Рамочные принципы прав человека и окружающей среды (2018 год)
В своем докладе (A/HRC/37/59) Специальный докладчик г-н Нокс предложил 16 принципов, касающихся прав человека и окружающей среды, на основании работы системы прав человека в настоящее время.
Предыстория доклада
В своей резолюции 28/11 Совет по правам человека признал сохраняющуюся необходимость прояснения некоторых аспектов обязательств в области прав человека, связанных с окружающей средой. Совет поручил Специальному докладчику продолжать изучать эти обязательства при консультациях с правительствами, механизмами прав человека, организациями гражданского общества и другими. Специальный докладчик представил доклад — который стал кульминацией его пятилетней работы в этой роли — о рамочных принципах по правам ребенка и окружающей среде на 37-ой сессии Совета.
Читать доклад о Рамочных принципах (HRC/37/59) (2018), доступный на 6 официальных языках ООН
Получить иллюстрированную, «удобную для чтения» версию Рамочных принципов*
Читать список избранных источников*, используемых при подготовке Рамочных принципов
16 Рамочных принципов
- Государства обязаны гарантировать безопасную, чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду для того, чтобы соблюдать, защищать и осуществлять права человека.
- Государства обязаны соблюдать, защищать и осуществлять права челове для того, чтобы обеспечить безопасную, чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду.
- Государства должны запретит дискриминацию и обеспечить эффективную защиту против дискриминации во всем, что касается пользования безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой
- Государства должны обеспечить безопасную и благоприятную окружающую среду, в которой отдельные лица, группы или общественные организации, занимающиеся вопросами прав человека и окружающей среды, могли бы действовать, не опасаясь угроз, притеснений, запугиваний или проявлений насилия.
- Государства должны соблюдать и защищать право на свободу выражения мнений, ассоциаций и мирных собраний в отношении экологических вопросов.
- Государства должны заботиться о просвещении и информировании общественности по вопросам окружающей среды.
- Государства должны предоставить общественности доступ к информации по вопросам окружающей среды, путем сбора и распространения сведений, а также обеспечивая приемлемый, эффективный и своевременный доступ к информации любому лицу по запросу.
- Чтобы избежать принятия или санкционирования действий, оказывающих воздействие на окружающую среду и препятствующих полному осуществлению прав человека, государства должны обеспечить предварительную оценку возможных экологических последствий предлагаемых проектов и политики, включая их потенциальное воздействие на осуществление прав человека.
- Государства должны обеспечить возможность и содействовать участию общественности в процессе принятия решений, связанных с окружающей средой, а также учитывать мнения общественности в процессе принятия решений.
- Государствам следует обеспечить доступ к эффективным средствам правовой защиты в случае нарушений прав человека и внутренних законов, касающихся окружающей среды.
- Государства должны устанавливать и поддерживать существенные экологические стандарты, которые не должны быть дискриминационными или регрессивными, и должны соблюдать, защищать и осуществлять права человека.
- Государствам следует обеспечить эффективное применение своих экологических стандартов в отношении государственных и частных субъектов.
- Государства должны сотрудничать друг с другом в создании, поддержании и обеспечении соблюдения эффективных международных правовых рамок для предотвращения, сокращения и устранения трансграничного и всемирного экологического ущерба, который препятствует полному осуществлению прав человека.
- Государствам следует принимать дополнительные меры для защиты прав тех, кто наиболее уязвим к экологическому ущербу или наиболее подвержен такой опасности, принимая во внимание потребности, риски и возможности этих людей.
- Государствам следует гарантировать соблюдение своих обязательств перед коренными народами и членами традиционных общин, в том числе путем:
- Государства должны соблюдать, защищать и осуществлять права человека в ходе своих действий по решению проблем, связанных с окружающей средой и устойчивым развитием.
Презентация Совета по правам человека
Читать заявление* Специального докладчика, сделанное в ходе сессии Совета.
Посмотреть видео интерактивного диалога со странами и другими заинтересованными сторонами* можно по ссылке.
Пресс-релиз
Читать пресс-релиз*, призывающий к всемирному призванию права на безопасную и здоровую окружающую среду.
Принципы
В сегодняшнем лабиринте гуманитарной сферы бывает трудно сориентироваться, это сбивает с толку, но именно здесь проявляется вся важность Основополагающих принципов. 150 лет они служили для нас компасом, определяя наш моральный выбор и практические решения. Основополагающие принципы и сегодня сохраняют свою значимость для оказания гуманитарной помощи и защиты. Мы и впредь должны лелеять их, подтверждать нашу приверженность им и передавать их новым поколениям.
Гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность – эти семь Основополагающих принципов резюмируют этику Движения и лежат в основе его деятельности, направленной на помощь нуждающимся во время вооруженных конфликтов, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
ГуманностьМеждународное движение Красного Креста и Красного Полумесяца старается при любых обстоятельствах предотвращать и облегчать страдания человека.
Данное положение определяет главную цель и миссию движения КК и КП — «Предотвращать и облегчать страдания человека, защищать его жизнь, здоровье и человеческое достоинство».
Здесь важна и роль Национальных Обществ, она заметно расширилась: кроме оказания помощи в условиях вооруженного конфликта, они занимаются оказанием помощи пострадавшим в результате крупных бедствий природного и техногенного характера, активно содействуют предотвращению и ликвидации инфекционных заболеваний и оказывают помощь при массовых вынужденных перемещениях населения. Востребованность в нашей помощи, к сожалению, неустанно растает.
За последние 30 лет число стихийных бедствий возросло в несколько раз. Растет число эпидемий. Различные конфликты и кризисы, сопровождающиеся большим количеством перемещенных лиц, диктуют нам необходимость мобилизовать все большие ресурсы для оказания помощи наиболее уязвимым категориям лиц.
Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооружённых конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера.
Принцип нейтральности имеет исключительное значение в деятельности Национальных Обществ, так как позволяет сохранять и развивать доверительные отношения между сторонами в целях обеспечения доступа к уязвимому населению, нуждающемуся в нашей помощи.
В 2011 году Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца приняла резолюцию, подчеркивающую необходимость обеспечения доступа медицинского персонала, а также сотрудников и добровольцев Красного Креста и Красного Полумесяца к населению в зоне вооруженного конфликта. Именно принцип нейтральности формирует доверие сторон, вовлеченных в конфликт, и предоставляет возможность медицинским службам и Национальным Обществам Красного Креста и Красного Полумесяца осуществлять свои гуманитарные задачи (исключительно при согласии всех заинтересованных сторон).
Именно поэтому мы не вступаем в какие-либо дискуссии и не даем оценок по политическим, идеологическим, религиозным и расовым вопросам, соблюдая нейтральную позицию и сохраняя доверие сторон.
Движение не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь, тех, кто больше всего в этом нуждается.
Основным и непременным условием нашей помощи является её беспристрастный характер: к примеру, в Россию в настоящее время прибывают миллионы мигрантов из разных стран мира. Кому в первую очередь адресована наша помощь? Мигрантам из Кыргызстана, Вьетнама, Афганистана, Бангладеш или Нигерии, представителям тех или иных политических или национальных групп? Мы не выбираем по географическому принципу. Страна, регион или принадлежность к какой-либо национальности, расе, религии или партии для нас не имеет никакого значения, приоритетом являются нужды и потребности человека, и наша помощь предоставляется тем, кто более всего в ней нуждается.
Независимость Движение независимо. Национальные Общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны тем не менее всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Движения.
Принцип независимости также восходит к истокам создания Красного Креста и принятия Женевских конвенций, обозначая роль Национальных Обществ, как независимых структур, которые призваны оказывать помощь правительствам своих стран в решении задач гуманитарного характера.
В данном случае Национальное Общество выступает в качестве партнера государства, обеспечивающего вспомогательную роль. Во всем мире Национальные Общества и органы государственной власти согласовывают свои роли и обязанности в отношении осуществления тех или иных мероприятий (например по борьбе со стихийными бедствиями), программ в области здравоохранения и в социальной сфере, распространения знаний о международном гуманитарном праве и действующем законодательстве о стихийных бедствиях, а также гуманитарных ценностей.
В дополнение к своей роли оказания помощи гражданскому населению во время вооруженных конфликтов, Национальные Общества помогают пострадавшему гражданскому населению и поддерживают в соответствующих случаях медицинские службы вооруженных сил. Эти особые взаимоотношения признаются как в национальном, так и в международном законодательстве, в частности Федеральный закон «Об общественных объединениях» четко регламентирует взаимоотношения государства и общественных организаций, в том числе Российского Красного Креста, основываясь на принципах автономии. Это представляет собой одну из главных характерных особенностей, которые отличают Национальные Общества от неправительственных и других организаций, которые предоставляют гуманитарные услуги.
Необходимо отметить, что вспомогательный статус, это сбалансированное отношение с взаимными обязанностями и обоюдными преимуществами, и существует необходимость в интенсивном диалоге между Национальным Обществом, правительством и его органами власти на всех уровнях для обеспечения правильного понимания потребностей и ограничений друг друга.
В государстве может быть только одно Национальное Общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории государства.
Принцип единства также уходит корнями в положения Женевских конвенций, где указано, что каждое государство создает нейтральную независимую организацию Красного Креста или Красного Полумесяца.
В отличие от обычных неправительственных организаций, Общества Красного Креста или Красного Полумесяца создаются в странах изданием соответствующего государственного акта, в котором и дается ссылка на то, что Национальное Общество создается и функционирует в стране на основе Женевских конвенций.
За 155-летнюю историю Российского Красного Креста, вне зависимости от формы государственного управления, каждое правительство подтверждало и подтверждает приверженность Основополагающим принципам Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, издавая соответствующий государственный акт, в котором указывается, что Российский Красный Крест является единственным Национальным Обществом Красного Креста, осуществляющим деятельность на всей территории страны.
Гуманитарные инициативы Национальных Обществ на международном уровне координируются Международной Федерацией Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. При этом очень важно, что указанная помощь от другого Национального Общества (не на его территории) должна предоставляться с согласия принимающего Национального Общества, на основе оценки нужд и потребностей.
Движение является всемирным. Все Национальные Общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.
Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца является самой крупной гуманитарной сетью в мире, и Международная Федерация объединяет 192 Национальных Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Вне зависимости от уровня развития страны, ее положения в мире, члены Международной федерации Красного Креста и Красного Полумесяца пользуются равными правами.
Каждые два года представители Национальных Обществ собираются вместе на заседание своего высшего органа – Генеральной ассамблеи для обсуждения глобальных гуманитарных вопросов.
Международная солидарность – главный посыл нашей деятельности. Если в какой-то стране случается беда: крупные бедствия, вооруженные конфликты, кризисы, каждое Национальное Общество откликается и готово оказать необходимую помощь.
В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.
Добровольцы — это основа деятельности Национальных Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца во всем мире. Можно сказать, что Анри Дюнан и Николай Пирогов были первыми добровольцами, сплотившими вокруг себя единомышленников для оказания помощи жертвам войны. За свою более чем 155-летнюю историю наше Движение превратилось в крупнейшую в мире гуманитарную сеть, поскольку оно пользуется поддержкой миллионов преданных его идеям добровольцев и приверженных делу сотрудников на местах, охватывая почти каждую страну и территорию в мире. Численное соотношение сотрудников и добровольцев всегда в значительной мере в пользу добровольцев. Российский Красный Крест насчитывает десятки тысяч добровольцев, в то время как оплачиваемый персонал составляет лишь 250–300 человек. Во всем мире сегодня более 13 миллионов активных добровольцев, и их вклад неоценим, ведь они хорошо знают нужды и потребности жителей на местах и всегда готовы прийти на помощь.
Принципы и добродетели — Институт Билля о правах
Введение
Эти принципы и добродетели, полученные на основе изучения человеческой природы, формируют американскую республику с упорядоченной свободой и помогают формировать сознание нации. Вместе эти принципы и добродетели объединяют разных, самоуправляющихся людей в сообщества и способствуют здоровому гражданскому обществу. Продолжение американского эксперимента в области самоуправления требует, чтобы мы знали и понимали эти принципы и практиковали эти добродетели.
Скачать PDF
Понимание принципов
Основы правительства Соединенных Штатов ориентированы на идеи свободы и равенства, сформулированные в традиции естественных прав Джона Локка и других. Эта традиция утверждает, что по природе своего существования люди обладают правами, независимыми от какой-либо государственной или общественной власти. В поддержании этих прав мыслители естественных прав видели наибольшую возможность для людей процветать благодаря свободе управлять своей собственной жизнью. Люди сохраняют свою свободу и права через формальные государственные институты и неформальные общественные традиции и институты. Это обслуживание требует, чтобы люди были бдительны и информированы, чтобы гарантировать, что эти институты направлены на их правильные цели. Именно понимание этих фундаментальных принципов легло в основу разработки Конституции Соединенных Штатов и Билля о правах. Содержащиеся ниже принципы определяют средства защиты, встроенные в Конституцию для этой цели. Понимая эти принципы, мы, люди, можем лучше защищать и продвигать свободу и возможности для всех.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Американский режим построен на философском фундаменте, который служит аргументом в пользу конституционной республики. На приведенном выше рисунке показана логика этого аргумента. Список не является исчерпывающим, но дает отправную точку для исследования американского эксперимента в области самоуправления.
Естественные права и фонды
Это философские принципы, лежащие в основе структуры управления Соединенных Штатов.
Естественные/неотъемлемые права: Права, которые принадлежат людям по своей природе и могут быть справедливо ограничены только в рамках надлежащей правовой процедуры. Примерами являются жизнь, свобода и собственность.
Свобода: Способность думать и действовать так, как считает нужным, без ограничений, за исключением законов природы и вмешательства в чьи-либо права.
Равенство: Все люди имеют такие же права, как и люди, на естественные права и обращение в соответствии с законом.
Справедливость: Политический порядок, который одинаково защищает права всех и обращается со всеми одинаково в соответствии с законом.
Согласие и республиканское правительство
Эти принципы республиканизма обеспечивают основу, на которой поддерживается суверенитет народа в рамках правительства.
Правление большинства/права меньшинства: Законы принимаются с согласия большинства, но не нарушают неотъемлемых прав меньшинства.
Согласие управляемого/народного суверенитета: Власть правительства исходит от народа.
Демократия: Форма правления, при которой высшая власть основывается непосредственно на волеизъявлении народа.
Республика: Конституционная форма правления с выборными представителями, которые представляют, «уточняют и расширяют» волю народа.
Ограниченное правительство
Чтобы сохранить власть правительства в надлежащем объеме, правительство должно быть ограничено и обеспечивать защиту граждан от произвола власти.
Верховенство закона: Правительство и граждане подчиняются одним и тем же законам независимо от политической власти. Эти законы должны быть стабильными и справедливо применяться.
Надлежащая правовая процедура: Правительство должно одинаково применять законы и правила ко всем людям.
Конституционные/вспомогательные меры
Чтобы удерживать правительство в этих ограниченных рамках, должны существовать правила, связывающие как отдельных граждан, так и действия правительства.
Разделение властей: Каждая из ветвей власти имеет право ограничивать полномочия других ветвей и не допускать, чтобы какая-либо ветвь стала слишком могущественной.
Сдержки и противовесы: Конституционные полномочия распределяются между ветвями власти, что позволяет каждой ограничивать применение полномочий других ветвей и предотвращать расширение власти какой-либо ветви.
Федерализм: Национальные правительства и правительства штатов имеют баланс отдельных и совместных полномочий. Народ делегирует определенные полномочия национальному правительству, в то время как штаты сохраняют за собой другие полномочия; и за народом сохраняются все полномочия, не делегированные органам управления.
Билль о правах
В качестве последнего средства защиты от злоупотреблений со стороны правительства поколение основателей систематизировало список прав, которые, по их мнению, были необходимы для поддержания их конституционной структуры управления.
Свобода вероисповедания: Право беспрепятственно выбирать религию или форму вероисповедания, если таковые имеются; свобода совести.
Свобода слова, печати и собраний: Право свободно выражать свое мнение устно или письменно и право собираться с другими в группы по своему выбору без произвольных или необоснованных ограничений.
Частная собственность: Естественное право всех людей создавать, получать и контролировать свое имущество, убеждения, способности и мнения, а также плоды своего труда.
ДОБРОДЕТЕЛЬСТВА И ПОРОКИ
Поддержание нашего республиканского правительства требует, чтобы люди были бдительными, информированными и добродетельными, следя за тем, чтобы правительственные учреждения были направлены на достижение их истинных целей. Хорошие привычки или добродетели способствуют самоуправлению и помогают гарантировать, что сообщества ориентируются на продвижение духа общей цели. Список этих гражданских добродетелей приведен здесь.
Добродетели
Мужество: Способность предпринимать конструктивные действия перед лицом страха или опасности. Быть твердым человеком с характером и делать то, что правильно, особенно когда это непопулярно или подвергает человека риску.
Честь: Демонстрация хорошего характера и надежность.
Смирение: Признание того, что невежество человека намного больше, чем его знание. Ставить других впереди себя в мыслях, словах и делах. Готовность отдать должное другим и признать свою неправоту.
Честность: Говорить правду, разоблачать неправду и выполнять свои обещания.
Справедливость: Защита справедливости и справедливости. Уважение прав и достоинства всех.
Умеренность: Избегание излишеств или крайностей.
Благоразумие: Практическая мудрость, которая применяет разум и другие добродетели для определения правильного курса действий в конкретных ситуациях.
Уважение: Уважение и защита равных прав и неотъемлемого достоинства всех людей, включая себя.
Ответственность: Действовать на основе здравого суждения о том, что правильно, а что неправильно, даже если это непопулярно. Люди должны заботиться о себе, своих семьях и своих согражданах/других в гражданском обществе и республике и проявлять бдительность, чтобы сохранить свою свободу и свободу других.
Пороки
Трусость: Неспособность предпринять конструктивные действия перед лицом страха или опасности. Отсутствие твердости или убежденности.
Презрение: Демонстрация пренебрежения, презрения или неуважения к кому-либо или чему-либо, достойному действия или восхищения.
Неумеренность (Экстремизм): Чрезмерное или экстремальное действие. Отсутствие сдержанности.
Бесчестие: Неспособность продемонстрировать хороший характер, честность и вводящие в заблуждение действия.
Самообман: Действия, основанные на убеждении, что ложная идея или ситуация верны. Быть введенным в заблуждение или обманутыми идеями, которые ставят под угрозу человечность других, и движениями, которые несправедливы.
Несправедливость: Наносить вред другим, применяя неравные правила и нанося ущерб неотъемлемым правам и достоинству других.
Высокомерие: Чрезмерная гордость, тщеславие и высокомерие, которые обычно приводят к трагическому падению.
Неосторожность: Действия без осторожности или заботы о последствиях. Недостаток мудрости, соответствующий ситуации.
Безответственность: Действовать по недальновидности или не оправдать доверие других к вам.
Рамочные принципы прав человека и окружающей среды
Рамочные принципы прав человека и окружающей среды
профессора Джона Нокса, опубликованные в 2018 году
Настоящие Рамочные принципы прав человека и окружающей среды [. ..] устанавливают основные обязательства государств в соответствии с законодательством о правах человека, поскольку они относятся к наслаждению безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой.
У каждого Принципа есть комментарий, который развивает его и разъясняет его значение. Многие из обязательств, описанных в Рамочных принципах и комментариях, основаны непосредственно на договорах или обязательных решениях судов по правам человека, в то время как другие основаны на заявлениях органов по правам человека, которые имеют полномочия толковать право прав человека, но не обязательно принимать обязательные решения.
Хотя не все государства официально приняли все эти нормы, согласованность интерпретаций органов по правам человека является убедительным свидетельством сходящихся тенденций к большей единообразности и определенности в применении права прав человека к окружающей среде.
Эти тенденции также подтверждаются практикой государств, в том числе в международных документах по охране окружающей среды и перед органами по правам человека. В результате Рамочные принципы должны быть приняты как отражение действующего или формирующегося международного права в области прав человека.
- Рамочный принцип 1 — Государства должны обеспечивать безопасную, чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду, чтобы уважать, защищать и осуществлять права человека.
- Рамочный принцип 2 — Государства должны уважать, защищать и соблюдать права человека, чтобы обеспечить безопасную, чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду.
- Рамочный принцип 3 — Государства должны запрещать дискриминацию и обеспечивать равную и эффективную защиту от дискриминации в отношении пользования безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой.
- Рамочный принцип 4 — Государства должны обеспечить безопасную и благоприятную среду, в которой отдельные лица, группы и органы общества, занимающиеся вопросами прав человека или окружающей среды, могут действовать без угроз, преследований, запугиваний и насилия.
- Рамочный принцип 5 — Государства должны уважать и защищать права на свободу выражения мнений, ассоциаций и мирных собраний в связи с вопросами окружающей среды.
- Рамочный принцип 6 — Государства должны обеспечить образование и информирование общественности по вопросам окружающей среды.
- Рамочный принцип 7 — Государства должны обеспечивать доступ общественности к экологической информации путем сбора и распространения информации и предоставления доступного, эффективного и своевременного доступа к информации любому лицу по запросу.
- Рамочный принцип 8 — Во избежание осуществления или санкционирования действий с воздействием на окружающую среду, которые мешают полному осуществлению прав человека, государства должны требовать предварительной оценки возможного воздействия предлагаемых проектов и политики на окружающую среду, включая их потенциальное влияние на осуществление прав человека. прав человека.
- Рамочный принцип 9 — Государства должны обеспечивать и облегчать участие общественности в принятии решений, связанных с окружающей средой, и учитывать мнение общественности в процессе принятия решений.
- Рамочный принцип 10 — Государства должны обеспечить доступ к эффективным средствам правовой защиты от нарушений прав человека и внутреннего законодательства, касающихся окружающей среды.
- Рамочный принцип 11 — Государства должны устанавливать и поддерживать существенные экологические стандарты, которые не являются дискриминационными, нерегрессивными и иным образом уважают, защищают и осуществляют права человека.
- Рамочный принцип 12 — Государства должны обеспечить эффективное соблюдение своих экологических стандартов в отношении государственных и частных субъектов.
- Рамочный принцип 13 — Государства должны сотрудничать друг с другом в создании, поддержании и обеспечении соблюдения эффективных международно-правовых рамок для предотвращения, сокращения и устранения трансграничного и глобального экологического ущерба, который препятствует полному осуществлению прав человека.
- Рамочный принцип 14 — Государствам следует принимать дополнительные меры для защиты прав тех, кто наиболее уязвим или подвержен особому риску причинения вреда окружающей среде, принимая во внимание их потребности, риски и возможности.
- Рамочный принцип 15 — Государства должны обеспечить выполнение своих обязательств перед коренными народами и членами традиционных общин, в том числе путем:
- Признания и защиты их прав на земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели, занимали или б/у;
- Консультации с ними и получение их свободного, предварительного и осознанного согласия перед их переселением или принятием или одобрением любых других мер, которые могут затронуть их земли, территории или ресурсы;
- Уважение и защита их традиционных знаний и обычаев в отношении сохранения и устойчивого использования их земель, территорий и ресурсов;
- Обеспечение справедливого и равноправного распределения выгод от деятельности, связанной с их землями, территориями или ресурсами.