Принятый образец восприятия интерпретации информации основанный на: Модуль 14.2. Медиа и стереотипы. Язык вражды

Модуль 14.2. Медиа и стереотипы. Язык вражды

Шаг 1. Как создаются стереотипы и как они формируют ваше восприятие? (20 минут)

Упражнение «Отгадай, о ком идёт речь?»

Определите национальность людей по стереотипам.

  • Рабочая дисциплина превыше всего, пунктуальность, экономность, аккуратность во всём, педантичность.
  • «Мой дом — моя крепость», любитель чая, вежливый, консервативный, любитель сельского пейзажа.
  • Любовь к Родине, гостеприимство, верность в дружбе, «Голь на выдумки хитра», «Чем богаты, тем и рады».
  • Элегантный, галантный, обаятельный, раскованный, любовь на первом месте.

Ответы:

  • Немец
  • Англичанин
  • Русский
  • Француз

Обсуждение:

  • Что помогло вам отгадать и дать правильные ответы?
  • Что вы знаете о стереотипах?
  • Приведите примеры известных вам стереотипов: по половым, расовым, этническим, религиозным признакам.

Масс-медиа вносят свою лепту в укрепление стереотипов. Например, в рекламных роликах женщина зачастую изображается или как домохозяйка, или как красивый сексуальный объект, а мужчина изображается как сильный, уверенный в себе, умный. Таким образом формируются гендерные или половые стереотипы.

Всё больше укореняется стереотип женщины как жены, матери, домохозяйки, которая всегда знает, чего хотят её близкие, чем болеют и какие лекарства им надо дать. Вспомните, например, рекламу Бронхикума или Мезима. Назовите другие известные вам рекламные ролики, где женщина изображена домохозяйкой. Подобные стереотипы в отношении женщины существует и в казахстанском обществе: келинка (невестка), которая должна заботиться о муже, о детях и заниматься домашними делами, и неважно, есть у неё свои увлечения или занятия или нет. Об этом, пусть в ироничной форме, повествуется, например, в комедии «Келинка Сабина». А что вы думаете про эти стереотипы?

Упражнение:
Видео «Внешность обманчива» (2 мин. 28 сек.)

Обсуждение: Не озвучивайте название ролика. Остановите видео на 59 секунде:

  • Что вы видите?
  • Как вы думаете, кто этот мужчина с бородой?
  • Чем обеспокоена эта женщина?
  • Что произойдет дальше?

Выслушав ответы, без комментариев продолжите просмотр видео до конца.

  • О чём это видео?
  • Что вы подумали о героях видео? Поделитесь впечатлениями.
  • Какой вид стереотипа был заложен в основу видео?
  • Насколько, по-вашему, стереотипы влияют на восприятие?

Как оказалось, медиа не только углубляют стереотипы: зачастую создатели медиа стараются изменить укоренившиеся ошибочные установки, что и произошло в этом видео. Также люди сами могут распространять или применять уже сложившиеся стереотипы в отношении какой-то группы или людей определённой национальности. Однако нельзя отдельные случаи переносить на целый народ или группы людей. В этом видеоролике был обратный эффект, и ожидаемый стереотип не оправдался.

Согласно Липпману, стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте.

Стереотипное мышление не позволяет нам воспринимать и охватить всё разнообразие ситуаций из жизни; стереотипы часто становятся причиной предубеждений.

Шаг 2. Процесс категоризации и конструирования понятий «мы» и «они» (20 минут)
Упражнение (разработано Гюнн Бьёрнсен, профессором факультета образования и международных отношений Университета Осло, Норвегия)
Задача: Усвоить вопросы, связанные с понятиями стереотипы и предубеждения, меньшинство/большинство, процесс производства инаковости (othering), дискриминация и другие; отследить процесс категоризации и конструирования таких понятий, как «мы» и «они».

Закрепите кружки-наклейки на лбу каждого участника. Кружки должны быть не менее пяти разных цветов. Оптимальное количество участников для этого упражнения: от 15 до 30.

Участники выстраиваются в круг. Организатор становится в центре круга, просит участников закрыть глаза и не открывать их, пока он не попросит об этом.

Пока у участников закрыты глаза, организатор прикрепляет на лоб каждого участника кружок-наклейку. От 4 до 6 человек получают кружки одинакового цвета. Двое из участников получают наклейки такого цвета, которого нет ни у кого другого. Обратите внимание, что участники, получившие исключительный цвет, должны обладать достаточной уверенностью в себе, т. к. в результате упражнения им придётся справиться с нахождением вне групп.

Когда каждый из участников получает свой кружок, их глаза всё ещё закрыты. Затем организатор просит их открыть глаза и распределиться по группам.

Обычно, открыв глаза, участники не сразу понимают, что им делать, однако через короткий промежуток времени они собираются в группы. В 99 % случаев участники соберутся вместе по «цвету точек». В группе из 25 участников создадутся «синие», «красные», «жёлтые» группы. Те два участника, цвета которых отличаются от остальных, останутся либо стоять вне групп, либо образуют свою группу.

Креативная импотенция или вред сакрализации мыслей / Хабр

Просто не мог не начать данную статью с этого персонажа, прошу понять-простить. Думаю, что каждый без особого напряга может назвать парочку таких Ваасов Монтенегро, которых встречал в своей жизни. Это люди, которые все ситуации в жизни решают одним путем: кто-то криком, кто-то кулаками, а кто-то безропотным молчанием. В сегодняшней статье я рассмотрю процесс формирования ригидного мышления (как в жизни, так и в профессиональной деятельности), механизм стереотипизации, границы «вредных» и «полезных» деформаций поведения, а также способы работы с ними. А поможет мне в этом работа психологов Кеннета Томаса и Ральфа Киллмена, которая подтвердила свою эффективность лонгитюдным 40-летним исследованием.

Дисклеймер: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.

Начнем с терминологии, которая нам потребуется в данной статье и к которой мы будем обращаться. Так как термины многозначные, а некоторые из них еще и имеют «бытовое» значение с различной коннотацией (дополнительным смысловым значением и эмоциональной оценкой), то следует их определить сразу, чтобы не возникало разночтений. Первое и самое сложное — стереотип и стереотипизация.

Стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

В этом определении нам важно следующее:

  • Стереотипы формируются в процессе жизни. Но не только в процессе получения эмпирического опыта, но и на основании общения с окружающими, чтением книг, просмотра фильмов и т.д.

  • Стереотипы формируют социальную реальность. Фактически, стереотипы во многом определяют наше восприятие мира.

Теперь перейдем к процессу формирования стереотипов:

Стереотипизация (от «стереотип») — восприятие, классификация и оценка объектов, событий, индивидов путём распространения на них характеристик какой-либо социальной группы или социальных явлений на основе определенных представлений, выработанных стереотипов. Cтереотипизация является сложным социально-психологическим явлением, которое выполняет такие функции, как: поддерживание идентификации личности, группы или явления, оправдание их возможных негативных или объяснение позитивных установок и пр.

Как правило, когда мы называем что-то стереотипом или чье-то поведение попадает под стереотипы, то мы придаем этому негативный оттенок. По большей части стереотипы имеют негативное значение

Из этого определения нам нужно вычленить два момента:

  • Стереотипы работают на идентификацию личности. Справедливым будет и обратное утверждение — идентификация личности работает на стереотипы. То есть, сперва наши действия формируют наши роли, а потом наши роли влияют на действия;

  • Слово «стереотип» имеет негативный оттенок в быту. Здесь важно заметить, что в данной статье мы стереотип рассматриваем исключительно как механизм без каких-либо оценочных суждений.

И еще одно слово, которое будет встречаться в этой статье:

Ригидность в психологии — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями, в том числе неготовность к построению новой концептуальной картины окружающего мира и неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения

Теперь, когда у нас с вами общий понятийный аппарат, пора разобраться — а зачем вообще нужны стереотипы, если они могут нести вред? Откуда они взялись и почему до сих пор не стали психологическим атавизмом? Для этого необходимо разобраться с функциями стереотипов и как они влияют на нашу жизнь.

Функция №1. Экономия усилий. Давайте по факту — человеческая культура (в контексте всего созданного человеком) имеет колоссальные размеры. Даже на исследовании микроскопической её части (находил данные что по творчеству А.С. Пушкина защищено более 100 кандидатских и докторских диссертаций) требуются годы и десятилетия. А вся культура для человека просто необъятна — наш мозг физически не может каждый раз обрабатывать заново всю картину мира и даже малую ее часть. Поэтому наш мозг (самый «прожорливый» орган, который может потреблять до 25% всей энергии организма в моменты тяжких раздумий) решил все классифицировать и категоризировать. Этот процесс легко проследить в процессе обучения вождения автомобилем. Вспомните себя:

  • Вовлеченность в дело 120%. Когда вы посещаете автошколу и впервые катаетесь с инструктором, то в голове только мысли, вроде: «Завестись-пристегнуться-включить поворотник-выжать сцепление-воткнуть первую передачу (обязательно глядя на рычаг, ибо на память еще не можете)-посмотреть в зеркало-медленно отжимать сцепление и одновременно плавно нажимать педаль газа-выключить поворотник-разогнаться до 20 километров (обязательно глядя на спидометр, ибо чувство скорости еще отсутствует)-нажать сцепление и пытаться нащупать вторую передачу-. ..). Какая музыка? Какие разговоры? Не разбиться бы и не заглохнуть! Нет ни внимания, ни желания на постороннюю деятельность. На этом этапе вы используете 100% внимания, а недостающие 20% берете у инструктора;

  • Вовлеченность в дело 100%. Вы что-то можете делать вслепую и направить освободившееся внимание на оценку дорожной ситуации и соблюдение ПДД. На этом этапе вы уже самостоятельно способны водить автомобиль в городских условиях, но только по знакомым улицам — на импровизацию внимания не хватает. Разговоры и музыка также остаются «за кадром»;

  • Вовлеченность в дело 90%. Вы уже что-то можете на знакомых улицах — например, тихо включить музыку или вести с кем-то легкую беседу. Но при сложных маневрах или в незнакомой ситуации — все прекращаете и вновь полностью погружаетесь в основную деятельность;

  • Вовлеченность в дело 70%. Музыка становится вашим постоянным спутником, диалоги не вызывают затруднений, появляется возможность предсказывать дорожную ситуацию. На светофорах вы даже можете отвлекаться на телефон;

  • Вовлеченность в дело 50%. Вы можете управлять автомобилем одной рукой, одновременно смотреть на дорогу и в экран телефона (так нельзя, но все мы грешны). Только откровенные затруднения заставляют вас опять стать «ответственным» водителем;

  • Вовлеченность в дело 49-10%. Мышление стереотипизировалось, большинство дорожных ситуаций вам уже известны, а реакция на них сформировалась. Заметная часть внимания освободилась для других дел.

И всё это происходит именно благодаря механизму стереотипизации. Подобные шаблоны мышления действительно облегчают жизнь, позволяя «освободить» мозг для иной деятельности. Но эти же шаблоны могут идти и во вред. Приведу пример из своей жизни на ту же автомобильную тематику:

После окончания универа раз в год я приезжал в него, чтобы отвести пары на курсах профпереподготовки. И всегда ездил одним конкретным хорошо известным мне путем по одной конкретной дороге. В течение примерно четырех-пяти лет на этой дороге был участок с односторонним движением. Во время поездки на первую пару нового учебного года я стандартно еду по данной дороге и еду по левой стороне. И вижу, что впереди мне в лоб едет встречная машина. С мыслями «во кретин, тут же одностороннее, куда он поехал», я перестраиваюсь к правой стороне дороге. Он проезжает, а я, костеря его на чем свет стоит, медленно подкатываюсь к светофору, вижу отсутствие очередного знака «одностороннее движение» и понимаю, что в этом случае, кретин — это я, ибо настолько доверился стереотипу, что не заметил два аналогичных знака, стоявших ранее.

И после этой истории закономерно перейти к следующей функции стереотипов:

Функция №2. Создание и защита непротиворечивой картины мира. Как я не единожды писал ранее, самый значимый стресс-фактор для психики — это неопределенность. И для снижения этой самой неопределенности наш мозг создает стереотипы, которые нас защищают. Одним из самых ярких демонстраций такой защиты является когнитивное искажение «вера в справедливый мир»:

Вера в справедливый мир, или гипотеза справедливого мира, или феномен справедливого мира — сформулированный Мелвином Лернером социально-психологический феномен, выражающийся в вере в то, что мир устроен справедливо и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди награждаются, а плохие — наказываются

Самое важное отражено в последних строчках — мы верим в то, что хорошим людям судьба благоволит, а плохих людей она же и карает. Или хотим в это верить. Является ли это непререкаемой истиной? Разумеется, нет. Но эти простые правила, независимо от их адекватности, облегчают жизнь (субъективно). Это может работать как на человека, если стереотип конструктивен, например:

  • Не стоит кричать, не разобравшись в ситуации;

  • Каждый имеет право на ошибку;

  • Внешность может быть обманчива (не делать далеко идущие выводы по первому впечатлению).

Опять же, надо сделать оговорку, что как и любой стереотип, они могут быть вредны. Здесь речь идет о том, что в большинстве ситуаций этот стереотип не создаст проблем. Но есть стереотипы, которые чаще приносят вред, чем пользу, например:

  • Все мусульмане — террористы;

  • Мужчины работают лучше женщин;

  • Не служил — не мужик.

Эти стереотипы, на мой взгляд, несут больше вреда, чем пользы. Да, разумеется, и сломанные часы два раза в сутки верны, но такая точность не оправдывает их использование.

Функция №3. Скорость принятия решений. Так как активация стереотипа в мозге происходит практически одновременно с поступлением, то и выводы можно сделать быстрее (опять же, быстрее — не всегда значит точнее). В любом случае, это происходит быстрее, чем в случае рационального осмысления. И это актуально в ситуациях, когда требуется незамедлительная реакция: то же вождение, опасные для жизни ситуации, события из профессиональной жизни врачей, пожарных, полицейских и т.д. В этом случае наличие таких стереотипов (корректно сформированных, конечно же), во многом определяет эффективность и профессионализм сотрудников данных сфер. Но если ситуация нестандартная или есть время на рациональный подход, то наличие такого стереотипа может вредить. Ярким примером будет служить способ решения конфликта в ситуации миграции (что сейчас актуально). Например, если «у себя дома» вы привыкли решать конфликт криком или кулаками, то в другой стране эти методы также могут принести больше вреда, чем пользы.

И вот в контексте решения конфликтных ситуаций нам как раз и пригодится помощь Кеннета Томаса и Ральфа Киллмена. Давайте введем еще один термин в наш тезаурус:

Конфликт — борьба двух или более лиц за ограниченный ресурс

В контексте текущего рассуждения, нам понадобится именно эта трактовка. И прежде чем читать дальше, я предлагаю вам сперва пройти тест тех же Томаса-Киллмена, ознакомиться с результатами, а потом продолжать. Правда, пройдите, там всего 30 вопросов. А если не пройдете, то будет не так интересно и полезно как могло бы быть.

Прошли? Прочитали? Тогда идем дальше!

Как вы увидели, в модели Томаса-Киллмена присутствует двухмерная матрица, одна ось которой отражает направленность человека на свои интересы, а вторая — направленность на чужие. И в данной матрице, словно «пятерка» на стандартной шестигранном игральном кубике, расположились следующие стратегии решения конфликтных ситуаций:

Кратко эти стратегии можно описать так:

  • Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому (или, по крайней мере, не учитывая интересы другого).

  • Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.

  • Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

  • Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

  • Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Несмотря на то, что и исходя из названия и описания стратегий, именно «сотрудничество» воспринимается наиболее адекватной, «компромисс» — некой промежуточной стадией, а все остальные — ужасом на крыльях ночи, это не совсем корректно. Фактически, каждая стратегия может быть полезной и адекватной, просто количество потенциальных ситуаций, в котором условное «избегание» принесет наилучший результат, заметно меньше количества потенциальных ситуаций, в которых «сотрудничество» приведет наилучшему результату.

Обычно в течение жизни у человека формируется явная склонность к одной или двум стратегиям, которые для него становятся основными. Давайте для примера разберем следующий результат тестирования:

Мы видим, что стратегии «избегание» и «приспособление» выражены заметно ярче других. Обе стратегии имеют низкий показатель значения «напористости» (внимания к своим интересам). То есть, здесь можно предположить (именно предположить, а не сделать вывод), что человек в ситуации ситуации конфликта обычно ведет себя пассивно. Если же учитывать три другие шкалы, то можно увидеть, что стратегия «соперничества» находится на границе слабой и оптимальной выраженности, а вот «сотрудничество» и «компромисс» имеют явную слабую выраженность. Из этого аккуратно можно сделать еще одно предположение, что в редких случаях (когда сойдутся звезды, эмоциональное состояние благоволит или расклад сил в пользу тестируемого) наш тестируемый готов отстаивать свои интересы. При этом, видна некая бинарность мышления из разряда «либо я, либо ты» без промежуточных вариантов.

И вот эта ограниченность вариантов и ведет к некой «поведенческой креативной импотенции» — невозможности изменить стратегию поведения при повторяющемся негативном результате, о чем, в общем-то, и говорил Ваас Монтенегро в самом начале статьи.

Как с этим работать? Так как стереотип служит на принятие быстрого решения, то в моменте это изменить сложно, но! Остается возможность рефлексии. Поэтому, если у вас произошла ситуация конфликта, я вам предлагаю уже постфактум попытаться найти конструктивный выход через каждую из этих стратегий. То есть, вы смотрите на эту таблицу и думаете: «Я этот вопрос решил через компромисс. Как бы выглядело позитивное решение через конфронтацию? А через приспособление?» и так далее.

Но это пока только поведенческая креативная импотенция, бывает и другая.

Если вы умненькие и внимательные (а другие бы вряд ли прочитали 12 тысяч знаков на нудную специфическую тему), то помните, что стереотип не только работает на мышление, но и на идентификацию личности. То есть, ригидность поведения становится частью личности. Разберем на примере одного из моих собеседников (не клиента), который активно топил за то, что психологи не нужны (профессия побуждает вступать в такие дискуссии). Цепочка рассуждений была примерно следующая:

  • Я сильный мужик.

  • Сильные мужики справляются с проблемами сами.

  • Сами — значит без посторонней помощи.

  • Психолог — посторонняя помощь.

  • Значит, я не пойду к психологу.

  • Без участия других людей я научился справляться с проблемами алкоголем.

  • Алкоголь дает облегчение и у меня появляются силы на решение проблемы.

  • А самостоятельное решение проблем — качество сильного мужика.

  • Я сильный мужик…

В данном случае привычка решать проблемы через алкоголь стала не просто способом совладания со стрессом, но и неким личностным базисом, который поддерживает данную стратегию и пресекает возможности поставить её адекватность под сомнение. И вот на этом моменте мы сталкиваемся с сакрализацией идей:

Сакрализация— (от лат. sacro — освящать, объявлять священным) — превращение в священное, наделение сакральным смыслом объектов и событий внешнего мира, а также мысленных образов, сценариев, невербальных символов, действий, слов и т.д.

Если прочитать определение без критического осмысления, то в нем ничего страшного или деструктивного нет. Казалось бы, что плохого в том, чтобы относится к себе и своей личности как к чему-то святому или неприкосновенному? Личность — это ведь действительно ценность. Но тут вопрос как раз в том, что сакрализация не позволяет нам объективно и критично анализировать мысли и явления. Частично этот процесс я описывал в статье Романтизация недуга, но сейчас рассмотрим вопрос несколько с иной точки зрения.

Так как человек (да и любое существо, обладающее психикой) по умолчанию субъективны, то в дело вступает описанное в статье выше когнитивные искажения «склонность к подтверждению своей точки зрения» и «селективное восприятие», которые дают фору убеждению «я всё делаю правильно», не оставляя мысли «я могу в этом ошибаться» никаких шансов. И вот эта неспособность посмотреть над ситуацию под другим углом именно в силу её сакрализации, можно назвать «когнитивной креативной импотенцией».

Раз мы начали говорить про совладание со стрессом, то я предлагаю вам таблицу для самонаблюдения, которая поможет адекватно оценить свои привычки к отдыху и развлечениям с целью восстановить «состояние стояния» (речь не про импотенцию физиологическую).

Данная таблица направлена на критическое восприятие привычных занятий с точки зрения влияния на ваше состояние. Она построена на методе балльных оценок:

Метод балльных оценок — один из методов одномерного шкалирования, используемых в психологии, процедура которого заключается в построении шкал на основе балльных оценок, получаемых из суждений испытуемых. Из всех методов психологических измерений, использующих оценочные суждения человека, шкалирование, основанное на балльных оценках, является наиболее популярным в виду своей простоты. Метод распространен как в прикладных, так и в академических разделах психологии, например, при психологической оценке стимулов в психофизике.

Нам важно, что метод простой и быстрый, практикоориентированный, но при этом достаточно показательный. Ваша основная задача в данном случае — оценить своё состояние по некой шкале. Я предлагаю использовать десятибалльную шкалу, но вы можете выбрать ту, которая больше нравится. Можете заменить её на более подробную, менее — не рекомендую.

Первые три столбца представляют собой оценку своего состояния (физического, интеллектуального и эмоционального) по выбранным шкалам. Затем прописываете воздействие, в идеале, описывать не просто конкретное, воздействие, но и его продолжительность (например, «играл в Киберпанк 2077 3 часа»). После завершения воздействия, заново оцените свое состояние. Далее сама таблица посчитает баллы и даст ответ, насколько данное действие восстанавливает ваши ресурсы или их забирает. Когда накопится достаточное количество информации, вы сможете сделать выводы и изменить свои рекреационные (или иные) привычки. Можете скачать готовую форму с моего ЯндексДиска.

И я сейчас буду играть роль Капитана Очевидности, когда скажу, что все сферы личности (поведенческая, когнитивная и эмоциональная) тесно связаны. Но в данном повествовании это важно, потому что именно мысли определяют наши эмоциональные реакции. Давайте разберемся на том же примере с «сильным мужиком».

Если близкий человек видит, что его друг «не вывозит»: ему плохо, глаза потухли, постоянно в напряжении, иногда ведет себя неадекватно, то он может порекомендовать ему обратиться к психологу. И дальше есть несколько вариантов:

  • Если у человека присутствует вышеописанные убеждение «Я сильный мужик», то данная рекомендация может быть воспринята как обвинение в слабости. Обвинение за собой тянет негативную реакцию, степень яркости и формат выраженности которой может варьироваться;

  • Если у человека нет такого убеждения, то он подобную рекомендацию воспримет как заботу (даже если ей не воспользуется). Спектр эмоциональной реакции будет варьироваться от нейтрального до позитивного.

И вот эта неспособность изменить неадекватную реакцию на адекватный стимул укладывается в последний паззл заявленной темы — в «эмоциональную поведенческую импотенцию.

А закончить хотелось бы цитатой, приписываемой Абу Хамиду Аль-Газали, которая звучит так: «Сомнение есть путь к истине: кто не сомневается — не видит, кто не видит — не понимает, кто не понимает — пребывает в слепоте и заблуждении». Если вы начнется сомневаться в своих мыслях и поступках, это не отнимает ваш личностный стержень, не делает бесхребетным или (вставить нужное слово с негативной коннотацией). Просто у вас появится шанс жить чуть лучше, чуть комфортнее, чуть счастливее.

С уважением
Сергей Максимов.
Психолог.

P.S. Если вдруг интересны другие статьи по психологии, они есть в моем ТГ-канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy

2.1 Процесс восприятия | Коммуникация в реальном мире: введение в коммуникативные исследования

Цели обучения

  1. Дать определение восприятию.
  2. Обсудите, как заметность влияет на выбор перцептивной информации.
  3. Объясните, как мы организуем перцептивную информацию.
  4. Обсудите роль схем в интерпретации перцептивной информации.

Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации информации. Этот процесс, показанный на рис. 2.1 «Процесс восприятия», включает в себя восприятие избранных стимулов, которые проходят через наши перцептивные фильтры, организуются в наши существующие структуры и паттерны, а затем интерпретируются на основе предыдущего опыта. Хотя восприятие — это в значительной степени когнитивный и психологический процесс, то, как мы воспринимаем людей и предметы вокруг нас, влияет на наше общение. Мы по-разному реагируем на объект или человека, который воспринимаем положительно, чем на то, что считаем неблагоприятным. Но как мы фильтруем огромное количество поступающей информации, организуем ее и придаем смысл тому, что проходит через наши перцептивные фильтры и в наши социальные реальности?

Выбор информации

Мы воспринимаем информацию всеми пятью органами чувств, но наше поле восприятия (мир вокруг нас) включает в себя так много стимулов, что наш мозг не может обработать и осмыслить их все. Таким образом, когда информация поступает через наши органы чувств, различные факторы влияют на то, что на самом деле продолжается в процессе восприятия (Fiske & Taylor, 1991). Выбор — это первая часть процесса восприятия, в которой мы фокусируем наше внимание на определенной поступающей сенсорной информации. Подумайте о том, что среди многих других возможных стимулов, на которые следует обратить внимание, вы можете услышать знакомый голос в коридоре, увидеть пару туфель, которые хотите купить в торговом центре, или почувствовать запах чего-то готовящегося на ужин, когда вы возвращаетесь домой из дома. работа. Мы быстро отсекаем и отодвигаем на задний план всевозможные образы, запахи, звуки и другие раздражители, но как мы решаем, что выбрать, а что оставить?

Рисунок 2.1 Процесс восприятия

Мы склонны обращать внимание на важную информацию. Заметность — это степень, в которой что-то привлекает наше внимание в определенном контексте. Вещь, привлекающая наше внимание, может быть абстрактной, как понятие, или конкретной, как предмет.

Например, личность человека как коренного американца может стать заметной, когда он протестует на параде в честь Дня Колумба в Денвере, штат Колорадо. Или яркий фонарик, светящий вам в лицо во время ночного кемпинга, наверняка будет бросаться в глаза. Степень заметности зависит от трех характеристик (Fiske & Tayor, 19).91). Мы склонны находить важные вещи, которые визуально или на слух стимулируют, а также вещи, которые отвечают нашим потребностям или интересам. Наконец, ожидания влияют на то, что мы находим существенным.

Зрительная и слуховая стимуляция

Наверное, неудивительно, что зрительная и/или слуховая стимуляция становится заметной в поле нашего восприятия и привлекает наше внимание. Существ, начиная от рыб и заканчивая колибри, привлекают такие вещи, как серебряные блесны на удочках или красные и желтые кормушки для птиц. Однако стимулирование наших чувств не всегда является положительным моментом. Подумайте о паре, которая не умолкает во время просмотра фильма, или о соседе сверху, чей сабвуфер сотрясает ваш потолок по ночам. Короче говоря, стимулы могут привлекать внимание продуктивным или отвлекающим образом. Как коммуникаторы, мы можем использовать это знание в свою пользу, сводя к минимуму отвлекающие факторы, когда нам нужно сказать что-то важное. Наверное, лучше серьезно поговорить со второй половинкой в ​​тихом месте, чем в переполненном фуд-корте. Как мы узнаем позже в главе 12 «Публичное выступление в различных контекстах», изменение темпа, громкости и высоты вашего голоса, известное как вокальное разнообразие, может помочь вашей аудитории заинтересоваться, так же как и жесты и движения. И наоборот, невербальные приспособления или нервные движения, которые мы делаем, чтобы уменьшить тревогу, например, расхаживание взад-вперед или накручивание волос, могут отвлекать. Помимо того, что мы сводим к минимуму отвлекающие факторы и с энтузиазмом доносим наши сообщения, содержание нашего общения также влияет на заметность.

Потребности и интересы

Мы склонны обращать внимание на информацию, которая, по нашему мнению, так или иначе удовлетворяет наши потребности или интересы. Этот тип избирательного внимания может помочь нам удовлетворить инструментальные потребности и добиться цели. Когда вам нужно поговорить с сотрудником отдела финансовой помощи о ваших стипендиях и кредитах, вы сидите в зале ожидания и слушаете, когда назовут ваше имя. Уделение пристального внимания тому, чье имя называется, означает, что вы можете быть готовы начать встречу и, надеюсь, уладить свои дела. Когда мы думаем, что определенные сообщения не соответствуют нашим потребностям, стимулы, которые обычно привлекают наше внимание, могут быть полностью потеряны. Представьте, что вы находитесь в продуктовом магазине и слышите, как кто-то произносит ваше имя. Вы оборачиваетесь и слышите, как этот человек говорит: «Наконец-то! Я назвал твое имя три раза. Я думал, ты забыл, кто я такой! Несколькими секундами ранее, когда вы были сосредоточены на выяснении, какой апельсиновый сок взять, вы обращали внимание на различные варианты мякоти до такой степени, что отключались от других раздражителей, даже от таких знакомых звуков, как звук того, как кто-то зовет вас по имени.

. Опять же, как коммуникаторы, особенно в убедительных контекстах, мы можем использовать это в своих интересах, давая понять, как наше сообщение или предложение отвечает потребностям членов нашей аудитории. Независимо от того, помогает ли знак найти ближайшую заправочную станцию, звук рингтона помогает нам найти наш пропавший мобильный телефон или динамик говорит нам, как отказ от обработанных пищевых продуктов улучшит наше здоровье, мы выбираем и обращаем внимание на информацию, которая отвечает нашим потребностям.

Мы также находим важную информацию, которая нас интересует. Конечно, во многих случаях стимулы, отвечающие нашим потребностям, также интересны, но стоит обсудить эти два пункта отдельно, потому что иногда мы находим интересные вещи, которые не обязательно соответствуют нашим потребностям. Я уверен, что все мы были увлечены телешоу, видеоигрой или случайным проектом и обращали на это внимание за счет чего-то, что действительно отвечает нашим потребностям, например, уборки или проведения времени со второй половинкой. Уделение внимания вещам, которые нас интересуют, но не удовлетворяют конкретные потребности, похоже на базовую формулу прокрастинации, с которой мы все знакомы.

Во многих случаях мы знаем, что нас интересует, и автоматически тяготеем к стимулам, которые соответствуют этому. Например, когда вы фильтруете радиостанции, вы, вероятно, уже имеете представление о том, какая музыка вас интересует, и остановитесь на станции, играющей что-то в этом жанре, пропуская станции, играющие то, что вам неинтересно. Из-за этой тенденции нам часто приходится в конечном итоге быть вынужденным или случайно испытать что-то новое, чтобы создать или открыть для себя новые интересы. Например, вы можете не осознавать, что интересуетесь азиатской историей, пока вам не потребуется пройти такой курс и найти привлекательного профессора, который пробудит в вас этот интерес. Или вы можете случайно наткнуться на новую область интересов, когда посещаете занятия, на которые в противном случае не пошли бы, потому что они вписываются в ваше расписание. Как коммуникаторы, вы можете воспользоваться этой склонностью к восприятию, адаптировав тему и содержание к интересам своей аудитории.

Ожидания

Отношения между заметностью и ожиданиями немного сложнее. По сути, мы можем найти ожидаемые важные вещи и найти неожиданные важные вещи. Хотя это может показаться запутанным, несколько примеров должны проиллюстрировать этот момент. Если вы ожидаете доставку посылки, вы можете уловить малейший шум двигателя грузовика или чьи-то шаги, приближающиеся к вашей входной двери. Поскольку мы ожидаем, что что-то произойдет, мы можем быть дополнительно настроены на подсказки того, что это произойдет. Что касается неожиданностей, если у вас есть застенчивый и тихий друг, который, как вы слышите, повышает громкость и высоту голоса во время разговора с другим другом, вы можете заметить это и предположить, что происходит что-то необычное. . Чтобы что-то неожиданное стало заметным, оно должно достичь определенного порога различия. Если вы вошли в свой обычный класс, а там было на одного или двух учеников больше, чем обычно, вы можете даже не заметить. Если бы вы вошли в свой класс и увидели кого-то, одетого как волшебник, вы, вероятно, заметили бы это. Итак, если мы ожидаем испытать что-то необычное, например, доставку посылки, мы обнаружим стимулы, связанные с этим ожиданием. Если мы сталкиваемся с чем-то, чего мы не ожидали и что значительно отличается от нашего обычного опыта, то, скорее всего, мы сочтем это заметным. Мы также можем применить эту концепцию к нашему общению. Я всегда призываю своих студентов включать в свои выступления вспомогательный материал, который не соответствует нашим ожиданиям. Вы можете помочь своей аудитории заинтересоваться, применяя хорошие исследовательские навыки для поиска такой информации.

Существует средняя область, где небольшие отклонения от рутинного опыта могут остаться незамеченными, потому что мы их не ожидаем. Возвращаясь к предыдущему примеру, если вы не ожидаете посылку и регулярно слышите моторы автомобилей и пешеходов возле своего дома, эти довольно рутинные звуки вряд ли привлекут ваше внимание, даже если бы они были немного больше или меньше трафика, чем ожидалось. Это связано с тем, что наши ожидания часто основаны на предыдущем опыте и шаблонах, которые мы наблюдали и усвоили, что позволяет нашему мозгу иногда работать на «автопилоте» и восполнять то, чего не хватает, или упускать из виду лишнее. Посмотрите на следующее предложение и прочитайте его вслух: Перпетоин содержится в патетринах, поэтому мы часто получаем ассоциацию, не сознавая этого независимо друг от друга. Этот пример иллюстрирует проверку наших ожиданий и раздражение каждого студента колледжа. У всех нас был опыт получения документа с опечатками и орфографическими ошибками, обведенными кружками. Это может расстраивать, особенно если мы действительно потратили время на корректуру. Когда мы впервые научились читать и писать, мы учили букву за буквой. Учитель или родитель показывал нам карточку с цифрой 9.На нем было написано 0047 A-P-P-L-E , и мы его озвучивали. Со временем мы научились сочетать буквы и звуки, могли видеть комбинации букв и быстро произносить слова. Поскольку мы знаем, чего ожидать, когда видим определенный набор букв, и знаем, что будет дальше в предложении с тех пор, как мы написали статью, мы не тратим время на просмотр каждой буквы во время корректуры. Это может привести к тому, что мы упустим распространенные опечатки и орфографические ошибки, даже если мы вычитываем что-то несколько раз. В качестве примечания я поделюсь двумя советами, которые помогут вам избежать ошибок при корректуре: во-первых, попросите друга вычитать вашу статью. Поскольку они его не писали, у них меньше ожиданий относительно содержания. Во-вторых, читайте свои статьи задом наперед. Поскольку модели речи в обратном порядке не совпадают, вам нужно останавливаться и сосредотачиваться на каждом слове. Теперь, когда мы знаем, как мы выбираем стимулы, давайте обратим внимание на то, как мы организуем получаемую информацию.

Организация информации

Организация — это вторая часть процесса восприятия, в которой мы сортируем и классифицируем воспринимаемую информацию на основе врожденных и приобретенных когнитивных моделей. Мы распределяем вещи по шаблонам тремя способами: используя близость, сходство и различие (Coren, 1980). Что касается близости, мы склонны думать, что вещи, которые находятся близко друг к другу, идут вместе. Например, вы когда-нибудь ждали помощи в бизнесе, а продавец предполагал, что вы и человек, стоящий рядом с вами, вместе? Немного неловкий момент обычно заканчивается, когда вы и другой человек в очереди смотрите друг на друга, затем снова на клерка, и один из вас объясняет, что вы не вместе. Даже несмотря на то, что вы, возможно, никогда в жизни не встречали этого другого человека, клерк использовал базовый организующий сигнал восприятия, чтобы сгруппировать вас вместе, потому что вы стояли рядом друг с другом.

Мы также группируем вещи по сходству. Мы склонны думать, что вещи, которые выглядят одинаково или действуют одинаково, должны быть вместе. У меня есть два друга, с которыми я иногда встречаюсь, и мы все трое мужчин, примерно одного возраста, одной расы, с короткими волосами и в очках. Кроме того, мы на самом деле не похожи друг на друга, но не раз официант в ресторане предполагал, что мы братья. Несмотря на то, что многие из наших других черт различны, основные черты организованы на основе сходства, и мы трое внезапно оказываемся родственниками.

Мы также систематизируем информацию, которую получаем, на основе различий. В этом случае мы предполагаем, что элемент, который выглядит или действует иначе, чем остальные, не принадлежит к группе. Ошибки восприятия, связанные с людьми и предположениями о различиях, могут быть особенно неловкими, если не оскорбительными. Мать моего друга, американка вьетнамского происхождения, присутствовала на конференции, на которой другой участник предположил, что она работает в отеле, и попросил ее выбросить что-нибудь для нее. В данном случае мать моего друга была цветной на съезде, на котором присутствовали в основном белые, поэтому впечатление формировалось на основе восприятия этой разницы другим человеком.

Эти стратегии организации информации настолько распространены, что они встроены в то, как мы обучаем наших детей основным навыкам и как мы действуем в нашей повседневной жизни. Я уверен, что всем нам приходилось смотреть на картинки в начальной школе и определять, что сочетается, а что нет. Если вы думаете о буквальном акте организации чего-либо, например, вашего рабочего стола дома или на работе, мы следуем тем же стратегиям. Если у вас на столе лежит куча бумаг и почты, вы, скорее всего, будете сортировать бумаги по отдельным стопкам для разных занятий или класть счета отдельно от личной почты. У вас может быть один ящик для ручек, карандашей и других принадлежностей, а другой — для папок. В этом случае вы группируете элементы на основе сходств и различий. Вы также можете сгруппировать вещи на основе близости, например, поместив финансовые элементы, такие как чековая книжка, калькулятор и платежные квитанции, в одну область, чтобы вы могли эффективно обновлять свой бюджет. Таким образом, мы упрощаем информацию и ищем закономерности, которые помогут нам более эффективно общаться и жить.

Упрощение и категоризация на основе шаблонов — это не обязательно плохо. Фактически, без этой способности у нас, вероятно, не было бы возможности говорить, читать или участвовать в других сложных когнитивных/поведенческих функциях. Наш мозг по своей природе классифицирует и хранит информацию и опыт для последующего извлечения, а разные части мозга отвечают за разные сенсорные ощущения. Короче говоря, естественно, что вещи каким-то образом группируются вместе. Между людьми есть различия, и поиск закономерностей помогает нам во многих практических отношениях. Однако суждения, которые мы выносим о различных паттернах и категориях, неестественны; они изучены и культурно и контекстуально относительны. Наши модели восприятия становятся непродуктивными и даже неэтичными, когда суждения, которые мы связываем с определенными моделями, основаны на стереотипном или предвзятом мышлении.

Мы также организуем взаимодействие и межличностный опыт на основе нашего личного опыта. Когда два человека переживают одну и ту же встречу по-разному, могут возникнуть недопонимания и конфликты. Пунктуация относится к структурированию информации в виде временной шкалы для определения причины (стимула) и следствия (реакции) наших коммуникативных взаимодействий (Силларс, 1980). Применение этой концепции к межличностному конфликту может помочь нам увидеть, как процесс восприятия выходит за рамки индивидуального на межличностный уровень. Эта концепция также помогает проиллюстрировать, как организация и интерпретация могут происходить вместе и как интерпретация может влиять на то, как мы организуем информацию, и наоборот.

Где начинается и где заканчивается конфликт? Ответ на этот вопрос зависит от того, как люди, участвующие в конфликте, акцентируют или структурируют свой конфликтный опыт. Различия в пунктуации часто могут привести к эскалации конфликта, что может привести к различным проблемам в отношениях (Watzlawick, Bavelas, & Jackson, 1967). Например, Линда и Джо работают в проектной группе, и у них приближается крайний срок. Линда работала над проектом на выходных в ожидании встречи с Джо в понедельник утром. В процессе у нее возникло несколько вопросов, и она написала Джо по электронной почте за разъяснениями и советами, но он не ответил. В понедельник утром Линда заходит в конференц-зал, видит Джо и говорит: «Я работала над этим проектом все выходные и нуждалась в вашей помощи. Я писал тебе три раза! Что вы делали?» Джо отвечает: «Я понятия не имел, что ты написал мне по электронной почте. Я провел все выходные в походе». В данном случае конфликт начался для Линды два дня назад, а для Джо начался только что. Таким образом, чтобы двое из них могли наиболее эффективно справиться с этим конфликтом, им необходимо общаться так, чтобы их пунктуация или место начала конфликта для каждого из них были четкими и совпадали. В этом примере Линда произвела впечатление об уровне приверженности Джо проекту на основе интерпретации, которую она сделала после отбора и организации поступающей информации. Знакомство с пунктуацией — важная часть проверки восприятия, о которой мы поговорим позже. Давайте теперь подробнее рассмотрим, как интерпретация влияет на процесс восприятия.

Интерпретация информации

Хотя выбор и систематизация поступающих стимулов происходит очень быстро и иногда без особого осмысления, интерпретация может быть гораздо более обдуманным и сознательным шагом в процессе восприятия. Интерпретация — это третья часть процесса восприятия, в которой мы придаем значение нашему опыту, используя ментальные структуры, известные как схемы. Схемы подобны базам данных сохраненной связанной информации, которую мы используем для интерпретации нового опыта. У всех нас есть довольно сложные схемы, которые со временем развивались по мере того, как небольшие единицы информации объединялись, чтобы создавать более значимые информационные комплексы.

У нас есть общая схема образования и того, как интерпретировать опыт общения с учителями и одноклассниками. Эта схема начала развиваться еще до того, как мы пошли в дошкольное учреждение, основываясь на том, что родители, сверстники и средства массовой информации рассказывали нам о школе. Например, вы узнали, что определенные символы и предметы, такие как яблоко, линейка, калькулятор и блокнот, ассоциируются с учебой или учителем. Вы узнали новые понятия, такие как оценки и перемены, и вы использовали новые методы, такие как выполнение домашних заданий, учеба и сдача тестов. Вы также установили новые отношения с учителями, администраторами и одноклассниками. По мере того, как вы продвигались в своем образовании, ваша схема адаптировалась к меняющейся среде. Насколько гладкой или тревожной является переоценка и пересмотр схемы, варьируется от ситуации к ситуации и от человека к человеку. Например, некоторые учащиеся относительно легко адаптируют свою схему при переходе из начальной школы в среднюю, в старшую школу и в колледж и сталкиваются с новыми ожиданиями в отношении поведения и академической активности. Другие учащиеся адаптируются не так легко, и сохранение своей старой схемы создает проблемы, поскольку они пытаются интерпретировать новую информацию через старую, несовместимую схему. Мы все были в подобной ситуации в какой-то момент нашей жизни, поэтому мы знаем, что пересмотр наших схем может быть стрессовым и что такой пересмотр требует усилий и обычно сопряжен с некоторыми ошибками, разочарованиями и расстройствами. Но способность адаптировать наши схемы является признаком когнитивной сложности, которая является важной частью коммуникативной компетенции. Таким образом, несмотря на то, что процесс может быть сложным, это также может быть время для обучения и роста.

Важно знать о схемах, потому что наши интерпретации влияют на наше поведение. Например, если вы выполняете групповой проект для класса и считаете члена группы застенчивым, основываясь на вашей схеме общения застенчивых людей, вы можете не возлагать на него обязанности по презентации в своем групповом проекте, потому что вы не думаете, что застенчивые люди застенчивы. хорошие ораторы. Схемы также направляют наши взаимодействия, обеспечивая сценарий нашего поведения. В целом мы знаем, как вести себя и общаться в зале ожидания, в классе, на первом свидании и на игровом шоу. Даже человек, который никогда не был на игровом шоу, может разработать схему того, как действовать в этой среде, посмотрев Цена правильная , например. Люди идут на многое, чтобы сделать футболки с умными надписями или действовать с энтузиазмом в надежде, что их выберут для участия в студийной аудитории и, возможно, станут участниками шоу.

Как мы видели, схемы используются для интерпретации поведения других и формирования впечатления о том, кто они как личности. Чтобы помочь этому процессу, мы часто запрашиваем информацию у людей, чтобы помочь нам поместить их в уже существующую схему. В Соединенных Штатах и ​​многих других западных культурах идентичность людей часто тесно связана с тем, чем они зарабатывают на жизнь. Когда мы представляем других или самих себя, профессия обычно является одной из первых вещей, которые мы упоминаем. Подумайте, как могло бы измениться ваше общение с кем-то, если бы он или она были представлены вам как художник, а не как врач. Мы делаем аналогичные интерпретации в зависимости от того, откуда люди, их возраст, раса и другие социальные и культурные факторы. Мы узнаем больше о том, как культура, пол и другие факторы влияют на наше восприятие, по ходу чтения главы. Таким образом, у нас есть схемы об отдельных лицах, группах, местах и ​​вещах, и эти схемы фильтруют наше восприятие до, во время и после взаимодействия. Когда схемы извлекаются из памяти, они выполняются, как компьютерные программы или приложения на вашем смартфоне, чтобы помочь нам интерпретировать мир вокруг нас. Точно так же, как компьютерные программы и приложения должны регулярно обновляться, чтобы улучшить их работу, компетентные коммуникаторы обновляют и адаптируют свои схемы по мере того, как у них появляется новый опыт.

«Получить реальность»

Полицейские, схемы и восприятие/интерпретация

Кабельные и сетевые телевизионные шоу в прайм-тайм, такие как франшиза «Закон и порядок» и Southland , уже давно предлагают зрителям заглянуть в жизнь закона правоохранители. COPS , первое и самое продолжительное реалити-шоу в прайм-тайм, а также новые реалити-шоу и образовательные шоу, такие как The First 48 и Lockdown , предлагают более реалистичный взгляд на методы, используемые правоохранительными органами. Восприятие является важной частью набора навыков офицера. В частности, во время столкновений полиции с гражданами, когда напряженность может быть высокой, а время для принятия решений ограничено, офицеры полагаются на схемы, разработанные на основе личного опыта вне работы, а также обучения и опыта на работе (Rozelle & Baxter, 19).75). Кроме того, полицейским часто приходится делать выводы на основе неполной, а иногда и недостоверной информации. Итак, как же полицейские используют восприятие для выполнения своей работы?

Исследование изучало, как полицейские используют восприятие для вынесения суждений о чертах характера, правдоподобии, обмане, наличии или отсутствии оружия, среди прочего, и точно так же, как вы и я, офицеры используют один и тот же процесс отбора, организации , и интерпретация. Это исследование показало, что офицеры, как и мы, полагаются на схему, которая помогает им принимать решения в условиях временных и ситуационных ограничений. С точки зрения отбора, ожидания влияют на восприятие офицера. На собраниях перед сменой офицеров информируют о текущих проблемах и «вещах, на которые следует обратить внимание», что дает им ряд ожиданий — например, марку и модель украденного автомобиля — которые могут определять их процесс выбора. Они также должны быть готовы к вещам, которые бросают вызов их ожиданиям, что не является профессиональным навыком, который многим другим профессионалам приходится учитывать каждый день. Они никогда не знают, когда остановка транспорта может превратиться в погоню, а кажущийся нежным человек может стать агрессивным. Затем эти ожидания могут быть связаны со стратегиями организации. Например, если офицер знает, что нужно быть настороже в отношении подозреваемого в совершении преступления, он будет активно распределять поступающую перцептивную информацию по категориям в зависимости от того, похожи ли люди на описание подозреваемого или нет. Близость также играет роль в работе полиции. Если человек находится в машине с водителем, у которого есть незарегистрированный пистолет, полицейский, скорее всего, решит, что у другого человека также есть преступный умысел. Хотя эти практики не являются плохими по своей сути, существуют очевидные проблемы, которые могут возникнуть, когда эти шаблоны становятся жесткой схемой. Некоторые исследования показали, что определенные предубеждения, основанные на расовой схеме, могут привести к ошибкам восприятия — в данном случае полицейские ошибочно воспринимают оружие у чернокожих подозреваемых чаще, чем у белых подозреваемых (Payne, 2001). Кроме того, расовое профилирование (подумайте о том, как профили похожи на схемы) стало проблемой, которая привлекла большое внимание после 11 сентября 2001 года, террористических атак и принятия иммиграционных законов в таких штатах, как Аризона и Алабама, которые подвергались критике как нацеленные на мигрантов. рабочих и других иммигрантов без документов. Как видите, сотрудники правоохранительных органов и гражданские лица используют один и тот же процесс восприятия, но такая карьера сопряжена с обязанностями и проблемами, которые подчеркивают несовершенный характер процесса восприятия.

  1. Какие коммуникативные навыки, по вашему мнению, необходимы сотруднику правоохранительных органов для эффективного выполнения своей работы и почему?
  2. Опишите встречу с сотрудником правоохранительных органов (если у вас не было прямого опыта, вы можете использовать гипотетический или вымышленный пример). Какими были ваши впечатления от офицера? Как вы думаете, как он или она относились к вам? Как вы думаете, какие схемы повлияли на каждую из ваших интерпретаций?
  3. Какие ошибки восприятия создают потенциальные этические проблемы в правоохранительных органах? Например, как следует использовать организующие принципы близости, сходства и различия?

Ключевые выводы

  • Восприятие — это процесс выбора, организации и интерпретации информации. Этот процесс влияет на наше общение, потому что мы по-разному реагируем на раздражители, будь то предметы или люди, в зависимости от того, как мы их воспринимаем.
  • Учитывая огромное количество стимулов, воспринимаемых нашими органами чувств, мы выбираем только часть поступающей информации для организации и интерпретации. Мы отбираем информацию на основе значимости. Мы склонны находить важные вещи, которые визуально или на слух стимулируют, и вещи, которые отвечают нашим потребностям и интересам. Ожидания также влияют на то, какую информацию мы выбираем.
  • Мы организуем информацию, которую мы выбираем, в шаблоны на основе близости, сходства и различий.
  • Мы интерпретируем информацию, используя схемы, которые позволяют нам придавать значение информации на основе накопленных знаний и предыдущего опыта.

Ссылки

Корен, С., «Принципы организации восприятия и пространственного искажения: гештальт-иллюзии», Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность 6, вып. 3 (1980): 404–12.

Фиске, С. Т., и Шелли Э. Тейлор, Социальное познание, , 2-е изд. (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw Hill, 1991).

Пейн, Б.К., «Предрассудки и восприятие: роль автоматических и контролируемых процессов в неправильном восприятии оружия», Journal of Personality and Social Psychology 81, no. 2 (2001): 181–92.

Розелл Р. М. и Джеймс С. Бакстер, «Формирование впечатления и распознавание опасности у опытных полицейских», Журнал социальной психологии 96 (1975): 54.

Силларс, А. Л., «Атрибуции и общение в конфликтах с соседями по комнате», Монографии по коммуникации 47, вып. 3 (1980): 180–200.

Вацлавик, П., Джанет Бивин Бавелас и Дон Д. Джексон, Прагматика человеческого общения: исследование моделей взаимодействия, патологий и парадоксов (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton, 1967), 56.

Как ожидание влияет на восприятие | MIT News

На протяжении десятилетий исследования показывали, что наше восприятие мира зависит от наших ожиданий. Эти ожидания, также называемые «априорными убеждениями», помогают нам осмыслить то, что мы воспринимаем в настоящем, на основе аналогичного прошлого опыта. Рассмотрим, например, как тень на рентгеновском снимке пациента, которую неопытный интерн легко не замечает, бросается на опытного врача. Предыдущий опыт врача помогает ему прийти к наиболее вероятной интерпретации слабого сигнала.

Процесс объединения предшествующих знаний с неопределенными данными известен как байесовская интеграция и, как полагают, сильно влияет на наше восприятие, мысли и действия. Теперь нейробиологи Массачусетского технологического института обнаружили отличительные сигналы мозга, которые кодируют эти прежние убеждения. Они также выяснили, как мозг использует эти сигналы для принятия взвешенных решений в условиях неопределенности.

«Как эти убеждения влияют на активность мозга и искажают наше восприятие, — вот вопрос, на который мы хотели ответить, — говорит Мердад Джазайери, профессор Роберта А. Суонсона по развитию карьеры в области наук о жизни, член Института исследований мозга Макговерна при Массачусетском технологическом институте. и старший автор исследования.

Исследователи обучали животных выполнять задание на отсчет времени, в котором они должны были воспроизводить разные временные интервалы. Выполнение этой задачи является сложной задачей, потому что наше чувство времени несовершенно и может течь слишком быстро или слишком медленно. Однако, когда интервалы постоянно находятся в пределах фиксированного диапазона, наилучшей стратегией является смещение ответов в сторону середины диапазона. Это именно то, что делали животные. Более того, запись нейронов в лобной коре выявила простой механизм байесовской интеграции: предшествующий опыт искажал представление о времени в мозге, так что паттерны нейронной активности, связанные с разными интервалами, были смещены в сторону тех, которые находились в ожидаемом диапазоне.

Постдоктор Массачусетского технологического института Хансем Сон, бывший постдоктор Девика Нараин и аспирант Николас Мейрхэге являются ведущими авторами исследования, опубликованного в выпуске Neuron от 15 июля.

Готово, готово, готово

Статистики веками знали, что байесовское интегрирование является оптимальной стратегией для обработки неопределенной информации. Когда мы в чем-то не уверены, мы автоматически полагаемся на свой предыдущий опыт для оптимизации поведения.

«Если вы не можете точно сказать, что что-то представляет собой, но на основании вашего предыдущего опыта у вас есть некоторое представление о том, каким оно должно быть, тогда вы будете использовать эту информацию, чтобы направлять свои суждения», — говорит Джазайери. «Мы делаем это постоянно».

В этом новом исследовании Джазайери и его команда хотели понять, как мозг кодирует предыдущие убеждения, и использовать эти убеждения для управления поведением. С этой целью исследователи обучали животных воспроизводить временной интервал, используя задачу под названием «приготовься к работе». В этом задании животные измеряют время между двумя вспышками света («готово» и «установлено»), а затем генерируют сигнал «вперед», давая отсроченный ответ по истечении того же количества времени.

Они обучали животных выполнять эту задачу в двух контекстах. В «коротком» сценарии интервалы варьировались от 480 до 800 миллисекунд, а в «длинном» контексте интервалы составляли от 800 до 1200 миллисекунд. В начале задания животным давали информацию о контексте (посредством визуальной подсказки), и поэтому они знали, что следует ожидать интервалов либо из более короткого, либо из более длинного диапазона.

Джазаери ранее показал, что люди, выполняющие эту задачу, склонны смещать свои ответы в сторону середины диапазона. Здесь они обнаружили, что животные делают то же самое. Например, если животные полагали, что интервал будет коротким, и им давали интервал в 800 миллисекунд, полученный ими интервал был немного короче 800 миллисекунд. И наоборот, если они полагали, что он будет длиннее, и им давали тот же интервал в 800 миллисекунд, они производили интервал немного больше, чем 800 миллисекунд.

«Испытания, которые были идентичны почти во всех возможных отношениях, за исключением того, что убеждения животных приводили к различному поведению», — говорит Джазайери. «Это было убедительным экспериментальным доказательством того, что животное полагается на свою собственную веру».

После того, как они установили, что животные полагались на свои прежние убеждения, исследователи решили выяснить, как мозг кодирует прежние убеждения для управления поведением. Они зафиксировали активность примерно 1400 нейронов в области лобной коры, которая, как они ранее показали, участвует в хронометраже.

В эпоху «готовых установок» профиль активности каждого нейрона развивался по-своему, и около 60% нейронов имели разные паттерны активности в зависимости от контекста (короткий или длинный). Чтобы разобраться в этих сигналах, исследователи проанализировали эволюцию нейронной активности во всей популяции с течением времени и обнаружили, что предшествующие убеждения искажают поведенческие реакции, искажая нейронное представление времени ближе к середине ожидаемого диапазона.

«Мы никогда не видели такого конкретного примера того, как мозг использует предшествующий опыт для изменения нейронной динамики, с помощью которой он генерирует последовательности нейронной активности, чтобы скорректировать собственную неточность. В этом уникальная сила этой статьи: объединение восприятия, нейронной динамики и байесовских вычислений в согласованную структуру, поддерживаемую как теорией, так и измерениями поведения и нейронной активности», — говорит Мате Ленгьел, профессор вычислительной нейробиологии в Кембриджском университете. кто не участвовал в исследовании.

Встроенные знания

Исследователи считают, что предыдущий опыт изменяет силу связей между нейронами. Прочность этих связей, также известных как синапсы, определяет, как нейроны взаимодействуют друг с другом, и ограничивает модели активности, которые может генерировать сеть взаимосвязанных нейронов. Открытие того, что предыдущий опыт искажает паттерны нейронной активности, дает представление о том, как опыт изменяет синаптические связи. «Похоже, что мозг встраивает предыдущий опыт в синаптические связи, так что паттерны мозговой активности соответствующим образом искажаются», — говорит Джазайери.

В качестве независимой проверки этих идей исследователи разработали компьютерную модель, состоящую из сети нейронов, способных выполнять ту же готовую задачу. Используя методы, заимствованные из машинного обучения, они смогли изменить синаптические связи и создать модель, которая вела себя как животные.

Эти модели чрезвычайно ценны, поскольку они обеспечивают основу для подробного анализа лежащих в основе механизмов, процедуры, известной как «реверс-инжиниринг». Примечательно, что реверс-инжиниринг модели показал, что она решает задачу так же, как мозг обезьяны Модель также имеет искаженное представление времени в соответствии с предыдущим опытом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *