Принятие себя психология: Три уровня принятия себя | PSYCHOLOGIES

Три уровня принятия себя | PSYCHOLOGIES

120 811

Познать себяСлушать своё тело

Первый уровень

Быть на своей стороне, то есть быть за себя

В самом фундаментальном смысле самопринятие связано с установкой на самоценность, которая коренится в том факте, что я живу и осознаю. Это акт самоутверждения, своего рода естественный эгоизм, от рождения данный каждому человеку. Но все мы властны действовать ему вопреки.

Некоторые люди доходят до такой степени отрицания себя, что работа над личностным ростом становится невозможной. И пока проблема не решена, никакое лечение не даст продолжительного эффекта, никакое новое знание не усвоится, никакого серьезного прогресса не наступит. Психотерапевты, не понимающие этого, будут теряться в догадках, почему у клиента после стольких лет терапии нет существенных улучшений.

Самопринятие — это отказ от вражды с самим собой

Базовая установка на принятие себя — вот что настоящий психотерапевт стремится пробудить в человеке даже с очень низкой самооценкой. Такая установка способна вдохновить на осознание главной внутренней проблемы, чтобы пациент не начал при этом себя ненавидеть, отрицать свою ценность как личности или убивать волю к жизни.

«Я буду ценить себя, относиться к себе с уважением и отстаивать право на существование». Это первичный акт самоутверждения — почва, на которой растет и развивается представление о себе.

Самооценка может долго спать, а потом внезапно проснуться. Она сражается за нашу жизнь, когда мы впадаем в отчаяние. Когда пребываем на грани самоубийства, она может заставить нас поднять трубку телефона и позвать на помощь. Из бездны депрессии или тревог она может вывести нас к кабинету психотерапевта. После долгих лет унижений она внезапно заставляет нас воскликнуть: «Нет!» Это голос жизненной силы. Это эгоизм в самом благородном смысле слова.

Второй уровень

Принимать свои чувства, мысли, поступки

Самопринятие связано с волей осознать мысли, чувства, желания, поступки, то есть включить их в собственную реальность, не отрицая и не избегая. Мы думаем то, что думаем, чувствуем то, что чувствуем, желаем то, чего желаем, сделали то, что сделали, мы есть те, кто мы есть.

Это отказ рассматривать какую-то часть себя — тело, эмоции, мысли, действия, сны — как нечто чужеродное, «не-я». Это стремление испытать на деле, а не отвергать любые факты своего существования в конкретный момент: «думать свои мысли», владеть своими чувствами, присутствовать в реальности своего поведения.

Стремление испытать и принять чувства не подразумевает, что поступки определяются эмоциями

Сегодня я не в настроении работать, но признаю свои чувства, принимаю их — и иду на работу. Разум прояснен, потому что я не начал день с самообмана. Принимая негативные чувства целиком, мы зачастую способны избавиться от них. Они сказали свое слово, а затем ушли из центра внимания.

Самопринятие — это готовность сказать о любой эмоции или манере поведения: «Это выражение меня. Я не обязательно ею восхищаюсь, но все же она показывает меня — по крайней мере, в данный момент». Это достоинство быть реалистом, то есть уважать реальность применительно к самому себе.

Если я думаю о том, что меня беспокоит, то действительно думаю об этом — я в полной мере принимаю реальность своего бытия. Если ощущаю боль, гнев, страх, непонятную страсть, я их ощущаю. Что истинно, то истинно, и я не рационализирую, не отрицаю и не пытаюсь оправдываться. Чувствую то, что чувствую, принимая реальность своего существования.

Если совершаю поступки, за которые потом становится стыдно, факт остается фактом: я их совершил.

Такова реальность, и я не стараюсь обмануть ум, чтобы вычеркнуть это из головы: что есть, то есть. «Принять» — это больше, чем просто «допустить» или «согласиться». Это значит испытать, оказаться перед лицом реальности, пристально ее рассмотреть и внедрить в собственное сознание. Я должен открыться и в полной мере отдаться нежеланным эмоциям, а не просто поверхностно признать их существование.

К примеру, жена спрашивает меня: «Как ты себя чувствуешь?», а я холодно отвечаю: «Ужасно». Она сочувственно говорит: «Вижу, ты сегодня действительно какой-то подавленный». Тогда я вздыхаю, напряжение уходит из тела.

И уже совершенно другим тоном человека, ставшего для самого себя реальным, говорю: «Да, я чувствую себя несчастным, действительно несчастным». Потом начинаю рассказывать о том, что меня тревожит. Когда я произнес слово «ужасно», тело напряглось, чтобы воспротивиться принятию ощущений — я отвергал эмоции, одновременно признаваясь в них.

Полный сочувствия ответ жены помог мне испытать их, расчистить путь к самому себе

Переживание своих ощущений обладает непосредственным целительным свойством. Самопринятие — обязательное условие изменения и роста. Приняв совершенную ошибку, я волен извлечь урок и в будущем не повторять ее. Нельзя учиться на «непринятых» ошибках.

Я не смогу простить себя за поступок, который не признаю своим. Если отказываюсь принять тот факт, что зачастую живу безответственно, то как мне научиться ответственности? Если отказываюсь принять тот факт, что зачастую живу пассивно, то как мне научиться активности?

Я не смогу преодолеть страх, реальность которого отрицаю. Не смогу исправить проблему в отношениях с коллегами, если не признаю ее существования. Не смогу изменить плохие черты характера, если отрицаю их. Не смогу простить себя за поступок, который не признаю своим.

Слово «принимать» не обязательно означает «испытывать симпатию», «наслаждаться» или «одобрять». Могу принять то, что есть, и решительно абстрагироваться от происходящего. Двигаться вперед мне мешает не принятие, а отрицание. Не смогу честно постоять за себя и выстроить самооценку, если сам себя не принимаю.

Третий уровень

Быть другом самому себе

Предположим, я совершил поступок, о котором сожалею или которого стыжусь, и теперь упрекаю себя в этом. Самопринятие не отрицает реальность, но подвергает анализу контекст деяния. Оно желает получить ответ на вопрос «Почему?». Желает знать, почему нечто неверное или недостойное ощущалось как желательное, адекватное или даже необходимое в момент совершения.

Мы не понимаем другого человека, если знаем только, что его поступок был неправильный, злой, разрушительный. Необходимо взять в расчет и внутренние предпосылки. Всегда есть некий контекст, в рамках которого даже у самых враждебных действий есть собственный смысл.

Понять — не значит оправдать. Но отнестись к себе по-дружески

Это не имеет ничего общего с попытками найти отговорки, уйти от ответственности. Такой принимающий, сострадательный интерес не только не поощряет нежелательное поведение, но и снижает вероятность его повторения.

Желая упрекнуть других или побудить их исправить ошибки, мы должны стремиться делать это так, чтобы не нанести вред самооценке. Ведь дальнейшее поведение людей будет определяться их представлением о себе. Такую же благожелательность мы должны демонстрировать в отношении себя. Такова добродетель самооценки.

Упражнение

Встаньте перед большим зеркалом (желательно — полностью обнажившись) и внимательно рассмотрите лицо и тело. Отметьте, какие чувства испытываете. Комфортно ли вам? Большинству людей трудно смотреть на некоторые части своего тела дольше секунды, потому что увиденное беспокоит или расстраивает.

Возможно, вы слишком толстый или худой? Или видите признаки старения, которые вызывают невыносимые мысли, эмоции? Возможно, вам хочется спастись бегством от осознания, отринуть, отвергнуть, откреститься от некоторых аспектов своего «Я».

И все же в качестве эксперимента я прошу вас еще несколько мгновений не отводить взгляда от отражения, сказав себе: «Каковы бы ни были мои недостатки и несовершенства, я принимаю себя целиком и безоговорочно».

Сохраняйте сосредоточенность, дышите глубоко и спокойно повторяйте эти слова снова и снова в течение двух минут. Прочувствуйте их глубинное значение.

Возможно, внутреннее «Я» запротестует: «Но мне не нравится мое тело! Как же мне принять его целиком и безоговорочно?»

«Принять» не означает «полюбить». Принятие не означает, что мы не можем воображать или желать изменений и улучшений. Оно лишь говорит о том, что факт есть факт, и не надо его отрицать и избегать.

В нашем случае это означает принять лицо и тело в зеркале. Они такие, какие есть. Если вы перестанете сопротивляться реальности, откроетесь осознанию (а именно это, в конечном счете, и означает принятие), то, возможно, почувствуете легкое расслабление. Вам будет комфортнее наедине с собой.

Теперь вы способны сказать: «Здесь и сейчас — это я. И я не отрицаю это, принимаю себя». Это и есть уважение к реальности. Выполняя данное упражнение в течение двух минут каждое утро и вечер в течение двух недель, люди вскоре начинают ощущать взаимосвязь между принятием себя и самооценкой. Разве можно вообразить, будто мы себя любим, если презираем свое отражение в зеркале?

Приняв себя, люди делают и другое важное открытие. Они не только устанавливают более гармоничные отношения с собой, ощущают рост своей эффективности и самоуважения, но и обретают сильную мотивацию к изменениям. У нас нет стимула менять то, реальность чего мы отрицаем. Приняв событие или явление, мы становимся сильнее и сосредоточеннее. Проклиная и сопротивляясь, мы лишаем себя силы.

Об авторе: Натаниэль Бранден — психотерапевт, писатель, эксперт в области самооценки, автор книги «Шесть столпов самооценки».

Текст:Мария ФедотоваИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Безвыходных ситуаций не бывает»: 7 фраз, которые стоит говорить чаще, — попробуйте в жизни

Идеальный партнер: в чем опасность мифа о единственном подходящем человеке — ответ ученых

Бывший муж не хочет общаться с ребенком после развода: как быть?

К чему снится бывший: сомнолог дала ответ, который вам не понравится

«Пытаюсь простить мужчину после разрыва, но мы снова поругались. Как отпустить обиды?»

Японская философия «ваби-саби»: как принять несовершенство мира

«Это сильнее меня» и еще 2 любимых оправдания нарцисса

4 морфотипа старения: как подобрать процедуры для продления молодости

Принятие себя: почему оно делает жизнь лучше и как его достичь

С годами мы обрастаем огромным количеством социальных и родственных связей: у нас появляются друзья, коллеги, дети, внуки, соседи. Но старый друг может отдалиться, ребенок — вырасти и уехать в другой город, а любимый начальник — навсегда исчезнуть из поля зрения после смены работы. В итоге оказывается, что единственный человек, с которым нам приходится каждый день, с первых до последних минут, выстраивать отношения и вести диалог, — это мы сами.

Идея принятия себя, своих талантов, своих сильных и слабых сторон, своего тела — это не просто модное веяние последних лет, а необходимое условие для обретения психологического комфорта, эмоциональной стабильности, адекватной вашим истинным потребностям самореализации. Не признавая свою ценность, очень сложно создать здоровый, основанный на взаимном уважении союз с партнером, найти профессию, которая действительно будет приносить удовлетворение, отстоять свои интересы в случае конфликта и четко очертить личные границы, если их нарушают.

Конечно, принятие — непростая задача, особенно в наши дни, когда в соцсетях мы видим картинки чужой красивой и успешной жизни, но существует несколько важных этапов, без которых оно и вовсе невозможно.

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

Мы с детства слышим, что расстраиваться, сердиться, раздражаться, отчаиваться, ревновать или сильно тревожиться — плохо. Все это якобы мешает нам быть счастливыми. В результате, разозлившись на кого-то, мы испытываем чувство вины: «хороший» человек, в соответствии с негласным общественным договором, не должен злиться. Его задача — проявить великодушие и простить обидчика, а самому остаться рыцарем в сверкающих доспехах.

Психологи же говорят, что, стараясь подавить негативные эмоции, мы причиняем себе скорее вред, чем пользу: гнев — базовый механизм защиты, тревога помогает вовремя заметить опасность, а выраженное страдание — пережить горе. Все эти чувства совершенно естественны, они изначально заложены в психику каждого человека. Если вас до слез расстраивает отменившаяся поездка за город на выходные, некорректные шутки приятелей — злят, а поход в магазин ночью — пугает, не стоит этого стесняться. Принятие собственных отрицательных эмоций дает нам возможность проработать травмы и лучше понять себя.

© Bruno van der Kraan/Unsplash

Изначально понятие «созависимость» применялось к парам, в которых один партнер употреблял алкоголь или наркотики, а второй пытался спасти его, оставляя за скобками собственный психологический комфорт. Позже выяснилось, что она возникает не только в семьях, где есть очевидная проблема, подходящая под описание болезни. Когда человек не отделяет себя от партнера, с огромным трудом переносит одиночество, систематически жертвует своими интересами и потребностями ради другого, стремится любой ценой контролировать мужа или жену — якобы во благо, чтобы он или она не попали в опасную ситуацию, — отношения становятся дисфункциональными и разрушают личность «спасителя».

Нередко такой тип взаимодействия возникает и между друзьями, и между родителями и взрослыми детьми. Мы настолько погружаемся в проблемы того, кто рядом, настолько хотим угодить ему или ей, что постепенно полностью перестаем доверять себе и осознавать свою самостоятельность, «отдельность», ценность себя как личности, а не как приложения к другому человеку. На сегодняшний день разработано множество тестов и опросников, которые позволяют определить, не являются ли ваши отношения созависимыми. Один из самых доступных выложен на сайте Mental Health America.

Завышенные ожидания — враг жизни в гармонии с собой. Конечно, амбиции позволяют нам добиться большего, реализовать себя в профессии, творчестве и спорте, но важно также уметь трезво оценивать свои возможности — как в отдаленной перспективе, так и в частных случаях. Если вы приходите на новое место работы и собираетесь через год занять кресло начальника, вероятность, что осуществить этот план не получится, очень велика. Как и план подготовиться к забегу на марафонскую дистанцию за два месяца или за полгода выучить японский. И не потому, что вы «недостаточно» стараетесь: практически любому человеку это будет не по зубам.

Более верная стратегия — научиться разбивать путь к мечте на ряд небольших, конкретных задач и отводить адекватные сроки на их выполнение. Резонно предположить, например, что освоение новых навыков потребует больше времени, а в каждой компании существует определенная последовательность шагов к повышению по службе.

Такой подход позволит обозначить и осознать свои сильные стороны и существенно снизить уровень напряжения и недовольства собой.

© Giulia Bertelli/Unsplash

Речь идет не только о существенных промахах, отразившихся на других людях, вроде измены в отношениях, которые позиционировались как моногамные, или потери важного для компании контракта. Над такими происшествиями мы, как правило, много думаем, пытаемся объяснить их себе, понять, как вести себя в следующий раз, чтобы избежать негативных последствий. Мелкие оплошности в этом смысле гораздо опаснее: их сложно осмыслить, поскольку они происходят случайно, по незнанию или неосторожности.

У кого из нас нет в запасе истории о том, как мы в восточном ресторане попили из пиалы воды, предназначенной для омовения рук, дошли от больницы до метро, забыв снять бахилы, или приняли рабочий видеозвонок, забыв, что сидим перед компьютером дома, в неглиже? Эти эпизоды вспоминаются годами, вызывают жгучий стыд и подпитывают неуверенность в себе.

Но правда такова, что те, перед кем мы попали впросак, часто не придают этому значения. А человек вообще — несовершенен и обязательно будет время от времени совершать ошибки. И чем упорнее мы стремимся соответствовать непогрешимому идеалу, тем больнее раз за разом получать подтверждение того, что идеала не существует.

Родственники, коллеги, бывшие одноклассники, соседи — все они имеют мнение относительно того, как «правильно» выглядеть, строить отношения и тратить деньги. Справиться с давлением особенно сложно теперь, когда интернет подарил миллионам людей возможность выставлять, как в витрине, фотографии из путешествий и со встреч с деловыми партнерами, снимки детей-отличников и любящих супругов. И разумеется, собственного идеального тела. В результате возникает иллюзия, будто все поголовно должны стремиться реализовать определенную социально одобряемую программу успеха, которая к тому же имеет свойство меняться чуть ли не раз в десятилетие.

Но универсального, общего для всех счастья попросту не существует. Если ваши подруги давно замужем, а вам вполне комфортно в одиночестве, если вас привлекает не карьера банковского работника, а учеба в кулинарном колледже, если все вокруг одержимы упругими ягодицами, а вам нравится плавать в бассейне или вообще не заниматься спортом, вы имеете полное право жить так, как хочется вам, а не так, как считают нужным другие.

Точно так же, как мы не обязаны соответствовать чьим-то ожиданиям, близкие и посторонние люди не обязаны соответствовать нашим. Родители могут огорчиться, когда их не устраивает принятое нами решение, даже если мы рассчитывали на другую реакцию. Друзья могут видеть глубокий смысл в каком-то фильме, даже если мы считаем его сугубо коммерческим, лишенным культурной ценности проектом. Пассажиры метро могут одеваться, как им заблагорассудится, даже если нам кажется, что эти вещи им категорически не идут. Человек с высоким индексом массы тела может не стремиться похудеть, даже если мы уверены, что он или она губит свое здоровье. Вовсе необязательно соглашаться с мнениями, которые противоречат вашим взглядам, а корректная, без перехода на личности дискуссия вряд ли разрушит отношения с оппонентом.

Но, признавая за другим человеком право быть собой, значительно проще разрешить то же самое себе.

© Katie Treadway/Unsplash

Раньше определение «трудоголик» было скорее комплиментом, а теперь мы все чаще слышим, что, уделяя слишком много времени работе, человек рискует столкнуться с выгоранием. Но проблема не только в этом. Погружаясь с головой в профессиональные обязанности, или в заботу о семье, или в поддержание квартиры в идеальном порядке, мы не оставляем пространства для надежд и тревог, в природе которых стоит разобраться, чтобы со временем не загнать себя в состояние неразрешимого конфликта с собой.

Преследуя цель побыть наедине со своими мыслями, не нужно запираться в пустой комнате. Вполне можно выбраться из дома, но не ради очередного «задания», требующего концентрации и приложения усилий. Например, интенсивная тренировка в фитнес-клубе или урок каллиграфии не лучший фон для самоанализа. А вот прогулка спокойным шагом или чашка кофе, выпитая в одиночку в тихом кафе, позволяет сосредоточиться на себе и отделить поток поступающей извне информации от желаний и сомнений, которые действительно принадлежат нам. После нескольких таких «сеансов» может оказаться, что смутное беспокойство, которое вы испытывали последние несколько лет, вызвано конкретными событиями или людьми, неудовлетворенностью значимых для вас потребностей.

Правда, часто без подсказок и правильно заданных вопросов с этой задачей справиться непросто: навык распознавать, какие из наших переживаний мимолетны, а какие указывают на серьезные проблемы, не закладывается в человека с рождения. Отличным помощником на этом пути станет психотерапевт. К нему же вовсе не зазорно обратиться, если вы чувствуете, что у вас не получается принять себя в целом: иногда последствия тирании старших родственников, школьной травли или союза с партнером, который вас постоянно унижал, настолько серьезны, что разобраться с ними без профессиональной поддержки практически невозможно. 

Путь к безусловному самопринятию

Источник: Pxhere Free Photo/ CCO Public Domain

Самопринятие — это не то же самое, что самооценка. В то время как самооценка относится конкретно к тому, насколько ценными или достойными мы себя видим, самопринятие указывает на гораздо более глобальное утверждение себя. Когда мы принимаем себя, мы можем охватить все аспектов самих себя, а не только положительные, более «уважаемые» части. Таким образом, самопринятие является безусловным, свободным от каких-либо оговорок. Мы можем признать свои слабости или ограничения, но это осознание никоим образом не мешает нашей способности полностью принять себя.

Я регулярно говорю своим терапевтическим клиентам, что если они действительно хотят повысить свою самооценку, им нужно исследовать, какие части себя они еще не могут принять. Ибо, в конечном счете, любовь к себе больше связана с самопринятием. И только когда мы перестанем осуждать себя, мы сможем получить более позитивное представление о том, кто мы есть. Вот почему я считаю, что самооценка естественным образом повышается, как только мы перестаем быть такими строгими к себе. Именно потому, что самопринятие включает в себя гораздо больше, чем самооценку, я считаю, что это имеет решающее значение для нашего состояния благополучия.

Что в первую очередь определяет наше самопринятие?

В целом, как и в случае с самооценкой, в детстве мы можем принять себя только в той степени, в какой мы чувствуем себя принятыми нашими родителями. Исследования показали, что в возрасте до восьми лет нам не хватает способности сформулировать четкое, отдельное ощущение себя, кроме того, которое было передано нам нашими опекунами. Поэтому, если наши родители не могли или не желали сообщить, что мы приемлемы — то есть независимы от нашего трудно контролируемого, иногда ошибочного поведения, — мы были настроены на амбивалентное отношение к себе. Положительное отношение, которое мы получали от наших родителей, возможно, почти полностью зависело от того, как мы действовали, и, к сожалению, мы узнали, что многие из наших поступков были неприемлемы для них. Таким образом, отождествляя себя с этим нежелательным поведением, мы неизбежно начинаем считать себя неадекватными.

Кроме того, неблагоприятная родительская оценка может и часто выходит далеко за рамки неодобрения определенного поведения. Например, родители могут передать нам общее сообщение о том, что мы эгоистичны, недостаточно привлекательны, недостаточно умны, хороши или «достаточно милы» и так далее. В результате того, что, по мнению большинства специалистов в области психического здоровья, отражает скрытую форму эмоционального насилия, почти все мы начинаем считать себя только условно приемлемыми. Как следствие, мы учимся относиться ко многим аспектам своего «я» негативно, болезненно усваивая чувство отторжения, которое мы слишком часто испытывали от рук чрезмерно критически настроенных родителей. Эта тенденция к самокритика лежит в основе большинства проблем, которые, будучи взрослыми, мы невольно создаем сами себе.

Учитывая, как работает человеческая психика, почти невозможно не воспитать себя так же, как нас воспитывали изначально. Если наши опекуны причиняли нам боль, то, став взрослыми, мы найдем всевозможные способы увековечить эту неразрешимую боль в себе. Если нас часто игнорировали, ругали, обвиняли или наказывали физически, мы так или иначе продолжим это самоуничижение. Поэтому, когда мы «корим себя», мы обычно просто следуем примеру наших родителей. Так сильно завися от них, когда мы были молоды, и, таким образом, имея мало полномочий, чтобы на самом деле подвергать сомнению их неоднозначный вердикт о нас, мы чувствовали себя в значительной степени обязанными принять их отрицательные оценки как действительные. Они постоянно унижали нас. Но исторически хорошо известно, что родители гораздо чаще дают нам знать, когда мы делаем что-то, что их беспокоит, чем признают нас за наше более просоциальное поведение.

Чтобы полностью понять наши нынешние сомнения в отношении самих себя, нам также необходимо добавить неодобрение и критику, которые мы могли получить от братьев и сестер, других родственников, учителей, наших сверстников. Можно с уверенностью предположить, что почти все мы вступаем во взрослую жизнь с определенным негативным уклоном. Мы разделяем общую склонность винить себя или считать себя неполноценными. Как будто все мы, в той или иной степени, страдаем от одного и того же хронического «вируса» неуверенности в себе.

Как стать более самостоятельным?

Развитие сострадания к себе, избавление от чувства вины и обучение прощению себя

Безоговорочное принятие себя было бы почти автоматическим, если бы наши родители говорили о нас преимущественно позитивно, а мы росли в благоприятной среде. Но если это было не так, нам нужно самим научиться «сертифицировать» себя, подтверждать нашу сущностную нормальность. И я вряд ли утверждаю, что независимое самоутверждение имеет какое-то отношение к самоуспокоенности, но мы просто избавляемся от привычки постоянно осуждать себя. Если глубоко внутри нас мы когда-либо испытаем, как наше нормальное состояние бытия, личную реализацию и душевный покой, мы должны сначала принять вызов полного, безоговорочного самопринятия.

Как выразился Роберт Холден в своей книге Счастье сейчас! «Счастье и самопринятие идут рука об руку. На самом деле уровень вашего самопринятия определяет ваш уровень счастья. Чем больше у вас самопринятия, тем больше счастья вы позволите себе принять, получить и насладиться. Другими словами, вы наслаждаетесь счастьем настолько, насколько вы считаете себя достойным [выделено мной]».

Возможно, больше, чем что-либо другое, развитие самопринятия требует от нас большего сострадания к себе. Только тогда, когда мы сможем лучше понять и простить себя за то, что раньше считалось нашей виной, мы сможем установить отношения с собой, которые до сих пор ускользали от нас.

Чтобы занять более любящую позицию по отношению к себе — ключ необходимое условие для самопринятия — мы должны осознать, что до сих пор мы в значительной степени чувствовали себя обязанными демонстрировать другим свою ценность, точно так же, как первоначально мы пришли к выводу, что мы пришлось подчиниться суду наших опекунов. С тех пор наше поведение, направленное на поиск одобрения, просто отражает наследие обусловленной любви наших родителей.

Такое искреннее исследование того, что я бы назвал нашим почти «общечеловеческим бедствием», почти неизбежно порождает повышенное сострадание к себе. Именно через это сострадание мы можем научиться больше любить себя и рассматривать себя как достойных любви и уважения самой «добродетелью» нашей готовности противостоять тому, что раньше нам было так трудно принять в себе.

В каком-то смысле у всех нас есть «шрамы обусловленной любви» из прошлого. Мы все в рядах «ходячих раненых». И это признание нашей общей человечности может помочь пробудить в нас чувства не только привычно сдерживаемой доброты и благожелательности к себе , но и к другим.

Чтобы стать более самопринятыми, мы должны начать с того, что сказать себе, что, учитывая все наши негативно предвзятые убеждения о себе, мы сделали все, что могли. В этом свете нам необходимо пересмотреть остаточное чувство вины, а также нашу многочисленную самокритику и унижение. Мы должны конкретно спросить себя, что именно мы не принимаем в себе, и, как агенты нашего собственного исцеления, проявить сострадание и понимание к каждому аспекту самоотвержения или отрицания. Поступая так, мы можем начать избавляться от преувеличенных чувств вины и стыда, основанных на стандартах, которые просто не отражали того, что реально можно было ожидать от нас в то время.

Знаменитое французское выражение «Tout comprendre, c’est tout Exxencer» («все понять — значит все простить») — это изречение, которое мы должны применять как к себе, так и к другим. Ибо чем лучше мы сможем понять, почему в прошлом мы были вынуждены действовать определенным образом, тем больше вероятность того, что мы сможем как оправдать себя за такое поведение, так и избежать его повторения в будущем.

Становление более самопринятым требует, чтобы мы начали понимать, что, в конечном счете, мы ни в чем не виноваты — будь то наша внешность, интеллект или любое из наших более сомнительных поступков. Все наши действия были обусловлены неким сочетанием предыстории и биологии. В будущем мы, безусловно, можем взять на себя ответственность за то, как мы причинили боль другим или плохо обращались с ними. Но если мы хотим продуктивно работать над тем, чтобы стать более самопринятыми, мы должны делать это с состраданием и прощением в сердце. Мы должны понимать, что с учетом нашего внутреннего программирования до этого момента мы едва ли могли вести себя иначе.

Чтобы снять себя с крючка и постепенно развиться до состояния безусловного самопринятия, крайне важно, чтобы мы заняли позицию «самопрощения» за наши проступки. В конце концов, мы можем даже прийти к пониманию того, что прощать нечего. Независимо от того, к чему мы могли прийти ранее, мы были в некотором смысле всегда невинными — делали все возможное, учитывая:

  1. то, что было в нас врожденным
  2. Насколько неотложными были наши потребности в то время
  3. Что мы тогда думали о себе

То, что, наконец, определяет наиболее проблемное поведение, связано с общими психологическими защитами. Для нас почти жестоко обвинять себя или презирать себя за то, что мы действовали так, как нам казалось, , чтобы защитить себя от беспокойства, стыда или эмоционального стресса.

Принятие нашего теневого Я

Как своего рода P.S. к вышеизложенному, самопринятие также включает в себя нашу готовность признать и примириться с частями себя, которые до сих пор, возможно, отрицались или избегались. Я имею в виду наши незаконные или антисоциальные импульсы — наши теневое я , которое могло напугать или саботировать нас в прошлом. Тем не менее, она представляет собой неотъемлемую часть нашей природы и должна быть функционально интегрирована, если мы хотим стать цельными. Пока мы отказываемся принимать отщепленные сегменты себя, полное и безусловное принятие себя навсегда останется недоступным.

Когда мы способны сочувственно понять происхождение этих более темных, рецессивных фрагментов, любая самооценка, коренящаяся в них, начинает казаться не только немилосердной, но и несправедливой. Дело в том, что практически каждый питает запретные импульсы и фантазии — будь то жестокое причинение вреда кому-то, кого мы находим неприятным, проявление безудержной власти над другими или бег нагишом по улицам. Когда мы способны признать это, мы также находимся на пути к принятию себя без каких-либо условий. Понимая, что какими бы причудливыми или вопиющими ни были наши «злые фантазии», они, вероятно, являются не более чем выдуманной компенсацией за унижения, обиды или лишения, которые мы испытали в прошлом, теперь мы можем переосмыслить наши «аберрации» как вполне нормальные.

Кроме того, даже если мы примем нашу теневую сторону, мы все еще можем сохранять произвольный контроль над тем, как эти части нас выражаются, то есть способами, которые могут обеспечить безопасность как для нас самих, так и для других. Пока мы можем воссоединиться с нашим самым глубоким, самым истинным я, мы будем исходить из места любви и заботы. Таким образом, в нам не подобает делать что-либо, что нарушает нашу естественную склонность к состраданию и отождествлению со всем человечеством. Владение и интеграция наших различных аспектов — это невероятный опыт. А когда мы перестаем чувствовать себя отделенными от других, любой зловещий мотив причинить им вред буквально исчезает.

Самопринятие против самосовершенствования

Должно быть очевидно, что самопринятие не имеет ничего общего с самосовершенствованием. Речь не идет о том, чтобы что-то «исправить» в себе. Принимая себя, мы просто подтверждаем то, кто мы есть, какими бы сильными и слабыми сторонами мы ни обладали.

Проблема любого сосредоточения на самосовершенствовании заключается в том, что такая ориентация неизбежно делает самопринятие условным. В конце концов, мы никогда не сможем чувствовать себя в полной безопасности или достаточно хорошо, пока наша самооценка зависит от постоянного самосовершенствования. Самопринятие ориентировано на здесь и сейчас, а не на будущее. Самопринятие около уже в порядке, без уточнений, и точка. Дело не в том, что мы игнорируем или отрицаем свои недостатки или слабости, просто мы рассматриваем их как не имеющие отношения к нашей базовой приемлемости.

Наконец, мы устанавливаем стандарты нашего самопринятия. И как только мы решим перестать ставить оценки или вести счет самим себе, мы можем принять позицию неоценочного прощения. На самом деле, как только мы воздерживаемся от нашей привычки всю жизнь оценивать и переоценивать самих себя — стремясь скорее с состраданием понять наше прошлое поведение — мы обнаружим, что на самом деле нечего прощать. Конечно, мы можем пообещать в будущем стать лучше, но тем не менее мы можем принять себя именно такими, какие мы есть сегодня, независимо от наших недостатков.

Я не могу не подчеркнуть, что можно принять и полюбить себя и при этом посвятить всю жизнь личному росту. Принятие себя такими, какие мы есть сегодня, не означает, что у нас не будет мотивации вносить изменения или улучшения, которые сделают нас более эффективными или обогатят нашу жизнь. Просто это самопринятие никоим образом не привязал к таким переделкам. Нам не нужно на самом деле делать что-либо, чтобы закрепить наше самопринятие: нам нужно только изменить то, как мы сами смотрим на . Изменение нашего поведения становится исключительно вопросом личных предпочтений, а не предпосылкой для большей самооценки.

На самом деле происходит из совершенно другого места. Если самопринятие должно быть «заработано» в результате тяжелой работы над собой, то оно условно. Текущая «работа» по принятию себя никогда не может быть завершена. Даже оценка A+ в любом начинании, которое мы используем для оценки себя, может дать нам лишь временную передышку от наших стремлений. Ибо сообщение, которое мы даем себе, состоит в том, что мы стоим ровно настолько, насколько ценны наши последние достижения. Мы никогда не сможем окончательно «достичь» позиции самопринятия, потому что мы непреднамеренно определили наше стремление к такому принятию как вечное.

Однако, придерживаясь таких перфекционистских стандартов, мы можем непреднамеренно проверять, как поступали с нами наши собственные условно любящие родители. Но мы, конечно же, не валидируем себя — и не относимся к себе с добротой и вниманием, которые наши родители не смогли должным образом обеспечить для нас.

Только тогда, когда мы сможем дать себе безоговорочное одобрение — развивая большее сострадание к себе и концентрируясь гораздо больше на наших положительных сторонах, чем на отрицательных, — мы сможем, наконец, простить себя за наши ошибки, а также отказаться от нашей потребности в других ‘ одобрение. Без сомнения, мы сделали ошибки. Впрочем, как и все остальные. И в любом случае наша идентичность вряд ли равно нашим ошибкам.

Наконец, нет никаких причин, по которым мы не можем решить прямо сейчас изменить наше фундаментальное представление о том, кто мы есть. И нам может понадобиться напомнить себе, что наши различные слабости являются частью того, что делает нас людьми. Если бы все наши ошибки и недостатки внезапно исчезли, моя любимая теория заключается в том, что мы мгновенно превратились бы в белый свет и исчезли с лица этой планеты. Поэтому в погоне за безоговорочным самопринятием мы можем даже захотеть гордиться своими несовершенствами. В конце концов, если бы мы вообще были вне критики, у нас никогда не было бы возможности ответить на этот уникальный человеческий вызов.

© 2011 Леон Ф. Зельцер, к.т.н. Все права защищены.

Большее самопринятие улучшает эмоциональное благополучие

Следуйте за мной по телефону @srinipillay

Самопринятие определяется как «принятие человеком всех своих качеств, положительных или отрицательных». Это включает в себя принятие тела, самозащиту от негативной критики и веру в свои способности.

У многих людей низкая самооценка. Этому может быть много причин, но одна из широко распространенных теорий заключается в том, что, поскольку мы развиваем нашу самооценку отчасти благодаря тому, что другие ценят нас, люди с низким самопринятием могли иметь родителей, которым в детстве не хватало эмпатии. Следовательно, во взрослой жизни им может потребоваться гораздо более сильное одобрение со стороны других, чем большинству людей. Другими словами, обычный уровень одобрения не влияет на их самооценку.

Некоторые люди с низкой самооценкой пытаются укрепить ее, совершая великие дела. Но это только на некоторое время помогает вашей самооценке. Это потому, что достижения — плохая замена близости. Кроме того, у этих людей часто создается впечатление, что «принятие» при страдании является главным отражением их ценности. Им трудно поверить в настоящую заботу, а когда она случается, они относятся к ней с подозрением.

Конечно, самопринятие (или его отсутствие) не существует в вакууме — оно действительно оказывает глубокое влияние на ваше физическое и психологическое здоровье. По этой причине стоит понять, что это за эффекты и что вы можете с этим поделать.

Эмоциональные и физические последствия низкого самопринятия

Без самопринятия может пострадать ваше психологическое благополучие, и часто благотворное вмешательство менее полезно для вас, чем для других с более высоким самопринятием.

Например, практика внимательности может помочь многим людям уменьшить влияние стресса. Но когда вы не можете принять себя, это становится менее эффективным. Кроме того, если у вас есть физическое заболевание, такое как ревматоидный артрит, неприятие себя может сделать вас более беспокойным о своем теле. В этом контексте ваши автоматические негативные мысли усиливаются.

Кроме того, если вы негативно относитесь к себе, области мозга, которые помогают вам контролировать эмоции и стресс, имеют меньше серого вещества, чем у человека с большей степенью самопринятия, то есть в этих областях на самом деле меньше тканей, с которыми можно «работать». .» Это отсутствие серого вещества может также проявляться в областях ствола мозга, которые обрабатывают стресс и тревогу. Стрессовые сигналы из этих последних областей, в свою очередь, нарушают работу областей эмоционального контроля. Таким образом, плохое самопринятие может нарушить эмоциональный контроль двумя способами: напрямую, нарушая работу тех областей мозга, которые его контролируют, а также косвенно, усиливая стрессовые сигналы в вашем мозгу, которые впоследствии нарушают работу этих областей.

Как повысить самооценку

Есть три способа повысить самооценку:

  1. саморегуляция
  2. самосознание
  3. самопревосхождение.

Саморегуляция включает в себя подавление негативных эмоций, таких как ненависть к себе, переориентацию на положительные аспекты себя и переосмысление негативных ситуаций, чтобы вы могли видеть в них возможности. Например, поиск способов, с помощью которых негативная критика может помочь вам расти, представляет собой рефрейминг.

Однако самоконтроль может быть менее мощным, чем мы думаем. Отсутствие самопринятия может быть глубоко бессознательным, то есть оно может существовать на уровне, находящемся вне нашего сознательного контроля. Также, когда вы не принимаете или не прощаете себя , «вы» все еще отделены от «себя» — вы не чувствуете себя «вместе». Обе эти части — та, которую нужно простить, и та, которую нужно простить, — противоречат друг другу. В этой ситуации может помочь самопреодоление.

Когда вы «самотрансцендентны», вы меньше полагаетесь на внешние факторы, определяющие вас. Вместо этого вы обращаетесь к непринужденному чувству связи с миром. Вы можете добиться этого, внося свой вклад в работу, семью или общество в целом. Цель состоит в том, чтобы найти единство с какой-либо системой искренним и аутентичным способом. Любой из методов, которые я описал в этом посте, также может способствовать самопревосхождению.

К счастью, как и самопринятие, самопреодоление также вызывает физические изменения в мозгу. Это связано с повышенной доступностью переносчиков серотонина в стволе головного мозга. Как упоминалось ранее, эта же область влияет на самопринятие. Трансцендентальная медитация — еще один потенциальный инструмент для самопревосхождения. Он снижает уровень кортизола и снижает реакцию на стресс.

Медитация как путь к самопринятию

Самопринятие также может быть достигнуто двумя другими видами медитации: медитацией внимательности и медитацией любящей доброты.

Внимательное внимание к эмоциям включает в себя не «оценку», а наблюдение за своими эмоциями, когда они возникают. Это может снизить эмоциональную реакцию вашего мозга на тревогу и дистресс. Он эффективно «успокаивает» миндалевидное тело.

Больше сострадания к себе способствует принятию себя. Медитация любящей доброты может помочь вам достичь этого состояния, изменив активность в областях мозга, которые воспринимают и обрабатывают эмоции. Например, люди, ранее равнодушные к похвале, могут стать более восприимчивыми к ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *