Холодная война ее причины, события и кризисы кратко (Таблица)
Холодная война — это состояние экономической, идеологической и «полувоенной» конфронтации между двумя системами (социализмом и капитализмом), между двумя державами США и СССР и их союзниками, противостояние длилось почти пол века.
Таблица холодная война ее причины, события, итоги
Манифест противостояния |
5 марта 1946 г. — речь У. Черчилля «Мускулы мира» в городе Фултон (США): призвал западные страны бороться с «экспансией тоталитарного коммунизма», цель: «отбрасывание коммунизма» |
Причины холодной войны |
1. Политические: — Опасение дальнейшего распространения влияния СССР и США. — Наличие во всём мире сторонников двух систем (социализма и капитализма). — Необходимость сплочения перед лицом угрозы со стороны противоположного лагеря. 2. Экономические: — Борьба за ресурсы, рынки сбыта продукции. — Ослабление экономической мощи противника в ходе военнополитического противостояния. 3. Военные: — Страх перед военной мощью противника. — Обеспечение преимуществ в случае начала третьей мировой войны. 4. Идеологические: — Не допускать знакомства населения стран против ника с привлекательными сторонами жизни чуждого общества. — Тотальная борьба коммунистической и либерально-буржуазной идеологий |
Формы, способы ведения войны |
— Противостояние военнополитических блоков: НАТО и ОВД — Поддержка своих сторонников: у США — ЗЕС, у СССР — СЭВ — Борьба за влияние в странах третьего мира — Гонка вооружений (создание атомной бомбы) — Влияние на экономику противника — Многочисленные локальные и региональные конфликты (война во Вьетнаме, раскол Германии, война в Корее) — Психологическая обработка населения по неприязни к противнику |
Основные события холодной войны |
05 марта 1946 г. — выступление У. Черчилля в Фултоне. Английский политик призвал к укреплению капитализма и сдерживанию социализма. |
12 марта 1947 г. — “Доктрина Трумэна”. Президент США в документе заявил о “сдерживании коммунизма”. |
|
Апрель 1947 г. — США предложили «план Маршалла»: оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в войне, в зависимости от их политической ориентации |
|
1948 г. — создание союзными США странами Западно-европейского союза (ЗЕС) |
|
Январь 1949 г. — создание Совета Экономической взаимопомощи(СЭВ) между странами: Чехословакия, Румыния, Венгрия, Болгария, Польша. |
|
Апрель 1949 г. — создание НАТО для противостояния СССР. |
|
Август 1949 г. открытое заявление о создании атомной бомбы в СССР. |
|
В 1949 году произошло раздел Германии на ФРГ и ГДР; |
|
1946 -1949 гг. Гражданская война в Китае. Причиной стало идеологическое противостояние двух систем. Победу одержала коммунистическая партия, образовалась КНР. |
|
1946 -1954 гг. — война Вьетнама за независимость (1946–1954). Вьетнам разделен: Южный Вьетнам (проамериканский), Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ)) (просоветский) |
|
1950 -1953 гг. Война в Корее, противостояние Южной и Северной Кореи. Основной целью было объединение в единое государство. |
|
1953 г. — смерть Сталина, смена партийного аппарата в СССР. |
|
1956 г. — восстание в Венгрии против действующего режима. Руководство СССР с помощью оружия подавили конфликт, что привело к обострению Холодной войны. |
|
1959 г. – визит Хрущева в США. |
|
Август 1961 г. Возведение Берлинской стены. |
|
1962 г. — Карибский кризис. Событие, которое практически привело к развязыванию открытого конфликта между СССР и США. После переворота на Кубе к власти пришел Фидель Кастро, который открыто пропагандировал социализм. По приказу Хрущева на Кубу были доставлены советские ракеты. США потребовали вывезти, так как чувствовали явную угрозу, кроме того, в ответ на это направили свои ракеты в сторону СССР. С 22 по 28 октября продлилось противостояние, после чего Хрущев вывел ракеты. Угроза ядерной войны была отведена. |
|
1968 г. “Пражская весна” — восстание против социалистического режима. Как и в Венгрии СССР ввели войска в страну, после чего мятеж был подавлен, но действия Советского Союза вызвали недовольство во всем мире. Событие привело к большой критике СССР. |
|
1972 г. — подписание ОСВ-1 и ПРО. Договоры, где оговаривалось обязательное сокращение ракет и других наступательных вооружений СССР и США сроком на 5 лет. |
|
1975 г. — съезд в Хельсинки. Важнейшее событие периода разрядки. В совещании приняли участие все страны Европы. По итогу были достигнуты два главных соглашения: свобода СМИ в СССР и снятие запрета въезда и выезда из Советского Союза. |
|
1979- 1989 гг. война в Афганистане. Новое обострение конфликта. Советские войска выступили в поддержку режима в стране, против СССР вели борьбу моджахеды, которых поддерживали американцы и НАТО. Один из самых жестоких военных конфликтов, который ускорил распад СССР. | |
1983 г. — американцы вновь размещают ракеты в Европе, что приводит к новой гонке вооружений. |
|
1985 г — приход к власти в СССР М.С. Горбачева и его политика “Перестройки”. |
|
1989- 1990 гг. — падение Берлинской стены и объединение ФРГ с ГДР. |
|
1989- 1990 гг. Бархатные революции в Европе. Отказ от социализма мирным путем. |
|
25 декабря 1991 г. — распад СССР. Окончание Холодной войны. |
Кризисы холодной войны
Кризисы холодной войны |
Даты |
Характер кризиса и участники |
Степень участия СССР/РФ |
Гражданская война в Китае |
1946-1950 гг |
Участники: гоминьдан (Китайская националистическая партия) Коммунистическая партия Китая КПК |
На стороне гоминьдана США. На стороне КПК СССР. Соединения и части ВВС и ПВО СССР, военные специалисты |
Война в Корее |
1950-1953 гг |
Попытка объединения Кореи. Участники Корейская Республика и 18 стран (члены ООН) — КНР, КНДР, и СССР |
Помошь КНДР со стороны СССР и Китая советниками, специалистами, войсками и военной техникой |
Венгерский кризис |
1956 г |
Движение за совершенствование социализма. Инициатор — часть венгерского коммунистического руководства. |
Созданная группировка советских войск ликвидировала вооруженные выступления антиправительственных сил |
Война в Лаосе |
1960-1970 гг |
Гражданская воина. Участники: королевские войска против сил Патриотического фронта Лаоса |
Из СССР в Лаос направлялись военные советники и специалисты |
Разминирование территории Алжира |
1962-1964 гг |
|
СССР и ряд арабских стран в ходе войны и в последующие годы оказывали военно-политическую помошь алжирским партизанам. После войны в 1962-1964 гг. большая группа саперов разминировала территорию Алжира |
Карибский кризис |
1962-1964 гг |
Попытка США задушить Кубинскую революцию. Участники СССР, Куба и США |
Оперативная группировка советских войск и специалисты с 1960 по 1991 г. оказывали помощь кубинской стороне в обучении кубинских воинов и создании регулярной армии Кубы |
Гражданская война в Йемене |
1962-1969 гг |
Межплеменные распри. Участники: проанглийская администрация Саны против мятежных племен |
Для переброски из Египта в Йемен вооружения использовались советские транспортные самолеты с экипажами. |
Война во Вьетнаме |
1965-1974 гг |
На начальном этапе — борьба партизан Национального фронта освобождения Южного Вьетнама при поддержке ДРВ за объединение страны. Участники Южный Вьетнам США против НФОЮВ, ДРВ |
Регулярные части и подразделения советских зенитно-ракетных войск применялись на стороне ДРВ против американской авиации, советские военные консультанты |
Война в Афганистане |
1979- 1989 гг |
Борьба маджахедов и режима страны. Участники СССР, США, НАТО. |
Советские войска поддерживали режим в стране, против СССР вели борьбу моджахеды, которых поддерживали американцы и НАТО. |
____________
Источник информации:
1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.
2. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.
3. Отечественная история 9 -20 вв. Справочные материалы. / — СПб.: 2004.
Локальные конфликты второй половины ХХ – начала XXI в.
Мы уже говорили о том, как происходило становление биполярного мира после окончания Второй мировой войны. Называли его характерные признаки. Противостояние двух политических систем – Востока и Запада – шло по всем направлениям: экономическому, политическому, идеологическому. Образовывались военные блоки (крупнейшие из них – ОВД и НАТО), невиданные размеры приняла гонка вооружений. До глобальной войны дело, к счастью не дошло, хотя несколько раз мир находился буквально у последней черты.
Наибольшую опасность представлял, пожалуй, Карибский кризис. Ответом на наращивание ядерного потенциала Запада вблизи границ СССР (в Европе и Турции) стало размещение советских ракет на Кубе.
Тогда, первый и единственный раз в истории США, президент Джон Кеннеди отдал приказ о повышении боевой готовности до второго уровня. Всего таких ступенек в шкале готовности вооружённых сил Соединённых Штатов пять. Пятая соответствует мирному времени. Первая должна объявляться буквально накануне крупного военного конфликта с применением оружия массового поражения.
В октябре 1962 года военные советники предложили Кеннеди начать вторжение на Кубу. Трудно себе представить последствия такого шага. В
1990-е годы стало известно, что командующий советскими войсками на Кубе имел полномочия на применение ядерного оружия в качестве ответной меры. Лидеры СССР и США смогли сделать шаг навстречу друг другу. Советские ракеты выводились с «острова Свободы». США гарантировали, что военного вторжения на Кубу не будет.
Но такое прямое противостояние двух супердержав – всё же исключительный случай в послевоенной истории. Чаще борьба происходила в локальных конфликтах, когда США и Советский Союз поддерживали противоборствующие стороны.
Что такое локальная война? Это военные действия между двумя, иногда большим количеством государств, которые ведутся на сравнительно небольшой территории. Цели, ради которых затеваются боевые действия, известны ещё до их начала. Как правило, в таких конфликтах не применяется оружие массового поражения. Хотя бывают и исключения.
Так, во время Ирано-иракской войны 1980–1988 годов применялось химическое оружие. Самой крупной по масштабу жертв стала газовая атака Ирака против курдского городка Халабджа.
Официальных данных по последствиям этой трагедии не публиковалось. По неофициальным – приблизительно пять тысяч человек погибли, несколько десятков тысяч остались инвалидами.
Некоторые локальные войны со временем перерастают в региональные. В качестве примера можно привести войну в Персидском заливе 1990–1991 годов. Она началась с нападения Ирака на Кувейт. Но затем в него вмешались другие государства. Коалиция многонациональных сил выступила в защиту суверенитета Кувейта.
Их основу составляли американские части, а всего в операции «Буря в пустыне» приняли участие 44 государства.
Локальные конфликты – одно из проявлений «холодной войны». Особенно это было заметно во время Корейской и второй Вьетнамской войн.
Ещё в августе 1945 года США и СССР договорились о разделе Кореи на зоны оккупации после капитуляции Японии. Граница между ними должна была пройти по 38-й параллели.
Выборы, проведённые под контролем оккупационных администраций, привели к власти разные политические силы: коммунистов во главе с Ким Ир Сеном на Севере, и прозападную коалицию Ли Сын Мана на Юге. В итоге образовалось два государства – Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея.
Оба режима были полны решимости объединить Корею под свой властью. 25 июня 1950 года северокорейские войска перешли границу. Их наступление складывалось очень успешно. Через три дня был захвачен Сеул. А к середине августа армия КНДР контролировала 90 % территории Южной Кореи.
Совет Безопасности ООН дал санкцию на оказание военной помощи Республике Корее.
Войска ООН (большую их часть составляли американские военнослужащие) переломили ход войны. В середине сентября они перешли в контрнаступление. 20 октября пал Пхеньян. Занятие всей территории Корейского полуострова было вопросом времени.
Но практически разгромленная северокорейская армия получила мощную поддержку. Советское командование ограничилось действиями в воздухе.
Более активное вмешательство в Корейскую войну грозило её перерастанием в войну с США. Известно, что командующий американских ВВС в этом регионе получил приказ нанести ядерный удар по военным базам в Сибири в случае участия СССР в корейском конфликте. Так что советские лётчики не должны были подлетать ближе, чем на 100 километров, к линии фронта. А американцы делали вид, что не замечают советской активности в воздухе.
Правительство КНР не стояло перед подобным выбором. И в конце октября 270-тысячная армия «китайских народных добровольцев» (так это официально называлось) перешла в наступление. Войска ООН потерпели несколько поражений. В начале января 1951 года Сеул вновь перешёл под контроль Северной Кореи. Командующий войсками ООН американский генерал Дуглас Макартур открыто настаивал на применении ядерного оружия. Но президент США Трумэн эту идею не поддержал.
Летом 1951 года ситуация зашла в тупик. Добиться окончательной победы сколь-нибудь разумной ценой не представлялось возможным. В июле 1953 года военные действия были остановлены. 38-я параллель стала демаркационной линией, за которую были отведены войска. Но мирный договор стороны так и не смогли подписать.
По похожему сценарию развивалась вторая Вьетнамская война.
Вьетнам после получения независимости тоже оказался разделённым на два государства. Граница между ними проходила по 17-й параллели. На Севере была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам во главе с лидером коммунистов Хо Ши Мином. На Юге создана Республика Вьетнам. Её главой стал поддержанный США Нго Динь Зьем. История повторялась почти со стопроцентной точностью.
Во Вьетнаме должны были быть проведены всеобщие свободные выборы. На них и определилось бы, каким быть объединённому государству. Но южновьетнамские власти отказались от их проведения. Часть населения начала партизанскую войну против правительства. Её поддерживали северовьетнамские коммунисты, отправляя на юг «военных советников». Был создан Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (Вьетконг).
Для поддержки южновьетнамского режима США начали наращивать своё военное присутствие. 2 августа 1964 года произошёл так называемый «Тонкинский инцидент» – бой между американским эсминцем и северовьетнамскими торпедными катерами в Тонкинском заливе.
Он стал поводом для начала военных действий США против Северного Вьетнама. На пике войны во Вьетнаме находилось более полумиллиона американских военнослужащих. Военные действия велись как против армии Северного Вьетнама, так и против партизан-вьетконговцев на юге. Для «зачистки» территорий применялись самые варварские методы, включая напалмовые бомбы и распыление гербицидов для уничтожения растительности.
Затянувшаяся война, растущие потери вызывали массовые протесты в Соединённых Штатах. В 1969 году на президентских выборах победил Ричард Никсон, который заявлял о необходимости завершить военные действия «почётным миром». Ставка была сделана на «вьетнамизацию» войны – усиление армии Южного Вьетнама и вывод американских частей.
В январе 1973 года были подписаны Парижские мирные соглашения. Для США Вьетнамская война завершилась. Но не для Вьетнама. Бои продолжались ещё два года. До тех пор, пока 30 апреля 1975 года коммунисты не подняли своё знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне.
Вьетнам стал единым государством. В отличие от Кореи, где продолжалось острое противостояние Севера и Юга. Особенно опасный характер оно приобрело после того, как КНДР стала ядерной державой.
Первое ядерное испытание было проведено в этой стране в октябре 2006 года. В 2017 году Северная Корея испытала межконтинентальные баллистические ракеты и проинформировала о наличии на вооружении водородной бомбы.
Не уступает корейскому по своей продолжительности арабо-израильский конфликт.
Противостояние арабских стран и сионистского движения началось ещё в конце XIX века. Сионизм – политическое движение, которое выступало и выступает за территориальное объединение еврейского народа. На его исторической родине – в Израиле. Оттуда евреи были изгнаны ещё во времена Римской империи.
История эта достаточно долгая, поэтому сразу перейдём к её концу. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о разделе Палестины для провозглашения на её территории двух государств – еврейского и арабского. Иерусалим, где находятся святыни нескольких религий, должен был стать международным городом под патронажем Организации Объединённых Наций.
Еврейские организации этот план приняли, и в мае 1948 года было провозглашено государство Израиль.
Лига же арабских государств отвергла резолюцию ООН. В ноябре 1947 года началась первая арабо-израильская война. Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен в мае 1948 года ввели свои войска в Палестину. Их целью было «сбросить Израиль в море». Но сделать этого не удалось. К моменту прекращения огня в начале 1949 года под контроль Израиля перешло 1300 квадратных километров территории, выделенной для создания арабского государства. Территория Иерусалима была поделена между Израилем, Трансиорданией и Египтом.
Беженцами стали около 600 тысяч арабов (приводятся и другие цифры).
Первая война не стала единственной. Ближний Восток превратился в регион, который постоянно лихорадит. Это происходило и во время «холодной войны», когда в конфликт вмешивались обе сверхдержавы, и после её окончания.
Суэцкий кризис в октябре 1956 – марте 1957 года.
Англия, Франция и Израиль начали военные действия против Египта после национализации правительством Гамаля Абдель Насера Суэцкого канала. Против агрессии – редкий случай – выступили одновременно и СССР, и США.
Шестидневная война 1967 года.
Военно-воздушные силы Израиля разгромили авиацию арабской коалиции, после чего последовал быстрый разгром её сухопутной армии.
Война на истощение (1967–1970 годы). Она была начата Египтом для возращения Синайского полуострова, захваченного Израилем.
Война Судного дня в 1973 году. Две Ливанские войны (1982 и 2006 годы). Палестинская интифада – восстание на занятых Израилем арабских территориях.
Израильские операции в Секторе Газа.
Ещё один регион, локальные конфликты в котором не связаны с «холодной войной» – Персидский залив. Мы уже говорили о Ирано-иракской войне и конфликте между Ираком и Многонациональными силами из-за захвата Кувейта в 1991 году. В 2003 году с вторжения сил США и их союзников для свержения режима Саддама Хусейна началась война в Ираке.
Военные действия в этой стране велись до конца 2011 года.
С 1947 продолжается индо-пакистанский конфликт – борьба между Индией и Пакистаном за штат Кашмир и другие пограничные территории. С конца 1970-х годов стабильно нестабильным регионом остаётся Афганистан.
В январе 2015 года начались военные действия против боевиков движения Талибан. С 1984 года продолжается противостояние правительства Турции и сторонников независимого Курдистана. В марте 2015 года ряд арабских государств во главе с Саудовской Аравией вмешался во внутренний конфликт в Йемене.
Это лишь некоторые из примеров локальных конфликтов второй половины ХХ – начала XXI века. Выясните, где военные действия продолжаются до сих пор. И подумайте над вопросом о причинах локальных войн и возможности их предотвращения.
Сколько холодных войн нужно, чтобы возникла «новая»?
Термин «холодная война» нелегко определить, что делает проблематичным его все более широкое использование в качестве определения для любого конфликта между великими державами. Когда объявляется любая «новая» холодная война, о чем именно идет речь в отношении «старой» холодной войны?
Традиционно в великом повествовании о холодной войне конфликт изображался в бинарных терминах, сосредоточенных вокруг идеологических различий, разделявших капиталистический Запад и коммунистический Восток. Тем не менее, эта дихотомия холодной войны не всегда была так очевидна для тех, кто с ней столкнулся. Как предполагает антрополог Хеоник Квон в Другая холодная война , это был глобальный конфликт, но это не означало, что опыт тех, кого он затронул, был одинаковым.
Хотя бесспорно, что и Холодная война действительно имела место, то, что это означало и как это интерпретировалось, зависело от соответствующего местного контекста. В частности, в Юго-Восточной Азии многие из этих переживаний холодной войны были переплетены с национализмом и деколонизацией.
Такая интерпретация холодной войны становится еще более сложной, если сместить объектив с эшелонов политической элиты на людей на местах. Например, Майкл Соньи в своей книге Остров холодной войны: Quemoy on the Front Line исследует, как основные события холодной войны трансформировались в политику, которая повлияла на повседневную жизнь жителей небольшого острова Jinmen (мандаринское название Quemoy), контролируемого тайваньцами остров недалеко от материкового Китая.
Что поразительно в исследовании Соньи, так это то, что, хотя местные жители, безусловно, испытали на себе побочные эффекты более широкой холодной войны, они не обязательно считали себя активными участниками международного дела. Опираясь на устные рассказы и местные записи, он вместо этого показывает, что конфликт воспринимался на местном уровне по отношению к их непосредственным противникам на материковой части Китая. Тем не менее, факт опыта остается. Между 1954 и 1958 г., Цзиньмэнь подвергся серии интенсивных артиллерийских обстрелов с материковой части Китая, что привело к значительным человеческим жертвам и повреждениям, а впоследствии остров подвергся процессу милитаризации, инициированному гоминьдановским режимом (Гоминьдан), который превратил его в виртуальный гарнизон, процесс, который пронизывал и затрагивал все аспекты жизни на острове. В этом смысле холодная война была 90 005 пережитым 90 006 , даже если она не была осознана когнитивно.
Это противоречие между местным опытом и великим повествованием о холодной войне, возможно, лучше всего объяснено историком Масуда Хадзиму. В своей книге Горнило холодной войны: корейский конфликт и послевоенный мир Масуда намекает на сконструированную природу конфликта. Чтобы «фантазия» времен холодной войны превратилась в «реальность», необходима была сознательная поддержка не только политической элиты, но и тех, кто снизу. Дело в том, что, хотя принято подчеркивать влияние политики, задуманной сверху, Масуда напоминает нам, что коллективный опыт определяется не только политикой, но и динамически взаимодействует друг с другом.
Например, весь Китай не просто «покраснел» в 1949 году. Процесс консолидации победившей Коммунистической партии Китая (КПК) был более постепенным и продолжал сталкиваться с различными формами сопротивления, которые требовали как компромисса, так и принуждения. управлять. Государственный левиафан — грозный зверь, но он также является продуктом (относительного) консенсуса даже в авторитарных режимах. Таким образом, коммунистический мир состоял из различных оттенков красного, и нельзя недооценивать влияние и влияние местных массовых движений в ходе внутренней рационализации.
Перспективы, сформировавшие этот опыт, тоже не были статичными. Они формировались как внутренними, так и внешними силами с течением времени, постоянно развиваясь по мере взаимодействия с новыми перспективами. Впоследствии опыт каждого общества был уникальным, наполненным своим особым колоритом. Возможно, в этом отношении правильнее думать о холодной войне как о состоящей из ряда взаимосвязанных 90 005 региональных холодных войн 90 006 , действующих одновременно под эгидой центрального нарратива, но индивидуально отличных друг от друга.
Кроме того, склонность меньших держав проявлять свободу воли, часто используя в своих интересах структурную биполярность Холодной войны, означала, что, хотя существовал всеобъемлющий великий нарратив Холодной войны, то, что подпадало под него, представляло собой множество независимых повествовательных нитей, независимо созданных авторами каждого независимого субъекта и часто контекстуализируется в региональном, а не глобальном контексте.
В конечном счете, концептуализация холодной войны не является монолитной, и, как предполагает Квон, если холодная война была «и глобальным, и локальным конфликтом, инструмент для понимания ее истории должен быть соответствующим образом отточен, т. е. помещая каждый локальный опыт в более широкие реляционные термины по отношению к другому конкретному опыту».
Поэтому всякий раз, когда объявляется очередная «новая» холодная война, соответствующим ответом должен быть вопрос , какая холодная война служит точкой отсчета.
Новостная статья – Центр исследований в области безопасности
Эта статья была опубликована на внешней странице. call_made by the external page. Женевский центр политики безопасности (GCSP) call_made in May 2016. что продолжает определять международную систему?
Холодная война разделила Европу и мир на две противоположные сферы влияния на четыре с половиной десятилетия. Появление Соединенных Штатов в качестве доминирующего международного актора после Второй мировой войны было обусловлено соперничеством с Советским Союзом, которое, в свою очередь, определило их новую глобальную позицию на основе соперничества с Америкой. Необходимость холодной войны стала определять внешнюю и оборонную политику сверхдержав на десятилетия. В то время как историки согласны с тем, что холодная война является важной главой в бурной истории двадцатого века, среди аналитиков существует гораздо меньше консенсуса относительно актуальности биполярного конфликта в наши дни. Иными словами, актуальна ли «холодная война» сегодня или это была лишь преходящая, хотя и важная, историческая фаза? Есть ли наследие холодной войны, которое продолжает определять международную систему?
В этой статье утверждается, что биполярный конфликт сформировал международную систему способами, которые все еще очень актуальны сегодня. Легкость, с которой западные комментаторы говорят о «новой холодной войне» с Россией — будь то в контексте кризиса на Украине или конфликта в Сирии, — свидетельствует о стойком представлении о неотъемлемом и глубоко укоренившемся соперничестве между Вашингтоном и Москвой. . Менталитет недоверия времен холодной войны, по-видимому, определяет язык, используемый для описания России, которая до сих пор рассматривается как международный актор, чьи амбиции и цели не разделяют Соединенные Штаты и остальной западный мир, пусть и неоднозначно определяемый.
В дополнение к устойчивому менталитету холодной войны и легко возрождающейся риторике наследие холодной войны и его актуальность для современной политики вращаются вокруг как минимум трех более ощутимых элементов: (i) ядерных арсеналов бывших сверхдержав и связанного с ними контроля над вооружениями. и договоры о нераспространении, заключенные во время холодной войны; (ii) локальные конфликты или интервенции, которые возникли во время холодной войны, но последствия и разветвления которых сохраняются и сегодня; (iii) продолжающееся присутствие и актуальность международных институтов, таких как Европейский Союз и НАТО, истоки которых уходят в раздел Европы времен холодной войны.
Ключевые моменты
- Помимо легко всплывающей риторики о «новой холодной войне», когда речь идет об отношениях западного мира с Россией, биполярный конфликт (1945-1989 гг.) сформировал международную систему ощутимыми способами, которые остаются сегодня очень актуально.
- Конкретное наследие холодной войны вращается вокруг трех элементов: ядерного оружия и связанных с ним договоров о контроле над вооружениями и нераспространении; локальные конфликты с длительными последствиями; и международные институты, которые продолжают играть ключевую роль и сегодня.
- Нынешнюю нестабильность в горячих точках мира — от Корейского полуострова до Афганистана — невозможно понять и наметить будущие курсы без обращения к холодной войне в поисках корней и причин сегодняшних дилемм.
- Основные институты, которые управляют «Западом» — НАТО и ЕС — уходят своими корнями в биполярную эпоху, а характерное для них чувство общности, принадлежности и общих ценностей формировалось на протяжении десятилетий.
1. Договоры о ядерном оружии и контроле над вооружениями
На заре ядерной эры Соединенные Штаты надеялись сохранить монополию на ядерные технологии и ядерное оружие. Однако через четыре года после взрыва ядерных бомб в Хиросиме и Нагасаки Советский Союз испытал свое первое ядерное устройство, развязав гонку ядерных вооружений. В течение 1950-х годов Соединенные Штаты расширили свои программы создания ядерного оружия, стремясь компенсировать предполагаемую неполноценность обычных вооружений в Европе, полагаясь на доктрину массированного возмездия. Таким образом, ядерное сдерживание стало определять оборонительную позицию сверхдержав, а MAD (гарантированное взаимное уничтожение) стало определяющей чертой холодной войны.
Гонка вооружений между Соединенными Штатами и Советским Союзом побудила другие крупные державы искать собственные независимые средства ядерного сдерживания, что привело к первоначальному ограниченному распространению ядерного оружия. Великобритания (1952 г.), Франция (1960 г.) и Китайская Народная Республика (1964 г.) фактически испытали свои собственные ядерные устройства, и ядерное оружие стало, казалось бы, постоянным элементом международной системы.
Однако после кубинского ракетного кризиса 1962 года, когда сверхдержавы были в опасной близости от обмена ядерными ударами, Вашингтон и Москва начали первые переговоры о контроле над вооружениями, чтобы уменьшить вероятность ядерной войны в будущем. Это постепенное снижение напряженности между сверхдержавами привело к успешному заключению многостороннего Договора о нераспространении ядерного оружия (1968) и начало переговоров об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) между США и Советским Союзом.
Во время переговоров по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) распространение ядерного оружия грозило еще большей дестабилизацией международной системы, поскольку аналитики предсказывали, что 20-25 государств получат ядерное оружие в течение 20 лет. Толчком к ДНЯО была, по сути, необходимость предотвратить появление в мире множества государств, обладающих ядерным оружием. Ядерное сдерживание времен холодной войны между США и СССР было опасным, но стабильным. Наличие большего числа государств, обладающих ядерным оружием, умножило бы риски просчетов, аварий, несанкционированного применения оружия и увеличило бы вероятность эскалации от обычной войны к ядерной в случае конфликта.
Источник: www.armscontrol.org
Заморозив ситуацию в том виде, в каком она была в конце 1960-х годов, переговоры, по сути, основывались на сделке между государствами, не обладающими ядерным оружием, которые согласились никогда не приобретать ядерное оружие, и пятью государствами, обладающими ядерным оружием, которые в обмен согласились поделиться технологию мирного использования ядерного оружия и добиваться ядерного разоружения, чтобы в конечном итоге ликвидировать свои ядерные арсеналы. ДНЯО был подписан 19 июля.68 и вступил в силу в марте 1970 года. Из первоначальных 40 подписавших государств, необходимых для вступления договора в силу, в настоящее время участниками договора являются 190 государств. Хотя первоначально он был рассчитан на ограниченный срок в 25 лет, стороны договорились о бессрочном продлении действия договора на обзорной конференции 1995 года.
Сегодня подавляющее большинство государств являются участниками ДНЯО. Однако к договору так и не присоединились четыре государства-члена ООН – Индия, Пакистан, Израиль и Южный Судан (отделившийся от Судана лишь в 2011 году). Северная Корея присоединилась к договору в 1980-х годов, но объявила о выходе в 2003 году. Из государств, не являющихся участниками ДНЯО, испытания ядерного оружия провели трое – Индия (1974 г.), Пакистан (1998 г.) и Северная Корея (2006 г.). Вместо этого Израиль придерживается политики так называемой ядерной двусмысленности, не подтверждая и не отрицая обладания ядерным оружием (но широко распространено мнение, что он обладает ядерным оружием).
Параллельно с многосторонними переговорами, которые привели к подписанию ДНЯО, Соединенные Штаты и Советский Союз начали двусторонние переговоры об ограничении размера своих ядерных арсеналов. Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) начались в конце 1960-е годы и привели к подписанию двух знаковых договоров в 1972 и 1979 годах. Хотя договоры ОСВ-1 и ОСВ-2 закрепили постоянно высокий уровень ядерных вооружений, они инициировали процесс контроля над вооружениями, который, несмотря на неудачи, никогда не прерывался. Договоры ОСВ, по сути, заложили основу для переговоров по сокращению ядерных вооружений (СНВ) — соглашений, достигнутых между США и Россией в эпоху после окончания «холодной войны».
Как ДНЯО, так и американо-советско-российские соглашения имели и продолжают иметь много проблемных моментов. Критики ДНЯО подчеркивают важность международного сообщества в предотвращении распространения ядерного оружия в государствах, не являющихся участниками договора, а также сложность контроля за исключительно мирным характером ядерных программ, на примере Ирана в этом контексте. , будучи образцовым. Кроме того, государства, не обладающие ядерным оружием, заявили, что, хотя их сторона «сделки» была соблюдена, по существу потворствуя миру с «имущими и неимущими», государства, обладающие ядерным оружием, не выполняли свои договорные обязательства во всех случаях. аспекты, связанные с ядерным разоружением. С момента подписания договора прошло почти пятьдесят лет, а мир до сих пор трудно представить без ядерного оружия. Стратегии национальной безопасности государств, обладающих ядерным оружием, по-прежнему открыто полагаются на ядерное оружие как на важнейший элемент своей защиты.
Вместо этого американо-российские соглашения подвергаются критике за то, что они позволяют бывшим сверхдержавам иметь чрезмерное количество ядерного оружия. Несмотря на резкое сокращение размера своих ядерных арсеналов — сейчас он составляет менее одной пятой по сравнению с разгаром гонки вооружений в 1960-х годах — Соединенные Штаты и Россия по-прежнему обладают более чем достаточным количеством стратегических боеголовок для сдерживания ядерного нападения. они оба все еще обновляют и модернизируют свои системы доставки. Если бы это оружие применялось, пусть даже «ограниченно», результат был бы катастрофическим.
Несмотря на многие проблемные аспекты ДНЯО и тысячи единиц ядерного оружия, все еще находящихся в арсеналах США и России, эти соглашения продолжают определять международную систему и сегодня. ДНЯО остается единственным договором, который регулирует распространение ядерного оружия, в то время как двусторонние американо-российские договоры предусматривают механизмы проверки, которые поддерживают уровень вооружений под контролем и не позволяют обеим сторонам разрабатывать больше вооружений в будущем.
2. Локальные конфликты и вмешательство сверхдержав
С начала 1950-х годов «порядок» холодной войны стабилизировал раскол Европы, и биполярное соперничество вышло за пределы старого континента и стало все более глобальным. Этому процессу способствовал ядерный баланс террора между сверхдержавами, который заставлял Вашингтон и Москву избегать прямой конфронтации. Поэтому локальные конфликты приобрели большее значение в мировой борьбе за влияние и господство.
Первым сигналом того, что холодная война вышла за пределы Европы, стала эскалация напряженности на Корейском полуострове. Во время Второй мировой войны Корея была освобождена от японских войск как войсками США, вторгшимися в страну с юга, так и советскими войсками, вторгшимися с севера. Линия разделения между ними была отмечена 38-й параллелью. Когда холодная война стала доминировать в отношениях между двумя бывшими союзниками, Корея, как и Германия, оставалась разделенной.
В 1947 году вопрос о Корее был передан на рассмотрение недавно созданной Организации Объединенных Наций. Были проведены выборы и созданы два государства, каждое из которых находилось в сфере влияния США (Южная Корея) и Советского Союза (Северная Корея). Однако в попытке воссоединить страну в июне 1950 года поддерживаемый Советским Союзом Север напал на Юг, тем самым начав Корейскую войну.
В США шаг Северной Кореи был воспринят как подтверждение советских экспансионистских амбиций. Это восприятие спровоцировало эскалацию и дальнейшую милитаризацию холодной войны. Фактически, всего за несколько месяцев до Корейской войны вновь созданная Китайская Народная Республика и Советский Союз заключили союз, который Соединенные Штаты и западный мир рассматривали как слияние двух коммунистических «гигантов» в сильный и угрожающий блок. . Таким образом, необходимость остановить продвижение Северной Кореи и объединение Кореи под властью коммунистического правительства стала символом глобальной борьбы между Востоком и Западом, капитализма против коммунизма.
После нескольких месяцев боев спонсируемые ООН (но в основном американские) силы оттеснили северокорейцев за 38-ю параллель, восстановив прежний статус-кво. Линия перемирия в июле 1953 года снова разделила две Кореи и их противоположные политические системы. Это та же самая линия перемирия, которая и сегодня продолжает разделять Корейский полуостров.
В то время как ситуация в Корее переросла в открытую войну, в ряде других стран США и Советский Союз боролись за влияние более тонкими, хотя и не менее дестабилизирующими способами. Примером вмешательства Америки с долгосрочными последствиями было решение поддержать 1953 государственный переворот в Иране, свергнувший демократически избранное правительство во главе с Мохаммедом Мосаддыком и укрепивший власть шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Мосаддык бросил вызов британскому и американскому влиянию, национализировав англо-иранскую нефтяную компанию, чтобы позволить Ирану получать более справедливую долю своей прибыли. Мосаддык был отстранен от власти в результате организованного ЦРУ переворота, который в Вашингтоне оценили как слишком левый и недостаточно соответствующий интересам Запада.
Карта разделенной Кореи, источник: www.authentichistory.com
Хотя в случае с Ираном продвижение советского или вдохновленного Советами влияния было только предполагаемым (и оказалось ошибочным), интервенции Москвы в других так называемых странах третьего мира были реальными и вызвали американскую реакцию разного рода. Страны, которые считались периферийными по сравнению с центральными районами холодной войны, такими как Ангола, стали важными для Вашингтона из-за усиления марксистского влияния, прямо или косвенно спонсируемого Советским Союзом. Как выразился госсекретарь США Генри Киссинджер, «важна была не внутренняя важность Анголы», а «значения для советской внешней политики и долгосрочных отношений между Востоком и Западом».[1] Соответственно, США оказали помощь. антикоммунистические группировки и пытались уравновесить приток советского оружия в конфликт в Анголе до тех пор, пока Конгресс США не проголосовал против, который сразу после падения Сайгона хотел избежать иностранного вмешательства, которое вызвало бы ситуацию, подобную вьетнамской ( даже если вмешательство носило тайный характер, как, например, в Анголе).
Гражданская война в Анголе вызвала в Вашингтоне тревогу по поводу советских экспансионистских амбиций в странах третьего мира, подтвержденных (с точки зрения США) несколькими годами позже в контексте эфиопско-сомалийской войны в Огадене (1977-1978). Советский Союз фактически открыто вмешался в только что установленный марксистский режим в Эфиопии, предав своего бывшего союзника Сомали. В ответ Соединенные Штаты начали оказывать помощь сомалийскому диктатору Саиду Барре, по сути, осуществив отказ от союзов, чтобы противостоять предполагаемому советскому экспансионизму в стратегически важном районе — Индийском океане, Аденском заливе, Красном море и, в конечном счете, весь ближневосточный регион.
Ходившая в Вашингтоне в конце 1970-х идея о советском генеральном плане по завоеванию портов теплой воды в Персидском заливе, казалось, была подтверждена вторжением в Афганистан в декабре 1979 года. После иранской революции и ухода Шаха ранее в том же году Соединенные Штаты потеряли своего главного союзника в регионе и главный оплот против советского проникновения в Персидский залив. По этой причине администрация Картера была полна решимости заблокировать продвижение Советского Союза в этом районе. Стремясь заставить Советы заплатить высокую цену за свое вмешательство, США инициировали тайную программу помощи антисоветским боевикам в Афганистане, моджахедам («воинам Бога»). Программа была продолжена и расширена в годы правления Рейгана и стала величайшей тайной операцией в истории ЦРУ.
Во всех этих случаях соперничество сверхдержав, разыгравшееся на так называемой периферии, имело долгосрочные региональные последствия, большинство из которых до сих пор находят отклик. Соучастие США в свержении Мосаддыка и последующая поддержка шаха Ирана на долгие годы омрачили американо-иранские отношения и сыграли роль в укреплении стойких антиамериканских настроений Исламской Республики Иран. Гражданская война в Анголе длилась десятилетиями, пока не закончилась холодная война, разрушив инфраструктуру страны и экономические предприятия. В то время как Эфиопии удалось осуществить конституционный переход после падения режима Менгисту в начале XIX в.В 90-е годы судьба Сомали была куда более бурной. За изгнанием Саида Барре последовала гражданская война, когда различные фракции контролировали части страны, но так и не создали центральное правительство. В начале 1990-х годов Сомали классифицировали как «несостоявшееся государство», и нестабильность, фракционность, бедность и слабые государственные институты продолжают характеризовать страну и сегодня. В Афганистане советский уход оставил страну опустошенной и разделенной, которая сначала погрузится в гражданскую войну, а затем станет свидетелем подъема и консолидации исламского экстремизма с появлением Талибана в начале 19 века. 90-е. Более того, поддержка США исламских боевиков-моджахедов косвенно способствовала росту транснационального исламского терроризма, который позднее 11 сентября 2001 г. резко нацелился на саму Америку. общая нестабильность, которая оказалась благодатной почвой для роста и расширения террористических сетей. В этом виновата не только холодная война, но и то, что сверхдержавы, ослепленные своим соперничеством великих держав, не замечали, а иногда и использовали проблематичные местные реалии. Но нельзя понять нынешнюю динамику и наметить будущие курсы, не обратившись к холодной войне в поисках корней и причин сегодняшних дилемм.
3. Институты – НАТО и ЕС
Хотя холодная война затронула весь мир, ее истоки были в разделении Европы после Второй мировой войны. Освобождение от нацистской оккупации разделило континент. Присутствие западных и советских сил постепенно трансформировалось в сферы влияния, поскольку холодная война стала определять отношения между Западом во главе с Соединенными Штатами и Советским Союзом. Хотя президент США Франклин Рузвельт надеялся сотрудничать со Сталиным в послевоенном урегулировании и восстановлении Европы, после его смерти отношения с Москвой резко ухудшились. Запад интерпретировал разные сигналы – от Сталина 1946 речь о «неизбежности конфликта», к затруднениям в сотрудничестве по Германии и оккупации Восточной Европы — как демонстрация советской неуступчивости и агрессивности. В марте 1946 года бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль классно уловил ощущение надвигающейся холодной войны, заявив:
«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике над континентом опустился железный занавес. За этой линией лежат все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София; все эти знаменитые города и население вокруг них находятся в том, что я должен назвать советской сферой, и все они в той или иной форме подвержены не только советскому влиянию, но и очень высокой, а в некоторых случаях возрастающей степени контроля со стороны Москвы. .”[2]
Чтобы противостоять восприятию надвигающейся советской угрозы в Европе, западный лагерь объединился, чтобы сформировать различные институты, которые обеспечили бы его сплоченность как с экономической, так и с военной точки зрения. Первая координация европейской экономической политики была введена для управления программой восстановления Европы (которая стала известна как план Маршалла, названный в честь государственного секретаря США Джорджа Маршалла). Затем, чтобы преодолеть опасения возрождения Германии и в то же время наметить путь к восстановлению Германии (жизненно важному для возрождения всего континента), министр иностранных дел Франции Робер Шуман предложил создать наднациональный орган для контроля над производством. стали и угля во Франции и Германии, открытой для членства в других странах. Европейское объединение угля и стали было создано в 1951, с шестью государствами-членами (Франция, Западная Германия, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург). Это заложило основу для создания Европейского экономического сообщества в 1957 году, поскольку принцип наднационализма был распространен на другие секторы европейской экономики. ЕЭС создала общий рынок и таможенный союз; более тесный союз между народами Европы; и в целом объединение ресурсов для укрепления мира.
Хотя Соединенные Штаты контролировали и поощряли экономическую интеграцию Европы, они должны были оставаться старшим партнером во всех аспектах, связанных с военной обороной. Отметив важный поворотный момент в истории американской внешней политики, которая до этого, по словам Джорджа Вашингтона, избегала «запутанных союзов», в 1919 г.48 Сенат США принял резолюцию (названную в честь сенатора Артура Вандербурга), которая позволяла Соединенным Штатам принимать участие в постоянных региональных соглашениях, если и когда они непосредственно касались защиты американской национальной безопасности. Это подготовило почву для подписания Североатлантического договора год спустя. Затем, по мере эскалации холодной войны (вследствие, прежде всего, взрыва советской атомной бомбы и начала войны в Корее), страны-участницы договора согласились создать постоянную организацию НАТО, первоначально базировавшуюся в Париже, и усилить свою военную интегрированную структуру.
Хотя и НАТО, и Европейский союз (созданный Маастрихтским договором 1992 г., который значительно расширил полномочия ЕЭС, включая создание единой европейской валюты), очевидно, превратились в организации с иными мандатами по сравнению с их истоками, это важно помнить, что оба института были неразрывно связаны с холодной войной. Именно в то время, когда европейские страны и США разделяли восприятие общей угрозы, создавались, укреплялись и расширялись трансатлантические связи. В то время как аналитики предсказывали распад НАТО после окончания холодной войны (поскольку его основная миссия, казалось, испарилась), альянс не только остался на месте, но и приветствовал новые государства-члены, таким образом расширившись за счет включения многих бывших «врагов». распавшегося Варшавского договора.
Карта расширения НАТО, Источник: www.cfr.org
Обновленный НАТО и гораздо более крупный ЕС остаются сегодня ключевыми игроками в международной системе, свидетельствуя о прочном наследии связей и институтов, созданных во время холодной войны.
4. Выводы
Последний советский лидер Михаил Горбачев представлял реформированный и более открытый Советский Союз, который мог бы стать частью новой общеевропейской структуры, которую он назвал «общим европейским домом». Это по своей сути отражало идею установления тесных связей между Советским Союзом и тогдашним Европейским сообществом в период перехода к эпохе после окончания «холодной войны». События доказали, что Горбачев ошибался. Распад Советского Союза не привел к созданию новой европейской структуры, включающей Россию (и бывшие советские республики). Наоборот, НАТО расширилась на постсоветское пространство темпами, непредвиденными и неожиданными даже для Запада. Таким образом, можно утверждать, что не только холодная война, но и то, как закончилась холодная война, оказали долгосрочное негативное влияние на отношения западного мира с Россией.
Чрезмерная легкость, с которой современные наблюдатели возвращаются к представлениям о «новой холодной войне», свидетельствует не только о сохранении врожденного менталитета времен холодной войны, но и об отсутствии новой структуры, определяющей международную систему. Однако актуальность холодной войны сегодня заключается не в простых и часто ошибочных аналогиях. Современная международная система радикально отличается от биполярной, а вызовы государственной безопасности, все чаще уходящие корнями в негосударственных акторов и транснациональные силы, носят совершенно иной характер по сравнению с — во многом более просто определяемыми — вызовами Холодной Эпоха войны.
Актуальность холодной войны, напротив, основывается на конкретных проблемах, которые продолжают определять международную систему, таких как ядерное оружие, проблематичные региональные конфликты и продолжающееся присутствие трансатлантических институтов, таких как НАТО и Европейский Союз. Эти институты на протяжении десятилетий создавали ощущение общих ценностей и общих идеалов. Даже когда интересы расходились как внутри Европейского союза, так и между некоторыми европейскими государствами и Соединенными Штатами, эти трансатлантические связи сохранялись, свидетельствуя о сохраняющемся чувстве принадлежности к широко определенному «Западу», отличному и отличному от « остальные.