Природа человека и его мышление – Природа человека и его мышление — Универсал-вики

Природа мышления. Его функции и виды.

     Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.

Специфика мышления.

1. Даёт возможность понять глубинную сущность объективного мира, законы его существования.

2.     Лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира.

3.     Позволяет предвидеть будущее, оперировать возможным, планировать практическую деятельность.

Основные функции мышления.

1.     Установление всеобщих взаимосвязей.

2.     Понимание сущности конкретного явления как разновидности определённого класса явлений.

3.     Обобщение свойств однородной группы явлений.

Особенности мышления.

     Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира , человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

     Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах развития природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

     Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Человек всегда отражает связи и отношения между явлениями в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для конкретного наблюдаемого явления.

     Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстрагирования и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

     Мышление человека связано с практической деятельностью (человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его). В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

     Выделяют различные виды мышления.

     Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

     Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.

Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.

Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.

Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.

Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.

Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.

Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.

Суждения образуются двумя способами:

1)      непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

2)      опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

        Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными

         Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Таким образом, мышление – это:

— высший познавательный процесс.

— движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, выраженная в форме понятия, суждения или умозаключения.

— это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.  Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

students-library.com

Природа мышления. Основы общей психологии

Природа мышления

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.

Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно — умозаключением — раскрыть то, что непосредственно — в восприятии — не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятии — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.

Раскрытие отношений, связей между этими предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь, которым мышление идет ко все более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; и отношения отражаются не только в мышлении.

В действительности уже в восприятии дана не простая сумма или агрегат изолированных элементов; уже в восприятии различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действительности. Мы воспринимаем обычно вещи в определенных ситуациях, в которых они даны в тех или иных соотношениях с другими вещами, — пространственных, временных и т. д. Вещи воспринимаются как равные или неравные, большие или меньшие, как определенным образом расположенные, т. е. находящиеся в тех или иных отношениях порядка или последовательности, как предшествующие или последующие и т. д. Помимо того, и внутри каждой вещи различные свойства воспринимаются нами опять-таки не как совокупность изолированных, между собой не связанных качеств, а в определенных, характерных для вещи соотношениях, сочетаниях, связях. Но в восприятии вещи и явления, их свойства даны сплошь и рядом в случайных, единичных, несущественных определениях, во внешнем соединении свойств, которые «соединены, но не связаны». Для химического элемента не существенна может быть та окраска, которая ему придана: химические реакции или соединения, в которые он войдет, от нее не зависят. Для общественной сущности капиталиста не существен тот внешний облик, в котором он как единичный человек предстал тому или иному рабочему, — черты его лица или фигура. Существенные и несущественные свойства, случайные и необходимые связи или связи по смежности в данной частной ситуации, т. е. простые совпадения и реальные зависимости, выступают в восприятии в нерасчлененном синкретическом единстве. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить

существенные, необходимыесвязи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации.

Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к необходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. Но то, что существенно связано, необходимо окажется общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышлениепоэтому обобщает.

Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление — это движениемысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление— это опосредованное— основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности.

Переходя от случайных к существенным общим связям, мышление раскрывает закономерности или законы действительности. В восприятии я могу лишь констатировать, что в данном частном случае данное единичное явление протекало так-то, но лишь в результате мыслительной операции я могу прийти к тому выводу, что такова общая закономерность. Раскрытие закономерности свойств и тех отношений, которые выступают в восприятии, требует мыслительной деятельности. Раскрывая все более глубокие закономерности явлений, мышление познает все более и более существенные свойства, все более глубокую сущность объективного мира. Адекватное познание бытия, которое всегда находится в процессе становления, изменения, развития, отмирания старого, отживающего, и развития нового, нарождающегося, дает лишь мышление, которое отражает бытие в его многосторонних связях и опосредованиях, в закономерностях его движимого внутренними противоречиями развития, — диалектическоемышление.

Мышлениекак познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуяна нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышлениев действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.

Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическаяоперация, как момент или компонент практическойдеятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В теоретическом мышлении связь с практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется. Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому единичному случаю практики. Пока, решая задачу, мы оперируем только наглядным единичным содержанием, данным нам в непосредственном созерцании, мы разрешаем задачу лишь для данного единичного случая. В каждом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи радикально изменяет положение. Задача, получившая такое обобщенное решение, решена не только практически — для данного частного случая, но и теоретически — для всех принципиально однородных случаев. Решение, полученное на единичном случае, выходит за его пределы и получает обобщенное значение; оно становится теорией или составной частью теории. Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования. Оно поднимается на тот уровень, когда возможной становится теория, опережающая практику и служащая руководством к действию. Так прокладывается диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», — пишет Ленин. 116 Развиваясь на основе действия, мышление и служит в конечном счете для организации действия и руководства им.

Будучи связано с деятельностью, теоретическое мышлениесамо процесс, переходот единичного к общему и от общего к единичному, от явления к сущности и от сущности к явлению. Реальное мышление — это движение мысли. Оно может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и ее продукта, процесса и его содержания, мышленияи мысли.

Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.

Полноценное диалектическое понятие берет явление во внутренней взаимосвязи всех его сторон, в единстве внутренних противоречий, в его конкретной жизни и развитии. В «смене» взаимозависимости всехпонятий, в тожестве их противоположностей, в переходаходного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий мышление все глубже проникает в конкретную жизнь действительности, в ее движимое внутренними противоречиями развитие. И именно понятие, а не слово, как этого хотят формалисты, превращающие речевой знак в творца, в «демиурга» мышления, 117 и не общее представление, как этого хотят эмпиристы, сводящие логическое к наглядно-чувственному, — именно понятие является специфическим содержанием мышления.

Вскрывая связи и отношения, исходя от явления к обобщенному познанию их сущности, понятие приобретает абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия сплошь и рядом нельзя себе наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы непосредственной наглядности. Формой существования понятияявляется слово.

Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческимпроцессом, подчиненным историческим закономерностям.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Природа мышления | Psylist.net

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

psylist.net

Мышление. Мышление уникальное эволюционное явление живой природы. Мышление человека. Человек мыслящий

Мышление. Мышление уникальное эволюционное явление живой природы. Мышление человека. Человек мыслящий — человек разумный!

 

Мыслящий человек уже наперед знает или предполагает, что у него может получиться в результате тех или иных действий. Мыслящий человек решает задачу «в уме», на основе своего и чужого опыта, который используется в мышлении.

 

Мышление уникальное эволюционное явление живой природы.

Мышление.

Мышление — это процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.

Однако в науке психология существует множество других разнообразных определений этого процесса.

Например.

Мышление человека — это психический процесс, благодаря которому человек отражает в своем сознании предметы и явления действительности, и их существенные признаки, и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними.

Мышление – это высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.

Мышление – это процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности.

Мышление – это уникальный процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний.

Мышление. Цель мышления как явления эволюции.

Мышление. Целью мышления, и его эволюционным источником, является приспособление к новым условиям на поведенческом уровне и решение новых более сложных задач.

Мышление. Возможности мышления и его изучение.

Мышление — это высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

Мышление. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Сигнальная система — это система условно- и безусловнорефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира.

Различают первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система развита практически у всех животных, тогда как вторая система присутствует только у человека.

Мышление. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения и изучаются в рамках науки «логика».

Мышление. Психофизиологические механизмы мышления  — изучают, соответственно, психология и физиология.

Мышление. Исследование мышления.

Первые исторические сведения об исследовании мышления пришли к нам от античных философов и учёных, которые исследовали мышление, и законы мышления, в рамках философии и логики.

Первым из них был Парменид. В сочинении «Путь истины» Парменид представил первое в истории европейской философии сокращённое изложение основных положений дедуктивной метафизики.

Далее, два других известных древнегреческих учёных, Протагор и Эпикур. Протагор и Эпикур являлись представителями сенсуализма, философского течения, сыгравшего существенную роль в научном подходе к пониманию мышления значительно позже.

Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в древние времена был Аристотель. Он изучил формы мышления, обосновал и вывел законы мышления. Однако мышление Аристотель рассматривал исключительно как деятельность «разумной души».

Мышление и его природа. Мышление и медицина.

Большую роль в изучении мышления сыграла медицина. Первыми предвозвестниками мозговой теории мышления были древнегреческий философ и математик Пифагор и его ученик, Алкмеон Кротонский — философ и медик.

Великий врач Гиппократ, разделявший взгляды Пифагора и Алкмеона, утверждал:  

«Надо знать, что, с одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры, а, с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы — происходят от мозга… От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи, либо ночью, либо с наступлением дня.»

Александрийский медик, Эрасистрат, прямо утверждал, что этот орган (мозг) — вместилище ума.

Древнеримский медик Гален первым научно доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». При этом он выделял отдельную рассуждающую душу, в те времена это было шагом назад в сравнении с предыдущими учёными.

Приходится отметить, что эпоха «Средневековья» характеризуется эмпирическим характером изучения мышления, и чего-либо нового в его понимание не принесла.

Активные психологические исследования мышления ведутся начиная с 17-го века, однако и тогда они существенно зависели от логики.

Согласно раннему учению о мышлении, принадлежащему к 17-му веку, способность к мышлению есть характеристика врождённая, а само мышление рассматривалось отдельно от психики. Интеллектуальными способностями считались: созерцание, логическое рассуждение, и рефлексия.

С появлением ассоциативной психологии мышление сводилось к ассоциациям и рассматривалось так же как врождённая способность.

В эпоху европейского Ренессанса учёные вновь вернулись к постулатам античности о том, что психика – есть следствие работы мозга. Однако их рассуждения не были подкреплены экспериментом, поэтому являлись в большей мере абстрактными.

Так, сенсуалисты, на основе учения французского философа Э. Б. де Кондильяка, утверждали: «мыслить» — это значит чувствовать», а разум — «усложнённые ощущения». По, их мнению, ощущения и восприятия имели в процессе мышления решающее значение.

Их оппонентами были рационалисты. Видным их представителем был Р. Декарт, предвозвестник рефлексологии. Они считали, что органы чувств дают примерную информацию, а познать её мы можем только с помощью разума. При этом мышление они считали автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования.

«Ощущения: свидетели в судебном заседании, а разум, мышление — это судья, который сопоставляет показания свидетелей и выносит окончательное заключение.» — Д. Дидро

В конце 19-го века появилось новое учение — прагматизм. Представители «прагматизма» У.Джеймс и Дж. Дьюи. У.Джеймс в своей книге «Принципы психологии» утверждает:

«Понятия» — это не адекватное отражение объективного мира, а орудия, используемые при познавательной деятельности, планы действия. Мысли истинны не потому, что отражают материальный мир, а через полезность для человека.»

В это же время наступает расцвет психологического течения, получившего название «рефлексология». Среди видных её деятелей можно выделить И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

В начале 20-го века большой авторитет в сфере исследований мышления приобрела Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.).

Представители Вюрцбургской школы психологии, в своих исследованиях брали за основу феноменологию Э. Гуссерля и отвержение ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.

М. Вертгеймера и К.Дункера, представители Гештальтпсихологии, занимались исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта.

В рамках бихевиоризма, мышление – это процесс формирования связей между стимулами и реакциями. Несомненная заслуга бихевиоризма – рассмотрение и исследование практического мышления, а именно — умений и навыков при решении задач.

Большой вклад в изучение мышления внес и психоанализ, который подробно исследовал бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей.

Теория деятельности. К её представителям можно отнести: А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова.

С точки зрения «теории деятельности», мышление понимается как прижизненная способность к решению задач и преображению действительности.

«Внутренняя (мышление) деятельность — не только производная от внешней (поведение), но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые. Можно сделать вывод: мышление сформировано в процессе деятельности.» —  А. Н. Леонтьев.

В настоящее время, существующие теории о происхождении и наличии мышления у человека делятся на две группы. Представители первой считают, что интеллектуальные способности врождённые и неизменные. Одной из наиболее известных теорий первой группы является теория мышления гештальтпсихологии. Согласно второй группе, умственные способности развиваются в процессе жизни человека. Мышление зависит либо от внешних воздействий среды, либо от внутреннего развития субъекта, или же и от того и другого.

 

Мышление. Основные характеристики мышления.

Мышление характеризуется наличием двух взаимосвязанных и неразделимых в процессе мышления характерных явлениях:

— первое, обобщение отражения действительности, связанное с активацией (раздражением, возбуждением) зон поиска, осуществления ими поиска отдельных предметов, причин, и явлений, и переход к общему;

— второе, опосредованное познание объективной реальности, на основе этого явления, мы по непрямой информации можем судить о свойствах предметов и явлений.

 

Мышление. Основные формы мышления.

К основным формам мышления относят:

1. Понятие – как форма мышления, означает своеобразное типовое отображение в мышлении единства существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений. Понятие формируется в виде мысли или системы мыслей, выделяющей и обобщающей предметы (явления) некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

2. Суждение — форма мышления, которая связана с формированием о наблюдаемом предмете (явлении) каких-либо характеристик, связанных с его утверждением или отрицанием, о его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений, и отношения между ними, изучаются в философской науке «логике».

3. Умозаключение — вывод. Умозаключение можно представить как заключительную или промежуточную форму мышления, опирающуюся на две предыдущие, но имеющую инвариантность объективного и субъективного характера.

 

 

Мышление. Основные операции процесса мышления.

Основные виды умственных операций.

Сравнение. Сравнение — это одна из ключевых операций, осуществляемых человеком при познании окружающего мира, себя самого и других людей, а также в ситуациях решения разнообразных, в частности, когнитивно-коммуникативных задач, находящаяся в зависимости от условий (контекста), в котором она совершается, которая не может быть понята вне единства процесса, в ходе которого она осуществляется, результата, к которому приводит и субъекта, который её осуществляет.

Сравнение. Операция «сравнение» заключается в установлении сходства и различия. Операция «сравнение» может осуществляться непосредственно (воспринимая предметы одновременно) или опосредованно (путём умозаключения, используя косвенные признаки).

Ошибки при сравнении. В операции «сравнение» крайне важны и сравниваемые свойства и выбранные для сравнения показатели. Нельзя, например, при сравнении расстояний сравнивать в одном случае километры, а в другом – направление и количество остановок в пути. Необходимо выбирать существенный признак для сравнения. Чтобы избежать ошибок, нужно производить разностороннее сравнение.

Второй возможный вариант возникновения ошибок при сравнении — поверхностное сравнение по аналогии, при котором, при сходстве по одному или даже группе признаков, мы считаем, что все остальные признаки также сходятся. Но более подробный анализ порой показывает, что это не так.

Анализ и синтез.

Анализ – логическая операция (прием) в определении понятия, когда его разлагают по имеющимся признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание более ясным и более полным.

Таким образом, из целого можно создать соответствующую эквивалентную структуру, состоящую из выделенных восприятием и суждениями частей изначально целого. Вместе с частями предмета мы выделяем и его свойства. Анализ возможен не только при непосредственном восприятии, но и по памяти, то есть при представлении, а следовательно и по воображению.

Синтез – логическая операция (способ) собрать целое из частей или явлений, а также их свойств. Синтез можно рассматривать и как логический антипод анализа, но все же синтез как операция и как некое явление присущее разуму, более обширное понятие, чем анализ. Способность из разных частей и явлений создавать новые предметы (явления).

С самого детства анализ и синтез впервые возникают практически при всех манипуляциях предметами. И с возрастом с целью разобраться в строении и устройстве предметов, человек их разбирает и собирает.

С возрастом человек понимает, что не всегда можно собрать то что разберешь. Поэтому дополнительно, для изучения предметов, вводятся и усваиваются мысленные операции над совокупностью неизвестных предметов, подлежащих изучению.

Анализ и синтез бывает не только практическим, но и теоретическим. Если при этом они отделены от других мыслительных операций, они становятся механистичными. Так, оторванная от других процессов разборка ребёнком игрушки совершенно бесполезна, в то же время и при её сборке детали собираются не как-нибудь, а в соответствии логики заложенной создателем данной игрушки.

Анализ и синтез в мышлении, всегда, тесно взаимосвязаны, между собой.

Абстракция. Абстракция – это способ отвлечения в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета, или явления, с целью выделения их существенных, закономерных признаков.

Выделенная часть или свойство рассматриваются отдельно от других.

При этом происходит выделение из информации отдельных частей или свойств. Так, оперируя термином «кружка» мы представляем абстрактную кружку без отдельных свойств, присутствующих у всех известных нам кружкам. Это конкретное понятие.

От конкретных понятий можно совершить переход к абстрактным, то есть признакам и свойствам предметов и явлений: «трезвость», «мудрость», «яркость». Они, с одной стороны, совершенно отдельны от других свойств. С другой же они нуждаются в чувственной опоре, без неё становясь формальными.

Конкретизация. Конкретизация – это способ выделения частного из общего. При этом мы представляем конкретные предметы во всём их многообразии. Конкретизация понятия «шкаф»: «книжный шкаф», «платяной шкаф», «раздвижной шкаф».

Индукция. Индукция – это процесс (метод) логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.

Во избежание ошибок при индуктивном умозаключении необходимо знать, от чего зависит наблюдаемый нами факт или явление и установить, меняется ли это свойство, или качество, при единичных случаях, которые мы наблюдали.

Дедукция. Дедукция — это метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Дедукция делает выводы по правилам логики. Цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования друг за другом.

Метод дедукции очень важен в реальной жизни. Он позволяет понимать многие вещи и явления, которые не распознаются простым восприятием.

Классификация. Классификация это логический прием позволяющий отнести изучаемый (исследуемый) объект к категории предметов с уже известными свойствами и характеристиками (например, стул, автомобиль, ракета, игрушка, одежда), а так же и к категории с неизвестными свойствами и характеристиками(например, неопознанный летательный объект — НЛО, неизвестная форма жизни, и т.п.).

Обобщение. Обобщение это, как правило, завершающий (либо промежуточный) прием в процессе мышления, основанный на результатах основных операций процесса мышления, и представляющий конечный (либо промежуточный) вывод по рассмотрению определенной задачи.

 

 

 

Мышление. Формирование мышления и формы мышления человека.

Мышление взрослого человека формируется постепенно, в этом процессе на разных этапах жизни человека принято различать следующие формы мышления:

— Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Наблюдается у детей с рождения до 1,5 лет).

— Конкретно-предметное мышление (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 — до 7 лет).

— Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти (доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).

— Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями, то есть категориями, которых нет в природе. Начинает формироваться с 7 лет. Считается, что у животных отсутствует форма абстрактного мышления.)

 

Мышление. Процессы мышления.

Современные представления о формах и основах процессов мышления.

С точки зрения физиологии, «Мышление» является функцией работы головного мозга.

«Мысль — есть следствие рефлекторной связи между человеком и реальностью.» — И.П.Павлов.

В результате многочисленных исследований, в структуре человеческого организма и мозга, выделены и определены основные системы, участвующие в процессах мышления.

Первая из них — подкорковая область. Её активизируют безусловные стимулы внешнего или внутреннего мира.

Вторая система — полушария головного мозга без лобных долей. Принцип её работы: стимулы временной (условной) связью «подключаются» к безусловной реакции. Это — первая сигнальная система.

Принцип третьей системы: отвлечение от конкретных качеств воспринятых объектов и обобщение сигналов из первых двух инстанций. Это — вторая сигнальная система. На её уровне воспринимаются слова и приходящие сюда сигналы заменяются речью. Поэтому в её состав входят лобные доли и 3 анализатора: речедвигательный, речеслуховой и речезрительный. Кроме того, вторая сигнальная система регулирует первую. Её условные связи могут формироваться без раздражителя и отражать не только прошлое и настоящее, но и будущее.

Физиологическая основа мышления — работа коры больших полушарий. Ей характерны процессы, общие для нервной системы, в основном сочетание доминирующего возбуждения с окружающим его торможением.

 

Мышление. Мышление и интеллект.

Интеллект тесно связан с мышлением, которое обрабатывает информацию из внешнего мира. Интеллект связан с мышлением в области решения задач, это совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания.

Мышление формирует понятия, понимание их взаимосвязей, анализирует их, а это, в свою очередь — основа поведения, а значит — адаптации. При этом выбор поведения зависит и от критичности мышления.

Важно понимать, что поведение и мышление связаны только при решении определённой задачи. Если задача отсутствует, то поведение может быть связано и с другими механизмами. Например, поведение людей может зависеть от моральных ценностей и личных переживаний.

Мышление связано с деятельностью, так как в её процессе сначала решается ряд задач, а потом умственный проект осуществляется на практике. Кроме того, существует творческое мышление.

Несомненно, что поведение и деятельность человека связаны с мышлением, поэтому под понятием «ум» мы определяем процесс мышления и его особенности.

Объективными методами с помощью эксперимента можно выделить компоненты, связанные с решением умственных задач, на основе чего его считают отдельным психическим процессом. Другие компоненты, участвующие в регуляции поведения, самостоятельно выделить нельзя. А понятие «интеллект» связано с попыткой психологическими тестами оценить умственные и творческие способности.

 

Мышление. Мышление и творчество.

Основные стадии творческого мышления.

В настоящее время существует множество различных классификаций последовательности акта творческого мышления.

Наиболее популярной является, одна из первых, которая была сформулирована на базе многочисленных исследований известных ученых, которые исследовали свои методы творческого мышления, и исследовали путем наблюдений и опросов опыт других ученых и видных деятелей науки и искусства. Согласно этой концепции в творческом мышлении можно выделить четыре стадии: подготовка, созревание, озарение и проверка истинности.

 

 

Мышление. Мышление и искусственный интеллект.

В наше время, мышление, и его формы, начинают принимать активное участие  в новых научных исследованиях. В частности в проблеме создания и работы систем с искусственным интеллектом.

Например, информационно-кибернетическая теория мышления. Мышление человека исследуют и моделируют с точки зрения кибернетики и искусственного интеллекта.

 

 

 

 

 

Мышление. Мышление уникальное эволюционное явление живой природы. Мышление человека. Человек мыслящий — человек разумный!

 

Женский интернет портал Я самая красивая!

Женский сайт Я самая красивая!

www.i-kiss.ru

Понятие и природа мышления

Мышление является высшим познавательным психическим процессом, который представляет собой порождение нового знания,активную форму преобразования человеком действительности .всегда связано с наличием

проблемной ситуации, которую нужно решить и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление порождает результат, какого ни в действительности, ни у субъекта в данный момент времени не

существует. Суть опосредованного познания заключается в том,что мы можем выносить суждения о предметов и явлений без контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Мышление совершается в обобщениях, что является специфической характеристикой, позволяющей отличать мышление от сенсорных и перцептивных процессов. Человек познает действительность,воздействуя на нее. Действие – это первичная форма существования мышления. мышление как отдельный психический процесс не существует, присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятия, воображении, памяти, речи.

Мышление, по А.В. Петровскому, — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Специфическим результатом мышления может выступить понятие —обобщенное отражение класса предметов. Формой существования понятия является слово. путь формирования понятий — это движение

от частного к общему, то есть через обобщение.

Один из подходов к природе мыслительной деятельности предложил А.В.Петровский, в его концепции речь идет о социальной природе мышления.:для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познаванием, но и с языком.. Познание предполагает преемственность знаний, Это возможно в случае их закрепления, сохранения и передачи . фиксация результатов познания осуществляется с помощью языка — в книгах,журналах и т.д. Во всем этом наглядно проявляется социальная природа человеческого мышления. Мыслительная деятельность — необходимая основа и для усвоения знаний и для добывания совсем новых знаний в ходе исторического развития человечества.

Концепция С.Л. Рубинштейна предполагает рассмотрение психологической природы мыслительных процессов: мыслительный процесс является актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности человека, соотнесенную с условиями,которыми она задана. Направляясь на ту или иную цель, мыслящий акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как неудача. Мыслительный процесс связан со всей психической жизнью индивида. Мыслит не ≪чистая≫ мысль, а живой человек. Поэтому в акт мысли включается и чувство. Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения≫. Эмоции, однако, способны не только искажать,но и стимулировать мышление. Мышление совершается в виде операций,направленных на разрешение определенных задач, мыслительный процесс является активным, целеустремленным волевым актом.Разрешение задачи требует значительного волевого усилия . Мышление соотносит, каждую мысль, возникающую в процессе мышления, с задачей, на

разрешение которой направлен мыслительный процесс.Совершающиеся таким образом проверка, критика, характеризуют мышление как сознательный процесс.

Учение Л.С. Выготского определяет двигательную природу мыслительных процессов. Всякая мысль,связанная с движением, вызывает некоторое предварительное напряжение соответствующей мускулатуры, выражая

тенденцию реализоваться в движении. И если эта мысль и остается только мыслью, то в силу того, что движение не доведено до конца, оно пребывает в скрытой форме. Сильная мысль о каком-либо предстоящем действии произвольно обнаруживается в позе или жесте, как бы в предварительных усилиях, которые мы собираемся сделать. Что чем сильнее и напряженнее мысль,тем яснее и сложнее ее двигательная природа. Напряженно думающий человек не довольствуется словами, которые он произносит про себя. Он начинает шевелить губами, иногда переходит на шепот, а подчас начинает громко разговаривать сам с собой. Если предложить человеку

пройтись по доске, лежащей на полу, он пройдет спокойно,Но стоит вообразить, что доска лежит на высоте 10 метров число благополучных переходов по этой доске упадет до минимума. Разница в обоих случаях объясняется тем, что во втором случае у проходящего будет совершенно живое и отчетливое о возможности падения, которое действительно и реализуется в девяти случаях из десяти. Таким образом, система наших мыслей, считает Л.С. Выготский, как бы предварительно организует поведение. И если я сначала подумал, а потом сделал, то это означает что внутренние реакции мысли сначала подготовили и приспособили организм, а затем внешние реакции осуществили то, что было установлено и подготовлено в мысли. Таким образом, мысль выступает в роли

предварительного организатора нашего поведения.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Природа и виды мышления

ПРИРОДА И ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

«У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» — так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К. Дункер’, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здравого смысла». Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания человеком действительности?

Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. На рис. 51 представлены основные виды мышления. Рассмотрим их подробнее.

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно-образного— состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Последний из обозначенных на схеме видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в филои онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно-действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента. Наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного ученого. Эту мысль хорошо подметил Б. М. Теплов.

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…,’тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей»‘. И теоретическое, и практическое мышление в конечном счете связаны с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой, непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредствованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются.’ По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнени^ анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тож-1 дество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оноп выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ — это рас’; членение предмета, мысленное или практическое, на составляющие; его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение’ целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычной осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез,— писал С. Л. Рубинштейн,— «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относят-‘ ся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение) анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное. Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием 1 операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения.

Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

mirznanii.com

Природа человека — Психология человека

В желании выражается сущность человека.
Бенедикт Спиноза

Что такое человек? Кто такой человек? Для чего создан человек? Какова истинная природа человека, определяющая его сущность? Отчасти психология человека, а также другие науки о человеке дают нам ответы на эти и многие другие вопросы о нас самих. Но этих ответов нам явно недостаточно для полного понимания себя и других людей, поэтому мы все еще находимся в поисках ответа на вопрос: “кто мы и зачем мы здесь?”. Природа человека, о которой пойдет речь в этой статье, до конца еще не изучена, однако того, что мы уже о ней знаем, вполне достаточно для понимания нами многих, наиболее важных моментов в поведении человека. И это понимание причин поведения людей позволит нам найти “ключик” к каждому без исключения человеку, включая нас самих. Давайте разберемся, кто же мы, люди, все-таки такие и для чего мы были созданы.

Природой человека мы с вами можем назвать все те врожденные, генетически обусловленные качества и особенности поведения, которые присуще всем людям. Человеческая природа – это все то, что в нас было всегда, с момента нашего появления и что делает нас людьми. Человеческая природа – это то, что свойственно человеку, как виду. Человеческая природа – это то, что определяет наши вечные и неизменные стремления и желания. Человеческая природа – это наша способность специфически реагировать на внешние раздражители и определенным образом воспринимать окружающий мир. Человеческая природа – это наша способность подстраивать мир под себя. И наконец, природа человека – это его умение выживать. Последнее определение на мой взгляд, лучше всего объясняет природу человека, как необходимую для него, как для вида, биопсихическую конструкцию. Поэтому давайте остановимся именно на этом определении и более подробно его обсудим. В конце концов, философские споры о природе человека имеют многовековую историю, и мнений о том, что это такое – природа человека, может быть много. Нам же нужно понять очевидное в этом вопросе, что мы можем при необходимости проверить, путем элементарных наблюдений за собой и за другими людьми. А более очевидным для нас на мой взгляд является не определение того, что такое природа человека, а то, в чем ее смысл и для чего она предназначена. Ведь если мы, люди, не можем или не хотим определиться со структурой природы человека, тогда нам необходимо изучить ее функции, чтобы затем привязать их к различным элементам структуры и таким образом понять ее. Это и проще, и интереснее. В конце концов, что для нас важнее – знать то, кем мы являемся, или то, на что мы способны? На мой взгляд, изучать природу человека лучше всего с позиции наших потребностей, желаний, целей и возможностей. Так что давайте именно так и поступим.

Так вот, чтобы лучше понять природу человека, необходимо понять смысл ее предназначения, который достаточно прост в понимании, если не вдаваться в детали – природа человека предназначена для выживания человека и человечества. По своей природе мы такие, какими должны быть, чтобы выживать в этом мире, поэтому изучая и объясняя поведение человека, следует всегда исходить в первую очередь из этой основной его потребности. Эта потребность порождает другие потребности, которые в свою очередь побуждают человека к определенным, необходимым для удовлетворения этих потребностей действиям.

Чтобы понять, на что по своей природе способны люди, давайте взглянем на природу человека через призму библейских заповедей, которые показывают нам, какими негативными качествами обладает человек и как они в нем проявляются. Я с вашего позволения приведу только некоторые из них, а именно – шестую, седьмую, восьмую, девятую и десятую заповеди. Их мне быстрее и проще объяснить, поэтому я покажу вам на их примере, что свойственно людям от природы. Итак, эти заповеди гласят: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй и не желай того, что есть у ближнего твоего. То есть, не делай того, что, внимание – ты хочешь, можешь и в некоторых ситуациях вынужден и склонен делать. Вы понимаете, о чем эти заповеди говорят нам? Они говорят нам о том, что человеку свойственны все эти действия и желания – ему свойственно убивать, прелюбодействовать, воровать, лгать, желать того, что есть у других, но чего нет у него, и это, как вы понимаете, только малая часть тех действий и желаний, к которым мы склонны с рождения, которые заложены в нас самой природой, или, если хотите, даны нам Богом. Вот тоже, вопрос закономерный возникает – если Богу не нравятся те или иные качества человека, тогда зачем он ими его наделил? Чтобы потом карать человека за естественное для него поведение? А зачем? Ладно, эти вопросы мы обсудим как-нибудь в другой раз, сейчас нас интересует не религия, у нее свое предназначение, нас интересует природа человека, которую нам нужно хорошо понимать, чтобы понимать себя и других людей и жить в соответствии с этим пониманием, то есть, в гармонии со своей природой.

Так вот, как мы с вами видим, человеку свойственно все то, что запрещает ему делать Бог с помощью своих заповедей и многое другое, что запрещает ему делать общество с помощью своих законов. Свойственно человеку и то, что мы называем хорошими, добрыми поступками. Это в свою очередь означает, что человек по своей природе не добрый и не злой, не плохой и не хороший, он просто такой, какой он есть, каким он должен быть, чтобы не столько даже он сам, сколько его вид – мог выжить в этом суровом мире. Если мы склонны к тому, чтобы убивать, воровать, обманывать, прелюбодействовать, а также к другим, как плохим, так и хорошим поступкам, значит, нам необходимо их совершать в определенных жизненных ситуациях, чтобы выжить. Поэтому мы не должны оценивать свои поступки, как плохие или хорошие, так как они все свойственны нашей природе, нам нужно понимать их необходимость для нас в тех или иных ситуациях. Мы не можем полностью изменить свою природу, и, наверное, не должны, но мы можем ее дополнить, усложнить, усовершенствовать, развить, и можем управлять ею. Но главное, мы должны подчинить себе свою природу, чтобы не она управляла нами, а мы ею. Тогда наше поведение будет максимально рациональным, расчётливым, практичным и адекватным, а значит и разумным.

Так что как видите, друзья, наше поведение может рассказать нам о том, кто мы такие, показывая нам, почему мы такие. Наши поступки говорят нам о наших возможностях, а наши возможности указывают на наши потребности, для удовлетворения которых мы эти поступки совершаем. А наши потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Поэтому человек чаще всего делает что-то не по тому, что он хочет это сделать, а потому что он должен и, главное, может это сделать. В одних ситуациях мы, в силу наших личностных качеств, можем быть злыми и жестокими, в других, добрыми и отзывчивыми, готовыми помочь ближнему. Мы реагируем на внешние раздражители и поступаем согласно своей природе и своим возможностям. И в зависимости от того, кем мы стали в процессе своей жизни, наши возможности и способности могут сильно различаться, и как правило различаются. А значит и вести мы себя в одних и тех же ситуациях можем по-разному. Мы разные, друзья, несмотря на нашу природу, которая у нас у всех одинаковая, и всегда были и будем разными. Человек формируется как личность под воздействием природных и социальных факторов, поэтому мы относительно легко адаптируемся и приспосабливаемся к практически любым условиям. Но кто-то делает это лучше, кто-то хуже. Нам также свойственно приспосабливать мир под себя, создавая человеческую ситуацию, то есть подходящую нам среду, в которой нам комфортно и безопасно жить. У нас для этого есть, а вернее могут быть, и желание, и возможности. И опять-таки, в зависимости от уровня развития, определяющего возможности человека, в нем либо просыпается желание все вокруг себя поменять, либо нет. Чем примитивнее существо, тем оно слабее, а чем оно слабее, тем чаще оно вынуждено приспосабливаться к внешнем условиям, нежели менять их. Следовательно, человек приспосабливается ко всему тому, что не в силах изменить. То есть, дело не в желании, дело в возможностях. Умение приспосабливаться делает нас более живучими, а умение приспосабливать говорит о большой силе и высоком уровне развития человека. Вот так по-разному себя может проявлять природа человека, основа которой неизменна, но те или иные личностные качества человек в себе развивает сам в процессе жизни, либо жизнь развивает в нем их, с помощью различных жизненных сценариев. Также, в процессе жизни, человек, в том случае, если он постоянно занимается саморазвитием и самосовершенствованием, открывает в себе все новые и новые возможности, свойственные его природе. Вот почему так сложно сказать, какая она – природа человека в своей целостной форме, ведь предела совершенству человека нет, а значит, мы всегда будем узнавать о себе и своих возможностях что-то новое.

Из необходимости выживать в нашем, весьма недружелюбном по отношению к человеку мире, вытекают и наши основные инстинктивные потребности, которые у нас у всех одинаковые. Мировоззрение и миропонимание у нас может быть разным, но базовые, а точнее, первичные потребности у всех одинаковые, и каждый человек на этой планете стремиться к их удовлетворению. Это – потребность в еде, воде, безопасности, сексуальном удовлетворении, в общем во всем том, что необходимо человеку для выживания и продолжения рода. Далее следуют более возвышенные, вторичные потребности, которые человек начинает испытывать по мере удовлетворения им основных своих потребностей [физиологических потребностей и потребности в безопасности, то есть в гарантии удовлетворения физиологических потребностей]. Ознакомьтесь с пирамидой потребностей Абрахама Маслоу, на мой взгляд она прекрасно демонстрирует не только то, какими потребностями может быть обусловлено конкретное поведение конкретного человека, но и то, на каком уровне развития находится тот или иной человек или группа людей в зависимости от их стремления и возможностей удовлетворить те или иные свои потребности. Иерархия потребностей показывает нам, какой является природа человека в целом [известная нам], и как она проявляется у разных людей, в зависимости от их развития, образа жизни, окружения, возможностей. Более развитому человеку проще удовлетворить свои потребности, особенно низшие, поэтому он более спокоен и менее агрессивен. Также следует сказать, что чем выше интеллект человека, тем более завуалированным и продуманным будет его стремление удовлетворить свои потребности, а следовательно, и более успешным.

Вообще вся наша жизнь сводится к удовлетворению своих потребностей, и может отличаться только тем, какие потребности в тот или иной момент своей жизни каждый из нас стремиться удовлетворить. С этой точки зрения мы мало чем отличаемся от животных, разве что только по мере своего развития мы пробуждаем в себе новые, более возвышенные потребности и благодаря своему интеллекту можем найти больше возможностей для их удовлетворения. В этом смысле мы, как я уже говорил, имеем безграничный потенциал для расширения своих возможностей. Так что пока еще неизвестно, как сильно мы можем изменить мир, но то, что мы к этому будем стремиться, не подлежит сомнению. Ведь помимо потребностей, у человека имеются еще и желания, которые ушли далеко вперед от его возможностей, и они тянут человека вверх, к той ступени развития, находясь на которой он сможет эти желания осуществить. В этом смысле человеческая природа уникальна – мы можем хотеть того, чего нет, но о чем мы догадываемся, о чем мечтаем. Так что мечты, как более высшая форма потребностей, также мотивируют нас к действиям. Любопытство и желание изменить мир, а заодно и самого себя – это неотъемлемая черта природы человека. И это неудивительно. Ведь энергетический потенциал человека очень высок, поэтому для него естественно стремление к максимальному действию, после которого, в зависимости от возможностей каждого конкретного человека, мир может сильно измениться, как в лучшую, так и в худшую сторону.

В целом, друзья, природа и сущность человека познаваема посредством внимательного наблюдения за разными людьми, изучения их культуры и истории, традиций и законов, а также с помощью самонаблюдения, ведь какая-то часть природы человека проявляется в каждом из нас. Те качества, которые человек имеет и которые проявляются в нем в тех или иных ситуациях, являются неотъемлемой частью его природы, и чем человек примитивнее, тем легче понять его врожденную, неизменную сущность, которая тем сильнее изменяется, чем активнее человек себя развивает, совершенствует, а следовательно, усложняет свое поведение и повадки. Сама эта склонность человека к изменениям в своей жизни и усложнению своего поведения – это тоже его природное качество. Поэтому то, что мы называем разумом человека, в нем, несомненно присутствует, но требует развития, так как тем выше разумность человека, чем адекватнее существующей реальности он себя ведет. А как мы с вами знаем, человек не всегда адекватен в своем поведении, что в свою очередь означает, что природа человека неразумна, но в наших силах сделать себя достаточно разумными существами, воспользовавшись заложенным в нас потенциалом.

Самое интересное и, пожалуй, важное в природе человека это то, что ее, эту природу, можно приспособить под, практически любой образ жизни. Человек – существо внушаемое, ему можно внушить что угодно, тем самым создав в нем так называемую “вторую природу”. Вторая природа – это измененная, или лучше сказать, дополненная человеком первая природа. То есть, вторая природа – это совокупность чувственных, когнитивных, а также операционных черт, приобретенных в дополнение к базовой личности. Можно сказать еще проще – постоянные качества личности, которые являются приобретенными – это вторая природа человека. Человек, как правило, считает приобретенные им качества такой же естественной частью своей личности, как и все то, что задано ему генетически. Таким образом, человек, благодаря внушению и самовнушению, может считать частью своей природы такие моменты в своем поведении, и такие свои желания и потребности, которые ему не свойственны по природе, по его “первой природе”, но которые он приобрел и развил в течение жизни. Например, “второй природой” человека является его культурное образование, а также его профессиональные навыки и манера поведения, которые он в себе развил. Вторая природа человека выражается в таких, например, ситуациях, когда человек начинает ассоциировать себя со своей деятельностью, со своими культурными и умственными достоинствами, а также со своими увлечениями и достижениями. Что же касается внушений, то человеку можно, к примеру, внушить мысль о том, что секс – это грех и заниматься им грешно, а значит и не нужно. И человек, поверивший в это не будет заниматься сексом, идя таким образом против своей собственной природы, то есть, против первой своей природы. Также можно внушить человеку мысль о том, что он является определенной личностью, которой свойственны определенные качества, например, можно ему внушить, что он раб, рожденный для служения своему господину. И эта принятая человеком роль – станет его второй природой, и он будет вести себя соответственно этой роли. Так что от того, что нам внушают другие люди и что мы сами себе внушаем, в нашей жизни, друзья, зависит многое, возможно даже все. Каждый из нас будет в этой жизни тем, кем нас сделают другие люди или мы сами. Природа человека достаточно гибкая и даже в какой-то степени непредсказуемая, поскольку мы ведь еще многое не знаем о том, каким может быть человек, если создать для него определенные условия или подвергнуть его определенным испытаниям, или, если внушить ему что-то такое, что полностью изменит его личность и поведение. Поэтому очень важно уделять серьезное внимание всему тому, что входит в нашу голову, чтобы не позволять ненормальным для нас мыслям, эмоциям, мнениям, поступкам, ценностям и целям, становиться нормальными.

Пока мы с вами знаем о природе человека только то, что люди смогли о ней узнать за всю свою историю и что мы сами можем видеть, наблюдая за поведением человека. Но нам еще многое неизвестно о самих себе, так как человек до конца не познан, и неизвестно, будет ли он вообще когда-нибудь полностью познан, тем более самим собой. Однако мы можем сделать вывод, что человеческая природа в своей основе неизменна, наши базовые потребности и примитивные способы их удовлетворения за всю нашу историю не изменились. Это в свою очередь означает, что каждый вновь родившийся человек подобен чистому листу, на котором можно рисовать что угодно, независимо от того, кем были его предки. От природы все люди практически одинаковые, они все имеют одинаковые инстинкты, которые ими управляют и определяют их потребности. Любые качества, присущие одному человеку, при определенных обстоятельствах могут быть присуще и другому человеку. Все, что смог один человек, смогут и другие люди, если предпримут для этого необходимые усилия. Из этого можно сделать очень простой, но весьма полезный для нас вывод – по себе мы можем частично познать других людей, ровно настолько, насколько хорошо мы знаем себя, а по другим людям мы можем понять – каким вообще может быть человек, какие качества ему присущи от природы, какими возможностями он обладает и следовательно, мы можем понять, каким человеком мы способны стать. То есть, все что есть в других людях, есть в каждом из нас, в активном или пассивном состоянии. А все что есть в нас, есть и в других людях. Отсюда следует и вполне логичное умозаключение – не судите, да не судимы будете, ибо что присуще другим, присуще и вам, и при определённых обстоятельствах вы можете себя вести так, как ведут себя те, кого вы осуждаете.

И вот что я еще хочу сказать вам напоследок, дорогие друзья. Независимо от нашей природы, мы можем стать в этой жизни теми, кем захотим. Человек придумывает себя сам, согласно своему собственному желанию. Его, это желание, нужно только иметь. И пусть природа человека неизменна, тем не менее она, во-первых, не до конца изучена и поэтому мы с вами не знаем, на что еще мы можем быть способны, помимо того, что мы уже умеем и что нам известно о самих себе, а во-вторых, она ни коим образом не мешает нам менять себя и свое поведение, как по мере необходимости, так и в зависимости от наших желаний. Запомните, вы будете в этой жизни тем, кем сами решите быть. Так что не лишайте себя возможности самим определить свою судьбу.

psichel.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *