Рембо, Кандинского и Скрябина, по мнению исследователя Шона Дэя, были вполне произвольными плодами их фантазии. Зато Владимир Набоков, Ван Гог, Дюк Эллингтон и Ференц Лист признаны настоящими синестетиками. Последний однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой «играть чуть менее розово» — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука.

Впрочем, синестезия может повлиять на креативность лишь в определенных пределах — порождаемые ей ассоциации гораздо менее гибки, чем те, что возникают при обычном метафорическом мышлении.

Как помочь науке

В мире существуют официальные ассоциации синестетиков и проекты, занимающиеся исследованием этого феномена. Любой человек, открывший в себе необычные особенности восприятия, может принять в них участие.

Российское синестетическое сообщество

Проект «Синестезия» Бостонского университета

Сайт исследователя синестезии Шона Дэя

Cайт, посвященный тестам на синестезию

Восприятие | Определение, процесс, примеры, различия и факты

неоднозначная картинка

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джордж Беркли Анри Тайфель Макс Вертхаймер Эдвин Герберт Лэнд Джеймс Дж. Гибсон
Похожие темы:
восприятие пространства иллюзия восприятие времени галлюцинация восприятие движения

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

восприятие , у людей процесс, при котором сенсорная стимуляция преобразуется в организованный опыт. Этот опыт, или восприятие, является совместным продуктом стимуляции и самого процесса. Отношения, обнаруженные между различными типами стимуляции (например, световыми волнами и звуковыми волнами) и связанными с ними восприятиями, предполагают выводы, которые можно сделать о свойствах процесса восприятия; теории восприятия затем могут быть разработаны на основе этих выводов.

Поскольку процесс восприятия сам по себе не является публичным или непосредственно наблюдаемым (за исключением самого воспринимающего, чьи восприятия даются непосредственно в опыте), достоверность перцептивных теорий может быть проверена только косвенно. То есть предсказания, полученные на основе теории, сравниваются с соответствующими эмпирическими данными, довольно часто посредством экспериментальных исследований.

Исторически систематическая мысль о восприятии была прерогативой философии. Действительно, восприятие по-прежнему представляет интерес для философов, и многие вопросы, касающиеся этого процесса, которые первоначально поднимались философами, по-прежнему актуальны. Однако как научное предприятие исследование восприятия особенно развилось как часть более широкой дисциплины психологии.

Философский интерес к восприятию в значительной степени связан с вопросами об источниках и обоснованности того, что называется человеческим знанием (см. эпистемологию). Эпистемологи задаются вопросом, существует ли реальный физический мир независимо от человеческого опыта, и если да, то как можно изучить его свойства и как определить истинность или точность этого опыта. Они также спрашивают, существуют ли врожденные идеи или весь опыт возникает в результате контакта с физическим миром, опосредованного органами чувств. Психология по большей части обходит такие вопросы, отдавая предпочтение проблемам, которые могут быть решены ее специальными методами. Однако остатки таких философских вопросов остаются; исследователей по-прежнему интересует, например, относительный вклад врожденных и приобретенных факторов в процесс восприятия.

Однако такие фундаментальные философские утверждения, как существование физического мира, считаются само собой разумеющимися среди большинства тех, кто изучает восприятие с научной точки зрения. Как правило, исследователи восприятия просто принимают кажущийся физический мир в том виде, в каком он описывается в тех разделах физики, которые связаны с электромагнитной энергией, оптикой и механикой. Рассматриваемые ими проблемы относятся к процессу образования перцептов при взаимодействии физической энергии (например, света) с воспринимающим организмом. Дальнейший интерес представляет степень соответствия между восприятиями и физическими объектами, к которым они обычно относятся. Насколько точно, например, зрительно воспринимаемый размер объекта соответствует его физическому размеру, измеренному (например, линейкой)?

Вопросы последнего типа подразумевают, что перцептивные переживания обычно имеют внешние референты и что они осмысленно организованы, чаще всего как объекты. Значимые объекты, такие как деревья, лица, книги, столы и собаки, обычно скорее видятся, чем воспринимаются отдельно, как точки, линии, цвета и другие элементы, из которых они состоят. На языке гештальт-психологов непосредственный человеческий опыт состоит из организованных целых ( Gestalten ), а не из наборов элементов.

Основная цель теории гештальта в 20-м веке состояла в том, чтобы определить мозговые процессы, которые могут объяснить организацию восприятия. Теоретики гештальта, в первую очередь немецко-американские психолог и философ, основоположник гештальт-теории Макс Вертгеймер и немецко-американский психологи Курт Коффка и Вольфганг Келер отвергли существовавшее ранее предположение о том, что перцептивная организация является продуктом усвоенных отношений (ассоциаций), составные элементы которых были названы простыми ощущениями.

Хотя гештальтисты соглашались с тем, что логически можно понимать простые ощущения как составляющие организованные восприятия, они утверждали, что сами восприятия являются основой для опыта. Такого количества дискретных точек (как простых ощущений), например, не воспринимается; восприятие представляет собой пунктирную линию.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Не отрицая, что обучение может играть некоторую роль в восприятии, многие теоретики придерживались позиции, согласно которой перцептивная организация отражает врожденные свойства самого мозга. Действительно, гештальтисты считали восприятие и функции мозга формально идентичными (или изоморфными) настолько, что изучать восприятие — значит изучать мозг. Многие современные исследования в области восприятия направлены на то, чтобы вывести специфические черты функционирования мозга из такого поведения, как отчеты (самоанализ), которые люди дают о своих сенсорных переживаниях.

Все больше и больше таких выводов с удовлетворением согласуются с физиологическими наблюдениями за самим мозгом.

Многие следователи в значительной степени полагались на интроспективные отчеты, считая их объективным описанием общественных событий. Серьезные сомнения по поводу такого использования интроспекции были высказаны в 1920-х годах американским психологом Джоном Б. Уотсоном и другими, которые утверждали, что она дает только субъективные оценки и что восприятия неизбежно являются частным опытом и лишены объективности, обычно требуемой от научных дисциплин. В ответ на возражения по поводу субъективизма возник подход, известный как бихевиоризм, который ограничивает свои данные объективными описаниями или измерениями явного поведения организмов, отличных от самого экспериментатора. Вербальные сообщения не исключаются из рассмотрения до тех пор, пока они трактуются строго как публичное (объективное) поведение и не интерпретируются как буквальные, достоверные описания частного (субъективного, интроспективного) опыта говорящего.

Бихевиористский подход не исключает научного исследования восприятия; вместо этого он скромно отводит событиям восприятия статус умозаключений. Восприятие других явно невозможно наблюдать, хотя их свойства можно вывести из наблюдаемого поведения (вербального и невербального).

Одним из наследий бихевиоризма в современных исследованиях восприятия является сильная зависимость от очень простых реакций (часто невербальных), таких как нажатие кнопки или рычага. Одним из преимуществ этого спартанского подхода является то, что его можно применять к организмам, отличным от человека, и к человеческим младенцам (которые также не могут давать вербальные отчеты). Это ограничение, однако, не отрезает исследователя от богатого набора гипотез о восприятии, вытекающих из его собственных интроспекции. Бихевиоризм не запрещает источники гипотез; он просто указывает, что для проверки этих гипотез должны использоваться только объективные данные.

Бихевиористские методы изучения восприятия склонны минимально обращаться к сложным, субъективным, так называемым высшим психическим процессам, которые кажутся характерными для взрослых людей; таким образом, они имеют тенденцию дегуманизировать перцептивную теорию и исследования. Таким образом, когда внимание ограничено объективными стимулами и реакциями, можно легко провести параллели между восприятием (живыми организмами) и обработкой информации (такими устройствами, как электронно-вычислительные машины). Действительно, именно благодаря этому подходу к обработке информации в настоящее время делаются некоторые из наиболее интригующих теоретических открытий (например, абстрактные модели восприятия). Ожидается, что такие практические приложения, как разработка искусственных «глаз» для слепых, могут возникнуть из этих аналогий человека и машины. Компьютерные машины, которые могут различать визуальные образы, уже созданы, например, те, которые «считывают» кодовые числа на банковских чеках.

Восприятие лица: краткое путешествие по недавним открытиям и текущим направлениям

От редакции

. 2019 апр; 157:1-9.

doi: 10.1016/j.visres.2019.06.005. Epub 2019 14 июня.

Ипек Оруц 1 , Бенджамин Балас 2 , Майкл С. Лэнди 3

Принадлежности

  • 1 Офтальмология и визуальные науки, Университет Британской Колумбии, Канада; Неврология, Университет Британской Колумбии, Канада. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Факультет психологии и Центр визуальной и когнитивной нейронауки, Государственный университет Северной Дакоты, США.
  • 3 Факультет психологии и Центр нейронных наук, Нью-Йоркский университет, США.
  • PMID: 31201832
  • PMCID: PMC7371014
  • DOI: 10. 1016/j.visres.2019.06.005

Бесплатная статья ЧВК

Editorial

Ipek Oruc et al. Видение Рез. 2019 Апрель

Бесплатная статья ЧВК

. 2019 апр; 157:1-9.

doi: 10.1016/j.visres.2019.06.005. Epub 2019 14 июня.

Авторы

Ипек Оруц 1 , Бенджамин Балас 2 , Майкл С. Лэнди 3

Принадлежности

  • 1 Офтальмология и визуальные науки, Университет Британской Колумбии, Канада; Неврология, Университет Британской Колумбии, Канада. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Факультет психологии и Центр визуальной и когнитивной неврологии, Государственный университет Северной Дакоты, США.
  • 3 Факультет психологии и Центр нейронных наук, Нью-Йоркский университет, США.
  • PMID: 31201832
  • PMCID: PMC7371014
  • DOI: 10.1016/j.visres.2019.06.005

Абстрактный

Лица — богатый источник информации об окружающих нас людях. По лицу можно определить личность, душевное состояние, эмоции, намерения, возраст, пол, этническую принадлежность, привлекательность и множество других характеристик человека. Когда восприятие лица нарушается, могут последовать драматические психосоциальные последствия на индивидуальном уровне, как в случае прозопагнотических родителей, которые не могут узнать своих детей в школе. На уровне вида модели социального взаимодействия формируются способностями человека к восприятию лица. Вычислительный подвиг распознавания лиц и черт лица, а также проблемы, которые человеческий мозг преодолевает для достижения этого подвига, очаровали поколения исследователей зрения. В этой статье мы представляем краткий обзор некоторых вех открытия, а также намечаем избранный набор текущих направлений и открытых вопросов по этой теме.

Ключевые слова: диета для лица; Восприятие лица; Распознавание лица; Идентификация; Эффект другой расы.

Copyright © 2019. Опубликовано Elsevier Ltd.

Похожие статьи

  • Распознавание эмоций на лице, траектории сканирования лица и восприятие лица у детей с нейрофиброматозом 1 типа.

    Льюис А.К., Портер М.А., Уильямс Т.А., Бзишвили С., Норт К.Н., Пейн Дж.М. Льюис А.К. и соавт. Нейропсихология. 2017 май; 31(4):361-370. doi: 10.1037/neu0000340. Epub 2017 20 марта. Нейропсихология. 2017. PMID: 28318281

  • Индивидуальные различия в серийной зависимости лицевой идентичности связаны со способностями к распознаванию лиц.

    Тербетт К., Палермо Р., Белл Дж., Бертон Дж., Джеффри Л. Турбетт К. и соавт. Научный представитель 2019 декабря 2; 9 (1): 18020. doi: 10.1038/s41598-019-53282-3. Научный представитель 2019. PMID: 31792249 Бесплатная статья ЧВК.

  • Что типично, то хорошо: влияние типичности лица на воспринимаемую надежность.

    Софер К., Дотч Р., Вигболдус Д.Х., Тодоров А. Софер С и др. Психологические науки. 2015 янв; 26(1):39-47. дои: 10.1177/0956797614554955. Epub 2014 15 декабря. Психологические науки. 2015. PMID: 25512052

  • Истоки развития наивной психологии в младенчестве.

    Пулен-Дюбуа Д., Брукер И., Чоу В. Пулен-Дюбуа Д. и соавт. Adv Child Dev Behav. 2009;37:55-104. дои: 10.1016/s0065-2407(09)03702-1. Adv Child Dev Behav. 2009. PMID: 19673160 Обзор.

  • Обработка лица в младенчестве и за его пределами: случай социальных категорий.

    Куинн П.С., Ли К., Паскалис О. Куинн П.С. и др. Анну Рев Психол. 2019 4 января; 70: 165-189. doi: 10.1146/annurev-psych-010418-102753. Анну Рев Психол. 2019. PMID: 30609912 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Исследовательский анализ нейронных коррелятов взаимодействия человека и робота с функциональной ближней инфракрасной спектроскопией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *