Принципы какие бывают: 7 принципов жизни, о которых должен знать каждый ребенок

Содержание

Жизненные принципы сильной женщины

Жизнь непредсказуема, но все-таки несколько важных принципов в ней выделить можно. Вполне возможно, что следуя этим советом, ты сделаешь свою жизнь более комфортной для себя самой.

Теги:

Асия

Женская психология

умные женщины

принципы

Getty Images

ТЕБЕ НЕ НУЖНО РАЗРЕШЕНИЕ НА ТО, ЧТОБЫ НАКОНЕЦ ВОПЛОТИТЬ В ЖИЗНЬ ЖЕЛАЕМОЕ

Когда Тина Силинг, автор книги «Сделай себя сам», читает лекции о предпринимательстве, в аудитории Стэнфордского университета нет свободных мест. На занятиях она призывает не ждать, пока кто-то авторитетный (или не очень) одобрит наше решение сделать важный шаг. «У вас априори есть разрешение на то, чтобы
экспериментировать, смотреть на мир по-новому, прокладывать собственный путь, проверять границы своих способностей, проигрывать и пытаться сделать что-то снова.

Это наше естественное право, а не что-то, данное нам свыше или извне».

НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН

Потому что никто не появился на свет ради того, чтобы жить для другого. Этот принцип сильной женщины хорошо объяснил инвестиционный аналитик Гарри Браун – нет, не в финансовой статье, а в письме к своей дочери. На Рождество 1966 года он вместо книжек и игрушек подарил девочке мудрость: в этом мире ничего, даже любовь, нельзя принимать как должное. «Никто не живет для тебя, потому что никто тобой не является. Ты можешь прочувствовать только свое собственное счастье, так что организовывать его ты тоже должна самостоятельно». Если не думать о том, сколько тебе всего причитается, можно выработать мощнейший иммунитет против разочарований. Отсутствие ожиданий – основа жизни, полной чудес и удивления».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ПЛОХИХ ЛЮДЕЙ ГОРАЗДО МЕНЬШЕ, ЧЕМ МЫ ДУМАЕМ

Бизнес-консультант Александр Левитас убежден: если дать покупателям бессрочную возможность вернуть покупку в магазин, невиданной добротой продавца воспользуется не более 2% клиентов. Тех, кто ведет себя нечестно (и отдает себе в этом отчет), на самом деле не так много. Все остальные если и совершают по-настоящему плохие поступки, то не со зла, а от личного стремления к счастью.

НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЕМ ВСЕ РАВНО, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ, ЧЕМ ВЛАДЕЕШЬ И КАК ЖИВЕШЬ

В жизни нам встречаются два типа людей. Первый – те, кому наплевать: на наши успехи, провалы, несчастья. Сама заработала на машину? Молодец. Стала директором крупной фирмы? Хорошо. «Ну и что? Зато у меня…» Таких – подавляющее большинство. А вот тех, кому не все равно, единицы. Правда, им куда интереснее, кто ты есть, а не что ты делаешь и имеешь. И если уж тебе довелось познакомиться с таким человеком, постарайся его не потерять. Из-за остальных нет никакого смысла волноваться. Как выразился писатель Дэвид Фостер Уоллес, «вы перестанете беспокоиться, что другие думают о вас, когда поймете, как редко они это делают». 

САМАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ – «ОКО ЗА ОКО»

Приятно осознавать, что ты добрая девочка, но все время подставлять левую щеку, когда тебя бьют по правой, все же вредно для личного благополучия и здоровья. Лучше пользуйся принципом настоящей женщины, рациональность которого доказана математически. «Око за око» – так называлась программа философа и психолога Анатолия Рапопорта, обыгравшая все остальные на компьютерном турнире по поиску самой эффективной стратегии поведения. Ее алгоритм состоял из двух шагов: начинать с сотрудничества, а затем повторять действие противника. Если оппонент делал что-то хорошее, программа Рапопорта отвечала взаимностью, но подставы никогда не спускала. Принцип «Добро должно быть с кулаками» применим и в жизни умной женщины. Не нападай первой, покажи на деле, что готова сотрудничать. Поступай так же, как и с тобой: добром на добро, ударом на удар. Будь готова простить раскаявшихся и вновь продолжить сотрудничество.

ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ ДРУГАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ СКАЗАТЬ ЧТО-ТО ОБИДНОЕ

Прежде чем произнести резкую или неприятную реплику, задай себе три вопроса: «Это добрые слова?», «Это правдивые слова?», «Это необходимые слова?» Если не можешь ответить утвердительно, воспользуйся советом Плутарха: «Гнев в момент его зарождения легко одолеть молчанием». Нагнетая негатив, ты не приносишь в мир абсолютно ничего хорошего. 

У КАЖДОГО ИЗ НАС ЕСТЬ РОЛЬ, И НЕОПРАВДАННАЯ СМЕНА ОБРАЗА МОЖЕТ ВЫЙТИ БОКОМ

Психолог Алексей Капранов объясняет: «Роль – это ответы на вопросы «Кто я?», «С позиции кого я сейчас действую?». Каждая ситуация требует своей маски, и где бы ты ни была, ты непременно кем-то являешься: в университете – студенткой, с родителями – дочерью. И есть две опасности: ты застреваешь в роли не к месту, или ты надеваешь одновременно несколько противоречащих друг другу масок. Из-за этого возникает чувство усталости и вины. Чтобы вовремя выйти из роли, ее надо осознать или воспользоваться методом «стоп-техника». Например, ты получила нагоняй на работе, но, выйдя из офиса, тут же снимаешь маску работника и входишь в роль, скажем, уверенной девушки.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРОМУ ТЫ ДОЛЖНА НРАВИТЬСЯ, – ТЫ САМА

Другие люди никогда не определят, насколько достойной и ценной личностью ты являешься.

Почему? Большинство понятия не имеет, насколько ценны сами по себе. Они позволяют обстоятельствам, людям или даже знакам свыше определять, чего стоят. Не позволяй вешать на себя ярлыки. Прими за аксиому принцип женщин «Я достаточно хороша». Вот что говорит Уэйн Дайер, автор книг по саморазвитию с многомиллионными тиражами: «Ваша самооценка не должна опираться на мнение других. Вы достойный человек уже потому, что сами так считаете».

НЕ БОЙСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ, ТЕБЕ ТОЧНО ПОНРАВИТСЯ. СТРАХ УКАЗЫВАЕТ НА ТО, ЧТО НАМ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВАЖНО И ДОРОГО

Захватывающие события обычно пугают: начать свое дело, родить ребенка, выступить на сцене. «Страх – это нормально, — заверяет Марк Макгиннесс в книге «Несмотря ни на что». — Чем больше мечта, тем сильнее опасения». Со страхом можно смириться, а потом победить его опытом. Чем чаще что-то делаешь, тем меньше боишься. Вот он, женский принцип жизни!

КАК БЫ УБЕДИТЕЛЬНО НИ ЗВУЧАЛИ АРГУМЕНТЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, НИКТО НЕ ЗНАЕТ, КАК ПРАВИЛЬНО (ДАЖЕ МЫ)

Блогер Ризван Асим говорит, что люди видят мир так, как думают о нем. Мы смотрим на происходящее через призму собственного детства, воспитания, родительского одобрения или наказания взрослых. Каждый, с кем ты говоришь, делится мнением, приправленным фактами, а не фактами, приправленными мнением. Отделяй реальность от вымысла, личный взгляд – от доказательства. Бери только то, что нужно тебе,
и не бойся ошибаться. Как говорит Ирина Хакамада, «если не знаешь, что делать, делай то, что знаешь. А не то, что советуют». В конце концов, за свою жизнь отвечаешь только ты.

Урок 2. Основные принципы дидактики

В прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке.

Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей.

 

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип целенаправленности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип наглядности
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип прочности
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

  • Наличие системы теоретических знаний у учащихся
  • Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
  • Аргументированность действий и практических выводов наукой

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

  • Должен учитываться образовательный уровень учащихся
  • Должны учитываться познавательные возможности учащихся
  • Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
  • Должны учитываться возрастные особенности учащихся
  • Должны учитываться потребности и интересы учащихся

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

  • Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
  • Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
  • Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

  • Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
  • Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике

Принцип наглядности

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств.

 

Требования принципа наглядности:

  • Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
  • Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
  • Объём наглядности должен определяться целенаправленно
  • Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
  • Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
  • Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
  • К оформлению наглядности должны применяться психологические требования
  • Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

  • Весь учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность
  • В процессе обучения должен быть дан ответ на вопрос, когда, где и каким образом в жизни можно применять полученные знания

Требования принципа сознательности и активности:

  • Учебный процесс должен быть двусторонним
  • Педагог обязан вызывать у учащихся желание к самостоятельной и творческой работе
  • В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
  • Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
  • Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

  • Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
  • Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
  • Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
  • В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом.

 

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

  • Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная
  • В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
  • В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
  • В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность
  • В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т. д.

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».

Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.

е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) – в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент

Второе основоположение гласит:

  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше и быстрее, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

  • Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы – учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

  • Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
  • Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
  • Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
  • Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
  • Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т. д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.